Ребенок 1 год сова
Ошибочно мнение, что речевое развитие малыша начинается с годовалого возраста. Подготавливать ребенка к говорению необходимо уже с рождения. Психологи утверждают, что речевое развитие начинается с перинатального периода, когда малыш находится в животе у мамы. Если будущие родители постоянно разговаривают с будущим ребенком, поют песенки, читают стихи до и после рождения, это является мощным стимулом для раннего развития речи.
Как развивается речь ребенка до года
Осваивать и издавать первые звуки малыш начинает в 3 месяца. Как правило, легче всего даются в этот период звуки н, к, г. Полугодовалый младенец понимает знакомые слова взрослых, реагирует на них, произносит первые слоги: ма, ба. К 8 месяцам речь развивается до более сложных звуков: п, б, м, а, э, к, г. Кроха пытается с помощью взрослых составлять из данных букв слоги: па, ба, ма, гу. Гуление становится первым образцом говорения.
До года у детей больше развита эмоциональная сторона речи. Они следят за губами, лицом взрослых, запоминают каждый звук, его произношение, эмоциональный окрас. Детский лепет появляется к году, когда малыш начинает говорить первые слова: мама, папа, дай, ляля, на, зя (нельзя), ди (иди). Понимает годовалый кроха фразы «нельзя», «иди ко мне», «ползи», «иди», «поцелуй маму».
Возможные нарушения
В годик можно заподозрить нарушение речевого развития. Мнения специалистов расходятся относительно говорения детей от года до 2 лет. Неврологи утверждают, что задержку речевого развития можно установить на втором году жизни ребенка. Для данного возраста характерны патологии:
- Ринолалия (анатомо-физиологические дефекты речевого аппарата, приводящие к нарушениям звукопроизношения, изменению тембра голоса).
- Афазия (ребенок теряет возможность говорения).
- Сенсорная алалия (когда малыш неверно воспринимает на слух речь взрослого).
- Моторная алалия (не овладение активным словарем из-за нарушения экспрессивной речи).
- Дизартрия (неправильное произношение звуков из-за органических поражений).
- Тугоухость (ослабленность слуха, его отсутствие).
- Задержка речевого развития.
- Общее недоразвитие речи.
Последними двумя терминами обозначается зачастую комплекс речевых патологий. ЗРР (задержку речевого развития) часто ставят в возрасте до 3 лет, когда непонятен точный диагноз.
Детские психологи и логопеды советуют родителям не заострять внимание на том, сколько слов в норме должен говорить ребенок к году. Малышам дается 3 года для освоения речи, до данного возраста рано говорить о нарушениях, задержке развития. Он может не разговаривать совсем до 2 лет, к 3 годам начать говорить без остановки. Мальчики по статистике начинают осваивать первые слова позднее девочек. Сказать о возможных нарушениях можно только к 3 годам развития малыша. Показать ребенка неврологу, логопеду стоит, если:
- к 2 годам он не знает простых слов: мама, папа, баба, дай, мне, нельзя;
- отсутствует понимание слов начиная с 1 года, когда малыш не реагирует на просьбы и замечания взрослых (нужно исключить тугоухость);
- кроха внезапно замолчал после того, как появилась активная речь;
- детский лепет остается до 2 лет;
- малыш не пытается оформить речь, постоянно тыкает и мычит, чтобы указать на предмет, озвучить просьбу.
Логопеды не советуют расстраиваться, если малыш не освоил простые слова к 1 году жизни, например, такие как мама, папа, баба, деда, дай, на, иди. Возможно, ему по психологическому развитию требуется больше времени, чем сверстникам, для освоения речи. Говорить о логопедических нарушениях речи можно только к 3 годам. Нужно заниматься с крохой, развивать словарный запас.
Как развивать речь ребенка в 1 годик
В один год можно способствовать развитию речи ребенка с помощью специальных упражнений. Проводить их может каждый родитель. Основаны развивающие упражнения на играх, песнях, чтении стихов, сказок.
Игры для развития речи
В процессе любой игры нужно обращать внимание крохи на признаки, особенности предметов, проговаривать их вслух. Следует выбирать игры, где требуется повторять слова за взрослым, пропеть песенку, рассказать стишок, выполнить простое задание.
- Рисование. Занятие полезно в любом возрасте, тренирует моторику рук, развитие процессов мышления, памяти, внимания. Рисовать можно что угодно, главное, рассказывать детям о нарисованном предмете, из каких частей состоит, каким цветом лучше раскрасить каждый элемент. В процессе игры можно рассказывать забавные стишки, например, когда изображаются животные.
- Пирамидка. Игра есть у 70% детей, но не каждый родитель правильно играет в нее с ребенком. Собирание пирамидки состоит из нескольких этапов. Сначала родитель показывает пример сбора, проговаривает один признак предмета – цвет: «красное колечко надеваем на желтое, синее на оранжевое и т. д.» После нужно предложить ребенку собрать вместе пирамидку. Следующий этап − сбор пирамидки вместе, проговаривание не только цвета, но и формы, размера предмета – круглый, прямоугольный, треугольный или квадратный, большой, маленький, огромный, средний.
- Как говорят животные. Игра про зверей нравится всем деткам. Важно не просто проговаривать животных, особенность их речи, но и включать в игру кубики, рисунки, карточки, чтобы ребенок мог одновременно находить нужного зверя или птицу. Игра простая в применении, строится на диалоге с малышом: «Как говорит курочка?». Малыш отвечает: «Ко-ко».
− «Как говорит коза?»
− «Бе-бе».
− «Как говорит лягушка?»
− «Ква-ква».
Кроха в 1 год не сразу будет произносить все слоги, важно помогать ему. В этом заключается научение говорению.
Советы логопеда
Чтобы малыш раньше освоил процесс говорения, быстрее перешел от лепета к полным понятным словам, необходимо соблюдать ряд правил:
- Не разговаривать длительное время, копируя речь младенца (ага, угу). Как только малыш начинает осваивать первые слова, следует прекратить детский лепет, говорить правильно.
- Пустышку следует убрать из обихода после 1 года, максимум − 1,5. Она тормозит речевое развитие, мешает больше говорить, даже детский плач является частью речи.
- Предлагайте малышу дудеть, надувать мыльные пузыри, играть в свистульки, что стимулирует развитие артикуляционного аппарата.
- Играть с малышом в игру «обезьянки», когда он должен повторять за родителем различные гримасы: надуть щеки, втянуть губы трубочкой, улыбнуться и т. д.
- Заниматься больше с ребенком лепкой, рисованием, вырезанием. Пусть малыш клеит, переставляет, двигает, собирает различные предметы. Задача родителя − проговаривать форму, цвет, звуковое сопровождение.
- Учить детей выражать собственные эмоции с помощью речи, пусть изначально это будут простые слова: эх, да, ага, ух.
- Читать больше сказок. Лучше выбирать книги с яркими иллюстрациями. Малыша до 2 лет трудно удержать длительное время на одном месте, слушать сказку до конца. Красочные картинки помогут сконцентрировать внимание, слушать чтение взрослого, следить за повествованием.
Речь малыша формируется до 3 лет. До данного возраста дети не обязаны читать вслух стихи, но должны начать говорить обязательно в год. Каждый малыш индивидуален, развитие речи − процесс, постичь который одному дается легче, другому труднее. Важно не терять надежды, заниматься с детьми с рождения до года, активно разговаривать с крохой, читать сказки, играть. Совместная деятельность со взрослым − мощный стимул для развития речевой активности.
Источник
Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.
Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.
Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет
Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:
- повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
- умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
- выражает эмоции интонацией;
- обозначает слогами предметы и действия;
- воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.
Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.
От чего зависит развитие речи
Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:
- Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
- Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
- Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
- Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.
Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.
Как развивать речь ребенка
Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:
- упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
- учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
- понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.
Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.
Ежедневные занятия: 6 простых упражнений
Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
- Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
- Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
- Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
- Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
- Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.
Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.
Игры для развития навыка говорения
Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:
- Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
- Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
- Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.
Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.
Источник
Доброго времени суток, дорогие читатели! Гуление маленького крохи, его лепет и то, как малыш пытается произнести свое первое слово – это очень трогательные моменты, о которых помнит каждый родитель спустя многие годы.
Этот период быстро проходит и к первому дню рождения крохи перед родителями встает новая задача: как развить речь ребенка в год. Об этом мы и поговорим в этой статье.
В год большинство малышей уже осмысленно употребляют около 5-ти простых слов, обычно это: «мама», «папа», «гав-гав», «тик-так», и т.д. До полуторалетнего возраста ребенок обходится высказываниями, которые состоят из одного слова. Причем одно и то же слово может иметь разное значение. Малыш говорит «мама», если видит её, когда зовет маму или ищет. Дети переходят к репликам постепенно.
До 1,5 лет развивается связь между предметом, действием и словами, которыми их обозначают. Однако эта связь не сразу становится устойчивой. Иногда,если родители просят принести или показать определенный предмет , ребенок понимает просьбу, но отреагировать на неё может не совсем верно.
Например, мама просит показать, где кукла. Малыш может смотреть на указанный предмет, а подать другой. Поэтому для того, что бы сформировать устойчивую связь между словесным обозначением предметов и действием малыша нужно создать определенные условия, и постепенно усложнять задания.
Дети в этом возрасте впервые делают открытие и обнаруживают, что каждый окружающий их предмет имеет свое название.
Ребенок начинает более активно познавать мир, развивается любознательность и многие мамы сетуют, на, что за малышом не возможно уследить. Конечно, тревога родителей за ребенка естественна. Часто взрослые говорят: «не трогай», «не лезь», «не бери», но не нужно одергивать ребенка ежеминутно, нужно поощрять его любознательность. Помните, что активные дети активно говорят.
ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ РАЗВИТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА В ГОД
Дети в этом возрасте подражают родителям, пытаются произнести такие же звуки, слова, копируют жесты. Поэтому сопровождайте словами ваши действия, проговаривайте по возможности при ребенке как можно больше.
Когда малыш заостряет на каком-то знакомом предмете внимание, спросите его, что он видит и как это называется. Если ребенок не сможет самостоятельно вспомнить и повторить слово, помогите ему. Бывает и так, что малыш в какой-то ситуации не захочет повторять за вами. Не настаивайте на этом.
Не стоит переживать, если некоторые слова малыш произносит не совсем четко, возможно будет не хватать определенного звука. Пока крохе по силам только это. Часто дети в этом возрасте изобретают новые слова-загадки, которые понятны только им. Отнеситесь к таким словам спокойно. Не старайтесь их закреплять, но и не препятствуйте их появлению.
Создавайте ситуации, когда у малыша есть возможность выбрать предмет или игрушку и произнести название предмета вслух.
К году и 3-м-4-ем месяцам дети могут выполнять простые поручения.
Лучше разговаривать с малышом не «сверху вниз», а на его уровне. Спуститесь к ребенку на ковер или возьмите малыша на руки, играйте и говорите с ним на его уровне. Общаясь на равном уровне ребенок лучше воспринимает вашу речь , кроме того , вы становитесь ему другом.
В этот период дети уже не просто рассматривают игрушки, а манипулируют с ними, что способствует появлению и усвоению новых слов.
Возьмите куклу или другую любимую игрушку и демонстрируйте, как она ходит, спит или ест. Когда вы вернете куклу малышу, у него будет возможность осмыслить и повторить ваши действия.
Детям очень нравится, когда взрослые озвучивают игрушки. В этом возрасте малыш уже понимает, что такое интонация и что у медведя грубый голос, а у зайца тоненький. Более того, малыш пытается это повторять.
Не просто показывайте игрушки, но и рассказывайте о них. Например, что ест ёжик или где живет зайчик, что он обычно делает. Предложите для сравнения две игрушки, например, двух кукол разного размера.
На втором году жизни малышам нравится отыскивать спрятанные вами игрушки. Конечно, вы их называете ребенку.
Очень хорошо использовать все возможности что бы быстрее развить речь ребенка. Например, на прогулке. Ведь вокруг много интересных вещей, привлекающих внимание крохи. Дети обращают внимание прежде всего на то, что движется. Это автобусы, люди, животные. Объясняйте, что это: «Посмотри, Миша, автобус едет. Вот он остановился. Снова поехал. Где у автобуса колесо? Автобус уехал». Конечно, для взрослых это очень и очень просто, но для ребенка – это целый урок.
Объекты, которые видит ребенок, отлично запоминаются. Так же хорошо демонстрировать малышу звуки и голоса животных и птиц, пусть ребенок повторяет за вами и отвечает вам.
Быстрее всего развить речь ребенка в деятельности. Показывайте, как и что можно сделать, а дел-то масса: собрать кубики, игрушки, построить или начертить что-нибудь и т.д., поясняйте малышу порядок действия.
В такие моменты дети не только учатся понимать речь взрослых, но и пытаются проговорить то, что услышали. Можно в этом случае помочь вопросами.
Психологи отмечают, что вопросами типа « Где?», «Кто или что это?», можно стимулировать мыслительные процессы.
Для развития речь ребенка используйте картинки.
Лучше выбрать простые картинки, на которых изображен один объект.Показывайте картинку (в начале всего одну) и объясните что или кто изображен на ней, а затем попросите малыша показать этот объект на картинке. Не стоит за время одного такого занятия показывать больше 6-7 картинок , что бы ребенок не переутомился.
С 1,5 лет дети начинают использовать предложения. По-началу, в таких предложениях всего 2 слова. Но через пару месяцев их число вырастает до 4-ех.
Не забывайте про роль чтения. Читайте ребенку вслух.
Важно, чтобы книжки соответствовали возрасту малыша, чтобы он смог понять содержание.
Однако не нужно заставлять ребенка слушать, если он в данный момент этого не хочет. Читать лучше, когда малыш может расслабиться, и у него хорошее настроение .
Не нужно препятствовать использованию жестов, они помогают ребенку выражать свои мысли.
Если у ребенка не выходят некоторые звуки, не стоит огорчатся. Можно тренировать губы и язык малыша. Можно показать как гудит паровоз, воет сирена, как цокает лошадка и пусть ребенок повторяет за вами.
Музыкальные игрушки, а так же игрушки, издающие звуки, хорошо помогут развить речь ребенка. Дайте малышу послушать звуки и угадать, что звучит.
Если статья была Вам полезна, поделитесь информацией, нажав кнопки соцсетей. Если Вы хотите рассказать о своем опыте, сделать это можно в комментариях к статье.
Я желаю Вам удачного дня, цените тем моменты, которые дарят Вам Ваши дети и Ваша семья.
Источник