Ребенку 4 года задержка развития
Ваш ребенок растет в своем темпе?
Кажется, в нем нет энергии, свойственной детям?
Вы переживаете, что что-то пошло не так в его развитии?
Четыре года – очень важный период. Кризис трех лет уже почти позади, а впереди ребенка ждет интенсивная подготовка к школе. В этом возрасте большинство детей говорит достаточно хорошо, интересуется окружающим миром, стремится к общению со сверстниками и взрослыми.
В их активном словаре около тысячи слов, и они уже умеют строить правильные, с точки зрения, грамматики, фразы. Четырехлетка уже в состоянии связно рассказать, что интересного произошло за день, поделиться впечатлениями об игре или мультфильме, подкрепляя свой рассказ жестикуляцией и мимикой.
На 4 года приходится интенсивное развитие речи, памяти, внимания, воображения, мышления. Уже можно заметить наклонности и таланты ребенка. Наибольший интерес у четырехлеток вызывают сюжетно-ролевые и подвижные игры со сверстниками, поскольку через них он общается и учится управлять своим телом.
Читайте также: Ребенок в 5 лет отстает в развитии: причины и сигналы
Мальчики и девочки: есть ли отличия в развитии или нет?
Как правило, речь у девочек в возрасте четырех лет, более развита, чем у их сверстников-мальчиков. Они лучше выговаривают звуки и знают больше слов. Однако не следует принимать это явление за постоянную закономерность. Мальчики тоже используют в речи развернутые предложения и могут обладать неплохой дикцией.
В физическом отношении дети действительно отличаются. Мальчики обычно имеют более высокий рост, а их мускулатура лучше развита, чем у девочек, поэтому и вес их также немного больше, чем у ровесниц.
Когда нужно срочно идти к специалисту?
О том, что ваш ребенок отстает в развитии, указывают следующие признаки:
- он не может прыгнуть в место, указанное взрослым, спрыгнуть со ступеньки, бросить мяч;
- у него никак не получается научиться кататься на трехколесном велосипеде, удерживая ступни на педалях;
- берет мелкие предметы, но не удерживает их;
- избегает общения с детьми и взрослыми, которые не входят в круг семьи;
- постоянно играет в одиночку в однотипные игры;
- не может удержать в руке карандаш;
- у него не получается построить башню или другую конструкцию более чем из четырех деталей строительного конструктора (кубиков, брусочков);
- имеет скудный словарь и не может составить предложения из более чем двух-трех слов, даже если ему нужно выразить собственное желание или потребность;
- речь состоит из нескольких слов, понятных только близким родственникам ребенка;
- не задает вопросы, содержащие слова где, почему, куда, кто, что, когда, как и т. д.;
- всегда сопротивляется, когда вы его просите одеться, вымыть ручки, покушать
- или не может обслуживать себя вообще;
- когда он спит в своей кроватке, то сон очень плохой, беспокойный, ребенок часто просыпается;
- у малыша резко меняется настроение, он легко выходит из себя, устраивает бурные истерики, в ярости бросает и ломает предметы, мучает животных, младших детей. Вам требуется много времени, чтобы его утихомирить.
Если вы нашли более трех признаков отставания в развитии из приведенного списка, то нужна срочная помощь специалистов. Мы рекомендуем всегда внимательно присматриваться к своему ребенку: если он вдруг утратил хотя бы один из приобретенных навыков, то в его развитии происходит что-то очень нехорошее.
Что делать?
В первую очередь нужно установить причину отставания – это отправная точка для назначения грамотной терапии и составления индивидуальной коррекционной программы. Для этого вам нужно посетить нескольких детских специалистов.
- Невролог
Обследование у этого врача – первое, что вы должны сделать. Если причина отставания в органическом поражении или незрелости структур ЦНС, то невролог подберет комплексную терапию, основанную на приеме медикаментов и лечебной физкультуре. - Психолог
Причиной отставания в развитии может быть соматический инфантилизм. Это явление не связано с каким-то физическим дефектом, а вызвано педагогической запущенностью, неблагополучной обстановкой в семье. Иными словами, по ряду причин ребенка мало и неправильно воспитывали, не уделяя достаточно времени его развитию. В результате он растет несамостоятельным, полностью зависящим от матери, у него нет интереса к учебе, познанию мира, общению. Этот диагноз обычно ставится в возрасте 3-4 года.Читайте также: ТОП-15 развивающих приложений для детей 4-6 лет на iPad и Android
- Психиатр
Асоциальное поведение, вспышки агрессии напрямую связаны с нарушениями психической деятельности. В этом случае дети почти не поддаются обычным воспитательным мерам, с трудом социализируются. Вам иногда может казаться, что ребенок вас не понимает вообще. Не спешите пугаться, а, наоборот, подружитесь с врачом психиатром, поскольку только он сможет помочь вашему ребенку.
Обычно назначается длительная медикаментозная терапия по результатам обследования, иногда требуется госпитализация. Помните, что детские психические расстройства без лечения с возрастом только усугубляются. - Дефектолог
Этот специалист занимается коррекцией легких и умеренных форм отставания в развитии. Регулярные коррекционно-развивающие занятия позволяют полностью или частично решить такие проблемы, как задержка речи, слабая память, неустойчивая концентрация, а также неправильные социально-поведенческими реакции (если психиатр исключил наличие психических расстройств).
При возможности отдайте ребенка в коррекционный или дефектологический детский сад. Если отклонение в развитии выявлено в начальной форме, то после 2-3 лет в таком учреждении ребенок может догнать сверстников и пойти вместе с ними в обычную школу. В том случае, когда посещение детсада невозможно, обязательно ходите на занятия к детским специалистам и занимайтесь дома сами по индивидуальной коррекционной программе.
Самое главное в коррекции – не упустить время. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему догнать сверстников, тем хуже окажутся результаты занятий. Статистика показывает, что если, например, малыш не заговорил к пяти годам, то появление речи маловероятно. Поэтому не откладывайте визит к специалисту на неопределенное будущее, а запишитесь на консультацию прямо сегодня. Не жалейте сил и времени на занятия. Благополучие ребенка превыше всего.
Источник
Последнее обновление статьи: 17.05.2019
С самого рождения в процессе своего развития ребёнок постоянно издаёт какие-либо звуки. Обычно к 2 годам большинство детей используют простые фразы, а к 4 годам — свободно разговаривают. Каждый ребёнок развивается по-разному, но если отклонение от норм слишком большое, то тут уже идёт разговор о задержках в развитии.
Когда следует обращаться к врачу?
Когда ребёнок 4 лет медленными темпами осваивает свой родной язык, то это может быть показателем задержки развития речи. По статистике у мальчиков эта проблема встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.
К 4 годам ребёнок должен произносить полноценные предложения, даже если некоторые звуки у него звучат неправильно. Малыши 4 лет, у которых отстаёт развитие речи, разговаривают, но хуже своих сверстников. Обычно у них небольшой словарный запас, они разговаривают короткими фразами, редко используют прилагательные и почти не задают вопросы. Чаще всего их речь ограничена «ма», «па», «дай». В тяжелых случаях слов совсем нет, только отдельные звуки.
Если у ребёнка наблюдается задержка речевого развития, это может отрицательно сказаться на формировании психики. У него возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это ведёт к неправильному эмоциональному развитию.
Показаться врачу следует, если ребёнок в 4 года:
- произносит непонятные слова;
- плохо понимает, что говорят взрослые;
- разговаривает очень быстро или чересчур медленно;
- не может самостоятельно составлять фразы, поэтому употребляет услышанные из мультфильмов или телепередач;
- не может самостоятельно составить предложение из нескольких слов.
Немедленной консультации педиатра требуют случаи, когда у малыша наблюдаются проблемы с жеванием и проглатыванием пищи, а также повышенное выделение слюны.
Чтобы поставить точный диагноз, необходимо показать малыша трём узким специалистам — логопеду, неврологу и психологу. Невролог может направить на проведение процедуры сканирования мозга. Порой отставание в речевом развитии связано с возникновением проблем со слухом, что вызывают такие заболевания, как отит, аденоидит, тугоухость. Поэтому рекомендуется обследовать ребёнка ещё и у отоларинголога. Но в первую очередь необходимо отвести малыша педиатру, чтобы он проанализировал возникшую проблему и выдал направления ко всем нужным специалистам.
Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет
Чтобы понять, как проявляются проблемы с речью у ребёнка 4 лет, следует знать основные этапы и нормы развития речи у маленьких детей:
1 этап. Рождение. Первая речевая реакция малыша на этот мир — это крик новорожденного, по громкости и звучанию которого педиатр может сделать выводы о состоянии его здоровья.
2 этап. От рождения до года жизни. В этот период речевой аппарат детей подготавливается к говорению. Он делится на такие периоды:
- 1,5- 2 месяца — «гуление»;
- с 5-6 месяцев — лепет;
- с 8-9 месяцев — лепет первых слов;
- с 9-12 месяцев — появление первых слов.
Обычно девочки начинают произносить слова раньше, чем мальчики. В год у детей около 10 активных слов (мама, папа, дядя и другие) и около 200 пассивных (значения которых он знает, но произнести их не может).
3. этап. «Лексический взрыв». Начинается после достижения 1,5 лет. В этот период слова из пассивного словаря переходят в активный. У некоторых детей этот период начинается чуть позже — с 2 лет.
4. Этап. 2-2,5 года. В этот период у детей начинает получаться строить предложения, состоящие из 3-4 слов.
5. этап. 3-4 года. В это время происходит формирование связной речи. Ребёнок начинает активно применять наречия, прилагательные и местоимения, словарный запас составляет около 500 слов.
6. Этап. С 4 лет. Запас слов — 1000-1500. Ребёнок уже умеет отвечать на вопросы, менять интонацию, составлять предложения как минимум из 4 слов.
В норме отклонения от этих показателей развития могут составлять 2-3 месяца у девочек и 4-5 месяцев — у мальчиков.
Причины задержки развития речи у детей 4 лет
Если ребёнку 4 лет поставлен диагноз задержки речевого развития, то к его лечению необходимо приступать моментально. Однако перед этим необходимо выявить причины его появления.
Факторами, которые провоцируют задержку речевого развития ребёнка могут быть:
- Болезни мамы в процессе вынашивания плода, полученные травмы, отравления и проникновение инфекции.
- Гипоксия плода, то есть его кислородное голодание в утробе.
- Тяжёлые роды, которые случились преждевременно ил произошли слишком стремительно, рождение с обвитием пуповины вокруг шеи.
- Травмы в процессе родов (особенно верхних отделов позвоночника)
- Перенесение тяжёлых заболеваний или травм в раннем детстве.
- Наследственные заболевания, которые способны привести к нарушению структуры мозга.
- Плохой психологический климат в семье, проблемы в воспитании (чрезмерная опека или наоборот равнодушное отношение, жестокое обращение).
- Тяжёлые психологические травмы.
- Употребление матерью алкоголя при беременности.
Проблемы с развитием речи могут вызвать такие заболевания:
- Врождённые аномалии центральной нервной системы.
- острая или хроническая ишемия головного мозга, возникающая из-за кислородного голодания.
- Эпилепсия.
- Гидроцефалия (водянка мозга).
- ДЦП.
- Высокое внутричерепное давление.
- Опухоль головного мозга.
Если у малыша имеются какие-либо показания, которые могут поспособствовать возникновению проблем с речевым развитием, стоит начинать усиленно с ним заниматься с самого раннего возраста, чтобы можно было избежать этих проблем.
Порой дети не хотят начинать разговаривать, когда не видят в этом смысла. Зачем напрягаться и учится произносить правильно слова, когда родители и так предугадывают все желания, не развивая его личную активность, или с лёгкостью понимают что ему необходимо по жестам и невнятным звукам?
С некоторыми малышами родственники просто очень редко разговаривают и они не развиваются в этом плане. С маленькими детьми необходимо всё время разговаривать, комментировать каждое своё действие, объяснять события, которые происходят вокруг.
Когда малыш находится в слишком информативной среде, где он постоянно получает большие объёмы информации, которые ему сложно усвоить в силу своего возраста, он перестаёт её воспринимать, прислушиваться к окружающим звукам и пытаться воспроизводить их, и в результате отстаёт в развитии.
Одна из физических причин появления проблем с разговорной речью — слабо развитые органов артикуляции (неба, губ и языка).
Способы лечения задержки речевого развития в 4 года
Лечение любых проблем с речью — очень сложный процесс, но он способен привести к результату, если подойти к этому вопросу вовремя и основательно. Если не заняться этой проблемой своевременно, то ребёнка в 7 лет придётся отправить в спецшколу.
Иногда врачи назначают лечение медикаментами. Лекарства выписываются только после проведения комплексного обследования и принимаются строго по предписанным дозам и под постоянным наблюдением детского невропатолога. Эти медикаменты активируют деятельность речевых зон. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребёнку препараты. Обычно в качестве медикаментов выписывают Пантогам, Ноотропил, Энцефабол, Нейромультивин, Кортексин, Когитум, Лекцитин.
Если у малыша нет противопоказаний, то для восстановления функционирования конкретных зон головного мозга назначают физиотерапию, а именно:
- магнитотерапию;
- массаж;
- электрорефлексотерапию.
Медикаментозное лечение и физиотерапия в обязательном порядке должны сопровождаться работой опытного специалиста, который для каждого маленького пациента разрабатывает индивидуальный план занятий и проводит их в игровой форме.
Роль родителей в лечении проблем развития речи
Если ребёнок отстаёт в развитии, его родителям в первую очередь необходимо обратить внимание на атмосферу, которая царит дома. Возможно в семье часто происходят ссоры, слышатся крики и ругань. Малыш всё это воспринимает. Возможно родители тормозят развитие ребёнка тем, что часто им недовольны, давят на него, постоянно одёргивают, не верят в его способности. В этом случае стоит пересмотреть своё отношение к малышу и другим членам семьи, постараться всем вместе помочь ему.
Родители должны уделять много внимания малышу с речевыми проблемами, часто общаться и заниматься с ним, верить в то, что у него всё получится.
На развитие речи положительно влияют следующие занятия:
- Пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику рук. Включают в себя сбор пазлов, конструкторов (Лего, например), кубиков, лепку из пластилина (или теста), рисование карандашом или пальчиковыми красками.
- Подвижные игры. Физическое развитие ребёнка неразрывно связано с умственным. С малышом можно играть в мяч, бегать с ним наперегонки (разумеется, поддаваясь). Нелишним будет проведение ежедневной зарядки, уроков танцев и т.п.
- Музыкальные игры. Они оказывают позитивное влияние на развитие внимания. Ребёнок сосредотачивается и старается держать ритм. Вместе с малышом угадываются виды музыкальных инструментов по издаваемым ими звукам, животных по их голосам и т.д.
- Игры на развитие зрительного внимания и памяти. В процессе используются карточки с изображениями животных или различных предметов, геометрическими фигурами.
- Массаж. Общеукрепляющий массаж ребёнку могут делать мама или папа. Профессиональный массаж рекомендуется доверить детскому массажисту.
Задержка развития речи — очень опасная вещь, которая может привести к другим неприятным последствиям. Чтобы этого избежать, нужно уделять ребёнку максиму внимания с самого рождения, даже если на тот момент у него нет никаких предпосылок к возникновению проблем в будущем. Если регулярно заниматься с малышом с учётом его индивидуальных особенностей, то он будет развиваться в соответствии со среднестатистическими нормами. Если же ребёнку в 4 года поставлен диагноз задержки речевого развития, ни в коем случае нельзя откладывать лечение и пускать всё на самотёк, дабы не испортить малышу всю жизнь.
Источник
По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.
Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.
Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.
Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
-
4 месяца
: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма); -
8–9 месяцев
: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов); -
1 год
: ребенок очень тихий, почти не издает звуков; -
1,5 года
: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать; -
2 года
: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова; -
2,5 года
: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов; -
3 года
: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
Основные причины задержки речевого и психического развития
Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.
Факторы, провоцирующие ЗПРР:
- Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
- Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
- Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
- Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
- Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
- Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
- Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:
- врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
- эпилепсия и другие психические заболевания;
- ишемия головного мозга;
- гидроцефалия;
- повышенное внутричерепное давление;
- ДЦП;
- опухоль головного мозга;
- патологии сосудов головного мозга;
- лейкодистрофии;
- нарушение ликвородинамики.
Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.
ЗПРР с элементами аутизма
В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.
Аутичные черты в поведении ребенка:
- Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
- Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
- Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
- Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
- Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.
Как лечить ЗПРР
При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.
Основные методы лечения ЗПРР:
Микротоковая рефлексотерапия
— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.
Занятия с дефектологом и логопедом
. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.
Лекарственная терапия
. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.
Дополнительные способы коррекции ЗПРР:
- Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
- Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
- Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.
Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.
Лечение ЗПРР за границей
Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.
К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.
Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.
Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.
Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.
Где лечить ЗПРР в Москве
В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.
Техники, применяемые в московских медицинских центрах:
- Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
- Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
- Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
- Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).
Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.
Источник