Ребенку 4 года разговаривает непонятно
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Нормы речевого развития в 4 года
Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.
Для детей 4 лет нормой является:
- логическое и быстрое изложение своих мыслей;
- активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
- повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
- ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
- употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
- указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
- начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
- правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
- способность выделять отдельные звуки из слов;
- установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.
Как определить задержку речевого развития
Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.
Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:
- ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
- у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
- словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
- ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
- малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
- ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
- при произношении предложений теряется большинство слов.
Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.
Причины речевого недоразвития
Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:
- недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
- созревание мозговых структур с существенной задержкой;
- наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
- синдромы Эдвардса или Дауна;
- травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
- патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
- сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
- отсутствие внимания родителей к ребенку.
Что делать
Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.
Медикаментозное лечение
Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.
К таким препаратам относятся:
- Актовегин;
- Лецитин;
- Кортексин;
- Когитум и др.
Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.
Физиолечение
Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:
- магнитотерапия;
- лазеротерапия;
- электрорефлексотерапия.
Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.
Артикуляционная гимнастика
Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).
Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.
Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:
- улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
- заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
- прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
- блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:
- часики – язык передвигается по углам рта;
- чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
- орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
Упражнения
Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:
Дыхательные упражнения:
- с разной интенсивностью дуть на водичку;
- дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
- дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
Поможет также такой комплекс упражнений:
Упражнения на мелкую моторику рук:
- пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
- упражнения для активности кистей рук.
Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.
Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.
Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:
- специальная говорящая азбука для детей;
- развивающие и обучающие игры;
- артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
- упражнения в виде игр и др.
О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.
Источник
Любой родитель обеспокоится, если его ребёнок плохо говорит в 4 года. Какая же причина, и как помочь малышу — поможет ответить на вопросы хороший специалист. Но знать основы развития и почему малыш плохо говорит, родителям необходимо.
Что делать родителям, если ребенок в 4 года плохо разговаривает?
Если возникают какие-то сомнения в речевом развитии ребёнка, стоит обратиться к специалисту. В данной ситуации лучше оказаться предусмотрительным.
Индивидуальный темп или задержка в развитии?
Жестких критериев нормального речевого развития не существует. Одни дети в 4 года уже рассказывают наизусть басни, а другие говорят простыми предложениями. И в том, и в другом случаях, это будет норма. Поэтому только специалист в состоянии оценить уровень речевого развития.
Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?
Обычно простые осмысленные слова ребёнок начинает произносить в первый годик своей жизни. Это средний возраст для начала появления слов. Дальнейшее речевое развитие происходит индивидуально и зависит от многих факторов. Эти факторы делят на две большие группы: биологические (генетическая предрасположенность, особенности центральной нервной системы, строение органов речи и слуха и другое) и социальные (под ними понимают окружение малыша и условия для речевого развития).
Развитие речи чада начинается с самого рождения. Первое время общается малыш только с помощью крика. Постепенно появляются новые формы коммуникации. К трём годам кроха уже говорит предложениями, состоящими из трёх и более слов. Способен пересказывать разные истории, комментировать события.
Важно помнить! Некоторые особенности речи могут являться возрастной нормой. Например, эгоцентрическая детская речь является переходным этапом.
Признаки задержки развития речи
Если ребенок плохо разговаривает в 4 года, что делать родителям? Есть несколько основных признаков, которые являются поводом обратиться к специалисту для определения наличия задержки речевого развития:
- Маленький набор слов, который использует четырёхлетка (20 и менее).
- Отсутствует желание общаться.
- Невнятное произношение слов, в результате чего невозможно разобрать услышанное. Кроха выдаёт непонятный набор или съедает слова.
- Выполнение просьб взрослых, но отсутствие при этом способности прокомментировать свои действия.
- Неспособность выполнить одновременно две и более просьбы, связанные с одним объектом (возьми батон, отломи кусочек и покорми уточек).
- При выражении мысли предложениями, чадо «выкидывает» часть слов.
- Малыш не повторяет за взрослыми слова в процессе общения.
Как помочь заговорить?
Самую важную роль в развитии речи малыша безусловно играют условия в семье. Для формирования речи ребёнок нуждается в каждодневном общении со взрослыми, играх и развивающих занятиях.
Условия в семье, необходимые для правильного и своевременного развития речи
Попадая в детский сад, в котором есть группа сверстников и система занятий, малыш с большой долей вероятности заговорит довольно быстро. Наличие других детей, с которыми ему приходится общаться, подталкивают его к этому. Но, как же способствовать речевому развитию дома?
Существует несколько основных условий для правильного и своевременного развития речи:
- Разговаривать с малышом. Это самый главный пункт. Дети учатся, перенимая, поэтому нуждаются в образце для подражания. В семье важно разговаривать, много общаться с ребёнком. Известный факт, что если ребёнок растёт в семье глухонемых, то даже при отсутствии у него патологии, разговаривать он не начнёт, так как научиться ему будет просто не у кого. Жест и мимика будут его способами выражения мыслей, речевой навык не сформируется (это при условии, что малыш не будет посещать детские коллективы). Специалисты советуют проговаривать вслух все действия, которые взрослый совершает вместе с сыном или дочкой. И, даже если кажется, что ребёнок ничего не понимает и не отвечает, то делать это всё равно нужно. Малыш слышит речь, запоминает и учится.
- Наполнить жизнь маленького человека впечатлениями и эмоциями, организовать его досуг. Это основная задача. Если он будет сидеть, не видя интересного и манящего окружающего мира, ребёнок заговорит гораздо позднее, словарный запас его будет более скудным. Поэтому необходимо организовать совместные прогулки в новое место, походы в парки, музеи, на интересные детские площадки, записать в кружок.
- Создать комфортную психологическую атмосферу в семье. Семья, это культурная ниша ребёнка и лучшее средство для его развития. Если в доме царят постоянные скандалы, используется ненормативная лексика, то эмоциональное и соответственно и речевое развитие ребёнка будет страдать.
Выявляем и устраняем причины задержки речевого развития
Родители могут заметить, что речь четырёхлетки недостаточно развита, его невозможно разговорить, и обратиться за консультацией к специалистам (педиатру, неврологу, логопеду, отоларингологу, психологу и психиатру).
Эти специалисты должны будут определить, есть ли задержка и, для начала выявить причины. Педиатр должен будет определить состояние ребёнка и при необходимости направить к узкому специалисту. Необходимо проверить, есть ли поражение головного мозга у малыша, исключить отиты, тугоухость (малыш может просто не слышать звуковой сигнал), аденоиды, оценить психическое развитие и психологическое состояние ребёнка, провести логопедическое обследование.
Если врач обнаружит какие-то проблемы, мешающие развитию, то они, конечно, должны быть устранены, если это возможно. Если есть проблемы с кровообращением в головном мозге, то назначается соответствующая терапия, направленная на восстановление кровообращения. Отоларингологические проблемы также требуют лечения. При необходимости, должна быть оказана психологическая помощь.
Параллельно с этим, ребёнок с задержкой речевого развития должен будет посещать занятие с логопедом. Дефектолог также даст грамотный современный совет по ФГОС. Для достижения наилучшего эффекта, родители также должны будут заниматься с малышом дома, следуя рекомендациям специалистов.
Важно помнить! В этом деле необходим индивидуальный подход.
Основная цель развития речи
Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте? Развитие речи у ребёнка в четыре года необходимо для его гармоничного развития, развития его культуры в целом, ведь речь, это показатель духовного и интеллектуального развития человека, она определяет направление человека в жизни.
Как научить культуре речи ребенка?
Культура речи является частью общей культуры человека. Совершенствовать речь необходимо всю свою жизнь. Нужно учить ребёнка следить за своей речью:
- контролировать;
- не допускать ошибок в произношении;
- правильно использовать интонации.
К сведению! Необходимо постоянно пополнять словарный запас ребёнка. Для этого нужно больше разговаривать с ним, читать художественную литературу, учить пересказывать прочитанное и рассказывать увиденное. Организация речевого развития крайне важна для малыша.
Для повышения культуры речи можно использовать специальные упражнения, раздавая сюжетные картинки, просить рассказать, что на них изображено, что делают герои, о чем они могут разговаривать. Стоит предлагать разыграть небольшие сюжеты, например, диалог продавца и покупателя, поздравление мамы на праздник. Полезно читать с выражением и по ролям художественную литературу и другое.
Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников
Помимо того что театрализованная деятельность благотворно влияет на речевое развитие дошколят, она имеет большое значение в развитии в целом, а именно:
- Знакомит детей с произведениями литературы, музыки, изобразительного искусства.
- Повышает общую культуру малышей.
- Прививает правила общения в обществе, знакомит с нормами поведения, этикетом.
- Развивает артистические способности детей.
- Учит взаимодействовать и общаться со сверстниками.
- Развивает игровую деятельность, творческие способности.
Советы специалистов: Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников»
Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников» — это методическое пособие для логопедов и воспитателей, основанное на многолетнем опыте работы с детьми, имеющими задержку речевого развития. Её методика уникальна. С помощью этого пособия можно помочь сформировать ребёнку фразовую и связную речь, используя конспекты логопедических занятий.
Методические приемы по формированию фразовой и связной речи у детей дошкольного возраста
Методические приёмы, это те инструменты, которые помогут ответственному родителю, воспитателю или логопеду, сформировать речь малыша-дошкольника.
Выделяют три основных группы методических приемов:
- Игровые (сюжетно-ролевые игры, игра-упражнение, театрализованные игры и другое).
- Словесные (прием вопрос-ответ, метод повторное проговаривание, разговор, образец речи, указание, оценка, морфологический разбор и другое).
- Наглядные (показывать иллюстрации, изображений; помощь в организации наблюдения и другое).
Некоторые специалисты выделяют ещё четвёртый тип приемов — комплексный.
Время, потраченное на обследование и работа грамотного специалиста способны помочь, если ребёнок в 4 года плохо говорит, в формировании речи. Однако родителям нужно понимать, что многое в этом деле зависит от них самих, и они — главная сторона в этом.
Источник
Дочери 4 с половинкой ,ходим на индивидуальные занятия к логопеду полгода,продвижения есть ,но мало.
Речь неразборчивая ,когда ей захочется ,может высказаться ,а иногда даже я не могу разобрать ,что она говорит.
Считаем до пяти ,буквы не знаем ,ручку держать нормально отказывается ,говорит ,что неудобно и просто зажимает её в кулак. Смотрю на других деток из нашей группы и плакать хочется ,видимо я такая плохая мать.
Со старшей дочерью таких проблем не было,в 4 года уже алфавит знали,читала самостоятельно .
Логопед дал направление на комиссию ,чтобы нас определили в специализированный садик, у кого была такая же проблема , какие были ваши действия ,что помогло ?
Простите за сумбур ,просто уже крик души ,не знаю что делать .
Постою послушаю, все тоже самое, только сыну в августе 4 будет.
к неврологу пошла, потом к психиатру
башка сегодня отключилась, не вся, конечно, есть могу
Аноним автор темы:
у кого была такая же проблема , какие были ваши действия ,что помогло ?
медикаменты + физиопроцедуры + занятия
Аноним автор темы:
Логопед дал направление на комиссию ,чтобы нас определили в специализированный садик
не отказывайтесь, проходите комиссию
на медикаменты давно надо было бы посадить ее
через комиссию, конечно
до 4,5 дотянули….вот вы даете
Аноним автор темы:
,видимо я такая плохая мать.
это тут причем вообще?)))не парьтесь
просто у ребенка явно со здоровьем беда давняя
Аноним автор темы:
ходим на индивидуальные занятия к логопеду полгода,продвижения есть ,но мало.
Аноним автор темы:
Логопед дал направление на комиссию ,чтобы нас определили в специализированный садик,
Занятия индивидуальные в садике? Сколько минут занятие и сколько раз в неделю?
Django:
медикаменты + физиопроцедуры + занятия
++++Занятия каждый день не только речевые, но и по развитию мат. способностей, познанию окр. мира, развитие мелкой моторики и т.д. Развивайте все полушария головного мозга.
Старушка-мать:
Занятия индивидуальные в садике? Сколько минут занятие и сколько раз в неделю?
минут 15 в логогруппе, 2-3 раза в неделю
Плохая мать? Видимо, наполовину, раз другой ребёнок беспроблемный. Как и у меня. Сходите в темку «Клуб общения мам речевых детей», там куча историй и рекомендаций.
Мне тоже грустно было смотреть на сына рядом с ровесниками. В итоге благодаря титаническим усилиям самого ребёнка, моим и специалистов он в неполные 7 лет из старшей группы в массовую школу пошёл. Поверьте, на фоне одноклассников отсталым не выглядит. Итоговые работы в конце первого класса написаны на 4 и 5. Да, дефектолог до сих пор с нами, но это небольшой объём коррекции по сравнению с тем, что мы проходили 3,5 года до школы.
Автор, ребёнку здоровья! Вам — терпения…
Настраивайтесь, что логосадика при любом раскладе недостаточно. Индивидуальные занятия с частным специалистом необходимы.
vulpes pilum mutat, non mores
Старушка-мать,
Да индивидуальные ,был выбор группой 2-3 человека стоимость 200 рублей или индивидуально 350 рублей , 40 минут ,2 раза в неделю.
Аноним ,
Какие-то у Вас расценки скромные… У Вас логопед или дефектолог? Екатеринбург или область?
vulpes pilum mutat, non mores
Потолковый Лампонюх,
Ходили на уколы , сейчас уже не вспомню название + параллельно курс массажа делали.
Аноним автор темы:
Ходили на уколы , сейчас уже не вспомню название + параллельно курс массажа делали.
а чего прекратили-то?
если улучшений нет….
к врачу…
Аноним автор темы:
к логопеду
Еще вариант-сменить логопеда. Сын тоже речевик, с шикарнейшим логопедом топтался на месте. Перешли к другому, появился прогресс заметный. Ну и да, плюсом к логопеду был невропатолог, физиолечение, уколы, таблетки. Что имеем в начальной школе-проблемы с русским и английским, так как нарушен фонематический слух, не катастрофично все, но внимания требует, сложности с запоминание наизусть, ну и читать не любит. Учится без троек.
Аноним автор темы:
Ходили на уколы
Дак уколы то нужно повторять с определенной периодичностью, а не так, что один раз поставили и ждем у моря погоды.
Нам цераксон невролог прописывал перед садиком, пропили и сразу в сад, не знаю от чего больше резкие улучшения пошли. Но ребенку было 3,5. У старшей все было еще хуже, говорить начала нормально после пяти с простым садичным логопедом (на допы денег ваще не было). Сейчас в школе хорошо учится, проблем нет.
Потолковый Лампонюх,
Следующий приём ,когда ребенку исполнится 5 лет.
Аноним автор темы:
Следующий приём ,когда ребенку исполнится 5 лет.
Можно и раньше записаться, сказать, что остались поводы для беспокойства. А можно к другому сходить, вдруг этот что-то не заметил.
Аноним автор темы:
Следующий приём ,когда ребенку исполнится 5 лет.
В таком случае врач должен был вам расписать лечение до следующего приема.
Django:
В таком случае врач должен был вам расписать лечение до следующего приема.
Всё ,что назначалось врачом ,мы сделали.
Аноним автор темы:
я не могу разобрать ,что она говорит.
это очень неопределенно, напишите логопедическое заключение, может у ребенка ОНР 2 уровня и дизартрия, тогда полгода работы не показатель совсем.
Вам однозначно нужно наблюдаться у невролога. У ребенка возможно речевая патология дизартрия. Она поддается коррекции. И не надо ждать исполнения 5 лет, идите сейчас, к одному, другому врачу. Такую паталогию надо выявлять в детстве.
Старушка-мать:
это очень неопределенно, напишите логопедическое заключение, может у ребенка ОНР 2 уровня и дизартрия, тогда полгода работы не показатель совсем.
Заключение логопеда : ОНР 2 уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.
Аноним автор темы:
Заключение логопеда : ОНР 2 уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.
Аноним автор темы:
в специализированный садик
+ самостоятельные занятия дома по рекомендации логопеда — от Вас тоже много зависит. Читайте ребёнку больше, учите наизусть стихи, чистоговорки, просите пересказать сказку, мультфильм, пусть придумывает рассказ по картинке с Вашей помощью и т.п.! Логопед звуки поставит, а вот речь развивать, словарный запас расширять надо вместе!
Аноним автор темы:
Дочери 4 с половинкой ,ходим на индивидуальные занятия к логопеду полгода,продвижения есть ,но мало.
Речь неразборчивая ,когда ей захочется ,может высказаться ,а иногда даже я не могу разобрать ,что она говорит.
Считаем до пяти ,буквы не знаем ,ручку держать нормально отказывается ,говорит ,что неудобно и просто зажимает её в кулак. Смотрю на других деток из нашей группы и плакать хочется ,видимо я такая плохая мать.
подскажите, а вы из тех мам, кто ждал, что речь придет сама в 3 года и только потом начали лечение или обследовались и лечились с 2-х лет?
Вопрос не с целью вас обидеть, просто понять хочется, у меня тоже ребенок с проблемной речью, но нам скоро будет 3-года, многие кричат не пичкай лекарствами, заговорит сам, но вот как — то сам не получается…
Источник