Ребенку 4 года а речь у него невнятная

Ребенку 4 года а речь у него невнятная thumbnail

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Читайте также:  Амосин ребенку 4 года

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник

01.10.2015,

Categories  Нормы развития речи, Статьи Comments 

Ребенку 4 года а речь у него невнятная

У всем известного детского писателя (автора таких сказок, как “Телефон”, “Краденое солнце” и др.) Корнея Ивановича Чуковского есть книга, которая называется “От двух до пяти”, где он собирал смешные высказывания детей. “Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!”

Автор объяснял, что ребенок возраста трех-пяти лет придумывает слова, которые понятны окружающим, но не правильны с точки зрения русского языка.
Четырехлетний малыш может слово “лейкопластырь” спокойно заменить на “клейкопластырь” – детское видение мира.

Ребенку 4 года, он считает себя самостоятельным и активно интересуется всем происходящим, задавая кучу вопросов как элементарных, так и довольно сложных даже для родителей. Пришло время покупать энциклопедии!

Вопросы сыплются на голову родителей, как из рога изобилия.
От четырехлетнего малыша можно услышать самые неожиданные вопросы, начиная от строения его игрушек и заканчивая устройством мироздания. Естественно, мамам, папам, бабушкам и дедушкам необходимо огромное терпение и выдержка, чтобы не отмахнуться от надоедливых вопросов, которые иногда ставят в тупик.

Малыш уже почти сам умеет одеваться (кроме завязывания шнурков и застегивания сложных крючочков и петелек), бегает и прыгает ловко, общается с другими детьми и взрослыми.
Одним словом, четырехлетний ребенок – это взрослый в миниатюре, только очень любопытный и забавный.

Речь ребенка в 4 года, нормы.

мама играет с дочкой в сказкуЧто должен говорить ребенок в 4 года? В идеале, малыш 4-х лет обязан владеть словарным запасом в пределах 3 000 слов. Богатство языка отражается в том, как ваше чадо строит предложения. По требованиям, которые предъявляют специалисты (логопеды, педиатры, неврологи), малыш должен уже говорить сложными предложениями:

• сложносочиненными (“Солнышко спряталось, и пошел дождик”.);
• сложноподчиненными (“Мы подрались, потому что Егор меня стукнул”.)

Ваш малыш отличается рассудительностью, умеет объяснять свои поступки. Некоторые дети в возрасте 4-х лет знают уже все буквы и учатся читать, а некоторые начинают изучать иностранные языки. Однако, если ребенок не знает букв и не умеет пока читать, то это не является отклонением и поводом срочно бежать к врачам. Занимайтесь и постепенно малыш всему научится!

Яркая эмоциональная речь, умение и желание рассказать, что произошло за день, поделиться увиденным и услышанным – вот что ожидает родителей на 5-ом году жизни малыша. Он уже может пересказать сказку или прочитать наизусть несложные стихи – с выражением, передавая интонацию, темп текста и имитируя разной тональности голоса. Причем и содержание сказки усложняется. Это уже не “Курочка Ряба”, а “Машенька и медведь”, “Три медведя” и т.п. Сказки уже стоит подробно обсуждать с ребенком: сюжет, героев, эмоции и т.п. Прекрасно подходит для совместного чтения в этом возрасте, например, произведения Чуковского. Ориентировочные вопросы, которые можно задавать малышу во время чтения вы можете посмотреть на примерах сказок “Путаница” или “Телефон”.
Однако стоит заметить, что если родители не читают ребенку сказки вообще, то их чадо и не сможет пересказывать.И опять-таки, если произведение читается монотонно, не в лицах, то и от малыша требовать этого не приходится. Откуда ему брать примеры?

Речь ребенка в 4 года, отклонения.

Что стоит считать отклонениями в развитии речи в 4 года и на что стоит обратить внимание:

  • В этот период ребенок еще не произносит некоторые звуки вообще или заменяет их на другие: “плинц” вместо “принц”, “сыска” вместо “шишка” и т.д.

В таком возрасте начинаются логопедические упражнения на исправление подобных недостатков, которые не являются грубыми отклонениями. Обычно все упражнения связаны с укреплением мышц языка и губ, которые участвуют в образовании звуков.

“Покажи, какой у тебя длинный язык? А теперь быстренько спрячь его, чтобы ворона не утащила!”
“А ты видел, как облизывается киска, когда молоко выпила? Покажи, как язычок облизывает губы!”
“А как скачет лошадка? А как она будет скакать, если торопится домой к маме? А если ей нужно скакать тихо-тихо? А теперь изобрази, как она весело и радостно бежит за мороженым?”
Таких упражнений можно придумать много, превратив занятия в увлекательную и веселую игру.

  • Словарный запас четырехлетнего малыша беден, состоит только из слов, которые придуманы им самим и непонятны для других. “Бика“, “Мика”, “кия” вместо имен и всех частей речи, начиная от существительного и заканчивая наречиями. Это веский повод для того, чтобы обратиться к специалистам, которые проведут обследование речи ребенка в 4 года.
Читайте также:  Болят коленки у ребенка по ночам 4 года

Очень редко бывают такие случаи, когда малыш просто ленится общаться. Такое возможно в семьях, где растет один ребенок, а родители и бабушки-дедушки понимают его с полуслова и спешат выполнить все, что он просит.
Но, в основном, если ваше чадо молчит, не разговаривает с вами и со своими ровесниками, то налицо нарушения, вызванные различными причинами:
• тяжелой родовой травмой;
• замедленным речевым развитием;
• перенесенными заболеваниями;
• психическими травмами;
• нарушением слуха и проч.

Настоящие причины отклонений в силе установить только врач, так же как и назначить соответствующее лечение.

Как помочь малышу?

  • Внимательно следить за его развитием в любом возрасте;
  • Вовремя обращаться к специалистам;
  • Проводить лечение, назначенное врачами;
  • Заниматься с ребенком:
    – много и выразительно читать сказок, стихов, детских рассказов;
    – спрашивать малыша о прочитанном:

“Про кого мы с тобой сейчас прочитали?  А как ты думаешь, как выглядит медведь? А как одета Машенька? Какой у нее платочек, сарафанчик?”“А какими голосами говорят три медведя? Медведь-папа и медведь-сын одинаково громко рычат?”

Необходимо создавать такие речевые ситуации, когда у малыша нет возможности промолчать;

  • Очень хорошо помогает развивать речь одновременная лепка и рассказывание сказки

Например, о колобке. Пусть фигуры не будут выглядеть похожими на настоящих зверей. Ведь не всякий взрослый умеет красиво лепить. А что уж говорить о детях! Или лепить одни только головки героев и надевать их на пальчики ребенка, разыгрывая сценки.
Удовольствие получит не только малыш, но и родитель;

Развитие речи в 4 года через сказку

  • Полезна также и аппликация.

Здесь множество вариантов и материала, и сюжетов. Некоторые родители с детьми делают замечательные картинки из стружек-мусора от подточенных карандашей, накладывая сначала нижний слой, а потом все выше и выше

Бумага, цветные салфетки, ткань разных видов, природный материал, пластилин, крупа – все это можно и нужно соединять и смешивать в различных комбинациях и сочетаемости. Например, на пластмассовый стакан, облепленный пластилином, крепить узоры из гороха и фасоли. А из ткани и цветной бумаги можно делать красивые аппликации, используя одновременно 2 материала. Придумайте фантастических птиц и животных, сказочные растения и т.п.

applikaciya-kot
Возьмите бархатную бумагу, нарисуйте, например, контур собаки и обычной ватой заполняйте его. Маленькие пальчики будут накладывать вату, двигая ее к контуру и, одновременно, массироваться. Простое и интересное упражнение;

applikaciya-sobaka

  • Интересны и полезны пальчиковые игры.

Для этого не обязательно заучивать сложные стишки. Можно изображать пальцами стук дождя, громкий и частый сначала и тихий и редкий в конце, топот лошадиного табуна и многое другое, для чего нужно просто стучать по любой поверхности;

  • Также результативны и игры с песком, мокрым и сухим. Мелкие песчинки очень хорошо массируют пальчики, недаром детей любого возраста так манит песочница;
  • Игры в воде, когда малыш пытается поймать ускользающее от него мыло, переливает воду из различных емкостей в другие;
  • И, конечно же, конструктор. Сейчас в продаже так много конструкторов и мозаик, пазлов и кубиков, мягких и твердых, крупных и мелких, пластмассовых, деревянных, металлических и тканевых. На любой вкус и кошелек. Здесь важный момент – не покупать слишком мелких и трудных деталей для возраста 4-х лет. Они могут представлять опасность для жизни ребенка и сложность для самостоятельных занятий.

Главное – это ценить своего малыша и любить его беззаветно таким, какой он есть – единственным и неповторимым во всем мире!

Источник

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МАЛЫШ НЕВНЯТНО ГОВОРИТ? В ЧЁМ ПРИЧИНЫ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ?

На наши вопросы ответила специалист детской поликлиники №17 г. Минска, учитель-логопед высшей категории Лариса ГОРБУНОВА.

Проблемы с речью ребенок может заработать еще в животе у мамы

— Лариса Михайловна, детей с дефектами речи сейчас много?

— Увы, да. С каждым годом работы у нас прибавляется. Детей с дефектами речи стало больше, и они стали сложнее, чем те, которые были даже десять лет назад. Самый легкий дефект — дислалия. Как он проявляется? Ребенок искажает звуки, заменяет их или опускает. Например, «каова» вместо «корова», «лыба» вместо «рыба», «уампа» вместо «лампа». Но сейчас детей, у которых такой простой дефект речи, практически нет. На первое место выходят дефекты речи, обусловленные органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Например, минимальные дизартрические расстройства. У ребенка затруднены движения артикуляционного аппарата (язык, губы, нижняя челюсть). Ребенок высовывает язык между зубами при произнесении шипящих и свистящих звуков. Свистящие звуки заменяет звуком «ф»: «фамолет», «мафына», «фобака». Звук «р» гортанный.

— А в чем причина проблем с речью?

— Причины могут возникнуть внутриутробно: асфиксия, гипоксия, инфекционные заболевания матери и т.д. Могут возникнуть в момент родов: родовая травма. А могут возникнуть и сразу после рождения: нарушения кровообращения, опухоли головного мозга, инфекционные заболевания и т.д.

— А может быть это связано, например, с привычкой ребенка сосать палец?

— Да, конечно. Это может быть вызвано и тем, что ребенок очень долго сосет пустышку. У ребенка может сформироваться неправильный прикус, и в итоге мы можем получить язык между зубами.

— А по наследству нарушения речи передаются?

— Скорее, по подражанию. Если у мамы «р» горловое, ребенок может начать говорить так. У меня был ребенок, который стал неправильно произносить звуки, подражая няне.

— То есть мультфильмы, в которых герои картавят и шепелявят, детям лучше не смотреть?

— Абсолютно верно. Вспомните наши старые советские мультики. Их герои говорили детскими голосками, но говорили правильно. Современные мультяшные герои через одного картавые-шепелявые.

Дефекты речи не ветрянка — сами не пройдут

— Лариса Михайловна, в каком возрасте следует обращаться к логопеду?

— В нашей поликлинике профилактические осмотры детей мы начинаем с одного года. А детей группы риска начинаем осматривать с одного месяца по направлению невропатолога или участкового педиатра. Если родители вовремя обращаются к логопеду, то дефекты речи у ребенка быстро и безвозвратно уходит. У взрослых, кстати, тоже может быть прогноз хороший. У меня был мальчик, у которого был горловой звук «р». Но он категорически отказывался заниматься. А в 19 лет поступил на юрфак и пришел: «Исправьте мне «р», мне для работы надо уметь красиво говорить». И достаточно быстро — всего за три месяца — мы поставили ему правильный звук.

Читайте также:  Темно желтая моча у ребенка 4 года

— Услышать дефекты речи у своего ребенка родители могут сами?

— Как показывает практика, далеко не все родители понимают, что это дефект речи. Им кажется, ребенок еще маленький и он так мило лепечет. Начинаешь объяснять, что это надо исправлять, а они — «само пройдет». И упускают время. Когда дело подходит к школе, мама приходит и говорит: «Нам только справочку, у нас все хорошо. Подумаешь, дочка говорит «шушки» вместо «сушки», это она ошиблась. И ей тяжело еще говорить такие фразы, как «Саша сушит белье». А это нарушение фонематического слуха, т.е. звукового восприятия речи. Значит, как ребенок говорит, так он и будет писать в школе: «шушки». А мы удивляемся, почему такая безграмотность. 80% детей пишут с ошибками, потому что неправильно говорят. Точно могу сказать, что 10% старшеклассников имеют дефекты речи. Но приходят их исправлять только 0,1%.

— Вот это и удивляет — почему школьники имеют дефекты речи, если в детских поликлиниках осмотр у логопеда — обязательное упражнение?

— Да, обязательное, но мы оставляем за родителями право решать, будут они заниматься с ребенком или нет. Логопед в поликлинике в одиночку не справится, особенно при таком потоке детей, который есть сейчас. Родители часто считают, что один раз пришли к логопеду, тот палочкой раз махнул — и все исправил. А это большой труд и работа. Мы только консультируем, что и как надо делать. А основная работа ложится на родителей.

КСТАТИ

Не каждая ошибка в речи — дефект. Так, дефектами речи не являются:

— иностранный акцент;

— диалектное произношение («оканье», «геканье» и проч.);

— возрастные особенности детской речи при ее становлении (физиологическое косноязычие).

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Когда идти за помощью к логопеду?

Если хотя бы на один из вопросов вы ответите НЕТ, следует обратиться за помощью к логопеду.

В 3 месяца ваш ребенок:

• Вздрагивает при внезапном звуке?

• Умеет издавать звуки?

• Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним?

• Улыбается вам в ответ?

• Узнает голос матери?

В 6 месяцев ваш ребенок:

• Поворачивается на звук?

• Издает несколько разнообразных звуков?

• Подражает и повторяет свои собственные звуки?

• Пытается взглядом и/или звуками привлечь ваше внимание?

• Гулит и улыбается в ответ на изменение выражения вашего лица?

В 9 месяцев ваш ребенок:

• Тянется, чтобы его взяли на руки?

• Откликается на свое имя?

• Пытается «заговорить» с вами? (баба, гага)

• Мелодично гулит («напевает»), когда играет один?

• Поворачивается на голос (услышанный разговор)?

• Радуется, когда с ним играют, и «участвует» в разговоре?

• Понимает, когда ему говорят «нет»?

В 1 год ваш ребенок:

• Показывает пальцем на предметы вокруг?

• Повторяет ваши жесты (машет рукой на прощанье) или уже самостоятельно пользуется ими?

• Пытается показать, чего ему хочется, с помощью движений и издаваемых звуков?

• Протягивает вам игрушки, чтобы вы на них посмотрели и/или поиграли?

• Радуется, когда с ним играют в прятки или ладушки, и иногда начинает игру самостоятельно?

• Понимает простые фразы?

В 1,3 года ваш ребенок:

• Обычно смотрит на вас во время общения?

• Повторяет услышанные слова?

• Пытается говорить предложениями, однако, при этом заменяет реальные слова придуманными им самим?

• Произносит одно-два слова?

• Понимает простые вопросы и просьбы?
(«А ну-ка принеси подгузник». «Где мячик?»)

В 1,6 года ваш ребенок:

• Говоря, смотрит на вас и затем на предмет, о котором говорит?

• Говорит «нет»?

• Произносит десять и более слов?

• Понимает смысл и сам использует названия знакомых предметов (мяч, кровать, свет, автомобиль)?

• Иногда отвечает на вопрос «Что это?»?

• В играх с партнером меняет манеру поведения?

• Использует игрушки в ролевых играх?

В 2 года ваш ребенок:

• Умеет показывать части тела?

• Пользуется описательными словами (голодный, большой, горячий)?

• Говорит комбинациями из двух слов? (Я пойду. Еще печенья.)

• Задает такие вопросы, как «Что это?»

• С удовольствием выслушивает небольшие рассказы?

В 3 года ваш ребенок:

• Выполняет просьбы, состоящие из двух частей? (Пойди на кухню и возьми чашку)

• Участвует в коротких разговорах?

• Пользуется в общении предложениями из трех и более слов?

• Рассказывает о том, что случилось в прошлом?

• Задает вопросы, начинающиеся со слова «почему»?

• Другие люди — не члены вашей семьи — понимают хотя бы половину из сказанного им?

В 4 года ваш ребенок:

• Правильно («по-взрослому») произносит целые предложения?

• Рассказывает истории, которые легко понять?

• Задает вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?

• Задает множество вопросов?

• Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он» и «она»?

• Начинает разговор и может его поддержать, не отклоняясь от первоначальной темы?

• При игре с другими может словами пояснить ролевые ситуации?

• Другие люди — не члены вашей семьи — понимают три четверти сказанного им?

В 5 лет ваш ребенок:

• Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом?

• Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»?

• Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях?

• Участвует в длительных и подробных беседах?

• Другие люди — не члены вашей семьи — понимают почти все сказанное им?

Источник