Ребенку про россию в 5 лет

Ребенку про россию в 5 лет thumbnail

Татьяна морозова
Беседа «Моя Родина — Россия»

Беседа «Моя родина – Россия».

Цели: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с ценностями «России», «Родина»; формировать у детей представления о Родной стране и ее символах;

Познакомить с гербом и флагом страны. Закрепить знания детей о России. Расширить и закрепить знания детей о растительном и животном мире родного края;

Воспитывать у дошкольников эмоционально-положительного отношения к своей Родине.

Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Ход беседы.

Беседа начинается с мелодии песни «Широка страна моя родная» (музыка И. О. Дунаевского).

-Ребята, а кто скажет, что такое Родина? Правильно,Родина — это место, где человек родился. Как называется наша Родина, наша страна?

Россия.

В словах песни, которую мы с вами прослушали говорится, страна наша большая, просторная, необъятная. Посмотрите на карту Россиии, вот какую большую территорию занимает наша Россия, это самая большая страна в мире. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

На карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Суша изображена на карте зелёным, жёлтым, коричневым цветом. Очень красива и богата наша страна. Самый главный город нашей страны называется Москва, это столица России. (Сопровождать показом иллюстраций города Москвы)

Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлём.

-Как и у всех стран, у России есть свой флаг. Много лет, веков назад вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конский хвост. К этому флагу стягивались войска, и потому назывались такие флаги стяги. Потом стяги стали делать из ткани, чаще всего красной. А при Петре I появился вот такой трёхцветный флаг. Обратить внимание детей на изображение флага. Его ещё называют триколор. Каждый цвет имеет своё значение. Белые цвет- символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный цвет- энергию, силу, огонь и отвагу. Флаг является символом власти.

Динамическая пауза

Ребята, у вас у каждого лежат зазноцветные полоски. Я предлагаю из полосок сложить наш государственный флаг.

Молодцы, все справились.

Сегодня мы познакомимся с гербом нашей страны.

(Показывает изображение).

-На щите красного цвета изображён двуглавый золотой орёл. Это символ государства.

— Посмотрите внимательно на крылья орла- они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории обо всём знать. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника- это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона. Дракон- это символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз — все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

В правой лапе у орла- скипетр, в левой — держава. (Показ). Это символы власти, управление государством. Скипетр, жезл- короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает» и «показывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Итак, подведем небольшой итог.

Флаг России, герб России – что это такое?

— Флаг России, герб России – это государственные символы нашей страны.

Физминутка

В нашей стране горы-высокие (Встать на носочки, тянутся руками вверх)

Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)

Степи широкие (Расставить широко руки)

Леса большие, (Показать руками обхват)

А мы — ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо)

А сейчас мы познакомимся ещё с одним символом России. Это гимн.

Гимн – это самая главная музыка в нашей стране, это торжественная песня о нашей стране, о том, как мы ее любим. Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом мы проявляем уважение к своей стране.

Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях.

Давайте послушаем один куплет Гимна России.

(звучит гимн, все слушают стоя)

Читайте также:  Норма диоптрий у ребенка 5 лет

Присаживайтесь на свои места.

Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой — начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.

В заключении нашей беседы я предлагаю вам послушать стихотворение Н. Л. Забилы, в котором говорится о том, как велика наша Родина, говорится и в стихотворении Н. Л.Забилы:

Как велика моя земля!

Как широки просторы!

Озёры, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна-

В другом снега и вьюга.

Итог беседы.

Как называется наша страна?

Какой город является столицей России?

Ребята, с какими символами страны вы познакомились.

Какие цвета имеет наш государственный флаг и в какой последовательности они расположены?

Как называется торжественная песня страны.

Что изображено на государственном гербе и что это означает.

Источник

«Наша Родина – Россия»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию для детей 4-5 лет

Цель. Формировать представление детей о родной стране, ее красоте, творчестве русского народа.

Задачи.

Образовательные: расширять знания детей о природе России, предметах декоративно-прикладного творчества, народных сказках, потешках.

Развивающие: развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, игрушкам, играм). Развивать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении с взрослым и сверстниками.

Воспитывающие: вызвать чувство восхищения красотой родной природой, талантом русского народа. Воспитывать любовь к своей Родине.

Планируемый результат. Ребенок эмоционально откликается на красоту природы России, проявляет интерес к народным игрушкам, устному народному творчеству: сказкам, потешкам, загадкам. Проявляет интерес к красоте и выразительности родного языка, поэтического слова. Ребенок инициативен в разговоре отвечает на вопросы.

Оборудование: российский флаг; книги русских народных сказок; иллюстрации с изображением природы России (лес, река, поле, море, горы); народные игрушки: матрешки, дымковские, богородские и филимоновские игрушки; русская народная сказка «У страха глаза велики»; шапочка медведя.

Ход занятия.

Вводная часть. Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!

Основная часть

Воспитатель.

– Ребята, как вы думаете, почему так ответил журавль (ответы детей). Потому что и птице, и человеку, и животному лучше живется в родном краю, на своей Родине.

– Как вы, ребята, понимаете, что такое Родина (место, где человек родился и живет).

«Что такое Родина?» – маму я спросила.

Улыбнулась мама, повела рукой:

«Это наша Родина, милая Россия,

Нет другой на свете родины такой». (И. Черницкая).

Воспитатель.

– Наша Родина – Россия, большая и красивая страна. Сейчас я вам покажу картинки про нашу Родину – Россию.

(Выставляется иллюстрация с изображением леса).

– Что это? (лес). Как вы догадались? (много разных деревьев).

– Названия, каких деревьев вы знаете (ответы детей).

– А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали. (ответы детей).

– Красиво в лесу? Вам понравилось?

(Выставляется иллюстрация с изображением реки).

– А это что? (река). Посмотрите. Какая она длинная, даже не видно конца. Как красиво по берегам реки! Кто из вас был у реки? Что вы там делали (купались, загорали, ловили рыбу). Вам понравилось быть у реки? (ответы детей).

(Выставляется картина с изображением моря).

– Что это? (море). Полюбуйтесь, какое оно красивое. Какого цвета вода в море? (синяя, зеленая). Оно такое огромное, что не видно берегов. Кто из вас был на море? Какая вода в море? (соленая, прозрачная, летом теплая).

(Выставляется иллюстрация с изображением поля).

– А что это? (поле). В нашей стране очень много полей, люди выращивают пшеницу, рожь из которых делают муку и пекут хлеб, хлеб мы едим каждый день.

– Какого цвета поле? (золотистое, желтое). Оно похоже на море, только желтого цвета. Когда дует ветер, то по полю проходят волны, совсем как на море. Поле, как и море огромное. У моря не видно другого берега, а у поля не видно другого края, поэтому говорят, что поле бескрайное.

(Выставляется иллюстрация с изображением гор).

– Что это? (горы). Здесь вряд ли кто-то из вас бывал. Какие они, что можно о них сказать (высокие, красивые). Что лежит на вершинах гор, такое белое? (снег).

– Посмотрите, ребята, лес, река, море, поле, горы – все это наша с вами страна, как она называется? (Россия). Россия очень большая, богатая и красивая страна.

«И красива, и богата наша Родина, ребята,

Долго ехать от столицы до любой ее границы.

Все вокруг свое родное, горы, степи и леса,

Рек сверканье голубое, голубые небеса…» (Г. Ладонщикова).

– У каждой страны, ребята, есть свой флаг (показать флаг России, уточнить названия цветов). Увидеть флаг можно на здании правительства, на самолетах, космических ракетах, на спортивных соревнованиях, в которых участвуют спортсмены нашей страны России.

Читайте также:  Какую таблетку можно дать ребенку 5 лет от головной боли

– В России много талантливых людей, они умеют петь, сочинять, делать красивые предметы.

В старину в России для забавы ребятишкам сочиняли песенки- потешки. Мы их с вами тоже знаем, давайте поиграем.

(Проводятся как физкультминутки).

Еду-еду к бабе, к деду

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке, (изображают, как едут на лошадке)

По ровненькой дорожке на одной ножке. (скачут на одной ножке)

В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам. (на другой ножке)

Все прямо и прямо. (прыжки на 2-х ногах)

А потом вдруг… в яму – бух! (приседают)

Петушок, петушок

Петушок, петушок, (хлопают по бокам рукам)

Золотой гребешок, (показывают рукой гребешок на голове)

Масляна головушка (гладят себя по голове)

Шелкова бородушка (показывают бородушку)

Что ты рано встаешь, громко песни поешь,

Деткам спать не даешь (грозят пальчиком)

Ку-ка-ре-ку! (громко кукарекают)

– В России много мастеров, которые делают разные красивые игрушки, про одну из них загадаю загадку

«Разноцветные подружки

Попрятались друг в дружку,

Мал, мала, меньше» (матрешка)

Рассмотреть матрешку. Показать дымковские, филимоновские, богородские игрушки. Пояснить, что все эти игрушки сделаны русскими мастерами.

– Ребята, вы любите сказки? Посмотрите, у меня много книг с русскими народными сказками. Вы их узнали, назовите их. О ком эти сказки? (ответы детей). Сейчас я вам расскажу русскую народную сказку о страхе. Вы знаете, что такое страх? (когда кто-то чего-то боится). А чего можно испугаться? (выслушать ответы детей). Можно испугаться того, чего нет на самом деле. Вот такое произошло с героями русской народной сказки, которая называется «У страха глаза велики». (Рассказывание сказки).

– Что же на самом деле произошло? А что подумали перепуганные герои сказки? Вот какую интересную сказку сочинил русский народ. Чтобы посмеяться над трусишками.

– Ребята, у каждого народа есть свои народные игры, и у одну из них мы с вами хорошо знаем, это игра называется «У медведя во бору». Поиграть в нее с детьми.

Заключительная часть.

– О чем мы сегодня говорили? Как называется наша Родина?

Источник

Шпиякина Наталья Викторовна
Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша Родина — Россия» для детей 4–5 лет

Отдел образования администрации Калининского района

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 478 комбинированного вида»

Образовательная область

«Познание».

Открытое занятие по

нравственно-патриотическому воспитанию на тему:

«Наша Родина- Россия».

Средний дошкольный возраст (4-5 лет).

Выполнила:

Воспитатель общеразвивающей группы

Шпиякина Наталья Викторовна.

Новосибирск 2014.

Задачи

Образовательные:

Познакомить детей с понятиями — Родина, «Малая Родина».

Познакомить детейс символами нашей страны: флаг, герб, гимн.

В игровой, занимательной форме закрепить знания детей о деревьях, птицах и животных нашей Родины.

Активизировать и расширять словарный запас, развивать речь детей.

Развивающие:

Вызвать интерес, любознательность к своей Родине, «Малой Родине».

Развивать внимание, память, инициативность, мышление.

Формировать позицию активного исследователя.

Формировать чувство принадлежности к своему городу, стране.

Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщать.

Совершенствовать практические умения на основе работы с иллюстрациями.

Развивать двигательную активность.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, свой город.

Создавать у детей радостное настроение.

Воспитывать у детей интерес к своей Родине, «Малой Родине».

Воспитывать культуру детей на основе совершенствования практических умений.

Методические приемы:

Художественное слово, метод демонстрации, использование ТСО, ситуационные задачи, беседа, исследовательские действия, использование наглядности, обращение к жизненному опыту детей, русская народная игра «Дед Мороз», динамическая пауза «Мы по Родине идем».

Интеграция образовательных областей: ОО «Физическая культура», ОО «Развитие речи», ОО «Социализация», ОО «Познание», ОО «Чтение художественной литературы», ОО «Музыка».

Оборудование:

Музыкальный центр, герб (иллюстрация) и флаг России (иллюстрация и уменьшенная копия (Патриотический уголок «Моя Родина», аудиозапись гимна России, аудиозапись детской песни «Мы едем, едем, едем…», стенд с изображением природы нашей родины (деревья – береза, ель, рябина, дуб, яблоня; птицы – синица, воробей сорока, ворона, голубь; животные – белка, лиса, медведь, волк, заяц, стенд с иллюстрациями русских народных сказок («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», иллюстрация нашего города и его достопримечательностей (Патриотический уголок «Малая Родина»).

Виды детской деятельности:

Коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Аннотация совместной деятельности:

Воспитатель читает стихотворение Георгия Ладонщикова «Наша Родина». Дает детям представление, что такое Родина. Слушает высказывания ребят. Воспитатель рассказывает о символах нашей Родины, подробнее знакомит с каждым символом. Затем провидится динамическая пауза «Мы по Родине идем».

Воспитатель предлагает детям отправится в путешествие на поезде по нашей стране, от станции к станции. Первая станция «Лесная», на которой дети знакомятся с природой нашей родины (деревьями, птицами, животными). Дети отвечают на вопросы воспитателя. Затем отправляются на вторую станцию, которая называется «Сказочная». Здесь дети знакомятся с понятием «Русские народные сказки», перечисляют их по иллюстрациям и составляют небольшой рассказ о сюжете каждой сказки. Третья станция называется «Главная». Воспитатель дает представление о «Малой Родине» и родном городе – Новосибирске.

После возвращения из путешествия, дети совместно с воспитателем играют в русскую народную игру «Дед Мороз».

Ход СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Организационный момент.

В: Здравствуйте, ребята! Я хочу прочитать вам замечательное стихотворение,внимательно послушайте его:

Читайте также:  Шалфей ребенку 5 лет

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое,родное:

Горы,степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом!

В: О чем это стихотворение ребята?

Д: О Родине

В: Правильно ребята оно о Родине, это стихотворение так и называется «Наша Родина», а написал его замечательный поэт — Георгий Ладонщиков.

В: А как вы догадались, что это стихотворение о Родине?

Д: Ответы детей.

В: Дети, а как вы понимаете, что такое Родина?

Д: Родина – это место где родился человек, а так же страна, в которой он родился.

В.: У каждого человека на земле есть Родина. А вы знаете как называется наша Родина?

Д.: Наша родина называется Россия.

В: Правильно ребята, наша родина называется Россия и значит мы россияне.

В каждой стране мира есть главный город-столица. Как называется столица России?

Д: Столица России — Москва.

В: Верно, ребята, столица России — Москва. А мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка:

(Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями).

Мы по Родине идем (маршируют)

Звонко песенку поем (хлопают в ладоши)

Мы по Родине шагаем (маршируют)

Ноги ровно поднимаем (маршируют вытягивая носочки)

Делай шаг – раз, два

Взмах руками – три, четыре

Повернулась голова (поворачивают голову в право)

Руки вверх и ноги шире

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко (бег по кругу)

(Дети останавливаются около патриотического уголка).

Основная часть.

В: Дети, обратите внимание на патриотический уголок. Вы уже знаете, что у каждой страны есть свои отличительные знаки – государственные символы.

Символ – это изображение фигур или предметов, которые имеют определенный смысл. К примеру, проходя мимо дома, на котором изображен красный крест, ты сразу понимаешь, что это больница. Красный крест — это символ.

А символы нашей страны это: флаг, герб и гимн.

В: Давайте посмотрим какой флаг у нашей страны? Что означают его цвета?

Д: Ответы детей (Российский флаг трехцветный, многоцветный, трехцветный).

В: Белый цвет – ассоциируется с березкой, означает благородство.

Синий — неба цвет, означает честность.

Красная полоска — солнечный рассвет, означает смелость и великодушие.

В:Давайте вспомним: какой выглядит герб у нашей страны?

Д: Ответы детей.

В: на фоне красного щита изображен двуглавый золотой орел, зорко смотрящий в разные стороны и охраняющий Родину от врагов. В правой лапе орла скипетр (жезл, в левой держава (золотой шар с крестом на верху). Над головами корона. На груди орла красный щит с изображением всадника на коне, поражающего дракона. Дракон — это символ зла, он побежден героем, а конь топчет дракона копытами.

В: Ребятки, а что такое гимн?

Д: Ответы детей.

В: Гимн – это тоже один из символов нашей страны, это торжественная песня о нашей Родине. Гимн всегда слушают стоя. Ребятки, давайте встанем и послушаем гимн нашей страны. (Дети стоя слушают гимн).

В: А теперь, я предлагаю вам отправиться в путешествие по России, по нашей Родине на поезде. Хотите попутешествовать?

Д- Ответы детей (дети встают друг за другом и идут под песню «Мы едим, едим, едим…»).

В: Отправляемся. Счастливого пути!

В: Остановились. Наша станция называется «Лесная». (Дети останавливаются около стенда с изображением различных деревьев, птиц и животных нашей страны)

1. Дети, обратите внимание, какие деревья растут в лесах нашей Родины?

Д: ответы детей.

2. Обратите внимание, какие птицы живут на территории России?

Д: Ответы детей.

3. Обратите внимание, какие животные обитают в лесах нашей Родины? (картинки животных)

Д: Ответы детей.

В: Молодцы. Поехали дальше (дети встают друг за другом и идут под песню «Мы едим, едим, едим…»).

В: Останавливаемся. Станция называется «Сказочная» (дети останавливаются около стенда с иллюстрациями русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди»). На этой станции живут русские народные сказки. Как вы думаете, какие это сказки?

Д: Ответы детей.

В: Русские народные сказки – это сказки, которые написал русский народ. Назовите русские народные сказки, которые здесь изображены.

Д: Ответы детей.

В: Молодцы, ребята. Поехали дальше (дети встают друг за другом и идут под песню «Мы едим, едим, едим…»).

В: Следующая станция «Главная». Ребята, мы знаем, что наша родина- Россия. Россия – страна очень большая и красивая. В России очень много городов. Ребята, а в каком городе мы живем?

Д: Мы живем в городе, который называется Новосибирск.

В: Новосибирск – наш родной город в котором мы родились и растем, это маленький кусочек нашей огромной страны, это наша «малая Родина».

Заключительная часть.

В: Молодцы, ребята. Закончилось наше путешествие по нашей Родине. Мы свами очень устали. Отдохнем и поиграем в русскую народную игру «Дед мороз».

Русская народная подвижная игра «Дед Мороз».

Правила: по считалке выбирают «Деда Мороза», он встает в центр круга, нарисованного на снегу (на полу).Дети идут по кругу и при говаривают:

Дед Мороз, Дед Мороз

Через дуб перерос,

Приносил подарков воз.

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,

Ветер вьюжит,.

Метели кружат.

Холод стужу напустил,

На реке мост намостил.

Дети разбегаются, «Мороз» ловит (до кого дотронулся, тот «за мороженный», сидит неподвижно в круге).

Источник