Ребенок 1 год 9 месяцев до 2 лет
Когда ребенку исполняется 2 года, начинается важное время для родителей. Прямо сейчас они учатся противостоять независимости своего малыша. Тем не менее, это чрезвычайно важное время в процессе изучения окружающей среды и мира вне дома. Развитие ребенка от 1 года и 9 месяцев – это прежде всего отработка ранее приобретенных навыков и формирование социальных установок.
Ребенку от 1 года и 9 месяцев до 2 лет: что он должен уметь
- Ребенок в возрасте 2 лет уже может прыгать, бегать, ходить по лестнице, самостоятельно садиться на стул, а также расставлять предметы.
- В этом возрасте уже достаточно хорошо развита мелкая моторика, малыш умеет нанизывать бусы на веревочку, рисует точки, линии и конкретные формы.
- Все игрушки для двухлетнего ребенка могут иметь кнопки и клавиши – малыш легко будет нажимать на них, рассматривать, изучать.
Что еще должен уметь ребенок от 1 года и 9 месяцев?
Малыш может пить и есть самостоятельно с помощью ложки или вилки. Он также может раздеться или помыть руки.
Развитие ребенка на втором году жизни также включает в себя овладение определенными подражательными навыками. В этом возрасте ваш ребенок наверняка сможет обнять и погладить плачущую куклу, обращаясь с ней так же, как взрослые со своими детьми.
Это время, когда ребенок начинает говорить все лучше и лучше. Двухлетнее развитие речи носит системный характер, он узнает новые слова и пытается сложить их в короткие предложения.
Ребенок уже начинает осознавать, что он отдельный человек – это проявляется в том, что он может заметить и показать себя в зеркале, узнать на фото или видео.
Двухлетний ребенок подвижен, а это значит, что его родители должны быть очень осторожны и заботиться о его безопасности.
Навыки ребенка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет:
- Бегает, прыгает, поднимается по лестнице с небольшой помощью, садится и встает со стула.
- Может расположить объекты в ряд, перемещать игрушки, расставлять их.
- Рисует каракули или имитирует рисование.
- Пьет из чашки, держит ложку, использует вилку.
- Понимает и выполняет сложные команды, такие как «иди на кухню и принеси свою чашку».
- Знает названия большинства предметов, которые его окружают.
- Использует десятки слов, объединяет их в короткие, простые предложения.
- Знает и использует некоторые социальные действия, например рукопожатие.
- Подражает простым действиям, которые видел ранее.
Важным навыком для развития является «хвастовство» или привлечение внимания, ребенок может приложить немало усилий, чтобы взрослые смотрели только на него.
Также малыш может выразить свое желание, используя упрощенные слова, выражения лица и жесты. Некоторые источники говорят, что дети в возрасте около 2 лет могут использовать до 200-500 слов.
В это время развивается сенсорно-моторный интеллект – ребенок познает мир с помощью чувств и движений.
Рост ребенка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет – нормы для мальчиков и девочек
Рост ребенка в этот период, согласно данным ВОЗ:
- Девочки: от 83,8 до 87,0 см.
- Мальчики: от 85,0 до 88,1 см.
Вес ребенка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет – нормы для мальчиков и девочек
- Девочки: от 10,5 до 12,2 кг.
- Мальчики: от 11,3 до 13,0 кг.
В это время происходит дальнейшее интенсивное психомоторное развитие малыша, хотя физическое развитие уже не такое динамичное, как в первый год. Замедление прибавки в весе наблюдается при продолжающемся быстром росте, меняются пропорции тела – фигура ребенка худеет.
Психическое развитие ребенка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
Ребенок наблюдает за окружающей обстановкой и то, что он видит, начинает выражать в своей игре или повседневной деятельности. Малыш может пытаться помогать маме с уборкой, например вынимать вещи из стиральной машины и имитировать повседневные заботы – вытирать пыль, пользоваться пылесосом, мобильным телефоном и т. д.
Психическое развитие ребенка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет – это период изоляции его собственных границ и попыток самоопределения. Малыш может хотеть и не хотеть одновременно, быть очень ласковым, а через минуту стать капризным и плакать.
Во время игры на детской площадке все еще происходит параллельная игра – ребенок наблюдает за другими детьми, но не играет с ними. Иногда могут возникать конфликтные ситуации – малыш может толкнуть другого ребенка или отказаться делиться игрушками.
Психическое развитие ребенка до 2 лет может выражаться в появлении стеснения некоторых ситуаций, которые ранее вызывали у него равнодушие. У многих детей в этом возрасте появляются страхи – боязнь темноты или животных.
Малыш медленно осознает свою индивидуальность, он чувствует потребность в близости и одновременно в независимости. Множество ощущений создает напряжение, которое ребенок не может контролировать, отсюда и его крайние реакции – гнев, плач, капризность, резкая смена настроения.
Двухлетний ребенок очень эмоционально реагирует на все, но он не может контролировать свои эмоции. Он выражает недовольство и нехватку терпения с помощью крика, плача, бросая игрушки, может ущипнуть или укусить маму.
В это время развивается самооценка (самоорганизация). Ребенок с удовольствием подчеркивает, что «это мое». Он яростно защищает свои игрушки от сверстников, хочет ужинать, используя только свой набор посуды, засыпает со своей любимой мягкой игрушкой.
Уход за ребенком от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
Растущий малыш все больше подчеркивает свою обособленность, индивидуальность, стремление к независимости. Родители чаще слышат в общении с ребенком: «я сам», «я могу», «нет, не хочу». Важно не прерывать этот процесс развития с помощью таких замечаний: «я (взрослый) сделаю это лучше, быстрее, точнее», «ты слишком мал», «дети не могут этого сделать». Позвольте вашему ребенку заниматься домашними, повседневными делами, просто наблюдайте и помогайте ему.
Большинство двухлетних детей уже начинают проситься на горшок, но некоторые все еще предпочитают подгузник, что вполне нормально.
Двухлетний ребенок дома – это «марафон препятствий» для родителей. За малышом трудно ухаживать, но не стоит мешать ему свободно исследовать окружающий его мир.
Активность и динамизм ребенка свидетельствуют о его правильном развитии. Все проявления апатии, чрезмерного спокойствия, вялости, отсутствия интереса или постоянное повторение одних и тех же действий (например, постоянные игры с одной и той же игрушкой) могут быть тревожным сигналом, и тогда стоит поговорить с педиатром, чтобы рассеять любые сомнения.
Советы для родителей по уходу за двухлетним малышом
- Терпение в первую очередь. Нервные реакции не помогут вообще.
- Помните, что вы взрослые и не реагируете, как дети в песочнице. То, что ребенок в каждом случае говорит «нет», не означает, что он специально злит вас или дразнит. Он просто пытается найти свое место в мире.
- Иногда не стоит настаивать на каких-то простых вещах, например обувать тапочки дома или ходить в носках. Пусть ваш ребенок самостоятельно принимает подобные решения.
- Не наказывайте. Чтобы убедить упрямого и злого малыша в вашей точке зрения, внесите забавные элементы в повседневную жизнь. Если ваш ребенок не хочет ужинать сидя на стуле, предложите ему другое место. Помните самое важное правило – не спорьте с неспокойным двухлетним малышом, такие споры не работают. Однако это не означает, что вы должны дать ребенку полную свободу действий. Правила и основы сосуществования должны быть четко определены, объяснены и строго соблюдаться всеми, кто окружает ребенка. Это называется согласованность!
Для ребенка 2 лет все виды деятельности являются важным элементом развития – от простых манипуляций до сложных картографических и даже первых творческих занятий. С этого момента веселье является иллюстрацией того, как дети воспринимают окружающую реальность. Наблюдение за тем, как играет ребенок, дает информацию, что его интересует, что он замечает, какие вещи для него важны. Поэтому развиваться вместе с ребенком и быть компаньоном, другом в его развитии, быть родителем – это процесс непрерывного самообучения в контексте развития малыша. Развитие – это ваше общее приключение, так что веселитесь вместе, рисуйте, читайте книги.
5569
0
Источник
Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.
Что умеет делать годовалый малыш
Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.
На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.
Также малыш умеет:
- Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Указывать части тела;
- По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.
Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.
Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.
В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.
Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.
Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев
Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.
Физические навыки
Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.
- Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
- Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
- В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.
Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.
Психоэмоциональное развитие
В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.
Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.
Вот чему он учится таким образом:
- Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
- Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
- Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.
Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.
Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.
Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.Физические навыки
- В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
- Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
- Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
- Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.
Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.
Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.
Психоэмоциональное развитие
Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.
- Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
- При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
- В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
- Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
- Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
- К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.
Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки
- Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
- Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
- Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
- Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
- Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
- Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
- Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие
В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.
- Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
- В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
- Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.
Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.
Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.
Физические навыки
К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.
- Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
- Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
- Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
- Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.
Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.
Психоэмоциональное развитие
За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.
- По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
- Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
- В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
- Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
- Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.
Все индивидуально
Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!
Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.
Желаем вашему малышу радостного детства с вами!
Источник