Ребенку 4 года не говорит куда обратиться
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Нормы речевого развития в 4 года
Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.
Для детей 4 лет нормой является:
- логическое и быстрое изложение своих мыслей;
- активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
- повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
- ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
- употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
- указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
- начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
- правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
- способность выделять отдельные звуки из слов;
- установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.
Как определить задержку речевого развития
Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.
Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:
- ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
- у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
- словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
- ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
- малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
- ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
- при произношении предложений теряется большинство слов.
Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.
Причины речевого недоразвития
Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:
- недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
- созревание мозговых структур с существенной задержкой;
- наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
- синдромы Эдвардса или Дауна;
- травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
- патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
- сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
- отсутствие внимания родителей к ребенку.
Что делать
Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.
Медикаментозное лечение
Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.
К таким препаратам относятся:
- Актовегин;
- Лецитин;
- Кортексин;
- Когитум и др.
Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.
Физиолечение
Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:
- магнитотерапия;
- лазеротерапия;
- электрорефлексотерапия.
Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.
Артикуляционная гимнастика
Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).
Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.
Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:
- улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
- заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
- прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
- блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:
- часики – язык передвигается по углам рта;
- чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
- орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
Упражнения
Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:
Дыхательные упражнения:
- с разной интенсивностью дуть на водичку;
- дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
- дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
Поможет также такой комплекс упражнений:
Упражнения на мелкую моторику рук:
- пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
- упражнения для активности кистей рук.
Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.
Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.
Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:
- специальная говорящая азбука для детей;
- развивающие и обучающие игры;
- артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
- упражнения в виде игр и др.
О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.
Источник
Своевременное развитие речи — важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.
Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.
Стоит ли ждать у моря погоды?
Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.
Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.
В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.
Что должно беспокоить родителей:
- К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
- Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
- Слова не согласуются в предложении между собой.
- Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
- В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.
Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.
Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее
Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:
- Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
- Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
- Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
- Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).
Когда молчание не является золотом
Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.
Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.
Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?
Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:
- невролога;
- логопеда-дефектолога;
- отоларинголога;
- психолога.
Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения — чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!
Источник
ää!
îÕÖÎÁ ÏÂÝÁÑ ÐÏÍÏÝØ, ÓÏ×ÅÔÙ, ËÏÎÓÕÌØÔÁÃÉÉ…
ðÒÅÄÙÓÔÏÒÉÑ.
ðÅÒÅÄ ÓÁÄÉËÏÍ ÐÒÏÈÏÄÉÌÉ ÍÅÄÉÃÉÎÓËÕÀ ËÏÍÉÓÓÉÀ. îÁÍ ÂÙÌÏ 2,5. ðÒÏÛÌÉ ÐÓÉÈÉÁÔÒÁ – ×ÓÅ ÏË.
ðÏÛÌÉ Ë ÎÅ×ÒÏÌÏÇÕ × ÐÌÁÔÎÕÀ ËÌÉÎÉËÕ. îÅ×ÒÏÐÁÔÏÌÏÇ ÏËÁÚÁÌÁÓØ ÄÅÔÓËÉÍ ÐÓÉÈÉÁÔÒÏÍ. îÅ×ÒÏÌÏÇ × ÐÏÒÏÇÁ ÚÁÑ×ÉÌÁ: «÷ÁÛ ÒÅÂÅÎÏË ÏÓÏÂÅÎÎÙÊ. õ ÒÅÂÅÎËÁ ÁÕÔÉÚÍ.» é ÐÉÛÅÔ, ÞÔÏ ÒÅÂÅÎÏË ÚÄÏÒÏ×, ÏÔËÌÏÎÅÎÉÊ ÎÅÔ. «ðÒÉÈÏÄÉÔÅ ËÏ ÍÎÅ, ÂÕÄÅÍ ÌÅÞÉÔØ. ëÁÖÄÏÅ ÐÏÓÅÝÅÎÉÅ 1500ÒÕÂ, Ñ ÖÅ ËÁÎÄÉÄÁÔ ÍÅÄÉÃÉÎÓËÉÈ ÎÁÕË!»
ñ ÐÏÛÌÁ × ÂÅÓÐÌÁÔÎÕÀ ÐÏÌÉËÌÉÎÉËÕ Ë ÎÁÛÅÍÕ ÎÅ×ÒÏÌÏÇÕ (ËÏÇÄÁ-ÔÏ Ñ ÅÅ ÓÞÉÔÁÌÁ ÏÞÅÎØ ÄÁÖÅ ÎÅÐÌÏÈÉÍ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÏÍ). «áÕÔÉÚÍ ÐÏÓÔÁ×ÉÌÉ, ÄÁ? îÕ, ÚÎÁÞÉÔ ÁÕÔÉÚÍ!» ñ ÇÏ×ÏÒÀ, ÞÔÏ ÓÔÁ×ÉÌÉ ÄÉÁÇÎÏÚ. ïÎÁ ÏÔËÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ.
ðÏÛÌÁ Ñ Ë ÚÎÁËÏÍÏÍÕ ×ÚÒÏÓÌÏÍÕ ÐÓÉÈÉÁÔÒÕ. åÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÏ, ÎÅ ×ÉÄÑ ÒÅÂÅÎËÁ, ÏÎ ÍÎÅ ÓÍÏÇ ÔÏÌØËÏ ÐÏÒÅËÏÍÅÎÄÏ×ÁÔØ ÏÂÒÁÔÉÔØÓÑ × «òÏÓÔÏË». ñËÏÂÙ ÔÁÍ ÈÏÒÏÛÉÅ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÙ ÐÏ ÒÁÎÎÅÊ ÄÉÁÇÎÏÓÔÉËÅ ÁÕÔÉÚÍÁ. é ÄÉÁÇÎÏÚÙ ÔÁËÉÅ × ÔÁËÏÍ ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÎÅ ÓÔÁ×ÑÔ.
úÁÐÉÓÁÌÁÓØ ÎÁ ÐÒÉÅÍ Ë ×ÒÁÞÕ-ÐÓÉÈÏÔÅÒÁÐÅ×ÔÕ äÅÎÉÓÏ×ÏÊ × «òÏÓÔÏË». åÚÄÉÌÉ ×ÍÅÓÔÅ Ó ÍÕÖÅÍ. ÷ÅÓØ ÐÒÉÅÍ ÏÎÁ ÒÕÇÁÌÁ ÎÁÓ Ó ÍÕÖÅÍ, ÞÔÏ ÍÙ ÏÞÅÎØ ÏÐÅËÁÅÍ ÓÙÎÁ (ÎÅ ÔÁË ÇÏ×ÏÒÉÍ, ÍÎÏÇÏ ÐÏÚ×ÏÌÑÅÍ, ÄÅÌÁÅÍ ÚÁ ÎÅÇÏ É ÐÒ.) É ÐÏÓÔÏÑÎÎÏ ÕÐÏÒÎÏ ÉÎÔÅÒÅÓÏ×ÁÌÁÓØ ÐÅÒ×ÏÊ ÎÅÕÄÁ×ÛÅÊÓÑ ÎÁ ÐÏÚÄÎÉÈ ÓÒÏËÁÈ ÂÅÒÅÍÅÎÎÏÓÔØÀ, ÏÔÞÅÇÏ ÄÏ×ÏÄÉÌÁ ÍÅÎÑ ÄÏ ÓÌÅÚ. «äÁ, ÁÕÔÉÚÍ, ÎÏ ÄÉÁÇÎÏÚ ÓÔÁ×ÉÔØ ÎÅ ÂÕÄÕ. ðÒÏÐÅÊÔÅ ËÏÇÉÔÕÍ+ÍÁÇÎÉÊ ×6. ðÒÉÅÚÖÁÊÔÅ ÞÅÒÅÚ ÍÅÓÑÃ, ÐÏËÁÖÉÔÅÓØ É ÐÏÂÅÓÅÄÕÅÍ ÐÒÏ ÷ÁÛÕ 1 ÂÅÒÅÍÅÎÎÏÓÔØ. é ÂÕÄÅÍ ÖÄÁÔØ ÉÚÍÅÎÅÎÉÊ ÐÏÓÌÅ ÓÁÄÉËÁ, ÍÏÖÅÔ ÞÔÏ ÉÚÍÅÎÉÔÓÑ»
îÁ ÏÂÝÅÍ Ó ÍÕÖÅÍ ÓÏ×ÅÔÅ ÒÅÛÉÌÉ, ÞÔÏ × «òÏÓÔÏË» ÂÏÌØÛÅ ÎÅ ÐÏÅÄÅÍ. îÏ ËÏÇÉÔÕÍ É ÍÁÇÎÉÊ ×6 ÐÒÏÐÉÌÉ. é ÒÅÛÉÌÉ ÖÄÁÔØ ÓÁÄÉË. íÏÖÅÔ ÏÂÝÅÎÉÅ Ó ÄÅÔÉÛËÁÍÉ ÞÔÏ-ÔÏ ÉÚÍÅÎÉÔ, Ô.Ë. × ÒÅÁÌØÎÏÓÔÉ ÒÅÂÅÎËÕ ÐÏÏÂÝÁÔØÓÑ ÐÏÞÔÉ ÎÅ Ó ËÅÍ, ËÒÏÍÅ ÍÁÍÙ É ÐÁÐÙ+ ÄÅÔÓËÁÑ ÐÌÏÝÁÄËÁ.
óÈÏÄÉÌÁ ÅÝÅ ÒÁÚ Ë ×ÚÒÏÓÌÏÍÕ ÐÓÉÈÉÁÔÒÕ. óËÁÚÁÌ: «âÏÌØÛÅ ÏÂÝÅÎÉÑ + ÚÁÎÉÍÁÊÔÅÓØ»
óÅÊÞÁÓ ÓÙÎÕ 3,2. èÏÄÉÍ × ÓÁÄÉË. ó ÄÅÔØÍÉ ÏÂÝÁÅÍÓÑ.
îï…ÐÏÞÔÉ ÎÅ ÒÁÚÇÏ×ÁÒÉ×ÁÅÍ.
«íÁ-ÍÁ-ÍÁ-ÍÁ», «ÐÁ-ÐÁ-ÐÁ-ÐÁ», «ÇÕ-ÇÕ-ÇÕ», «ÂÁ-ÂÁ-ÂÁ» É ÐÒÏÞÅÅ.
óÁÍ ÅÓÔ, ÐØÅÔ, ÈÏÄÉÔ ÎÁ ÇÏÒÛÏË (ÛÔÁÎÙ ÓÎÉÍÁÅÔ-ÏÄÅ×ÁÅÔ), ×ÓÅ ÐÏÎÉÍÁÅÔ. úÎÁÅÔ ÇÄÅ ÅÇÏ ÑÝÉË × ÓÁÄÉËÅ, ÅÇÏ ÍÁÛÉÎÁ ÎÁ ÓÔÏÑÎËÅ, ÐÏ ÇÒÑÄËÁÍ ÎÅ ÂÅÇÁÅÔ. úÎÁÅÔ ËÁË ×ËÌÀÞÉÔØ ÓÅÂÅ ÍÕÌØÔÉËÉ, ËÁË ÏÔËÒÙÔØ ÍÁÛÉÎÕ, ÚÁÌÅÚÔØ × Á×ÔÏËÒÅÓÌÏ É ÐÒ. ÷ÓÅ ÐÏÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌØÎÏ. îÏ, ÎÅËÏÔÏÒÙÅ ×ÅÝÉ ÅÍÕ ÐÒÉÈÏÄÉÔÓÑ ÐÏ×ÔÏÒÑÔØ ÐÏ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÒÁÚ, ÞÔÏÂÙ ÏÎ ÜÔÏ ÓÄÅÌÁÌ. é Ó ÎÅÄÏ×ÏÌØÎÙÍ ×ÉÄÏÍ, ÎÏ ÏÎ ×ÙÐÏÌÎÑÅÔ ÓËÁÚÁÎÎÏÅ.
èÏÞÅÔ ÞÔÏ-ÔÏ ÄÏÓÔÁÔØ, ÅÓÌÉ ÓÁÍ ÓÔÕÌ ÐÏ ËÁËÏÊ-ÔÏ ÐÒÉÞÉÎÅ ÎÅ ÐÏÄÓÔÁ×ÉÔ, ÔÏ ×ÅÄÅÔ ÍÅÎÑ Ë ÜÔÏÊ ×ÅÝÉ. çÏ×ÏÒÀ ÅÍÕ: «óËÁÖÉ äáê!» íÏÌÞÉÔ, ÒÕËÉ ÔÑÎÅÔ. «óËÁÖÉ äÁÊ!» ôÉÛÉÎÁ. íÏÖÅÍ ÍÉÎÕÔ 5 ÔÁË ÓÔÏÑÔØ. ëÔÏ-ËÏÇÏ. åÓÌÉ ÅÍÕ ÎÁÄÏÅÓÔ, ÏÎ ÕÊÄÅÔ, ÍÉÎÕÔ ÞÅÒÅÚ 2-5 ÏÐÑÔØ ÍÅÎÑ ÔÕÄÁ ÖÅ ×ÅÄÅÔ. é Ñ ÓÄÁÀÓØ: ÉÌÉ ÄÏÓÔÁÀ ÉÌÉ ÏÔËÒÙ×ÁÀ, ×ÙÐÏÌÎÑÀ ÖÅÌÁÅÍÏÅ.
åÓÌÉ ÅÍÕ ÏÞÅÎØ ÎÁÄÏ, ÔÏ ÂÕÄÅÔ ÚÁ ÍÎÏÊ ÈÏÄÉÔØ, ÇÏ×ÏÒÉÔØ «ÍÁ-ÍÁ-ÍÁ-ÍÁ».
é ÅÝÅ ÐÏÓÔÏÑÎÎÏ ËÒÉÞÉÔ-×ÏÓËÌÉÃÁÅÔ «áÁÁ!» É ×ÉÚÖÉÔ. ñ ÅÍÕ ÏÂßÑÓÎÑÀ, ÞÔÏ ×ÉÚÖÁÔØ ÎÅÌØÚÑ, ÍÏÖÎÏ ÔÏÌØËÏ ÒÁÚÇÏ×ÁÒÉ×ÁÔØ. ïÎ ÒÁÚÁ ÓÏ 2-3 ÐÅÒÅÓÔÁÅÔ É ÎÁÞÉÎÁÅÔ ÏÐÑÔØ ÓÌÏÇÁÍÉ. éÍÅÎÎÏ Ó «áÁÁ!» ÎÅ×ÒÏÌÏÇ × ÐÌÁÔÎÏÊ ËÌÉÎÉËÅ É «ÐÏ×ÅÓÉÌÁ» ÄÉÁÇÎÏÚ – ÁÕÔÉÚÍ.
òÁÎØÛÅ ÂÙÌ ×ÏÏÂÝÅ ÎÅÕÓÉÄÞÉ×ÙÊ, ÓÅÊÞÁÓ ÎÁÍÎÏÇÏ ÌÕÞÛÅ.
îÅÊÒÏÓÏÎÏÇÒÁÆÉÀ ÄÅÌÁÌÉ × ÒÏÄÄÏÍÅ, × ÇÏÄ É × 2. ÷ÓÅ ÈÏÒÏÛÏ. îÏ ÎÁÓËÏÌØËÏ ÏÎÁ ÉÎÆÏÒÍÁÔÉ×ÎÁ? þÔÏ Ñ ÍÏÇÕ/ÄÏÌÖÎÁ ÔÁÍ Õ×ÉÄÅÔØ?
îÁÄÏ ÞÔÏ-ÔÏ ÄÅÌÁÔØ! þÔÏ???
÷ÏÐÒÏÓÙ × ÓÌÅÄÕÀÝÅÍ: Ë ËÁËÉÍ ×ÒÁÞÁÍ ÉÄÔÉ? îÁ ÞÔÏ ÐÏÈÏÖÅ? ëÁËÉÅ ÏÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÎÁÄÏ ÐÒÏÊÔÉ? íÏÖÅÔ ÐÏÓÏ×ÅÔÕÅÔÅ ÞÔÏ!?
ðÓÉÈÏÌÏÇ × ÄÅÔÓËÏÍ ÓÁÄÕ – ×ÏÏÂÝÅ ËÁÄÒ. «óßÅÚÄÉÔÅ Ë ËÁËÉÍ-ÎÉÂÕÄØ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÁÍ. òÅÂÅÎÏÞÅË Õ ÷ÁÓ ÎÅÄÏÎÏÛÅÎÎÙÊ. óÁÍÉ ÚÎÁÅÔÅ ËÁË ÜÔÏ ÓËÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ, ÎÅÄÏÒÁÚ×ÉÌÓÑ. óßÅÚÄÉÔÅ, ÐÒÉ×ÅÚÉÔÅ ÎÁÍ ÂÕÍÁÖËÉ ËÁË Ó ÔÁËÉÍ ÒÅÂÅÎËÏÍ ÒÁÂÏÔÁÔØ.»
óÙÎ, ÄÅÊÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏ, ÎÅÄÏÎÏÛÅÎÎÙÊ. ÷ 35 ÎÅÄÅÌØ ÏÔÐÒÁ×ÉÌÉ ÜËÓÔÒÅÎÎÏ ÒÏÖÁÔØ, Ô.Ë. ÐÅÒÅÓÔÁÌÉ ÒÁÂÏÔÁÔØ ËÒÏ×ÏÔÏËÉ, ÐÅÒÅÓÔÁÌÏ ÐÏÓÔÕÐÁÔØ ÐÉÔÁÎÉÅ. ðÏ ÐÅÒ×ÏÊ â. – ÎÉËÔÏ ÔÏÌËÏÍ ÎÉÞÅÇÏ ÎÅ ÚÎÁÅÔ, ÎÏ ÄÕÍÁÀ ÔÏ ÖÅ ÓÁÍÏÅ ÂÙÌÏ.
èÅÌÐ!
Источник
Развитие речи ребёнка — сфера, окруженная массой мифов и рекомендаций, нередко взаимоисключающих друг друга. Родителям, обеспокоенным тем, что двухлетний малыш так и не начал разговаривать, сначала наперебой рекомендуют «больше читать вслух», «петь песенки» и «не переживать — сам дорастёт». Но вот проходит год, полтора — и те же самые советчики заводят новую песню: «Ребёнок так и не заговорил? А где же вы раньше были?!».
Есть много литературы, посвященной вопросам становления речи. Вместе с тем в интернете активно транслируются и псевдонаучные или искаженные факты — и разобраться, где информация правдива, а где нет, бывает нелегко. Для того, чтобы родителям было проще сориентироваться, мы попросили Наталью Ульянову, кандидата психологических наук и игротерапевта, выделить несколько ключевых моментов.
Как понять, есть ли у ребёнка трудности речевого развития?
Прежде всего, необходимо оценить, соответствуют ли освоенные им умения возрастным нормам:
— в три месяца ребенок начинает гулить — многократно повторять одни и те же слоги («гугугу», «аляля» и т. п.);
— в шесть месяцев у младенца появляется лепет — несколько слогов, соединенных друг с другом в подобие слов («пабада», «ляп-тяп-тяп» и т. д.);
— к году появляются первые слова, которые малыш соотносит с определенными объектами или действиями («мама», «дай», «киса», «ам» и др.);
— в полтора года ребенок уверенно пользуется десятью-пятнадцатью упрощенными словами и звукоподражаниями («ляля», «ав-ав», «каша», «би-би» и т. п.);
— к двум годам активный словарный запас ребёнка составляет уже несколько десятков слов, появляются первые фразы из двух (реже трех) слов («машина поехала», «папа ушел на работу», «тётя, пока!» и др.)
— в три года малыш разговаривает полными предложениями, способен развернуто ответить на вопрос, хотя и может допускать грамматические ошибки и неправильно произносить «трудные» звуки (заменять «ш» на «с», «р» на «л» и т. п.);
— в пять лет речь ребёнка полностью соответствует языковой норме и с точки зрения грамматики, и в произношении звуков; словарный запас составляет несколько тысяч слов и постоянно пополняется.
Индивидуальные темпы развития могут немного колебаться по сравнению с «табличными» нормами. Тем не менее, если задержка перехода речи ребёнка на новый этап составляет больше трёх месяцев — это повод обратиться к специалистам. Общая последовательность действий при этом такова: в первую очередь необходимо исключить соматические (телесные) заболевания, которые могут влиять на речь, затем — провести диагностику психологического развития.
Для этого необходимо обследовать ребёнка у оториноларинголога, чтобы проверить, в порядке ли слух, и у невролога, чтобы понять, есть ли у ребёнка органические поражения центральной нервной системы. На этом этапе врач может рекомендовать дополнительную аппаратную диагностику: электроэнцефалографию, нейросонографию, магнитно-резонансную томографию и т. д., чтобы получить более точное представление о состоянии пациента. Следующий шаг — обращение к дефектологу или клиническому психологу для выявления возможных причин задержки формирования речи. Параллельно родители могут получить консультацию логопеда — он подскажет методы и техники, которые можно использовать в процессе коррекции, или предложит записать ребёнка на специальные занятия.
Вполне возможно, что тревога родителей окажется ложной, малыш — полностью здоровым, а его речь действительно запустится «сама собой» в чуть более поздний срок. Но всё-таки в этом вопросе лучше оказаться излишне бдительными, чем пропустить проблему и потерять драгоценное время. Дело в том, что чем меньше возраст ребенка, тем пластичнее его психика и тем больше шансов компенсировать нарушения с помощью специальной коррекционной работы.
Какими бывают нарушения речевого развития?
Существует достаточно много различных нарушений речи, и даже опытному специалисту не всегда удаётся сразу поставить ребёнку точный диагноз. Приведём самую общую классификацию таких нарушений.
Прежде всего, проблемы развития речи могут быть первичными и вторичными. К первичным относится поражение органов, непосредственно отвечающих за речь: слухового или артикуляционного аппарата или определенных участков коры головного мозга. Вторичные нарушения возникают вследствие проблем социального развития (например, пребывания в условиях детского дома с раннего возраста).
Среди первичных нарушений наиболее часто встречаются следующие:
Алалия — недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения коры больших полушарий. Может быть моторной (ребенок понимает, что ему сказали, но говорить сам не может), сенсорной (с произношением трудностей нет, но смысл слов остается непонятым) или сенсомоторной, т. е. включающей в себя обе стороны проблемы.
Афазия — утрата речи после трехлетнего возраста ребёнка в результате травм или болезней. Так же, как и алалия, может быть сенсорной, моторной или смешанной.
Дизартрия — нарушение произношения звуков из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. При дизартрии ребёнок понимает речь и может говорить сам, но окружающие не понимают его из-за того, что произносимые звуки смешиваются в «кашу».
Общее недоразвитие речи — недостаточная сформированность всех систем, участвующих в освоении языка и общении.
Большая часть этих проблем поддается коррекции, то есть может быть частично или полностью решена в результате специальных занятий. Рекомендации по медикаментозной или психолого-педагогической поддержке ребенка всегда носят индивидуальный характер. Родителям важно помнить, что давать их может только профильный специалист и только после личной встречи и проведения диагностики малыша.
Можно ли предотвратить нарушение речевого развития ребёнка?
И да, и нет. Да — потому что речь, как и другие высшие психические функции человека, формируется в процессе непосредственного общения ребёнка со взрослым. Поскольку закладывается она практически с самого рождения малыша, очень важно говорить с младенцем с первых дней жизни, соблюдая при этом несколько несложных рекомендаций:
— активно общаться с ребёнком, обращаться к нему, называть по имени, комментировать его и свои действия и т. д.;
— включать малыша в разговор, даже если тот ещё не может ответить «по-настоящему», можно реагировать на издаваемые им звуки или говорить реплики как бы «за него»;
— не превращать свою речь в монолог, делать паузы и давать ребенку возможность ответить на обращения взрослых на доступном ему уровне;
— задавать вопросы, постепенно переходя от простых к более сложным;
— настаивать на использовании речи там, где малыш уже может это делать, «не понимая» жестов и восклицаний;
— помогать ребёнку правильно сформулировать фразы, если самому это сделать ещё трудно;
— вместе с малышом радоваться его успехам, отмечать новые слова, освоенные навыки, совершённые достижения, и т. д.
Нет — потому что, к сожалению, не всё в жизни поддаётся нашему контролю. От проблем со здоровьем не застрахован никто, и речевые нарушения в этом смысле не исключение — они могут проявиться у детей даже самых заботливых родителей, подолгу и с удовольствием общающихся с ребёнком. В этом смысле речь, развивающаяся у малыша как бы «сама собой», без специальных усилий со стороны взрослых — это своеобразный выигрыш в «генетическую лотерею» — такой же, как, например, высокий интеллект или абсолютный музыкальный слух.
Что делать, если у ребенка выявлено нарушение развития речи?
Прежде всего — не отчаиваться и помнить, что чем скорее начнется психолого-педагогическая и, при необходимости, медикаментозная коррекция, тем больше вероятности «подтянуть» речь малыша к возрастной норме. Для этого родителям необходимо найти грамотных специалистов: невролога, психолога, логопеда-дефектолога, — готовых работать над решением проблемы единым фронтом.
Вместе со специалистами нужно составить план занятий и согласовать последовательность применения разных видов терапии (в зависимости от ситуации, ребёнку могут быть рекомендованы, например, биоакустическая коррекция, томатис, логопедические упражнения и массаж и т. д.). И самое сложное, но и самое важное — последовательно и планомерно претворять план в жизнь, внимательно отслеживая реакции малыша и при необходимости корректируя программу.
Вне зависимости от выбора способа коррекции, родителям ребёнка с речевыми нарушениями придётся много времени уделять занятиям дома. Их содержание и продолжительность обсуждаются со специалистами, «ведущими» малыша: психологом, дефектологом, логопедом — и время от времени пересматриваются. Для развития речи очень важна систематичность, поэтому лучше заниматься по пять-десять минут в день, но регулярно и с удовольствием, чем целый час, но раз в неделю «из-под палки».
И, конечно же, нужно помнить, что все усилия прилагаются не зря. Иногда это бывает трудно, иногда — невыносимо и беспросветно, а в самые сложные моменты руки могут просто опускаться. Но всё-таки родительская любовь и готовность искать наилучший способ помочь собственному ребенку обязательно сделают любую проблему преодолимой!
Источник