Ребенок 1 год как правильно воспитать девочку
Воспитание ребенка – процесс трудоемкий и длительный, и порой его плоды становятся видны только по истечение какого-то периода времени. Некоторые родители считают, что пока ребенок мал, о воспитании задумываться рано. Но, как ни странно, воспитанием следует заниматься чуть ли не с самого рождения.
Как воспитывать ребенка от 1 года до 2 лет, на какие моменты обратить внимание и какие психологические приемы для этого использовать, читайте в материалах этой статьи.
Особенности возрастного периода развития детей 1-2 лет
В этом возрасте ребенок в какой-то мере начинает быть самостоятельным. Он уже произносит первые простые слова, свободно ходит и даже бегает, начинает активно изучать окружающие его предметы.
Главная его деятельность в этом возрасте — предметно-орудийная, то есть он учится манипуляциям с предметами. Он копирует схему действий у родителей, иными словами, подражая маме или папе, ребенок воспринимает навык обращения с предметом.
Очень хорошо, когда взрослый осуществляя какое-либо действие, просит ребенка что-то повторить за ним. Очень важно совершать какие-то манипуляции совместно, к примеру, вместе играть, зашнуровывать обувь, складывать картинки.
В этот период ребенок осознает, что каждая вещь наделена смыслом, что она выполняет какую-то важную функцию. И исходя из этого, малыш понимает, как именно ему нужно действовать.
Ребенок пытается сравнивать свои действия с действием мамы или папы. У него формируется свое «Я», малыш начинает постепенно сформировываться как личность, и непосредственно у него начинают развиваться такие личностные качества, как самооценка, самосознание и уважение к себе. Его речь начинает заметно развиваться и постепенно увеличивается запас слов.
Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года
Самая грубая ошибка родителей ребенка в этом возрасте заключается в том, что они относятся к своему малышу как ко взрослому человеку, который должен понимать все правильно.
Очень часто ребенок вызывает раздражение и даже агрессию у родителей тогда, когда он не понимает какие-либо доводы, которые кажутся взрослому человеку абсолютно простыми.
Иными словами, родители требуют от ребенка того, что он еще просто не может дать в силу своего возраста. В этот период у него еще нет своих собственных стереотипов, он может только имитировать логическое мышление.
Не следует путать понятие «взрослого общения» и «взрослого понимания». Например, психологи и логопеды настаивают на том, чтобы родители и особенно бабушки и дедушки не «сюсюкали» с ребенком, а произносили слова правильно. Это необходимо для того, чтобы с раннего возраста малыш слышал четкую правильную речь, что положительным образом скажется на развитии его речи, правильности выговаривая различных букв.
Но в то же время нельзя требовать от годовалого или двухлетнего ребенка четкого выполнения чего-либо. У него должно быть право и на ошибку, и на непослушание, и даже на баловство. Занимаясь воспитанием детей любого возраста, родители должны проявлять титаническое терпение, а уж если речь идет о малышах, то и подавно.
Ребенок живет только настоящим моментом, той ситуацией, которая происходит с ним сейчас, поэтому все его эмоции связаны только с тем, что происходит именно в этот момент. Он не способен думать о будущем, и проецировать в него последствия того или иного действия.
Родителям нужно понимать, что его сознание направлено только в момент происходящего. Ребенок не имеет своего опыта и развитого мышления, поэтому он поглощен настоящим моментом, в котором находятся конкретные люди и предметы. Вот почему малыш может так легко расстроиться и заплакать от чего-либо и так же быстро отвлечься и переключить свое внимание.
Особенности воспитания ребенка в 1-2 года
В этом возрасте развитие малыша происходит путем его вовлечения предметно-игровую сферу. Для того, чтобы быстрее происходило социальное и эмоциональное развитие, нужно развивать у ребенка логическое мышление, а также познавательную деятельность.
Если ребенок долгое время находится без движения, он очень быстро устает, то есть игра должна нести физическую нагрузку. Если ребенок во время игры общается со взрослыми, происходит речевое развитие.
Он отлично понимает взрослых, если они общаются с ним на его языке. Он понимает только образное и наглядное обращение. Если родители хотят донести своему малышу какую-либо информацию, будут эффективно моделировать ситуацию на основе сказки, то так ребенку будет гораздо проще понять то, о чем ему хотят сказать. Также можно задействовать в своих объяснениях сказки, объясняя что-либо на примере любимых и знакомых ему героев.
Часто родители жалуются, что ребенок может не слушаться, плохо есть, поздно засыпать. В этом случае можно провести аналогию с любимым персонажем. Например, сказать, что Лунтик всегда хорошо кушает, поэтому он такой сильный и смелый. Ребенок обязательно захочет подражать любимому персонажу и начнет хорошо кушать, чтобы быть таким же, как он.
Ребенок очень плохо воспринимает категорический запрет в этом возрасте. Он не осознает, почему именно того или иного нельзя сделать, поэтому каждый запрет нужно формулировать в доступном ключе, понятным для ребенка, и в соответствии с данной ситуацией.
К примеру, малыш будет понимать, что нужно обязательно мыть руки после прогулки, когда он придет после нее, а не тогда, когда мама рассказывает ему о пользе чистых рук задолго до возвращения домой.
Что должен уметь ребенок в этом возрасте
Когда ребенок достигает возраста 1 года и 3 месяцев, он уже умеет без посторонней помощи ходить, делать приседания и наклоны. Он начинает выполнять простые игровые действия, например, собирает пирамидку, кормит куклу, строит домик.
Может назвать пару предметов, которые ему покажут на картинках или в игрушках. Он уже говорит некоторые простые слова, а также учится обращаться со столовыми приборами.
В полтора года малыш может собрать пирамидку, сложить из кубиков башню. Если его попросят принести какую-нибудь игрушку, он с легкостью это выполнит, так как знает уже все свои игрушки.
В это время у малыша проявляются некоторые изменения в характере. Окружающий большой мир начинает заинтересовывать его. Он исследует квартиру, проверяет все ящички и шкафы. Он уже хорошо понимает, что такое «можно» и что такое «нельзя», но запрет воспринимает плохо.
Он еще не выработал свою модель поведения, и иногда, слыша слово «нельзя», просто не понимает, как нужно повести себя в данной ситуации.
С целью обеспечения ребенку безопасности в квартире или на улице, мало запрещать какие-то действия, необходимо следить, чтобы он не наелся песка из песочницы, не перевернул на себя содержимое кастрюли, не бросил в ванную с водой мобильный телефон.
Возраст 1-2 года считается наиболее сложным в воспитании, потому что занять ребенка каким-либо делом на длительное время еще невозможно, поэтому мамы часто жалуются на недостаток времени для выполнения домашних дел.
К двум годам ребенок уже может самостоятельно подняться по лестнице, умеет отвечать на вопросы. Его словарный запас насчитывает уже около двадцати слов. Он уже стремится одеваться и раздеваться сам.
В два годика он уже говорит короткими предложениями, различает, что такое «рядом» и что такое «сзади». Если он говорит о себе, может называть себя по имени. Он уже может без посторонней помощи есть, мыть и вытирать руки, правда зубы чистит только с помощью взрослого.
Он уже любит играть в простые игры, поэтому именно в этот период нужно давать ему играть в развивающие игры, которые очень хорошо дают развитие интеллекту, творческим способностям и мышлению.
Сюжетные игры как основа воспитания детей младшего возраста
Очень важно в этот период жизни ребенка играть с ним в сюжетные игры. Например, играть в бытовые ситуации, вовлекая в такую игру любимых кукол и игрушки. Сюжеты не должны быть слишком сложными, малыш должен их хорошо понимать.
Впоследствии сюжет игры можно будет дополнять и усложнять. Конечно, взрослому человеку трудно понять, какую именно пользу несет такая игра для развития ребенка. Но эта игровая деятельность только для взрослого будет скучной и не несущей смысловой нагрузки. Ребенок же, осуществляя данную игровую деятельность, набирается своего собственного опыта.
Каждую ситуацию малыш проживает самостоятельно и запоминает для себя очень важную информацию. Начинать такую игру можно с проигрывания ситуаций, которые происходят с ребенком в данный момент. Это может быть прогулка, купание, процесс приема пищи. Таким образом он будет понимать, как те или иные действия связаны с его жизнью. В этот момент у ребенка формируется фантазия, воображение, и интеллект в целом.
Сюжетная игра помогает ребенку создавать свое представление о той реальности, которая его окружает. Необходимо помнить о том, что у ребенка в этот период заметно увеличивается познавательный интерес.
Привыкая к таким играм, малыш и в дальнейшем будет с удовольствием играть в словесные игры с родителями и воспитателями детского сада, которые не только являются хорошим времяпровождением, но и развивают память, мышление и логику у малыша. Сейчас же подобные игры подготавливают ребенка к развитию речи, поэтому пренебрегать или не рекомендуется.
Психология и маленькие хитрости в воспитании детей 1-2 лет
В возрасте 1-2 лет малышу все более становится интересно. Он исследует любой предмет, все берет в руки, тянет в рот, хочет понять, какой он на ощупь, что он из себя представляет и как его можно использовать.
Очень грубая ошибка состоит в том, что родители стараются все отнять у малыша из рук. Если предмет является действительно опасным, нужно заранее позаботиться о том, чтобы он не попадал в поле зрения маленького следопыта.
Очень важно присутствовать при таких исследованиях окружающей действительности. Во-первых, малыш будет на виду, а во-вторых, ему можно будет давать ответы на все вопросы. Он рассматривает и трогает все предметы и вещи потому, что они его окружают, и он попросту хочет понять их назначение и разбираться в них.
Если малыш орудует на кухне, отворяет ящики, шкафчики и достает баночки с крупами, можно насыпать ему содержимое интересующих банок в блюдечко и пусть малыш исследует или пересыпает из одной посудины в другую.
В эти моменты ребенок нарабатывает свой жизненный опыт и навыки. Ведь откуда он возьмется у ребенка, если ему запрещать все подряд? Запретная интонация должна звучать только при настоящей необходимости, а не все время.
Теперь малыш уже не так много спит, как раньше, все его время уходит на игры и познавание окружающего мира. Ребенок играет не только с куклами, машинками и медвежатами, ему интересно играть абсолютно со всеми предметами домашнего обихода, какие попадаются ему на глаза.
Взрослому очень странно, что ребенок для игры берет в руки посуду, журнал, пакет или пуговицу. Эти игрушки ни в коем случае не стоит отбирать у ребенка. Лучше взять такую игру под контроль, чтобы ребенок не поранился или не проглотил что-нибудь. Сейчас у него формируются необходимые умения.
Вместо заключения
Занимаясь воспитанием маленького ребенка, следует относиться к этому процессу с огромным терпением и любовью. Объясняйте элементарные вещи малышу на примерах, сказках, обыгрывайте каждую ситуацию. Не требуйте от него сразу многого.
Если он начнет понимать, что в транспорте нельзя громко кричать, на прогулке в песочнице нельзя обсыпать песком других деток, что нехорошо убегать от мамы на улице – это уже большой успех. В этом возрасте ребенок не понимает абстрактных вещей, все должно быть подкреплено примером, рассказом. Только в этом случае воспитание будет эффективным.
Источник
С появлением ребёнка родителям необходимо в корне пересмотреть свои привычки, распорядок дня и многое другое. Потому что от их поведения зависит тот факт, каким вырастет чадо. Если речь идёт о девочке, ей необходимо с раннего возраста прививать манеру правильно разговаривать, вести себя женственно и быть смелой. С мальчишками всё обстоит иначе, их призвание быть непоседами. Давайте рассмотрим основные аспекты, которые затрагивают воспитание девочки. Итак, начнём.
Содержание статьи
Воспитание девочки возрастом до 3 лет
- Специалисты в сфере детской психологии считают, что данный возрастной период мало влияет на последующее формирование личности. Например, в Японии не воспитывают девочек, которым ещё не исполнилось 6 лет. Но такое мнение считается ошибочным и опасным.
- Когда малышке исполнится годик, начинается её знакомство с окружающим миром. Ваша задача, как родителя, — обеспечить полное ознакомление и исключительно положительные эмоции. Важно, чтобы на данном этапе у девочки не сформировалось неправильного мышления.
- Наряду с познанием окружающей действительности малышка учится ходить на горшок, кушать собственными силами и полноценно ходить. Проводите с дитём незнакомые и сложные в достижении манипуляции сообща. Подбадривайте ребёнка и всячески помогайте.
- Именно после года и вплоть до 3 лет у девочки формируется психоэмоциональная среда, которая проявится в будущем. Делайте упор на развивающие спокойные игры. Учите чадо воображать, понимать человеческие эмоции, разбирать слова и интонацию, думать.
Воспитание девочки после 3 лет
- С наступлением трёхлетнего возраста начинается идентификация ребёнка собственными силами. Малышка впервые ощущает страх и переживания, испытывает эмоции, которых не знала раньше, чувствует свои гендерные признаки.
- После 3 лет ребёнку необходимо уделять больше заботы, внимания. Общайтесь, учите малышку быть нежной и спокойной, что и свойственно подрастающей леди. В данный период ребёнок гораздо лучше чувствует любовь и отношение к нему.
- После 4 лет можно выявлять у малышки творческие способности и в полной мере их развивать. Стоит задуматься о посещении специализированных кружков и секций, направленных, к примеру, на рисование, танцы или гимнастику.
- В период с 4 до 5 лет малышка начинает ощущать свою значимость в обществе и получает первые социальные контакты. Это очень кстати для детей, которым сложно находить общий язык с одногодками. На кружки ходят детки всех возрастов или близких к вашему.
- С наступлением 5 лет делайте акцент на женские навыки, которые присущи леди. Предлагайте малышке поиграть в куклы, сходить с вами по магазинам, осваивать правила использования детской косметики. Позвольте ей красить губы, как это делаете вы.
- Не нужно делать упор на игры для мальчиков, к примеру, гоночки, стрелялки, иные направления. Девочки должны проводить время в большей степени с представительницами своего пола.
- Когда малышке исполнится 6 лет, играйте с ней в дочки-матери. Развивающая игра, которая выявляет женские стороны и способствует проявлению заботы. С помощью обычных кукол вы научите чадо милосердию, состраданию и теплоте. В дальнейшем такие девочки вырастают хорошими матерями и жёнами.
- Примерно в 6 лет необходимо заложить в понимание девочки культурные нормы, чтобы дать начало формированию воспитанной личности. Если раньше «Спасибо» и «Пожалуйста» вы освоили, теперь следует научить малышку банальным правилам приветствия и прощания.
- Ближе к 7 годам специалисты в сфере детской психологии рекомендуют родителям закладывать основы полового воспитания. То есть, вам необходимо объяснить девочке, в чём её отличие от мальчиков, а также как нужно общаться с сильным полом.
Воспитание девочки матерью-одиночкой
- Безусловно, мать оказывает доминирующее влияние на воспитание девочки. Но не стоит ошибочно полагать, что ребёнку не нужен отец. У малышек с папами особая связь, непонятная мамам.
- Именно в мужчине девочка видит опору, силу, поддержку, друга. Если она будет расти без отца, то с большим трудом построит отношения с противоположным полом в дальнейшем. Отношения имеются в виду не только семейные, но и дружественные.
- Мы живём в современном мире, где воспитание ребёнка матерью-одиночкой уже практически вошло в обиход. Семьи рушатся по разным причинам, но в этом не должны участвовать детки. Если вы правильно воспитаете малышку без отца, она не ощутит его отсутствия.
- Недавно проводимые исследования доказали, что женщина, которая развелась с мужем или по другим причинам воспитывает ребёнка одна, выплёскивает на малыша весь негатив. Впоследствии девочка чувствует себя виноватой в том, что у неё нет папы. Наряду с этим развивается комплекс неполноценности, потому что мать постоянно срывается.
- При регулярном негативе со стороны мамы у девочки формируется отрицательное отношение к сильному полу. Всё дело в том, что женщину обидел мужчина, девочка быстро это запоминает. Чтобы не допускать ошибок и психологически не калечить ребёнка, будьте бдительны.
- Для начала следите за своей манерой выражаться, не выставляйте мужчин в плохом свете, не приравнивайте всех под одну гребёнку. Не отзывайтесь плохо об отце, который ушёл и оставил семью. Если вина папы девочки очевидна, разделяйте в своих изречениях мнения касаемо него и всех остальных мужчин, не делая последних виноватыми.
- В процессе воспитания девочки, у которой нет отца, взывайте к примерам полных семей. Чаще зовите в гости семьи, которые состоят в счастливом браке. Пусть малышка смотрит на них и набирается азам общения. Стоит дать девочке надежду в будущем создать свою семью.
Воспитание девочки в переходном возрасте
- Не стоит полагать, что по мере взросления воспитанию нужно уделять меньше времени. Не нужно оставлять дочь на произвол судьбы и думать, что она сама вырастет хорошим человеком.
- Большинство родителей вспоминают счастливое время, когда они попросту меняли пелёнки и вовремя кормили кроху. В таком возрасте у девочки возникает гораздо больше проблем, с которыми нужно справляться всей семьёй.
- Особое внимание нужно уделять девочке, начиная с 12 лет. В этом возрасте у ребёнка появляются серьёзные физиологические и психоэмоциональные изменения. Щитовидка и гипофиза усиленно работают, синтезируя гормоны.
- Такие изменения зачастую отражаются на внешнем виде подростка. Ребёнок быстрее растёт, развиваются вторичные половые органы, проявляются проблемы с кожей. Такие события не могут не задевать психоэмоциональный фон подростка. Юной девушке нужно помогать бороться с комплексами.
- Матери необходимо в обязательном порядке больше внимания уделять дочери. Юной леди требуется колоссальная поддержка и дельные советы. Нужно стать для дочери подругой, тогда она сможет делиться с вами всеми страхами и переживаниями.
- Если у подростка не будет близкого человека, вы сможете наблюдать повышенную раздражительность, агрессию и депрессивное состояние. Обеспечьте дочери доверительные отношения. С подругой девушка будет чувствовать себя комфортно и спокойно. В такой обстановке легко справиться со многими насущными проблемами и вопросами.
- Не стоит упускать тот факт, что пришло время, когда необходимо обсудить все вопросы в плане интимной сферы. Такие дела нужно решать своевременно и правильно. Прежде чем приступать к диалогу, основательно подготовьтесь. Старайтесь деликатно разобраться с личными вопросами.
Как воспитать хозяюшку
- Как только дочь дорастёт до сознательного возраста, её необходимо учить порядку и хозяйственности. Здесь не подразумевается, что малышку нужно заставлять убираться в квартире. Начинайте с личных вещей и игрушек. Говорите о том, что всё должно лежать на своих местах. Не стесняйтесь задействовать ребёнка.
- Старайтесь организовать игру, скучная уборка и рутина в большинстве случаев даёт обратный эффект. Ребёнок попросту будет избегать подобных действий либо процесс будет недоброкачественным. Приступайте к воспитанию дочки без давления.
- Начинайте с объяснений, почему мусор следует регулярно выбрасывать. Говорите о всегда чистой посуде, тарелки не должны накапливаться в мойке. Стоит в семье ввести правило: покушали, помыли посуду каждый сам за собой. Заодно и муж научится ответственности.
- В результате нехитрых манипуляций родные, в частности дочь, научатся ценить труд. Каждый раз благодарите ребёнка за помощь и не забывайте хвалить. До 5 лет конечно не стоит загружать чадо сложными заданиями, но убирать личные вещи следует научить.
- Начиная с 8-летнего возраста, девочку можно постепенно приучать к быту. Не лишним будет научить ребёнка некоторым простым кулинарным рецептам. Постепенно задания можно немного усложнять. Научите чадо пользоваться бытовой техникой и хозяйственными средствами.
- В подростковом возрасте с 12 лет девочке можно поручать практически все бытовые вопросы. У вас должна расти помощница, а не бесполезная лентяйка. Знайте меру, девочка не должна полностью вас заменять, распределите обязанности. Дайте подростку более лёгкие дела. У девочки также свои заботы в виде учёбы и возможных секций. Не перегибайте палку.
Пример родительских отношений
- Чтобы воспитать ребёнка правильно, в первую очередь, родители должны подать пример. У счастливой семьи, которая живёт в гармонии, проблем не возникнет. Дочери следует показать, что только счастье и любовь среди близких имеет место быть. Именно такие отношения идеальны и к ним необходимо стремиться.
- Важно понимать, что эмитировать идеальные отношения с супругом не получится. Дети почувствуют подвох, ситуация может сильно осложниться. Ни в коем случае не ругайтесь на глазах у дочери. Ссоры сильно травмируют детскую психику. Не допускайте таких ситуаций.
- Если дочь увидела что-то подобное, постарайтесь всё объяснить и сделать скидку на долгосрочный брак. Однако, стоит обсудить наедине с супругом все проблемы. Возобновите прежние отношения, старайтесь вместе. Растите ребёнка в гармонии и любви. Поддерживайте девочку во всём и старайтесь решать проблемы дружной семьёй.
Воспитание ребёнка — это тяжёлый процесс, который никогда не закончится. А потому вы должны следовать рекомендациям выше, приводить хороший пример, учить малышку быть хозяйственной и женственной. Немаловажно формировать творческие способности с раннего возраста. Всегда будьте для малышки опорой, поддержкой, лучшей подругой. Никогда не сдавайтесь, стремитесь быть лучшими родителями на свете!
Источник