Ребенку 5 лет говорит не четко
Для родителей свой ребенок априори является особенным. Из-за этого зачастую пропускаются тревожные «колокольчики» в развитии малыша. Ведь когда ребенку годик, молчание или слова, понятные только матери, считаются нормой. Но, например, к пяти годам эта особенность уже не выглядит такой милой, она настораживает и побуждает к решению теперь уже возникшей проблемы.
Ребенок плохо говорит в 5 лет: причины и лечение
Среди множества мнений за основу в психологии берут классификацию А.Н. Леонтьева, согласно которой выделяют четыре этапа.
- Подготовительный (до года). В начале жизни малыш приспосабливается к новым условиям существования, поэтому все способы его реакции на окружающий мир сводятся к плачу и крику. К счастью, этот насыщенный период длится, в среднем, до одного месяца, после чего начинается распознавание голосов и интонаций. С двух месяцев подключается гуление, а в три появляется непонятный лепет. Затем наступает пора считывания и подражания. Ребенок запоминает услышанное и пытается воспроизвести. Так рождаются первые слоги и слова.
- Преддошкольный (от года до трех). Этап характеризуется становлением речи. Все начинается с нескольких слов, не несущих смысловой нагрузки. Такая коммуникация носит название ситуационной. То есть характер слов определяет ситуация, при которой они были употреблены. Все это сопровождается активной мимикой и жестикуляцией. К двум годам ребенок уже отлично понимает взрослого и активно пополняет словарный запас, произнося слова более четко. В возрасте трех лет начинает выстраиваться грамотность речи, слова произносятся в падежных формах, склоняются и могут быть употреблены в множественном числе.
- Дошкольный (от трех до семи лет). В этот период ребенок начинает общаться связно, простыми предложениями, со временем все больше усложняя свою речь. Дикция становится чище, формируется способность слышать себя и исправлять ошибки, т.е. следить за произношением. Кругозор расширяется, и в 5 лет пересказ сказки не представляет трудности.
- Школьный (от 7 до 17 лет). Появляется письменная речь, приходит осознание грамматических правил построения и целенаправленное внедрение их в жизнь.
К сведению! Для правильного прохождения всех этапов и достижения продуктивности в развитии малыш должен расти в благоприятном речевом окружении, обладать хорошим слухом и зрением, иметь нормальные умственные способности и быть психически здоровым.
Выявляем причины задержки речевого развития в этом возрасте
Если ребенок плохо говорит в 5 лет, стоит обратить внимание на предрасполагающие факторы и причины, в основе которых наблюдаются следствия повреждения центральной нервной системы и головного мозга. Они могли возникнуть при:
- Травме, инфекции матери во время беременности (могут повлиять на развитие плода).
- Осложненных родах.
- Заболеваниях ребенка, перенесенных в раннем детстве.
- Наследственных заболеваниях репродуктивной системы.
- Детской психической травме.
- Неправильном подходе к воспитанию (жестокость, гиперопека, отсутствие общения).
Причинные заболевания:
- ДЦП;
- психические расстройства;
- онкологические заболевания головного мозга;
- ненормальное внутричерепное давление;
- гидроцефалия;
- заболевания центральной нервной системы.
- глухота;
- аутизм;
- функциональные нарушения голосовых связок.
Что делать родителям
По мнению психологов, существуют научно-необоснованные причины, согласно которым ребенок в 5 лет плохо разговаривает.
Точка зрения психологов на проблемы развития речи
С учетом современных реалий стоит обратить внимание на:
- Ранний доступ к просмотру мультфильмов, развивающих программ в сети, онлайн играм. Подмена родительского внимания и забота безусловно сказывается на том, как разговаривают дети. Из этого плавно вытекает следующий пункт.
- Избыточное поступление информации. Психологи утверждают, что только с трехлетнего возраста малышам разрешается пользоваться гаджетами, но не более 30 минут в день.
- Еще одна причина – перевозбуждение. Ребенок может отставать в речевом развитии из-за чрезмерного шума, беспрерывной работы телевизора или громкой музыки.
К сведению! Стоит обратить внимание на длительность и интенсивность мелодий, используемых для успокоения или убаюкивания детей.
Условия, необходимые для правильного и своевременного развития речи
Что делать, если ребенок в 5 лет плохо разговаривает, и существует ли лечение — поможет правильная консультация специалиста. Также необходимо учитывать все условия при решении данной проблемы.
Продуктивное общение
Это методы общения, подразумевающие, что ребенок будет высказывать собственные связные мысли. Сюда относятся:
- пересказ своими словами;
- различные творческие задания и беседы;
- рассказывание небольших историй с одновременным просматриванием картинок.
Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.
Речь родителей и остального окружения ребенка должна быть богатой и насыщенной, грамматически правильной и с четким произношением. Немаловажно общение детей дошкольного возраста со сверстниками, во время которого происходит обмен впечатлениями, взаимопомощь друг другу. Это побуждает ребенка к разговору.
Игры для общения
Например, обыгрывание игрушек, краткие спектакли. Совместная деятельность положительно сказывается на развитии общения дошкольников со взрослыми.
К сведению! Хорошие результаты дают игры, развивающие мелкую моторику рук.
Ребенка просят показать пальчик или сделать какой-либо жест. Не стоит пренебрегать пением, разучиванием стишков и артикуляционными упражнениями.
Самый распространенный детский прием – научить ребенка дуть, например, задувать свечку или надувать мыльные пузыри. Разнообразные игры с общением также не будут лишними.
Несомненен факт, затруднения в коммуникации детей 5 лет не являются особенностью, необходимо сделать все возможное во избежание этой проблемы. Не стоит надеяться на человека с волшебным лекарством, которое поможет разговорить ребенка. Крайне важно с самого начала комплексно подходить к воспитанию и развитию детей, уделять этому время, изучать информацию, а не ждать точки невозврата.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
a data-link=»https://vk.com/id18397692″ data-target=»_blank» data-rel=»noopener noreferrer»>vk.com/span> ▪ a data-link=»https://www.instagram.com/lizavetakoneva/» data-target=»_blank» data-rel=»noopener noreferrer»>instagram.com/span>
Источник
Бывают ситуации, когда ребенок в 5,5 плохо говорит. В этом возрасте малыш должен выговаривать все звуки, а речь должна быть грамотной и понятной окружающим. Если в 5 и старше лет наблюдается отставание в речевом развитии, то родителям следует обращаться к врачу.
Специалист проведет необходимое обследование и выявит причину развития проблем. Лечение при этом включает в себя регулярные логопедические занятия, а также при необходимости лекарственные препараты.
Возможные причины
Речь у 5-летнего ребенка должна соответствовать уровню развития взрослого человека. Единственное отличие возможно в словарном запасе, но звукопроизношение находится на понятном для окружающих уровне.
Все причины нарушения выговаривания слов принято делить на две группы:
- органические, связанные со структурными изменениями в головном мозге или артикуляционном аппарате;
- функциональные, отражающие особенности психического развития ребенка.
Органические нарушения могут включать в себя внутриутробные аномалии развития ЦНС, повреждение нервной системы в результате гипоксии, в том числе, связанной с родами. Кроме того, частой причиной является нарушение прикуса, укороченная уздечка языка и другие особенности строения органов артикуляции. При выявлении подобных факторов, лечение направлено на их устранение с помощью оперативных вмешательств или медикаментозных средств.
К функциональным расстройствам относят нарушения слуха, недостаток внимания малыша, а также ряд психиатрических расстройств: аутизм, синдром гиперактивности и др. Подобные состояния нуждаются в лечении психотерапевтом. В некоторых случаях возможно использование лекарственных препаратов при отсутствии противопоказаний.
Различные варианты речевого недоразвития требуют специфического подбора методов коррекции. В связи с этим никогда не следует пытаться лечиться самостоятельно. При любых проблемах с речью родителям необходимо обратиться к логопеду или педиатру.
Основные проявления
Речевые нарушения у детей могут носить различный характер. Часто встречается заикание, ротацизм (невозможность выговорить «р») и другие проблемы с произношением отдельных звуков. Помимо этого, патология может носить комплексный характер и характеризоваться расстройствами лексикона, фонетики и грамматики.
Когда ребенок не может правильно говорить, важно поставить точный диагноз и на его основании подобрать индивидуальное лечение.
В зависимости от выраженности нарушений, принято выделять 4-е группы детей:
- Ребенок с расстройством первого уровня имеет практически полное отсутствие фразовой речи. По факту, подобный уровень речевых навыков соответствует возрасту в 1 год. Звукопроизношение и грамматика нарушены, а словарный запас минимален. При этом наблюдаются нарушения восприятия речи.
- При речевом нарушении второго уровня у ребенка имеются предложения, состоящие из 2-4 слов. Высказывания простые и не отличаются по содержанию. Как правило, слова не согласованы по падежам, лицу и времени, что связано с выраженным аграмматизмом. Важное отличие от расстройства 1 уровня − малыш может понимать речь окружающих людей.
- Расстройство речи 3 уровня характеризуется появлением фразовой речи с преобладанием простых предложений. Ребенок хорошо понимает окружающих, однако не может усвоить сложные грамматические конструкции. Объем лексикона соответствует возрасту. Дети активно пытаются разговаривать, но не могут правильно произносить сложные звуки и их сочетания.
- В пять лет чаще встречается задержка развития речи 4 уровня. В этом случае наблюдаются отдельные затруднения в произношении звуков и сложных комбинаций букв при чтении. Грамматика и словарный запас соответствуют возрасту. Как правило, навыки письма и чтения формируются своевременно.
Если у ребенка наблюдаются нарушения выговаривания звуков, то коррекция наиболее эффективна в раннем возрасте. В связи с этим, родителям следует сразу же обращаться к педиатру или логопеду, а не откладывать визит к специалисту на будущее.
Осложнения
Нарушения речи в детском возрасте могут грозить ребенку серьезными последствиями в дальнейшем:
- Трудности в освоении письма и чтения, так как оба этих навыка тесно связаны с речью. Если ребенок не может проговаривать звуки и их комбинации, то он может испытывать трудности с их зрительным восприятием, что может стать причиной дисграфии и дислексии.
- Общее отставание в психическом развитии, так как общение со сверстниками и взрослыми людьми является важным фактором формирования личности и когнитивных навыков: памяти, внимания и др.
- При взрослении ребенка возможно формирование психологического дискомфорта при общении в социуме с развитием замкнутости в себе. Очень часто, это может стать причиной развития расстройств аутистического спектра.
Профилактика негативных последствий заикания, ротацизма (невыговаривание звука «р») и других нарушений речи основана на раннем выявлении отклонений и их коррекции.
Необходимая диагностика
Если родители видят, что ребенок не может сказать какие-либо буквы или слова, то им следует обращаться к педиатру или логопеду. Логопедическая диагностика основывается на комплексном исследовании речи. Специалист изучает звукопроизношение, состояние связной речи, а также уровень развития грамматических навыков. Помимо этого, проводится исследование артикуляционного аппарата − состояния зубов, прикуса, языка и тонуса мышц. Важно провести изучение слуха, так как расстройства речи могут быть связаны с его снижением.
Во всех случаях у родителей узнают особенности течения беременности и родов, а также психомоторного развития ребенка в раннем возрасте. Врач-педиатр дополнительно обследует состояние нервной системы. С этой целью проводится электроэнцефалография (ЭЭГ), компьютерная или магнитно-резонансная томография. Методы позволяют выявить функциональные и органические расстройства в работе головного мозга.
Делать самостоятельные выводы по результатам обследования нельзя. Интерпретировать все полученные данные должен только медицинский специалист.
Подходы к лечению
Терапия нарушений речи всегда осуществляется комплексно, она включает в себя как логопедические методики, так и лекарственные препараты.
Среди медикаментов используют средства, улучшающие работу головного мозга:
- Ноотропы (Фенотропил, Пирацетам) − стимулируют обменные процессы в нейронах, обеспечивая улучшение их функции.
- Нейропротекторы (Кортексин) и антиоксиданты (Токоферол и др.) защищают нервные клетки от повреждения и положительно сказываются на их активности.
- Препараты, улучшающие метаболизм и оксигенацию нервной ткани (Актовегин, Церебролизин).
Назначает медикаменты врач, так как они имеют определенные показания и противопоказания к своему использованию. В противном случае, возможна их неэффективность или развитие побочных эффектов.
Важной частью лечения является логопедическая коррекция, которая включает в себя две группы методов:
- Логопедические упражнения, позволяющие ребёнку усвоить правильное звукопроизношение. Подобные задания изначально выполняются с логопедом, в последующем, родители могут самостоятельно заниматься с малышом. В зависимости от конкретного типа речевого дефекта специалист подбирает комплекс упражнений.
- Логопедический массаж, направленный на восстановление артикуляционной мускулатуры. Для его проведения используют специальные зонды. Рекомендуется проводить курсы массажа по 7-12 сеансов.
Если ребенок начинает отставать в речевом развитии с раннего возраста, его следует как можно раньше направить к логопеду. Своевременные комплексные мероприятия позволяют нормализовать звукопроизношение и избежать негативных последствий дефекта.
Родители часто начинают беспокоиться о речевом развитии ребенка в 5-5,5 лет. Связано это с тем, что именно в этом возрасте у детей наблюдается формирование полноценной и грамотной речи, сопоставимой со взрослыми людьми. Для лечения используют комплекс мероприятий: лекарственные средства и регулярные логопедические занятия, включающие в себя упражнения для закрепления правильного произношения звуков и массаж.
Источник
Ребенок не говорит в 5 лет или говорит, но плохо. Что делать, когда развитие речи значительно отстает от нормы?
Если вы столкнулись с такой проблемой, то надеемся, что наша статья в удобном формате вопросов и ответов будет вам полезна.
Как должна звучать речь ребенка в 5 лет
Ребенок в этом возрасте умеет:
К пяти годам словарный запас увеличивается до 3000 слов. Все звуки в составе слов родного языка произносятся четко, однако могут остаться самые сложные “р”, “л”, а также шипящие, произношение которых нормализуется ближе к шести годам.
Уже контролируется громкость голоса, воспроизводится нужная интонация, регулируется темп речи. Становится меньше пропусков и перестановок в словах, но не всегда правильно ставится ударение, допускаются ошибки при склонении существительных по падежам.
Пятилетки хорошо запоминают наизусть стихи, могут сами составить развернутый рассказ по картинке. Они используют все части речи, подбирают синонимы. Их речь уже похожа на речь взрослого.
Каковы признаки психического и речевого отставания в развитии
Если есть нарушения в развитии, то об этом говорят следующие признаки:
- повышенное слюноотделение;
- гиперактивность, быстрая утомляемость, агрессивное поведение, рассеянность;
- слабое воображение, недостаточность эмоциональных проявлений;
- затруднения в общении с другими людьми и, как результат, неконтактность и некоммуникабельность;
- сложности в составлении предложений, непонимание простых обращений;
- неразборчивая и несвязная речь: слишком быстрая, либо чересчур медленная; качественное и количественное недоразвитие словарного запаса.
Отставание в психическом развитии сказывается на развитии речи. И наоборот, неразвитость речи влияет на состояние психики ребенка. Речевые проблемы, затянувшиеся во времени, влекут за собой запаздывание психического и умственного развития.
Испытывая трудности в обмене информацией с окружающим миром, ребенок отстает в своем развитии. Помощь ему — это как можно раньше начатое лечение.
Какие могут быть причины отсутствия речи у ребенка 5 лет
Если ребенок не разговаривает в 5 лет, причинами этого могут быть:
- нарушение работы головного мозга и нормального темпа психического развития;
- последствия родовых травм, перенесенные мамой во время беременности инфекционные заболевания;
- патологическое нарушение слуха;
- заболевания центральной нервной системы;
- наследственная предрасположенность;
- воздействие стресса, перенесенная психологическая травма.
Плановые осмотры у педиатра выявляют нарушение в развитии ребенка, в том числе и речевое, задолго до пятилетнего возраста.
Комплексные обследования с привлечением таких специалистов как невропатолог, психоневролог, логопед, отоларинголог, дефектолог, психолог позволяют своевременно начать лечение и последующую коррекционную работу по исправлению неправильного звукопроизношения.
Что делать, если ребенку 5 лет, а он плохо говорит
Прежде всего родителям малыша, имеющего речевые проблемы, следует запастись терпением и настроиться на кропотливую и долговременную работу.
Вместе с лечением основного заболевания, повлекшего за собой отставание речевого развития, можно и нужно:
- Наполнить домашнюю атмосферу теплом и уютом. Доброжелательность друг к другу всех членов семьи, отсутствие ссор и чересчур эмоционального выяснения отношений, благотворно скажутся на самочувствии ребенка.
- Создать речевую среду для малыша, в которой ему будет легче наверстывать отставание. Что это значит? Направить на него свое внимание, комментировать все свои действия, вовлекать его в диалог, рассказывать о том, что происходит вокруг.
- Совершать прогулки на природе. Наблюдая за жизнью растений, насекомых, птиц, являясь свидетелем природных явлений, ребенок познает окружающий мир, учится с ним взаимодействовать.
- Организовать общение с другими детьми. Это необязательно должны быть сверстники, главное — чтобы у вашего малыша было желание с ними общаться.
- Выполнять упражнения для развития мелкой моторики. Стимулируя те отделы головного мозга, которые отвечают за речевую функцию, гимнастика для пальчиков рук является необходимой составляющей работы при проблемах с речью. Тем более, что такие занятия как лепка, рисование, конструирование, шнуровка, мозаика, застегивание пуговиц и замков, пересыпание круп очень любимы детворой.
- Практиковать артикуляционную и дыхательную гимнастики. Это нужно для развития мышц речевых органов, их подвижности и гибкости, а также для правильного дыхания при произнесении звуков.
- Научиться простым приемам логопедического массажа. Растирание щек, похлопывание подушечками пальцев по подбородку и губам, бережное разминание мышц лица нормализует их тонус и координирует артикуляционные движения.
- Читать детскую литературу. Сказки, стихи, рассказы будят воображение, позволяя проживать жизнь своих героев, которые побеждают зло, преодолевают трудности, помогают в беде, умеют прощать и любить. Это помогает в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка, формировании коммуникативных навыков.
- Заниматься логоритмикой, выполняя движения под музыкальное или речевое сопровождение.
Существуют ли дополнительные методы коррекции речи
Да, дополнительные практики существуют. Это дельфино- и иппотерапия.
Общение с лошадьми и дельфинами приносит много удовольствия и хорошо зарекомендовало себя при лечении детей с задержкой психического и речевого развития.
Это также арт-терапия. Лечебное воздействие через средства изобразительного искусства, восприятие музыки, создание театрализованных образов, игровые приемы, использование кукольных персонажей мобилизует творческий потенциал ребенка, активизирует внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
При психическом и речевом отставании хорошие результаты дает остеопатия. Мануальное воздействие на определенные зоны позволяет сбалансировать деятельность нервной системы, улучшить психическое состояние малыша.
Что можно сказать о прогнозах лечения, если в 5 лет ребенок не говорит
Задержка речевого развития, если ее своевременно обнаружить и начать исправлять, не перерастет в серьезную проблему. Начинать коррекцию в 5 лет довольно поздно — процент благоприятного исхода падает стремительно к 7 годам.
Ответственность, которую несут родители, заключается и в том, чтобы вовремя заметить у своего малыша сильное отличие в развитии речи от возрастной нормы и принять меры.
Если ребенок плохо говорит в 5 лет, но лечение начато гораздо раньше, возможность выздоровления зависит от степени отставания и от применяемых методов коррекции. Благоприятный возраст для начала активных действий — это 2-3 года. В этом случае самая большая вероятность полного выздоровления.
Надеемся, что в нашей статье вы нашли ответы на волнующие вас вопросы. Пусть ваш малыш каждую минуту чувствует вашу любовь, поддержку и заботу. Терпения вам и веры в то, что вместе вы все преодолеете.
Источник