Ребенку 4 года стеснительный
Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.
Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.
Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.
Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».
«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.
Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».
Поощряйте самостоятельность
Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.
Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.
Не формируйте картину мира, полную опасностей
«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.
Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.
Объясните ребенку, что ошибки — это нормально
Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.
«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.
И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция — «даже не буду пробовать, все равно не получится».
Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.
Хвалите вместо необоснованной критики
Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.
Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?
«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».
«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.
«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.
«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.
Дайте ребенку право слова
Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.
Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.
Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.
Практикуйте с ребенком социальные сценарии
Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.
Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».
«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».
«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.
Помогите ребенку расширить круг общения
У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.
Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.
«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».
«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».
Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.
Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.
Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».
Источник
Дочке 4,5 лет и она очень стеснительная.Даже здороваться стесняется .Ходит в сад с 2,5 лет,с 3,5 отдала ее детскую студию танцев.Дома играет,активная,словарный запас для ее возраста очень даже ничего.Но вот замечаю за ней,что она очень стеснительная.Меня это беспокоит.Как донести ребенку,что не нужно стесняться?Боюсь это потом плохо повлияет на учебный процесс.Будет стесняться выходить к доске или отвечать если знает.
You
[4025979279] — 04 ноября 2017, 21:30
9 ответов
Последний —
06 ноября 2017, 10:41
Перейти
1.
Гость
[1280996510] — 04 ноября 2017, 21:40
вы ничего не сделаете с характером, я была стеснительная, каждый выход к доске стресс, закончила с медалью школу, побороть смогла годам к 20 только
2.
Гость
[2496164560] — 04 ноября 2017, 21:55
это еще не стеснительность, это скорее осторожничает, боится.
дай ей возможность пообщаться с детьми помладше. может, с братьями и сестрами двоеродными-стоюродными.
3.
玉佛
[986082131] — 04 ноября 2017, 21:59
Надеюсь, никаких «посмотри на других, нельзя быть такой, надо общаться» и т.п. оскорблений по этому поводу она от вас не слышит.
4.
Гость
[1630120755] — 04 ноября 2017, 22:22
у меня был очень сильно стеснительный сын. даже диковатый немного. в 16 лет диагноз — шизофрения.
5.
Гость
[203215897] — 04 ноября 2017, 22:24
в драмкружок отдайте
6.
Гость
[745011449] — 04 ноября 2017, 23:42
Автор, стеснительность закладывается критикой, строгими запретами, сравнением с другими детками не в ее пользу, когда не спрашивают ребенка о его желаниях или пресекают его желания своими, когда мало хвалят, когда говорят не лезь, не делай, не получится, когда отмахиваются, если ребенок пытается подойти с вопросом и просьбой, когда унижают, когда стыдят даже в шутку типа: ай-яй-яй, кто игрушки разбросал? А также, если в семье стеснительные взрослые или нездоровая атмосфера, типа ругань, крики.
Проанализируйте, что может из этого делаете вы или другие значимые взрослые. Например воспитатель детсада или в детской студии
7.
Гость
[1353803981] — 05 ноября 2017, 02:41
Это у вас проблемы, а не у ребенка. Слишком уж вы заморочены. Дайте ей быть такой, какая она есть. Не надо пытаться из неё «лепить» что-то, что соответствует вашим представлениям об идеальном ребенке. Это только ваши представления. А вы не истина в последней инстанции. Задавите ребенка своей доброохотливостью. А по сути — эгоизмом.
8.
Луна
[245584552] — 05 ноября 2017, 09:50
Я была очень застенчивая и тихая в детстве, мне постоянно об этом напоминали, заставляли общаться, стыдили при всех типа «ну что ты стесняешься», вместо того чтобы позволить мне просто быть такой, какая я есть. Я была неагрессивная, никому не мешала, не беспокоила. Но почему-то людям всегда нравилось поставить меня в неловкое положение и заставить стесняться еще больше. Еще у меня был тихий голос и многим нравилось его передразнивать.
Стеснительность моя никуда не ушла, просто менее заметно, так как я научилась притворяться экстравертом. Но если можно избежать общения и лишнего контакта, лишнего разговора по телефону, то я с удовольствием избегаю.
Слово «стесняться» ненавижу, в последнее время оно вызывает у меня дикую агрессию. Недавно в одном магазине покупала косметику, продавец предлагал что-то потестить, мне не хотелось и я отказалась. Он сказал, чего стеснительная такая. Я швырнула ему выбранный мной товар и ушла. Раскованные д.билы, ненавижу.
9.
Гость
[2510765233] — 06 ноября 2017, 10:41
Расскажу про себя. Мама очень переживала из-за моей стеснительности, у меня это появлялось так : я не общалась почти со сверстниками, в сад ходила. Друзей у меня не было, только знакомые, приятельницы.
И так до сих пор. Я интроверт к тому же.
Может вам стоит сходить к детскому граммотному психологу и решить эту проблему сейчас? Или может это нормально и потом само пройдет. Сейчас я понимаю, что дело во мне, но уже и исправлять ничего не хочу: есть семья, этого достаточно, работаю фрилансером.
Но хотела бы чтобы мои дети не страдали комплексами или стеснительностью. Мешает жить это. Не все могут приспособиться. Да и по жизни меня шпыняли, в серьез не принимали, это приносило немало страданий.
Источник
Если ребёнок стесняется, это норма или патология? Что делать родителям и что делать категорически нельзя? На эти и другие вопросы ответила Лабутьева Ирина Сергеевна — кандидат медицинских наук, детский психиатр нашей клиники.
Автор статьи детский психиатр нашей клиники, кандидат медицинских наук Лабутьева Ирина
Для консультации с доктором Лабутьевой переходите на сайт https://stranaprotivnarkotikov.ru/
Застенчивость и робость характерны для каждого человека
Есть определённые ситуации, где каждый из нас проявляет застенчивость, смущается, и это нормально. Чаще всего мы робеем в каких-то социальных взаимодействиях, например, общаясь с вышестоящими лицами, или при приёме на работу и т.д.
Но где грань между нормой и патологией?
Если застенчивость ребёнка носит тотальный характер, то есть отражается на всех сферах его жизни, — обращайтесь к врачу
Если у ребёнка просто присутствуют черты застенчивости, то есть его пугают какие-то определённые ситуации, определённое окружение, то это не повод бить тревогу, потому что с возрастом они обычно компенсируются.
Например, ребёнок робеет во время прихода гостей в дом, но при этом хорошо отвечает на уроках. Или, наоборот, он стесняется только в школе.
Источник: Яндекс.Картинки
Тотальная застенчивость отражается на всех сферах жизни ребёнка. Например, он одновременно:
- Категорически отказывается принимать новых взрослых, которые приходят в дом, не контактирует с ними: не разговаривает, не вступает в диалог, прячется, при этом ему уже может быть 8-10 лет
- Не может отвечать на уроках, не тянет руку, при вызове к доске у него возникает паника, учащается сердцебиение, потеют ладони, пропадает голос
Источник: Яндекс.Картинки
В этом случае робость и застенчивость существенно ухудшает адаптацию ребёнка и требует обращения к врачу. Кроме того, они могут быть предвестниками или симптомами неврозов, депрессий, а в тяжёлых случаях — шизофрении.
Подробнее о симптомах детской шизофрении читайте здесь.
Причина детской застенчивости — ранние формы социофобии
Социофобия — патологический страх общения, коммуницирования и взаимодействия с другими людьми. Такой страх бывает при неврозах, депрессиях, при некоторых эндогенных процессуальных заболеваниях, например, при шизофрении.
Не давите на ребёнка, заставляя его преодолевать робость
Принуждая ребёнка вступать в контакт с другими людьми при наличии социофобии, вы только углубляете его страх, невроз, застенчивость. Такое поведение наносит дополнительные травмы и усугубляет ситуацию.
Но и оставлять застенчивость без внимания тоже нельзя
Даже касаемо характерологической робости нельзя пускать всё на самотёк, потому что личностные черты, закладываясь в раннем детстве, прогрессируют. В дальнейшем у человека по жизни могут возникать проблемы с устройством на работу, общением в большом коллективе, выстраиванием отношений с противоположным полом и адаптацией в целом.
Источник: Яндекс.Картинки
Все эти проблемы должны быть вовремя замечены и проработаны.
Если вы заметили робость и застенчивость у ребёнка, подготовьтесь и соберите информацию
Поговорите с родственниками, учителями, другими детьми. Отследите все сферы жизни ребёнка.
Затем обратитесь к специалисту с подробным отчётом о том, как и где проявляется робость у ребёнка. Как он учится, как отвечает у доски, есть ли у него друзья, как общается на детской площадке, дома. Все эти детали очень значимы для врача.
Работа психиатра с детской застенчивостью носит индивидуальный характер
Если робость находится в рамках характерологических особенностей, доктор направляет к хорошему психологу.
Если у ребёнка повышена тревожность, развивается невроз или более тяжёлые заболевания, врач назначает грамотную медикаментозную поддержку, что, вместе с работой психолога, компенсирует патологические проявления.
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.
Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.
И будьте здоровы!
Источник