Ребенку 3 года резкие движения
Нарушение координации движений сигнализирует, что при передаче команды от мозга мышцам произошел «сбой». Эти проблемы, как ни прискорбно, возникают и у детей. Что делать в такой ситуации?
Что такое координация движений?
Первые шаги маленького грудничка, лихой прыжок через канаву ребенка постарше, акробатические кульбиты школьника вызывают теплую улыбку, гордость за своих детей. При этом не задумываясь как сложна опорно-двигательная система ребенка. Ее полноценное и равномерное развитие дает возможность юным сорванцам исполнять роль «вечного двигателя».
Опорно-двигательная система человека состоит из костей и, находящихся в местах их соединения, суставов. Рассыпаться скелету не дают другие части опорно-двигательной системы — соединительные ткани и суставные капсулы. Но чтобы заставить кости двигаться необходимы мышцы, а им на сокращение нужен приказ поданный мозгом.
Движение — сложный комплекс действий, который выполняется при участии центральной нервной системы (ЦНС), а вернее ее частей:
- Коры больших полушарий головного мозга;
- Афферентные и эфферентные пути;
- Базальных ядер;
- Спинного мозга;
- Периферическая часть ЦНС.
Кора больших полушарий посылает импульс, когда он доходит по нервной системе до мышцы, та сокращается. Но важен не столько факт этого движения, сколько точность, координация, плавность. А за это отвечают мозжечок и базальные ядра.
Заболевания с расстройством координации
Нарушение работы или повреждение любой части ЦНС имеет следствием ухудшение функций движений. Плохая координация или другие нарушения замечаются на начальных этапах, что даст возможность вовремя проконсультироваться с врачом и перейти к лечению.
Нередко рука об руку с нарушенной координацией и другими нарушениями движений идут изменение тонуса мышц и рефлексов сухожилий.
В последних случаях врачи считают полезным лечебный массаж. Если говорить о массаже, то важно знать специфику применения при нервно-мышечных заболеваниях: тонизирующий массаж на участки с пониженным тонусом, а расслабляющий — с повышенным. При слабой мускулатуре дыхательного комплекса используют массаж грудной клетки.
Острый паралич
Заболевания ЦНС, имеющие инфекционную или сосудистую природу, а так же некоторые повреждения при травмах вызывают появление острых параличей у ребенка. Возможно постепенное развитие паралича, вызываемое патологиями иммунной системы. Если рядом ребенок страдающий приступами острого паралича, нужно быть внимательным к его состоянию и уметь оказывать первичную медицинскую помощь (прямой массаж сердца, искусственное дыхание).
Генетические нервно-мышечные заболевания
Такие заболевания характеризуются нарушением тонуса мышц и их атрофией. Симптомы прогрессируют с течением времени. Признаком начала заболевания выступает «утиная» походка и понижение физической активности ребенка. При развитии заболевания, увеличивается атрофия мышц, снижаются или отсутствуют рефлексы соединительных тканей. В некоторых формах таких наследственных заболеваний, главным признаком становится расстройство мышечного тонуса. Причем его снижение или повышение у ребенка зависит от каждого конкретного случая.
- Советуем почитать: Адаптол для лечения депрессии и тиков у детей.
У таких генетических заболеваний бывает только комплексное лечение:
- Медикаментозная терапия (кортикостероиды и другие препараты);
- Физиотерапевтические процедуры;
- Массаж, лечебная гимнастика;
- Ортопедическая коррекция;
- Правильная диета;
- Чрезвычайно важна психологическая поддержка.
Миастения
Миастения относится к приобретенным патологиям и может встречаться у детей. Обуславливается ярко выраженной мышечной слабостью. При миастении ребенок жалуется на сильную утомляемость во время физических действий, вплоть до абсолютного обездвиживания. Для вывода из такого состояния, требуется интенсивный массаж. Различается частичная слабость мышц, затрагивающая например только окологлазные и глазные мышцы.
Миастения не редко развивается на фоне нехватки калия в организме. Ограниченность в движении возникает резко, чаще всего ночью вовремя сна или сразу после него. При том человек остается в сознании, испытывая последствия вегетативных нарушений:
- Излишняя потливость;
- Сильная жажда;
- Повышенная температура;
- Сильной тошнотой.
Лечение миастении заключается в сочетании компенсирующей, патогенетической, неспецифической терапии. Также врачи советуют не пренебрегать лечебным массажем и гимнастическими упражнениями. Массаж всегда полезен для мышц, обмена веществ.
Гиперкинезы
Расстройством координации у детей являются различные непроизвольные мышечные сокращения. Гиперкинезы проявляются в отдельных мышцах организма, имеют разные периодичность и характер. Яркий пример — банальные тики, что не редко встречаются у детей всех возрастов. Ослабленная ЦНС ребенка наиболее подвержена таким гиперкинезам.
- Читайте также: вокальные тики у детей
Главными причинами возникновения становятся глазные инфекции, ЛОР-болезни и даже неудобный фасон рубашки. Методами лечения являются медикаментозный (препараты, улучшающие кровообращение мозга и обеспечивающие кислородом его ткани) и физиотерапевтический (массаж, лечебная гимнастика).
Атаксия
При этом заболевании ребенок и в состоянии покоя, и при ходьбе шатается, даже может упасть. При движении широко расставляет ноги. Движения становятся несоразмерными и неточными, при этом трудно попасть в цель, руки бьет крупная дрожь и т.д.
Нарушение координации у ребенка вызывают генетические заболевания нервной системы. Также причинами возникновения атаксии могут быть: острые инфекции, отравления, воспаления затылочной части мозга, интоксикации.
Лечение зависит от причины возникновения болезни. При инфекционно-воспалительной — назначают антибактериальные и противовирусные препараты, токсическом происхождении — дезинтоксикацию. Если нарушение координации движений у ребенка имеет генетические корни, то используется метаболическая терапия, которая ориентирована на симптоматическое лечение. Массаж рекомендован при любой причине возникновения болезни, как мера для улучшения обмена веществ и восстановления мышечного тонуса.
Оцените статью: 28 Пожалуйста оцените статью
Сейчас на статью оставлено число отзывов: 28 , средняя оценка: 4,29 из 5
Загрузка…
Источник
На сегодняшний день достаточно распространенными состояниями у детей считается нервный тик и возникновения навязчивых движений (моргание, причмокивание, покашливание и другие).
Часто родители не сразу обращают на это внимание или не считают это серьезным нарушением, думая, что скоро все пройдет само собой – это временное явление и ребенок не нуждается в лечении.
Действительно сначала малыш практически ничем не отличается от своих сверстников, а частые моргания, подергивания, покашливания или сглатывания не мешают окружающим, но со временем признаки появляются чаще и заметнее.
Тогда родители обращаются к узкому специалисту, но отоларинголог или окулист и не обнаруживают никаких серьезных патологий.
И все же это серьезное заболевание, которое необходимо своевременно диагностировать и корректировать, ведь достаточно часто нервный тик является не только признаком невроза, но и симптомом тяжелых заболеваний других органов и систем.
Что такое нервный тик
Нервный тик возникает в связи с повышенным возбуждением определенных областей головного мозга.
Это рефлекторное молниеносное сокращение мышц, чаще лица и конечностей, которые возникают самопроизвольно и не поддаются контролю.
В большинстве случаев его появление обусловлено дисфункцией подкорковых ядер, которые регулируют:
- мышечный тонус;
- позу;
- мимику;
- глобальные двигательные акты.
Появление у ребенка этих движений (часто это навязчивые состояния) связаны с необходимостью сбрасывать перевозбуждение.
Нервная разрядка происходит с помощью этих действий:
- моргание, подмигивание;
- подергивание губ или глаз;
- причмокивание;
- обгрызание ногтей, кусание губ, сосание пальцев;
- кивание головой;
- покашливание;
- частое подтирание или шмыганье носом при полном отсутствии насморка;
- щелканье пальцами;
- скрежет зубами, причем, не только в ночное время;
- ребенок дует на ладони;
- монотонное раскачивание или частые взмахи конечностями;
- подергивание гениталий (у мальчиков);
- накручивание волос на палец;
- монотонное выдергивание или расчесывание волос.
Особенности невроза навязчивых движений у детей
Но кроме этого существует еще и другая природа возникновения навязчивых движений — обсессивно-компульсивное расстройство.
Это состояние первые описано французским психиатром Эскиролем, он назвал эту патологию «болезнь сомнений».
Невроз навязчивых движений связан с одержимостью ребенка определенной идеей или состоянием. Для того, чтобы предупредить это состояние и облегчить свое положение ребенок прибегает к неким ритуальным действиям – повторяющимся из раза в раз движениям символического характера (компульсиям).
Поэтому невроз повторяющихся движений можно передать через формулу: навязчивое состояние – тревога – повторяющиеся ритуалы.
Невроз навязчивых движений у детей проявляется двигательными навязчивостями в сочетании со страхами.
Причины возникновения нервного тика
Ранее считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются 3-4 года и 7-8 лет.
Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:
- приобретаются новые навыки;
- изменяется поведение ребенка;
- происходит становление личностных характеристик.
Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость или легкое повреждение нервной системы в результате:
- Хронической внутриутробной гипоксии:
- значительная фетоплацентарная недостаточность;
- заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
- воздействие других факторов.
- Внутриутробных инфекций:
- токсоплазмоз;
- цитомегаловирус;
- краснуха;
- гепатит;
- хламидиоз;
- герпетическая инфекция.
- Острой гипоксии в родах:
- преждевременная отслойка плаценты;
- асфиксия и дистресс плода в родах.
- Родовых травм.
- Приема определенных групп лекарственных препаратов матерью в период беременности.
- Назначения лекарств новорожденному после рождения.
- Билирубиновой энцефалопатии в результате затяжной желтухи.
Но сейчас специалисты не могут четко определить границы возрастных кризисов – в современном обществе кризисы самостоятельности наступают ранее и уточнить рамки возникновения тиков невозможно.
На сегодняшний день четко определить конкретные события, которые стали причиной появления тика сложно.
В большинстве случаев данная патология обычно провоцируется комплексом причин, к которым относятся:
- наследственная предрасположенность;
- поведение родителей;
- острый стресс.
Сочетание этих факторов наиболее часто приводит к формированию постоянных навязчивых движений (тиков).
Тики чаще возникают у мальчиков, они болею значительно тяжелее, чем у девочек. При этом патологические проявления у детей возникают в более раннем возрасте, чем у родителей или других родственников.
Неблагополучное соотношение коммуникаций в семье (речевых и неречевых) – как окрики и одергивания, так и атмосфера вседозволенности способствует возникновению аномалий поведения и характера, и часто приводят к сдерживанию свободной физиологической активности малыша или инфантилизм.
Постоянные ссоры и напряженная психоэмоциональная обстановка также являются одним из факторов формирования нервного тика.
Дефицит внимания или повышенный контроль, требовательность (гиперопека) или бескомпромиссность родителей часто приводит к возникновению заболевания.
Кроме того причиной тиков может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.
А также низкая физическая активность ребенка в сочетании с переизбытком интеллектуальной нагрузки.
Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:
- острая или хроническая психотравмирующая ситуация с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
- неожиданная радость или приятный сюрприз у возбудимого или эмоционально неустойчивого ребенка;
- отрицательная атмосфера в организованном коллективе (в детском саду или школе);
- постоянное переутомление;
- большое количество информации;
- постоянный шум или другие раздражители;
- психологическая травма у ребенка;
- слишком высокие требования к ребенку
- постоянные ссоры родителей, развод;
- частые соматические болезни.
- длительные ЛОР — заболевания (аденоидные вегетации, хронический тонзиллит, лабиринтит, синусит).
Как возникают нервные тики синдром навязчивых движений
Когда на организм ребенка начинает воздействовать комплекс отрицательных воздействий – малыш находится в состоянии постоянного стресса и у него присутствует внутренняя тревожность – это начальная стадия возникновения патологии.
Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.
Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.
Виды тиков при неврозе навязчивых движений
Cиндром навязчивых движений у детей может проявляться в самых разнообразных видах.
Чаще всего встречается гримасничанье и навязчивые тики.
Эти движения непроизвольны и бессознательны и усиливаются при волнении или напряжении.
Среди детей отмечают преобладание этого синдрома у мальчиков.
По типу проявления выделяют несколько следующие виды нервных тиков:
Моторные тики:
- мимические;
- тики конечностей (подергивания, хлопки, притопывания);
- тики в других группах мышц.
Вокальные или голосовые тики:
- покашливание, посапывание, хмыкание;
- произношение отдельных звуков, слов или фраз.
Ритуалы.
Генерализованные или сложные тики —
- движения одновременно возникают в различных группах мышц;
несколько видов тиков у одного ребенка.
Нужно помнить, что тики не могут возникать у грудного ребенка – любые навязчивые движения в этом возрасте связаны с органической патологией нервной системы и требуют немедленной диагностики и лечения.
Родители должны знать, что появление различных навязчивых движений у ребенка связано с необходимостью обратить на себя внимание взрослых, активизируя такие виды общения как жесты и мимику. Этим малыш требует постоянного внимания родителей.
Эти жесты и движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами, если ребенок найдет поддержку у близких людей.
Но при ее отсутствии — системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются, и эти движения закрепляются в виде патологической привычки, которая с течением времени трансформируются в тики, а в дальнейшем и невроз навязчивых движений.
Лечение ребенка
Лечение должно быть комплексным.
При легкой степени заболевания иногда достаточно нескольких занятий с психологом и изменения поведения родителей:
- больше уделять времени ребенку;
- при появлении тиков нельзя ругать малыша – лучше поговорить с ним о том, что его тревожит;
- понять и по возможности ликвидировать причины появления тревоги;
- на время ограничить работу с компьютером и просмотр телепередач, но без давления;
- больше находится с ребенком на свежем воздухе;
- обследовать состояние здоровья и устранить все возможные соматические причины (интоксикация, заболевания ЛОР-органов, очаги хронической инфекции).
При необходимости назначаются различные успокаивающие лекарственные средства.
Родители должен знать, как определить и лечить невроз навязчивых движений у детей – необходимо вовремя оказать помощь ребенку.
Кроме этого нужно осознавать, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере.
Коррекция всех этих состояний поможет подарить малышу счастливое детство без лишних переживаний и страхов.
Источник
Нарушение координации у детей. Непроизвольные движения у ребенкаНарушение координации у детей грудного возраста можно заподозрить лишь после развития произвольной двигательной активности. Наблюдение за тем, как ребенок тянется к игрушке, подносит ложку ко рту, сидит, стоит, ходит, дает представление о механизмах координации. Атаксия и ритмический тремор рук определяются с помощью пальце-носовой и коленно-пяточной проб, но они могут быть проведены только у детей старше 2—3 лет. Если с ребенком трудно установить контакт при выполнении определенных проб, можно попросить его коснуться пальцами мелкого предмета (нос куклы, маленький шарик, маленькое пятнышко на одежде). Промахивание и тремор при приближении к цели характерны для поражения мозжечка. Пробу на адиадохокинез провести трудно. При атаксии походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, часто падает. Мозжечковые нарушения бывают при врожденном недоразвитии мозжечка, атонической форме детского церебрального паралича, опухоли полушарий или червя мозжечка, церебеллитах инфекционного генеза, травмах головного мозга. Нарушение равновесия и координации движений наблюдается также при наследственно-дегенеративных заболеваниях, протекающих с поражением нервной системы (лейкодистрофии, факоматозы, гепатоцеребральная дистрофия и др.). Гораздо труднее выявить у детей раннего возраста нарушение координации тонких движений. Легкие мозжечковые нарушения обычае выявляются в возрасте 2—3 лет, когда у детей вырабатывают навыки самообслуживания и они начинают участвовать в подвижных играх. Дети с мозжечковыми нарушениями медлительны, часто роняют предметы, с трудом обучаются застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Эти нарушения иногда неправильно отождествляют с синдромами неловкости, который может наблюдаться как у гипервозбудимых и двигательно-расторможенных, так и у малоподвижных детей. Неловким детям трудно выполнять упражнения, которые они никогда не делали, но если тренировать какой-либо вид двигательной активности, то можно достичь хорошего эффекта. Иногда, однако, неловкость может быть и ранним симптомом прогрессирующего заболевания нервной системы. У детей раннего возраста можно наблюдать непроизвольные движения. Для периода новорожденности и раннего грудного возраста характерны так называемые массивные движения, которые обусловлены преобладающим влиянием таламо-паллидарной системы. Массивные движения возникают спонтанно и наблюдаются в крупных суставах: плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных. Они бывают симметричными и асимметричными. Конечности чаще находятся в различных фазах выполнения движения. Так, на одной стороне нога может быть разогнута, на другой согнута. При повороте головы в сторону возникает асимметричный шейный тонический рефлекс (поза «фехтовальщика»). Во время крика напрягаются все мышцы тела и ребенок приобретает позу опистотонуса. Массивные, резкие, бросковые движения возникают внезапно и следуют друг за другом. При их выполнении в противоположность движениям взрослого отсутствуют плавность, последовательность и экономичность. У недоношенных и, реже, у доношенных детей в период новорожденности отмечаются атетоидные движения в предплечье и кисти. Пальцы кисти независимо один от другого производят разнообразные движения: сгибание, растопыривание, переразгибание. Атетоидные движения медленные, принятое положение пальцев кисти может долго сохраняться. В стопах атетоидные движения менее ярки. Большой палец стопы может далеко отводиться и разгибаться независимо от остальных. У детей старшего возраста этого не бывает. Описанные непроизвольные движения не являются патологическими, они тормозятся и исчезают по мере созревания стриарной системы и коры головного мозга. На начальных этапах произвольной деятельности (4—5 мес) движения неточны и неловки, но с течением времени они приобретают плавность и мягкость (в возрасте 3,5—4 лет). При поражении нервной системы (гемолитическая болезнь новорожденных, врожденный атетоз) атетоидные движения могут появиться вновь уже как патологические симптомы. В большинстве случаев они сочетаются с хореическими движениями. Эффективность обследования ребенка раннего возраста в значительной мере зависит от умения войти с ним в контакт,, его доверия и настроения. Это лучше удается врачам, хорошо знающим ребенка. В таких случаях у детей можно выявить гораздо большие возможности, чем при одноразовом исследовании и недостаточном знакомстве с ребенком. — Также рекомендуем «Вегетативная нервная система ребенка. Развитие вегетативной нервной системы» Оглавление темы «Вегетативная нервная система. Периоды развития речи.»: |
Источник