Ребенку 5 лет не запоминает цифры
Что делать, если ваш ребёнок никак не может запомнить цифры?
Другие запоминают, а ваш – ни в какую! Обидно.
И, главное, – почему это происходит?! Непонятно.
Ведь ребёнок-то – ничем не хуже остальных, правда?
А, если уж быть предельно откровенными, то местами-то — даже и лучше! Умный ведь и талантливый…
Знакомая история? Вот и у нас всё было также ???? .
Что делать, если ваш ребёнок не может запомнить цифры? Как помочь?
Маша у нас умница. Очень сообразительная и талантливая и … Ну, вы поняли.
А вот цифры запомнить – никак не выходило! Сколько ни повторяли, ни считали, наклейки наклеивали – никакого проку.
Все цифры для Маши были на одно лицо.
Стоп!
«На одно лицо»
Вот оно! В этом и оказался главный секрет Маши и многих других детей.
Всё дело в восприятии! Оно у людей разное. Не только у детей, кстати.
Есть дети, для которых единица это – единица, а двойка это – двойка. Ну, знаете, как осёл это – осел, а барашка это – барашка. Вы бы, наверное, удивились, если ваш ребёнок не мог отличить осла от барана, так?
А есть дети для которых единица, двойка, тройка и все-все-все (равно как и буквы!) –
ПРОСТО ЗА — КО — РЮ — ЧКИ!
И вот теперь представьте себе. Дают вам листок закорючек и говорят:
– Эта закорючка называется «один», эта «два», а это вообще, – буква «а»! Всё запомнил? Повтори!
Представили? Страшно? Вот так и деткам, у которых никак не запоминаются цифры и буквы.
Ну да ладно, страшного в этом теперь ничего нет, ведь мы уже придумали решение, которое помогло нам выучить сначала буквы, а затем – и цифры.
Выучить буквы вам поможет наша «Азбука маленьких поэтов», а сегодня же мы расскажем вам о том,
Как помочь ребёнку быстро запомнить цифры
суть методики
Как помочь? Очень просто! Вернёмся к сути, скажем так, «неприятности» (жуть, как не люблю слово «проблема») .
Все цифры на одно лицо! Значит, нам нужно «придумать лицо» каждой цифре!
То есть – форма каждой цифры должна перестать для ребёнка стать закорючкой, а должна стать особенной, запоминающейся.
Ну и, конечно, запоминаться она должна не просто так, а вместе с названием.
Все эти условия мы учли, и придумали стишки-ассоциации. Но ассоциации не просто с цифрой(таких вы найдёте много), а ещё и с формой цифры. Название цифры намеренно является рифмой. Теперь одну цифру нельзя перепутать с другой.
Да! На каждой картинке обязательно поищите вместе с малышом ровно столько чего-нибудь, сколько обозначает цифра.
Как быстро выучить с ребёнком цифры до 10
методика Волшебный «Стихосчёт»
0 — ноль
Нет баранки ни одной!
Значит, это цифра НОЛЬ!
1 — один
Худой носатый господин
Стоит столбом всегда ОДИН!
2 — два
Лебедь выплыл к нам едва,
Превратился в цифру два!
3 — три
Два колечка ты потри
И получишь цифру три!
4 — четыре
Это – вешалка в квартире!
А ещё – цифра четыре!
5 — пять
Если хвостик закруглять,
Сразу станешь цифрой пять!
6 — шесть
Сверху круга хвостик есть?!
Значит, это цифра шесть!
7 — семь
Покосился столб совсем!
Получилась цифра семь!
8 — восемь
Неваляшку мы попросим
Стать сегодня цифрой восемь!
9 — девять
Снизу круга хвост приделать,
И получим цифру девять!
Вот и все наши цифры!
Мы с Машей, когда учили цифры, играли в школу, конечно же.
Каждый урок учили одну цифру, один стишок, раскрашивали одну цифру и дополняли ей свою рабочую тетрадку с изученными цифрами.
Напомню, что теперь и вы имеете возможность распечатать цветной «Стихосчёт» и раскраски с цифрами и прописями! Наконец-то я нашла время и собрала всё в сборник, который находится здесь.
Быстрого вам запоминания!
Да, если вам подходит наша методика, напомню, что точно таким же методом вы можете изучить и буквы с нашей «Азбукой маленьких поэтов»!
Источник
Секрет номер 0, а может вовсе не секрет: счёт и знание цифр это разные навыки, и первым делом придется заняться счётом. Для этого громко считаем:
— ступеньки;
— яблоки / ягодки / кусочки на тарелке;
— лапки / рожки / хвосты / носы и даже пятнышки на спинках животных, которых повстречали на улице и увидели в книжке.
Счёт часто осваивается «сам собой» без каких-то особых упражнений и усилий родителей. А вот цифры сами собой редко запоминаются, вот тут и начинаются настоящие секретики.
1. Почему названия животных и имена людей дети запоминают легче, чем названия цифр? Потому что зверюшки пушистые, зубастые, добрые, злые, а цифры….неживые, поэтому неинтересные. Первое, что нужно сделать прежде чем знакомить ребёнка с новой цифрой — придумать ей смысл и наполнить эмоционально. Это очень просто, особенно, если счёт из пункта 0 вы более менее освоили. «Сколько тебе лет? 2! Правильно, вот твоя цифра 2. Где Машина/ Петина цифра? Покажи! Молодец! Какая это цифры? Правильно, два.» Приговарием и пальчиком тыкаем в цифру. Достаём фотографию с прошлого дня рождения, там где торт и красивая цифра 1. И рассказываем эту невероятную историю, как Петя (или Вася) был мааааленьким и у него была своя цифра — один! А теперь он такой большой и у него цифра… Какая? (тыкаем — тыкаем в новую «знакомую» двойку) правильно, два! Вот так с двумя цифрами и познакомились.
2. Закрепление это второй секрет, который все знают, но делают не совсем правильно. Не надо одну и ту же книжку с цифрами листать или на один и тот же плакат на стене показывать и задавать вопрос «какая цифра?». Вообще плакаты можно снять, жизнь вокруг нас наполнена цифрами, дайте ребёнку это увидеть. Найдите знакомые цифры на номере папиной машины. Ждёте на остановке автобус, скажите малышу, что нам нужен автобус с цифрами «три три». И номер дома посмотрите и запомните.
3) Допустим, вы исчерпали резерв эмоционально заряженных цифр. Ну вот нет ничего вокруг с цифрой 8, тогда включаем третий секрет — ассоциации. Рисуем цифру 8, объявляем как её зовут, говорим, что это не просто цифра, это… Матрёшка /снеговик. Пририсовывавем глаза, пуговки и прочие атрибуты, потом ещё раз обводим жирным контур цифры и говорим, что этого снеговика зовут «ВОСЕМЬ», а что он снеговик это большой секрет, так что тссс. Потом где-то увидев 8, спросите на ушко тихонько «гляди, снеговичок спрятался, как его зовут».
4. Ещё один секрет, это стихи. Вот как это делать на примере очень лёгкого, смешного стихотворения.
Только солнышко встает,
Начинает Галка счет.
Вот Петух шагает важный.
Петуха узнает каждый:
Шпоры носит господин.
Галка счет ведет:-ОДИН!
Подбежал к нему Щенок,
Чуть не сбил он Петю с ног…
Вот шальная голова!
Продолжает Галка:- ДВА!
За щенком пришел котенок,
Полосатый, как тигренок.
А глаза, как фонари.
Говорит нам Галка:- ТРИ!
Из крапивы вылез Гусь:
«Никого я не боюсь…
Я храбрей всех в целом мире!»
Щурит Галка глаз:- ЧЕТЫРЕ!
Пробежала лишь минутка,
На тропинку вышла Утка.
Стала Галка прибавлять,
Получилось ровно ПЯТь!
С неба бабочка спустилась
И над Уткой закружилась.
Хочет на нос ей присесть,
Рассмеялась Галка:- ШЕСТь!
У реки догнал их Ёж,
Что на елочку похож.
Объявила Галка всем:
-Вас теперь, ребята, СЕМь!
За ежом пришла Коза-
Любопытные глаза.
Говорит ей Галка:- Фрося,
Я тебя считаю: ВОСЕМь!
Кто там спрятался за кустик?
Кто свистит там? Это- Суслик!
Он решил игру затеять.
Посчитала Галка:- ДЕВЯТь!
Зажужжала тут Пчела,
В хоровод всех позвала.
-ДЕСЯТь!- всех считает Галка.
Вот и кончилась считалка.
Оно длинное, поэтому сажаем ребёнка на качели и весело читаем в ритм раскачиваний. Главное, когда звучат цифры, доставать листочки с цифрами. Чувствуете, что текст немножко уложился в голове, тогда в самый ответственный момент (в конце каждого четверостишия) замолкаем, стимулируем ребёнка самостоятельно назвать цифру, которую мы показываем.
5. И последний совет-секрет: дать ребёнку присвоить цифру чему-нибудь. Например, у нас остались наклейки с цифрами и мы поняли, что у наших игрушечных машин, в отличие от настоящих, нет номеров. Устраняя этот недостаток, мы играли в ГИБДД, по очереди проводя техосмотр и присваивая (и приклеивая) произвольный номер.
У вас девочка? Тогда достаём 5 игрушечных кошек и читаем стихотворение «Вы послушайте, ребята, я хочу вам рассказать, родились у нас котята, их по счёту ровно пять». Вы читаете, ребёнок развешивает «медальончики» с цифрами, называя котят.
Источник
HELP!!!Ðåáåíêó 5 ëåò, íå çàïîìèíàåò öèôðû è áóêâû!… | #5507 | íàâåðõ |
Àâòîð: ÄóøÀ ñôèíêñà (Áåé ðàçâåäåíöåâ) Äîáðûé âå÷åð!Äåâî÷êè, ïîìîãèòå, ïîñîâåòóéòå,÷òî äåëàòü, ñûíó 5 ëåò,à îí íå çàïîìèíàåò öèôðû è áóêâû,íå ïîâòîðÿåò è íå ìîæåò íàéòè èõ íà êàðòèíêå!Ìá êòî ñòàëêèâàëñÿ??? Ïî 50 ðàç ïîâòîðÿþ, ïîêàçûâàþ, à êîãäà ïðîøó íàéòè èëè ïîâòîðèòü, òî íå ìîæåò èëè íå õî÷åò… | ||
1/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: HELP!!!Ðåáåíêó 5 ëåò, íå çàïîìèíàåò öèôðû è áó… | #5509 | íàâåðõ | |
Àâòîð: Ï÷¸ëêà (íåâåäîìà çâåðþøêà)
â ïåðâóþ î÷åðåäü óñïîêîèòüñÿ ñ öèôðàìè . ÿ íåæíî ëþáëþ Ïåòåðñîíà. ïðàâäà, ìîåìó òîëüêî 3. è ïîêóïàòü íàäî íå òîëüêî òåòðàäêó (îò íåå òîëêó ìàëî), à ðóêîâîäñòâî , òàì èãðû è â èãðîâîé ôîðìå èíôó çàïîìèíàþò äåòêè. ïëþñ äåìîíñòðàöèîííûé ìàòåðèàë. è â ïîâñåäíåâíîé æèçíè öèôåðîê ïîáîëüøå. åùå ÿ ìîíòåññîðè â ïëàíå ÷òåíèÿ è îáó÷åíèÿ ñ÷åòó ëþáëþ. íî ïîêà íà ïðàêòèêå , â ñèëó âîçðàñòà ðåáåíêà, íå ïðèìåíÿëà. òàì ÷åðåç ïèñüìî îáó÷àþò.. êíèæêè íàäî èñêàòü. ëó÷øå íå â íàøèõ êíèæíûõ, à ÷åðåç ëàáèðèíòîçîí è òàì â îòçûâàõ êîïàòüñÿ, ñìîòðåòü èëëþñòðàöèè. íó è âîò òóò [Ñîîáùåíèå èçìåíåíî ïîëüçîâàòåëåì 16.11.2011 21:35] | |||
| Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: HELP!!!Ðåáåíêó 5 ëåò, íå çàïîìèíàåò öèôðû è áó… | #5511 | íàâåðõ |
Àâòîð: katerina(skazka)ëåòî íàâñåãäà (Î ïîëüçîâàòåëå) Èùèòå ëîãîïåäà-äåôåêòîëîãà äëÿ èíäèâèäóàëüíûõ çàíÿòèé è îáñëåäîâàíèÿ. (ïî îòçûâàì çíàêîìûõ, ïî ìàìñêèì ñàéòàì, ìîæåò, ïîïðîñèòüñÿ íà êîíñóëüòàöèþ â ðå÷åâóþ øêîëó, ÷òîá îòòóäà ñïåö ïîðàáîòàë). Õîðîøèé ñïåö ïîäñêàæåò êàêèõ âðà÷åé ïîñåòèòü ÷òîá èñêëþ÷èòü âîçìîæíûå ñëîæíîñòè ñî çäîðîâüåì è åñëè íàäî, | ||
1/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: HELP!!!Ðåáåíêó 5 ëåò, íå çàïîìèíàåò öèôðû è áó… | #5512 | íàâåðõ | |
Àâòîð: katerina(skazka)ëåòî íàâñåãäà (Î ïîëüçîâàòåëå)
àãà, ÿ ïèñàëà èñõîäÿ èç òîãî, ÷òî ïðîáëåìà òî÷íî åñòü. Íî âñ¸ æå ÿ á ïîèñêàëà ñïåöèàëèñòà 🙂 | |||
| Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: HELP!!!Ðåáåíêó 5 ëåò, íå çàïîìèíàåò öèôðû è áó… | #5513 | íàâåðõ | |
Àâòîð: Ï÷¸ëêà (íåâåäîìà çâåðþøêà)
ÿ ðåøèëà, ÷òî îíè è òàê íàáëþäàþòñÿ, ðàç â ëîãîïåäè÷åñêèé ñàäèê õîäÿò. õîòÿ äà, ñïåöîâ â ïåðâóþ î÷åðåäü. | |||
| Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: HELP!!!Ðåáåíêó 5 ëåò, íå çàïîìèíàåò öèôðû è áó… | #5514 | íàâåðõ |
Àâòîð: ÄóøÀ ñôèíêñà (Áåé ðàçâåäåíöåâ) Ñâåòà, ñïàñèáî! Ñåé÷àñ ó ìåíÿ ðåáåíîê â ñòàðøåé ãðóïïå(Ïåðåâåëè íåäåëþ íàçàä ïî ïðîñüáå âîñïèòêè èç Ñðåäíåé ãðóïïû.,êóäà îí è èçíà÷àëüíî õîäèë…) è çàíÿòèÿ ó íèõ ñåðüåçíûå Ìàòåìàòèêà Ìàòåìàòè÷åñêèå ñòóïåíüêè Êîëåñíèêîâà Å.Â.,ñ ïðîïèñÿìè è ïðèìåðàìè íà ñëîæåíèå è âû÷èòàíèå, çàíÿòèÿ ñ ëîãîïåäîì ïî | ||
| Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: HELP!!!Ðåáåíêó 5 ëåò, íå çàïîìèíàåò öèôðû è áó… | #5515 | íàâåðõ |
Àâòîð: ÄóøÀ ñôèíêñà (Áåé ðàçâåäåíöåâ) Çàíèìàåìñÿ òàêæå ïî äîìàøíåìó ëîãîïåäó è ó÷èìñÿ ãîâîðèòü ïðàâèëüíî(ïðîãðàììû íà êîìïå) | ||
| Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: HELP!!!Ðåáåíêó 5 ëåò, íå çàïîìèíàåò öèôðû è áó… | #5516 | íàâåðõ |
Àâòîð: Ï÷¸ëêà (íåâåäîìà çâåðþøêà) Ðàç íåò îòêëîíåíèé, ìîæåò, âàì ïî ññûëêå ìîåé ïîäîéäåò ìåòîä. Âûó÷èòü íåñêîëüêî áóêâ, à ïîòîì èç íèõ ñëîâà ñêëàäûâàòü. Ó ðåáåíêà òîãäà ñòèìóë ïîÿâèòñÿ. ÏÎ ññûëêå íà 4 ñòðàíèöå êàê ðàç òàêèå ïðîñòûå ñëîâà. Ìó, Ìå, Ìàìà è ò.ï. Ïîïðîáóéòå, âäðóã ïîéäåò 🙂 | ||
| Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: HELP!!!Ðåáåíêó 5 ëåò, íå çàïîìèíàåò öèôðû è áó… | #5517 | íàâåðõ |
Àâòîð: ÄóøÀ ñôèíêñà (Áåé ðàçâåäåíöåâ) Ñïàñèáî åùå ðàç, Ñâåòà! | ||
| Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: HELP!!!Ðåáåíêó 5 ëåò, íå çàïîìèíàåò öèôðû è áó… | #5518 | íàâåðõ |
Àâòîð: Ï÷¸ëêà (íåâåäîìà çâåðþøêà) 🙂 ïîæàëóéñòà.. Êàòÿ, òû, êñòàòè, ïðîñèëà ïîëåçíûå ññûëêè. Ôîðóì «ìîé êàíîí» — ýòî öåëàÿ ãàëåðåÿ ïîëåçíûõ ññûëîê. õîòÿ òîæ õâàòàåò ñâîèõ ïðèêîëîâ.. íî â öåëîì ÿ òàì ìíîãî ïîëåçíîãî ïî÷åðïíóëà.. | ||
| Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: HELP!!!Ðåáåíêó 5 ëåò, íå çàïîìèíàåò öèôðû è áó… | #5536 | íàâåðõ |
Àâòîð: Katrina55 Ýëåìåíòàðíî — åù¸ íå âðåìÿ. Èëè îí ïðîñòî íå õî÷åò. Ó ìåíÿ ìëàäøèé âîîáùå ñðàçó ïëà÷åò, êîãäà ñàäèøüñÿ ñ íèì çàíèìàòüñÿ. Ýòî áûë â 5. ß è ñåé÷àñ íå ëåçó, õîòÿ âèæó, ÷òî îí è ñ÷èòàòü óìååò, è áóêâû çíàåò.  øêîëå íàó÷àò. | ||
| Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: HELP!!!Ðåáåíêó 5 ëåò, íå çàïîìèíàåò öèôðû è áó… | #5633 | íàâåðõ |
Àâòîð: cheburashko Ïðîãðàììà Íèùåâîé, âîîáùå-òî,ïðåäóñìàòðèâàåò (!) îáó÷åíèå ÷òåíèþ ëîãîïåäîì. Ïîäîéäèòå ê Âàøåìó ëîãîïåäó,ïåðåãîâîðèòå. Îáû÷íî â ëîãîïåäè÷åñêèõ âñåõ äåòåé äîëæíû ÍÀó÷èòü ÷òåíèþ. Äëÿ ýòîãî åñòü ñïåöèàëüíûå ïðè¸ìû, ò.ê. îáû÷íîå îáó÷åíèå áîëüøèíñòâó èç íèõ íå ïîäõîäèò. | ||
| Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: HELP!!!Ðåáåíêó 5 ëåò, íå çàïîìèíàåò öèôðû è áó… | #5908 | íàâåðõ |
Àâòîð: S_Ne)I(naya Ìû çàíèìàëèñü ñ ëîãîïåäîì-äåôåêòîëîãîì, áåñïëàòíî, â öåíòðå «Ðåñóðñ». Òàì ïðàâäà â îñíîâíîì îíè ñ ìàëûøàìè 1-3ã çàíèìàþòñÿ, íî è áîëåå ñòðàøèõ äåòîê áåðóò, åñëè èìååòñÿ íåîáõîäèìîñòü. Íà êîíñóëüòàöèþ òî÷íî áåðóò, ÿ ñïðàøèâàëà äëÿ çíàêîìîé, ó íå¸ â 4ã ðåá¸íîê ïðàêòè÷åñêè íå ãîâîðèò. Âîò òóò îá ýòîé | ||
| Ïîäåëèòüñÿ: |
Âíèìàíèå! ñåé÷àñ Âû íå àâòîðèçîâàíû è íå ìîæåòå ïîäàâàòü ñîîáùåíèÿ êàê çàðåãèñòðèðîâàííûé ïîëüçîâàòåëü.
×òîáû àâòîðèçîâàòüñÿ, íàæìèòå íà ýòó ññûëêó (ïîñëå àâòîðèçàöèè âû âåðíåòåñü íà
ýòó æå ñòðàíèöó)
Источник
Скопирую сюда со своей стены в ВК:
Скорочтению можно (и нужно) обучиться за примерно 20 минут. Далее вы будете просто нарабатывать технику и больше практиковаться, но 20 минут — вполне реальный показатель.
Начну с предыстории: ещё в 1998 году в Принстонском университете проходил семинар «Проект PX» (Project PX), посвящённый высокой скорости чтения. «Проект PX» — это трёхчасовой когнитивный эксперимент, который позволяет увеличить скорость чтения на 386%. Эксперимент проводился над людьми, разговаривающими на пяти языках, и даже страдающие дислексией обучались читать до 3 000 слов технического текста в минуту, 10 страниц текста. Страница за 6 секунд. Для сравнения: средняя скорость чтения в США составляет от 200 до 300 слов в минуту. У нас, в связи с особенностями языка, от 120 до 180 слов в минуту. И вы вполне можете увеличить свои показатели до 700–900 слов в минуту.
Всё, что нужно, — это понять, по каким принципам работает зрение человека, на что попусту тратится время в процессе чтения и как перестать его тратить. Когда мы разберём ошибки и потренируемся их не делать, вы будете читать в несколько раз быстрее, и не бездумно пробегая глазами, а воспринимая и запоминая всю прочитанную информацию.
Вы готовы приступить к эксперименту? Тогда начнём.
Вам понадобится:
книга не менее 200 страниц;
ручка или карандаш;
таймер.
Книга должна лежать перед вами, не закрываясь (прижмите страницы, если она норовит закрыться без поддержки). Найдите книгу, которую не надо держать, чтобы она не закрывалась. На одну сессию упражнений вам понадобится не менее 20 минут. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в это время. И прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, вот несколько коротких советов, как увеличить скорость чтения.
Делайте как можно меньше остановок при чтении строчки текста: когда мы читаем, глаза передвигаются по тексту не плавно, а скачками. Каждый такой скачок заканчивается фиксацией внимания на части текста или остановкой взгляда на области приблизительно в четверть страницы, вы как будто делаете снимок этой части листа. Каждая остановка глаз на тексте длится от 1/4 до 1/2 секунды. Чтобы почувствовать это, закройте один глаз и легонько прижмите веко кончиком пальца, а вторым глазом попытайтесь медленно скользить по строке текста. Скачки становятся ещё очевиднее, если скользить не по буквам, а просто по прямой горизонтальной линии. Ну как, чувствуете скачки?
Старайтесь как можно реже возвращаться назад по тексту: человек, читающий в среднем темпе, довольно часто возвращается назад, чтобы перечитать упущенный момент. Это может происходить сознательно и бессознательно. В последнем случае подсознание само возвращает глаза на то место в тексте, где была потеряна концентрация. В среднем на сознательные и бессознательные возвраты назад по тексту уходит до 30% времени.
Тренируйте концентрацию для увеличения охвата слов, прочитанных за одну остановку: люди со средней скоростью чтения используют центральный фокус, а не горизонтальное периферическое зрение. За счёт этого они воспринимают вполовину меньше слов за один скачок зрения.
Тренируйте навыки по отдельности: упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение техники для увеличения скорости и чтение с пониманием.
Главное правило: тренируйте технику на скорости, в три раза превышающей желаемую скорость чтения. Например, если сейчас ваша скорость чтения составляет где-то 150 слов в минуту, а вы хотите читать 300 слов в минуту, нужно тренироваться читать 900 слов в минуту.
Шаг первый: определение начальной скорости чтения
Сейчас придётся посчитать количество слов и строчек в книге, которую вы выбрали для тренировки. Будем вычислять примерное количество слов, поскольку считать точное значение будет слишком муторно и долго. Для начала считаем, сколько слов помещается в пяти строчках текста, делим это число на пять и округляем. Я насчитал 40 слов в пяти строчках: 40 : 5 = 8 — в среднем восемь слов в строчке. Дальше считаем количество строчек на пяти страницах книги и делим полученное число на пять. У меня получилось 194 строки, я округлил до 39 строк на странице: 195 : 5 = 39. И последнее: считаем, сколько слов помещается на странице. Для этого среднее количество строк умножаем на среднее количество слов в строчке: 39 * 8 = 312.
Теперь самое время узнать свою скорость чтения. Ставим таймер на 1 минуту и читаем текст, спокойно и не торопясь, как вы обычно это делаете. Сколько получилось? У меня чуть больше страницы — 328 слов.
Шаг второй: ориентир и скорость
Как я уже писал выше, возвраты по тексту и остановки взгляда занимают много времени. Но вы вполне можете их сократить, используя инструмент для отслеживания своего фокуса. В качестве такого инструмента вам будет служить ручка, карандаш или даже ваш палец. Ведь при подсчёте слов и строчек вы наверняка использовали карандаш или палец, который помогал не сбиться со счёта? Его же мы будем использовать для тренировки.
1. Техника (2 минуты)
Попрактикуйтесь, используя ручку или карандаш для удержания фокуса. Плавно ведите карандаш под строчкой, которую читаете в данный момент, и концентрируйтесь на том месте, где сейчас находится кончик карандаша. Следим кончиком карандаша по строчкам. Задавайте темп кончиком карандаша и глазами следите за ним, не отставая за счёт остановок и возвратов по тексту. И не волнуйтесь насчёт понимания текста, ведь это упражнение на развитие скорости, а не понимания. Старайтесь пройти каждую строчку за 1 секунду и с каждой страницей увеличивать скорость. Не задерживайтесь на одной строчке более 1 секунды ни при каких обстоятельствах, даже если вы вообще не понимаете, о чём речь в тексте.
С такой техникой у меня получилось прочитать 936 слов за 2 минуты, значит, 460 слов в минуту. Что интересно, когда следишь ручкой или карандашом, кажется, что зрение опережает карандаш, и ты читаешь быстрее. А когда пробуешь убрать его, тут же зрение как бы рассредоточивается по странице, как будто фокус отпустили, и он начал плавать по всему листу.
2. Скорость (3 минуты)
Повторяйте технику с трекером, но на прочтение каждой строки выделяйте не больше полсекунды (читайте две строчки текста за время, которое требуется, чтобы произнести «двадцать два»). Скорее всего, вы не поймёте вообще ничего из того, что прочитали, но это и не важно. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и эти упражнения помогают вам адаптироваться к системе. Не снижайте скорость на протяжении 3 минут. Концентрируйтесь на кончике своей ручки и технике увеличения скорости.
За 3 минуты такой бешеной гонки я прочитал пять страниц и 14 строк, в среднем 586 слов в минуту. Самое трудное в этом упражнении — не замедлять скорость движения карандаша. Это реальный блок: ты всю жизнь читал, чтобы понимать то, что читаешь, и от этого не так просто отрешиться. Мысли цепляются за строчки в стремлении вернуться, чтобы понять, о чём речь, и карандаш тоже начинает замедляться. Трудно также сохранять концентрацию на таком вот бесполезном чтении, мозг сдаётся, и мысли улетают куда подальше, что также отражается на скорости карандаша.
Шаг третий: расширяем область восприятия
Когда вы концентрируете взгляд в центре монитора, всё равно видите его крайние области. Так и с текстом: концентрируетесь на одном слове, а видите несколько слов, окружающих его. Так вот, чем больше слов вы научитесь видеть таким образом с помощью периферического зрения, тем быстрее вы сможете читать. Расширенная область восприятия позволяет увеличить скорость чтения на 300%. Новички с обычной скоростью чтения тратят своё периферическое зрение на поля, то есть пробегают глазами по буквам абсолютно всех слов текста, от первого до последнего. При этом периферическое зрение тратится на пустые поля, а чтец теряет от 25 до 50% времени. Прокачанный чтец не будет «читать поля». Он пробежит глазами только по нескольким словам из предложения, а остальные увидит периферическим зрением. Примерная картина концентрации зрения опытного чтеца: слова по центру читаются, а туманные отмечаются периферическим зрением. Следовательно, нужно фокусироваться на центральных словах. Вот пример. Прочитайте это предложение: «Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд». Если вы начинаете читать со слова «студенты» и заканчиваете «чтением», то экономите время на прочтение целых пяти слов из восьми! А это сокращает время на чтение этого предложения более чем вдвое. Этого можно добиться за три упражнения:
1. Техника (1 минута)
Используйте карандаш, чтобы читать как можно быстрее, начинайте читать с первого слова строчки и заканчивайте последним в строчке. То есть пока никакого расширения области восприятия — просто повторяете упражнение № 1, но тратите на каждую строчку не более 1 секунды. Ни при каких обстоятельствах на одну строчку не должно уходить больше 1 секунды.
2. Техника (1 минута)
Продолжайте задавать темп чтения с помощью ручки или карандаша, но читать начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте читать строчку за два слова до конца.
3. Скорость (3 минуты)
Начинайте читать с третьего слова в строчке и заканчивайте за три слова до конца, при этом передвигайте свой карандаш со скоростью одна строчка за полсекунды (две строчки за время, которое требуется, чтобы сказать «двадцать два»). Если вы не поймёте ни строчки из прочитанного, это нормально. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и не стоит заботиться о скорости. Концентрируйтесь на упражнении изо всех сил и не позволяйте разуму уплывать подальше от неинтересного занятия.
Шаг четвертый: проверьте свою новую скорость
Теперь пора проверить свою новую скорость чтения. Ставьте таймер на 1 минуту и читайте на максимальной скорости, при которой вы продолжаете понимать текст. У меня получилось 720 слов в минуту — в два раза быстрее, чем до начала занятий по этой методике. Это классные показатели, но они не удивляют, потому что сам начинаешь замечать, как расширилась область охвата слов. Не тратишь время на поля, не возвращаешься назад по тексту, и скорость значительно увеличивается.
PS В комментариях можно поделиться своими результатами, будет интересно сравнить 😉
Источник