Ребенок 1 год не говорит шипящие

Ребенок 1 год не говорит шипящие thumbnail

Ребенок не выговаривает шипящие: упражнения для постановки шипящих звуков, артикуляционная гимнастика, задания для детей, видео логопеда.

rebenok-ne-vigovarivaet-shipyashiye

Друзья! Сегодня я рада представить Вам  в этой статье — логопеда — дефектолога Елену Шмыголь.  Она сегодня поможет Вам и Вашим детишкам правильно научиться говорить шипящие звуки. А если Вам понадобится помощь Елены, ее индивидуальная скайп- консультация или Вы захотите лично у нее научиться правильно делать с ребенком  упражнения из статьи и научить малыша говорить правильно с ее помощью — то  контакты Елены даны в конце этой статьи.

Правильное произношение звука «ш»:

Когда звук ш произносится правильно,

  • губы округлены и слегка вытянуты вперед;
  • зубы сближены, но не соприкасаются;
  • язык принимает форму чашечки, его кончик касается бугорков за верхними зубами (альвеол); воздушная струя сильная, теплая, выходит посередине языка.

Образование ш и ж отличается лишь наличием или отсутствием голоса, то есть звуки ш и ж произносятся практически одинаково, только ш — глухой, а ж — звонкий.

Если ребенок научился правильно произносить звук ш, при добавлении голоса ж у него получится автоматически.

Нарушения произношения шипящих звуков у детей:

 Первое. Отсутствие шипящих звуков в речи или их замена на звук т  (вместо слова «мишка» ребенок произносит «мика», вместо слова «шип» ребенок произносит «тип» — заменяет на т).

Возможные причины такого искажения звука ш — это ранний возраст  или нарушение фонематического слуха.

Второе. Замены на ф (фифка — шишка). 

Возможные причины искажения звука шнарушение фонематического восприятия., слишком активная работа губ, укороченная подязычная уздечка. Такая замена называется губно-зубном сигматизм.

Третье.  Замены звука ш на звук с (например, вместо «шла» ребенок произносит «сла»). Такая замена называется свистящим сигматизмом.

Возможные причины искажения звука ш: нарушение фонематического восприятия. При коррекции необходимо научить ребёнка различать на слух свистящие и шипящие! 

Четвертое. Шепелявость. Это происходит из-за того, что, в отличие от положения органов артикуляции в норме, язык просовывается между верхними и нижними резцами, образуя с ними плоскую щель, спинка опущена и не образует заднюю часть ковшика. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту слабая, рассеянная.

Возможные причины искажения звука ш: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое и узкое твердое небо. Такая замена называется межзубный сигматизм.

Пятое. Боковой сигматизм.

В этом случае в произносимых им словах вместо звука ш слышится своеобразный, хлюпающий звук. Один из углов губ слегка опущен или оттянут, может быть, легкое смещение нижней челюсти влево или вправо, боковые края языка тоже опущены. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту идет вбок (влево или вправо) или выходит по обоим краям языка, в то время, как в норме воздушная струя должна идти строго посередине языка.

Возможные причины искажения звука: слабость мышц одной половины языка; боковой открытый прикус.

Шестое. Носовой сигматизм.

В этом случае звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий звук х с носовым оттенком. В отличие от нормальной артикуляции, органы речи занимают нейтральное положение, язык опущен вниз и оттянут в глубь рта, задняя часть языка поднята вверх, соединяется с мягким небом, боковые края опущены вниз. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта.

Причина искажения звука ш:  является излишнее напряжение задней части языка.

 Комплекс артикуляционной гимнастики для выработки правильного произношения шипящих звуков

Для артикуляционной гимнастики Вам понадобится зеркало, ватка и… конфетка!

Каждое упражнение артикуляционной гимнастики выполняется 3-5 раз по 5-10 секунд. Весь комплекс делается 3-5 раз в день по 5-6 минут.

Выполнение упражнений комплекса Вы можете посмотреть в демонстрации взрослыми в  видео фонда «Расправь крылья».

Наказать непослушный язычок. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…  Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Сделать язык широким. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Приклей конфетку. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Грибок. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Кто дальше загонит мяч. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Гармошка. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Читайте также:  Режим дня ребенка в 1 год по часам комаровский

Фокус. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Чашка. После того, как ребенок научится распластывать язык и делать его широким, освоил упражнение вкусное варенье, предложите ему: «Приоткрой рот, сделай чашечку из языка, как я и поставь на бугорки за верхними зубами. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует звук ш.

Подробнее способы постановки звука Ш Вы можете посмотреть здесь. 

Песенки для автоматизации звука ш

Я решила сделать небольшое дополнение к статье Елены. Я очень люблю музыку, и поэтому всегда люблю петь с детьми на своих занятиях. Дети с удовольствием в песнях много раз повторяют слова с нужным звуком. Поэтому я подобрала для Вас и Ваших детишек простые песенки со звуком Ш.

Начните с песенок, в которых нужно произнести только слоги со звуком ш. Далее используйте песенки со словами, в которых есть звук Ш. Пусть малыш договаривает -подпевает эти слова из текста. И когда он уже будет достаточно хорошо говорить звук Ш ,можно использовать скороговорки или сложные песенки (например, песенку «Лошадки»).

Песенка — чистоговорка для автоматизации правильного произношения звука Ш в слогах

Ши-ши-ши-ши, как конфетки хороши,
Шо-шо, шо-шо, мойте ручки хорошо,
Шу-шу, шу-шу, я к столу вас приглашу,
Ша-ша,ша- ша будем кушать не спеша.

Песенка «Лошадки»

В песенке мы автоматизируем правильное произношение звука Ш во фразах.

Шишкина школа для малышей: звук ш и буква ш

В этом интересном уроке в Шишкиной школе с веселыми героями (мой любимый телеканал для детей «Радость моя»), малыш познакомится со звуком Ш и буквой Ш и поиграет в речевую игру «Шкаф» (нужно положить в шкаф одежду и головные уборы, в которых есть звук Ш).

Еще интересные идеи и игры по развитии речи детей  Вы найдете в материалах «Родной тропинки»:

—  бесплатный чек-лист по развитию речи детей по ходу обычных дел «33 способа развития речи детей, если Вы заняты», 

— Как развивать речь детей в семье: 10 правил. И примеры мам- читателей моего сайта.

— Игры со словами для детей: занимательное развитие речи для дошкольников.

— Современные занимательные настольные игры для развития речи дошкольников. 

— Артикуляционная гимнастика в стихах, картинках и видео. 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

Источник

Как научить ребенка шипящим звукамКак научить ребенка шипящим звукам

Обычно в процессе обучения детей речи, шипящим звукам, таким, как Ш, Ч, Ж, Щ обучают в самую последнюю очередь. Связано это с тем, что большинство малышей либо самостоятельно обучается произношению данных звуков, прислушиваясь и анализируя звуки природы, либо с тем, что родители полагают, что со временем ребенок научится самостоятельно нужным буквам и звукам. Как научить ребенка шипящим звукам?

Если ваш малыш находится в возрасте 4-5 лет, но по-прежнему не дружит с шипящими, нужно попробовать ему помочь. Самый простой способ, который подойдет, пожалуй, самому ленивому родителю, записать ребенка на занятия к логопеду. Врач сможет компетентно оценить степень проблемы и путем ряда занятий исправит дефекты речи малыша, касающиеся шипящих звуков.

Однако если ваш ребенок младше указанного возраста и при этом у вас есть дополнительное время на занятия с малышом, научить ребенка произносить шипящие звуки можно и дома, используя для этого советы и упражнения, которые мы приведем ниже.

Данные упражнения часто практикуются в кабинетах логопеда при занятиях с детьми, которые плохо выговаривают шипящие. Прежде чем приступить к их выполнению, подготовьте зеркало и потренируйтесь сами. Таким образом, вам будет проще объяснить ребенку, что от него требуется.

Как научить ребенка шипящим звукам:

  1. Тренируем язык.
  2. Учимся правильно двигать губами.
  3. Воздушная струя.
  4. Ж и Ш.
  5. Закрепляем.

Тренируем язык

Тренируем языкТренируем язык

Чтобы обучиться шипящим, нужно понять, как они звучат. Перед началом обучения мама должна продемонстрировать ребенку, какие звуки и буквы будут изучаться на сегодняшнем занятии. Затем нужно попросить малыша повторить данные звуки. Для этого попросите ребенка положить язычок на нижние зубы и начать легонько постукивать по нему верхними зубами, произнося слог «та-та-та-та».

Далее продолжите упражнение, пошлепывая по языку верхней губой и произнося что-то на манер звука «пя».

Учимся правильно двигать губами

Чтобы научить ребенка шипящим звукам, нужно, чтобы он совладал своим языком и губами. Для этого следует использовать такое упражнение:

Читайте также:  Детские игры с ребенком 1 год

Ребенок высовывает язык, оставляя рот немного приоткрытым. На язык нужно положить крошечную конфету и попросить ребенка перенести ее на языке к верхнему небу. При этом важно, чтобы ребенок выполнял упражнения не челюстью, а сугубо языком.

Воздушная струя

Чтобы научиться говорить шипящие звуки, следует проработать над воздушной струей между зубами. Для этого ребенку следует немного приоткрыть рот и расположить язык на нижней губе. На край носа малыша положите тоненький кусочек ватки. Попросите, чтобы ребенок вдохнул носом и выдохнул ртом. Похвалите его за произнесенный шипящий звук. Если ватка поднимется вверх, значит, ребенок упражняется правильно.

Ж и Ш

Часто именно звуки Ж и Ш говорить ребенку тяжелее всего. Чтобы научить ребенка произносить шипящие звуки из этой серии, попросите его произнести для начала звук «СА». Затем пусть повторит его еще раз, определив язык чуть глубже в полости рта. Чем ближе язык ребенка будет расположен к алевиолам, тем явственнее слог «СА» будет напоминать звук «ш».

Для обучения звуку «ж» попросите ребенка произнести звук «ЗА», а далее действуйте по аналогии с предыдущим упражнением.

Закрепляем

Как научить ребенка шипящим звукам? Занятия. Занятия. И еще раз занятия. И даже когда ваш ребенок научится «шипеть» и «жужжать», важно не прекращать с ним заниматься и все время закреплять достигнутое.

Для закрепления шипящих звуков, нужно вслух читать ребенку стишки, где они звучат, и стараться разучивать их вместе с ребенком. Также неплохо находить такие звуки в природе и просить малыша их повторить. Например, можно обучить ребенка тому, как делает жук или какой звук издает спущенная шина или воздушный шарик.

Важно, чтобы малыш не только умел произносить шипящие, но и располагал различными ассоциациями относительно звуков, которые его окружают и которые ему приходится произносить.

Как научить ребенка шипящим звукам: видео

Источник

Ребёнок в 5,3 не выговаривает Ж (з), Ш (с), Л (в), Р. Само не пройдёт?
Это случай логопеда?

Скорее всего не пройдёт. У меня ребёнок не выговаривал ш, с пошли к логопеду в 5. А надо было ещё раньше.

У меня в принципе эти звуки говорил, но в речи часто путал.
В 5,5 пошли к логопеду. За 2 месяца все звуки поставила на место.
Логопед сказала, что обращаться за постановкой шипящих звуков рекомендует после 5 лет. Р — после 6.
Можно конечно и раньше, только в указанном возрасте это будет гораздо быстрее.

У меня дочка Л не выговаривала, помним ее Вунтика и Вуна, логопед — ваш друг, мы ходили на занятия, очень быстро всё пришло в норму.

по_ганка:

Скорее всего не пройдёт. У меня ребёнок не выговаривал ш, с пошли к логопеду в 5. А надо было ещё раньше.

Ого, а за какой срок такое корректируется?

Я раньше как-то не замечала, воспринимала как возростную особенность речи.
А сегодня мою девочка лет 4-ех во дворе исправлять стала, что надо не С, а Ш говорить — на Маса, а Маша :wizard:

PAlya:

помним ее Вунтика и Вуна

Ооо, один в один!!

А из за чего такое нарушение бывает? Как-то с прикусом связано? Или со строением языка?

Фокс и флокс ,
Нам звук ш логопед поставила буквально за 4 занятия

Фокс и флокс ,
Звуки поставить быстро, но автоматизировали мы долго. Больше года. Потому что когда переставал следить за речью, то сразу говорил не правильно.

С 5-6 должен формироваться звук Р , все остальное уже должно быть сформировано. 5 лет нормальный возраст чтоб идти к логопеду, дети уже соображают, более осознанно выполняют задания. Но это если нет признаков дизартрии, если есть дизартрия то лучше было начать и пораньше

Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)

Фокс и флокс ,
Я так понимаю, что слабые мышцы языка. Логомассаж хорошо помогает.

Фокс и флокс автор темы:

А из за чего такое нарушение бывает? Как-то с прикусом связано? Или со строением языка?

Вариантов много.
Короткие уздечки или просто не слышит звуки. Или еще море причин. Надо искать свою.
У братьев подрезали уздечки. Занимались перед школой с логопедом. Началка прошла в компании с логопедом.
Итог все равно печален. Если долго не общаемся, то привыкать к их речи все равно приходится.

Мораль? Для нищих — роскошь, для богатых — пережиток.

Автор, сколько заниматься — никто вам не скажет. От пары месяцев и до…..
Почему у вашего ребёнка такие проблемы? Вопрос к неврологу.

Фокс и флокс ,

Да, логопедам тоже надо зарабатывать.
все просто помешались на них.
У сына все звуки встали позже, чем по норме, звук р — почти перед школой появился окончательно,
никаких проблем нет, первый класс закончил хорошо

Читайте также:  Высота стола для ребенка 1 год

по_ганка:

так понимаю, что слабые мышцы язык

Или наоборот гипертонус

Shtormit:

С 5-6 должен формироваться звук Р , все остальное уже должно быть сформировано.

Р ставится к 7, и это норма
Наш логопед говорит, что занятия раньше 5 лет особого результата не дают.

Shtormit:

если нет признаков дизартрии,

У моего дизартрия. Начали заниматься в 5,8 за 8 занятий поставили ж, ш, щ, ч . Сейчас с Ч только путается немного.

нет невозможного,есть нежелаемое

циничная бестия,

Мне ваш логопед не авторитет, я пользуюсь другими источниками . И попробуйте с алаликом с 5 начать заниматься, когда уже конкретное отставание в развитии заметно и социальная дезадаптация.
И дизартрия дизартрии рознь. Сейчас кстати очень много неврологов ее ставят каждому встречному-поперечному при невыговаривании звуков. А попробуй бульбарному дизартрику поставить звуки за 8 занятий? Да памятник такому логопеду ставить надо. При стертой форме дизартрии вполне возможно, конечно, но у таких детей вполне к 7-8 годам может встать самостоятельно с небольшими усилиями со стороны взрослых .

Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)

циничная бестия,
У нас очень опытный логопед, стаж почти 40 лет уже. Работает с тяжелыми детьми, уо, дауны и т.д и она говорит, что надо начинать как можно раньше заниматься. Другой разговор, что усилий требуется больше, поэтому не все логопеды берут детей раннего возраста.

по_ганка,

Плюсуюсь. Чтоб Разговорить Алалика или махрового дизартрика может понадобиться несколько лет кропотливой работы.

Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)

Фокс и флокс ,

мы уже третий год к логопеду ходим, остался звук л, надеюсь в этом году поставим, в следующем школа :tease:

Shtormit:

Мне ваш логопед не авторитет,

Ну, я Вам его и не навязываю в авторитеты. Вы выразили свое мнение, я высказала мнение человека, работу которого видела на протяжении 4-х лет и в компетентности которого я не сомневаюсь.

Shtormit:

бульбарному дизартрику

по_ганка:

Работает с тяжелыми детьми, уо, дауны и

Я не утверждаю про тяжелые случаи. Там логопед-дефектолог работает, если я не ошибаюсь.

нет невозможного,есть нежелаемое

циничная бестия,

Мы не знаем исходных данных у автора, может там есть сопутствующая неврологическая составляющая. И тогда звуки не встанут . есть нормативы становления звуков., которые я написала, и если в них ребёнок не укладывается , то лучше обратится к специалисту уже сейчас. А не ждать что к 7 годам ( по мнению вашего логопеда). Р появится. А если не появится? И если это тот Вариант когда надо было начинать заниматься ище раньше? И в 5 лет уже можно идти без раздумий — Сначала к логопеду, неврологу, а если есть необходимость то и к дефектологу.

Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)

Фокс и флокс ,

Мелкая год у одного логопеда занималась. За год результаты ноль. У второго. Месяц шж, месяц л, месяц р.
И у нее дизартрия и межзубное произношение. Т.е когда старается говорит правильно, а когда спешит каша. Так что многое зависит от ребенка и логопеда.

тоже не выговаривала звуки в 5 лет. Это нормально
К школе выправилось все, кроме Р.
Р поставили с логопедом за несколько занятий.

Shtormit:

Мы не знаем исходных данных у автора, может там есть сопутствующая неврологическая составляющая

В том-то и дело. А ей сразу начали писать, что надо было «раньше».
Я написала свой пример.

Shtormit:

А не ждать что к 7 годам ( по мнению вашего логопеда). Р появится

Ждать спокойно можно, если с другими звуками нет проблем. Это единственное, в чем я с Вами не согласилась.

Shtormit:

И в 5 лет уже можно идти без раздумий

При невыговаривании определенных звуков. Безусловно. И параллельно невролога и физиотерапевта подключать. И с этим я и не спорил

Вы как-то остро мои слова воспринимаете. Я не говорю автору, что ей не надо вести к логопеду, наоборот, очень даже время. Только запугивать ее не надо, что раньше надо было бежать роняя тапки.

нет невозможного,есть нежелаемое

циничная бестия,

У автора то почитайте первый пост, не единственный звук отсутствует. Я пишу только относительно данных автора. Не про всех детей

Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)

Shtormit,
Я автору и привела свой пример, у нас такие же исходные были, только еще с диагнозом от невролога дизартрия.
Мы с Вами говорили об одних вещах, только я через призму своего личного опыта. А Вы зачем-то начали писать про алаликов и тяжелые случаи..явно автор была бы в курсе таких нарушений))))

нет невозможного,есть нежелаемое

Источник