Ребенок 1 год замирает на несколько секунд
Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.
Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).
«Зависание» — это особенность детской психики
— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…
— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.
Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное. Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую. Надел куртку и сапоги? Уже плюс!
— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?
— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.
Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.
Расслабляться не стоит
— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?
— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.
А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».
— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?
— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.
— И что же делать?
— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.
Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.
Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.
Возраст «зависания»: что норма, а что нет
— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.
— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание. Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении. Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.
При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.
— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?
— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления. Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть. Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.
— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?
— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию. Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки. Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.
У каждого свой путь
— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…
— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию. И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других. Но верю, что с возрастом все выравнивается.
У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да». В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность». Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы. Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!
— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?
— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.
«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.
Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.
Советы учителям
— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?
— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием. В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие. Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.
— Что это значит «встречать из травмы»?
— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии. В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые. Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы. Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.
— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?
— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры. Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта. Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты. Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.
Больше интересных статей — на портале для родителей Littleone
Источник
Подскажите, пожалуйста, у ребенка одного года с рождения бывают замирания, не каждый день, но часто. Смотрит в одну точку, как будто задумался секунд 5, потом всё нормально. В возрасте 4 месяцев были вздрагивания при засыпании и во сне, в бодрствовании не было. Делали ЭЭГ — показало всё хорошо.У кого-нибудь такое было?
mous
24.12 15:28
#83570871
А почему Вы исключаете, что он действительно задумывается?
Я так и думала, но невролог говорит, обязательно провериться нужно, чтобы исключить эпилепсию. И у меня одноклассница была, так вот у неё замирания были по несколько минут внезапные, могла дорогу переходить и остановиться резко, потом как ни в чем не бывало, дальше идти. У неё эпилепсия была.
А какую вы делали ЭЭГ? Ночное,со стимуляциями? Другие обследования неврологические?
ну вы же ээг делали? всё ок?
Anonymous
24.12 17:29
#83572475
Сделайте еще раз ЭЭГ, я своим раз в полгода делаю на всякий случай, хотя у нас проблема в сосудах, но все равно выдыхаю воздух когда оказывается что эпи-активности нет. Она ведь может с возрастом развиться.
Делали днём обычное без стимуляции. Врач сказал, если ещё вздрагивания будут, будем делать ночной мониторинг. Начали колоть кортексин, и после этого не было судорожных проявлений. Иногда днём странные подёргивания головой, но это тоже несколько раз и прошло. Потом только замирания. Теперь идём к эпилептологу на первичный прием, невролог посоветовала на видео снять замирания, но это не получиться, они несколько секунд продолжаются,я не успею. Посмотрим, что врач скажет.
У нас гипервозбудимость. Из обследований — нейросонограмма в норме много раз делали. Пьём ноотропные и седативные препараты практически постоянно. Ещё малый вес -1 год и 3 мес. 8400, рост 75 см. Слов знает около восьми, односложных. Пошла только сейчас.
может, писает ребенок в это время?
у меня когда замирал — значит писал.
В этот момент ребенок не реагирует ни на звуки (зову его по имени), ни на проведение руки у него перед глазами.
Светикс
24.12 21:30
#83575288
У меня тоже так дочка пИсала. И в ЭТИ моменты не реагировала ни на что.
Сами попробуйте пописать в момент, когда вас кто-то будет звать или отвлекать. У меня не выходит ))))))
Попробуйте подержать без памперса, сразу и поймете. Дети они такие, могут и не отвлекаться от жизненно важных процессов.
Спасибо. У меня выходит))))
Светикс
24.12 21:46
#83575493
Но все же проверьте. Многие дети замирают именно в этот момент. Моей уже четыре, все равно на горшке «в процессе» смотрит в одну точку и не реагирует )))))
так он и не должен реагировать. Проверить очень просто — держите без памперса и увидите писает во время замирания или нет.
Anonymous
25.12 00:02
#83577643
Проверьтесь на эпилепсию, лучше перебдеть, знаю людей, которые такие замирания проморгали(((. МРТ, если потребуетсяё удачи и здоровья, пусть просто писает в это время))))
да похоже есть риск и надо поверить на асбсансы.
Вы живете в Москве?
Я напишу вам в личку. Только прежде вы мне в личке уточните- где вы наблюдаетесь у невропатолога
Anonymous
25.12 10:11
#83579972
Асбасансы))
Anonymous
25.12 10:23
#83580101
Асбсансы — тоже неплохо)
Anonymous
26.12 03:48
#83590459
А после замирания бывает слабость? И повышается ли температура?
Anonymous
26.12 08:37
#83590932
Автор Тока не этого персонажа слушайте. В НИИ педиатрии на Талдомской есть противосудорожный центр, там эпилептологи чудесные. СделайтеЭЭГ там, сходите к врачу на консультацию.
пишите автору — если невтерпеж
Чудесные эпилептологи работают точно не на талдомской. мос. нии педиатрии славен не эпилептологами
Вам видимо к галоперидолу вам в терапию надо еще амитриптилина добавить — может тогда достигните ремиссии Обсудите с вашим психиатром.
Зы — я бы с превеликим удовольствием написала все это в личку — но в связи с вашей прогрессирующей асоциализацией — не могу. И пож-та постарайтесь не затягивать с визитом к врачу — вы ухудшаетесь
Anonymous
26.12 13:02
#83593677
Антидепрессанты с нейролептиками очень неграмотно мешать. Даже медсестры это должны знать
Слова «асоциализация» не существует
Жду от вас новых перлов))
Anonymous
26.12 13:40
#83594071
Автор, как ребенок, Вы к врачу обращались? Впереди праздники, не тяните время, это может быть очень серьезно, но желаю, чтобы это была ерунда
Спасибо всем за ответы. Вчера сходили к эпилептологу в нашу областную больницу. Сказала, что пока данных об эпилепсии у нас не обнаружено. Рекомендовала вести дневник замираний, назначила успокоительные препараты, т.к. сильная гипервозбудимость и закатывания при плаче постоянно, повторный визит через 3 месяца к ней. Сказала, что замирания и подергивания могут быть физиологическими (при приеме пищи или при стуле), во сне — такие считаются нормой. А если это учащается (для этого и нужно вести дневник)или замирания прерывают начатое действие ребенка, то необходимо будет сделать дневное мониторирование в больнице, там будут считываться суточные показатели мозговой активности и видео фиксация. Так что пока подуспокоилась, надеюсь всё будет хорошо.
вообще ээг показательно только во сне с видео мониторингом. Желательно ночное.
Источник