Ребенок 1 год вечером капризничает
Каждый вечер, когда родители (папа) приходят домой, ребенок начинает капризничать. Почему дети особенно активны и капризны вечером?
Каждый вечер, когда я возвращаюсь домой с работы, малышка просто выходит из себя. Она начинает бегать, капризничать и становится в буквальном смысле слова неуправляемой. Я уже боюсь вечеров.
К концу длинного дня малыши очень устают от дневных игр и впечатлений. А их усталость, естественно, проявляется в капризах, плаче, криках и других элементах «неуправляемости». К сожалению, подобное поведение совпадает с моментом, когда терпение родителей практически истощилось после обычного дня, проведенного наедине с маленьким ребенком, или после напряженной работы. В эти часы легко раздражаются даже самые хладнокровные люди.
Как провести вечер без детских капризов
Ничто не гарантирует вам мир, тишину и спокойные нервы. Однако существуют приемы, благодаря которым вечер может стать более или менее спокойным. Большинство из них вполне подходят и тем родителям, которые не работают, а сидят дома с детьми.
- Перед возвращением домой сбросьте напряжение.
К пяти часам вечера напряжен не только малыш. Уровень стресса родителей, которым надо приготовить ужин, привести в порядок разнесенный «по кирпичику» дом или же, если они были на работе, купить продукты, забежать в прачечную, просмотреть почту и ответить на телефонные звонки, тоже подскакивает на целый порядок. По вечерам взрослые и малыш «подогревают» друг друга, что приводит к нервной обстановке, поэтому прежде чем направиться к входной двери, сбросьте напряжение. Выйдите из автобуса или из метро за несколько кварталов от вашего дома и пройдитесь пешком. На ходу или в машине послушайте успокаивающую музыку. Заведя машину в гараж, не торопитесь выходить из нее. Посидите минут пять и глубоко подышите, это упражнение поможет вам снять усталость. А главное, ни в коем случае не думайте о том, что вам предстоит сделать. Думайте о чем-нибудь приятном или постарайтесь себя развеселить (вспомните какую-нибудь смешную ситуацию, происшедшую с вами или вашими знакомыми). После такого «аутотренинга» вы можете спокойно переступить пороге своего дома: теперь у вас найдутся силы, чтобы не только успокоить малыша, но и отнестись с юмором к его выходкам.
Если на работе у вас выдался тяжелый денек, забудьте обо всех неприятностях, как только войдете в свой дом. Если вы целый день сидели дома вместе с малышом, придется вам снимать напряжение вместе с ним.
- Устройте небольшой перерыв. Вместо того, чтобы сразу набрасываться на дела, сначала некоторое время отдохните (в конце концов, если к вашей ноге липнет хнычущий ребенок, заняться делами все равно невозможно).
Сделайте несколько глубоких вдохов, возьмите ребенка на руки и посидите с ним (предпочтительно подальше от места, которое напоминает вам об ожидающих вас делах). Прижмите к себе малышку и почитайте с ней стихи или послушайте музыку для детей (если вы каждый вечер будете заводить одну и ту же мелодию, это быстро превратится в привычку и, возможно, даже вызовет павловский эффект: музыка будет ассоциироваться у вас с покоем). Или займитесь тем, что доставляет удовольствие вам обеим: соберите мозаику, почитайте сказку, посмотрите картинки, отдохните вместе в тихой темной комнате, примите вдвоем теплую ванну с пеной, вылепите что-нибудь из пластилина, порисуйте, поиграйте с игрушкой, которую вы не даете без присмотра. Сбросить напряжение можно, сходив на детскую площадку, обойдя вокруг квартала, позанимавшись на ковре йогой или аэробикой. Если уже настало время готовить ужин, пусть малышка вам помогает.
- Подготовьте фон. Отключите телефонный звонок (или переведите телефон на автоответчик), приглушите яркий свет, выключите телевизор и уберите прочие раздражители, которые могут нарушить вечернюю тишину. Это время отдыха. Предложите ребенку поиграть спокойно, избегайте бурной деятельности.
Читайте подробнее в статье: Тихие игры для малыша.
- Покормите. Желудок малыша живет по собственному расписанию, отличному от режима старших детей и взрослых.
Просить ребенка подождать до ужина, как правило, означает, что вы требуете от него невозможного. Поскольку голод — распространенная причина раздражительности малыша, то чем раньше вы утолите бурчание в желудке девочки, тем вернее избавитесь от ее бурчания. Другая потенциальная выгода от раннего ужина для малыша: ваша дочь поест с большим аппетитом (подобно тому как переутомленные дети не могут спать, переголодавшие часто не могут есть), вы тоже поужинаете с аппетитом (необходимость сидеть за обеденным столом с раздраженным малышом лишит аппетита кого угодно) и сможете чудесно провести время в одиночестве или со своим супругом (особенно если сядете ужинать, когда малышка ляжет в кровать. Это произойдет и в том случае, если вы просто дождетесь, пока она немного успокоится).
- Берегите от раздражения. В этот напряженный период постарайтесь удержать дочку подальше от деятельности, которая может вызвать ее раздражение: игр со слишком сложной для нее мозаикой, рисования или раскрашивания (если малышка часто бывает недовольна результатами), кубиков (если ее расстраивает, когда рушится башня).
Источник
В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» — с рождения до одного года, «раннее детство» — от года до трех, и «дошкольное детство» — от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.
Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно — через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».
Почему возникает кризис
Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.
Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.
Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».
Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.
Откуда взялись капризы?
Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».
Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.
Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.
Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.
Пора действовать?
Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.
Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.
Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).
Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.
Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.
Источник
Моя дочь капризничала каждый вечер в течение нескольких месяцев (да, это действительно проходит!). Я провела недели, ежевечерне, приблизительно с 18:00 — 22:00, проводя на краю дивана и постоянно кормя и/или успокаивая ребенка.
Мой сын не позволял нам такой роскоши — сидеть. В это время суток Алекс был недоволен и плакал, если его не держали в вертикальном положении и не двигались с ним (и иногда это помогало ему быть всего лишь менее недовольным). Иногда он был очень капризным и в течении дня тоже. Кормления редко помогали успокоить его нервозность (в отличие от моей дочери), таким образом я не могла воспользоваться этим способом успокоения (хотя всегда пробовала). Он был настолько капризным, что я искала другие причины его беспокойству (такие как
чувствительность к пище), но мы их так и не нашли, тем более что в остальное время он только и делал, что улыбался. Между 3 и 4 месяцами беспокойное поведение постепенно сошло на нет, как это обычно и происходит, но первые несколько месяцев были трудны. В настоящее время типичный комментарий, который я слышу о нем: «Он всегда такой веселый?». Так что помните: и это пройдет…
Очень частые кормления (прим. или кластерные кормления, как их называет Келли) состоят в том, что в определенное время суток промежутки между кормлениями младенца грудью намного короче, чем в остальное время. Это распространенное явление и чаще всего происходит по вечерам. И зачастую — но не всегда — сопровождается более длинным периодом сна чем обычно: возможно ребенок «заправляется» перед длинным сном. Например, ваш ребенок может прикладываться к груди каждый час (или вообще — постоянно) между 6-ю и 10-ю вечера, а затем сделать долгий перерыв на сон или даже проспать всю ночь.
Кластерные кормления часто совпадают именно с вечерними
беспокойными часами. Ребенок может приложиться к груди на несколько минут, отпустить грудь, покапризничать/поплакать, приложиться на несколько минут, отпустить, покапризничать/ поплакать… снова и снова… в течение многих часов. Это может ОЧЕНЬ разочаровывать: мама начинает задаваться вопросом, получает ли ребенок достаточно молока, может она ест что-то, что беспокоит ребенка, может ВСЕ, что она делает, беспокоит ребенка… Это может действительно разрушить вашу уверенность в себе, особенно если есть кто-то еще, кто задает такие же вопросы (ваша мать, муж, свекровь).
Такое поведение — НОРМАЛЬНО! Это не имеет никакого отношения к вашему грудному молоку или материнству. Если ребенок доволен в оставшуюся часть дня, не выглядит страдающим от боли (как от колик, например) во время беспокойного периода — просто продолжайте пытаться успокоить ребенка и не вините себя в происходящем. Позволяйте ребенку сосать грудь столь долго и так часто, как он хочет. Воспользуйтесь помощью папы (или другого помощника), чтобы принести Вам еду/питье и другие вещи (книга/пульт/телефон и т.д.) в то время как Вы кормите и успокаиваете ребенка.
Значит ли это, что ребенок нуждается в большем количестве молока, чем я могу обеспечить?
Нет. Не давайте ребенку бутылку — докармливание только просигналит вашему организму, что вы нуждаетесь в МЕНЬШЕМ КОЛИЧЕСТВЕ молока в это время, что не поможет в данной ситуации. Кроме того, имейте в виду, что младенцы, питающиеся смесью, тоже капризничают по вечером. Беспокойные вечера характерны для всех малышей, независимо от того как они питаются. Академия Медицины Грудного Вскармливания (
ABM) пишет об этом черным по белому в своих рекомендациях по докармливаниию:
Существуют такие ситуации, которые требуют анализа и реорганизации грудного вскармливания, но НЕ ПРЕДПИСАНИЯ докармливания, включая… ребенка, капризничающего по ночам или постоянно кормящегося в течение нескольких часов.
Почему младенцы капризничают вечером?
Часто встречающееся объяснение беспокойства ребенка по вечерам состоит в том, что объем молока вечером имеет тенденцию к снижению из-за естественного гормонального цикла. Однако доктор Питер Хартмaн, исследователь грудного вскармливания, говорит, что среди обследованных им женщин не было снижения объема молока в это время суток. Даже если объем молока и ниже вечером, то содержание жира обычно вечером выше (особенно если ребенок кормится по требованию), таким образом количество калорий, получаемое ребенком, не должно значительно отличаться. Поток молока может
быть слабее вечером и это раздражает некоторых малышей.
Доктора часто приписывают вечернюю капризность незрелой нервной системе ребенка (и это явление действительно заканчивается обычно в 3-4 месяца, поскольку ребенок становится старше). Однако, доктор Кэтрин Детвайлер (которая исследует грудное вскамрливание в традиционных обществах) заявляет, что у младенцев в Мали, Западной Африке и других традиционных обществах нет колик или вечерней капризности. Этих младенцев носят целый день и кормят грудью по нескольку раз в час.
Так что возможно, ни одно из этих объяснений не дает полный ответ на вечернее беспокойное поведение ребенка. Для многих малышей беспокойное время, кажется, характеризуется потребностью в не больших количествах молока через короткие промежутки времени и необходимости в интенсивном физическом контакте, объятиях и движении. Младенцы, которым предлагают столько сцеженного молока или смеси, сколько они могут съесть из бутылки [внимание: эта практика уменьшит вашу выработку молока!] часто ведут себя по вечерам точно так же. Ребенок съедает небольшое количество молока и дремлет (и капризничает), затем съедает еще немного и так далее. Возможно младенцы «помнят», что мама во время беременности была активна в это время и снова хотят, чтобы их постоянно носили, качали и кормили.
Возможно младенцы просто должны чаще прикладываться к груди в это время, а не потреблять больше молока.
Методы успокаивания в «капризное» время:
Авторское право © [2010] kellymom.com. Переведено с разрешения kellymom.com, которое не распространяется на использование переведенного документа. kellymom.com не ответственна за точность перевода.
Источник