Ребенок 1 год социализация
Сейчас родители все более заинтересованы в ускоренном всестороннем развитии детей, в том числе и социальном. В каждом городе есть разнообразные центры раннего развития, куда приглашают малышей примерно с 8 месяцев, группы грудничкового плавания, английского языка для двухлеток… Родители считают, чем раньше малыш усвоит те или иные навыки, заговорит, привыкнет находиться в коллективе, тем ему будет проще общаться, учиться, тем быстрее он сможет добиться успеха в любой деятельности. Вот только возникает вопрос, а готов ли сам ребенок к такой гонке?
Что такое социализация?
С самого своего рождения человек является социальным существом, ведь малыш находится в обществе взрослых, которые постоянно с ним взаимодействуют. В понятие «социализация» разные люди вкладывают различное значение. Многие мамы понимают его как умение общаться со сверстниками, кто-то определяет социализацию как принятие норм поведения, принятых в обществе.
На самом деле социализация – это процесс многогранный. Он включает в себя и погружение в культуру общества, и адаптацию к социальной среде со всеми ее законами и правилами, и умение строить отношения с людьми разных возрастов, культур, оставаясь при этом самим собой. Именно этот, индивидуальный, момент в понятии социализации приобретает особое значение. Мало кто из родителей хочет, чтобы их ребенок просто не ссорился со сверстниками. Но если малыш научится координировать свою точку зрения с точкой зрения других, сможет чувствовать себя уверенно в любой ситуации и с любым собеседником – к такому результату социализации действительно хочется стремиться. Однако для его достижения необходимо, чтобы малыш сначала привык осознавать свое «Я», а для этого требуется определенный уровень личностного развития, который тоже формируется постепенно.
Этапы социализации у детей
Вот основные этапы психосоциального развития личности малыша.
1-й этап (примерно до 1 года). Главную роль для ребенка играет мама. Именно от ее отношения к малышу, спокойствия, эмоциональной близости к нему зависит успешность формирования базового доверия к реальности. В этот период вся жизнь малыша заключена в семье, через нее происходит погружение в культуру (мамины колыбельные, игры), формируется отношение к миру (доверие или настороженность). Нарушение же контакта с мамой (разлука, холодность матери) усложняет дальнейшую социализацию.
2-й этап (с 1 года до 3 лет). В жизни малыша появляется общество. Он знакомится с проявлениями разнообразных эмоций, учится различать их, проявлять волевые качества (упрямство, целеустремленность, терпение). Ребенок становится активнее, начинает интересоваться другими детьми. Но главным человеком в этом возрасте все еще остается мама. Именно через близкого взрослого происходит и общение с другими малышами, и игра, и знакомство с миром.
3-й этап (от 3 до 5–6 лет) у ребенка начинает складываться представление о собственном «Я», отличном от других людей, малыш становится инициативным, расширяется сфера его общения. Ему уже недостаточно социализации только внутри семьи. Малыш тянется к другим детям, игра становится основой взаимодействия с миром. Успешность прохождения этой стадии зависит от того, насколько родители поддерживают общительность малыша, его вовлеченность в активные игры.
4-й этап (с 5–6 лет – весь период начальной школы). В сознании ребенка происходит перелом: его эгоцентрическая позиция меняется на объективную, он уже может «посмотреть со стороны», сопоставить разные аспекты ситуаций и их значения для себя и для другого. В это время возможности социализации в семье практически исчерпаны, но ее поддержка остается важной при встрече ребенка с трудностями. С помощью близких взрослых ребенок должен преодолеть первые сложности, чтобы сохранить уверенность в себе и открытость новому общению.
Нужна ли ранняя социализация ребенку? Все должно проходить естественно!
Поскольку в норме лишь с 4 лет у малыша начинает складываться представление о том, что его чувства и мысли отличаются от представлений других, то до этого возраста общение детей с целью социализации практически бесполезно. Лишь после 4–5 лет в этом появляется некоторый резон, хотя по-настоящему социализироваться дети начинают к моменту поступления в школу. Но означает ли это, что ребенок до 7 лет будет чувствовать себя комфортно только в кругу семьи? А как же многочисленные группы раннего развития, кружки, секции и детские сады?
Во-первых, стоит учитывать довольно высокое развитие индустрии детства, провоцирующее родителей пользоваться разнообразными услугами, даже если в этом нет большого смысла. А во-вторых, всегда лучше избегать крайностей. Конечно, лет до трех, когда малыш еще не выражает потребность в самостоятельности, в его развитии не стоит делать упор на общении с детьми без мамы, отдавать в большой коллектив. Но это не означает, что вам нужно запереть себя дома и ограничиться рамками семьи. «Естественная» социализация с мамой пойдет на пользу и вам, и ребенку.
Что это значит? Ребенок в младенческом и раннем возрасте комфортно чувствует себя рядом с мамой и спокойно перенимает образ жизни семьи. Если вы будете продолжать встречаться с друзьями, путешествовать, навещать бабушек, гулять с соседскими мамочками с детьми, ваш кроха не окажется в изоляции. Для него с самого рождения будет вполне нормально видеть вокруг себя разных людей, наблюдать за их поведением, слышать различные манеры разговора. С этой точки зрения могут оказаться полезны и центры раннего развития. Они пригодятся, если маме самой необходимо общение или если у нее нет возможности или знаний, чтобы играть и заниматься с малышом самостоятельно.
Экстраверты и интроверты
Еще один важный момент в вопросе о социализации ребенка – это его индивидуальные особенности, которые непременно нужно учитывать. Некоторые дети обладают высоким социальным интеллектом – они познают мир через общение. Маленьким экстравертам, действительно, очень рано необходим коллектив сверстников, они много получают от общения с новыми взрослыми. Таким детям уже с 2–3 лет нужно дополнительное социальное окружение помимо семьи. А есть и другие малыши: тревожные, стеснительные, молчаливые. Часто мама в такой ситуации стремится форсировать развитие своего ребенка, посещает разнообразные занятия, отдает в ясельную группу. Ведь, как ей кажется, малышу нужно преодолевать свою замкнутость. Однако такая позиция часто идет во вред ребенку-интроверту, еще больше травмируя нестабильную детскую психику. Ведь к малышу предъявляются насильственные требования, когда он еще не может сделать то, что от него хотят. Ему это, по большому счету, и не к чему. Принуждение в вопросе социализации не приводит к прогрессу, поскольку навязанные внешние правила так и остаются внешними или искаженными.
А как же детский сад?
Многие родители возлагают большие надежды на детский сад в плане социализации ребенка, поэтому стремятся пораньше оформить своего малыша в ясельную группу. Однако дети в возрасте 1,5–2 лет часто оказываются психологически незрелыми для такой смены образа жизни, поэтому у них возникают неврозы, падает иммунитет, появляется регресс поведения. Даже если малыш внешне спокойно реагирует на садик, это может означать не успешную социализацию, а лишь адаптацию к новым условиям.
Вопрос о нужности детского сада для ребенка должен решаться индивидуально. Конечно, если у вас нет острой необходимости, стоит дождаться 3 лет и оценить готовность ребенка к длительной разлуке с вами. Но чаще всего здоровый малыш с нормальным уровнем развития, находящийся в гармонии с собой, позитивно воспринимает детский сад уже к 4 годам. В общем, пробуйте различные виды социализации, но с учетом возрастных и личных особенностей малыша.
Звездные родители
Златослава, певица, и Георгий (9 лет)
Чем раньше мы определим ребенка в социум, тем легче ему будет в жизни. Мой сын Гоша всегда тянулся к взрослым. И когда в первые годы его жизни мы выходили гулять на площадку, между родителями и детьми Гоша тянулся к старшему кругу. И сейчас в социуме он всегда стремится к людям, которые знают больше, чем он сам.
Роман Жуков, певец, Полина (12 лет), Никита (9 лет), Анжелика (7 лет), Виктория (6 лет), Виктория–Элизабет (4 года) и Стивен (1,5 года)
Если ребенок растет в семье из шоу-бизнеса, это можно причислить к ранней социализации. Мои дети часто катаются со мной по концертам и различным мероприятиям, и я вижу тенденцию в их развитии в сторону шоу-бизнеса. Полина, например, уже заявила о себе как фотомодель. А вообще, мы часто вместе посещаем семейные клубы, играем в развивающие игры дома.
Совет психолога
- Ребенок до 3 лет вовсе не обязан хотеть играть с другими детьми, делиться игрушками, оставаться на попечении других взрослых… Но сильный страх контакта – это повод разобраться.
- Иногда достаточно проанализировать ситуацию страха и поведение взрослых, чтобы понять причины такой реакции крохи. Например, бабушка, гуляя с внуком, могла избегать детских площадок, приговаривая: «Не пойдем туда, они тебя толкнут, обидят». В этом случае стоит провести «работу» с бабушкой.
- Родителям можно проявить больше участия в жизни малыша: залезть вместе с ним в песочницу, начать играть в мяч с компанией детей, обыгрывать дома все увиденное и т. д.
Источник
0-1 Год
Новорожденный – абсолютно асоциальный тип. Разговариваешь с ним, делаешь «козу», но в ответ младенец разве что пускает слюни и активно машет конечностями. Однако довольно скоро можно заметить, что малыш не просто так сучит ручками и ножками, а со вполне определенным смыслом.
Глазной контакт
Уже через 2 недели после рождения ребенок начинает фокусировать взгляд на лице матери и других людей. Интересно, что даже очень яркие игрушки пока не удостаиваются такой чести. Двухмесячный малыш способен довольно долго смотреть на человеческое лицо, следя за изменениями его положения. Задача взрослых – превратить глазной контакт в один из самых действенных способов влияния на поведение ребенка: если мимика родителей достаточно выразительна, то к году крохе будет хватать одного взгляда на них, чтобы почувствовать одобрение или понять, что не стоит лезть в лужу.
Замечено, что отделы головного мозга, отвечающие за зрительное восприятие, развиваются быстрее под влиянием внешних стимулов. Например, у недоношенных детей к моменту «запланированного» рождения глазной контакт лучше, чем у новорожденных, появившихся на свет в срок. Поэтому чем чаще вы смотрите в глаза малышу, тем больше у него возможностей для тренировки.
Комплекс оживления
Трехмесячный младенец не только фокусируется на вашем лице, но и активно двигает руками, ногами, улыбается и гулит. Такое поведение называется «комплексом оживления» и является способом, с помощью которого малыш выражает активное желание общаться. Именно поэтому не стоит оставлять ребенка в одиночестве в течение всего периода бодрствования: если кроха не плачет, это не означает, что к нему не нужно подходить. «Агукайте» в унисон с ним, описывайте окружающие предметы и обязательно рассказывайте о том, что вы в данный момент делаете.
Поведение привязанности
После 6 месяцев ребенок уже воспринимает лицо человека как единое целое, и вполне способен выделять маму среди других близких. Попытка унести дитя от матери обычно сопровождается громким протестом. Такая реакция называется «поведением привязанности». Предпочтение матери всем остальным людям – важный этап социального развития, ведь мама не только ухаживает за малышом, но и является посредником между ним и окружающей средой. Не слушайте тех, кто убеждает «не приучать кроху к рукам». На самом деле близость с мамой обеспечивает ребенку ощущение безопасности, уменьшает тревогу и агрессию, стимулирует инициативность в общении и способствует развитию познавательной активности.
Нейрофизиологи полагают, что лицо сочетает в себе признаки, запускающие реакцию внимания: сложность конфигурации, упорядоченность черт, движение (ведь мама то склоняется к ребёнку, то разговаривает с ним, из-за чего мимика постоянно меняется). Поэтому лицо и особенно область глаз становится для младенца сильным эмоциональным стимулом.
Повторение слогов и слов
От 5 до 8 месяцев у ребенка появляется лепет. Простенькое «агу» заменяется на цепочки повторяющихся слогов: «ба-ба-ба», «дя-дя-дя» и т.д. Так юный оратор тренирует свой артикуляционный аппарат и одновременно фонематический (то есть речевой) слух. От 8 до 10 месяцев ребенок обретает способность подражать цепочкам слогов, произнесенных взрослым, и копировать их интонацию. Поэтому не жалейте времени на разговоры на «тарабарском» языке. Совсем скоро ваши старания увенчаются успехом, и малыш начнет понимать и выполнять простые просьбы («дай маме печенье», «отряхни ручки»). К году карапуз может произносить несколько слов или их «кусочков» в виде начальных или ударных слогов. Если же чадо молчит, как партизан, волноваться пока не стоит. В этом возрасте гораздо важнее понимание малышом речи взрослого.
Указательный жест
Годовалый ребенок начинает показывать пальцем на интересующие его предметы. Он делает это для того, чтобы направлять свое внимание. Кроме того, малыш понимает, что указательный жест, используемый взрослыми, означает, что ему следует посмотреть в нужном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал раньше. Функция взрослых заключается в постоянном подтверждении правильности выполненного ребенком действия и назывании найденных объектов: «Да, это птичка! А это машина!». В результате у малыша накапливается словарный запас, и он получает первый опыт диалогов.
КОГДА НАЧАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ?
Развитие ребенка на первом году жизни подчиняется строгим биологическим законам. Поэтому стоит насторожиться, если появление описанных навыков задерживается больше чем на месяц. Необходимо проконсультироваться у врача-невролога, если:
— малыш старше 2 месяцев смотрит «сквозь» человека, а не на него;
— лепет отсутствует или состоит не из слогов, а ТОЛЬКО из гортанных или труднопроизносимых взрослым звуков. Из них не может «вырасти» речь, поэтому важно найти причину проблемы;
— ребенок старше 6 месяцев не делает различий между мамой и другими взрослыми и ведет себя со всеми одинаково.
1-3 года
В этот период ребенок активно эволюционирует из маленькой хваткой обезьянки в человека, с которым можно не только поговорить, но и договориться.
Развитие речи
Малыши сильно различаются по объему словарного запаса и качеству артикуляции, особенно в период от 1 до 2,5 года. Поэтому, вместо того чтобы переживать, что соседский ребенок может произнести слово «трансцендентность», а ваш – нет, обратите внимание на коммуникативную функцию речи своего чада. Она проявляется в том, что ребенок активно пытается объясниться с вами, используя звуки или слова, и выражает недовольство, если это не получается.
К 2 годам понимание речи развивается настолько, что карапузу становится доступно выполнение сложных просьб, например: «Возьми мячик и отнеси его папе». Простые настольные игры, требующие следования различным командам, помогут развить этот навык.
Подражание
Ребенок старается ни в чем не отставать от взрослых. Он с серьезным видом разговаривает по телефону, ковыряет ключом замочную скважину и с удовольствием повторяет все то, что вы адресуете «подрезавшим» вас водителям. Непременно позаботьтесь о качестве «наглядного материала», чтобы потом не пришлось пенять на зеркало.
Освоение бытовых навыков
Безболезненное освоение бытовых навыков предполагает соблюдение ряда принципов:
— ненавязчивость и доброжелательность. Этот принцип не означает, что при первом же недовольном попискивании ребенка вы оставляете попытки приучения. То, что для вас составляет огромный труд, для малыша должно выглядеть как игра;
— регулярность. Даже если ни один зажигательный танец не нашел отклика в душе взыскательного зрителя, необходимо постоянно улучать моменты для того, чтобы усадить его на горшок или убедить залезть одной ногой в колготки. Как только ребенок поймет, что теперь эти странные действия – неотъемлемая часть его жизни, он перестанет сопротивляться;
— постепенность. Объективно оценивайте возможности малыша. Пусть сначала он научится сам доедать «последнюю ложку», затем «три последние ложки» и т.д.
Понимание слова «нельзя»
В психологической литературе часто встречаются упоминания о том, что ребенка не стоит ограничивать большим количеством запретов. Некоторые взрослые понимают эти рекомендации слишком буквально и запрещают малышу только то, что опасно для его жизни (залезать пальцем в розетку, выбегать на дорогу и т.д.). Тем не менее независимо от педагогических воззрений родителей в обществе полным-полно табу, и ребенку лучше узнать о них именно от родных:
— знакомя малыша с новым запретом, подчеркивайте, что он касается всех детей или даже всех людей, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным;
— подчеркните пользу запрета для самого ребенка («если ты не будешь есть с пола, у тебя не заболит живот»);
— запрещая что-либо, не принимайте свирепый вид. Если вы заботитесь о благополучии ребенка, то и выглядеть должны соответствующе.
Проявление интереса к общению
Выражение «тянется к другим детям» в этом возрасте имеет буквальный смысл. Хотя ребенок еще не умеет играть со сверстниками, он стремится находиться рядом и хочет повторять их действия. Так, если качели заняты, малышу позарез нужно на них залезть, но, как только сиденье освобождается, он мгновенно теряет интерес к качанию. Даже если карапуз оповещает посетителей детской площадки о своем приходе криком «банзай», ни в коем случае не нужно уходить в безлюдное место. Будьте активным посредником между ребенком и его ровесниками, тем самым помогая чаду освоиться и найти свое место в чужой игре.
КОГДА НАЧАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ?
Наличия хотя бы одного из следующих пунктов достаточно для того, чтобы насторожиться и обратиться к психологу:
— в 2 года ребенок в большинстве случаев говорит ради того, чтобы получить удовольствие от звучания слов, а не с целью общения;
— к 3 годам ребенок не проявляет интереса к другим детям, а, наоборот, активно избегает их. Сказанное не относится к ситуациям, когда малыш оберегает свои игрушки;
— к концу рассматриваемого периода ребенок, несмотря на систематическое обучение, не усвоил никаких бытовых навыков.
3-5 лет
Данный возрастной промежуток очень важен для социализации, поскольку именно в этот период ребенок начинает подстраивать свое поведение под требования и ожидания других людей. Прежде чем сделать так, как хочется, он задумывается, «прилично» это или «неприлично». Если раньше роль взрослых заключалась в том, чтобы лишь слегка «помогать природе», направляя поведение ребенка, то теперь необходимо погружаться во все нюансы и разбирать каждую ситуацию.
Источник