Ребенок 1 год 3 месяца грудное вскармливание

Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.
В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.
Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.
Физические параметры в год и три месяца
В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.
Мальчики:
- Рост – от 76 до 83 см;
- Вес – от 10 до 13 кг;
- Окружность головы – от 46 до 50 см;
- Окружность груди – от 47 до 54 см.
Девочки:
- Рост – от 75 до 82 см;
- Вес – от 9 до 12 кг;
- Окружность головы – от 45 до 48 см;
- Окружность груди – от 47 до 52 см.
Что умеет делать малыш
В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.
Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.
К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.
Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?
- Самостоятельно ходит, бегает, ползает
- Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
- Пытается забираться на стулья и слезать с них
- Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
- Постигает навык самостоятельного приема пищи
- Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
- Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
- Пробует самостоятельно надевать одежду
- Активно работает кистями рук и пальцами.
В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.
Особенности психоэмоциональной сферы
В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.
Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.
В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.
Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.
Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.
С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.
Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .
Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.
Речевые навыки
Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.
Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.
Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.
Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.
Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.
Справка! Родителям рекомендуется постоянно общаться с ребенком, чтобы слова закреплялись в памяти и приобретали четкое и внятное звучание.
Рацион питания: что приготовить малышу
К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.
Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.
В данном возрасте ребенка рекомендуется постепенно переводить на четырехразовое питание с интервалом между приемами пищи 3-4 часа. Подойдут для питания молочные продукты, каши, овощи, фрукты, соки, мясо и рыба.
Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:
Завтрак:
- Манная (овсяная) каша – 100 гр.
- Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
- Чай или компот – 100 мл.
Обед:
- Суп с вермишелью – 100 гр.
- Куриное суфле – 50 гр.
- Рис на пару – 100 гр.
- Сок – 100 гр.
- Хлеб – 50 гр.
Полдник:
- Фрукты – 50 гр.
- Кефир – 100 мл.
- Печенье – 50 гр.
Ужин:
- Творог – 70 гр.
- Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
- Молоко – 100 мл.
Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.
Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.
Рецепты блюд
Манная каша
Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.
Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.
Запеканка с изюмом
Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.
Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.
Суп с вермишелью
Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.
Особенности ухода
Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.
Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).
Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.
Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.
Необходимые обследования
Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.
При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.
Режим дня и сна
В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.
Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.
Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.
В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.
Примерный распорядок дня ребенка таков:
- 7:00 – пробуждение
- 7:10-7:30 – утреннее умывание
- 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
- 8:30 – 9:00 – завтрак
- 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
- 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
- 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
- 12:30 – 14:30 – дневной сон
- 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
- 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
- 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
- 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
- 19:30 – 20:30 – водные процедуры
- 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
- 21:30 – ночной сон
Мнение доктора Комаровского
Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.
Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.
Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:
Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.
Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.
Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:
- резкое расширение запаса понимаемых слов;
- понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
- длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
- самостоятельный прием густой пищи.
Занятия с малышом
Игры
Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.
Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.
Примеры игр:
- Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
- Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.
Игрушки
Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.
Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.
Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.
Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть видео, посвященное данному возрасту:
Советы родителям
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.
Несколько советов:
- Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
- Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
- Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.
Источник
Недавно меня обвинили…
…..в том, что я слишком преувеличиваю значимость кормления грудью после года.
Суть в том, что ребенку этой мамы чуть больше года, и он заболел то ли кожным, то ли вирусным заболеванием.
(Честно пересмотрела свою почту, но не нашла письма. Видимо в потоке писем вовремя не отложила его.)
И она пишет, что регулярно читает мои письма, и ей кажется, что польза грудного молока после года сильно преувеличена. Вроде как при кормлении грудью ребенок не должен болеть.
Вначале я удивилась.
Затем расстроилась.
Потом успокоилась.
Действительно в кормлении грудью после года много как и мифов, так и недооцененной пользы. Каждый смотрит на это со стороны своего опыта.
Слышали притчу про мудрецов и слона?
Суть ее в том, что шесть слепых мудрецов захотели «увидеть» слона. Каждый подошел к нему со своей стороны и начал ощупывать, говоря другим, каким он «видит» слона.
В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие.
Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.
Это очень напоминает происходящее в обществе:
- Врач-педиатр смотрит со своей колокольни.
- Врач-стоматолог со стороны здоровья зубов.
- Психолог со стороны поведения ребенка-грудничка.
А я хочу спросить вас: Зачем вы кормите, или хотите кормить грудью своего ребенка после 1 года?
Раньше считалось, что докормить грудью до года — это уже великий подвиг, и женщина свою миссию полностью выполнила, однако мало кто из мам знает особенности кормления грудью после года.
И самое распространенная проблема — обвинять ребёнка, который просит грудь, во всех своих несчастьях, усталости и прочих неприятностях!
Бывает у вас, что в голове проносится мысль:
- «Как же меня все это достало?», или
- «Ну почему мой ребёнок не такой, как….»
- «А может бросить махом это кормление грудью и сразу всё у нас наладится: и сон, и поведение, и питание…»
Если такие мысли Вас посещают, могу вас успокоить – Вы нормальная мама, хорошая мама, и такие периоды бывают у всех.
Сейчас действительно идёт особый культ взаимоотношений с ребёнком, как будто в отместку за те времена, когда всех воспитывали по доктору Споку, женщины выходили на работу в 3 месяца, а детей сдавали в ясли вместе с бутылочкой со смесью.
Сейчас весы качнулись в другую сторону: ребёнок – это наше всё, я дам ему лучшее, пусть даже ценой собственных желаний и потребностей.
И приходим к таким вариантам:
«Сегодня ночью я была на грани суицида. Своими стенаниями я напугала ребёнка, а утром проснулась и поняла, что мой малыш на должен страдать от моих проблем…..
Я ХОТЕЛА кормить ребёнка сама. И у нас всё получилось. Когда сыну был год, я получала удовольствием от кормления, это было какое-то особое общение. А потом …я не знаю ЧТО произошло? Как это получилось? Одномоментно или копилось месяцами, но в сентябре я поняла, что я УСТАЛА от кормлений. Психологически мне тяжело, когда сын задирает мне одежду и со словами: «Мама, сися» прикладывается к груди. Днём это терпимо, но укладывать на сон и ночью это просто мучение, он перекладывается несколько раз от груди к груди…»
Или
«Надоело кормить! По совету соседки просто резко перестала давать грудь в надежде, что мой ребёнок, как и её, через 3 дня успокоится. Но… сегодня уже 9 день – а легче не становится. Капризы, истерики, беспокойный сон ночью – я боюсь, что эти истерики испортят психику ребёнка. Может, стоит опять дать ему грудь?»
Что общего у этих историй?
- Мама устала.
На втором году усталость появляется практически у каждой ВТОРОЙ мамы, и у кормящих, и у некормящих!
Не нужно думать, что виной всему кормление грудью, и если вы вдруг перестанете это делать – Ваше самочувствие в миг наладится.
Уже сейчас, сегодня начните соблюдать технику сохранения себя в здравом уме и трезвой памяти 🙂
ОТДЫХАЙТЕ!
Вы можете 1 раз в неделю уйти из дома и погулять одна? Побродить по улице, посмотреть на людей, зайти в магазины, посидеть в кафе и выпить кофе – тихо, мирно, когда не нужно спешить, и никто не вырывает пирожное у вас из рук?
Делайте это!
И 1 раз в день у вас МИНИМУМ должно быть 30-60 минут Вашего личного времени! Только для себя! Что хочет душа – то и делайте. Можете просто бесцельно проваляться на кровати глядя в потолок.
Папа посидит с ребёнком и мир от этого не рухнет.
Но это позволит вам принимать важные, жизненные решения в здравом уме, а не на фоне хронической усталости!
- Нет чёткой концепции воспитания.
Я не знаю, готовились ли эти мамы к беременности и к родам, но верю что большинство моих читательниц придерживаются осознанного подхода в деле планирования и рождения детей.
И если с родами и беременностью вроде бы как всё понятно – книги, курсы, клубы общения, видеоролики – много всего и трактовка одна, то в деле воспитания детей – всё сложнее.
Много вариантов, много подходов – и Вам просто нужно выбрать СВОЙ!
Дети все разные, но разные по характеру, внешности, манере поведения или вероисповеданию.
В основе младенческих потребностей – они одинаковы. И до 3-х лет, пока социум не начал активно принимать участие в воспитании – внутренние потребности детей одинаковы.
Они ждут что рядом будет любящая, заботливая, но в то – же время ЗРЕЛАЯ мама, которая ВЕДЁТ! Т.е. показывает, как жить в этом мире и какие тут законы. Она знает, когда и чему завершаться и не действует импульсивно.
Если вы действуете ситуативно, импульсивно – значит базовой основы материнства у вас не сформировано!
Вы не думали, как вы хотите растить ребёнка, до скольки кормить, ставить или нет прививки, во сколько отдавать в садик….
Да, вот из таких вопросов и складывается ваша общая точка зрения, ваша база, и исходя из неё вы и действуете по отношению к ребёнку.
Чем могу я помогаю вам! Есть и платные курсы, но есть и бесплатные!
И в Бесплатных вебинарах я даю БАЗУ которая работает, вы уже только прослушав их можете получить первые изменения.
Что есть бесплатно?
Смотрите курс про кормление грудью после года,
про питание и введение прикорма,
и про СОН ребёнка!
Изучите это!
Послушайте себя – что Вам отзывается. Примените!
Также смотрите мой видеоурок о кормлении грудью после года:
- Желание получить волшебную таблетку и решение СРАЗУ!
Самое худшее, что можно сделать – это начать менять отношения с ребёнком ориентируясь на соседку, которая, например отучила от груди за 1 день, или отучила от рук за неделю….
Вы ведь смотрите только на то, что у вас болит, но не анализируете ситуацию в целом – может после таких действий ребёнка начали мучать ночные кошмары? Или им пришлось пройти курс у невропатолога? Или у ребёнка задержка в развитии образовалась?
Об этом «добрые» советчики обычно молчат, кому хочется выносить все последствия необдуманных решений?
Просто помните: это ВАШ ребёнок! Это тот же самый малыш, которого вы родили, на которого вы с умилением смотрели, а он сам целиком помещался на Ваших руках и радостно и доверчиво улыбался глядя Вам в лицо! Это от его беззубых улыбок у Вас переполнялось сердце любовью и нежностью! Это всё тот же самый ребёнок!
Какого отношения он заслуживает? Он виноват в том, что ВЫ устали?
Он действительно заслужил, чтобы его одномоментно, без предупреждения оторвали от груди и заставили самого разбираться что происходит?
Он правда к этому готов?
И кто из Вас двоих – взрослый?
Вот так эмоционально получилось!
Но нужно же как-то и нам с вами становиться взрослыми, а похоже что без тычка и без пинка это редко кому удается – огрехи советского детства.
Кормление грудью — это отношения 2-х людей. И нужно сделать все от все зависящее, чтобы прекращение кормления не испортило ваши отношения с ребенком, а укрепило их.
Мудрости, любви и тепла!
Итоги и мой взгляд по данному вопросу: Грудное вскармливание и здоровье ребенка: факты
Источник