Ребенок 2 года 3 месяца боится детей

девочка играет в песочнице

Наверняка вы вспомните, что боялись чего-то в детстве – темноты, чужих людей, «дяди милиционера», врачей, монстра из-под кровати – да мало ли чего еще. А вспомнить придется именно для того, чтобы понять, как чувствует себя ваш сын или дочь в момент неконтролируемого страха.

Ведь понять другого можно, только пережив подобный опыт. Давайте вместе разберемся, почему ваш ребенок боится других детей, не хочет с ними играть, делиться игрушками и общаться.

 Причины возникновения страха

Бояться детей тоже можно по-разному. Кто-то кричит и плачет, кто-то проявляет агрессию, кто-то молча упорствует. Какие могут быть причины:

  • Необщительный и замкнутый ребенок, не проявляет интереса к совместным детским играм, сторонится, не хочет вступать в какой бы то ни было контакт. Возможно, просто особенности характера. Или родители сами такие же необщительные. Застенчивость не лечится, нужен стимул, чтобы ее преодолеть;
  • Чрезмерная мамина опека. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы уделять много внимания любимому малышу и, в принципе, до 5 лет мама – важнее всего и это – нормально. Поэтому если ребенок в 1-2 года боится других детей, не стоит волноваться.

Кстати, в интернет-семинаре, размещенном на сайте, я рассказываю, как правильно гулять с малышом, как помочь ему общаться с другими детьми и в чем заключается роль мамы на прогулке. Пройдите по ссылке чтобы прослушать семинар Внимание: прогулка!>>>

  • Ребенок боится общаться с другими детьми. Дети, которые все время сидят дома и видят только взрослых людей вокруг, просто не привыкли к сверстникам. Поэтому не знают, как с ними себя вести и чего ожидать. В этом случае, ребенок боится детей из-за неизвестности! Возьмите время для адаптации, такого малыша нельзя резко отдавать в детский сад после долгого сидения дома;
  • Ребенок боится играть с другими детьми. То есть – не самих детей, а того, что они заберут его вещи. Многие не любят делиться, и если вы как-то раз заставили дать машинку или что-то еще какому-то другому малышу, то ваш, вполне оправданно, будет бояться повторения ситуации. Уж лучше вообще играть одному, чем давать свою собственность кому-то!
  • Неприятный случай, связанный с чужими детьми, может очень сильно повлиять на образование страхов. Это уже более трудная ситуация. Чтобы переубедить малыша в том, что не все дети агрессивны, потребуются ваше терпение и смекалка;
  • Недостаточно внимания родителей. Представьте, что родители редко обращают внимание на сына или дочь, а когда возникает какая-то нестандартная ситуация – сразу реагируют, пусть даже негативно (крики и прочее). Ребенок будет использовать любую возможность урвать даже такие крохи родительского внимания к себе.

С одного года у ребенка действуют новые законы общения с родителями. Ребенку уже мало, чтобы его обнимали, тискали, нянчились с ним. Он растет и ваше поведение должно меняться. Чтобы понять основные этапы взросления ребенка и освоить более 15 способов договориться с малышом без криков, угроз и сопротивления, смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>.

Возрастные особенности страха

Выше уже было сказано немного про малышковый возраст, давайте рассмотрим подробнее, как определить, действительно ли это возрастная особенность или есть веская причина для того, что ребенок боится детей?

Смотрите, если есть что-то из следующего списка, это уже повод тревожиться и принимать меры. Если ребенок:

  1. Боится детей и упорно отказывается подходить к ним, даже поздороваться и познакомиться;
  2. Не соглашается, даже после длительного разговора, отвечать, чего опасается и не поддается на уговоры попробовать пообщаться с другими малышами;
  3. Впадает в слезы и истерику при попытке ребят подойти к нему, поговорить, поиграть;
  4. Спокойно играет только если он один на площадке, если рядом есть еще кто-то маленький – нервничает, оглядывается;
  5. Играет отдельно, даже если сверстники рядом играют вместе и им довольно весело. Если его зовут в игру – игнорирует или плачет, зовет маму;
  6. Приходя в место, где есть дети, занимает наблюдательную позицию, но подходить не хочет ни в коем случае.

Это указывает на то, что проблема есть. Но есть и просто такая вещь, как возрастные особенности. Если ваш ребенок:

  • Еще слишком мал – ему около года – то вполне вероятно, что он просто боится детей. Чужих и незнакомых ему (о развитии ребенка в этом возрасте читайте в статье: Что должен уметь ребенок в 1 год?>>>);
  • Должен скоро пойти в садик и вы часто напоминаете об этом – страх быть оторванным от мамы перекидывается на страх других детей. Чтобы помочь ребенку пойти в садик без страха и превратить это место в родное и знакомое, смотрите наш интернет-семинар Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику!>>>;
  • При попытке включить его в игру, просто сидит рядом и не вступает – он, возможно, просто не знает, что и как ему делать. Стесняется, в конце концов;
  • Делает все наоборот – это особенность трехлеток. Попробуйте разговаривать с ним так же. Скажите: ой, не надо тебе играть с этими ребятами. Маленький упрямец тут же пойдет и сделает то, что запретили;
  • Слишком сильно привязан к маме: вечно «липнет» к вам, старается находиться рядом. Есть такие, которые даже в туалет маму не отпускают. Это может быть возрастной особенностью.

Ну а эти признаки говорят о том, что малыш проходит обычные стадии развития.

Советы психолога: как справиться со страхом

Итак, что делать, если ребенок боится других детей? Выберите приемлемый для вас вариант и действуйте!

  1. Уделять больше внимания – расскажите тематическую сказку о дружбе, вместе посмотрите короткие мультики, чтобы потом объяснить, что такое дружба, зачем нужны друзья;
  2. Приведите примеры своей дружбы с тем, кого ребенок знает. Расскажите, как искать себе друга, как правильно дружить. Даже некоторые взрослые так за свою жизнь и не могут научиться это делать. Возможно, не с первого раза, но обязательно разговоры помогут;
  3. Как научить ребенка не бояться других детей, если он не реагирует слишком негативно на их присутствие – это пойти с ним в группу раннего развития, где детишки занимаются в присутствии мам. Только один нюанс – пойти должна именно мама. Не перекладывайте эту обязанность на бабушку или папу.

Важно! Найдите хорошего педагога, который включает в программу взаимодействие малышей друг с другом.

В таких группах для детей проводятся упражнения на установление контакта с другими детками. Пример: один воспитанник встает в центр (можно с мамой), остальные водят хоровод вокруг него, под слова педагога, в конце воспитатель говорит: «А теперь погладили Ванюшку!» (называется имя ребенка в центре). Дети гладят его. Потом в центре круга оказывается кто-то другой.

  1. Если ребенок стеснительный – покажите собственным примером что нужно делать. Поддержите ребенка! Подойдите к играющей ребятне вместе, спросите сами, кого как зовут, может ли ваш ребенок поиграть с ними вместе, начните играть, а потом аккуратно выйдите из игры, не уходя далеко;
  2. Хвалите. За каждое, даже самое маленькое достижение!
  3. Не заставляйте. Уговаривайте, приводите доводы, договаривайтесь (ты поиграешь с детками, а я тебе куплю что-то/почитаю/поиграем вместе потом/посмотрим мф/свой вариант), мотивируйте. Объясните, для чего ему это надо, чтобы он понял;
  4. Если ребенок получил негативный опыт вследствие общения с детьми – его укусили, толкнули, плюнули, отобрали что-то, обидели – тут одними разговорами не поможешь. Конечно, объяснить, что есть и хорошие, стоит обязательно. Но надо подкрепить слова действиями.

Пригласите в гости друзей с детьми постарше, больше 5 лет. Пусть их подготовят к тому, чтобы они взяли шефство над маленьким. Дети любят чувствовать себя воспитателями! А ваш малыш потянется к старшему, когда увидит, что он не опасный, а дружелюбный.

Главное – ваш ребенок должен быть на 100% уверен, что вы его любите, дорожите им, и что вы – на его стороне всегда, что бы ни случилось. Говорите это почаще, чтобы он стал увереннее в себе и не боялся других детей.

Читайте также:  Ребенку 3 года как давать парацетамол 500мг

Читайте также:

  • Ребенок боится темноты
  • Адаптация к детскому саду
  • Как развить самостоятельность у ребенка?

Источник

Каждый ребенок переживает в своей жизни определенные страхи, которые появляются у него по мере взросления. Среди естественной боязни наказания, смерти, потери мамы, не последнее место занимает страх перед незнакомыми людьми и другими детьми. Малыши в 3-4 месяца благоволят только к тем, кого хорошо знают и к кому привыкли, к 8 месяцам ребенка начинает пугать чужая обстановка. Усиливается и недоверие к чужакам. Постепенно страхи отступают, в 14-18 месяцев они социально адаптируются и спокойно воспринимают незнакомцев, прекрасно ладят с другими детьми. Почему же в определенное время ребенок боится чужих людей, в чем причины его страха?

В период младенчества страх ребенка к другим людям – нормальное явление, но, чтобы это не продолжалось длительный период, родителям необходимо помочь малышу научиться общаться

Когда проявляется боязнь чужих людей?

Первые признаки страха перед незнакомыми людьми проявляются у малышей в 6-7 месяцев. Психологи называют этот период «тревогой 7-месячных». Развитие маленького человечка достигает уровня, когда он начинает отличать «своих» от «чужих», что приводит к различным реакциям. Большинство младенцев, увидев постороннего, выказывают негативные эмоции: плачут, кричат, сопротивляются, если чужак хочет взять их на ручки.

Специалисты считают такую реакцию закономерным этапом психологического, социального и интеллектуального становления маленькой личности. Наступает момент, когда ребенок осознанно понимает, что только в присутствии близких и дорогих ему людей он чувствует себя в полной безопасности. Естественно выплескивающееся из него недовольство вторжением незнакомца в его жизнь свидетельствует о правильном развитии малыша.

Как научить ребенка не бояться чужих взрослых?

Несмотря на то, что с точки зрения психологии боязнь чужих людей у ребенка в 6 месяцев относится к нормальным реакциям, родителям необходимо приучать кроху к спокойному общению с другими людьми. Начатая с раннего возраста работа, поможет вам адаптировать малыша к посещению детского сада и школы.

Как же правильно приучить сына или дочку к встрече и общению с незнакомцами? Действовать надо так:

  1. Ходите с малышом в общественные места, посещайте различные выставки, зайдите с ним к себе на работу, если это можно, берите кроху с собой в магазин (отложите выход в люди в дни инфекционных эпидемий гриппа и ОРВИ).
  2. Если ваш малыш уже ходит, отправляйтесь с ним на детскую площадку. Игры с другими малышами помогут ему избежать страхов перед не знакомыми сверстниками.
  3. Ходите в гости к знакомым и друзья, у которых есть 1 или 2 ребенка похожего возраста. Приглашайте к себе в дом знакомых и родственников, у которых тоже есть ребятишки.
  4. При встрече со знакомыми молодыми или пожилыми людьми, которых ваш малыш не знает, проявляйте положительные эмоции, создавайте позитивную для ребенка атмосферу знакомства с новыми людьми.
  5. Дайте крохе время на то, чтобы он привык к незнакомцу. Пусть их общение проходит поэтапно, маленькими шажками, не разрешайте вашему знакомому сразу брать ребенка на руки, сокращайте дистанцию между ними постепенно.
  6. Проявляйте уважение, встречая пожилых людей или знакомых, ненавязчиво приучая к такому же поведению и ребенка.

Начинать общаться со сверстниками малышу необходимо как можно раньше

Проблемы общения с другими детьми

Одной из проблем, которая возникает у крохотного человека при первой встрече со сверстниками, становится его агрессия по отношению к ним. Относить ее к тревожным признакам было бы неправильно, поскольку таков своеобразный способ детской психики, помогающий крохе изучать окружающий его мир. Ребенок боится других детей и инстинктивно действует на примитивном уровне, заложенном в него природой.

Детская чувствительность намного острее и тоньше взрослого восприятия, крохи мгновенно улавливают отношение к себе и незамедлительно на него реагируют. Конечно, им необходима помощь и поддержка мамы, чтобы справиться с боязнью и агрессией. Ваша задача состоит в том, чтобы вовремя гасить конфликты, водить чадо на различные детские праздники, где собирается много ребятишек, учить его общению с ними.

Как помочь ребенку перестать боятся детей?

Если ребенок в 2 года боится детей, решение проблемы следует начинать с выяснения причин возникшего страха. Ваше желание видеть растущего человека активным, общительным, может не совпадать с его психологическим «я». Ведь совсем необязательно, что ваш ребенок именно боится других детей, возможно, он по своему характеру застенчив или предпочитает дружить с одним ровесником. Некоторым крохам не присуще такое поведение априори. Проведите анализ своего общения с отпрыском и ответьте на следующие вопросы:

  • чувствует ли ребенок себя дома отдельной личностью;
  • проявляет ли малыш свою индивидуальность или делает то, что велят ему взрослые;
  • позволяете ли вы сыну или дочке высказывать собственное мнение о событии, ситуации, или только ваше мнение важно и правильно;
  • сам ли малыш отвечает на вопросы, задаваемые ему на улице людьми, или вы делаете это за него;
  • позволяете ли вы ребенку играть на площадке свободно, или постоянно опекаете и ограждаете его.

Постоянная опека родителей только мешает общению детей, нужно знать меру, чтобы ребенок понимал, что он под защитой мамы, но и сам мог решать, как защитить себя

Если же вы столкнулись с реальным страхом годовалого малыша, который он испытывает, встречаясь с другими крохами на чужой территории, то вам следует понаблюдать за ним и научить не боятся новых знакомств. Возьмите себе в помощники сказки, игры, где проявляются или описываются подобные ситуации, проследите за реакцией малыша. Обозначив момент, приводящий к страху, вы сможете выстроить правильную тактику борьбы с ним, и постепенно добьетесь того, чтобы ваш карапуз стал общительным.

Какие причины провоцируют страхи?

Если в 2 года ваш ребенок проявляет боязнь к другим детям, не спешите ставить ему диагноз аутизм или считать его ненормальным. Причиной страха может быть ситуация, когда его обидели сверстники, и он, запомнив неприятные ощущения, не хочет повторения печального опыта сближения с другими детьми.

Кроме того, ваше чадо может настолько сильно быть привязано к вам, что ему не хочется выходить в общество. Эксперты полагают, что большинство страхов возникает у детей по причинам неумения и незнания. Ребенок просто не понимает:

  • что можно делать с другими детками;
  • как с ними играть;
  • как взять или попросить чужую игрушку;
  • как не отдавать свою игрушку;
  • как правильно и комфортно для него играть с ровесниками.

Естественно, что мама должна включиться в процесс общения карапузов и помочь своему сокровищу найти правильное решение. Например, если у вашего сына кто-то из детей отнял игрушку, дайте ему полезный совет. Скажите, что если он не хочет отдавать свою машинку, то пусть держит ее крепче, не отдает игрушку и тогда, когда ее пытаются взять без его разрешения. Кроме того, обратитесь к тому ребенку, который забрал игрушку и попросите его отдать ее, объяснив, что он взял вещь без спроса. Таким образом, вы наглядно покажите своему отпрыску, как себя следует вести в подобных ситуациях.

Как помочь ребенку преодолеть страх общения с другими детьми?

Приглашайте в гости друзей с детьми

Доктор Комаровский считает, что преодолеть страх перед посторонними людьми сложнее, чем его предупредить. Согласны с ним и детские психологи, и опытные родители. Советы Комаровского сводятся к трем важным шагам, которые способны помочь родителям убрать страхи ребенка уже в год, чтобы в 5 лет он был полноценным участником товарищеских игр. Следуя советам известного педиатра, вы можете предупредить формирование проблемы и облегчить вашему сокровищу жизнь.

Три мудрых шага:

  1. Воспитываем в ребенке здоровую самоуверенность. Любовь и доверие помогут вам в этом. Если ваше сокровище проявляет инициативу, совершает что-то самостоятельно, малыш чувствует себя нужным и важным. Откликнитесь на его усилия любовью, покажите ему, что вы любите его всегда, даже если у него что-то не получается. Скажите, что вы верите в него, что все у него получится. Старайтесь не выявлять явно свой страх за малыша, когда он забирается на высокую горку или пытается налить себе компот в стакан. Покажите крохе, что вы ему доверяете, не растите в нем неуверенность в собственных силах, иначе после, когда он будет общаться с другими детьми, его неуверенность проявится сильнее.
  2. Развиваем самостоятельность. Выстраивайте опеку над малышом в разумном количестве. Если ваш отпрыск избегает игр с другими ребятишками, поиграйте с ним немного сами, но заметив, что кроха пошел на контакт, отойдите в сторону. Решайте конфликты между детьми мудро и спокойно, подавая карапузу правильный пример. Набираясь опыта, он быстро научиться вести себя грамотно, и перестанет бояться, понимая, что у него есть два защитника: мама и он сам.
  3. Убираем страх перед другими детьми. Расширяйте круг общения сына или дочки. Приглашайте знакомых с детьми к себе домой, устраивайте общие праздники и игры. Запишитесь на спортивные или интеллектуальные курсы для детей и родителей, будьте сами общительны и активны. Если ребенок выделил кого-то из детей и с удовольствием с ним общается, поощряйте их дружбу. Посещайте зоопарк и детские площадки, где всегда много детей, чтобы кроха смог привыкнуть к тому, что он не один во вселенной, что есть еще детки, и они совсем не страшные, с ними можно общаться и играть.
Читайте также:  Ребенок 3 года что дать от кашля

Важные выводы

Главное, не отчаиваться, если ваше чадо не сразу идет на контакт. Наберитесь терпения, будьте рядом, объясняйте, поддерживайте, хвалите ребенка за любую, даже самую крохотную попытку сближения с другими малышами. Никогда не подталкивайте и не заставляйте вашего малыша общаться и играть с незнакомыми ему детьми, подождите немного, пусть его природное любопытство и тяга к общению возьмут верх над страхом, мудро поддерживайте ваше сокровище.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Источник

30 июля 2018

Аверьянова Света

Главная картинка

Детские страхи – естественный элемент психологического развития от младенчества до подросткового возраста. И даже взрослым людям свойственны некоторые возрастные опасения. Для каждого этапа взросления характерны те или иные страхи. Преодоление их – ступенька в развитии социальных и коммуникативных навыков. Поэтому, если ребенок боится других детей, не стоит паниковать. Попробуем разобраться в причинах и рекомендациях.

Почему дети боятся друг друга

В каждом растущем человечке сокрыты не только его собственные выводы о внешнем мире, но и мнение старших членов семьи, влияние культуры, информация из медиаисточников. А еще унаследованный от родителей темперамент, несформированный характер и пока не слишком широкий жизненный опыт.

По какой причине именно ваш ребенок боится детей на площадках с песочницами и каруселями?

Проведите диагностику

Почему процесс вхождения в общество (социализация) и освоения его правил и норм общения (социальная адаптация) вызывают у некоторых деток затруднения? Социальные страхи в норме появляются в таком порядке:

  • На первом году жизни страшно отдаляться от мамы и оказываться в новой среде, посторонние люди вызывают явное опасение.
  • От года до трех почти все дети боятся одиночества, а с ним и темноты. Но мама и папа могут спасти от подкроватных монстров!
  • От трех до пяти лет вполне нормально бояться сказочных персонажей и их образов в реальности. Мальчики боятся сильнее, но перерастают страх быстрее.
  • В дошкольном возрасте – страх потерять родителей или получить от них наказание.

    В этот же период возникает новая коммуникативная проблема – страх перед животными, даже уже хорошо знакомыми, у девочек это часто более выраженно.

Выходит, что динамика детских опасений совпадает с основными кризисными периодами дошкольного детства: 1, 3, 7 лет. Поскольку границы кризисов каждого крохи очень индивидуальны, бояться он может и в 2, и в 4, и в 6 лет. Важно обратить внимание на то, в каких формах выражаются опасения и соответствуют ли эти формы нормам. Задайте сами себе несколько вопросов и попытайтесь разобраться:

  1. В любой ли обстановке проявляется реакция страха или только на детской площадке?
  2. Связано ли усиление или ослабление реакции с присутствием кого-то из взрослых?
  3. Не был ли тот, кого боятся, причиной конфликта или травмы?
  4. Как проходила социализация, посещал ли малыш ясли, детский сад, подгруппу в школе?
  5. Когда впервые возникла боязнь, как реагировали старшие?

Признаки страха

признаки

Страх – это острая эмоция, он обязательно сопровождается одним или несколькими физиологическими признаками:

  • общее беспокойство, дрожь, тремор рук;
  • внезапный плач и крик, которому не предшествовали демонстративные действия;
  • потеря ориентации в пространстве, растерянность;
  • расширенный зрачок, несвойственная ребенку мимика;
  • жалобы на головокружение, головную боль во время или после приступа страха.

Почему ребенок боится других детей, нужно выяснить у малыша в доверительной беседе. Но если тревожные реакции стали частыми, следует обратить внимание на психологическое здоровье чада, посетить детского психотерапевта и невролога.

Осторожность и боязнь – это норма, страх – устойчивая реакция. И ему нельзя давать переродиться в фобию!

Основные формы детских страхов

Если мы имеем дело именно с психологической особенностью возраста, то ее легко определить по закономерным формам поведения, вызванного страхом.

От 0 до 1,5

Испуг впервые возникает в первом полугодии жизни, а к концу первого года окончательно приобретает свои черты: вздрагивание, плач, крик, отмахивающие движения ручками и ножками, учащенное дыхание.

Такую реакцию могут вызывать звуки, смена освещения, чужие люди или ситуации, связанные с болью (появление врача). Боязнь других детей в конце первого года жизни или чуть позднее проявляется в «прилипании к маме».

Вариант нормы. Малыш может закрывать личико, отворачиваться от сверстников, проситься на руки. Здесь не столько страх перед другим ребенком, сколько страх потерять связь с мамой. И это нормально – развивается эмоциональная чувствительность и контакт с родными.

От 1 до 4

Контакт с родными продолжает формироваться и теперь, становясь более осмысленным. Ведущий страх – одиночество и его физический аналог – темнота. Формирующиеся чувства любви, нежности, жалости, сострадания, сочувствия с одной стороны и кризис самостоятельности с другой ставят малыша в неловкое психологическое положение.

В этот период на отношения со сверстниками большое влияние оказывает мнение старших, «хороший мальчик» обязательно станет другом, а «плохого» (по мнению мамы или бабушки) нужно обходить стороной и даже побаиваться.

Вариант нормы. Кроха отказывается от общения с детьми на площадке и просит папу или маму поиграть вместе под предлогом «Мне что-то не нравится этот мальчик».

Основная форма страха этого возрастного периода – избегание, иногда подкрепляемое выдуманными историями о том, как двухлетний «плохой» ровесник обидел или напугал.

От 3 до 6

В период, когда тенденции «Я сам!» наиболее активны в поведении чада, заставлять его с кем-то дружить совершенно бесполезно. Дружба – это чувство, которое должно сформироваться глубоко внутри. Страха по отношению к сверстникам в этот период обычно не бывает – трехлетки активны и общительны. Страхи могут сохраниться из предыдущего этапа, либо, если ребенок развивается чуть быстрее сверстников, на общении могут сказаться новые страхи: очень индивидуальные, абстрактные и фантазийные.

Вариант нормы. При попытке включить ребенка в игру вы слышите «Не хочу!» и «Не буду!» «Он плохой». Типичное поведение для кризиса 3 лет. Другая возможная преграда – отрицание дружбы с детьми другого пола.

От 5 до 8

Это самый боязливый возраст. Буквально все вокруг заставляет малышей испытывать тревогу: болезнь мамы, перестановка в комнате, страшные сны и сказочные персонажи. Особенности взаимоотношений с детьми-сверстниками проявляются либо в агрессивных действиях (обычно защитного характера), либо в форме привлечения внимания («Он меня обидел, накажи его!»).

К 7–8 годам страх перед одноклассниками уже не считается нормой. В этом случае следует разобраться, не было ли негативного опыта, педагогических проблем или нарушений процесса социализации.

Читайте также:  У ребенка 3 года асат

Иные причины негативного поведения

В поисках причин коммуникативных затруднений нужно рассматривать не только истинный страх, но и другие возможные состояния, способные нарушать равновесие в настроении ребенка:

  • Необщительность (интроверсия) как черта характера, замкнутость, предпочтение самостоятельных игр. Эту черту характера нужно четко разграничивать с нарушениями аутичного спектра!
  • Подражание интровертным родителям.
  • Гиперопека, следствием которой стала гиперзависимость ребенка от родителей.
  • Страх есть, но это страх не перед другим ребенком, а перед самим фактом игры с ним. Бывает и такое!
  • Ошибки социализации, болезнь, строгие карантины – все это возможные причины несформированности коммуникативных качеств ребенка по возрасту.
  • Негативный опыт. Память места и ситуации довольно часто оказывает влияние на детское поведение.

    Важно как можно скорее рушить дурные стереотипы, утилизировать конфликты между малышами и формировать у них добрую память друг о друге.

Интересный факт. Девочки больше подвержены страхам в целом, и число взаимосвязей между разными объектами страха достигает максимума в 3–5 лет. Звенья мнимой опасности цепляются одно за другое, весь период проходит под знаком восклицания «Ой!» Старайтесь не ругать дочку, когда она снова начнет «истерить». Ребенку нужно помочь пережить возраст.

Проблема опекающих родителей

Все хорошо в меру. В том числе и родительская забота и опека. В возрасте до года ребенок нуждается в обеспечении в основном физиологических потребностей, тактильном контакте и речевом взаимодействии.

А в 3 года малышу уже необходима самостоятельность, возможность собственного выбора (пусть даже мнимого). К пяти важно сформировать умение разбираться в людях на уровне сверстников, выявлять плохих и хороших. Не стоит делать за ребенка всю сложную психологическую работу – это лишь затормозит его развитие в личностном и социальном плане.

Когда все наоборот. У детей, лишенных даже необходимого внимания, реакции на сверстников могут быть ровно такими же. Встреча двух малышей начинается и тут же заканчивается панически распахнутыми глазами, криком и желанием убежать с площадки.

Приглашайте гостей, ходите к ним сами, позволяйте детям общаться, учите их сотрудничать. Не бойтесь инфекций там, где их не может быть. Дети нуждаются в жизненном опыте, полученном ими самими. Дошкольники еще не способны учиться на чужих ошибках!

Застенчивые дети

застенчивый ребенок

Скромность и застенчивость – это качества характера. Они могут развиваться на основе «спокойной» генетики или же быть сформированы системой воспитания. В любом случае они не имеют ничего общего со страхом. Застенчивый ребенок боится детей на площадке, но это не настоящий страх, а защитная реакция. Малыш не тревожный, наоборот, он занял наиболее комфортную для себя позицию – бездействия и отстраненности.

Ничего плохого в том, что у застенчивого сына один-два дворовых друга. Если в остальном поведение маленького человека не вызывает опасений, просто дайте ему возможность развиваться по его индивидуальному пути. Важно, чтобы присутствовали другие признаки комфортного психологического климата в семье:

  • Ребенка не ограничивают в творчестве и двигательной активности.
  • Отсутствуют телесные наказания, эмоциональные встряски и скандалы.
  • Ребенок послушен, не доставляет хлопот в быту, умеет все, что должен уметь по возрасту.
  • Он проявляет интерес к другим детям, спрашивает об их поведении. Наблюдает, делает выводы и задает вопросы.

Возрастные страхи днем и ночью

Биологически страх – это способ предотвратить опасность, он всегда предшествует знакомству с новыми предметами, их вредными или опасными качествами. Страх перед общением – тоже своеобразная защита, позволяющая ребенку со стороны присмотреться, оценить будущих друзей.

Страх не считается нормой, если выводит малыша из эмоционального равновесия, слишком часто проявляется или влечет негативные последствия для здоровья.

Родителям, чтобы проследить, откуда тянется причина трудностей в общении у их детей, полезно знать обо всех нормальных и отклоняющихся детских страхах. Для удобства будем пользоваться таблицей.

Возрастной периодНормальные страхиГлубинные механизмы боязниПримечания, рекомендации, советы
1 полугодиеПервичные реакции испуга у новорожденногоСвет, звук, перемена положения, переворот вызывают биологически закономерную реакцию – привлечь внимание мамы.В основе лежит инстинкт. Младенец должен обеспечить безопасность своей жизни.
Совсем без этой реакции невозможно вырасти психологически целостным человеком, но, чтобы сократить количество испугов, родителям нужно быть более плавными и предусмотрительными.
7–8 месяцевНезнакомые людиРебенку нельзя терять связь со своей матерью – она гарант его жизни и здоровья.Маме желательно не пытаться раньше времени отлучить малыша от груди или приучить к няне. До года-полутора мама должна быть рядом и обеспечивать эмоциональный контакт. В полтора годика наступает более благоприятный момент для появления няни.
1 годОпыт отрицательных ситуаций.
Страх разлуки с матерью.
Пугающие ситуации – угроза благополучию.
Мама – по-прежнему гарант исполнения всех потребностей.
Самый яркий пример – ребеночек в годик боится уколов и кабинета врача.
Переучивание к бабушке или няне должно быть постепенным, маме нельзя резко исчезать из будней годовалого младенца.
2 годаЧужие людиЗащита становится более осознанной.Двухлетка начнет плакать, если чужой человек попытается усадить его на колени в транспорте или поведет за руку от мамы. Объясняйте ситуации, подготавливайте малыша! К садику нужно тоже привыкать постепенно.
3 годаСтрашные сны,
сказочные персонажи,
замкнутое пространство.
Все связаны либо с наказанием, либо с утратой позитивных образов родителей.Бесполезно убеждать ребенка в нереальности сна или персонажа. Нужно помогать ему справляться со страхами. Что сделалось смешным, не может быть опасным — ищите вместе с ребенком такие черты в страхах.
4 годаОдиночествоСтрах существует как сам по себе, так и может быть продолжением процесса, запущенного в 7–8 месяцев.Максимально наладьте отношения в семье, установите равновесие между отцовским и материнским воспитанием, старайтесь поддержать кроху и научать его самостоятельности.
5 летСмерть (своя)
(а также страхи, продиктованные инстинктом самосохранения: высоты, глубины и т.д.)
Вариации на тему смерти могут касаться и самого детеныша, и его родителей.Почемучка задает много вопросов и нуждается в объективных, честных ответах, доступных для его понимания, чтобы постепенно научаться жизни.
6-7 летСмена правил (сад – школа), страх ошибкиПодготовка к школе, режим, навязанная ответственность создают тревогу «справлюсь ли я».Потребность в дружбе вступает в конфликт с чувством долга, которое пока еще недостаточно зрелое. Актуален и страх смерти. Может быть причиной ночных кошмаров и школьной застенчивости.
7-9 летСтрах смерти родителей.
Страх стать «плохим».
Инстинкт самосохранения перестает создавать страхи, теперь они имеют социальную природу.
Потребность в одобрении со стороны окружения заставляет малыша тревожиться.
Важно пояснять условия, при которых все останутся живы и здоровы: безопасность забота, исполнение правил.
Формирование воли и совести – интересный и сложный процесс. Родители должны быть тактичны в порицании, а дитя – понимать, что его любят безусловно.

Формируем навыки общения

Старайтесь избегать отрицающих конструкций. Убеждайте на своем опыте или приводите яркие примеры:

  • Ты же знаешь, что Баба-яга в молодости была очень красивой? Просто сейчас она стала старенькая, мало ухаживает за собой, никто о ней не заботится, она живет одна и все время злится на весь мир. Поэтому и выглядит так страшно. Но на самом деле она очень несчастная (взываем к сочувствию)/задорная (покажите песенку из мультфильма «Летучий корабль»)/умная (прочитайте отрывок из сказки, где Яга дает советы путникам).
  • А я в детстве тоже боялась других деток, и папа боялся.

    Но мы же с папой подружились и стали семьей! А представляешь, если бы мы так и сидели, как буки, по разным углам? (эмоции, мимика и настроение родителей в таких диалогах – основная действующая сила).

Если страхи ребенка вписываются в возрастные нормы, а редкие проявления боязливости не нарушают покой и сон семьи, то родители вполне способны самостоятельно справиться с психолого-педагогической задачей:

  • С младенцем проводите больше времени, не чуждаясь тактильного и эмоционального контакта.
  • С младшим дошкольником разыг?