Ребенку 5 лет быть общительной
Как научить ребенка общаться и дружить? Опыт родителей
(171 оценки)
Без дружбы можно обойтись, как без философии или искусства. Она не нужна для выживания, но это одна из тех вещей, ради которых и стоит выживать.
С. Льюис
Если вы спросите, как научить ребенка общаться и дружить, многие родители удивятся и ответят: «Никак. Главное, не мешать». Огромное количество родителей не задумываются о таких вещах. Им столько всего нужно успевать. А дети сами себе легко обеспечат круг общения, научатся делить машинки в песочнице, драться и мириться, знакомиться и забывать друг друга.
Интересно, что взрослые не всегда придерживаются мнения, что ребенку нужны друзья. Причины озвучиваются разные: «Я сам был необщительным, и мой ребенок такой же. Это такой характер. С этим все равно ничего не поделаешь». Или: «Все придет само, нужно подождать». «Он сам должен решать свои проблемы общения. Дети не любят, когда взрослые вмешиваются. Все это искусственная социализация». «В детском возрасте — это еще не дружба».
Но есть и родители с противоположной точкой зрения. Иногда к этому подталкивает собственный жизненный опыт, опыт воспитания старших детей. Иногда — явные особенности развития самого ребенка. Бывает и так, что у ребенка действительно мало месат и времени для общения, и родители это прекрасно понимают.
Думаю, сейчас научить ребенка общаться и дружить — такая же задача родителей, как и все остальное. Более того: это уж точно больше никого не волнует. Воспитателям в детском саду нужен послушный ребенок. Педагогам — умный. Врачам — здоровый. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать. В три года сын тащил меня в сторону от детской площадки со словами «Мама, пойдем туда, где нет детей».
Все написанное — наш личный опыт, который дорого нам стоил. Это решенные и нерешенные проблемы. Это обобщение услышанных и прочитанных советов и мнений. На данный момент улучшить ситуацию удалось. Сейчас сын тащит меня туда, где дети есть. Соседского ребенка я не могу выгнать, сыну звонят одноклассники, на горке обнаруживается знакомый, с которым он ходил в кружок, на даче он самостоятельно находил себе приятеля. И продолжение, я очень надеюсь, еще следует.
Что же можно предпринять родителям, особенно если раз за разом оказывается, что ребенок не в состоянии ни с кем познакомиться, нормально общаться и играть, подружиться?
Когда он еще малыш, наблюдайте, насколько ребенок общителен. Часто дети до трех лет вообще почти не бывают в детской компании. Но даже на детской площадке попробуйте отпустить его в самостоятельное плавание и посмотрите, пойдет ли он к детям или предпочтет играть сам? Сможет ли попросить понравившуюся игрушку или дать ее? Для этого даже не нужно уметь говорить. Ребенок сядет на качели с детьми? Он будет бегать вокруг горки за кем-то? Он охотно поздоровается или спрячется за маму? Должно настораживать, если ребенок откровенно пугается других детей (и взрослых), игнорирует их или проявляет излишнюю агрессивность.
Если общение ребенка катастрофически не складывается, паниковать не стоит, хоть вам и захочется укрыться в пределах собственной квартиры в ожидании, что все решится само собой. Это самый простой путь. Однако в случае с замкнутым ребенком приспосабливаться и стучаться в закрытую дверь придется родителям. Не ожидайте, что все будет быстро меняться. Но настройтесь на положительный результат.
- Ребенка нельзя сравнивать с собой. Жизнь очень изменилась.
- У маленьких детей нет большого понимания собственных проблем или достижений. Информацию о себе они черпают от родителей. Если вы скажете малышу, что Вася — его друг, вполне возможно, со временем Вася станет им, пусть вы немного забегаете вперед.
- Стоит дружить по детям. Возможно, в круг ваших интересов вовсе не входит обсуждение моделей памперсов или детских болезней, но этого не избежать. Не ждите, пока дети пойдут в сады. Начните их общение раньше.
- С возрастом ребенка нужно учить знакомиться. У нас это хорошо получалось с надетыми на руку игрушками. Причем на английском лучше, чем на русском. Нужно уметь представляться. Здороваться. Прощаться. Иногда это может выглядеть немного формально, но это вовсе не лишнее.
- Ребенок подрастает. Не ждите, что он будет знакомиться сам. Если он этого не делает, подойдите, познакомьте малыша с кем-то, спросите, кого как зовут. Многие дети охотно идут на контакт, подходят сами. Это особенно ценные ваши союзники, обращайте на них внимание. Поиграйте втроем. Впятером. Зачем отсиживаться на лавочке, если можно поучаствовать в автогонках, приготовить вместе обед из песка.
- Если ребенок внешне чем-то сильно выделяется среди сверстников, стоит подумать, что можно сделать. Внешний вид, книжная или, напротив, неважная речь, неловкость — все это делает ребенка особенным.
- Вовсе не обязательно сразу общаться с ровесниками. Детям необщительным намного проще бывает найти общий язык с младшими или старшими. Они долго могут быть не готовы для полноценных отношений со своим возрастом.
- Сказки и книжки — все сослужит вам хорошую службу. У нас самыми любимыми были сказки, которые я сочиняла сама. В сказке любимой машинке помогали друзья. Подъемный кран, самый высокий и большой, не хотел дружить, но заскучал один. Терморегулятор в аквариуме хотел поговорить с рыбками. Немного фантазии есть у всех.
- Может быть, кому-то не с кем оставить ребенка? Вы тоже заинтересованы в компании. На семейных сайтах вы можете познакомиться с теми, кто живет рядом, если других возможностей недостаточно.
- Если вы пригласили маленьких детей домой, тоже уделите им всем время. Не предоставляйте детей сразу самим себе. Есть масса игр для компании детей и взрослых. Даже лото, домино, прятки лучше беспорядочной беготни. Родители приглашенного ребенка обычно рады, когда их малышу, который их изрядно выматывает дома, уделяется время.
- Найдите что-то особенное для незнакомого ребенка, пусть это будет раритетный фильмоскоп, разобранный компьютер, что угодно. Ваша коллекция сувениров. Можно заранее поинтересоваться, что интересует маленького гостя. Ваш ребенок может не догадаться предложить интересную игру. А гость захочет прийти снова.
- Можно привлечь внимание гостей к своему ребенку, сказать о его увлечениях… Ведь они не знают, что ваш сын — специалист по электронным игрушкам или хомячкам. Обычно мы рассказываем взрослым об успехах детей, но здесь будет не грех помочь своему ребенку показать себя.
- Дозируйте общение. Дети неконтактные истощаются быстро, устают. Не стоит сразу стремиться к играм часами. Интенсивное общение для вашего ребенка — большая нагрузка, он может вдруг раскапризничаться.
- Если вы поручаете ребенка кому-то, и у вас есть выбор, пусть это будут общительные и дружелюбные люди, которых не просто не раздражает детский крик и возня. Если ваша бабушка охотно болтает с соседкой, внуки скорее будут играть вместе, пусть даже недолго. Если у няни есть ребенок, это плюс.
- Напоминайте ребенку о его товарищах. Маленькие дети обычно знакомятся и забывают одинаково быстро. Но ваш знакомится редко, а забывает с такой же скоростью.
- Хорошо бы вообще помнить имена детей, напоминать ребенку о том, как кого зовут. Где бы вы ни были, нужно сделать безликую детскую тусовку опознаваемой для ребенка. Когда забираете ребенка с занятий, спросите, мальчика, с которым они вышли, как того зовут, поинтересуйтесь его успехами, как ему нравится на занятиях.
- Хорошее подспорье для этого в школе и саду — детские фото. Попросите ребенка рассказать о детях по фото.
- Если в сад ребенок не ходит, нужно искать такие занятия, где обращают внимание именно на взаимодействие, общение, совместные игры. К сожалению, в большинстве развивающих детских центров главное — это обучение. И если ребенок играть с другими не умеет, то и там он не научится.
- Если педагог, который ведет занятия, открыт, общителен, доброжелателен и настойчив — это то, что вам нужно. Похвала, терпение — на первом месте. Критика в этом возрасте может и подождать.
- При поиске школы отдайте предпочтение той, где есть подготовительные занятия. Вам нужны не сами занятия, а знакомство с будущими его одноклассниками и учителями. Если с ребенком из садика, двора кто-то пойдет в один класс, это тоже хорошо.
- В школе если у ребенка сложились хорошие отношения с соседом по парте, попросите их не рассаживать, т.к. детей часто меняют местами из разных соображений.
- «Закрепите» успех, познакомьтесь с родителями, приглашайте детей в гости. В школе детям часто некогда даже поговорить. Ваш ребенок может стесняться приглашать в гости, помогите ему.
- Если вы идете в кино, в театр, в океанариум, в музей, приглашайте других детей, одноклассников. Выступать в роли многодетной матери не всем нравится, но детям это на пользу. Пусть у них будет больше тем для обсуждения.
- Ценными для нас оказались поездки на юг, в маленький поселок, где по старинке дети гуляют сами, где еще выжили игры в войнушку, в космические путешествия, ножички и крышечки, строительство шалашей.
- В конце концов, если ребенку нужен друг, вы — тоже подходящая кандидатура. Общение со сверстниками это не заменит, но и лишним не будет.
И, наконец, нужно вовремя остановиться в оказании этой помощи…
Доброго времени суток! Моему ребенку 7 лет и уже с малых лет,где — то с 2, мы заметили,что ребёнок не тянется к детям,он как бы не видит их,не нуждается,проблема в том,что это продолжается до сих пор,что мы только с мужем не делали пытались внедрить в детскую среду,включались в игру сами, втискивая ребенка в компанию детей,но увы, и ах. При этом ребёнок не аутист,очень подвижный,но возраст его как бы отстаёт, как — будто недозрел,суждения, и поступки его слишком маленького ребенка,хотя ходит в 1 класс и программу тянет на пять(интеллект непоражен). Муж плюнул,хотя раньше гнал на улицу,сейчас, не тревожит сына,с тем, чтобы ребёнок пошёл на улицу. Что делать? Как быть? Может у кого — то было такое? Пройдёт или нет? Заранее Спасибо!
2018-05-10, Жанна
Из этих советов дейстенными будут 2-3, которые действительно помогут. А вообще, все гораздо проще. Надо стараться быть с ребенком друзьями и все наладится.
2014-11-27, Orlova Olga
Всего 2 отзыва Прочитать все отзывы.
Источник
Классический «рекламный» образ ребенка-дошкольника – подвижный, любознательный и, конечно, общительный малыш. Но что делать, если ребенок кажется родителям слишком общительным и настроен только на коммуникацию даже тогда, когда они хотят занять его чем-либо другим? Вот несколько советов, которые помогут мамам и папам.
Сложности с чрезмерно общительными детьми
Если в семье растет слишком активный ребенок и к тому же чрезмерно общительный, то родителям надо быть очень внимательными с ним. С такими детьми трудно, особенно интровертам. Детям экстравертам нужно общество для полноценного общения и аудитория, для того чтобы их могли выслушать и оценить. Положительная оценка для таких детей является большим стимулом для учебы и для выполнения сложных заданий.
Чрезмерно общительные дети легко адаптируются в детском коллективе. В школе у них будет много друзей. Проблем с учителем не будет, если преподаватель отличается такой же активностью и пониманием. Общительные дети очень любознательны, постоянно задают вопросы, готовы долго слушать ответ. Но если ребенок увидит, что он не интересен, что взрослый отвечает кратко и хочет «отмахнуться» от него, ребенок может отвернуться от такого взрослого, будь-то учитель или родитель.
Общительные дети черпают информацию из книг, телепередач, компьютера. Они всегда хотят показать, что много знают. На уроке они могут прервать не только одноклассника, отвечающего у доски, но и учителя. Экстраверты хотят показать свои знания, не замечая никого вокруг себя.
Слишком активные дети берутся за много дел одновременно, потому что им все интересно. Недостаток заключается в том, что они не доводят свои дела до конца. Негативная оценка, которую они получают, не выполнив задание, может привести к эмоциональному взрыву. Экстраверты чаще всего имеют завышенную самооценку.
Общительным детям всегда нужна компания. Если они будут не поняты среди положительных детей, то они найдут общение в обществе с нелестными характеристиками. Родители и педагоги не должны игнорировать активных детей, вести себя с ними тактично и всегда показывать, что они рады с ними поговорить.
Большая активность может мешать ребенку, сосредоточиться на каком-то одном задании. Он не внимательно читает задачу, неправильно ее решает. Для него главное скорость. Ругать таких детей не надо. Им необходимо время, чтобы сосредоточиться.
Как помочь ребенку в обучении?
Чтобы не было проблем в школе, активных детей необходимо подготовить к учебному процессу, а именно отработать некоторые навыки.
- Ребенку надо объяснить, что в школе есть правила, которые необходимо выполнять, например, на уроках нельзя говорить без разрешения. Можно поиграть с ним в школу, только не один раз, а сделать из этого систему. Пусть это будет один из режимных моментов.
- Перед тем как садиться за уроки, активному ребенку надо выплеснуть энергию: погулять с ним, провести активно время. Хорошо, если он будет посещать спортивную секцию.
- Обязательно надо выслушать ребенка. Пусть он расскажет о школе, учениках, оценках, о чем-то интересном, что он увидел по дороге в школу. Он может говорить долго и родителям придется слушать. Недосказанность не даст ученику начать выполнять домашнее задание.
- Прежде чем выполнять задания, ребенок должен на него настроиться. Родители могут придумать ритуал: разложить учебники и тетради на столе, закрыть глаза, сделать дыхательную гимнастику, посчитать до 10.
- Любое задание должно быть тщательно отработано, и только затем написано в тетради. Если в чистовике он сделает ошибку из-за своей невнимательности, то ругать ребенка не надо. Скажите ему, что он молодец, но было бы лучше, если бы работа была выполнена без помарок. Отрицательная резкая оценка может вызвать у ребенка бунт и отказ от выполнения задания. Цель родителей – сформировать адекватную самооценку у ребенка.
Очень важно, чтобы экстраверт доводил все дела до конца. Это поможет ему не только хорошо учиться, но и сделать неплохую карьеру во взрослой жизни.
Источник
Мила_Лова все записи автора
Далеко не всем детям легко адаптироваться в новой компании, быстро освоиться в школе или детском саду, без труда заводить новых друзей и легко находить общий язык со сверстниками. Безусловно, более общительным людям легче идти по жизни и они добиваются больших успехов по сравнению со своими робкими ровесниками.
Многие родители думают, что детям свойственно меняться. Это правда, но, к сожалению, эти перемены наступают не так быстро или же вообще не наступают. Поэтому к вопросу робости и застенчивости ребенка не нужно подходить легкомысленно, думая, что он перерастет и станет как все. Детям, испытывающим трудности в общении, нужно помогать как можно раньше.
В действительности достаточно большой процент детей не умеют общаться и испытывают от этого немалый дискомфорт. Они начинают уходить в себя, становятся необщительными и скрытными, быстро утомляются, плохо кушают и имеют низкую успеваемость в школе. Необщительный ребенок часто отмалчивается, когда его о чем-то спрашивают, ему не нравится играть с малознакомыми детьми, он страшно боится оказаться в центре всеобщего внимания. Поэтому таким деткам нужно помогать, их следует учить налаживать отношения с другими людьми.
Как правило, навыки общения любого человека закладываются с раннего детства. И в первую очередь самое большое влияние на развитие этих качеств оказывает семья, в которой он воспитывался.
Есть несколько наиболее распространенных причин, по которым дети могут уходить в себя:
1. Недостаток или отсутствие внимания со стороны самых близких для малыша людей — мамы и папы. Нередко в столь нежном возрасте ребенка постоянно оставляют на попечение бабушки, няни или старшей сестры. При этом ребенок не чувствует себя с ними нужным и важным. Нехватка любви и внимания провоцирует замкнутость в себе.
2. Неспокойная мама, которая все время чего-то боится, нервничает или подолгу находится в подавленном состоянии. Ребенок в свою очередь тоже боится сказать или сделать что-то не то, боится, что мама его поругает и опять станет нервничать и переживать. Этот страх и порождает уход в себя как изоляцию от внешних проблем.
3. Чрезмерная опека и сверхзабота любящих родителей. В этой ситуации мама и папа подавляют своей заботой ребенка, они сопровождают каждый его шаг, чих и дыхание, стараясь постоянно предугадать желание малыша, сделать все для него и за него. Чтобы хоть ненадолго отдохнуть от них, от их постоянного присутствия, ребенокзамыкаетсяв себе.
Кроме того, большое значение для развития ребенка имеет и общая психологическая атмосфера в семье: как родители общаются друг с другом, в какой манере, как относятся к своим родственникам, к окружающим людям.
Необщительный, робкий ребенокзачастую избегает контактов просто потому, что он не знает, как нужно общаться с малознакомыми ему людьми, у него нет такого успешного опыта, ведь он совершенно не владеет простыми навыками общения. И задача родителей в этой ситуации — научить своего ребенка этим навыкам. Есть дети, которые быстро обучаются навыкам общения, а есть и такие, которым нужна небольшая тренировка. Это не так уж и сложно, ведь уверенно используя хотя бы 3-4 фразы, страх ребенка перед общением начнет постепенно уменьшаться.
Психологи выработали несколько правил и рекомендаций как помочь ребенку стать более общительным.
1. Научите ребенка знакомиться
Умение знакомиться — это уже половина дела на пути к успеху. Большинство детей боятся подойти к другому ребенку и познакомиться просто потому, что они не знают, что им надо говорить. Для этого дома можно порепетировать с малышом: сначала родитель будет в роли своего ребенка, а тот — в роли незнакомого мальчика на площадке, а потом наоборот. Следует научить ребенка, как представляться, например: «Привет, меня зовут Саша. А как тебя зовут?».
По возможности научите ребенка смотреть собеседнику в глаза, когда он произносит эту фразу. А деток постарше уже можно учить протягивать руку при встрече.
2. Научите ребенка присоединяться к группе детей
Часто на улице можно увидеть картину, как некоторые дети с интересом наблюдают за группой своих сверстников, которые увлеченно играют неподалеку. При этом они так и не решаются подойти и присоединиться к ним.
В этом случае ребенка также следует учить, как это нужно делать. Порепетируйте дома, один из вас будет говорить «А давайте сделаем…», а второй будет отвечать «Ну хорошо…». Ребенок должен понять, что подойти к детям своего возраста — легко и совсем не страшно. Главное — проявить инициативность и гибкость. Кроме того, родители и сами на собственном примере могут показать детям, как это нужно делать.
3. Научите ребенка интересоваться и задавать вопросы
Поясните ребенку, что умение слушать собеседника очень важно. Ему ведь приятно, когда его слушают. Пусть и он научится слушать, не перебивая, проявляя интерес к словам говорящего и задавая уточняющие вопросы. Методы обучения в этом случае остаются те же: проигрывание ситуации по ролям и личный пример родителей. Научите ребенка задавать основной вопрос по теме, а уже к нему — задавать уточняющие вопросы.
4. Научите ребенка хвалить собеседника
Любому человеку приятна похвала, а особенно, когда она сказана по делу. Научите своего ребенка произносить приятные слова в поддержку говорящего. Фразы к собеседнику типа: «Ты молодец», « У тебя это хорошо получилось», «Ты так классно справился с …», «Отличный выбор» как по волшебству изменят его отношение к вашему ребенку в лучшую сторону, привлекут внимание и вызовут доброжелательное отношение.
5. Поощряйте смелые поступки ребенка
Основным шагом на пути к избавлению от застенчивости является проявление смелости. Родители должны поощрять разумный риск и подталкивать к нему ребенка во всех случаях, когда это возможно. Особенно, если ребенок делает что-то в первый раз. Пусть девизом всех ваших начинаний станет фраза «Давай попробуем!», которая обеспечит вашему ребенку энергию и силы для решения любой жизненной задачи.
Дорогие родители, поощряйте любое проявление желания ребенка пойти на контакт со своими сверстниками. Только благодаря поддержке со стороны своих близких он сможет побороть застенчивость и стать общительным человеком.
Ирина Александрова
https://www.baby2000.ru/index.html
занесено в Алфавитный указатель к темам в раздел — «Общительность»
О детях
Источник