Ребенок 1 год 9 месяцев говорит слогами

Случается, что в 2 или 3 года активный, смышленый ребенок говорит только первые слоги слов или заменяет их звукоподражанием: би (машина), мя (мяч), пе (пластилин). И получается у взрослых при общении с малышом игра «Пойми меня, если сможешь».
Поскольку первые звуки слов схожи, и могут означать одновременно несколько предметов. К примеру, пе – или печенье, или пенал, или песня. Такой ребенок может даже построить целое предложение, но в своей манере. А недостающие части слов заменить жестами или мимикой. Что это физиология или патология, и что делать родителям, рассмотрим далее.
Физиологические причины
Нормой считается, если ребенок в два года строит фразы из 2 слов. Однако некоторым на это требуется еще годик. Усечение слов в таком возрасте не является патологией. Практически все малыши проходят эту стадию речевого развития. Некоторые произносят первые, другие – последние слоги. Это обусловлено постепенным становлением отделов головного мозга, обеспечивающих артикуляцию.
В детском возрасте еще не сформированы нейронные связи между клетками и структурами мозга, вследствие чего возможны физиологические нарушения речевого аппарата.
Это разновидность нормы, а продолжительность данного этапа зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.
Когда родители занимаются или играют с малышом, не нужно проговаривать слова побуквенно или выделять слоги. В противном случае процесс развития речи замедляется, ребенок продолжает разговаривать слогами, а не словами. Нужно говорить с ним так же, как и со взрослым.
Если проблема сохраняется после достижения 3 лет, следует пройти обследование у логопеда, чтобы исключить патологическую причину нарушения.
Нарушения речи
Неправильная артикуляция может считаться нормой у детей до 2-3 лет. Если речевые дефекты носят стойкий характер, требуется логопедическое вмешательство. При ярко выраженных нарушениях произношения следует исключить наличие тяжелого расстройства речи.
Родителям не следует самостоятельно ставить диагноз, но важно знать о самых распространенных нарушениях произношения, чтобы вовремя обратиться за помощью к дефектологу и быстро справиться с расстройством. Если дефект приобретает стойкий характер, устранить его будет сложнее. В логопедии принято классифицировать речевые нарушения на 4 вида:
- неправильная артикуляция;
- патологии ритмики и темпа произношения;
- дефекты, обусловленные проблемами со слухом;
- ОНР (общее недоразвитие речи) или утрата имевшихся навыков.
Неправильная артикуляция
В эту группу входит дислалия, или косноязычие, и дизартрия. Дислалия проявляется в том, что малыш произносит не все слоги слова или заменяет их другими. Ее подразделяют на механическую и функциональную. В первом случае проблемы с артикуляцией возникают из-за неправильного развития рта или носоглотки. Такое нарушение коморбидно – оно сопровождается гнусавостью, замедлением или ускорением темпа произношения. Функциональное нарушение связано с ослаблением нервных импульсов, передаваемых мозговыми структурами.
Для детей 2-3 года жизни произношение первых или последних слогов слова считается условной нормой. В логопедии даже существует понятие «физиологической дислалии». Если проблема сохраняется дольше, необходима консультация логопеда.
Дизартрия или нечленораздельная речь также может сопровождаться произношением отдельных частей слова. Такая патология развивается на фоне травмы или воспалительного процесса в структурах головного мозга, при нарушении системного кровотока. При этом нарушается координация движений, затрудняется глотание, возможно непроизвольное слюноотделение. Ограничивается объем движений артикуляционного аппарата. Голос становится тихим или полностью исчезает. Ребенок произносит слова медленно, делая неравномерные промежутки.
Патологии темпа и ритмики речи
Иногда малыш «проглатывает» части слова из-за ускоренного темпа речи. При слишком медленном произношении, он, наоборот, растягивает слова на слоги, иногда пропуская некоторые из них. Могут увеличиваться паузы между слогами или словами. Справиться с дефектом помогут логопедическая зарядка и упражнения на ритмику.
Ускорение темпа обусловлено перевозбуждением и повышенной тревожностью. Поэтому терапия направлена на снижение возбудимости – физиопроцедуры, гомеопатические седативные средства.
Дети склонны к подражанию. Поэтому, если в семье есть родственники с подобным дефектом, ему также следует бороться с нарушением. В противном случае будут наблюдаться постоянные рецидивы.
Также к этой группе речевых расстройств относится заикание, когда ребенок не может сказать слово целиком, постоянно повторяя отдельные слоги. Выделяют две формы – реактивное и заикание развития. Последнее встречается, когда родители учат труднопроизносимым словам малыша, у которого еще не сформировался артикуляционный аппарат. Реактивная форма является реакцией на стресс – испуг, длительная болезнь, конфликты между родителями. Такое расстройство сопровождается невротической симптоматикой – снижением или отсутствием аппетита, нарушением сна, ночными кошмарами, энурезом.
Дефекты, обусловленные проблемами со слухом
Даже незначительное снижение остроты слуха негативно сказывается на артикуляции. Если у маленького ребенка тугоухость, развитие речи невозможно. Родившиеся глухими и утратившие слух до 3 лет детки без обучения по специальной методике останутся немыми. При этом речевой аппарат не поврежден, а интеллект – в пределах нормы.
Снижение или отсутствие слуха не связано с умственными способностями. Многие дети могут обучаться в обычных школах. Но для этого требуется как можно раньше обратиться к логопеду и начать коррекцию.
Недоразвитие речи или ее утрата
Алалия – тяжелое недоразвитие речи обусловлено задержкой формирования структур левого полушария вследствие внутриутробных аномалий развития, травм при родах, перенесенной вирусной или бактериальной инфекции.
Афазия – утрата имеющихся навыков произношения происходит из-за локальных повреждений коры головного мозга у детей, уже умевших говорить.
Алалию классифицируют на моторную, при которой нарушено только произношение, и сенсорную, когда ребенок не понимает слова посторонних людей. Чаще всего диагностируют смешанную форму с преобладанием черт моторного или сенсорного нарушения.
При алалии артикуляция развивается с задержкой, дети не могут запомнить и воспроизвести правильную последовательность слогов, поэтому часто произносят только первую часть слова или многократно повторяют один слог.
При алалии нарушается координация движений и мелкая моторика. Дети неуклюжи и медлительны. Многим сложно даются умения самообслуживания (одеться, завязать шнурки, расчесаться).
В связи с тем, что поражена речевая часть мозга при работе с такими малышами логопед задействует другие зоны – слуховые, зрительные или осязательные. Алалия чаще всего возникает на фоне неврологического заболевания, которое также нельзя оставлять без внимания. Коррекционная работа направлена на развитие ритмики и мелкой моторики, поскольку движения пальцев и связная речь тесно взаимосвязаны.
Афазия характеризуется отсутствием умения понимать речь других и навыков артикуляции. Причиной нарушения в большинстве случаев становится ишемический инсульт или кровоизлияние, спровоцированное травмой головы. После устранения первопричины речевое расстройство удается устранить в большинстве случаев.
Восстановить речевые навыки у малышей удается не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых.
Но не стоит полагаться исключительно на способность детского мозга к регенерации. Требуется логопедическая и коррекционная работа, а также устранение первопричины расстройства.
Развитие устной речи у детей, как и их психологическое здоровье, зависит от заботы и любви родителей. Дефектологи считают, что в 80% случаев причиной заикания становятся неврологические проблемы, поэтому для успешной коррекции требуется снизить возбудимость и тревожность. Еще больший процент расстройств произношения удается предотвратить благодаря вниманию взрослых членов семьи.
Источник
Одной из причин почему ребенок сокращает слово может быть вопрос в переключении артикуляционной позы (при нормальном тонусе мышц)!
И в большинстве случаев это является одной из причин задержки речи!
ПОПРОБУЙТЕ НА СЕБЕ
Произнесите четко слово «пока» или «кубики».
Заметили, как язык и губы выполняют много действий, о которых мы даже не задумываемся!
Некоторым детям такая серия действий недоступна, поэтому важно включится в помощь как можно раньше, чтобы у ребенка не снизилась мотивация говорить!
Пройдите тест из 7 вопросов и узнайте уровень развития речи своего ребенка.
После прохождения теста вы получите упражнения для развития речи ребенка в домашних условиях.
Пройти тест
ЧТО МАМА МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ДОМА?
1. ОБЩАЯ МОТОРИКА
Все игры, где есть моторное планирование хороши!
????Полосы препятствий
Можно соорудить из подручных предметов. Ребенок прыгает, перешагивает, наступает, пролазит и так далее!
????Действия с чередованием;
Нарисовать следы и ладошки.
На следы наступаем, на ладошки хлопаем и так не менее 6 раз на каждый элемент.
????Спортивные секции;
????Детский транспорт (беговел, велосипед, самокат).
2. МЕЛКАЯ МОТОРИКА
????Пальчиковые игры
???? Переключение поз: ладонь, кулак, указательный жест.
Катаясь на качелях ребенок может по вашей просьбе дать «пять», кулачок и нажать на кнопочку (ваша ладонь) указательным пальцем, сделайте из этого серию движений, которая будет постоянно повторятся.
Пять — кулачок, кнопочка — пять — кулачок-кнопочка.
3. Артикуляционная моторика
Переключение разных артикуляционных поз, например:
????Широко улыбнуться (показать зубки тигра) — сделать трубочку (как носик слоника);
????Втягивать и надувать щеки;
????Произносить гласные с чередованием
Например: когда наступаем на след говорим «А», когда хлопаем в ладошки говорим «У».
????Игра с пером;
Когда пёрышко дотрагивается до носа, тяни язычок вверх, когда до правой щёчки, язычок туда , когда перышко внизу, тяни язычок вниз.
4. Визуально — ритмические ряды
Слоговая структура слова — это определенный ритм, который мы будем визуализировать на плоскости.
????Учим ребенка выкладывать последовательность из двух или трёх предметов.
Например:
Выкладываем перед ребенком шишку, затем камень, потом снова шишку, спрашивая: «Что будет дальше?»
????☀️????☀️????….?
Ребенок должен уловить вашу последовательность и продолжить ряд.
Так мы можем делать с любыми предметами!
????На визуально-ритмический ряд мы можем наложить переключение в мелкой и артикуляционной моторике!
На шишку нажимаем указательным жестом произнося «У», на камень кладём ладошку произносим «И».
НЕМНОГО О НОРМАХ
К 3 годам сокращений слов точно не должно быть. Поэтому если вы заметили эту ошибку уже в 2 года, можно начать заниматься и отслеживать динамику! Если динамика будет слабая, советую сразу обратиться к логопеду.
Оригинал статьи
✅ Подпишитесь на наш канал, если статья оказалась полезной. Это будет знаком для нас, чтобы писать больше статей
А так же советуем прочитать:
Как развивается речь ребёнка от 1 года до 3 лет в норме.
Что эффективнее логопедическая группа или логопед частник?
Ходим к логопеду, а результата нет
Су-Джок терапия в логопедии
Статья для тревожных мам или как понять, что с ребенком все хорошо!
Источник
У кого была такая проблема, как решали? или все само улучшилось?
Доче 2,4. порядка 20 слов говорит только их начало, один слог. или вообще букву из середины.
Ну еще говорит простые слова (например, где?) и с одинаковыми слогами (мама) — слов 15.
и звукоподражания животных.
Решали тяжело и долго.
Медикаментозно, физиопроцедурами, регулярными ежедневными занятиями
На учете у невролога, с 3х лет с логопедом занятия
САМО не рассосалось бы.
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
Tigrа
Решали тяжело и долго.
Медикаментозно, физиопроцедурами, регулярными ежедневными занятиями
На учете у невролога, с 3х лет с логопедом занятия
ППКС
Сыну 5 лет. Разговаривает более-менее, но произношение страдает и предложения аграмматичные.
vulpes pilum mutat, non mores
Tigrа
регулярными ежедневными занятиями
а можно поподробнее про эти 2 пункта?
нам логопед посоветовала каждый день занятия. артук. и дыхат. гинастика. ну и на моторику… делаем. стала вот начала слов говорить. а еще 2 мес. назад и этого не было.
у подруги дочка так говорила. насколько я знаю, не лечили, уколы не ставили. более менее понятно стала говорить в 4 года, в 5 пошла в логосадик, сейчас ей почти 6, хорошо говорит, все звуки проговаривает.
Постою, послушаю. Моему тоже 2,5 почти, словарный запас огромен, но все эти слова так же из одного слога состоят. Только месяца два назад начал говорить по три буквы (сок, суп…) а затем по четыре уки, ноги… Причем слышно, что второй слог с трудом дается.
Не забывайте выбрасывать мусор… из корзины… из головы… из жизни
Егорkа
Только месяца два назад начал говорить по три буквы (сок, суп…) а затем по четыре уки, ноги… Причем слышно, что второй слог с трудом дается.
динамика хорошая же, занимайтесь, читайте, стишки учите.
StasyAna
в 5 пошла в логосадик, сейчас ей почти 6, хорошо говорит, все звуки проговаривает
Извините, но очень сомневаюсь. Детям с лёгкими диагнозами логосадик не дают, а за неполный год серьёзные проблемы не решаются. Кроме того, произношение — это только вершина айсберга.
аноним автор темы
а можно поподробнее про эти 2 пункта?
Из физиопроцедур делали ТНЧ на язык и ТКМП. Вы обследование проходили? УЗДГ? ЭЭГ?
Занимаемся проговариванием слов, построением предложений, общим развитием и т.д.
vulpes pilum mutat, non mores
Astrum*
Детям с лёгкими диагнозами логосадик не дают, а за неполный год серьёзные проблемы не решаются.
я диагноза не знаю, а садик сразу дали в 5 лет, до этого они в ржд садик ходили. Недавно были у них в гостях, Поля мне стихи рассказывала, «р» уже хорошо получается, речь нормальная, хотя я канеш специально ошибок не искала.)))) В садике она еще и читать стала. знаю, что Поля еще в Читай и пой ходит довольно долго, года 2. А когда она была маленькая, то говорила ударными слогами.
Astrum*
Вы обследование проходили? УЗДГ? ЭЭГ?
нет нам невролог не назначала. мы к сабанцевой ходим. а вы в каком возрасте делали?
Astrum*
Занимаемся проговариванием слов
повторяет только то, что знает. иногда пытается повторить слова, которые не говорить, но редко. стесняется
аноним автор темы
а можно поподробнее про эти 2 пункта?
Из процедур: амплипульс на подъязычную область, пальчики. Еще логомассаж делали.
Про занятия не буду писать, их слишком много, у меня в домашней библиотека отдельная полка забита книжками и пособиями по логопедии
У вас основная задача научить ребенка слышать и как следствие — воспроизводить все слоги в словах, их нужно прохлопывать, пропевать, простукивать и т.п.
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
Tigrа
Еще логомассаж делали.
а кто-то делал или вы сами?
может посоветуете какие-нибудь достойные книги по логопедии
Самой эффективной методикой работы над слоговой структурой на данный момент считаю авторскую разработку Новиковой-Иванцовой. Можно сходить на ее семинар в марте, она к нам приезжает. Там будет такая тема. Они собираются издать книги по слоговой, но пока нет.
Сын: «Разбудите меня, если нужно кому-то помогать!». За пять секунд до погружения в крепкий сон…
а где по этому повод найти инфу?
https://logosystem.ru/seminary/seminar-ekaterinburg/
на третий пункт обратите внимание. Я не знаю будут ли они давать методические материалы(специально подобранные картинки и т.д.), я у нее учусь на вебсеминарах и нам высылают.
Сын: «Разбудите меня, если нужно кому-то помогать!». За пять секунд до погружения в крепкий сон…
о боже, вам детей не жалко? вы сами то во сколько говорить начали? нам тоже 2,5, и говорим мы плохо и слогами и не понятно. Ну и что? Всему своё время, а не лекарства и издевательство над детьми. У нас в садике 15 деток нашего возраста. И только 5 (девочек причем) говорят что то сносное и то нифига не понятно.
У подруги так было. Правдап там дочь младше была. Толчком послужила смена обстановки. Свозили в отпуск, после чего заговорила нормально в год и восемь
аноним автор темы
а кто-то делал или вы сами?
Конечно же, не сама
Специалист с медицинским образованием.
Аноним
вы сами то во сколько говорить начали?
В 1,3г, муж в 1,8г
Вас лично никто не заставляет и ни к чему не принуждает. Рада за вас, что вы плохих последствий несвоевременного речевого развития не видели.
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
кстати,
Аноним
издевательство над детьми
в чем заключаются на ваш анонимный взгляд?
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
Аноним
вы сами то во сколько говорить начали?
в 1,5 говорила предложениями. мама со мной как со взрослой разговаривала.
Кёнас#
олчком послужила смена обстановки. Свозили в отпуск,
ездили мы на море. не помогло
а я знаю детей, которые типа в год заговорили предложениями а сейчас- зпр! от таблеток и лечений
Врач что говорит?
Мы в детский сад пошли, как раз в 2,4 года и тоже говорили только первые слоги. Невролог сказал, что ребенк не видит смысла говорить, его и так все понимают. Поэтому не напрягается
Через 4 месяца детского сада заговорил нормально.
аноним автор темы
в 1,5 говорила предложениями
Простите, не верю.
ваши проблемы :ik:
тоже садик посоветовала. ждем путевку
Аноним
нам тоже 2,5, и говорим мы плохо и слогами и не понятно. Ну и что?
ну не всем плевать на своих детей 🙂 а так ни чего конечно, ваш же ребенок
именно, и в это время дети уже стихи рассказывают многие
Аноним
а сейчас- зпр! от таблеток и лечений
от чего их лечили то, если все ок было? я вот знаю ребенка который в 8 лет говорит чуть по-лучше моей, тоже родители думали что скоро сам научится, так и не научился. стоит ли говорить что там с учебой полный швах. единственное оправдание это то что там родители деревенские, сами не очень образованные и медицины там ни какой, а в город ехать лечить им некогда, у них же коровы…..
Ты не гений? Обмани всех, притворись им
аноним автор темы
У кого была такая проблема, как решали?
достаточно много информации содержится [url=https://www.u-mama.ru/forum/kids/child-health/524647/index.html]в этой теме[/url]
Источник
Младенческий возраст включает в себя период от рождения до 1 года. В это время проходит так называемый довербальный этап развития речи: от первого крика до первого слова.
Ступени речевого развития:
- Крик.
- Гуление.
- Лепет.
- Лепетные слова.
- Первые слова.
А теперь перейдём непосредственно к календарю (в конце расскажу о «тревожных звоночках» в поведении малыша, при которых необходимо обратиться к дефектологу, поэтому если не все месяцы интересуют — пролистайте вниз — это очень важно).
Первый месяц
Крик младенца — чистый, громкий и звонкий. При резком звуке он вздрагивает и моргает глазками.
Примерно со второй недели — замолкает при звуковом раздражителе, прислушивается.
А уже в 3-4 недели Вы можете заметить «ротовое» внимание (малыш приоткрывает ротик, когда с ним общается взрослый).
Второй месяц.
Крик ребёнок становится дифференцированным: вы уже можете по интонации определить, что малыш голоден или его что-то очень беспокоит (крик резкий и непрерывный) или что он просто устал (приглушённый, мягкий крик, ребёнок будто жалуется).
В момент речи взрослого сосредотачивается (причём больше внимания уделяется тихому голосу, недели громкому), а, начиная с 6-7 недель, малыш будто пытается «отвечать» короткими гласными на речь взрослого.
Звуки, которые произносит: а, э в сочетании с похожими на согласные г, х (например: эхе, ге), гортанные звуки (эк-хе, эррхе).
Третий месяц.
Голосовые реакции становятся интонационно выразительными.
Уже появляется гуление (певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к а, у, ы, часто в сочетании с похожими на согласные звуками г, х, к).
Интересный факт: младенцы разных народов гулят одинаково.
А к 10-12 неделям ещё и громко смеётся.
Четвёртый месяц.
Младенец, услышав речь, начинает издавать звуки, а также уже начинает произносить свои первые слоговые цепочки (сочетания согласных в, ф, м, б с гласными)
Младенец активно гулит, радостно вскрикивает. Уже вы можете наблюдать «комплекс оживления».
Реклама:
«Комплекс оживления» у младенцев — что мамы должны об этом знать: узнать подробнее.
В ответ на ласковую речь мамы малыш поворачивает голову и улыбается ей.
Пятый месяц.
Наступает — истинно певучее гуление.
Малыш протяжно и длительно произносит слоговые цепочки (складывается впечатление, что он «поёт»), даже когда остаётся предоставленным самому себе.
Новые звуки, которые мы можем услышать: п, б, в, ф, м, т, д..
Интересный момент: когда говорит взрослый, младенец внимательно следит за его губами, а также пытается повторить его интонации.
Шестой месяц.
Вступает в «диалог» со взрослым (отвечает звуками гуления на обращённую речь взрослого).
Появляется лепет.
Чем лепет отличается от гуления?
Если при гулении малыш произносит заднеязычные и гортанные согласные (г, к, х) в сочетании с гласными, то лепет характеризуется большим разнообразием (подключаются фрикативные и переднеязычные согласные — м, п, т, д, б и др.).
Малыш произносит слоги, состоящие из согласных п, б, м, г, д и др. в сочетании с гласными. Слоговые цепочки произносит выразительно, меняя интонацию, пробует произносит новые звуки.
Седьмой месяц.
Уже реагирует на своё имя (услышав, поворачивает голову). Узнаёт голоса близких взрослых, даже если их нет в поле зрения.
Начинает искать маму на вопрос «где мама?».
Пытается издавать несколько звуков на одном выдохе.
Совершает попытки произносить «случайные» слова родного языка (но происходит это неосознанно).
Восьмой месяц.
Лепет становится ещё активнее и разнообразнее, эмоциональнее и громче, пытается участвовать в «беседе» мамы и папы.
Малыш будто подражает сам себе.
Иногда вокализации наблюдаются и при манипуляции с игрушками.
По просьбе взрослого находит глазами знакомые предметы.
Девятый месяц.
Вы можете услышать слоговые сочетания «ма-ма», «па-па». При поощрении речевой активности (взрослый хвалит) старается говорить ещё больше и чаще.
Малыш использует речь как средство взаимодействия со взрослым.
Вокализирует при манипуляции с игрушками.
Десятый месяц.
Малыш начинает подражать фонемам родного языка, старается повторять за взрослым новые слоги.
Старается выполнять простые просьбы: показывает части лица у взрослого или у куклы. Понимает значения слов «дай» и «нельзя».
Одиннадцатый месяц.
Малыш начинает осваивать интонации (удивления, отказа, просьбы и др.).
Начинает произносить первые осмысленные слоги (простые лепетные слова, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (гуси), «ко-ко» (курочка) и т.п.).
Двенадцатый месяц.
Начинает пользоваться жестами (например: «пока» — машет ручкой, «нет» — качает головой и т.д.). Малыш подпевает песенкам на своём языке. Уже гораздо лучше владеет интонацией (лучше, чем произношением).
По просьбе взрослого выполняет действия с игрушками.
Начинает произносить первые осмысленные слова («мама», «папа», «дай»).
«Тревожные звоночки»: в каких случаях обращаться к дефектологу?
Не смотря на то, что границы нормы немного размыты и у каждого отдельно взятого ребёнка развитие протекает индивидуально, — всё-таки на нормативы (на которые опираются специалисты в области медицины и педагогики) закрывать глаза не стоит. Лучше лишний раз проконсультировать с неврологом и дефектологом, чем потом услышать «А где ж вы, мамочка, раньше были? Почему не забили тревогу?»
Что же вас должно насторожить?
1. В 4-5 месяцев у ребёнка отсутствует «комплекс оживления».
2. В 4 месяца ребёнок не гулит.
3. В 6-7 месяцев ребёнок не реагирует на речь, адресованную ему (не поворачивает голову).
4. В 8-9 месяцев ребёнок не лепечет.
Не ждать появления тревожных звоночков и обратиться за консультацией к дефектологу необходимо в случае, если у ребёнка нарушение слуха или зрения, расщелина губы и нёба, синдром Дауна и др.
На консультации дефектолог даст рекомендации по организации дома занятий для профилактики речевых нарушений, расскажет о том, как создать благоприятную среду для развития речи и ответит не все интересующие вас вопросы.
Благодарю за внимание и за каждый «лайк».
Если вам интересна тема детского развития, подписывайтесь на мой канал!
Источник