Ребенок 1 год медленно глаза
Амблиопия у детей сопровождается резким ухудшением работы органов зрения. Происходит изменение приспособительной функции, снижается восприимчивость, нарушается контрастность. Отличительной особенностью заболевания является то, что его невозможно скорректировать с помощью привычных оптических средств – очков, контактных линз. Лечение для каждого ребенка подбирается индивидуально на основании клинической картины, возраста, стадии нарушений.
Что это?
Амблиопией у детей называется патология, при которой один глаз практически не участвует в восприятии изображения. Реже нарушение развивается сразу на обоих органах зрения. В офтальмологии это состояние именуется термином «синдром ленивого глаза».
Механизм развития патологии по сей день изучается, единого мнения о причинах и этиологии нет. Предполагается, что при амблиопии глаза ребенка воспринимают изображение по-разному. В результате в мозг поступают противоречивые сигналы, не позволяющие сфокусироваться на увиденном. Это приводит к тому, что активность одного глаза подавляется. Данный процесс является обратимым, но требует своевременной квалифицированной помощи.
У детей патология нередко сочетается с другими нарушениями, в результате которых утрачивается возможность четко видеть картину обоими глазами.
Острота зрения – понятие неточное. Мнения специалистов относительно того, с какого момента можно поставить ребенку диагноз «синдром ленивого глаза»? неоднозначны. Это не позволяет собрать статистические данные, определяющие, в каком возрасте и у детей какого пола чаще развиваются нарушения.
Признаки амблиопии у детей
Причины и провоцирующие факторы
В большинстве случаев не удается установить, что спровоцировало резкое ухудшение зрения. Считается, что причины амблиопии бессмысленно искать. Необходимо как можно скорее начинать коррекцию, чтобы полностью восстановить зрение у ребенка.
Предрасполагающими факторами для заболевания являются:
- аметропия последней стадии;
- задержка внутриутробного развития;
- малый вес при рождении;
- преждевременные роды;
- церебральный паралич;
- задержка развития;
- различные синдромы и генетические нарушения;
- наследственная предрасположенность;
- вредные привычки женщины во время беременности (злоупотребление алкоголем, курение).
Чаще всего причины развития амблиопии – это косоглазие или предрасположенность к нему. Даже если у ребенка на данный момент нет нарушения положения глаз, но у кого-то из родителей оно имеется, возникает повышенная вероятность развития патологии. В то же время амблиопия может стать причиной косоглазия.
Характерные признаки
При синдроме ленивого глаза у ребенка появляются жалобы:
- ухудшается видение предметов, расположенных близко;
- ухудшается дальнее зрение;
- одновременное нарушение зрения (видения вблизи и вдали);
- приступы головных болей;
- повышенная утомляемость органов зрения;
- нарушение расположения глазных яблок по отношению друг к другу;
- ребенок не различает оттенки цвета;
- нарушение восприимчивости световых объектов;
- опущенное верхнее веко;
- ухудшение успеваемости в учебе;
- рассеянность.
Родители могут заметить в домашних условиях характерные признаки нарушений. Ребенок при взгляде на предмет прикрывает один глаз, прищуривается или оттягивает внешний угол. Во время чтения или рисования он наклоняется близко к столу или, напротив, пытается максимально отдалиться.
Степени косоглазия при амблиопии
Классификация
Известно четыре степени амблиопии:
- минимальная – от 0,4 до 0,8;
- средняя – от 0,2 до 0,3;
- высокая – от 0,05 до 0,1;
- максимальная – менее 0,04.
В зависимости от степени пациенту даются индивидуальные рекомендации для восстановления зрения и определяется прогноз.
Немаловажное значение имеет вид амблиопии. Выделяют первичную и вторичную форму. Каждый подвид нарушений вызван определенными причинами.
Первичная амблиопия:
- дисбинокулярная – возникает из-за того, что глаза по-разному воспринимают один предмет, нарушается бинокулярное зрение;
- рефракционная – появляется из-за неправильного преломления луча и соответствующего восприятия картины мозгом;
- истерическая – причиной нарушений становится стресс, потрясение или психоневрологическое заболевание;
- смешанная – совмещает сразу несколько отклонений от нормы.
Вторичная амблиопия:
- неврогенная – вызвана воспалительными и дегенеративными изменениями в зрительном нерве;
- обскурационная – спровоцирована патологиями проводящей среды глазного яблока, которая приводит к нарушению передачи изображений на сетчатку;
- нистагмическая – формируется в результате непроизвольных симметричных движений глазного яблока;
- макулопатическая – причиной становится поражение парацентральной и центральной области сетчатки;
- комбинированная – сочетает в себе несколько провоцирующих факторов.
Диагностика нарушений
Чтобы лечение было эффективным, необходимо определить патологические изменения как можно раньше. С этой целью для всех детей с первого месяца жизни проводятся обследования у офтальмолога. В течение первого года жизни необходимо показать ребенка доктору не менее 3 раз – в 1, 6 и 12 месяцев. Пациенты, находящиеся в зоне риска, осматриваются чаще.
Для определения степени и формы амблиопии выполняется несколько манипуляций:
- визометрия – процедура, при которой ребенок должен увидеть и назвать буквы, расположенные на расстоянии не более 5 метров от него. Детям дошкольного возраста предлагают назвать картинки. Важно убедиться, что ребенок точно знает названия предметов или буквы;
- рефрактометрия – манипуляция, позволяющая определить угол преломления луча на границе двух сред зрительного аппарата. Исследование требует предварительного расширения зрачка с помощью препаратов. После закапывания ребенок может жаловаться на нечеткое зрение, которое восстановится в течение дня;
- оценка двигательной активности глазного яблока – диагностика, позволяющая определить косоглазие, которое может быть незаметным для окружающих.
Лечение
При обнаружении амблиопии у ребенка врачу необходимо объяснить его родителям, что это такое и как с этим справиться:
- оптическая коррекция – предполагает ношение очков, подобранных индивидуально по состоянию глаз ребенка с предварительной оценкой степени миопатии или гиперметропии. Рекомендуется подбирать линзы из качественных материалов, чтобы максимально улучшить состояние детского зрения;
- плеоптика – методика, предполагающая воздействие на нейроны сетчатки глаза. Индивидуально выбирается вид стимуляции – компьютерные программы, физиотерапия, магнитная терапия, зрительная гимнастика. Коррекция включает несколько курсов.
Лечение амблиопии окклюзионной повязкой
В домашних условиях
Для детей младшего возраста часто назначается ношение окклюзионной повязки. Методика борьбы с синдромом ленивого глаза предполагает «отключение» здорового органа зрения для стимуляции того, который плохо видит. Манипуляции выполняются родителями самостоятельно, но предварительно офтальмолог дает четкие рекомендации. Очередность наложения повязки на глаза определяется индивидуально:
- закрывают только глаз со сниженным зрением, повязку носят не более ¾ всего времени бодрствования;
- пораженный глаз закрывают на целый день, после чего меняют место повязки и носят ее на здоровом зрительном органе 3–12 суток;
- место повязки меняют ежедневно, но на пораженном носят не более 3 часов в сутки, а на здоровом – весь день;
- при неправильной зрительной фиксации рекомендуется закрывать пораженный глаз для того, чтобы обеспечить максимальную остроту зрения.
Для повышения эффективности лечебных мероприятий ребенок должен ежедневно выполнять гимнастику для тренировки глаз. Комплекс упражнений врач назначает в соответствии с возрастом пациента и характером нарушений.
Результат лечения
Заключение
Формирование органов зрения ребенка завершается к семи годам. Если определить амблиопию до этого возраста, то в результате проведенного лечения правильная работа глаз восстанавливается полностью. Чем позже обнаружвается заболевание, тем хуже прогноз. Для профилактики нарушений рекомендуется регулярно показывать ребенка окулисту. Проходить диспансеризацию надо ежегодно, а для детей с нарушениями зрения – не менее одного раза в полгода. При обнаружении проблемы четко следовать рекомендациям офтальмолога.
Также интересно почитать: аппаратное лечение зрения у детей
Источник
Ухудшение детского зрения – одна из самых распространенных проблем среди школьников. По статистике, каждый третий заканчивает 11 класс в очках. Почему же это происходит? Как родителям узнать, что их ребенок теряет остроту зрения? О том, можно ли предотвратить глазные проблемы – рассказывает Игорь Азнаурян, офтальмохирург, д.м.н., профессор.
Первые признаки проблем с глазами
Основная сложность для родителей при определении состояния детских глаз – неочевидность тревожных признаков. Кариес, проблемы с кожей, ЖКТ обычно проявляют себя довольно отчетливыми сигналами, а вот ухудшение зрения или болезни глаз нередко развиваются совершенно незаметно. Тем не менее, родители могут их распознать, если с раннего возраста (1-5 лет) будут обращать внимание на следующие признаки:
1. ребенок очень часто трет глаза и жалуется, что перед ними как будто возникла пелена или туман; вообще любые жалобы на нечеткость зрения – повод немедленно отправиться к офтальмологу,
2. малыш рассматривает картинки, надписи, предметы только с близкого расстояния, старается придвинуть их к лицу или низко наклоняется,
3. на глазах часто возникает ячмень – это воспалительный процесс, который нередко является следствием перенапряжения глаз из-за некоей патологии.
Ухудшение зрения в дошкольном возрасте
В возрасте 5-7 лет есть уже более серьезные проблемы, которые указывают на ухудшение зрения и даже, возможно, глазные заболевания:
• у ребенка часто наблюдается покраснение глаз, что является следствием их переутомления,
• малыш жалуется на головную боль, жжение в глазах, двоение предметов, надписей, картинок,
• при чтении, письме, рисовании, даже рассматривании картинок ребенок низко наклоняется к листу, подносит книжку буквально к кончику носа, все предметы старается придвинуть как можно ближе,
• малыш не различает номер едущего вдалеке транспорта, вывески на магазинах, изображения на рекламных плакатах и т.д.,
• возникают первые проблемы с правописанием – буквы и строки очень сильно выезжают за поля,
• в садике, кружках, подготовительных курсах к 1 классу ребенок отстает от сверстников – возможно, причина в том, что он просто плохо видит, что делает учитель.
Начальная школа – тревожные признаки
Ухудшение зрения с началом школьного обучения возникает по 2 причинам:
1. резкий рост нагрузки на глаза,
2. проявление болезней, которые не были обнаружены в раннем возрасте из-за некачественных осмотров у офтальмолога или из-за того, что родители пренебрегали визитами к этому врачу.
С этого момента чаще всего проявляется близорукость (иногда дальнозоркость или астигматизм), дают о себе знать последствия травм (например, ударов по голове или повреждений глаз). Также заметно отличается успеваемость ребенка от детей, у которых нет проблем со зрением. В любом случае, ждать, что «само пройдет» нельзя – чем раньше проведена диагностика и начато лечение, тем эффективнее и результативнее оно будет.
Как предотвратить ухудшение зрения и состояния глаз у ребенка?
Профилактика – вот базовый элемент в борьбе за хорошее детское зрение. Для этого необходимы, во-первых, плановые осмотры с первых дней жизни новорожденного. Самый первый офтальмологический осмотр проводится сразу после рождения, чтобы обнаружить возможные врожденные патологии.
Второй визит к детскому офтальмологу нужно нанести по достижении 6 месяцев. Осмотр обязательно проводится при расширенном зрачке, чтобы врач изучил все оптические среды, проверил их прозрачность, наличие глазных особенностей, состояние глазного дна и сетчатки.
Третий осмотр проводится в возрасте 1 года, тоже при расширенных зрачках. Офтальмолог анализирует состояние глаз и их рефракцию, т.е. определяет, наблюдается ли у малыша близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм и т.д. Если обнаружены проблемы, то следующий осмотр назначается через 6 месяцев. Если глаза и зрение нормально развиваются, то нужно будет прийти через год.
После этого ежегодные осмотры у детского офтальмолога обязательны. Кода ребенок становится школьником, их следует проводить за 1-2 месяца до начала учебного года, чтобы, при выявлении проблем, врач успел провести лечение.
Диагностика всегда должна проводится на расширенном зрачке. Поверхностный осмотр – это неверная тактика: так легко упустить множество глазных патологий, которые затем придется долго и сложно лечить.
Как формируется детское зрение
Почему врачи-офтальмологи так настаивают на ранних осмотрах, еще до того, как ребенок пойдет в школу, и начнется серьезная нагрузка на глаза? Ответ прост – само формирование зрительной системы ребенка начинается в 1 год, а до 5 лет закладываются основные зрительные функции:
• острота зрения,
• объемность зрения (способность к совместной работе двух глаз),
• глазодвигательные аспекты (симметричное положение и движение глаз).
Но на этом формирование зрительной системы не заканчивается. С 5 до 10 лет окончательно развивается бинокулярное зрение, формируется его качество, т.е. острота. 5-10 лет — основной возрастной период, в который офтальмолог может обнаружить глазные патологии.
Соответственно, чем раньше они будут выявлены, тем лучше пройдет лечение. Задача детского офтальмолога — восстановить зрительные функции ребенка до нормального состояния. Для каждого заболевания разработаны различные методики и этапность лечения. Вот почему нельзя отказываться от этого и надеяться, что ребенок «перерастет». Обычно такой настрой родителей приводит к тому, что уже во взрослом возрасте их ребенок тратит много сил и времени на лечение глаз.
Смотрите также:
- Глаукома, катаракта, дальнозоркость. Какие болезни глаз грозят после 40 лет →
- Семейная стоматология: от малышей до пенсионеров →
- Открытый урок. 4 правила здорового школьника →
Источник
Многие слышали, что отсутствие «контакта глазами» у ребенка – симптом аутизма. Люди с аутизмом с раннего возраста меньшей вероятностью смотрят напрямую в глаза других людей, что говорит о том, что они меньше вовлечены в общение и в целом меньше реагируют на других людей.
Тем не менее, этот симптом не так прост, как принято считать. Во-первых, причины отсутствия взгляда глаза могут быть разные. Более того, не всегда эти причины связаны с аутизмом.
Симптомы аутизма
При диагностике аутизма специалисты должны обращать внимание на нарушения разных типов невербального поведения, в том числе взгляд в глаза, мимику, жестикуляции, и на то, как ребенок использует (или не использует) их во время социального взаимодействия.
Отсутствие взгляда в глаза – это один из множества критериев при диагностике аутизма, но одного этого симптома недостаточно для постановки диагноза. Это лишь один из множества признаков и типов поведения, которые могут указывать на аутизм.
Поскольку аутизм нельзя диагностировать по анализу крови или результатам сканирования мозга, врачи должны полагаться на целый спектр характерных видов поведения и учитывать, в каком контексте они проявляются. Только обследование опытного специалиста может подтвердить или исключить аутизм, а иногда врач не может сделать окончательных выводов.
Как взгляд в глаза связан с аутизмом?
Существует множество причин, по которым любой ребенок может не смотреть в глаза другим людям. И далеко не все они имеют какое-то отношение к аутизму. Например, возможно, ребенок не смотрит в глаза потому что:
— Он боится человека, который пытается установить с ним контакт глазами, или ему этот человек не нравится.
— У ребенка есть нарушение слуха, из-за чего он может не понимать, когда нужно посмотреть на другого человека.
— Ребенок в целом застенчив или испытывает тревожность в социальных ситуациях.
— Возможно, в культуре, к которой принадлежит семья ребенка, считается невежливым смотреть людям в глаза напрямую (это относится ко многим азиатским культурам).
Однако дети с аутизмом, как правило, не смотрят в глаза совсем по другим причинам. Хотя исследования в этой области все еще не пришли к окончательным выводам, существующие данные предполагают, что:
— У детей с аутизмом может не быть достаточной социальной мотивации, которая побуждает других детей устанавливать контакт глазами.
— Им может быть трудно слушать чужую речь и смотреть в глаза одновременно.
— Возможно, для них нет разницы смотреть ли в глаза или, например, на рот или руки другого человека.
— Для некоторых взгляд в глаза кажется слишком интенсивным опытом, который вызывает у них сенсорную перегрузку.
Другие симптомы аутизма у детей
В диагностических руководствах аутизм определяется как нарушения социальной коммуникации и социального взаимодействия в различных ситуациях, которые включают такие особенности как:
— Нехватка взаимного общения и эмоционального обмена (взаимный обмен реакциями, не обязательно с помощью речи).
— Нехватка невербальной коммуникации во время взаимодействия (мимики, языка тела).
— Неспособность устанавливать, поддерживать и понимать отношения с другими людьми (при этом часто ребенок кажется другим людям апатичным и не заинтересованным в общении).
Очевидно, что контакт глазами играет важную роль в каждом из этих пунктов. Если ребенок не смотрит в глаза, но активно взаимодействует с другими людьми, пользуется при этом мимикой и жестами, может устанавливать контакт и близкие отношения, то маловероятно, что у него есть аутизм.
Когда это проблема
Отсутствие контакта глазами само по себе не является симптомом аутизма. В первую очередь, это верно для младенцев, которые могут не смотреть в глаза, но поворачивают голову в сторону лица другого человека. Тем не менее, стоит изучить информацию об аутизме и обратиться за профессиональной диагностической помощью, если ребенок младше трех лет не смотрит в глаза, а также имеет другие особенности:
— Не откликается на свое имя несмотря на отсутствие проблем со слухом.
— Имеет задержку в развитии речи.
— Повторяет одинаковые движения или действия без какой-либо функциональной цели, не играет «понарошку» или не играет игрушками обычным образом.
Окончательный диагноз может поставить только специалист, желательно имеющий опыт именно в отношении расстройств аутистического спектра. В случае диагностики аутизма существуют методы раннего вмешательства, в первую очередь, поведенческой терапии, которые помогают детям улучшить навыки социальной коммуникации.
Хотя иногда в процессе терапии ставится цель развить «контакт глазами», например, в моменты, когда ребенок хочет привлечь чье-то внимание, обычно это не является основной целью и развитие этого навыка не повлияет на остальные проявления аутизма. Нельзя заставлять детей с аутизмом смотреть в глаза, когда они этого не хотят – это может вызвать у ребенка тревожность, сенсорную перегрузку и негативное отношение к общению с другими людьми.
Также смотрите: «Почему детям с аутизмом трудно смотреть в глаза?»
Источник