Ребенок 1 год мало двигается
Дефицит движения у современных детей, другими словами гиподинамия, – огромная проблема. С развитием цивилизации необходимость много двигаться постоянно снижается. Если пещерные люди двигались на грани своих физических возможностей, то современные – почти не двигаются вовсе. Мы охотно пользуемся лифтами и эскалаторами, личным авто и городским транспортом. Гиподинамия становится отличительной чертой современного поколения. Увы, подобный нездоровый образ жизни мы прививаем нашим детям.
Как мы мешаем детям двигаться
Конечно, есть малыши, предрасположенные к гиподинамии. Она может быть вызвана:
- наследственностью;
- родовыми травмами;
- внутриутробным кислородным голоданием (гипоксией).
И все-таки чаще всего способствуют тому, что ребенок мало двигается, именно родители. Каким образом?
*Ставя свои желания выше естественных потребностей крохи.
Вечно спешащие мамы возят детей в коляске чуть ли не до пяти лет и то и дело сужают границы двигательной активности: «Не ходи в грязь – замараешься! Не лезь в лужу – ноги промочишь! Не вздумай забираться на горку – свалишься!» Родители отвозят детей в садик и школу на машине (все равно по пути) и не дают малышам ходить по лестницам, даже если в доме нет лифта – взять на руки и поднять на нужный этаж проще и быстрее, чем терпеливо ждать, пока кроха сам преодолеет это расстояние.
* Стремясь успокоить
Если ребенок гиперактивный (а значит, даже мультиками, не говоря уже о других «сидячих» занятиях, его надолго не увлечь), родители грешат на возбудимость и спешат угомонить чадо любыми средствами. Иногда вместо обеспечения рациональных физических нагрузок дело доходит до самоназначения успокоительных препаратов.
* Перекармливая
Очень часто родители под чутким руководством бабушек и дедушек стремятся с рождения в прямом смысле откормить малыша. Ситуация «сегодня не погулял» для семьи не проблема, тогда как «плохо поел» – трагедия большого масштаба. В результате мамы умиляются пухлым вялым младенцам, у которых все силы уходят на переваривание пищевых излишков, а не на так необходимую им для развития двигательную активность.
Нехватка движений и низкая их интенсивность:
- негативно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата;
- создает проблемы для нормальной работы сердечно-сосудистой системы. В некоторых случаях она может проявляться в негативных реакциях сердца на физическую нагрузку (например, в будущем во время школьных занятий физкультурой);
- ограничивает совершенствование возможностей дыхательной системы и уменьшает жизненную емкость легких (т.е. количество воздуха, которые ребенок может вдохнуть и выдохнуть);
- замедляет моторное развитие, а также развитие физической и умственной работоспособности (появляются проблемы с координацией движений, более отчетливо проявляются признаки утомления и переутомления, снижается внимание, увеличивается время мышления, ухудшается память).
Кроме того, нехватка движений в жизни маленьких детей является одной из причин появления лишнего веса, провоцирует снижение и так недостаточно развитой иммунной активности организма к простудным, инфекционным и другим заболеваниям.
В плане нормального психического развития гиподинамия чревата проблемами в психоэмоциональном и даже в психосексуальном развитии. Ведь детки, которые коммуницируют в основном при помощи гаджетов, не только не развивают навыков общения, но и лишаются тактильного взаимодействия. А в детском возрасте это очень важно, особенно ввиду хронической занятости родителей!
Завести вечный двигатель
Сверхвложений приучение ребенка к активному движению от родителей не потребует, а вот определенные усилия нужно будет приложить. Разумно подбирайте площадки для игр на улице: возможно, из песочницы во дворе вашего дома малыш уже давно вырос? Обновляйте игрушки, которые будут способствовать физическому развитию – например, вовремя заменяйте совочки и формочки на сачок для бабочек и мяч, а четырехколесный велосипед – на двухколесный. Подумайте над вариантами оборудования квартиры спортивными снарядами: если шведская стенка с удобством разместится не в каждой детской комнате, то для турника и фитбола место там должно найтись всегда. И, конечно, изыскивайте возможности как можно больше гулять со своим чадом. Не стоит полагаться на детский сад: в лучшем случае прогулками там восполняется половинная норма необходимого объема движений.
Малоподвижные дети часто вялые и пассивные, быстро устают. В противовес активным детям, умеющим везде найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают занятия, не требующие большого пространства и движений. Таких малышей нужно тормошить – вызывать у них интерес к подвижным видам деятельности.
АЛЕНА КАЗАНЦЕВА, практический психолог:
Действительно, современные дети меньше гуляют, меньше двигаются, чем, например, ребята советской эпохи. И на то есть несколько причин.
* Безопасность. Современные дети в вопросах времяпрепровождения на улице очень зависимы от свободного времени родителей. В 2000-х гг. невозможно представить себе такую картину: дети до темноты бегают во дворе, а мамы из форточки зовут их ужинать. Сегодня дети не могут гулять без родителей (это просто-напросто опасно), а последние все больше обременены работой, так как эпоха нормированного трудового дня тоже давно позади.
* Отсутствие активных игр на улице обусловлено еще и тем, что такие игры передаются от «взрослого поколения» детей младшему. Сейчас эта преемственность нарушилась. Старшие дети заняты множеством недетских дел: учебой в школе, когда в день по восемь уроков, кучей секций и репетиторов («чтобы не связались с наркоманами и в институт поступили»). Им некогда возиться с малышней, даже если эту малышню все-таки вывели погулять.
* Компьютерные игры, телевизор, интернет – еще одна причина малоподвижности детей. Электроника вытеснила активные игры и живое общение. Теперь ребенку не нужно бежать в соседний подъезд к другу Кольке, чтобы построить с ним из стульев космический корабль. Можно всего-навсего отправить ему эсэмэску и пригласить в сетевую игру, где уже кто-то придумал космический корабль, а заодно и космических пиратов. Все приключения происходят на экране, а ребенку остается лишь шевелить мышкой.
Источник
Раньше дети целыми днями пропадали во дворах с друзьями, сегодня они предпочитают остаться дома в компании айпада — там и мультики, и игры, и те же самые друзья. Разница в физической активности. «Мел» вместе с психологом Ириной Млодик объясняют, почему так происходит и как заинтересовать ребёнка физ-рой.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
В России за 16 лет уровень физической активности снизился на 18%, а к 2030 году, по прогнозам экспертов, сократится до 32%. Физкультурой регулярно занимается только 6-8% населения. Дети стали гораздо меньше двигаться — и это проблема не только для родителей, а вообще всей политики в отношении развития спорта.
У детей, которые с детства часто и много двигаются, лучше развита моторная функция, которая влияет на потребность в физической активности в будущем. Но сегодня подвижные игры и физкультура перестали восприниматься всерьёз (да и дать ребёнку айпад оказалось проще, чем заставить заниматься спортом).
Отношение к спорту у детей формируется примерно к подростковому возрасту. В этот период дети чаще всего бросают спортивные секции, в которые ходили последние три-четыре года (или больше). Причины могут быть разные: иногда нет возможности заниматься, а иногда — просто неинтересно.
Есть и более неочевидная проблема. В младших классах физиология и психология детей вступают в противоречие. В этом возрасте в коре головного мозга ребёнка образуется устойчивая связь между предпочтениями и мотивацией. Мозг начинает фиксировать всё, что делает ребёнок и что приносит ему удовольствие — будь то игра с мячом или просмотр телевизора, а затем кодирует эти действия. При этом активизируются только те клетки головного мозга, которые нужны для этих действий, остальные — отмирают.
Как не отбить у детей желание заниматься спортом
1. Уроки физ-ры — минимум 135 минут в неделю. Физкультура должна отвоевать себе статус предмета, без которого невозможно полноценное образование. Примерно как математика и русский язык, а не факультатив, на который можно принести справку и вообще не ходить. Физкультура — тот предмет, который формирует отношение ребёнка к спорту. Нет предмета — нет отношения.
2. Сделайте активные перерывы во время уроков. На переменах разрешите играть и бегать — это естественный детский инстинкт. А во время уроков устраивайте активные пятиминутки. После них следующие 30-60 минут, наоборот, дети куда лучше воспринимают информацию.
3. Физрук должен работать вместе с тренером. Во-первых, учитель физкультуры должен регулярно повышать свою квалификацию. Во-вторых, школам стоит привлечь к урокам профессиональных детских тренеров. Они могут помочь педагогам разработать новые упражнения для детей и поделиться новыми методиками.
4. Физкультура должна нравиться детям. Это главное. И включать в себя не только прыжки через козла и канат, с которыми обычно ассоциируются уроки. Все упражнения должны быть разные по типу и интенсивности. Так дети не успеют заскучать и не будут считать физ-ру монотонной обязаловкой. И не забывайте хвалить детей.
5. Покажите, что спорт и движение — это здорово. Родители и даже учителя тоже должны стать примером. Если мама и папа предпочитают вечер с телефоном прогулке в парке — вряд ли ребёнок сделает противоположный выбор.
«Достижения ребёнка в спорте становится приоритетом, а сам он уходит на второй план»
Ирина Млодик, психолог
Многие родители, отдавая ребёнка в секцию, сначала ориентируются на простую и естественную идею: «спорт — это хорошо и полезно». Если маленький атлет начинает показывать какие-то результаты и достижения, родитель тут же мечтает, как ребёнок прославится. Большой спорт видится им как желаемое и непременное будущее.
Наличие или отсутствие медалей становятся приоритетом, а сам ребёнок, его самочувствие, здоровье и счастье уходит даже на второй план, а ещё дальше
Чтобы стать великим спортсменом, нужно овладеть механизмом диссоциации, то есть способностью отрезать переживания, боль, страх, сигналы тела, чувства, голод, холод и прочий серьёзный телесный и эмоциональный дискомфорт. Диссоциация позволяет стать суперсильным, выносливым, почти железным. Но у него есть свои последствия — потеря связи со своим телом и многими желаниями. Вся жизнь становится подчинена результату или победе.
Безусловно, есть дети, в которых с раннего детства можно опознать будущих атлетов. И выход в большой спорт — их естественный путь. Но для большинства физическая активность важна в первую очередь потому, что она позволяет ощущать своё тело живым, способным, получать удовольствие от движения, радоваться собственной силе, гибкости и ловкости. Спортивные занятия помогают чувствовать себя лучше через контроль над собственным телом. Коллективный спорт, кроме всего прочего, учит детей социальным навыкам, ощущению команды, развивает эмоциональный интеллект.
Ежедневная физическая активность возвращает нам жизнь. Так мы учим детей получать удовольствие от движения и закладываем ресурс вырасти счастливыми в жизни.
Фото: Shutterstock (TinnaPong, g-stockstudio)
Источник
Чем раньше выявлена проблема в развитии двигательных навыков у малыша, тем больше у него шансов на здоровую жизнь. Чтобы не упустить драгоценное время, родителям надо знать, на какие симптомы неблагополучия обращать внимание.
Большинство детишек овладевают двигательными навыками в предсказуемой последовательности и в определенном возрасте. Сначала они учатся держать и поднимать голову, затем – переворачиваться и садиться. Далее – вставать, ходить, ползать, прыгать на двух и на одной ноге. Здоровый ребенок имеет право нарушать эту последовательность, опережать ожидаемые временнЫе сроки или запаздывать. Причиной может быть индивидуальная особенность, наследственность (как мама или папа в свое время), ошибочное стремление родителей в обучении крохи. Но есть 10 симптомов, появление которых может сигнализировать о серьезном нарушении моторного развития и даже о заболевании. Обязательно расскажите о них педиатру!
1. Регресс или потеря уже приобретенных навыков
Мышечная сила и моторная ловкость малыша с каждым днем должны только улучшаться. Если замеченную регрессию навыков нельзя связать с недавней болезнью (хотя бы с банальной «простудой»), это очень серьезный повод для тревоги и незамедлительного обращения за помощью профессионалов.
Что считать регрессом
Внезапный категорический отказ самостоятельно есть и одеваться, требование вернуть давно забытую пустышку, возвращение каляк-маляк в альбом с рисунками – признак неудовлетворенности, беспокойства, гнева, поселившихся в душе ребенка. Часто таким поведением карапуз демонстрирует потребность во внимании и ласке взрослых или сопротивляется слишком настойчивым попыткам сделать его предводителем вундеркиндов. Не волнуйтесь: это не регресс. Но если дитя, уже пытающееся бегать, вдруг не может встать на ножки или сделать без падения нескольких шагов, это не нормально. Такой распад моторных навыков может быть признаком серьезного неврологического или психического расстройства: эпилепсии, энцефалита, опухоли головного мозга, огромного множества метаболических поломок, проявляющихся прогрессирующими болезнями накопления. Первым неотложным шагом будет комплексное специальное медицинское обследование.
2. Нога(-и) или ручка(-и) малютки кажутся слишком жесткими
Что могут заметить родители:
- кроха постоянно, даже во сне, держит кулачки плотно сжатыми;
- ребенок не может разжать пальцы, чтобы выпустить игрушку;
- малышу трудно изменять положение тела – словно его кто-то удерживает;
- отдельные мышцы на ручке или ноге постоянно твердые;
- лежа на животике, младенец с усилием выгибается и приподнимает голову, как будто пытаясь достать макушкой до пяток, при этом ему даже не требуется опора на руки (они могут быть вытянуты вдоль тела);
- волосы на затылке (или ближе к виску с одной стороны) выкатаны, кожа здесь блестит от постоянного трения о подушку;
- ножки перекрещены, как ножницы (чем выше к попке уровень перекреста, тем хуже прогноз).
Все перечисленное – признак высокого тонуса (гипертонуса) определенной группы мышц. Ни усилием воли, ни во сне ребенок не может их расслабить. Главное, что надо исключить – спастическую форму детского церебрального паралича. При этом заболевании мозг посылает патологические сигналы к мышцам, заставляя их сжиматься. Длительный гипертонус приводит к быстрому развитию контрактур, лишающих способности совершать точные действия, а то и вовсе – двигаться. При тяжелом церебральном параличе дети нуждаются в постоянном уходе, ходунках или инвалидном кресле. Но у половины болезнь протекает в мягкой форме, хорошо поддающейся лечению. Нередко неврологическая симптоматика сочетается с нарушением интеллекта, артикуляции речи, слуха или зрения. Тогда прогноз напрямую зависит, насколько рано начаты реабилитационные мероприятия.
Не надо думать, что ДЦП – редкий диагноз. Распространенность всех его форм в разных странах составляет от 2 до 7 на 1000 живорожденных детей, особенно часто – у появившихся раньше срока. Даже если в процессе обследования малыша церебральный паралич не будет подтвержден, врачи определят другую причину гипертонуса мышц и помогут крохе поскорее выздороветь.
3. Мышцы ребенка слишком мягкие
Причина – в низком тонусе, в слабости мышц.
Что могут заметить родители:
- когда взрослый перемещает руку или ножку ребенка, он не ощущает никакого сопротивления;
- когда дитя берут под мышки и приподнимают, его плечи идут вверх, а голова и шея «провисают» между ладонями взрослого;
- на руках у родителя взятый под мышки кроха не группируется, а висит, «как тряпочка», зрительно удлиняясь в росте;
- при натягивании на стопки ползунков или носочков малыш не упирается ногой в ладонь взрослого, а сразу пассивно сгибает ее;
- в положении на спине бедра разведены в стороны, буквально «расплываясь» по пеленке, без попытки свести их вместе;
- впечатление, что ребенка можно завязать в узел (гуттаперчивость).
Низкий мышечный тонус мешает младенцу удерживать голову, вовремя сесть и пойти. В будущем таким детям не под силу крутить педали велосипеда, кататься на коньках или лыжах, активно участвовать в подвижных играх сверстников. У них нередки нарушения равновесия тела и координации движений. Мышечная гипотония ограничивает их физические способности, влияет на выбор профессии.
Низкий тонус – симптом рахита, болезни Дауна, мышечной дистрофии, обменных нарушений. Нередко причина так и остается невыясненной. Существует даже термин «доброкачественная врожденная гипотония», когда серьезных нарушений двигательного развития нет, проблема со временем разрешается сама собой. Разве что не стать таким детям великими легкоатлетами или альпинистами.
Независимо от причины низкого мышечного тонуса, главный совет врача – заставить малыша двигаться. Ему требуется правильно подобранный комплекс упражнений для наращивания силы и выносливости, освоения новых моторных навыков.
4. Ребенок еще не ходит
Если ровесники вашего карапуза уже уверенно топают, а он все еще ползает, это вовсе не означает, что малыш запаздывает в развитии. Не ходит до 1,5 лет – необычно, но нормально. Правда, важно, совместно с педиатром, установить причину. Самые частые из них:
- Пошел бы, да испугался, больно ударившись. Плюс по характеру боязливый и нерешительный.
- Подолгу находится в прыгунках или в ходунках. Эти тренажеры не развивают необходимые для ходьбы группы мышц, не позволяют быстро научиться управлять своим телом и сохранять устойчивое равновесие в вертикальном положении.
- Мышечная гипотония (смотри выше).
- Гипертонус мышц (еще выше).
- Малыш изучает мир из слинга, рюкзака или автокресла. Зачем ему стараться дотянуться или дойти до заинтересовавшего предмета? – Донесут, только «рули» указательным жестом в нужном направлении.
- Длительное пребывание в распорках или гипсе из-за перелома ноги или врожденного подвывиха в тазобедренном суставе.
- Умственная отсталость.
5. Ребенок ходит на цыпочках
Большинство младенцев эпизодически ходят на пальчиках, когда они еще учатся переступать, держась за мебель. Некоторые дети продолжают вставать на цыпочки при ходьбе от случая к случаю, просто для удовольствия. Особенно это нравится малышкам, воображающим себя летающими принцессами. Для карапузов до 2 лет это допустимо. Если ребенок старше – родители должны быть уверены, что это лишь привычка, а не патология.
Помощь медиков необходима, если малыш:
- передвигается на цыпочках бОльшую часть времени;
- имеет ригидность (гипертонус) затылочных мышц;
- часто спотыкается, падает «на ровном месте»;
- ходит, переваливаясь, как утка (признак дисплазии тазобедренных суставов);
- неловок, со слабо развитой мелкой моторикой (например, не может застегнуть кнопку или попасть шнурком в отверстие);
- быстро устает, не удерживает на ногах вес своего тела (мышечная слабость);
- теряет навык нормальной ходьбы на полной стопе, если он уже был.
Что еще заставляет детей ходить на цыпочках
Короткое ахиллово сухожилие мешает стоять на полной стопе и ограничивает диапазон движений на уровне лодыжки. Потребуется растяжение сухожилия с помощью тепловых физиопроцедур, лечебной физкультуры, ванн, массажа. Может понадобиться подбор и длительное ношение специального пластикового ортеза. В самых тяжелых случаях делают хирургическую коррекцию.
При спастической форме церебрального паралича Ахиллесово сухожилие настолько плотное и ригидное, что пятка подтягивается кверху, стопа разгибается, пальцы выпрямляются, как бы продолжая голень.
Ходьба и прыжки на цыпочках характерны для раннего детского аутизма. Важно убедиться, что у малыша нет проблем с поведением, с освоением речи и навыков общения. Лучше, если это сделает детский психолог и дефектолог.
6. Малыш «предпочитает» одну руку или часть тела
Младенцы одинаково активно пользуются обеими руками. На втором году жизни можно заметить, как постепенно начинает преобладать одна (чаще правая). Это нормально: у человека почти всегда есть доминирующая рука, нога, глаз, причем не обязательно с одной стороны. Но если родители заметили, что малыш отдает явное предпочтение какой-то одной конечности и практически не использует вторую, надо обязательно рассказать об этом врачу. Подтвердить подозрение можно во время игры, наблюдая, сможет ли кроха пинать мяч попеременно обеими ногами или ловко ухватиться ручками за предложенную игрушку.
Наиболее вероятная причина явного предпочтения ребенком одной ручки или ножки в сочетании с нежеланием или невозможностью использования другой – гемиплегический вариант детского церебрального паралича. В мягкой форме он может не проявить себя на первом году жизни, пока у крохи не станет заметно доминирование одной половины тела. Оглядываясь назад, взрослые наверняка вспомнят, что мышцы малютки казались слишком мягкими на ощупь и податливыми при пассивных движениях. Либо младенец часто закашливался во время еды, долго учился жевать и глотать густую пищу, спал с одним приоткрытым веком, необычно «кривил рот» при плаче. Причина – в легком снижении тонуса мышц половины тела и лица из-за нарушенной иннервации. В будущем ребенку наверняка понадобится логопедическая помощь, чтобы разработать вялые речевые мышцы. И обязательно – рефлексотерапевт, детский невролог, активная физиотерапия, лечебная физкультура.
7. Неуклюжий ребенок
Нет ничего необычного в том, что дети первых двух лет жизни часто падают или врезаются во все, что попадается на их пути, коллекционируя синяки и шишки. Еще моторно неловкие малыши учатся управлять своим телом, координировать движения. Особенно достается холерикам — неутомимым «искателям приключений». Родителям приходится быть начеку, чтобы уберечь их от несчастных случаев. Но неудачи ребенка могут быть сигналом о серьезной проблеме.
Когда требуется обратиться за помощью
1. Дитя постоянно натыкается на стены, мебель, регулярно «промазывает», пытаясь сесть на стул или взять со стола игрушку. Это может сигнализировать о проблемах со зрением: близорукости, ограничении полей зрения, трудности восприятия точного расстояния до предмета.
2. Сочетание моторной неловкости со слабостью или жесткостью мышц может быть при разных формах детского церебрального паралича.
3. Постепенное ухудшение координации движений на фоне ранее отмеченных успехов – признак дегенеративного или прогрессирующего нервно-мышечного заболевания. Например – мышечной дистрофии, ювенильного артрита, опухоли головного или спинного мозга, подострого склерозирующего панэнцефалита, мозжечковой атаксии.
4. Если главная причина неуклюжести – синдром дефицита внимания и гиперактивность.
5. Если у ребенка на фоне полного здоровья вдруг стала неустойчивой походка, движения потеряли точность – необходимо исключить сотрясение мозга. Для этого родителям в первую очередь надо проанализировать:
- не было ли на протяжении последних 6-8 часов падений с большой высоты или сильных ударов головой (по голове);
- осмотреть, не появились ли новые синяки или шишки;
- не жаловался ли малыш на тошноту, не рвало ли его;
- нет ли в поведении необычных черт – сонливости, капризов, вялости, чрезмерного возбуждения.
Даже если на все вопросы взрослые честно ответят «нет» — лучше показать карапуза доктору. И не затягивать с этим!
8. Малыш находится в постоянном движении
Наверняка любой взрослый хотя бы раз восхищался неугомонностью своего карапуза. Неутомимые энерджайзеры готовы круглые сутки совершать подвиги и открытия. Быть в постоянном движении – потребность детей, они устают от необходимости «тихо посидеть».
Что не является нормой и требует внимания родителей:
1. Непроизвольные движения, которые ребенок не может усилием воли контролировать. Это могут быть:
- тики (моргание или подмигивание, кашель, шмыганье носом, вокальные);
- судороги;
- тремор (мелкое или крупноразмашистое дрожание подбородка, кисти, стопки, согнутой в колене ножки);
- гиперкинезы – насильственные движения определенной группы мышц (например, внезапный выброс руки вперед, как будто малыш пытается что-то схватить).
2. Чрезмерная, необъяснимая суетливость, часто в сочетании с говорливостью.
Тремор подбородка – нередкое явление в периоде новорожденности. Врач неонатолог, наблюдающий кроху в роддоме, обязательно уточнит причину. Часто это признак незрелости нервной системы. Тогда младенцу требуется лишь время и бережный уход.
Тики, закрепляющие ставшие привычными движения (например, покашливание или шмыганье носом при простуде), поддаются контролю и со временем проходят. Дошколята и младшие школьники могут так реагировать на сложную психологическую обстановку в семье и в школе. Подобные насильственные движения, как и заикание, возникают вследствие сильного испуга или стресса. Здесь требуется психолог.
Все гиперкинезы, длительно сохраняющийся тремор, не поддающиеся объяснению тики и, тем более, судороги – признак органического поражения нервной системы, опухоли головного мозга, тяжелого метаболического расстройства. С медицинским обследованием лучше не затягивать.
По мнению Американской Ассоциации педиатров, ребенок до 4 лет имеет право быть очень активным. Но по мере взросления у него должна проявляться способность контролировать свои действия, управлять ими. То есть внимательно слушать собеседника, терпеливо дожидаться очереди, сосредоточенно выполнять какое-либо действие, не извиваясь при этом всем телом. Никто не требует от малыша невозможного: всего на несколько минут. Если у родителей складывается впечатление, что их 4-летнее чадо можно успокоить, только крепко связав, это может сигнализировать о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Без помощи медицинского психолога и специальной системы воспитания (поведенческой терапии) таким детям очень сложно обеспечить безопасность жизни и помочь усвоить базовую школьную программу.
9. Ребенку слишком сложно захватывать предметы и манипулировать ими
Речь идет о мелкой моторике, об усвоении и закреплении по мере взросления точных движений пальцами рук. Любое действие кистью требует координированного участия многих групп мышц, вестибулярного аппарата, способности видеть предмет и соотносить расстояние до него. И обязательно — контроля со стороны головного мозга. Поэтому постоянно «промазывающий» ложкой с кашей годовалый малыш вызывает умиление у родителей, а двухлетний – обоснованную тревогу.
Когда есть повод для беспокойства
Правило одно: родителям не удается на протяжении нескольких (минимум трех) месяцев привить определенное движение ребенку. При этом малышу не по прихоти взрослых, а по возрасту пора понять усвоить этот навык и понять его суть.
Например, полуторагодовалый кроха не умеет чистить зубки, но будет тянуть головку щетки в рот (а не в глаз) и требовать, чтобы на нее нанесли зубную пасту. Наигравшись, потом он может почистить и пол, но сначала малыш должен выполнить действие по прямому назначению предмета (то есть помнит, понимает). Или годовалый карапуз четко (не промажет) возьмет пальцами с тарелки печенье и, крепко зажав его в кулачке, будет с наслаждением грызть. Лакомство будет брошено не из-за слабости мышц, а потому, что насытился или отвлекся.
Развитая мелкая моторика – залог хорошей обучаемости и успешного будущего. Грубая задержка часто сочетается с интеллектуальной недостаточностью. Не надо надеяться, что проблема с захватыванием, удержанием и манипуляцией предметами «рассосется» сама собой. Это может быть первым тревожным сигналом о неврологической или интеллектуальной проблеме у ребенка. К тому же давно доказано, что речевой и моторный центры в головном мозге находятся очень близко и сильно влияют друг на друга. То есть можно с большой вероятностью предсказать, что малышу со слабыми и неумелыми пальчиками потребуется логопед.
Порой, чтобы помочь малышу, достаточно грамотных, регулярных и настойчивых занятий, поощряющих прогресс тонких моторных навыков. И проблему со зрением надо откорректировать – чем раньше, чем лучше.
10. Ребенок пускает слюни, поперхивается или с трудом проглатывает пищу
Что считать нормой:
- обильное слюноотделение у младенца в период прорезывания молочных зубов;
- поперхивание на начальном этапе кормления из ложечки;
- выталкивание языком новой по вкусу или консистенции пищи;
- покашливание или отказ от еды во время ОРВИ: фарингита, насморка, сильной одышки;
- повышенный рвотный рефлекс при надавливании на корень языка у возбудимых детей.
Когда надо показать ребенка доктору:
- обильное слюноотделение на фоне простуды из-за невозможности глотать (это может быть острый тонзиллит, паратонзиллярный абсцесс, дифтерия, эпикондилит, круп);
- внезапный отказ от еды и питья в сочетании с высокой температурой (острый стоматит);
- приступы кашля во сне и в положении лежа (гастро-эзофагеальный рефлюкс (ГЭР));
- постоянные поперхивания во время и после еды без видимой на то причины. Это симптом множества неврологических заболеваний, органического поражения центральной или периферической нервной системы.
В зависимости от выявленной причины проблемы, ребенка будет лечить педиатр, невролог, хирург, рефлексотерапевт, дефектолог, физиотерапевт. При остром заболевании для сохранения жизни может понадобиться экстренная помощь. В других случаях потребуется длительная терапия нарушения.
Источник