Ребенок 1 год ест левой рукой

Уже на первом году жизни внимательная мама может заметить: малыш почему-то предпочитает хватать погремушку и придерживать бутылочку левой рукой.
Раньше было принято одергивать такого ребенка, направлять его в «правильное» русло, подсовывая ему ложку или карандаш в правую. Сейчас все чаще звучит обратное мнение: левшу переучивать не нужно. Да, современный мир адаптирован под правшей.
Но ваша задача – не исправить малыша, а помочь ему научиться жить в этом «праворуком» мире.
В конце концов, такая особенность объединяет вашего кроху, например, с Альбертом Эншетйном, Пабло Пикассо и Полом Маккартни.
Почему малыш выбирает левую руку?
Когда ученые анализируют причины этой особенности, они называют три фактора:
- генетика (хотя, скажем по секрету, ген леворукости пока еще не найден). Дети с «зеркальными» особенностями в 10-12 раз чаще встречаются тогда, когда в семье есть хотя бы один леворукий родитель.
- воспитание или травмы. Возможно, кто-то в ближайшем окружении ребёнка был левшой, и тот начал подражать ему. А ещё малыш может начать действовать левой рукой оттого, что у него есть какие-либо проблемы с правой.
- особенности перинатального развития. Из-за травм или болезней до рождения в процессе появления на свет или в раннем младенчестве у малыша может возникнуть «компенсаторное» левшество. Если левая часть головного мозга подверглась неблагоприятным воздействиям, то правая попытается заместить ее функции и возьмет доминирование левой руки на себя.
Конечно, если у крохи есть дискомфорт, связанный с правой рукой (например, пороки развития пальчиков), то он невольно переучится делать все левой. Но это не есть настоящая леворукость. Выбор ведущей руки определяет полушарие мозга, противоположное этой руке. Поэтому бесполезно воздействовать на руки ребенка в попытке переучить его. Это особенное устройство мозга, индивидуальная врожденная особенность малыша.
Вообще же, если вы обнаружили, что ваш ребенок – левша, не нужно искать особенных причин. По данным разных статистических подсчетов, от 10 до 15% населения земного шара предпочитают левую руку.
И это никакой не недостаток. Это естественное положение вещей. Нужно воспринимать это именно так и создавать дома такую атмосферу, чтобы ребёнок тоже не чувствовал себя «неправильным» и «не таким как все».
Леворукость и левшество: разбираемся в понятиях
Итак, ваш ребенок левша. Или он леворукий?
Чем отличаются эти два понятия? Давайте разберемся.
- Леворукость – это более узкое понятие. Оно подразумевает только ведущую руку. Его целесообразно применять, если вы говорите о том, как вашему малышу удобнее держать ручку, кисть, ложку; как он открывает дверь, как пользуется клавиатурой, как вырезает аппликации ножницами. Но если мозг малыша устроен «зеркально», то это будет влиять не только на доминирующую руку. Правое полушарие в первую очередь обрабатывает информацию с левой стороны тела. Поэтому малыш будет прислушиваться другим ухом, подносить калейдоскоп к другому глазу, шагать с другой ноги. Чтобы обозначить это, используется другой термин.
- Левшество – более широкий термин. Он включает в себя леворукость. А, кроме того, определяет ведущее ухо, ведущую ногу, ведущий глаз, и так далее. Леворукость более важна в школе (для обучения письму и рисованию), а левшество более актуально, когда речь идет о спортивных секциях, танцевальных и музыкальных кружках.
Есть еще такое понятие, как «псевдолеворукость». Иногда у малыша не формируется одно доминирующее полушарие, которое управляет противоположной рукой. Тогда ребенок с одинаковым успехом работает и правой, и левой руками.
Как родителям понять, что малыш – левша?
Первые подозрения могут зародиться у родителей еще до того момента, как крохе исполнится полгода. Но не стоит бить тревогу, утверждая, что ваш шестимесячный ребенок левша. В таком возрасте некоторые дети способны с одинаковым успехом пользоваться и правой, и левой рукой. К двум годам жизни уже можно делать примерные выводу. Окончательная леворукость или праворукость формируется в возрасте 6 лет.
Итак, у вас возникли подозрения, что малыш выбирает «зеркальную» руку в качестве доминирующей.
На что нужно обратить внимание, чтобы развеять или подтвердить свои догадки?
Можно провести для малыша серию небольших тестов: взять со стола яблоко, расчесать волосы расческой, раскрутить юлу.
Когда ребенок левша хлопает в ладоши, он обычно ударяет левой рукой по правой, при этом ведущая оказывается сверху.
Чтобы определить не только доминирующую руку, но и доминирующую сторону тела, можно предложить ему прислушаться к лаю собаки через дверь (какое ухо он приложит к ней?) или посмотреть через подзорную трубу (к какому глазу он ее поднесет?). Если хотя бы в 7 из 10 случаев он выбирает левую сторону тела доминирующей, то можно предположить, что ребенок левша.
Не нужно подталкивать вашего ребенка к выполнению всех манипуляций только правой рукой. Не вкладывайте ложку в его правую руку, положите посредине. Не перекладывайте в правую руку карандаш или фломастер в руке малыша, когда он сосредоточен на рисовании.
Пусть он сам выбирает.
Помните, что процесс формирования доминирующего полушария мозга заканчивается к 4-6 годам. Не нужно делать никаких выводов раньше этого срока.
Кроме этих простейших тестов можно обратить внимание и на косвенные признаки. Так, у «зеркальных» малышей есть такие отличия:
- кроха путает понятия «выше-ниже»,
- он может быть чрезмерно активен, расторможен (не может вовремя остановиться), быстро отвлекается,
- малыш рисует в одном углу листа (при этом рисунки напирают один на другой, а большая часть бумаги остается пустой).
Утвердившись в своих подозрениях, не паникуйте. Да, воспитывать левшу сложнее. Но не оттого, что такой ребенок — неправильный, отстающий, менее способный.
Сложности связаны с тем, что мир ориентирован на праворуких. Ваша задача – помочь ему научиться комфортно существовать в этом мире.
Психологические особенности левшей
Общественное мнение утверждает, что ребенок левша более способен к творческим занятиям, но менее одарен в освоении обычного учебного процесса. Это так, но только отчасти.
Особенности связаны с различиями функционирования полушарий мозга. Обычно у людей доминирует левое полушарие. Оно отвечает за логику, математические способности, последовательную обработку информации. У праворукого человека хромает воображение и фантазия. Решая задачу, он перебирает огромное число заготовленных шаблонов. Левша же может сочинить идею с пустого листа благодаря воображению.
Чем же отличается ребенок левша?
- Левши способны отлично ориентироваться в пространстве. У них замечательное пространственное воображение. Из школьных предметов такие дети обычно сильны в геометрии и черчении; из внеклассных занятиях им хорошо даются танцы и другие кружки, которые требуют хорошей координации и «чувства тела».
- Арифметический счет обычно вызывает у таких детей затруднения. Эта операция требует логики и последовательного мышления, а это прерогатива левого полушария.
- Умственная операция синтеза дается им легко, а вот анализ – хуже. То есть ребенок левша хорошо обобщает. А вот вычленить детали из целой картины ему трудно. С этим связаны проблемы в освоении чтения: малыш воспринимает страницу текста как цельное изображение, и сосредоточиться на отдельной букве ему трудно.
- Левши более эмоциональны и ранимы. Они обидчивы, легко расстраиваются из-за неудач.
- Богатое воображение и неуемная фантазия способны компенсировать недостаток логики. Пока мозг обычного ребенка легко решает задачу, поставленную таким же «праворуким» учителем, бурное воображение левши способно молниеносно решить десятки творческих задач, чтобы прийти к тому же ответу.
Помогаем маленькому левше: что можно и чего нельзя делать маме?
Самое главное, что должны усвоить родители левши – переучивать такого малыша нельзя. Мы можем насильно переложить ручку из левой руки в правую, но переделать мозг малыша нам не под силу. Если родитель будет давить на ребёнка, то это может впоследствии повлиять на его самооценку.
- Гармонично развитый левша способен стать полноценным и счастливым членом общества, а вот «переученный» будет подвержен речевым задержкам, неврозам, даже энурезу и нервным тикам.
- Не нужно постоянно напоминать малышу о том факте, что он чем-то отличается отсверстников. Ведь тогда он рано или поздно он начнет винить свою особенность во всех неудачах, и это может стать причиной его комплексов.
- Стоит помнить, что леворукость накладывает отпечаток не только на процесс обучения, но и на эмоциональную сферу. На левшу нельзя кричать, ругать его и критиковать.
У некоторых детей есть так называемый «феномен зеркального восприятия».
Они могут писать слова задом наперед – например «алокш» вместо «школа». Это нормальное явление, которое должно пройти к десяти годам. Если оно сохраняется и после этого возраста, стоит обратиться к врачу.
Нужно обязательно предупредить воспитателей или учителей о том факте, что ваш ребенок левша. Во время занятий малышу удобнее сидеть с левой стороны от соседа по парте. Тогда одноклассники не будут толкаться локтями при выполнении письменных упражнений.
Кстати, учитель не имеет права требовать от левши такого же каллиграфического совершенства, как от всех остальных. Это прописано в методических рекомендациях Минздрава. В этом же документе оговорено, что учитель не имеет права переучивать «зеркального» ребенка. Нельзя требовать от левши наклонного письма и навыка писать буквы, не отрывая ручки.
Итак, если вы подметили, что ваш малыш предпочитает левую руку, не спешите впадать в панику. Да, воспитание такого ребенка – дело более сложное. Но у левши есть гораздо больше задатков к творческим профессиям. Возможно, именно вы воспитаете гения!
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник
Если ребенок левша. Советы родителям, чьи дети стараются все делать левой рукойЧасто родители маленьких детей, которые стараются брать ложку левой рукой, проявляют беспокойство и пытаются их переучить. И таких родителей можно понять, ведь всем известно, как чувствует себя левша, вынужденный всю жизнь ощущать на себе ненужное внимание окружающих людей. На самом деле то, что до 5-летнего возраста ребенок берет иногда ложку или ручку левой рукой ничего не значит. До этого возраста дети успешно используют обе руки для выполнения нужных им действий. А если ребенок старше 5 лет отдает предпочтение все выполнять левой рукой, то можно с помощью простого теста определить, не является ли он левшой. Для этого надо свернуть лист бумаги в трубочку и попросить ребенка через трубочку посмотреть, если он приложит трубочку к левому глазу, то этот глаз у него является ведущим. Не обязательно говорить ребенку для чего вы это делаете, пусть он воспринимает тест, как игру. Как известно из анатомии, мозг человека состоит из правого и левого полушария. Правое полушарие отвечает за творческие навыки и образное мышление, а левое полушарие — за абстрактное мышление и речь. Если у ребенка доминирует левое полушарие, то он будет правшей, если правое, то левшой. Поэтому левши более эмоциональны и доверчивы, чем правши. Левши хоть и легко раздражается, склонны к вспышкам гнева, но они считаются более целеустремленными и настойчивыми людьми. Также у левшей наблюдаются склонности к живописи и музыке, но у них могут быть проблемы с речью. Родители должны с пониманием относиться к ребенку, если он оказался левшой. Ведь в жизни им приходится труднее, чем другим детям, так как предметы нашего ежедневного обихода предназначены для использования правой рукой. Кроме того, в раннем возрасте ребенку очень трудно научиться писать и рисовать левой рукой, поэтому они могут отставать в первом классе от сверстников. Специалисты не советуют заставлять ребенка левшу пользоваться правой рукой, вместо левой. Насильственное переучивание ребенка может привести к тому, что он станет раздражительным и нервным. Такие дети плохо учатся в школе и не проявляют инициативы в жизни. Родители должны понять, что ребенок-левша не значит, что у него патология, просто у малыша интересная особенность. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявляться через несколько лет. Советы родителям, чьи дети выполняют все левой рукой: 2. Учитывайте повышенную эмоциональность и возбудимость у ребенка, не предъявляйте к нему завышенных требований и не сравнивайте его с другими детьми. Родителям необходимо больше хвалить ребенка за успехи, поощрять их, но не стремиться вырастить из него отличника. Надо принять, как естественное явление, небольшое отставание в школе, так как у левшей снижена способность зрительно-двигательной координации. Такие дети плохо справляются с задачами на срисовывания изображения, не могут удерживать строчку при письме и чтении, как правило, они имеют плохой почерк. Желательно не обучать самостоятельно ребенка чтению и письму до школы, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша. 3. Необходимо дома ребенку создать условия, чтобы ему было удобно играть и готовить уроки. Свет от окна должен падать с правой стороны, все предметы находится в положении зеркального отражения стола правши. 4. Отношение родителей к леворукому ребенку должно быть очень тактичным, помогающим ему не потерять себя и стать уверенным человеком. Ребенок-левша чрезвычайно нуждается в сочувствии, ведь он испытывает присущие левшам затруднения. Родители не должны акцентировать внимание ребенка на его леворукости и создать условия проявлению его индивидуальности. Задача родителей дать ребенку уверенность в том, что в мире нет ничего непоправимого и те трудности, которые он испытывает, временные и с вашей помощью он с ними справится. — Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений» Автор: Искандер Милевски Оглавление темы «Проблемы современного человека»: |
Источник
Очень часто маленькие дети совершенно свободно владеют двумя руками. Например, левой рукой ребёнок может рисовать, а вот ложку предпочитает держать в правой. С научной точки зрения это объясняется тем, что головной мозг ещё не определился, какая рука является основной – левая или правая.
Леворукая девочка за уроками. Картинка из интернета
Однако может случиться так, что ребёнок будет одинаково хорошо владеть двумя руками. Таких людей называют амбидекстерами.
Их ключевая особенность заключается в том, что у них отсутствует доминация какого-то одного полушария мозга. Считается, что в процентном соотношении амбидекстеров не более 1%. Способность одинаково ловко управляться двумя руками таким людям особо не даёт каких-либо преимуществ по жизни, просто это их уникальная особенность.
В то же время родители, которые заметили, что их ребёнок попеременно пользуется то одной рукой, то другой, должны начать пристально за ним наблюдать, ведь такое поведение является одним из признаков дислексии. Вполне возможно, что у ребёнка одинаково активны оба полушария головного мозга, в результате чего происходит путаница рук, а затем и букв на письме и в чтении.
Кто такие «Тактики и Стратеги»
Для обозначения генотипа людей-дислексиков, у которых постоянно и в равной степени активны оба полушария головного мозга, используется термин «Тактик+Стратег».
Данное название генотипу было предложено учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе по результатам её же авторских многочисленных исследований, которые проводились на основе изучения биометрических данных человека.
Для справки:
Именно на основании биометрии строится уникальная программа коррекции дислексии Татьяны Гогуадзе, которая позволяет преодолеть детям-дислексикам основные трудности с чтением и письмом всего за 14 дней.
Биометрия в коррекционных программах Татьяны Гогуадзе применяется с 2012 года. За этот период проведено более 800 биометрических исследований пальцев рук.
Преимуществами же «Тактиков+Стратегов» перед другими генотипами являются:
- Более высокий интеллектуальный потенциал в сравнении с другими людьми.
- Способность быстро принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях.
- Возможность видеть мир одновременно с логической и чувственной стороны, благодаря чему они могут добиться успеха как в естественных, так и гуманитарных науках.
- Способность легче справляться с многозадачными делами.
Однако на практике обаполушарные дети по генотипу «Тактик+ Стратег» довольно часто сталкиваются с серьёзными трудностями в учёбе и психоэмоциональными проблемами.
Трудности в обучении связаны с тем, что активное воображение не позволяет по максимуму использовать возможности логического запоминания, которое является главным условием успешного обучения и освоения нового материала.
Кроме того, рассогласованность в работе полушарий головного мозга приводит к следующим проблемам:
- Трудностям с концентрацией внимания и сосредоточенностью на выполнении одного действия.
- Неуравновешенности в поведении. Дислексики легко выходят из себя даже по пустякам, так как они не могут контролировать свои эмоции.
- Гиперактивному поведению и развитию синдрома недостатка внимания.
- Повышенной плаксивости, что особенно часто наблюдается у мальчиков-дислексиков.
- Выраженным проблемам с почерком и пониманием информации.
Что делать родителям, если ребёнок пользуется обеими руками?
Многие родители ошибочно радуются тому, что их ребёнок может одинаково эффективно пользоваться обеими руками. Они предполагают, что эта особенность делает их ребёнка уникальным и стараются поощрять развитие обоерукости.
Однако если нет доминации одного из полушарий головного мозга, то поощрение обоерукости приводит к неизбежному отставанию в интеллектуальном и психоэмоциональном развитии.
Дело в том, что сохранение обоерукости ведёт к ещё большей рассогласованности в работе головного мозга, в результате чего тормозится процесс латерализации (определения доминантного полушария мозга). Как итог – отставание в психологическом развитии, появление неврозов и других психоэмоциональных проблем.
Надо ли
обеспечивать доминацию одной руки?
Однозначно да. Уже к шести годам у ребёнка без отклонений в развитии определяется ведущая рука. Если этого не происходит, то это явный признак отставания в развитии и крайне неблагоприятный прогноз на обучаемость по общей программе.
При этом ведущей должна быть именно правая рука, которая будет активизировать работу левого полушария, что очень важно для успешного обучения в школе. Ведь именно левое полушание отвечает за чтение, письмо, логику и дисциплину.
В этом и состоит суть коррекции дислексии по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которая учит своих учеников переключаться с правого на левое полушарие для активной работы с информацией.
Дети на занятии в Студии Татьяны Гогуадзе.
Этот процесс для «Тактиков+Стратегов» проходит достаточно комфортно, так как у них от природы уже активны оба полушария мозга, главное – правильно их стимулировать для учебного процесса. Однако это не означает, что чувственная (правополушарная) сфера оттесняется на второй план. Наоборот, она ещё лучше начинает работать, так как подтягивается вслед за доминантным левым полушарием.
Отличные результаты даёт практика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе переучивания с левой руки на правую.
О том, с какими трудностями в школе сталкиваются ученики-левши и что даёт смена рук, подробно расписано в отдельной статье.
Уважаемые родители, то, что ребёнок есть правой рукой, а рисует левой, — явный признак рассогласованности в работе головного мозга.
И чем раньше вы решите эту проблему, тем меньше трудностей ваш ребёнок будет испытывать с учёбой в школе.
А о том, надо ли точно переучивать ребёнка с левой на правую руку, помогает узнать БиоТест, который можно пройти только в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе.
Источник