Ребенку 5 лет обязаны предоставить место в детском саду
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 653-60-72 (доб. 692) (Москва)
+7 (812) 426-14-07 (доб. 610) (Санкт-Петербург)
+8 (800) 500-27-29 (доб. 926) (Россия)
Это быстро и
бесплатно!
В 2018 году была проведена реформа, которая затронула закон о предоставлении детям возможности обучения в учреждениях дошкольного образования. Рассмотрим, как будут распределяться места в детском саду для граждан, которые хотят оформить своего ребенка в данное учреждение.
Общая информация
Все акты законодательства, которые регулируют поступление в детсады, прописаны в соответствующем законе. Рассмотрим наиболее важные понятия, определения и нюансы, которые необходимо знать и учитывать при поступлении ребенка в данные организации. Также рассмотрим план действий для граждан, малыши которых не обзавелись местом в списке групп из-за отсутствия вакантных мест, когда обязаны дать место в детском саду, и во сколько лет берут в садик.
Кто, согласно последним изменениям в законодательстве, обзаведется местом в садике? — Действующая в России Конституция и закон о принятии ребенка в детский сад установили следующее: при любом месте жительства, каждому малышу, являющемуся гражданином России, обязаны предоставить право на посещение образовательных учреждений в безвозмездном порядке. Не может существовать законных обстоятельств, которые могут этому препятствовать.
Однако случается, что получив отказ, родители малыша попросту не знают, как дальше действовать. Помимо этого, многие из них и вовсе не знают в каком возрасте нужно туда отдавать свое «чадо».
Принципы распределения мест и требуемый возраст
Согласно последним исследовательским показателям в данной области, государство может осилить обучение в ДУ лишь для половины малышей, возраст которых составляет 3 года.
Свежие реформы не только не улучшили положение дел, но возможно, даже сделали дополнительные шаги к тому, чтобы ситуация стала критической. Теперь законодательные акты контролируют и определяют направления действий для негосударственных садиков, где приходится ежемесячно выкладывать дополнительные деньги на питание и ремонт. Также была сформулирована и принята концепция финансовой подпитки и спонсирования этих учреждений.
Вот уже около 5 последних лет, на столе у министров лежат законы о дошкольном образовании, которые время от времени вносятся на рассмотрение. Высшие должностные лица РФ давали интервью, в которых сообщали о грядущих работах над новым законом, который изменит то, как протекает предоставление места в детском саду. В результате из-за юридических неопределенностей родители, получившие отказ от детсада, не знают где найти свободное место для своего малыша.
На данный момент Министерство просвещения провело ряд корректировок. Они утвердили возрастные рамки для поступающих в УДО. Согласно им, ребенок 1,5 лет имеет право получить место в яслях. Ему обязаны выделить место, при наличии свободного. Дети с 3 лет до 7 лет так же защищены законом, и им предусмотрено выделение места в дошкольном заведении.
В целом, тенденции последних лет показывают, что ясли со временем расформируются, а альтернативой выступят коммерческие заведения.
Изменения, внесенные реформой системы образования
Закон о предоставлении места в детском саду внес следующие корректировки:
- Изменение содержания статьи 65.
- разработка и организация деятельности центров, которые будут предназначены для консультации по приоритетным вопросам нуждающихся, молодых семей;
- уменьшение количества групп в 1,5 раза;
- оказание безвозмездных услуг в учебных группах, фундаментом процесса работы которых является область просвещения детей.
- Изменение содержания статьи 66.
- дошкольные организации наделяются правами, которые позволяют им расширить спектр своих услуг. Однако воспользоваться данным актом государство не обязывает, а только рекомендует;
- повышение уровня обязательной компенсации за услуги назначаются в соответствии с рыночными ценами в 100% объеме;
- государство возмещает данную оплату в зависимости от ситуации. Размеры ее имеют следующий вид: на первенца – 20 %, на 2-го – 50%, на 3-го и последующего нового гражданина предусмотрена компенсация величиной 70% от суммы оплаты.
- Изменение содержания статьи 86.
- возраст ребенка для детского сада по закону останется прежним, но появится нюанс. Детские сады получат возможность отказывать, если по факту, вакантных мест нет.
- как в возмещении неудобств для граждан, в вышеприведенном пункте, у них появится право на получение места в другом районном учреждении.
Ожидается, что Президент, опираясь на принятие целого ряда постановлений, подпишет указ о выделении дополнительных средств. Предполагается, что эти ресурсы будут направлены на строительство новых детских садов.
Новый закон о садиках расширит возможности сотрудничества воспитателей и родителей. Родители, которые хотят проводить обучение малыша не в стационарном учреждении, а дома, смогут пригласить для этого профессионального воспитателя.
ДОУ и льготы
Нижеприведенным категориям граждан, представители власти должны дать место, не беря в расчет, имеется очередь, или отсутствует:
- Дети-сироты, усыновленные, утратившие родительскую поддержку.
- Малыши, у которых кто-то из родителей имеет гражданский статус «сирота», при условии, что он не старше 23 лет.
- Детям, у которых родители пострадали от трагедии на Чернобыльской АЭС.
- Граждане до 7 лет, родители которых ведут трудовую деятельность в правоохранительных органах.
Помимо приведенных категорий граждан, акт о выделении места в дошкольной организации прикрепляет к ним в отдельном порядке: членов многодетных семей, детей военных и матерей-одиночек, а так же, если брат или сестра уже являются воспитанниками определенного учреждения.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — заполните форму ниже или позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 692) (Москва)
+7 (812) 426-14-07 (доб. 610) (Санкт-Петербург)
+8 (800) 500-27-29 (доб. 926) (Россия)
Это быстро и
бесплатно!
Источник
Ссылки на законы:
Конституция РФ (ст. 43) гласит: «…Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях…»
Однако Конституция не говорит, что именно заключается в понятии «дошкольное образование», и чиновники часто пользуются этим, пытаясь доказать вам, что первые воспитатели — это родители, вот и воспитывайте сами своих детей до школы, или что группа кратковременного пребывания — полноценная и законная замена детскому саду.
Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.
Дело в том, что Конституция и международные законы и договоры, подписанные Россией, устанавливают само право, а его регулирование (получение и реализацию) осуществляют законы и подзаконные акты — распоряжения исполнительной власти. Законы федеральные и субъектов Федерации разъясняют, что собой подразумевает право, кто его имеет и какие органы власти помогают его осуществить. Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.
Следует помнить, что право на дошкольное образование в нашей стране — заявительное, то есть если вы не зарегистрировали ребенка в очереди, то и предоставить вам место в детском саду у мэрии нет никаких оснований.
Закон РФ «Об образовании» (ст. 18) говорит: «…Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений …»
Типовое положение о дошкольном образовании (п. 3), принятое Правительством России и обязательное для всех государственных и муниципальных МДОУ, поясняет: «…Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет…»
Как известно, у нас есть три уровня власти: федеральный (РФ), региональный (область, край, республика) и местный (город). И кто же должен нести ответственность за нарушение прав наших детей? Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п. 13 ст. 16) говорит: «…к вопросам местного значения относятся … организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования…». Следовательно, ответственность лежит на администрациях (мэриях) городов. Именно они обязаны сохранять и расширять сеть детских садов.
Поскольку законодательство о дошкольном образовании несовершенно и сама по себе формулировка п. 2 ст. 43 Конституции (об общедоступности и бесплатности дошкольного образования) неконкретна, Конституционный суд разъяснил нерадивым чиновникам, как ее следует понимать. В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П говорится, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Также судом отмечается, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей. Помимо всего, говорится о том, что образовательное учреждение должно находиться на разумном географическом удалении. Несмотря на то, что постановления Конституционного суда не имеют силу закона и потому не принимаются в суде в качестве аргумента, они разъясняют (толкуют) Конституцию, поэтому фактически эти их разъяснения придают Конституции дополнительный вес и обязывают власти действовать в соответствии с этими толкованиями (см. ФЗ-1 «О Конституционном суде Российской Федерации»).
В соответствии с законодательством, порядок устройства детей в детский сад (предоставление мест) определяется исключительно органами местного самоуправления, в частности, администрацией города (района) или, если вы живете в сельской местности, непосредственно дирекцией детского сада. Этим занимается особая структура в мэрии — управление (департамент, отдел) образования. (Кстати, именно поэтому не имеет никакого смысла обращаться за помощью к Президенту РФ, Папе Римскому и т.д.: все ваши обращения вернутся в управление по дошкольному образованию). Как раз на этом уровне существует громадное количество нарушений законодательства. Основные особенности реализации органами местного самоуправления своих полномочий в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:
- Орган местного самоуправления имеет свое положение о комплектовании детских садов;
- Орган местного самоуправления распределяет места в детских садах только своего муниципалитета;
- Места распределяются, в связи с их нехваткой, в порядке очереди;
- Существуют группы детей, имеющие право на получение места в детсаду вне очереди и в первую очередь (это право регулируется как федеральными законами, так и местными актами, и прописывается в положении о комплектовании);
- Для распределения мест орган местного самоуправления создает некую комиссию, которая утверждает списки детей на получение мест;
- Для реализации своего положения о комплектовании муниципалитет ведет списки очереди (при этом помимо «основной» очереди может существовать «льготная» очередь из тех, кто имеет право на получение места «внеочередное» и «первоочередное»), которая иногда бывает «электронной», т.е. доступна в интернете;
- Для постановки в очередь необходимо зарегистрироваться в управлении образования;
- Путевки выдаются только при наличии свободных мест;
- В некоторых регионах на время стояния в очереди вам могут предложить посещение группы кратковременного пребывания.
Основные признаки незаконного бездействия (либо недостаточного действия) органа местного самоуправления в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:
- В очереди надо стоять более одного года;
- Программа по увеличению мест в МДОУ в вашей администрации отсутствует либо принята, но очередь в детские сады при ее реализации не ликвидирует либо ликвидирует спустя неоправданно долгое время;
- Вводятся либо действуют платные группы пребывания детей в детском саду, причем плата гораздо выше, чем в среднем по городу (т.е. «коммерческие» группы);
- Ваше управление образования не предлагает вам при регистрации ребенка в очереди написать заявление о предоставлении места в детском саду в установленный вами самими срок (например, по достижении вашим ребенком возраста 1,5 лет);
- Ваше управление образования усиленно вводит группы кратковременного пребывания.
Основной сложностью законодательства России (в которое входят нормативно-правовые акты всех уровней власти, начиная от Конституции и международных договоров и заканчивая НПА местного самоуправления, является отсутствие четких сроков предоставления места в детском саду в группе полного дня (10-12 часов пребывания) с момента обращения в управление образования.
Тем не менее, исходя из совокупности законодательных актов, можно сделать вывод, что вам обязаны предоставить место в детском саду в ближайший установленный мэрией период комплектования (или доукомплектования) детских садов новыми воспитанниками.
Следует также помнить, что вы и только вы как родитель (законный представитель) ребенка вправе определять, в группу с какой продолжительностью пребывания ребенка вы его определите. Если вам «впаривают» группу кратковременного пребывания, то вы не обязаны принимать такое предложение. Существует Письмо Минобрнауки РФ от 28.09.2011 «О Типовом положении о ДОУ» № 03-ПГ-МОН-17269, в котором разъяснено, что различие в различных режимах пребывания ребенка в группе (от 3 часов до круглосуточного пребывания) принято для удобства родителей и связано, прежде всего, с их режимом работы. При этом необходимо знать, что письма Минобрнауки РФ не являются нормативно-правовыми актами (а значит, не обязательны к исполнению органами местного самоуправления), но показывают позицию федерального органа исполнительной власти, а также толкуют изданный нормативно-правовой акт Правительства РФ, коим является уже упомянутое «Типовое положение о ДОУ».
Основанием для обращения в суд и прокуратуру является письменный отказ в предоставлении места вашему ребенку на основании отсутствия свободных мест в МДОУ. Несмотря на то, что в большинстве положений о комплектовании МДОУ присутствует норма отказа на этом основании, именно это является поводом для обвинения мэрии в неисполнении своих полномочий по организации предоставления дошкольного образования: нет свободных мест — значит, и не исполняет свои обязанности. Более того, мэрия не имеет установленного законом полномочия отказывать вашему ребенку! Письменный отказ вы можете получить, только обратившись также письменно в управление образования с требованием предоставить место в детском саду для вашего ребенка. Отличным подспорьем при обращении в прокуратуру будет конкретный факт необоснованного предоставления места ребенку, который был зарегистрирован позднее вашего и не имеет никаких льгот.
Любой гражданин нашей страны имеет право бесплатно обращаться с предложением, заявлением, жалобой в органы местного самоуправления (администрацию города), имеет право знакомится с документами и материалами, касающиеся его обращения.
Всегда следует запрашивать письменный ответ по существу поставленных вопросов.
При рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка госпошлина не взимается (пп.15 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).
Аргументы на возражения ответчика:
— Вы встали на очередь поздно.
— В законодательстве отсутствует установление сроков предоставление места в детском саду, но место в детском саду гарантируется. Никаким документом не указаны точные сроки постановки, и понятия «рано» или «поздно» относительные.
— Ну, мы же вам не отказываем в образовании, мы вас поставили на очередь и в свое время вы получите путевку.
— Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, то есть постановка на очередь еще не означает, что ребенок в данный момент получает образование, и в очереди можно простоять и 5 лет, и это не значит, что ребенок участвует в образовательном процессе. Право на дошкольное образование у ребенка наступает с момента заявления об этом его родителя (законного представителя) в мэрию.
— Вашему ребенку нет еще трех лет.
— В соответствии с Типовым положением о ДОУ дошкольное образование могут получать дети в возрасте от 2 месяцев и до 7 лет.
— По Постановлению главы нашего населенного пункта правила приема устанавливает муниципалитет, что разрешено Федеральным законом «Об образовании».
— Муниципалитету вверено устанавливать правила приема, правила комплектования, а не собственно прием и непосредственно комплектование, то есть не решать, кому из детей получать образование, а кому нет, а решать, например, какие медицинские документы необходимы, сколько групп открывать в данном детсаду и т.п. — то есть просто обеспечить организацию механизма раздачи путевок. Законодательные акты местного значения должны исполняться в соответствии с высшими нормативными актами. А, судя по логике вашего Постановления, вы можете оставить во всем городе один единственный детский сад, и тогда почти все дошкольники будут лишены гарантированного им Конституцией образования, а виновными вы считать себя не будете, несмотря на то, что допустили такую ситуацию.
— Если мы дадим вам путевку, то нарушим права других детей, стоящих перед вами.
— Во-первых, данное судебное заседание не рассматривает нарушение прав других детей, поскольку вы не являетесь их представителями (у представителя должны быть доверенности от родителей); во-вторых, в вашей компетенции и в ваших полномочиях создавать места, и если бы вы исполняли в полном объеме вверенные вам обязанности, то не возникало бы очереди и ничьи права бы не нарушались.
Следует также указывать на то, что понятие «муниципальное дошкольное образовательное учреждение» гораздо шире, чем «детский сад». МДОУ — это юридическое лицо, а не строение, в котором занимаются дети. Никто не запрещает мэрии приобретать некие площади для расширения количества мест и групп в детском саду и передавать их МДОУ. Более того, мэрия, напротив, имеет для этого юридические (законодательство РФ и прописанные в нем полномочия) и финансовые (собственный бюджет) механизмы для надлежащего исполнения своих обязанностей. Это обязательно нужно проговорить судье: даже она в этом может не разобраться.
— Мы же вам предлагаем группу кратковременного пребывания, ваш ребенок и там может получить дошкольное образование
— Группы с различным режимом пребывания придуманы для того чтобы родитель мог исполнять свои трудовые обязанности без коллизии с обязанностями по воспитанию ребенка. Именно для этого и существуют детские сады и на это направлено Типовое положение о ДОУ, принятое Правительством РФ. Я как законный представитель ребенка вправе самостоятельно определять, в группе с какой продолжительностью пребывания будет заниматься мой ребенок, а если у вас нет свободных мест в таких группах, то вы не исполняете в полной мере свои полномочия.
Любое ваше высказывание в суде должно быть аргументировано нормой закона. Домыслы судом не будут приняты во внимание.
На всех последующих заседаниях, если таковые будут, нужно повторять то же самое, что и всегда, больше аргументов в принципе нет и не нужно. На судебных заседаниях отвечать, обращаться нужно стоя, и в целом держаться надо уверенно, поскольку закон на вашей стороне. Не нужно эмоций. Если ответчик в ходе судебного процесса говорит о том, что, скорее всего, в ближайший набор вам дадут путевку, спросите, могут ли они это гарантировать, и если могут и вас это устраивает, то нужно затребовать письменное доказательство с печатью и подписью директора департамента, если это не будет сделано – иск не отзывайте. Текст «шапргалки» подготовил координатор РДДДО в Химках Кирилл Дружинином, специально для Letidor
Источник