Ребенку 4 года не произносит звук л
Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.
Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.
Обычно к 4-5 годам ребенок уже может выговаривать практически все звуки. К сожалению, ряд букв осваивается гораздо сложнее остальных. Нередко проблемы возникают с произношением звука Л. Малыши запинаются, коверкают слова и «сюсюкают». И если в детском саду это вызывает умиление, то в школе неумение произносить все звуки правильно, может стать серьезной проблемой. Как научить ребенка говорить букву Л? Выясняется, существует ряд эффективных методик, способных устранить такой дефект речи в домашних условиях.
Рекомендации для родителей
Прежде чем перейти к упражнениям на букву Л, взрослым необходимо усвоить ряд несложных правил, которые сделают занятия легкими, а времяпровождение с ребенком – приятным:
- Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так вы сделаете только хуже. Проговаривайте все слова правильно – это крайне важное условие.
- Отвечайте на вопросы. Если ребенку что-то не понятно, остановитесь и объясните подробнее. Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы завоюете его полное доверие.
- Превратите занятия в игру. Дети хорошо усваивают информацию в процессе игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у малыша положительный эмоциональный отклик. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет выговаривать звук Л рефлекторно.
- Упражнения не должны быть наказанием. Таким образом вы отобьете у чада желание не только учиться, а и вовсе общаться со взрослыми.
- Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически, в комфортное для вас и ребенка время. Идеальный вариант – упражнения по 5-10 минут 3-4 раза в день.
Придерживаясь этих несложных рекомендаций, ваш ребенок быстро научится проговаривать букву Л в домашних условиях.
Речевая гимнастика
Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:
- «Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
- Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
- Улыбка. Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.
Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.
Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:
- Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
- Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
- Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
- Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
- Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.
Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.
Упражнения для звука Л в домашних условиях
Классические упражнения:
- Лошадка на улице. Изображаем широкую улыбку, показываем зубы, приоткрыв рот. Воспроизводим языком цоканье копыт. Начинать нужно медленно, а со временем постепенно наращивать темп.
- Лошадка – шпион. Усложненный вариант первого упражнения. Действия те же, но издавать характерное цоканье нельзя. Важно! Подвижная челюсть должна быть зафиксированной, работает только язык.
- Перо. Подготовьте легкое перышко перед началом занятий. Попросите малыша улыбнуться, слегка приоткрыть рот, аккуратно прикусить кончик языка. Теперь ему нужно выдохнуть так, чтобы образовалось два воздушных потока. Силу и направление дыхания проверьте с помощью пера.
- Сладости. Малышу следует приоткрыть рот, улыбнуться и показать зубки. Плоский кончик языка нужно положить на нижнюю губу и оставить в таком состоянии на 10 секунд. Пока ребенок выполняет первое задание, возьмите его любимую сладость и намажьте ею его верхнюю губу. Попросите малыша слизать лакомство широким языком с помощью движения «вверх-вниз» (а не из бока в бок). В последующие разы использовать сладости не обязательно.
- Пароход. Малышу следует проимитировать звук парохода в домашних условиях. Для этого нужно произносить букву «Ы» со слегка приоткрытыми губами. Чтобы упражнение было эффективным, следите за положением языка: кончик опущен, корень приподнимается к небу.
- Расческа. Звук Л поставить с помощью этого упражнения очень просто. Попросите малыша неплотно сомкнуть зубы и попытаться протолкнуть между ними язык, как бы расчесывая его.
- Качели. Ребенку нужно покачать языком из стороны в сторону, упирая его в щеки.
Когда тренировки начнут приносить первые результаты, нужно начинать отрабатывать произношение твердого и мягкого звука Л у ребенка. Для этого вместе с ним проговаривайте слова с нужной буквой:
- в начале слова: лава, ладушки, лампа, лодка, лыжи;
- в середине слова: голова, золото, потолок, валун, улыбка;
- в стечении согласных: облако, глаза, глобус, пазлы, клубника;
- в конце слова: футбол, канал, сокол, пепел, металл.
Думаете, как еще можно научить ребенка говорить Л? Почаще пойте вместе с ним незаурядные песенки на «ла-ло-лу» и читайте стихи, в которых часто встречается необходимая буква (например, «Люлю-бай» из сборника стихов «От Ась до Язь» Т. Маршаловой). Другой интересный вариант – развивающие тренажеры от BrainApps. Игры на мышление, внимание и память позволят ребенку в игровой форме получать новые знания и повышать уровень интеллекта. Совместив речевую гимнастику, домашние упражнения и тренажеры от BrainApps, звук Л начнет выговариваться у ребенка правильно очень быстро.
Когда обращаться к логопеду?
К 4 годам звук Л легко дается ребенку, он начинает правильно произносить слова с этой буквой. Однако, по ряду причин, малыши могут коверкать слова:
- забывать, пропускать или не слышать «Л» (вместо «ложка» говорит «ожка»);
- менять «Л» на «У» или «В» («лампа» — «уампа», «Лариса» — «Вариса»);
- вместо «Л» говорить «Й» («колобок» — «койобок»);
- путать мягкую и твердую «Л».
Эти ошибки обычно устраняются сами по себе или спустя несколько занятий дома. В случаях, когда у ребенка дефект речи сопровождается наличием неправильного прикуса или неврологического заболевания, следует обратиться к специалисту. Опытный логопед назначит эффективную программу занятий и поможет малышу произносить слова верно.
Источник
На чтение 6 мин.
Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом. Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь. И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.
Написание и произношение буквы и звука Л
Осторожно: физиологическая дислалия
Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».
Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.
Виды нарушений произношения
Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».
- Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
- «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» – «уожка»; «Лариса» – «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
- Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» – «мойоток»
- Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».
Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.
Правильная артикуляция звука Л
- Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук «Л» не превращался в «В» или не смягчался.
- Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы; его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.
- Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.
- Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.
В таком порядке надо проводить занятия
Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.
Постановка произношения твердого звука Л
- Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» – очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.
Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения
- Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» – зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла» напевая любую мелодию: «ла-ла-ла».
- Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
- Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА – ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
- Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за зубами.
Упражнения на произношение звука Л
После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».
Профиль артикуляции звука Л
- Улыбка. Важно помнить, выговаривать звук «Л» надо с широкой улыбкой. Стараемся научить малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.
- Ветерок. Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук «Л». Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.
- Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.
- Лошадка. Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.
Логопедические упражнения на артикуляцию Л
- Пароход. Гудим басом, как пароход, при этом кончик языка остается за зубами, а спинка поднята к небу: «ы-ы-ы»
- Расческа: сомкнуть зубы и проталкивать между ними язык, как бы расчесывая его. Это упражнение способно научить быстро принимать языком нужное положение при произнесении трудного звука «Л»
- Качать язык во рту, упирая его, то в правую щеку, то в левую.
Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.
Развитие моторики рук помогает развивать речь
Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе. Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.
Источник
Если не исправить неправильное произношение ребенка, в будущем оно может негативно сказаться при обучении чтению и письму, снижать его самооценку при общении со сверстниками, не имеющими подобных речевых дефектов. Многие дети не умеют произносить твердую букву л, пропускают ее в словах или заменяют другими буквами. Эту проблему можно легко исправить в раннем возрасте, но для этого родителям нужно сначала выяснить причину речевого дефекта.
Возможные причины проблем с произношением «Л»
Одна из причин речевого дефекта ребенка — подражание неверному произношению взрослых. Либо взрослые приходят в умилении при лепетании малыша и начинают разговаривать с ним на его языке, нарочно коверкая слова или отдельные звуки, либо они сами имеют речевой дефект, и дети им подражают. Также высока вероятность неправильного произношения у детей, проживающих в двуязычных семьях.
Если ребенок не выговаривает твердую букву «л» в 4-5 лет, у него возникнут проблемы с обучением чтению и письму в школе
Кроме того, малыш может просто пропускать букву «Л» или заменять ее другими, потому что так ему легче. Если вовремя не исправить ситуацию он привыкнет, и будет постоянно коверкать слова.
Трудности с произношением «Л» у детей могут быть вызваны и физиологическими причинами:
- Нарушениями в строении артикуляционного аппарата.
- Проблемой со слухом – малыш неправильно слышит букву и из-за этого неверно ее произносит.
- Патологией речевого дыхания.
В этом случае, правильно поставить диагноз может только квалифицированный специалист, в остальных вариантах родители смогут сами научить малыша, обойтись без помощи логопеда.
Подготовительные упражнения
Перед тем как приступать к занятиям и учить малыша говорить букву «Л», нужно попросить ребенка:
- Свернуть язык в трубочку – это необходимо для развития подвижности языка.
- Улыбнуться как можно шире не размыкая губ.
- Высунуть язык максимально далеко и попробовать достать им нос.
- Надуть шарики, мыльные пузыри или провести цикл глубоких выдохов.
- Изобразить звуками цокание лошадей.
Эти предварительные методики проводят в игровой форме, они должны поднять настроение ребенку и помочь ему подготовиться к последующим логопедическим упражнениям.
Логопедические упражнения на произношение «Л» в домашних условиях
Малышу нужно последовательно выполнить следующие упражнения:
- Расположить язык неподвижно между зубами. В этом положении протяжно произносить звук а-а-а. Затем, через минуту ребенку нужно периодически прикусывать кончик языка, так что вместо «А» у него должно выходить «АЛ».
- Зажать язык между верхними и нижними зубами. Протяжно произносить звук ы-ы-ы. Время от времени отводить язык назад, так что вместе «Ы» должен звучать звук «ЛЫ».
- Теперь ребенок может потренироваться выговаривать звук «Л» в различных слогах: ЛА-ЛО-ЛЫ-ЛУ-ОЛ-АЛ-ИЛ. Их нужно произносить протяжно, нараспев. Если малыш исказил слог, к нему нужно вернуться и произнести его правильно несколько раз, чтобы ребенок дошел до автоматизма.
- На следующем этапе малышу нужно потренироваться правильно говорить слова, в которых звук «Л» расположен в начале, в середине и в окончании. Начинают со слов начинающихся на «Л»: лак, лай, лук, лампа, лопата, луч, лужа, лошадь. Затем приступают к словам с буквой «Л» в середине: солома, велосипед, перелом, полет, акула, глаз, пила. Закрепляют упражнение славами, содержащими букву «Л» в своем окончании: стол, бокал, спортзал, стул, вокзал.
Эти упражнения нужно повторять регулярно, они помогут только при длительном многократном повторении. В случае ошибок не нужно резко одергивать ребенка или ругать его, на неверное произношение родители должны указывать спокойно, без раздражения в голосе. За сделанные ребенком успехи, его нужно обязательно похвалить.
Задумываясь над тем, как научить ребенка говорить букву л, родителям не обязательно искать помощи специалиста, для начала нужно прибегнуть к самостоятельному исправлению этого речевого дефекта. Если после всех домашних упражнений не удалось решить проблему с произношением, тогда уже стоит обратиться за помощью к логопеду.
Читайте также: как научить ребенка считать до десяти
Источник
16 октября 2016
Дети от 3 лет и старшеПРАВИЛА сообщества «ДЕТИ ОТ 3 ЛЕТ И СТАРШЕ»
Уважаемые участники сообщества!
Приветствуем Вас в сообществе «Дети от 3 лет и старше» и просим соблюдать несколько несложных правил, чтобы наше общение стало еще более полезным и интересным.
1. В нашем сообществе мы обсуждаем темы, касающиеся проблем, с которыми могут столкнуться родители, детки которых старше 3 лет. Вопросы воспитания, здоровья, развития, питания, а так же организацию досуга – все это Вы можете обсудить в данном сообществе.
2. Если Ваша тема не согласуется с этим сообществом, Вы можете разместить ее в других сообществах, например:
– вопросы, касающиеся психологии, развития, поведения детей до трех лет, пишите в сообщество «Детская психология и развитие ребенка»https://…
14 часов назад
Дети от 3 лет и старшеКак сделать голубя из бумаги — посоветуйте простую схему
Девушки, всем привет! Ребенку в школе сказали подготовиться, будут делать голубей из бумаги, каждый по своей схеме. Победит тот, кто сделает быстрее всех и красивей.
Подскажите простую схему, чтобы он не переживал и все получилось. Ребенку 10 лет, с оригами не очень дружим
Ну, вот такого сказали, это для детского садика только )))))
Нужно что-то посерьезней )
17 часов назад
Дети от 3 лет и старшеДетский стульчик после 3х лет?
Мамульки!) В чем сидят ваши дети старше 3х лет?) Моему сейчас 2.8, прекрасно в татамии умещается. Но после родов стульчик младшей перейдёт, во что старшего сажать?)
1 день назад
Дети от 3 лет и старшеУ кого есть цифровое пианино?
Всем привет!
Вопрос в следующем, нам нужно цифровое пианино. Кто в этой теме какое можете посоветовать? Но в рамках 30 — 35 000 рублей. За 50 и выше, я не готова брать.
Буду признательна)
1 день назад
Дети от 3 лет и старшеПриплылО откуда не ждали
Привет. Ну что ж. Можно смело вводить рубрику «Софья и переходный возраст» У меня самой этот период был очень поздно, лет в 18. И закончился очень быстро, мне хватило всего одной плохой компании и отчисления из колледжа. Дальше я стала взрослым, почти адекватным человеком, в 19 вышла замуж и в 20 родила. Ей 10. Ладно, пусть 10 с половиной. Но блин, почему так рано? Я не готова. Все началось с того, что ребёнок резко в один день стала говорить по миллиону раз что любит меня и по полтора миллиона раз спрашивать люблю ли я её. Естественно люблю, мы всегда это говорили, но резко этих разговоров стало очень много. Не слушает и не слышит, голова постоянно чем то занята, и нужную информацию не усв…
2 дня назад
Дети от 3 лет и старшеБолячки из сада и младенец дома
Пока у дочери первая «настоящая» болезнь и висит и спит на мне после первого в жизни приёма жаропонижающего, рассуждаю.
Вот сын последний год ходит в садик перед школой. Из-за задержки развития не пошёл пока в школу, хочу «вытянуть» максимально ещё за год. По этой причине из сада забирать не хотелось бы, всё же это режим и какие-то коллективные занятия и подготовка к школе тоже.
Помимо этого мы записались типа в «нулевой» класс в нашем же саду, они там два раза в неделю по два или три часа будут обучаться по программе «Ступеньки к школе». Ещё логопед три раза в неделю на дом к нам приходит.
А дочке года ещё нет. И Коля из сада как всегда стал носить болезни (он так и не адаптировался и т…
2 дня назад
Дети от 3 лет и старшеШпаргалка маме школьника.
Созрела мысль сделать для себя памятку, что бы объединить все услышанное на семинарах, посвященных школьникам и не только. К сожалению, из-за нехватки времени, удалось скомпоновать только часть. Зато каждый пунк взвешен и на самом деле очень важен.
Сразу оговорюсь, там не будет лично моих домыслов, а только инфа из источников, которым доверяю. Волшебных фраз тоже не будет. Скорее всего это взгляд с другой стороны на процесс получения знаний. Не знаю, что из этого получится и на сколько меня хватит, но всеми силами хочу сохранить мир в семье и здоровую психику себе и ребенку.
Итак.
ШПАРГАЛКА РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКА.
ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.Научиться смотреть на ситуацию с разных сторон:…
2 дня назад
Дети от 3 лет и старшеПереходный возраст
Привет. Вот скажите мне, переходный возраст может начаться в 10 лет? Или это просто характер такой гомняный у человека с детства? Чувствую, сдамся.
Источник