Ребенок 1 год грызет пальцы
ВОПРОС:
Здравствуйте. Ребенок 3,5 года грызет пальцы.Что делать не знаю, пробовали разговаривать,объясняли, но увы не перестает. Помогите!
С уважением,
Олеся
ОТВЕТ:
Здравствуйте, Олеся! Спасибо за Ваш вопрос!
Весьма распространенной жалобой, с которой обращаются родители к детскому психологу, является проблема, связанная с тем, что ребенок грызет пальцы, причем как на руках, так может и на ногах, иногда еле заметно, а порою до крови, «до мяса». Давайте очертим круг возможных причин, почему это происходит и что делать родителям, чтобы ребёнок прекратил грызть пальцы. Конкретный ответ на данный вопрос возможен только при очной консультации со специалистом и выяснением полной картины ситуации.
Пальцы просто так не грызут…
Изначально родителям, дети которых грызут пальцы, нужно понять, что эта привычка — внешнее проявление глубоких психологических проблем. Если малыш грызет пальцы, то его тревожность повышена, его что-то волнует и угнетает. Привычка грызть пальцы временно успокаивает ребенка, снимает нервное напряжение, доставляет удовольствие.
Кроме того, погрызенные пальцы — попытка обратить внимание взрослых к себе и своим переживаниям. Поэтому мазать пальцы горькими жидкостями, угрожать наказаниями, читать нотации зачастую означает попросту мучить своего ребенка.
Нужно устранять причину, а не бороться со следствием.
Помните: здоровые и счастливые дети не будут наносить вред своему здоровью. Детям не свойственно грызть пальцы, потому что им скучно и нечем заняться. Скорее всего, истинные причины — неблагоприятный семейный фон (к примеру, отсутствие внимания отца, многоработающая мама), психотравмы (например, утрата близких людей).
Основные родительские ошибки:
1. Ни в коем случае не давите на ребенка. Не отчитывайте его за грызение пальцев. Во-первых, потому что привычка грызть пальцы — это почти то же самое, что постукивание пальцами по столу, подергивание ногой, или приглаживание волос на голове — все эти действия нами не осознаются, руки и ноги их делают как бы сами по себе. Неосознаваемые действия плохо поддаются контролю. Поэтому в случае с грызением пальцев все поощрения и наказания не имеют силу. Ругая, наказывая ребенка — вы будете создавать еще большее напряжение, тем самым усугублять ситуацию.
2. Работает известный принцип: что мы своим внимание поощряем, то и получаем взамен. Соответственно, если мы обращаем внимание в силу объективных причин (работа, домашние хлопоты, другой ребенок и т.д.) на малыша только тогда, когда он демонстрирует свою вредную привычку – мы закрепляем в детском сознании правильность его действий. «Погрызу пальцы – мама на меня внимание обратит.» Для ребенка, поверьте, нет ничего лучше, чем родительское внимание, в каком бы ключе оно не проявлялось.
Что делать?
Вы наверняка сами наблюдали, как взрослые люди грызут пальцы или ногти, вспоминая детскую привычку при сильном волнении, страхе, стрессе, тревоге. Поэтому важно первоначально выяснить, что конкретно привело ребенка к нервному напряжению. Попытайтесь понаблюдать и понять: в каких случаях он начинает грызть пальцы?
Во время поиска причин постарайтесь обеспечить ребенку щадящий режим – проявите побольше внимания и ласки, погуляйте на свежем воздухе, полноценно отдыхайте.
Кроме этого, применяйте индивидуальный подход при избавлении от негативной привычки. Так, если ваш малыш грызет пальцы, к примеру, только при просмотре телевизора, следует предположить, что именно телевизор является причиной нервного возбуждения. В таком случае стоит ограничить время просмотра телевизора и предложить вместо этого интересные игры или следить за тем, чтобы ребенок смотрел более спокойные телепередачи.
Конечно, давать какие-то конкретные советы в этой ситуации сложно. Могу лишь подсказать, что очень положительно на ребенка, грызущего пальцы, влияет совместное рисование красками, гуашью, а также лепка из пластилина (а лучше — из глины), так как творчество помогает снять тревогу. Хорошо бы начать ходить в бассейн или спортивную секцию — такие занятия снимают напряжение и агрессию.
Действенным методом избавления от привычки грызть пальцы (для малышей) является, к примеру, обучение ребенка приемам снятия нервного напряжения — крепко сжимать и разжимать кулаки, глубоко вдыхать и стараться услышать свое дыхание, держать в руках любимую игрушку и прочее.
Хорошо бы ненавязчиво отвлекать ребенка, едва завидев, как он подносит свои руки ко рту, чем-то другим. Например, предложить поиграть в увлекательную игру.
Для того, чтобы полностью решить данную проблему, необходимо, в первую очередь, найти и убрать психотравмирующую ситуацию. Только тогда у ребенка пройдет тревожащая симптоматика.
Для этого, прежде всего, любите, уважайте, обнимайте своих детей. И пусть в вашей семье царит мир и гармония — это самый надежный способ, защищающий ребенка от вредных привычек.
Ждём вас в нашем центре.
Психолог.
Источник
Предыдущая тема :: Следующая тема | |||||||
Автор | Сообщение | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Вежка Студент На сайте с 23.05.07 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
Павел Лачев уверенный папа На сайте с 20.07.07 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
Вежка Студент На сайте с 23.05.07 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
Павел Лачев уверенный папа На сайте с 20.07.07 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
Вежка Студент На сайте с 23.05.07 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
Павел Лачев уверенный папа На сайте с 20.07.07 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
|
| Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах |
Источник
Методтим отвечает на ваши вопросы по психосоматическим заболеваниям и зависимостям.
В настоящее время бытует утверждение, что все подобные состояния, при которых ребенок ведет себя неестественно и создает определенные действия в виде кусания ногтей, сдирания пальцами заусениц и обкусывания подушечек пальцев, характерны для детей с неустойчивой центральной нервной системой .
С этими детьми проводятся различные беседы, с ними работают психологи и их учат постепенно отвыкнуть от этой привычки. Но, конечно же, эти действия не приводят к необходимому результату.
Объясняется же это следующим образом.
Возможно, ребенок обжегся, укололся или повредил палец или руку, что явилось причиной его шокового состояния. В этом случае может возникнуть и закрепиться своеобразное ответное рефлекторное действие. Кусание ногтей, сдирание заусениц и обкусывание подушечек пальцев — это есть рефлекторный ответ на когда — то полученную травму при неожиданном стечении обстоятельств.
Если же рассматривать механизм этого действия, то это выглядит следующим образом.
Когда ребенок пытается сосредоточиться или напрягается — у него возбуждается центральная нервная система и возникает ответный рефлекс, который призван обеспечить максимально возможное противодействие обстоятельству, вызвавшему когда- то полученную вынужденную травму.
Причем, как правило, это происходит тогда, когда ребенок задумывается над каким — либо вопросом или пытается проанализировать какое – то событие, и погружается настолько, что теряет контроль над собой. В этот момент возникает рефлекторное стремление задействовать эффект, заключающийся в периодическом ломании и откусывании ногтей, попытке содрать заусеницы, кусать подушечки пальцев, а так же использовать любые предметы, одежду и части тела.
Это говорит о том, что в процессе жизнедеятельности ребенка произошла травма, которая закрепила рефлекс, сконцентрированный на месте этой травмы.
Если понаблюдать за детьми, то можно увидеть, что некоторые из них начинают чесать за ухом, другие теребят одежду и части тела, третьи могут почесывать какие- либо места, четвертые хватаются за различные части тела.
Эта особенность возникает тогда, когда однажды, при каких-то обстоятельствах, ребенок вынужденно получил, пусть даже небольшую, но травму.
Возраст от 2 до 6 лет очень ответственный и ребенок может быть подвержен различным психосоматическим заболеваниям и нарушениям, а так же образованию устойчивых закрепляющихся эффектов. В этом случае, когда ребенок начинает усиленно о чем — то думать, возбуждается , расстраивается или испытывает негативные состояния — он вынужденно создает подобные рефлекторный действия.
Эта защитная функция будет работать до тех пор, пока ребенок не сможет окончательно избавиться от этого устоявшегося рефлекса. Для этого либо нужно создавать определенное воздействие, либо просто подождать какое — то время. Эти проявления могут исчезнуть вследствие жизненных катаклизмов и различных стрессовых ситуаций, которые так же, как и воздействие, способны разрушить взаимосвязь между переживаниями ребенка, нервным перенапряжением и этими устоявшимися рефлекторными действиями.
Если же этого не происходит долгое время, то тогда нужно создать определенное воздействие, которое сможет разорвать взаимосвязь состояния нервного перенапряжения с тем действием, которое, закрепившись однажды, долгое время воспроизводится несмотря ни на что.
Это не является заболеванием. Это есть определенный тип поведенческих реакций, которые возникают при различных негативных обстоятельствах и, закрепившись в раннем детском возрасте, воспроизводятся постоянно очень долгое время.
Читайте подробнее на сайте проекта Методтим metodtim.ru
Источник
09.08.2018 · Автор: Психолог по психосоматике · Комментарии: 0 ·
Вы такие не одни. Примерно треть детей в возрасте от 3 до 10 лет имеют привычку грызть ногти и кожу на пальцах. Естественно, такое поведение развивается на нервной почве и имеет психологические причины. В этой статье мы расскажем, что делать и как отучить ребенка грызть ногти на руках. Приведем конкретную психологическую методику.
Ругать ребенка бесполезно, поскольку здесь срабатывает бессознательная реакция, привычка. Даже если он и услышит, поделать с собой все-равно ничего не сможет. Смотреть нужно на психосоматический фактор.
При этом у некоторых это состояние доходит до крайности. Обгрызают ногти до мяска. Смотреть на это становится невыносимо. Сами дети испытывают боль.
В основе этого, как правило, лежит такое эмоциональное состояние, как тревожность.
Причины, почему ребенок грызет ногти и пальцы на руках
Событие, запускающее тревожность, найти не всегда просто.
- Часто это накаленная атмосфера в семье между родителями. Что заставляет чувствовать себя не в безопасности.
- Это может быть и поступление в школу, где нужно адаптироваться к совершенно новым условиям. Здесь к постоянной тревожности приводят ответы у доски, страх плохих оценок и возможного наказания от старших.
- Способствуют и сами родители. Если вы возлагаете на маленького большую ответственность, наказываете его за малейший проступок, требуете от него «идеального поведения», сравниваете с другими — может появиться обгрызание.
Потому что эмоциональный фон становится нестабильным. Человек находится в ожидании чего-то неприятного. Чтобы как-то справиться со своим состоянием, он находит разрядку в обкусывании.
Но, так как причина не решается, делать это приходится постоянно.
Многие взрослые, когда понимают, какое влияние имеет их поведение на близких, пересматривают его и меняются.
Наглядный и понятный пример, который плюс-минус повторяется в большинстве семей
Мать требует от дочки, чтобы та стала чемпионкой по гимнастике, держит ее в строгости. Появляется обгрызание. Только здесь мама начинает снижать свою требовательность. Потому что начинает ценить психологическое состояние. Хотя раньше ей казалось, что дочь все стерпит. Любой прессинг. И выполнит любую работу наравне со взрослым. Но это не так. И задача родителей — чутко осознавать процессы, происходящие во внутреннем мире маленького человека.
Почему так происходит?
Потому что нас в свое время не учили чувствовать. «Должны, и все тут!» «Кашу есть должны». Заниматься, терпеть, а иначе, «что из тебя вырастет». «Делай, как говорю». Мама привыкла, что ее воспитывали подобным образом и воспроизводит его. И свое поведение меняет только после появления психосоматики.
При этом маленький испытывает страх и тревожность. И уже проявляется его нелюбовь к себе, непринятие.
При тревожности человека не отпускает ощущение, что он делает что-то не лучшим образом, и что за этим может последовать наказание.
Школа, кружки и общение со сверстниками — каждое новое начинание может быть для него непростым. Задача — поддержать и помочь адаптироваться. Вместо этого обычно возникают упреки и сравнения.
Как избавиться от психосоматики грызть ногти
Проще всего, обратиться к психологу. Специалист работает несколькими способами, один из которых — расстановки. С помощью расстановок вы сможете пронаблюдать, что происходит с внутренним состоянием своих родных.
Одна из разновидностей расстановок — с помощью фигурок. Психолог помогает истолковать ситуацию, подсказывает, какими вопросами нужно задаваться и помогает найти пути решения.
В любом случае, болезни маленьких — это работа родителей.
Основных правила будет 2.
Правило 1.
Не стоит ругать. Так вы добавите еще больше тревожности в состояние. Ему и так некомфортно. Даже если он и отучится грызть ногти под воздействием запретов и давления, то тревожность в нем останется. А она является причиной многих других психосоматических заболеваний (например, прочитайте про психосоматику бронхита). Получается, что от одного состояния избавим, но подвергнем новым.
Правило 2.
Так как человек испытывает невроз, навязчивое желание грызть — это бессознательная реакция психики. Один из способов прорабатывать такие реакции — выносить их на уровень сознания. Как это делать?
Выделить некоторое время, в течение которого можно грызть ногти. То есть, разрешаем и специально напоминаем об этом. И не ругаем. Например, с 20:00 по 20:15 — это время, в течение которого можно приниматься за привычное. Вы при этом наблюдаете и контролируете. Если делать это планомерно, то привычка уходит за 10-14 дней. Она вытесняется из бессознательного.
Работает здесь следующее: во-первых, есть «официальное» разрешение, во-вторых, родители сами напоминают и смотрят. Когда все это делается под контролем сознания, то превращается в некоторый труд, который уже не хочется делать.
Сколько времени требуется на решение вопроса «Как отучить ребенка грызть ногти на руках»
Ребенок уже привык вести себя определенным образом. Привычка — есть бессознательное воспроизведение закрепившегося опыта. Нужно заменить ее новой привычкой.
На это требуется время. При работе с опытным психологом, это могут быть 1-4 консультации. И, конечно, домашняя работа.
В случае с самостоятельным выполнением рекомендаций, на это может уйти 10-14 дней. При этом положительную тенденцию (если делать все дисциплинированно) можно увидеть в первые же дни.
Человеку просто не захочется делать новую, возложенную на него обязанность.
А дальше родителям будет нужно корректировать уже свое поведение.
Вывод прост.
Все дети тянутся к любви. Им необходимо чувствовать себя в безопасности. После какого-то неприятного события они пытаются найти поддержку в своей семье. Но мы предпочитаем только усугублять положение упреками и нравоучениями.
Поэтому родителям нужно постоянно работать не только над воспитанием маленького, но и над воспитанием себя самого в качестве родителя. Чтобы «эмоционально не пережимать», уметь поддерживать и показывать, что где-то нужно поступать другим образом. Вот как отучить ребенка грызть ногти на руках.
Будьте здоровы! А о работе со мной вы можете прочитать здесь.
Источник