Ребенок 2 года 3 месяца не говорит вообще

Ребенок 2 года 3 месяца не говорит вообще thumbnail
  • Вообще ничего не говорит. ВООБЩЕ.
    Стоит бить тревогу или до 3 ждать?
    В глаза смотрит, если подозвать — идет. Ботинки сам одевает. Речь , вроде понимает, но даже не пытается ничего сказать.

  • Какие-то звуки произносит?
    Слух проверяли?

  • Ну а почему бы не показать ребенка логопеду, неврологу, психологу и психиатру?
    Это все можно сделать в частном порядке. И ни в каких базах это не будет отражено.
    Лучше перебдеть, чем недобдеть.
    Это ведь ребенок ваш.

  • да, произносит а-а-а-а
    да-да-да
    но не специально, а просто так
    Слух проверяли, нормальный.
    Невролог одна сказала — до 3 ждите
    Логопед — до 3
    дефектолог — начал орать ребенок в кабинете — ушли
    Другая невролог — легкое сдвг — пейте инстенон.

  • показывали логопеду, неврологу, психолог в дс.
    везде говорят — маленький.
    А психиатр тоже надо?

    В прошлом ответе писала:

    да, произносит а-а-а-а
    да-да-да
    но не специально, а просто так
    Слух проверяли, нормальный.
    Невролог одна сказала — до 3 ждите
    Логопед — до 3
    дефектолог — начал орать ребенок в кабинете — ушли
    Другая невролог — легкое сдвг — пейте инстенон.

  • Вроде вы все сделали уже, но до 3 я бы не советовала ждать, учитывая, что у вас вообще нет речи. Начинайте заниматься с дефектологом, ищите такого, который будет приходить к вам домой (чтобы стресс был наименьшим) и в игровой форме стимулировал речь.

  • Идите в ИКП на тройную консультацию. Там вам вряд ли скажут ждать до трех лет, особенно если ребенок вообще ничего не говорит.

  • Могу посоветовать обратиться в Институт коррекционной педагогики, и в Центр патологии речи (или институт — точно не помню).

  • Да -нет кивает? Просьбы выполняет?
    Игры по возрасту? Невербальный интеллект (пирамидки,сортировка, картинки разрезные) в норме?
    указательный жест?

    если ТОЛЬКО активная речь, то можно ждать, можно ноотропы попить.

    Если кроме речи еще чтото, то обследоваться.

  • Спасибо за совет.
    А как лучше искать такого дефектолога? По объявлениям? Какой порядок цен?

    Просто дефектолог, когда сам приходишь — около 900- 1000 рублей. По вызову — 2500. Для меня это существенная разница.

  • А ссылочку не дадите? ИКП — это то , что мне выше писали — институт коррекционной педагогики?

  • да-нет он не кивает, но показывает нравится ему или нет. Например, пойдем домой. А он не хочет. Начинает тянуть руку в другую сторону. То есть четко указывает, что хочет, но без кивков.

    Просьбы выполняет самые распространенные. То что делает каждый день. Одень ботинки, залезай в машину. Если показать, что надо поднимать банки, и говорить — поднимай , он поднимает.

    Строит только пирамидку. Очень любит. Рисует каля-маля с удовольствием.

  • Психиатру покажите.
    Вам ни разу не советовали его посетить? Невролог или логопед?

  • Начинает тянуть руку в другую сторону.

    Рукой показывает или пальцем?
    Если хочет игруку какую, или пить, или еще что, как дает понять?

    Свой чужой различает?

  • берет мою руку и ей показывает.
    Когда я беру его руку- он палец выставляет.
    Если хочет игрушку — берет сам.
    То что хочет есть или пить- никак не показывает.

    Свой-чужой различает.

  • Психиатру ни разу никто не советовал.
    Ребенок начал ходит в обычные ясли.
    Психиатра никто не рекомендовал.
    Невролога посещали двоих.
    Один сказал — после 3 приходите.
    Другая сказала — попейте инстенон, походите в бассейн, на физиотерапию.
    Логопед приходила, сказала, после 3 обращаться.
    Посоветовала дефектолога.

  • Т.е. к чужим на руки не идет?
    Если надо куда то пройти, а на пути человек, то обойдет, четко «обозначив» человека, или пройдет «по голове»?

  • игрушки в ряд выстраивает? колеса у машинок крутит подолгу?

  • приходила на дом логопед — к ней пошел.
    К другим может не пойти. Чужих побаивается.

    Людей он видит, и обойдет человека.

  • В общем и целом неплохо все.

  • пыталась сейчас собрать с ним пазлы, из 6 частей.
    Он вообще не соображает, что от него хотят.
    Сразу плакать, кричать начинает.
    Сейчас буду записываться в ИКП. Спасибо за советы.

  • к стыду признаюсь, что нет из 2 частей у нас картинок.
    Обязательно куплю и напишу.
    На коробке написано с 2 лет. Пазлы очень крупные, большие.

  • Сложная.. Картинку не обязвтельно покупать, можно вырезать с любой каши или другой коробки и разрезать, наш дефектолог так делает, главное чтобы рисунок был понятен ребенку. Для начала еще и показать можно что Вы от него хотите.. У меня тоже не понимали чего от них хотят, а потом нормально справлялись

  • он пока не понимает, что хотят от него вообще

  • этот пазл реально сложный. И картинка сложная.
    купите те, что я по ссылке давала.

  • я распечатала из двух частей
    он все равно не понимает.
    Плачет, бросает эти картинки

  • На картинках ОДИН рисунок на белом фоне?

    Книжки, картинки вообще ребенок смотрит?

    Разложите картинки (опять же, только изображение близкое к реальности, лучше фото на белом фоне) 2-3 и попросите, дай мяч(куклу, чашку) то что хорошо знакомо. Потом разрежте пополам. Положите максимально близко. Давай соберем мяч.. Вот так.. Что получилось? МЯЧ! Какой ты молодец!

  • Никогда не ориентируйтесь на указанный на коробке/книжке возраст. Сейчас модно раннее развитие. Вот производители и лепят…
    Любое пособи «фильтруйте». В книжку обозначенную «для 3-4 лет» запросто могут запихнуть задания из программы для 2 класса СОШ.

    А этот пазл даже для 3-хлетки очень сложный.

  • картинки я распечатала на принтере и вырезала.
    Они не цветные. может в этом проблема.

    я поняла. Сначала надо чтобы он понял, что это мяч.
    То есть предметы, которые он знает?

  • Вот я б за такие ответы поубивала бы.
    то есть надо потерять 9 месяцев, что б придти к логопеду?
    попейте то, походите туда

    Читайте также:  Температура 2 года ребенку

    не теряйте время.
    Занимайтесь сами.
    И вообще — идите на первый уровень дистанционный по АВА терапии, пригодится по любому — там научат КАК учить ребенка, как подсказки давать, как поощрять.

  • а можно ссылку по АВА терапии
    я впервые про это слышу

  • то есть нам нужно взять курс ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ?

  • первый дистанционный — базисные принципы

    ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «БАЗИСНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ (АВА)»

  • просто знайте, что б вам кто не говорил — ЖДАТЬ НЕЛЬЗЯ

  • вы лично проходили?
    помогло вам?

  • я это уже поняла. спасибо

  • мне да.

    три модуля уже очно прошла, но начала с заочного первого
    ща вот к экзамену готовлюсь по третьему модулю.

    Мне это помогло всем.
    Но у меня старше гораздо ребенок, тоже все говорили, ждите двух, трех, четырех, а в пять тоже не говорят, а вот петя, вася заговорил в 6….

    А пока типа ждали — нежелательное поведение ребенка выросло таким буйным цветом из — за невозможности выразить свою мысль, что то попросить или отказаться или обратить на себя внимание

    Щас тока этим и спасаемся.

  • Причем именно те, кто сначала говорит «Подождите», потом больше всех орут «Все пропало! Время упущено! Куда вы смотрели?!!!»

  • Мы дефектолога нашли в ближайшем логосаду. А то тоже цены нам называли от 2500, тем более что мы в области. Из сада приходила за 600 руб. Еще в одном саду нашла группу детей с ЗПР и пригласила оттуда психолога, тоже за 600.
    К психиатру сходите обязательно. Лично мне понравились в НЦПЗ и ДПБ 6 в стационаре. И не пугайтесь их диагнозов, даже если Вы услышите что-то страшное для себя, у вас еще есть время все скорректировать.
    А как дела с артикуляцией? Дуть, целоваться может? Яблоки, мясо жует? Как крупная моторика — бегает, прыгает?
    Насчет пазлов, мы играли с пазлами фирмы Дрофа.

  • Ваша ситуация очень похожа на нашу…
    Нам 1год 9мес.Тоже не говорит,глазки,ушки не показывает,»дай и на » не говорит,пить не просит и не понимает когда ему говоришь»на пить»,но когда позазываешь,что у тебя в руках чай-БЕЖИТ сломя голову.Тоже подводит за руку и кладёт например на кнопки телевизора,чтобы я включила мультики.Или если ему нужно что-то со стола берт мою руку и толкает её на стол,чтобя я дала ему эту вещь.На имя не отзывается.
    Долго мы думали что это значит.Хотели пойти к неврологу,но сначала решили проверить слух.Записались в СМ-доктор к ЛОРу платно,она направила нас на 3 ДИАГНОСТИКИ СЛУХА(тимпланометрия,Отоакустическая эмиссия и КСВП-коротколатентные слуховые Вибрационные потенциалы).Первые 2 теста показали-«всё отлично»,а вот последний показал,что всё плохо.
    А Вы как слух проверяли?

  • А результаты ваших исследований доктор видел?

    вызванные потенциалы могут показывать нарушения не слуха как такового, а нарушения фонематического слуха (ребенок воспринимает речь как шум).

  • Возможно Вы и правы.Я только вчера после диагностики узнала,что у моего ребёнка есть такая проблема.Сразу пришла сюда-читать вас.И увидев эту тему-не могла не поделиться своим маленьким опытом..т.к. вдруг автор данного топа не настолько заострил внимание на проверке слуха,как мы например.
    И что делают обычно в данной ситуации,не подскажете?Мы к сурдологу на субботу записаны-там-то он и прокомментирует рез-ты диагностики…а пока я на иголках….что нас ждёт..к чему готовиться..?

  • Давайте дождемся вердикта сурдолога, а потом будем думать)
    Если слух (физический) плохой это одна тема.
    Если фонематический — другая…
    Если есть еще какие нарушения, еще в тех направлениях надо будет работать.

    В принципе при фонемат. слухе помогает ТОматис. https://www.tomatis-moscow.ru/

  • Про лекотеку 1733 на метро бауманская — вы выше спрашивали — они принимают с 2х лет. позвоните — там есть 4 места.

  • Спасибо большое. я туда позвонила.
    Но там нам сказали, что надо уйти из нашего обычного сада. Я бы хотела пока из нашего сада не уходить, а дополнительно заниматься с дефектологом пока.

    Но будем иметь ввиду. Спасибо

  • спасибо. Уже, жаль их нет в наличии.
    я уже думаю, самой сфотографировать красиво яблоко на столе, кружку. Просто напечатать фотки и разрезать.

  • И на нас похоже. мы прошли реабилитацию в Логомед Прогнозе, сейчас там же проходим Томатис. Результаты очевидны. Я даже стала склоняться к мысли: может у нас не органика? Но согласна, что сначала — физический слух, а потом — слух на речь (до 4-х лет про фонематический рано говорить).

  • после 4 может быть поздно. Чем раньше начать лечение, тем лучше и быстрее результат. В идеале до года, если родовая травма была…

  • начинать надо, несомненно рано, но фонематический слух формируется после 4-х

  • А у вас какой диагноз?нам сегодня поставили: сенсоневрологическая тугоухость и отправили куда-то на новослободскую…на подтверждение диагноза..пипец-я в шоке.

  • Почему на Новослободскую? Офиц. контора — детский сурдоцентр на Униврситете (просп. Вернадского, 9). У нас сенсо-невральная глухота. Все бумажки, распределение корр. сады для слабослышек там.

  • Источник

    Если ребёнок в 2 года не разговаривает — это может сигнализировать о возможной задержке речевого развития. А когда ребёнок не говорит в 3 года — явный признак её наличия. Что означает отставание от установленных норм развития речи.

    Не разговаривает

    Отличие от других детей состоит в том, что малыш начинает говорить, только намного позже. Это отражается на формировании психики ребёнка и затрудняет его общение с другими. В связи с чем нарушаются также познавательные процессы.

    Предпосылками развития речи служат потребности в эмоциональном общении с родителями и другими взрослыми.

    Речь является одним из важных компонентов общего развития ребёнка. Такие психические процессы, как память, внимание, мышление и воображение напрямую связаны с пониманием речи окружающих. Почему впоследствии и требуется много усилий. Ведь необходимо наверстать упущенное время, пока малыш не говорил. Тяжёлым последствием считается возникновение умственной задержки.

    Читайте также:  Индометацин ребенку 2 года

    Для своевременной коррекции задержки речи важно понимать особенности её развития.

    Этапы формирования речи

    1. Довербальный период. Начинается с момента рождения и длится до 6–10 месяцев. Проявляется в виде крика, лепета либо гуления. Таким образом, он заявляет другим о своих потребностях. О том, что голоден, что больно, страшно, мокро, холодно либо жарко и т. д. До 5 месяцев речь, обращённая нему, вызывает эмоциональную реакцию в виде «комплекса оживления». В этом возрасте они активно слушают разговор взрослых. И хоть ещё не умеют сами говорить, но к концу этого периода уже понимают от 50 до 100 слов. Могут пытаться выговаривать простые слоги, такие как «ма», «па» и т. д.
    2. Этап возникновения речи. Начинается в 8–10 месяцев и продолжается до двух лет. В этот период малыш начинает понимать, что звуки можно комбинировать. А эти комбинации использовать для удовлетворения своих потребностей. Например, позвать маму, сказав: «ма-ма»… А также они уже жестами могут отвечать на вопросы. С помощью интонации научаются выражать эмоции, такие как злость, радость или страх.
    3. Этап развития речевого общения. Начинается в два года и длится до 6–7 лет. Малыш проделал громадный путь для того, чтобы распознавать речь и уметь её применять в общении. В этом возрасте уже появляются первые слова. Возможно, даже словосочетаний из двух — четырёх слов. Он отлично понимает, что ему говорят и способен выполнять поручения. Овладев словарным запасом примерно в 300 слов, он в состоянии указывать на предметы, которые ему называют.

    Таблица нормального развития речи

    ВозрастФорма речи
    1–2 месКрик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
    2– 3 месПоявляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
    4–5 месПопытки повторения слов за взрослым
    8 месяцев – 1 год 2 месПроизношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
    1 год 6 мес – 2 года 2 месОбъединяет по 2-4 слова в предложения
    1 год 9 мес – 2 года 6 месНачинается период вопроса: «что это?»
    2 года 4 мес – 3 года 6 месПытается строить предложения с использованием чисел
    2 года 6 мес – 3 года 5 месАктивно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)

    Таблица необходимого словарного запаса

    ВозрастКоличество слов
    1 год9 слов
    1,5 года39-100 слов
    2 года200-400 слов
    3 года1000-1100 слов
    4 года1600-1926 слов

    Подробно о том, как развить словарный запас у дошкольников, вы можете узнать из статьи по ссылке.

    Если ваш малыш не говорит, или разговаривает плохо, следует выяснить причины задержки речи. Можно обратиться к специалистам, таким как логопед, психолог, детский невролог, психотерапевт и отоларинголог. Они помогут найти факторы, повлиявшие на то, что ребёнок не разговаривает в 2 либо 3 года. А также устранить их для того, чтобы поспособствовать речевому развитию.

    Ребенок не говорит

    Причины задержки речи

    Физиологические

    • Генетика. Процесс созревания нервных клеток, которые отвечают за речевую деятельность, очень медленный. Такая незрелость нервной системы передаётся по наследству. Это означает, что кто-то из близких родственников ребёнка также не спешил присоединяться к разговорам.
    • Порой малыш не разговаривает по причине общего нарушения нервной системы. Проявляется как один из симптомов на фоне интеллектуальной задержки и двигательной недостаточности.
    • Нарушение слуха. Речь может формироваться только с помощью воспроизведения услышанного. Ребёнок не понимает, как звучат слова. Отсутствие слуха может быть врождённым. Порой возникает вследствие травм слухового канала или перенесённого тяжёлого заболевания.
    • Заболевания мозга либо его поражения. Возникают по причине перенесённых инфекционных заболеваний в пренатальном периоде и в течение первого года жизни. Вследствие травм, особенно в процессе родов. А также при гипоксии.
    • Малыш может плохо говорить, потому что у него слабо развиты мышцы лица, в частности, рта.
    • А также если у него врождённые аномалии языка, губ, нёба либо лицевых мышц («волчья пасть», «заячья губа»…).
    • Психические заболевания. При задержке умственного развития характерным признаком является отставание речевой деятельности. При аутизме у малыша нет потребности общения с другими, все внимание направлено внутрь себя. Поэтому речь может быть очень запоздалой.

    Социальные

    • Невостребованность речи. Когда родители не уделяют ребёнку внимания, не разговаривают с ним. Соответственно у него не формируется потребность в выражении эмоций либо требований удовлетворять его запросы.
    • Гиперопека. Точно так же не формируется потребность в выражении. Почему малыш и не говорит. Родители сами не дают такой возможности. Они угадывают его желания, предвосхищают их. Из-за такой сверхопеки у него нет потребности что-то понимать, в чём-то пытаться разобраться. За него это сделает другой.
    • Неблагоприятные социально-бытовые условия. Они могут привести к заболеваниям психики, нарушениям эмоциональной сферы. И соответственно к задержке речевого развития.
    • Негативизм. Обычно возникает, если родители слишком много усилий прилагают для того, чтобы малыш заговорил. Заставляют повторить сказанное ими слово, ругают при отказе, упрашивают либо наказывают. Если ребёнок в три года говорил, хоть и плохо, то со временем перестанет вообще. Отказ выражается пассивно, в игнорировании просьбы. Либо активно отвергается. Сложность в том, что малыш отказывается не только повторять, когда просят. Но и вообще не говорит в любых ситуациях.
    • Отвлечение гаджетами. Чрезмерное увлечение телевизором, компьютерными играми или постоянный просмотр мультиков негативно сказывается на организме в целом. Вплоть до развития аутизма. Взрослым порой удобно, что дитя отвлеклось, но последствия не заставят себя ждать.
    • Билингвизм. Когда в семье присутствуют носители разных языков, малышу приходится трудно. Ему требуется больше времени, чтобы научиться понимать обоих взрослых. Есть  риск того, что будет совмещать в одном предложении слова разных языков. Но со временем всё нормализуется и сможет разговаривать на каждом из них.

    Психологические

    • Испуг. Ребёнок может перестать разговаривать вследствие перенесённого стресса либо страха. Порой нарушения проявляются в заикании, порой дети замолкают вообще.
    • Неблагоприятная обстановка в семье. Если ребёнок в два или три года является свидетелем рукоприкладства или частых скандалов, то это может повлиять на его психическое развитие. От постоянно проживаемого стресса может произойти задержка речевого  развития.
    Читайте также:  Ребенок в 2 года 9 месяцев на груди

    Алалия

    Почему ещё ребёнок не говорит, или разговаривает плохо, так это при возникновении патологии нервной системы, которая приводит к речевому недоразвитию. Называется алалия. Её сложно диагностировать, но если выявить на ранних сроках, возможно подкорректировать.

    Существует сенсорная алалия и моторная. При сенсорной малыш не воспринимает речь, он не может отделить слова друг от друга. Порой можно заметить, как говорит последнюю фразу, сказанную другим, или повторяет вопрос. Это называется эхолалия и порой присутствует при аутизме. Речь других звучит фоном, соответственно для мозга не поступает достаточное количество информации. Почему и возникает со временем задержка умственного развития.

    При моторной алалии различают 3 степени, в зависимости от поражения мозга:

    1. Ребёнок не говорит до трёх лет, но потом начинается период, когда разговаривает обрывками слов, как будто «глотая» окончания.
    2. Если малыш понимает о чём идёт речь, то сам не в состоянии поставить язык или губы в нужное положение, чтобы повторить.
    3. Может делать ошибки в неправильной перестановке слогов местами, использовать неверный падеж. Обычно сопровождается неразвитой моторикой, им сложно даются простые движения. Страдает мышление и память.

    Алалии возникают при травмах или опухолях мозга. При патологии центральной нервной системы и тяжёлых родах. А также если возник резус-конфликт с матерью. Почему и важно показать малыша специалистам, если он не разговаривает и присутствует хоть одна вышеупомянутая причина. Они смогут не только назначить коррекцию и лечение. А также отличить обычную темповую задержку речи от тяжёлой патологии речевого развития.

    Ребенок 2 года 3 месяца не говорит вообще

    Рекомендации для родителей

    Что делать родителям, если их малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо:

    • Для того чтобы развивать речь малыша, важно придерживаться чёткого режима дня. Это означает, что должно присутствовать правильное питание, чередование сна и отдыха. Это будет способствовать его полноценному развитию и здоровью. В бодром состоянии и в хорошем расположении духа он будет активнее и легче идти на контакт. И соответственно делать первые шаги в речевом развитии.
    • Чаще разговаривайте с грудничком и ребёнком постарше. Обращайтесь к нему, рассказывайте об окружающем мире, о себе. Делитесь переживаниями или радостными моментами. Это будет не только развивать его речь, но и учить пониманию себя и своих реакций. А также создавать более близкую и глубокую связь в отношениях. Такой малыш будет расти, ощущая внимание и принятие близких, что будет способствовать его нормальной самооценке и собственной значимости для других.
    • Если малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо – проводите больше времени вместе, качественно и активно. Устраивайте чаще совместный отдых на природе или вместе занимайтесь домашними делами. Принимая участие в помощи взрослым, ребёнок будет стараться быть похожим на них, что очень мотивирует развивать  речевые способности.
    • Играйте в различные игры с ним, направленные на развитие. Всяческие лёгкие пазлы, карточки с животными либо предметами будут пополнять его словарный запас и стимулировать повторять за вами верное произношение. Главное, не давите на него, не заставляйте, чтобы избежать негативизма. Увлечённый игрой, он сам будет пытаться выговаривать слова.
    • Предлагайте окончить вашу фразу. Подходит в тех случаях, когда ребёнок понимает, но ему нет смысла говорить о своих желаниях, потому что взрослый их предугадывает. К примеру, «Сегодня после сна мы пойдём…», «Ты хочешь скушать…». Это также помогает распознавать свои потребности и понимать, что родители прислушиваются к его мнению и желаниям.
    • Мелкая моторика играет очень значимую роль в активизации речевого центра. Можно делать вместе поделки из теста или пластилина. Продаётся кинетический песок, который может увлечь даже взрослых. Пусть перебирает крупу и макаронные изделия. Подготовьте пространство и одежду, чтобы порисовать пальчиковыми красками. Развивают моторику и сосредотачивают внимание различные шнуровки, когда карапуз пытается продеть кончик в дырочку. Рассыпьте в миску разноцветных пуговиц и бусинок. Расскажите про их размеры по отношению друг к другу и формы.
    • Читайте сказки, рассказывайте стишки, потешки и частушки. Это развивает, пополняет словарный запас двух или трёхлетнего ребёнка. И что немаловажно, создаёт радостное настроение. А колыбельные песенки расслабляют и вызывают ощущение комфорта и безопасности.
    • Если малыш плохо говорит, посещайте чаще детские площадки, парки и игровые центры. Когда он заиграется с малышом, который уже говорит, то будет пробовать копировать его,  делать как он. Это родители привыкли понимать и угадывать потребности своего ребёнка без слов. А незнакомые люди, тем более детки будут провоцировать скорейшее подключение речевого центра.
    • Если «молчуну» уже три года, а он почти не говорит, то психологи рекомендуют отдать его в садик. В компании таких же дошкольников он сможет разговориться. Главное, подготовить его к саду. Объяснить воспитателям, что малыш пока не говорит и что не следует давить на него или требовать.  И со временем, пройдя адаптацию к новым условиям, карапуз сам проявит желание делать как остальные детки.

    Подробно о том, как развивать речь у дошкольников, вы можете узнать из статьи по ссылке. А также вам могут быть полезны упражнения по развитию речи, в статье по ссылке.

    Чем раньше вы начнёте коррекционную работу, тем проще вашему малышу будет заговорить. В 2015 году психологи и логопеды одного из ДОУ Москвы проводили исследования с детьми трёхлетнего возраста, у которых были задержки в речевом развитии. Родители этих десятерых малышей придерживались вышеупомянутых рекомендаций. В основном задача была делать подделки и прочее для развития мелкой моторки. А также много читать книг, стихов и потешек. Через год 9 из 10 детишек догнали по речевому развитию своих одногодок.

    Источник