Ребенок 1 год и 10 месяцев задержка речевого развития

Задержка речевого развития у детей – запоздалое по сравнению с возрастными нормами формирование устной речи. Стоит насторожиться, если в 2 года малыш не произносит отдельные слова или фразы, а в 3 – не может построить короткое простое предложение.

Опасность ЗРР в том, что она приводит к нарушениям психического и интеллектуального развития дошкольника. Если вовремя не заметить проблему, в дальнейшем у ребенка могут возникать трудности с обучением в школе, общением со сверстниками. Поэтому важно при первых признаках патологии обращаться к врачу.

Признаки ЗРР по возрастам

Рассмотрим ранние симптомы задержки речевого развития. Первые «звоночки» проблемы можно заметить еще в грудном возрасте.

Таблица – Диагностические симптомы ЗРР в разном возрасте:

Возраст ребенкаПроявления задержки речи
4 месяцаГрудничок не следит глазами за игрушкой, не улыбается и никак не реагирует при виде родителей
8 месяцевРебенок не показывает характерного бессмысленного повторения слогов («ма-ма», «ба-ба»), которое является первым этапом речевого развития
1 годРебенок вообще не говорит либо произносит отдельные звуки
1,5 годаМалыш изъясняется слогами, не пытается называть окружающие предметы, не реагирует на обращение по имени
2 годаРечевой запас состоит из 10–15 слов, которые не дополняются прилагательными или местоимениями. Нет заинтересованности в разговоре со взрослыми
2,5 годаВ речи ребенок использует не более 30–50 слов, не может сложить их в простое предложение или фразу. Характерно плохое произношение, проглатывание слогов, из-за чего 50–70% из сказанного остается непонятым
3 годаУ ребенка ограниченный словарный запас, он не может назвать известные ему предметы, не всегда реагирует на прямое обращение. Вместо разговора, он повторяет вопрос либо заменяет речь жестами

Показательный период приходится на время от 1,5 до 1,8–2 лет – если ребенок не заговорил в это время, стоит насторожиться. Как правило, 1,5-годовалые малыши начинают превращать свой пассивный словарный запас в активный, учатся произносить названия предметов, которые уже знают.

Хотя отставание может объясниться как задержкой, так и индивидуальными особенностями ребенка.

Виды и симптомы

С учетом причины задержки речевого развития у детей, выделяют несколько разновидностей заболевания.

Темповая

Самый простой вариант ЗРР. Характеризуется отставанием в речевом развитии по сравнению со сверстниками. Малыш начинает говорить позже, но его высказывания отличаются правильным построением, понятны родителям.

Нарушения не сопровождаются заболеваниями головного мозга или органов чувств, поэтому хорошо поддаются логопедической коррекции.

Алалия

Серьезная болезнь, которая связана с недоразвитием речевых центров в головном мозге. Зачастую сочетается с нарушениями психомоторного развития.

Задержка характеризуется замедленной и искаженной речью: многократное повторение слогов, переставление их местами, из-за чего смысл сказанного невозможно понять.

ЗПРР, вызванная нарушениями слуха

Тяжелый вариант задержки речевого развития, поскольку ребенок не слышит речи и не может ее повторить. При тугоухости возникает отставание в психомоторном и интеллектуальном развитии, которое проявляется уже в раннем и дошкольном возрасте.

Всем новорожденным проводится аудиологический скрининг, поэтому о риске ЗПРР родителей могут предупредить уже в роддоме.

Неявные признаки задержки речевого развития у ребенка →

Причины задержки речевого развития

Факторы, которые могут вызывать задержку развития речи у ребенка, подразделяют на 2 категории:

  • Физиологические – связанные с болезнями или врожденными аномалиями развития.
  • Социальные – причиной задержки становится неправильное воспитание и неудовлетворительные условия жизни.

Физиологические

Врачи называют несколько групп причин, которые способствуют ЗРР у детей:

  • заболевания органов чувств – снижение слуха или глухота, отсутствие зрения;
  • аномалии строения речевого аппарата – недоразвитие губ, языка и лицевых мышц, из-за чего ребенок не может произносить звуки;
  • неврологические проблемы – опухоли ЦНС, ДЦП, травмы головного мозга;
  • генетические и врожденные заболевания, которые сопровождаются задержкой психомоторного развития;
  • осложнения во время родов – гипоксия и асфиксия, перинатальная энцефалопатия, повреждение шейного отдела позвоночника.

Немаловажную роль играет наследственность. Если ребенок в 10 месяцев–1 год не говорит слоги или слова, то зачастую у его родителей в детстве были такие же проблемы. Речевое развитие запаздывает на несколько месяцев из-за конституциональных особенностей, никаких органических причин этому нет. В дальнейшем дети развиваются нормально.

К медицинским факторам относят психологические травмы. Зачастую задержка речи у ребенка связана с сильным испугом, перенесенным в раннем возрасте.

Социальные

Сюда относят проживание в неблагополучной семье, когда ребенком и его развитием не интересуются. На задержку речи влияет несколько факторов: плохое питание и бытовые условия, которые не дают грудничку нормально развиваться, асоциальное поведение родителей.

В таких ситуациях возникают тяжелые формы ЗРР, например, когда 1,5-годовалый ребенок не говорит даже слогами.

К какому врачу обращаться с подозрением на ЗРР

Сначала родителям следует обратиться к педиатру. Лучше, если это будет врач, который наблюдает ребенка с периода новорожденности. Такой специалист знаком с особенностями психомоторного развития пациента, семейным анамнезом, поэтому ему проще выявить речевые нарушения уже на раннем этапе.

Педиатр устанавливает факт задержки развития речи и возможную причину патологии, после чего дает направление к узкопрофильным специалистам: неврологу, логопеду, психологу.

Диагностика

В основе диагностики лежит наблюдение за ребенком и оценка его речевой функции. Помимо признаков, указанных в таблице, малыши с ЗРР характеризуются невнимательностью, повышенной агрессивностью или, наоборот, апатией, бедными эмоциональными реакциями.

Расширенная диагностика, направленная на выявление этиологических факторов задержки речи, включает неврологический осмотр и проверку рефлексов, УЗИ, ЭЭГ и метод вызванных потенциалов для оценки работы головного мозга. Чтобы исключить другие причины патологии, ребенок с родителями направляется на консультацию к психологу.

Лечение

Терапию речевых нарушений следует начинать как можно раньше. В лечении участвуют несколько узких специалистов: логопед, невролог, рефлексотерапевт, психолог.

Важна ответная реакция со стороны родителей – регулярные домашние упражнения и занятия с ребенком значительно повышают эффективность назначенных лекарств и физиотерапии.

Применяется лечение дома с периодическими визитами к специалисту, но малышам с болезнями ЦНС может потребоваться госпитализация в реабилитационный центр.

Читайте также:  Диатез на сладкое ребенку 1 год

Медикаментозное

Препараты, которые улучшают работу головного мозга, назначаются при сочетании речевых и психических нарушений. Врач-невролог разрабатывает индивидуальные схемы лечения медикаментами с учетом степени задержки речи, наличия органических заболеваний ЦНС.

В основном врачи назначают ноотропы – лекарства, которые улучшают обмен веществ в нервных клетках и стимулируют их активность. Препараты улучшают интеллектуальные функции головного мозга, способствуют правильному функционированию речевых центров. Малышам прописывают такие средства: Пирацетам, Нейромультивит, Энфефабол.

Для назначения лекарственной терапии есть строгие показания. Например, при тяжелом психоречевом недоразвитии малыша препараты необходимы, а если, скажем, здоровый ребенок в 8 месяцев не говорит слоги – достаточно наблюдения и немедикаментозных методов.

Физиотерапия

Для стимуляции речевого развития полезна рефлексотерапия. Это применение слабых электрических импульсов, которые возбуждают отдельные участки головного мозга, усиливают активность нервных клеток в речевых центрах.

Методика эффективна при ЗРР, возникающей у ребенка на фоне заболеваний ЦНС. Рефлексотерапия применяется у детей старше 6 месяцев.

Лечение с помощью животных

Для устранения задержки речевого развития полезны дельфинотерапия и иппотерапия. Общение с животными положительно влияет на нервную систему, ускоряет психическое развитие.

Дополнительная тактильная стимуляция (плавание в бассейне, езда на лошади) способствует формированию коры головного мозга. Нередко именно во время таких сеансов ребенок произносит первые слова или фразы.

Коррекционная работа

Важный этап развития речи – занятия с дефектологами и логопедами. Сеансы с врачом-дефектологом могут проводиться в возрасте 1,5–2 лет и старше. Целью терапии является активация памяти и мышления, что благотворно влияет на речевую функцию.

Для активации психомоторного развития применяются упражнения на мелкую моторику:

  • игры со шнуровками;
  • перебирание и раскладывание по емкостям мелких предметов (бусины, пуговицы, крупы и пр.);
  • лепка;
  • собирание пазлов;
  • застегивание / расстегивание пуговиц;
  • нанизывание бусин / пуговиц / макарон на шнурок.

Области головного мозга, которые отвечают за речь и мелкую моторику, располагаются рядом. Интенсивное воздействие на одну помогает развиваться и второй.

Игрушки для развития мелкой моторики

Логопеды занимаются с детками постарше. Их цель – научить малыша с задержкой речевого развития правильно произносить звуки и слова, составлять предложения. В работе специалисты активно применяют методики массажа.

Полезное видео о логопедическом массаже

Мануальные воздействия способствуют укреплению мышц лица, благодаря чему речевое развитие происходит быстрее.

Развивающие игрушки, которые легко сделать своими руками →

Домашние упражнения

Формирование речи у ребенка с ЗРР требует больших усилий от родителей. Врачи рекомендуют комплекс занятий на каждый день в игровой форме, который повышает эффективность работы логопедов и дефектологов.

Комплекс упражнений для детей с задержкой речевого развития включает:

  • Артикуляционная гимнастика. Применяются различные движения языком: «язык-кисточка», «барабанщик», «болтун-болботун», «волна», «печем блинчики».
  • Звукоподражание. Малышу нужно задавать вопросы «Как капает дождик?», «Как говорит собачка?», «Как летит самолет?» и т. д. Сначала ребенок научится произносить один слог, после чего будет их повторять.
  • Упражнения-непонималки. Малыш, который плохо говорит, пытается объяснить свои желание жестами. Родителям нужно сделать вид, что они не понимают, и провоцировать ребенка озвучить свои мысли словами.

Занятия проводят ежедневно по 20–30 минут. Важно, чтобы упражнения проходили в виде веселой игры, а не в принудительной форме.

Лучшие игры для развития речи у детей 1–3 лет →

Прогноз при задержки развития речи у ребенка

Полное выздоровление наблюдается практически во всех случаях, если лечение задержки речевого развития начато у детей в возрасте до 3 лет. В таком случае еще не успевают развиться нарушения мозговой деятельности, поэтому при комплексной терапии все патологические симптомы исчезают.

При диагностике ЗРР в 4–5 лет прогноз также благоприятный, но может потребоваться более длительная терапия.

Если речевые нарушения выявлены у пациента в возрасте старше 6 лет, это считается неблагоприятным фактором. Чтобы ребенок начала говорить нужно много времени и усилий, врачи не могут гарантировать положительный результат.

Профилактика

Главное правило для предотвращения задержки речи у ребенка – почаще с ним разговаривать и играть. Именно активное участие родителей и родственников в воспитании способствует своевременному появлению речи.

Второе направление профилактики касается медицинских причин ЗРР. Для минимизации риска врожденных заболеваний у плода необходимо соблюдать все предписания врача во время беременности, отказаться от вредных привычек. Женщинам из групп риска рекомендовано медики-генетическое консультирование перед планированием зачатия.

Детский сад и ЗРР

Деткам с серьезной задержкой речевого развития рекомендуется посещать детский сад компенсирующего вида или учреждения с логопедическими группами. Чтобы попасть туда, потребуется получить направление от психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Направление на комиссию выдает педиатр. Родители могут попробовать получить его самостоятельно, обратившись в местный муниципальный отдел образования.

Но что делать, если направление в специализированные группы взять не получилось? Стоит ли отдавать ребенка в ЗРР в обычный детский сад? Нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос. Многое зависит от состояния малыша и отношения воспитателей, которые будут с ним работать.

Некоторые дети, при добросовестной работе воспитателей, в детском коллективе получают мощный толчок к развитию и преодолевают задержку. В других случаях негативное отношение воспитателя может только спровоцировать стресс, который, конечно, не пойдет на пользу ребенку.

Как узнать, что ребенка обижают в детском саду →

Задержка речевого развития встречается часто, но при ранней диагностике проблему удается полностью ликвидировать. Пациенты, у которых ЗРР выявили и начали лечить в возрасте 2–3 года, вырастают полностью здоровыми и быстро догоняют сверстников в развитии. Родителям следует запомнить: если ребенок старше года не произносит даже отдельные слова, нужно обязательно показать его специалисту.

Фото: ru.freepik.com, izhlife.ru

Полезное видео об артикуляционной гимнастике при ЗРР

Источник

Чем быстрее будут выявлены признаки задержки психоречевого развития у ребенка — тем больше надежда на полное выздоровление. Как можно выявить причины ЗПРР?

Читайте также:  Дерматит ребенку 1 год

ЗПРР — это не самостоятельное заболевание, а следствие отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы. Программы лечения…

Обращение в частную клинику имеет ряд преимуществ:

  • отсутствие очередей;
  • гибкий график работы;
  • возможность сделать срочные исследования;
  • широкая сеть филиалов.

Выбрать клинику рядом с домом…

«АВС-Медицина» — сеть современных медицинских центров с широким спектром услуг.

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Читайте также:  Ребенку 1 год косолапит на одну ногу

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Источник