Ребенку 5 лет разговаривает как маленький
Возраст ребёнка: 7
Сын-первоклассник стал говорить как маленький
Здравствуйте, совсем недавно ребенок стал общаться с нами, родителями, как маленький, т.е. словами ребенка, который только научился говорить, например, вместо «Хочу кашу» говорит «Хоцю касю», вместо «Можно машинку» — «Мозьно масиньку», хотя при этом с другими окружающими и младшим братом разговаривает нормально, не коверкая слова. Это настораживает. Непонятно, может проблемы в школе, может, таким образом, требует внимания… Подскажите, что делать и стоит ли беспокоиться по этому поводу.
Сергей
Сергей, здравствуйте.
Такое поведение дети демонстрируют чаще всего в результате острой потребности во внимании. Предположу, что ваш младший ребенок говорит еще не очень хорошо, ваш старший сын видит это и копирует. Или помнит время, когда брат говорил хуже, зафиксировался на нем и теперь повторяет то поведение, как эффективное. То есть, его психика искала причину, по которой младшему ребенку достается больше внимания и времени и сделал заключение, что стоит просто копировать основные поведенческие паттерны и внимания будет больше.
Теоретически, была какая-то история, которая сейчас дает свой отклик. Например, вы говорили, что малыш маленький и ему нужна забота, а ты (старший сын) уже большой и справишься сам. И теперь, когда ему нужна поддержка, он впадает в состояние малыша.
Возможно, объективно это не так (вы равномерно распределяете внимание между детьми), но субъективно ребенку может казаться совсем иначе. Кроме того, предположу, что ребенок пошел в первый класс, это достаточно серьезный стресс, и психика ищет способы борьбы с ним.
В любом случае, если говорит он так только с родителями, значит послание адресовано именно им. Ребенок просит о помощи. Ваша задача не акцентировать внимание на этом поведении (не поощряйте, не высмеивайте, не стыдите и не наказывайте), а зеркальте и учите иначе добиваться желаемого. Например, можете говорить: «Сынок, ты говоришь, как маленький, чтобы я тебе помог? Ты можешь говорить об этом прямо». Чаще обнимайте, говорите, что любите, проявляйте интерес не только к успехам, но и к личности самого ребенка (например, интересуйтесь его друзьями, увлечениями и т.д.).
Обращайте внимание на продолжительность и качество сна, питание, режим дня. Психике нужны ресурсы для сопротивления. А они пополняются через базовые потребности и более сложные (в любви, признании, самореализации и т.д.). Учите сына расслаблению, например с помощью дыхательных упражнений.
И да, стоит выяснить, как обстоят дела в школе, возможно, сыну требуется помощь. Лучше всего говорить опосредованно, чтобы миновать защитные механизмы. Например, поиграйте в школу или придумайте историю про мальчика, который впервые пошел в школу. Вы можете задавать условия, а сын пусть предлагает то, как события будут разворачиваться дальше. Первая идея вашего сына будет максимально приближена к реальности. Потом можно вместе подумать, какая ситуация еще могла случиться, и как главному герою справиться с ней. Чем больше тактик ребенок будет иметь, тем здоровее и адаптивнее он будет.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»
Источник
Для родителей свой ребенок априори является особенным. Из-за этого зачастую пропускаются тревожные «колокольчики» в развитии малыша. Ведь когда ребенку годик, молчание или слова, понятные только матери, считаются нормой. Но, например, к пяти годам эта особенность уже не выглядит такой милой, она настораживает и побуждает к решению теперь уже возникшей проблемы.
Ребенок плохо говорит в 5 лет: причины и лечение
Среди множества мнений за основу в психологии берут классификацию А.Н. Леонтьева, согласно которой выделяют четыре этапа.
- Подготовительный (до года). В начале жизни малыш приспосабливается к новым условиям существования, поэтому все способы его реакции на окружающий мир сводятся к плачу и крику. К счастью, этот насыщенный период длится, в среднем, до одного месяца, после чего начинается распознавание голосов и интонаций. С двух месяцев подключается гуление, а в три появляется непонятный лепет. Затем наступает пора считывания и подражания. Ребенок запоминает услышанное и пытается воспроизвести. Так рождаются первые слоги и слова.
- Преддошкольный (от года до трех). Этап характеризуется становлением речи. Все начинается с нескольких слов, не несущих смысловой нагрузки. Такая коммуникация носит название ситуационной. То есть характер слов определяет ситуация, при которой они были употреблены. Все это сопровождается активной мимикой и жестикуляцией. К двум годам ребенок уже отлично понимает взрослого и активно пополняет словарный запас, произнося слова более четко. В возрасте трех лет начинает выстраиваться грамотность речи, слова произносятся в падежных формах, склоняются и могут быть употреблены в множественном числе.
- Дошкольный (от трех до семи лет). В этот период ребенок начинает общаться связно, простыми предложениями, со временем все больше усложняя свою речь. Дикция становится чище, формируется способность слышать себя и исправлять ошибки, т.е. следить за произношением. Кругозор расширяется, и в 5 лет пересказ сказки не представляет трудности.
- Школьный (от 7 до 17 лет). Появляется письменная речь, приходит осознание грамматических правил построения и целенаправленное внедрение их в жизнь.
К сведению! Для правильного прохождения всех этапов и достижения продуктивности в развитии малыш должен расти в благоприятном речевом окружении, обладать хорошим слухом и зрением, иметь нормальные умственные способности и быть психически здоровым.
Выявляем причины задержки речевого развития в этом возрасте
Если ребенок плохо говорит в 5 лет, стоит обратить внимание на предрасполагающие факторы и причины, в основе которых наблюдаются следствия повреждения центральной нервной системы и головного мозга. Они могли возникнуть при:
- Травме, инфекции матери во время беременности (могут повлиять на развитие плода).
- Осложненных родах.
- Заболеваниях ребенка, перенесенных в раннем детстве.
- Наследственных заболеваниях репродуктивной системы.
- Детской психической травме.
- Неправильном подходе к воспитанию (жестокость, гиперопека, отсутствие общения).
Причинные заболевания:
- ДЦП;
- психические расстройства;
- онкологические заболевания головного мозга;
- ненормальное внутричерепное давление;
- гидроцефалия;
- заболевания центральной нервной системы.
- глухота;
- аутизм;
- функциональные нарушения голосовых связок.
Что делать родителям
По мнению психологов, существуют научно-необоснованные причины, согласно которым ребенок в 5 лет плохо разговаривает.
Точка зрения психологов на проблемы развития речи
С учетом современных реалий стоит обратить внимание на:
- Ранний доступ к просмотру мультфильмов, развивающих программ в сети, онлайн играм. Подмена родительского внимания и забота безусловно сказывается на том, как разговаривают дети. Из этого плавно вытекает следующий пункт.
- Избыточное поступление информации. Психологи утверждают, что только с трехлетнего возраста малышам разрешается пользоваться гаджетами, но не более 30 минут в день.
- Еще одна причина – перевозбуждение. Ребенок может отставать в речевом развитии из-за чрезмерного шума, беспрерывной работы телевизора или громкой музыки.
К сведению! Стоит обратить внимание на длительность и интенсивность мелодий, используемых для успокоения или убаюкивания детей.
Условия, необходимые для правильного и своевременного развития речи
Что делать, если ребенок в 5 лет плохо разговаривает, и существует ли лечение — поможет правильная консультация специалиста. Также необходимо учитывать все условия при решении данной проблемы.
Продуктивное общение
Это методы общения, подразумевающие, что ребенок будет высказывать собственные связные мысли. Сюда относятся:
- пересказ своими словами;
- различные творческие задания и беседы;
- рассказывание небольших историй с одновременным просматриванием картинок.
Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.
Речь родителей и остального окружения ребенка должна быть богатой и насыщенной, грамматически правильной и с четким произношением. Немаловажно общение детей дошкольного возраста со сверстниками, во время которого происходит обмен впечатлениями, взаимопомощь друг другу. Это побуждает ребенка к разговору.
Игры для общения
Например, обыгрывание игрушек, краткие спектакли. Совместная деятельность положительно сказывается на развитии общения дошкольников со взрослыми.
К сведению! Хорошие результаты дают игры, развивающие мелкую моторику рук.
Ребенка просят показать пальчик или сделать какой-либо жест. Не стоит пренебрегать пением, разучиванием стишков и артикуляционными упражнениями.
Самый распространенный детский прием – научить ребенка дуть, например, задувать свечку или надувать мыльные пузыри. Разнообразные игры с общением также не будут лишними.
Несомненен факт, затруднения в коммуникации детей 5 лет не являются особенностью, необходимо сделать все возможное во избежание этой проблемы. Не стоит надеяться на человека с волшебным лекарством, которое поможет разговорить ребенка. Крайне важно с самого начала комплексно подходить к воспитанию и развитию детей, уделять этому время, изучать информацию, а не ждать точки невозврата.
Источник
Многие родители знают, что необходимо показать ребенка логопеду до того периода, пока он не пошел в школу. Но очень часто взрослые откладывают визит к специалисту, так как уверены, что с возрастом речь малыша будет самосовершенствоваться. Иногда этого не происходит…
Нормы речевого развития
Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, можно судить о наличии задержки речевого развития. Однако для того чтобы оценить степень отклонения, необходимо ознакомиться с нормами. Большинство детей к 6 годам достигают определенного речевого совершенства, особенно в том случае, когда взрослые уделяли их развитию достаточное количество времени и внимания.
Параметры речи, которыми овладевают детки к 6 годам:
- Словарный запас довольно большой. Ребенок употребляет слова разных частей речи. У него имеется приличный запас знаний об окружающей среде и предметах.
- Ошибки, допущенные в употреблении падежей, предлогов, согласовании слов по родам и числам, минимальны.
- Ребенок с легкостью строит сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
- Все гласные, согласные и звуки произносятся чаще. Иногда могут возникать проблемы с произношением буквы «р».
- Дети умеют правильно подбирать интонацию, а также могут управлять темпом и громкостью своей речи.
- Ребенку свойственно отвечать на поставленные вопросы при помощи развернутого ответа. Он с легкостью может пересказать рассказ, сочинить историю или сказку, а также придумать описание, ссылаясь на картинки.
- С легкостью находит лишние предметы, а также умеет обобщать и различать понятия.
Причины
Задержка речевого развития у детей в 5 лет встречается нередко. Обычно расстройства речи выражается в следующем:
- Нарушение звукопроизношения.
- Расстройства речи спровоцированы проблемами со слухом.
- Темп и ритм речи нарушены.
- Из-за задержки развития ребенок теряет имеющееся произношение.
Рассмотрим наиболее распространенные причины задержки речевого развития.
- Органическая – нарушение работы нервной системы произошли внутриутробно. Это могут быть: дефект прикуса, короткая уздечка, строение артикуляционного аппарата, редкие или мелкие зубы, массивный или узкий язык.
- Функциональная – психические особенности ребенка, а также специфика его развития.
Что должно беспокоить
Если ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, это должно насторожить родителей. Дело в том, что к 4-5 годам дети должны связно разговаривать на родном языке. Если этого не происходит, то пора обращаться к врачу.
Что должно беспокоить родителей:
- У ребенка в возрасте старше четырех лет практически отсутствует связная речь.
- Дети разговаривают, но у них очень бедный словарный запас.
- Слова и предложения не согласованы между собой. То есть малыш не может сформулировать свою мысль при помощи слов.
- В речи ребенка присутствует множество ошибок лексического, грамматического и фонетического характера.
Самым простым способом понять, все ли хорошо у малыша с речью, можно при помощи посторонних людей. Если они понимают речь ребенка, значит, все в порядке.
Часто происходит так, что деток в возрасте до 3-х лет полностью понимает только мама. Для этого периода это считается нормальным, но если ребенку 5 лет, то такая ситуация является поводом для обращения к специалисту.
Способы коррекции
Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Обычно такие детки занимаются с логопедом. А коррекционная работа проводится с ребенком на основании диагноза, который был выставлен специалистами.
Следует отметить, что родители могут дополнительно увеличить эффективность работы логопеда тем, что будут выполнять рекомендации дома.
Рассмотрим наиболее популярные способы коррекции, которые можно выполнять в домашних условиях:
- Попросите ребенка подобрать похожие и различные по смыслу слова, руководствуясь картинками.
- Учим ребенка классифицировать предметы по форме, цветам.
- Развивающие игры для детей 5 – 6 лет («Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»).
- Предложите малышу составить предложение из 3-х слов, потом из 5-ти и так далее.
- Рассматривайте с ребенком картинки, помогайте ему составлять рассказы на основе увиденных изображений.
- Придумывайте простые загадки об окружающих предметах и просите ребенка отгадать их.
- Делитесь своим мнением и эмоциями от прогулок, походов в театр, посещений экскурсий.
- Читайте ребенку детскую художественную литературу. После прочтения поинтересуйтесь о том, что он запомнил.
- Предложите ребенку назвать слова на загаданную букву. Например, буква «с» (солнышко, слон, сон).
- Отрабатывайте с ребенком повторение стихов и поговорок.
Важно понимать, что своевременное выявление проблем, а также коррекционная работа могут исправить дефекты речи, когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает.
Рекомендации логопедов
Для того чтобы дети в пятилетнем возрасте правильно развивались, а также совершенствовали свои навыки и умения, логопеды рекомендуют:
- Исключить наследственность. Необходимо узнать у близких родственников о том, в каком возрасте они заговорили.
- Вспомнить информацию о беременности, а именно о том, доношенный ли был ребенок. Возможно, младенец переболел инфекционным заболеванием. Это основные причины отставания речевого развития.
- Проверить наличие проблем со слухом у ребенка.
- Создавайте гармонию вокруг малыша. Регулярные конфликты и ссоры внутри семьи негативно сказываются на произношении.
- Учите стихи с ребенком.
- Проходите регулярный осмотр у логопеда каждый год, начиная с 2-х — 3-х лет.
- Занимайтесь с малышом, развивайте мелкую моторику пальчиков.
Когда обращаться к логопеду
- Если ребенок в возрасте старше трех лет говорит много, но на непонятном языке.
- Если малыш не произносит простых звуков или заменяет их другими.
- Если вы слышите разницу между речью вашего ребенка и его сверстников. А в особенности тогда, когда вас это настораживает.
- В возрасте 4-х – 5-ти лет ребенок говорит невнятно, а также не выговаривает некоторые звуки.
- Если после 4-х – 5-ти лет малыш продолжает говорить многие звуки мягко, а именно: «кися», «щяпка», «лямпотька».
- Если дети начинают говорить с запинками, повторяют первые слога или звуки, а также заикаются.
- Ребенок в возрасте 6 лет с трудом заучивает небольшое стихотворение, а также не может запомнить и пересказать рассказ. Более того, вы заметили у своего чада трудности, связанные с ответами на поставленные вопросы.
Некоторым деткам, по результатам консультации и осмотра логопеда, могут потребоваться консультации других специалистов. Помимо этого, могут быть назначены физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массаж и медикаментозное лечение.
Источник
Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.
Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет
В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.
Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов
К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:
- он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
- начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
- интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
- малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
- большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.
Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.
В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.
Признаки кризиса
Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.
Чаще всего наблюдаются следующие признаки:
- у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
- дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
- начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
- остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
- возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.
В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.
В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.
Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость — характерные признаки переломного периода.
Почему меняется поведение
Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.
Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство
Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.
На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:
- наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
- появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
- ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.
5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.
Как вести себя родителям
Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.
Для этого стоит придерживаться следующих правил:
- чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
- незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
- делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.
При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.
Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.
Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.
Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел — переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.
Советы психолога о том, чего делать не стоит
Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.
Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.
При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.
Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.
Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.
Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.
Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры
Источник