Ребенок 1 год зависает
Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.
Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).
«Зависание» — это особенность детской психики
— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…
— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.
Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное. Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую. Надел куртку и сапоги? Уже плюс!
— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?
— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.
Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.
Расслабляться не стоит
— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?
— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.
А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».
— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?
— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.
— И что же делать?
— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.
Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.
Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.
Возраст «зависания»: что норма, а что нет
— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.
— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание. Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении. Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.
При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.
— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?
— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления. Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть. Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.
— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?
— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию. Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки. Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.
У каждого свой путь
— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…
— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию. И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других. Но верю, что с возрастом все выравнивается.
У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да». В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность». Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы. Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!
— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?
— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.
«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.
Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.
Советы учителям
— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?
— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием. В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие. Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.
— Что это значит «встречать из травмы»?
— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии. В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые. Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы. Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.
— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?
— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры. Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта. Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты. Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.
Больше интересных статей — на портале для родителей Littleone
Источник
Предыдущая тема :: Следующая тема | |||||||
Автор | Сообщение | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
m.popova Ясельки На сайте с 06.04.09 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
peroni Ясельки На сайте с 15.10.08 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
m.popova Ясельки На сайте с 06.04.09 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
Leila Профессор На сайте с 21.10.07 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
бибикоська Академик На сайте с 14.02.07 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
Simfonia Академик На сайте с 28.07.07 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
m.popova Ясельки На сайте с 06.04.09 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
Simfonia Академик На сайте с 28.07.07 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
бибикоська Академик На сайте с 14.02.07 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
m.popova Ясельки На сайте с 06.04.09 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
Simfonia Академик На сайте с 28.07.07 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
|
| Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах |
Источник
- Форум
- Архив
- Детское здоровье
Открыть тему в окнах
Дочери 1.10, стала часто замирать. Например, залезла на горку, чтобы съехать, села и как будто отключилась. Смотрит в одну точку секунд 5-7, потом отмирает и все как обычно. Бывает целыми днями не замирает, а иногда доходит до 7 раз в день.
Сходили к неврологу, сделали дневное ЭЭГ, которое ничего не показало. Записались на прием к эпилептологу и будем делать еще раз ЭЭГ ночное с видеорегистрацией.
Были ли у кого-то такие замирания и чем в итоге закончилось? Очень боюсь, что подтвердится эпилепсия.Я бы на аутизм еще внимание обратила. Не прям вот , но на всякий случай.
А по вопросу возможного аутизма к какому специалисту идти?
может писает?
Она в эти моменты не реагирует ни на звуки, ни на привлекающие внимание движения, т.е. выключается как будто. А бывают дни, когда замираний нет. В эти же дни она тоже писает.
ну реакция такая может быть
Последняя прививка была в год, в полтора пропустили по болезни, а теперь от невролога медотвод, пока не будет ясна причина замираний.
Извините, у меня с такими симптомами диагноз — эпилепсия.
Но подтверждение было и на 15 минутном обследовании.
Мне еще и другие обследования назначали, чтобы проверить сосуды головного мозга — узи сосудов, рентген шейного отдела позвоночника.У вас ничего не изменилось в семье в последнее время? Просто такое состояние могло было быть спровоцировано стрессом. Пусть ребенок растет в спокойной доброжелательной обстановке, соблюдайте режим дня, прогулки на свежем воздухе, рано укладываться спать.
Я по себе смотрю, что такими мерами состояние улучшается значительно.
Здоровья вам!Неужели в год можно не заметить аутизм у ребенка? Мне кажется если ребенок контактный, активно общается в семье, улыбается, говорит, выполняет просьбы то все нормально..
Можно, но тяжело. Вот такие замирания, боязнь фена, пылесоса и тд это предзвоночки. Тем более аутизм бывает в абортивной форме, не только в тяжелой как мы привыкли.
Искать невролога который занимается особенными детьми, а не участкового в п-ке. Мы проходили обследование на дельфинотерапии у невролога, у них там глаз наметан уже.
Мне почти 30 лет я и до сих пор так замираю, особенно если прислушиваюсь к какому то звуку, либо что то рассмотреть пытаюсь.
у меня такой ребенок. В нашем случае особо ничего необратимо страшного. Нейропсихолог после обследования сказала, что мозг функционирует идеально, но будто кто то батарейку отключает. Поликлиничные неврологи ничего не видели. Пошли к хорошему. На УЗДГ оказалось, что кровеносные сосуды виноваты.
Никаких болезней, вирусов, вообще ничего
Я даже и не думала про аутизм. Ребенок активно со всеми общается, на площадку приходим и она играет активно в догонялки, в мячик с другими детьми, постоянно находит листики или цветочки и ходит детям раздаривает. Т.е. она ищет с ними контакт, чтобы поиграть. Фен и пылесос не боится, наоборот когда включаю, подходит помочь, пощупать. Просьбы тоже выполняет, бывает конечно вредничает и не делает, но это редкость и видимо настроение подходящее. Одна может поиграть, но любит когда с ней играют.
Но все равно будем искать невролога. Надо все исключать и жить спокойно.
УЗДГ взяла себе на заметку. После ЭЭГ будем делать еще и УЗДГ.Все правильно, надо все исключить и успокоится) Удачи Вам!
Может, просто видит что-то или задумывается/ погружается в себя? У меня дочь такая, иногда и на дольше «отключается»- просто задумывается так. Обследовать, конечно, надо, но раньше времени особо не переживайте.
У сына были такие замирания, начались в 2 месяца. Делали дневное ЭЭГ во сне — были эпи-комплексы. Диагноз — судорожный синдром. Лечили где то с полгода, потом сняли с препаратов, так как сами замирания исчезли и на ЭЭГ эпи не было. Теперь каждый год контролируем ЭЭГ, она на самом деле далека от идеала, но тк внешне приступов нет, то лекарств больше не назначают. Вам совет — сделайте ночное ЭЭГ, дневное не всегда информативно.
у моей одноклассницы такое было. но у нее сначала все началось с замираний вот таких, а потом она стала закатывать глаза и что-то еще шептать. мы в садике очень пугались, потом в школе она могла застыть на дежурстве с тарелкой в руках и стаканом и попробуй вырви у нее это все из рук -мертвая хватка -при этом не прольет и не разобьет ничего. родители куда только не обращались, и даже по бабкам возили. какие-то таблетки она вроде пила -но эффекта никакого. а вот когда она в первый раз с мальчиком переспала -это было ужасно. такие приступы с замиранием , закатыванием глаз и шептанием были у нее каждые 15 минут и мама просто не пускала ее в школу.
потом она вышла замуж.
врачи ей запретили рожать, но она так хотела ребенка,что на запреты наплевала и во время беременности у нее началась настоящая эпилепсия с пеной. муж (дай Бог ему здоровья) терпеливо сидел у ее кровати и спасал во время приступов. после родов все прошло. вообще все.
у врачей был шок.еще у меня так было у моего тренера по пилатесу. но у нее все в легкой форме — она до 20 лет просто замирала на секунды. после родов тоже все прошло.
Какая реакция и на что? Только так, не «я слышала», а конкретно какая прививка, какую реакцию вызывает. И пожалуйста, подкрепите свои слова ссылками на НАУЧНЫЕ исследования. Вам рассказать, что такое Научные исследования, и как их проводят?
Не факт, что после родов все так закончится. Это совпадение. Вашим знакомым повезло.
А вот в моей практике сейчас есть девочка, у которой мама во время беременности вдруг стала страдать эпилепсей. Приступы так же были и во время беременности, в результате чего развились преждевременные роды. У ребенка тяжелый ДЦП вследствие гипоксических приступов и недоношенности, а у мамы после родов усилилась тяжесть эпилепсии.
Муж и отец ребенка их, конечно же, бросил. На плечи бабушки легли заботы о дочери и внучке. Обе они — инвалиды.
Так что на запреты не всегда надо плевать. Увы.
Возможно, у Вашего ребенка абсансы. Нужно ЭЭГ во сне.
Делали со стимуляцией? очень похоже на абсансы. где делали? кто расшифровывал?
Поддержу, абсенсная эпилепсия, первая мысль при чтении поста автора. У подруги дочь так начала «замирать» 1,5 года назад. Диагноз подтвердился. Сходите к неврологу грамотному.
Так они не в гробу ещё вроде, что бы можно было утверждать, что все прошло. Сегодня нет, завтра накрыло. А вообще больные на голову тетки, сознательно рожать ребёнка, у которого шанс инвалидности огромен….. Да один факт, отказ от препаратов говорит о многом. Им на свою то жизнь на чхать….
Про 15 минутку- зависит была ли стимуляция ( провокация приступа) . ну и от опытнасти расшифровщика.
+1 Замирания замечала только за домашними заданиями, как пошел в школу. Причем моргал и теребил ручку, качал ногами. Пьем депакин и замирания прошли.
Мне интересно, почему Вы ищите медицинскую проблему? У вас проблемный ребенок, с уже кучей диагнозов, или Вы просто очень тревожная мама?
Ребенок просто растет, и использует новые возможности организма. Это замирание — сродни небольшой медитативной практике, перехода в состояние гипнотического транса.
Вообще для детей это даже более свойственно, взрослых надо еще этому учить заново, если они потеряли этот навык.
Таким образом расслабляется психика, подсознание взаимодействует с сознанием. Вообщем, с точки зрения психологов, психотерапевтов, психиатров -нормальное состояние.
Из личного опыта: сама так бывает делаю и во взрослом возрасте, дочки тоже, периодами. Никогда даже не думала, что это может быть симптомами каких-то болезней. Дети ттт здоровы.так от того, то вы НЕ думали, вид эпилепсии- абсанс, не куды не делся.
Я тоже думала, что ничего страшного. А потом дочке сделали ЭЭГ в год и 9 мес и обнаружили эпи-активность и эпи-очаги. Теперь наблюдаемся.
на самом деле, по мне самый ( на мой взгляд) опасный вид эпи, о ней очень мало то знает, поэтому куча людей с эпи водят машины. Сейчас вроде как с ЭЭГ слава богу права выдают. Представляю, сколько народу удивятся. Я и сама пока не столкнулась, и не знала, что это. К врачу мы пошли вообще по другой проблеме, это она мне открыла ( врач) глаза на эти замирания, я то думала » ну задумался, и чего? Все думают…»
Так что тож на таблетках….От большого ума такие советы, да… Сами о здоровье своем и детей не заботитесь — пусть и другие так же? Интересный взгляд.
Только больные на голову могут рассуждать подобным образом о шансах инвалидности для ребенка. не удивительно, что анонимно такую дурь пишете. Уж лучше неврологические риски у ребенка, чем риск мамину придурочность унаследовать.
Мой ребенок до 4 лет боялся пылесоса, ужасно! И что? Никакого путчизма у него нет. Путчизм — это в первую очередь нежелание ребенка контактировать с другими людьми, причем патологическое нежелание.
Депакин? Прям сразу? Вы хоть к нескольким врачам сходили, надеюсь?
Если это реальные замирания (эпи приступы), то Вам необходимо быть в стационаре и обследоваться. Очень плохо, что 7 приступов в день Вы замечаете, их может быть и больше и Вы дома.
А вы хоть ребенка видели этого, чтобы рассуждать тут про прям или не прям?
Вы отличный пример как куево с мозгами у эпилептиков, их убивают либо приступы либо таблетки….. Итог и так и так печален
Да, сочувствую, с дерьмом вместо мозга жить сурово, хотя вам как обладателю, вероятно, нравится. Но со стороны — жуткое зрелище. ничего — дебилы и идиоты тоже не подозревают, какое впечатление производят, и живут счастливо внутри себя, и тоже даже общаются с кем-то. Только галки ставить интеллект не позволяет — вы от них уже на следующей ступени развития Следите только лучше за уровнем субстанции, а то фонтанировать дерьмом до бесконечности — велик риск захлебнуться, а это уже не так приятно, несмотря на галки. Вероятно
Счастливо оставаться за этим занятием — я понимаю, ничего более интеллектуального у вас в доступе нет, развлекайтесь, как можете Пока!ребенок тоже замирал так часто очень, но всегда реагировал на шум или на движение. знаю что если не реагирует при замирание, то это эпи. Самый хороший доктор в москве по детской эпилепсии это Дорофеева Марина Юрьевна, работает в невромеде и в детской больнице НИИ на талдомской