Ребенок 1 год потешки и игры
«Как учить ребенка говорить? Почему ребенок не говорит? Как развить его речь?» — мы начали обсуждать эту тему в предыдущих статьях. А сегодня я хочу рассказать еще о нескольких речевых играх — потешках для самых маленьких. Они будут полезны как для занятий с детьми, которые уже начали говорить, так и для занятий с неговорящими или плохо говорящими детьми 1-2 лет.
То, что не тренируется – то не развивается. Это утверждение в полной мере относится не только к спорту, но и к развитию речи малышей. Речевые игры побуждают повторять за взрослыми простые слоги и слова. И делается это в увлекательной для малышей игре!
Такие игры — потешки для самых маленьких можно начинать проводить с детьми конца первого года жизни (примерно с 7-8 месяцев) для того, чтобы проблем с речью не возникло. Но если Вы никогда не проводили подобных речевых игр с малышом, то можно начать заниматься ими и в более старшем возрасте – после года.
Любая ли потешка будет способствовать развитию речи? Нет. Назначение игр — потешек разное – для забавы, для сопровождения купания, игр, гимнастики, массажа, укладывания в кроватку и т.д. И нужно уметь отбирать именно те их них, которые помогают ребенку заговорить.
Как же отобрать игры — потешки для развития речи малыша? Нужно учесть требования к речевым играм с малышами 1-2 лет:
- Потешки должны включать в себя повторения одного и того же слова или слога – «Котя-котенька-коток», «Катя-Катя маленька! Катенька удаленька», «Ай-люли-люли-люли», «Ай-да, ай-да» и т.д.
- Эти повторяющиеся слова или слоги должны быть очень простыми для произнесения. Например, потешка со словами «Тынцы-брынцы-бубенцы» скорее предназначена для забавы, чем для развития речи, т.к. малыш еще не может произнести эти слоги. А вот повторение слогов типа «кап-кап-кап», «га-га-га», «ой, гу-гу, ой, гу-гу» и т.д. ему вполне по силам.
- Повторяющийся слог или слово должны быть в сильной позиции т.е. должны находиться либо в начале предложения, либо в его конце. Именно слова в сильной позиции очень хорошо выделяются ребенком на слух и стимулируют малыша к их повторению.
- Потешка должна предусматривать игру с малышом – изображение действий, сопровождение ходьбы, прыжков, игр в прятки и т.д.
- Слова потешки должны произноситься ритмично, четко, в спокойном темпе, с выделением нужных слогов (для этого гласную нужно тянуть и артикулировать звуки несколько утрированно, подчеркнуто четко).
Игра-потешка для развития речи 1.Савка и Гришка
Приготовьте игрушечную дудочку. Изобразите, как играет дудочка — покажите жестами и скажите: « дудуду, дудуду». Спойте малышу белорусскую народную песенку о дудочке:
«Савка и Гришка сделали дудУ.
Савка и Гришка сделали дудУ.
Ай, дуду, ай, дуду, ай, дудудУууу!
Ай, дуду, ай, дуду, ай, дудудУ!»
Спросите у малыша: «Как дудочка играет?» «Ду-ду-ду». «А теперь давай Анечка (имя малыша) поиграет на дудочке, а мама споет». Ребенок изображает игру на дудочке, а Вы снова поете песенку. Малыш может молча изображать игру на дудке (если еще не говорит), или говорить слоги «дудуду». Предложите поменяться ролями: «А теперь Анечка споет ду-ду-ду, а мама будет играть на дудочке». В заключение игры предложите ребенку: «Пусть дудочка отдохнет, она устала играть (спрячьте дудочку, чтобы она не отвлекала малыша), давай вместе споем». И вместе с ребенком изобразите игру на дудочке и пропойте – «дудуду»!
В следующие повторения игры можно предложить другие движения под эту песенку: хлопать в ладоши, делать «фонарики» ладошками, приседать как «пружинки» или любые другие действия, которые любит Ваш ребенок.
Игра — песенка для развития речи 2. Гуси-гусенята.
Рассмотрите с ребенком картинку, на которой изображены гуси: «Кто это? Гуси. Как они кричат? Га-га-га. Они пьют водичку! А лапки у них красные как твои носочки». Спойте песенку:
«Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,
Красные надели чулочки – га-га-гаааа,
И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,
Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.
Напились воды десять братцев – га-га-гааа.
Начали в корыте купаться – га-га-гааа.
Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.
Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».
Эта игра побуждает ребенка говорить слоги «га» и протяжно подговаривать текст. В дальнейшем можно инсценировать эту песенку (если у Вас есть игрушка гусь) – показать, как он идет к корыту, напился воды в корыте и начал в нем купаться.
Примечание: Игры 1 и 2 разработаны И.А. Выродовой – научным сотрудником Института коррекционной педагогики. Эти и другие замечательные игры Вы найдете в ее книге «Музыкальные игры для самых маленьких».
Игра-инсценировка с потешками для развития речи 3. Котик.
Игры-инсценировки побуждают детишек 1-2 лет начать проговаривать простые слоги и слова.
Возьмите куклу и покажите, как Вы ее укладываете спать (можно уложить спать и другую игрушку – зайку, мишку и т.д.).
Скажите протяжно или пропойте кукле колыбельную на самую простую мелодию:
«Котя-котенька-котооооооок!
Котя – серенький хвостооооок!
Приди, котик, ночевааааать,
Мою куколку качаааааать (или моего заиньку качать и т.д.)»
Где же котик? Давай его позовем: «Ко-тик, ко-тик! ИдИ-идИ-идИ. Иди к нам. Иди» (заранее спрячьте игрушечного котика под платок так, чтобы из-под платочка был виден его хвост) Где же котик? Вот он!!!! (ребенок находит игрушку) Иди, котик. Иди! Котик отвечает «Мяу, мяу, идууу, идууууу»
Котик подходит к кукле, ее гладит, говорит ей «бай-бай-бай» и садится на край кроватки или дивана.
Скажите протяжно или пропойте:
«Баю-баюшки-баююююю.
Сидит котик на краююююю.
Моет мордочку своююююю.
(покажите, как котик моет мордочку лапками игрушки или своей рукой)
Моет – умывается,
Маму дожидается»
Спросите малыша: «Как моется котик? (покажите еще раз действие). А как он говорит? Мяяяяуууу, мяяяяуууу. А как колыбельную поет? Бай-бай-баю-бай».
А где же мама котика? Давай ее позовем: «киса, киса, иди, иди». Достаньте спрятанную игрушку кошки (игрушка мамы-кошки должна быть более крупного размера). Предложите малышу погладить киску, скажите в ответ от лица кисы «Мяу, мяу, спасибо, Анечка». Покажите как киса ест молочко, как умывается. Дай киске молочка ( пусть малыш поднесет к ее мордочке ладошку или игрушечную тарелочку) — «на, киса, на, пей молочко. Молочко вкууууусное. На, киса. Пей.Киса кушает ам-ам-ам»
Такие речевые игры — инсценировки можно проводить с разными игрушками, меняя их содержание – «пошел дождик кап-кап-кап, прискакала лягушка скок-скок-скок и заквакала ква-ква-ква, пришла куколка топ-топ-топ и запела песенку ля-ля-ля, котик спрятался ку-ку – где котик? Где?». Включайте в сюжет те звукоподражания и слоги, которые уже появились в речи у ребенка. Придумывайте сами игры с игрушками для своего малыша, ведь придуманные мамой или другими близкими людьми сюжеты речевых игр-инсценировок для ребенка всегда самые интересные!!! Если трудно придумать сюжет самой, то вполне можно использовать сюжеты сказок «Теремок» и «Колобок», но только персонажами будут игрушки малыша. А в сказку будут включены звукоподражания. Например, в «Теремке»:
— Тук-тук-тук. Кто там?
— Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?
— А я киска мяу-мяу-мяу.
— Иди, киса, в теремок, иди, иди!
Игра — инсценировка для развития речи 4. Наша кукла.
Возьмите куклу (или другую игрушку) и водите ее по полу, столу или дивану, приговаривая:
«Уходи с дороги, кот.
Наша куколка идет.
Топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ.
Наша куколка идет,
Ни за что не упадет,
Бух! Упала!»
На последней строчке покажите, как кукла упала, обнимите ее, пожалейте и продолжите:
«Наша куколка идет. Ни за что не упадет!
Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ. Вот какая куколка!»
Отдайте куклу малышу, пусть покажет с ней все действия под этот стишок. Когда малыш освоит действия с куклой, он сможет поиграть так же с другими игрушками.
Примечание: игра 4 разработана Ю.А. Разенковой, ведущим научным сотрудником Института коррекционной педагогики. Эту игру и другие игры для мам и малышей можно найти в ее книге «Игры с детьми младенческого возраста» (от рождения до года).
Игра с движением для развития речи 5. Попрыгаем.
Вариант 1. Посадите малыша на колени и начните подпрыгивать, проговаривая разные простые слоги, например: да-да-да, ти-та-та, ду-ду-ду, так-так-так, ба-ба-ба, ма-ма-ма, гоп-гоп-гоп, ай-да-ай-да-ай-да, но-но-но, кап-кап-кап, му-му-му» и т.д.
Можно эту игру проводить на большом гимнастическом мяче.
Сначала проговаривайте ритмично один слог, затем сделайте паузу, чтоб малыш мог присоединиться. Повторите еще раз вместе с ним.
Вариант 2. Посадите малыша на колени и протяжно, но ритмично говорите, подпрыгивая в такт (пружиня):
«Коооо-ни, коооо-ни (слог «ко» низким голосом, слог «ни» высоким голосом, на «ко» малыш внизу, на «ни» — подпрыгивание вверх. Также продолжается и дальше).
Хооооо-дят кооооо-ни.
Хоооо-дят кооооо-ни,
Коооо-ни, коооо-ни!»
После этого говорите ритмично, но уже в быстром темпе:
«Ко-ни, ко-ни, бе-гут ко-ни,
Бе-гут ко-ни, ко-ни, ко-ни.
Нооооооо! Ноооооо! Нооооооо!»
Обычно малышу нравится, когда кони быстро «бегут», и он подскакивает на маминых коленях и смеется. Если ребенку игра понравится, и Вы ее будете часто повторять, то через некоторое время малыш начнет проговаривать – тянуть слоги.
Вариант 3. Возьмите малыша за ручки и крепко его держите, пусть он прыгает на полу или на диване. А Вы в это время ритмично приговариваете-подпеваете на любую простую мелодию, какая придет Вам в голову:
«Ти-ни-ти-ни-ти-на-нааааааа!
Ти-ни-ти-ни-ти-на-нааааааа!
Ти-ни-ти-ни-ри-та-тааааааа!
Ти-ни-ти-ни-ри-та-тааааааа!
Уж ты, Саша(имя ребенка), попляшиии!
Твои ножки хорошиииии!»
Игра — потешка для развития речи 6. Блины.
Когда будете печь блины, покажите ребенку блинчики и как Вы «солите». И проговорите ритмично потешку:
«Ой-ли-лииииии, ой-ли-лииииии.
Несоленые блиныыыыыыыы!
Надо соооооли купить!
И блиныыыы посолить!
Вот-та-таааааа, вот-та-таааааа!
Вот какая красотаааааа!»
Попросите малыша показать, как мама пекла блины. Как солила? Вы проговариваете текст потешки, а ребенок делает движения:
На первые две строчки ставит ладошку горизонтально и хлопает по ней другой ладошкой.
На сдедующие две строчки «солит».
На последние две строчки хлопает в ладошки.
Сначала сами спойте потешку с этими движениями, а потом предложите малышу поиграть в блинчики.
После этой инсценировки можно спросить дочку или сына, если они Вам в игре предложат поесть суп из игрушечной тарелки: «А ты суп посолила? Давай посолим». Так Вы одновременно обогатите и игровой опыт малыша.
Игра — забава для развития речи 7. Юла.
Покажите ребенку новую игрушку – юлу. Скажите: «Это юла». Заведите юлу – она начнет кружиться и гудеть. Спросите малыша: «Посмотри как юла прыгает: прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. И гудит уууууу. Как гудит юла? Скажи: уууууу!». Когда юла упадет, скажите: «Бух, упала. Скажи – бух, бух, упала. Бух, бух — упала». Чтобы вызвать у ребенка звукоподражание, слова надо повторять несколько раз.
А сейчас Анечка заведет юлу (заведите юлу ручкой малыша). Как гудит юла? УУУУУ. А теперь скажи — бух, упала, бух, упала!
Маме на заметку:
- Можно с ребенком поиграть в юлу – покружиться на месте и осторожно присесть после этого.
- После игры убираем юлу на полку (или на другое место, недоступное для ребенка, но видимое им). Обычно дети с радостью играют в юлу, тянутся к ней. В следующий раз, когда ребенок потянется к юле, прося Вас поиграть, спросите: «Дать юлу? Скажи – дай, дай юлу! Дай! На! Вот юла! На!» и повторите игру с игрушкой.
Примечание: Игра 7 разработана Г.В. Груба. Эту игру и много других полезных игр для малышей Вы найдете в книге «Кроха. Играем с малышами»
Игра — сюрприз для развития речи 8. Чудесный мешочек.
Возьмите мешочек. Лучше всего его сшить из красивой яркой ткани. Ткань должна быть непрозрачной, чтобы ребенок не видел, что лежит в мешочке. Положите в «чудесный мешочек» игрушки, хорошо знакомые малышу.
Главный момент в этой игре – сюрпризный, ведь малыш не знает, что конкретно он достанет из «чудесного мешочка».
Достаньте сами первую игрушку из мешочка, удивитесь и порадуйтесь ей: «Что это? Киска! Киса! Какая киса. Хорошая киска». Погладьте игрушку и попросите малыша ее погладить: «Погладь киску! Хорошая киса!» Спрячьте игрушку за своей спиной, а потом достаньте: «Где киса? Вот киса» Спросите: «Как киса говорит? Мяу, мяу. Как киса кушает? Ам-ам-ам. Что у киски есть? Лапки. Где лапки. Хвостик. Где у нее хвостик? А у тебя есть хвостик? А где у киски ушки? Где глазки? А у тебя где ушки?».
Попросите ребенка вытащить из мешочка следующую игрушку. Каждая игрушка так же обыгрывается с разными звукосочетаниями и многократным повторением ее названия.
Главное здесь – вести игру весело и очень динамично. И нужно обязательно варьировать задания: у первой игрушки назвать части – ушки, глазки, лапки, хвостик. А вторая игрушка поиграет в прятки: «Где собачка ав-ав (спрячьте от ребенка игрушку так, чтобы видна была только одна ее часть). Поищи. Вот она! Иди, собачка к нам, иди!» А третья игрушка споет малышу песенку. С четвертой он станцует.
Не нужно брать много игрушек для одной игры – вполне достаточно 3-4 игрушек.
Игра-перекличка для самых маленьких 9.
В перекличку очень полезно играть, начиная с 7- 8 месяцев и позже. Посадите малыша на колени лицом к себе. Нужно постараться выбрать такое место, чтобы внимание ребенка сосредоточилось на Вашем лице, и ничего его не отвлекало.
Начните повторять один слог (имеющийся в лепете Вашего малыша). Например: «Га-га-га, га-га-га». Говорить надо четко, внятно, подчеркивая артикуляцию звука губами. Обратитесь к малышу: «Ксюшенька, скажи – га-га-га». Обычно малыш начинает сосредотачивать взгляд на мамином лице и повторять за мамой. Если ребенок повторяет неправильно – «да-да-да» вместо «га-га-га» — то снова повторите правильный вариант: «га-га-га».
- Малыши вскоре понимают, что это за игра и начинают с удовольствием повторять за мамой. Тогда можно вводить новые слоги. Вскоре малыш может сам «предложить» Вам свой слог для повторения. Повторяйте за ним!
- Не будьте слишком назойливы и нетерпеливы. Если малыш не понял, как играть, повторите лучше игру в другой раз. Рано или поздно малыш порадует Вас своей перекличкой.
- Когда Вы научитесь играть с малышом в перекличку слогами, можно вводить в нее целые фразы для договаривания их малышом: «Ай-люли-люлИ. Прилетели гу?…».«Ли», — договаривает малыш.
- Или поиграйте в такую игру – потешку, показывая ребенку игрушки или картинки:
Мама: Наши курочки в окно: Ко-ко-ко.
Малыш: Ко-ко-ко.
Мама: Наши гуси у пруда: Га-га-га.
Малыш: Га-га-га.
Мама: Вот коровка на лугу: Му-му-му.
Малыш: Му-му-му.
Мама: Наши уточки с утра: Кря-кря-кря.
Малыш: кля-кля-кля или кья-кья-кья (он еще не может произнести «кря»)
Мама: А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет: «Кукареку»!
В этой игре хорошо развивается артикуляционный аппарат и слуховое внимание малыша.
Желаю Вам радости общения с малышом! И творческих идей по его развитию!
О других играх-потешках и речевых играх для самых маленьких Вы сможете узнать в следующих статьях рубрики «Развитие речи ребенка от 1 до 2 лет»
Полезную и интересную информацию о развитии ребенка в раннем возрасте Вы можете найти в статьях:
Рассказы для самых маленьких
Развитие мелкой моторики: правда и мифы, игры и упражнения. Как делать упражнения, чтобы они действительно развивали?
Развитие ребенка в год: развивающие игры, упражнения, игрушки. Развитие речи, мышления, движений малыша.
Игры для детей 1 года: речевые игры для малышей.
Детская книжка своими руками: как сделать развивающую книжку для ребенка.
Ребенок не говорит: что делать?
Стихи для новорожденных и самых маленьких: стихи для купания, переодевания, кормления, игры, укладывания спать и пробуждения.
Колыбельные для малышей: какие колыбельные нужны малышам и как их петь?
Ребенок в 1, 5 года не говорит: ответы на вопросы родителей логопеда — дефектолога
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Источник
Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Детские песни и потешки очень важны для развития речи. Кроме этого, они развлекают детей, воспитывают их, побуждают к активности, налаживают эмоциональный контакт ребенка с родителями, формируют чувство юмора.
В этой статье вы узнаете, в чем заключается польза потешек для малышей, познакомитесь с лучшими их примерами для развития движений, для отвлечения от боли, для успокаивания ребенка, для игр и инсценировок. Вы увидите, как усложняется содержание потешек в соответствии с возрастом ребенка.
Содержание:
- Польза потешек для малышей
- Виды потешек
- Потешки-действия с повторяющимися движениями
- Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия
- Потешки для привлечения внимания ребенка к общению
- Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий
- Потешки для успокаивания малыша
- Потешки-диалоги
- Потешки-песенки
- Потешки-игры
- Потешки по возрастам
- Для детей до года
- Для детей 1-2 года
- Для детей 3-4 года
- Для детей 4-5 лет
- Для детей 5-6 лет
- Для детей 7 лет
- Основные выводы
Польза потешек для малышей
Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.
Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:
- Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого
Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.
- Развивают речь
С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.
- Развивают мелкую моторику
Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков.
- Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект
Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.
- Развивают музыкальный слух
Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.
- Развивают эмоции
Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.
- Развивают чувство ритма
Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.
- Воспитывают малыша, дают образец для подражания
Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.
- Учат доброте, сопереживанию
С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.
Виды потешек, лучшие примеры. Утешаем, потешаем, купаем, играем, засыпаем с потешкой
Развитие речи с помощью потешек идет параллельно с воспитанием малыша, с формированием у него гигиенических навыков, с игрой и развитием эмоций. Тренировка слуха, зрения, чувства ритма, развитие фантазии и воображения – все под силу этим маленьким стишкам.
Потешки-действия с повторяющимися движениями
Эти потешки помогут закрепить движения для развития мелкой и крупной моторики. Сочетание стихов с движениями закрепляет полученные умения.
- Мы ногами топ-топ-топ (топаем),
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем),
По дорожке мы шагаем (топаем),
И в ладошки ударяем (хлопаем),
Топ, топ, ножки топ!
Хлоп, хлоп, ручки хлоп!
Ай, да малыши! Ай, да крепыши! (кружимся, руки на поясе)
- Застучали ножки по ровненькой дорожке (топаем),
Застучали много раз, будет весело у нас (хлопаем),
Кулачком сильнее бей (кулачком по ладошке),
Только ручек не жалей,
Постучим мы кулачком и покружимся волчком! (кружимся)
- Жил-был зайчик, длинные ушки (приставляем к голове),
Отморозил зайчик носик на опушке (прикрываем рукой),
Отморозил носик, отморозил хвостик,
И поехал греться (обнимаем себя)
К ребятишкам в гости.
- Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
И туда, и сюда повернемся без труда.
- Мишка косолапый
По лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб..
Мишка рассердился
И ногою – топ!
Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия
Маленькие песенки в лаконичной манере помогут малышу научиться умываться, одеваться, делать зарядку, подстригать ногти, есть, причесываться.
- Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись,
Потягушечки, потягушечки!,
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
- Водичка, водичка,
Умой Насте личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку,
Помоги, водичка,
Умыть Насте личико.
- Тетка Агашка
Сшей мне рубашку,
Надо нарядиться –
Едем прокатиться!
- Ванечка-Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой, топни ножкой,
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку!
- Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с нами в магазинчик!
Покупал игрушки, сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
- Ай, лады, лады!
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
- Ай, бай, бай, бай!
Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
Потешки для привлечения внимания ребенка к общению и совместной деятельности
Нередко очень хочется рассказать малышу о своей любви, сказать ему ласковые слова, позвать что-то сделать вместе, просто привлечь внимание. И здесь тоже помогут потешки:
- Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!
- Ой, люли, та-ра-ра! На горе стоит гора,
А на той горе дубок, а на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу, он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная.
Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!
Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.
- Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть, или Ване снесть?
Я и сам укушу, да и Ванечке снесу.
- Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.
- Стуки-стуки, глянь в ворота: верно в гости едет кто-то.
Едет целая семья, впереди идет свинья,
Гусли гусь настроил, а петух – с трубою.
Кот и песик удивились – даже помирились.
Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий
Эти потешки служат не только для развития речи малышей, но и заставляют забыть о боли.
- От моей Оли
Уйдите боли,
На чисто поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.
- У кошки боли,
У собачки боли,
У лошадки боли,
У Ванюши заживи.
- У лисы боли,
У волка боли,
У моего сыночка
Боль на березку в лес улети!
- Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.
- У киски болит,
У собачки болит,
А у Машеньки моей
Не болит-не болит.
- Раз зубок, два зубок –
Скоро Машеньке годок,
Хнычет Машенька опять,
Будем Машу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку –
Не мешайте Маше спать,
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!
Потешки для успокаивания малыша
- Выйдет киска не спеша
И погладит малыша,
Мяу-мяу – скажет киска,
Наша детка хороша.
- Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли,
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
- Придет киска не спеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу» скажет киска,
Наша детка хороша.
- Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Принесет орешки
Тебе для потешки!
- Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не вой, не вой,
Куплю другой.
Не реви, не реви,
Куплю сразу три!
Потешки-диалоги. Учим по ролям, проговариваем, выполняем
Забавные диалоги – это своеобразные мини-спектакли, которые можно разыграть и дома, и на прогулке. Они развивают внимание, память, учат выразительности, помогают освоить богатство интонаций.
- — Кисонька-мурысенька! Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька! Что ты там делала?
— Муку молола!
— Кисонька – мурысенька, что из муки пекла?
— Прянички!
— Кисенька – мурысенька, с кем прянички ела?
— Одна! (грозим пальцем)
— Не ешь одна, не ешь одна!
- — Ножки, ножки, где вы были?
— За грибами в лес ходили!
— А вы, ручки, помогали?
— Мы грибочки собирали!
— Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванечки с грибком,
С подосиновичком.
- Котятки, котятки, малые ребятки!
А кто у вас больший! А кто у вас меньший?
— Мы все подрастем, за мышами пойдем.
Один дедушка кот будет дома сидеть,
Да на печке лежать, нас с добром поджидать.
- Тень-тень-потетень, выше города плетень.
Сели звери на плетень, похвалялись целый день.
Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»,
Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!»,
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»,
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»
- — Чики-брики, ты куда?
— Чики-брики, на базар!
— Чики-брики, ты зачем?
— Чики-брики, за овсом.
— Чики-брики, ты кому?
— Чики-брики, я коню!
— Чики-брики, ты какому?
— Чики-брики, вороному!
Потешки-песенки. Двигаемся, поем
Стихотворные игры, в которых дети подражают действиям взрослых, очень нравятся малышам. Они разыгрывают целые инсценировки, сопровождаемые пением и движениями:
- Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так, головой своей крутили (поворачиваем голову).
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали (наклоняемся влево-вправо).
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так –
И из речки воду пили (наклоняемся вперед).
А еще они плясали,
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так –
Кверху лапы поднимали! (поднимаем ручки)
- Пошел старик дорогою,
Дорогою, дорогою.
Нашел козу безрогую,
Безрогую, безрогую.
— Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается,
Бодается, бодается.
А старик ругается,
Ругается, ругается.
- Ой, лады, лады (показать ладошки),
Не боимся мы воды (топнуть ножкой),
Чисто умываемся (имитация умывания),
Маме улыбаемся (развести ручки в стороны и улыбнуться)
- Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!
- На лошадке ехали, в огород заехали (руки держат воображаемые вожжи),
Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп! (хлопаем в ладоши)
Нам машине ехали, до угла доехали (руки держат воображаемый руль),
Би-би-би! Би-би-би! (давим на сигнал),
Паровозом ехали, до горы доехали (движения руки вверх-вниз),
У-у-у-у! (движение рукой сверху-вниз).
Потешки-игры. Играем, инсценируем
Развитие речи ребенка плавно стимулируют потешки-игры. Подражая движениям взрослого, малыш в игровой форме освоит точные движения рук, ног, языка, губ, выучит названия частей тела.
- У меня пропали ручки (спрятать их),
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(аналогичные действия с ушками, глазками, носиком)
- В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек,
Помоги мне, не ленись,
Наш куличик, получись!
- Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашку не ест?
Кто молочко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!
- Еду, еду! К бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом…в яму!
Бух!
- Три-та-тушки! Три-та-тушки!
Едет Ваня на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!
Потешки по возрастам
Растет малыш, усложняется и содержание потешек. Если потешки для развития речи детей 1,5 года напоминают ласковые песни, их чтение обязательно сопровождается выразительными жестами, то по мере взросления ребенка на первый план выходит содержание. Шести-семилетние дети с удовольствием инсценируют их и самостоятельно рассказывают в лицах.
Для детей до года
Ритмичность веселых потешек, чтение которых сопровождается маминым пением и ласковым поглаживанием ручек, ножек и животика, помогают малышу знакомиться с окружающим миром и налаживать контакт с близкими людьми.
- Ой, качи, качи, качи!
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
- Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
- Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи же это пятки –
Мягкие да сладкие?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорее, не зевай.
Одеяльцем накрывай!
- Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь?
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Для детей 1-2 года
Именно в 1,5-2 года у малыша интенсивно развивается активный словарь. Рассказывание потешек способствует его пополнению, развитию образной речи.
- Котя, котенька-коток,
Котя, серенький лобок!
Приди, котя, ночевать,
Мою детоньку качать, прибаюкивать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу:
Дам кувшин молока, дам кусок пирога.
- Ладушки, ладушки
Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала, детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Хороши оладушки у нашей бабушки.
- Огуречик, огуречик!
Не ходи на то тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
- Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А наш петя-петушок
Раным-рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку!
- Сидит-сидит зайчик
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут
Едут-скачут в поле пустом,
Во поле пустом.
-Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите.
Я не ваш, я ушел.
Для детей 3-4 года
- Тили-тили! Тили-тили!
Две козы траву косили.
Козочки молоденькие,
Хвостики коротенькие.
- Как товар-то мой хорош!
Я продам его за грош,
Куплю волку кафтан,
А лисице – сарафан!
Белочке — сережки,
Зайчику – сапожки.
А медведю – балалайку,
Косолапый, поиграй-ка!
- У медведя во бору
Сладких ягод наберу.
Не аукай, не кричи –
Спит хозяин на печи.
Ты на цыпочках ходи,
И его не разбуди!
- На улице три курицы
С петухом дерутся.
В окошке три девицы
Смотрят и смеются:
«Кыш! Кыш! Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!»
- Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом