Ребенку 3 года произносит только слоги
Случается, что в 2 или 3 года активный, смышленый ребенок говорит только первые слоги слов или заменяет их звукоподражанием: би (машина), мя (мяч), пе (пластилин). И получается у взрослых при общении с малышом игра «Пойми меня, если сможешь».
Поскольку первые звуки слов схожи, и могут означать одновременно несколько предметов. К примеру, пе – или печенье, или пенал, или песня. Такой ребенок может даже построить целое предложение, но в своей манере. А недостающие части слов заменить жестами или мимикой. Что это физиология или патология, и что делать родителям, рассмотрим далее.
Физиологические причины
Нормой считается, если ребенок в два года строит фразы из 2 слов. Однако некоторым на это требуется еще годик. Усечение слов в таком возрасте не является патологией. Практически все малыши проходят эту стадию речевого развития. Некоторые произносят первые, другие – последние слоги. Это обусловлено постепенным становлением отделов головного мозга, обеспечивающих артикуляцию.
В детском возрасте еще не сформированы нейронные связи между клетками и структурами мозга, вследствие чего возможны физиологические нарушения речевого аппарата.
Это разновидность нормы, а продолжительность данного этапа зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.
Когда родители занимаются или играют с малышом, не нужно проговаривать слова побуквенно или выделять слоги. В противном случае процесс развития речи замедляется, ребенок продолжает разговаривать слогами, а не словами. Нужно говорить с ним так же, как и со взрослым.
Если проблема сохраняется после достижения 3 лет, следует пройти обследование у логопеда, чтобы исключить патологическую причину нарушения.
Нарушения речи
Неправильная артикуляция может считаться нормой у детей до 2-3 лет. Если речевые дефекты носят стойкий характер, требуется логопедическое вмешательство. При ярко выраженных нарушениях произношения следует исключить наличие тяжелого расстройства речи.
Родителям не следует самостоятельно ставить диагноз, но важно знать о самых распространенных нарушениях произношения, чтобы вовремя обратиться за помощью к дефектологу и быстро справиться с расстройством. Если дефект приобретает стойкий характер, устранить его будет сложнее. В логопедии принято классифицировать речевые нарушения на 4 вида:
- неправильная артикуляция;
- патологии ритмики и темпа произношения;
- дефекты, обусловленные проблемами со слухом;
- ОНР (общее недоразвитие речи) или утрата имевшихся навыков.
Неправильная артикуляция
В эту группу входит дислалия, или косноязычие, и дизартрия. Дислалия проявляется в том, что малыш произносит не все слоги слова или заменяет их другими. Ее подразделяют на механическую и функциональную. В первом случае проблемы с артикуляцией возникают из-за неправильного развития рта или носоглотки. Такое нарушение коморбидно – оно сопровождается гнусавостью, замедлением или ускорением темпа произношения. Функциональное нарушение связано с ослаблением нервных импульсов, передаваемых мозговыми структурами.
Для детей 2-3 года жизни произношение первых или последних слогов слова считается условной нормой. В логопедии даже существует понятие «физиологической дислалии». Если проблема сохраняется дольше, необходима консультация логопеда.
Дизартрия или нечленораздельная речь также может сопровождаться произношением отдельных частей слова. Такая патология развивается на фоне травмы или воспалительного процесса в структурах головного мозга, при нарушении системного кровотока. При этом нарушается координация движений, затрудняется глотание, возможно непроизвольное слюноотделение. Ограничивается объем движений артикуляционного аппарата. Голос становится тихим или полностью исчезает. Ребенок произносит слова медленно, делая неравномерные промежутки.
Патологии темпа и ритмики речи
Иногда малыш «проглатывает» части слова из-за ускоренного темпа речи. При слишком медленном произношении, он, наоборот, растягивает слова на слоги, иногда пропуская некоторые из них. Могут увеличиваться паузы между слогами или словами. Справиться с дефектом помогут логопедическая зарядка и упражнения на ритмику.
Ускорение темпа обусловлено перевозбуждением и повышенной тревожностью. Поэтому терапия направлена на снижение возбудимости – физиопроцедуры, гомеопатические седативные средства.
Дети склонны к подражанию. Поэтому, если в семье есть родственники с подобным дефектом, ему также следует бороться с нарушением. В противном случае будут наблюдаться постоянные рецидивы.
Также к этой группе речевых расстройств относится заикание, когда ребенок не может сказать слово целиком, постоянно повторяя отдельные слоги. Выделяют две формы – реактивное и заикание развития. Последнее встречается, когда родители учат труднопроизносимым словам малыша, у которого еще не сформировался артикуляционный аппарат. Реактивная форма является реакцией на стресс – испуг, длительная болезнь, конфликты между родителями. Такое расстройство сопровождается невротической симптоматикой – снижением или отсутствием аппетита, нарушением сна, ночными кошмарами, энурезом.
Дефекты, обусловленные проблемами со слухом
Даже незначительное снижение остроты слуха негативно сказывается на артикуляции. Если у маленького ребенка тугоухость, развитие речи невозможно. Родившиеся глухими и утратившие слух до 3 лет детки без обучения по специальной методике останутся немыми. При этом речевой аппарат не поврежден, а интеллект – в пределах нормы.
Снижение или отсутствие слуха не связано с умственными способностями. Многие дети могут обучаться в обычных школах. Но для этого требуется как можно раньше обратиться к логопеду и начать коррекцию.
Недоразвитие речи или ее утрата
Алалия – тяжелое недоразвитие речи обусловлено задержкой формирования структур левого полушария вследствие внутриутробных аномалий развития, травм при родах, перенесенной вирусной или бактериальной инфекции.
Афазия – утрата имеющихся навыков произношения происходит из-за локальных повреждений коры головного мозга у детей, уже умевших говорить.
Алалию классифицируют на моторную, при которой нарушено только произношение, и сенсорную, когда ребенок не понимает слова посторонних людей. Чаще всего диагностируют смешанную форму с преобладанием черт моторного или сенсорного нарушения.
При алалии артикуляция развивается с задержкой, дети не могут запомнить и воспроизвести правильную последовательность слогов, поэтому часто произносят только первую часть слова или многократно повторяют один слог.
При алалии нарушается координация движений и мелкая моторика. Дети неуклюжи и медлительны. Многим сложно даются умения самообслуживания (одеться, завязать шнурки, расчесаться).
В связи с тем, что поражена речевая часть мозга при работе с такими малышами логопед задействует другие зоны – слуховые, зрительные или осязательные. Алалия чаще всего возникает на фоне неврологического заболевания, которое также нельзя оставлять без внимания. Коррекционная работа направлена на развитие ритмики и мелкой моторики, поскольку движения пальцев и связная речь тесно взаимосвязаны.
Афазия характеризуется отсутствием умения понимать речь других и навыков артикуляции. Причиной нарушения в большинстве случаев становится ишемический инсульт или кровоизлияние, спровоцированное травмой головы. После устранения первопричины речевое расстройство удается устранить в большинстве случаев.
Восстановить речевые навыки у малышей удается не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых.
Но не стоит полагаться исключительно на способность детского мозга к регенерации. Требуется логопедическая и коррекционная работа, а также устранение первопричины расстройства.
Развитие устной речи у детей, как и их психологическое здоровье, зависит от заботы и любви родителей. Дефектологи считают, что в 80% случаев причиной заикания становятся неврологические проблемы, поэтому для успешной коррекции требуется снизить возбудимость и тревожность. Еще больший процент расстройств произношения удается предотвратить благодаря вниманию взрослых членов семьи.
Источник
Речь — один из признаков человека, отличающий его от животного. Она возникла в процессе эволюции человека и необходима для его полноценного развития и успешной социализации, так как посредством вербального общения устанавливается контакт и происходит обмен информацией между разными членами общества. Если ребенок говорит только первые слоги слов в три года или вообще не разговаривает, необходимо сделать шаг навстречу, разговорить его или лечить — принимать меры, в зависимости от проблемы.
Ребенок в 3 года плохо разговаривает: стоит ли беспокоиться
Причины задержки развития речи ребенка на третий год жизни могут быть различными. Основными факторами, если ребенок говорит только первые слоги слов или не говорит вообще, являются физиология и психология, к которой относятся и социальные причины:
- Индивидуальный ритм. Развитие каждого ребенка происходит в своем ритме. В этом случае не стоит беспокоиться, что с малышом что-то не так, но это относится только к тем ситуациям, когда в развитии ребенка наблюдается лишь небольшое отклонение от нормы.
- Отсутствие необходимости. В случае чрезмерной родительской опеки, у ребенка просто отсутствует мотивация учиться словесно выражать свои желания. А мотивация — это основной двигатель развития.
- Педагогическая заброшенность. Чадо с первых дней жизни должен быть окружен речью. Если родители, другие взрослые с ним мало разговаривают, выполняя только необходимый минимум по уходу и кормлению, то формирование речи и лексического запаса слов просто невозможно.
- Двуязычная семья. У малышей-билингвов также наблюдается отставание от нормы, так как их окружает речь на разных языках, и мозгу требуется дополнительное время для разделения языков, формирования речевого аппарата и словарного запаса.
- Психологические потрясения. Сильный испуг, частые семейные конфликты, дискомфортная психологическая обстановка также являются причинами отставания. Для любого развития необходимы положительные эмоции, доброжелательность окружающих, а для развития детей, тем более.
- Негативизм ребенка. Если на малыша часто оказывать сильное давление, требуя произнести определенные слова или фразы, то у него формируется стойкое нежелание это делать, особенно если он отличается особо упрямым характером.
- Генетическая предрасположенность. Если один из родителей малыша начал разговаривать относительно поздно, то это может передаться ему по наследству.
- Осложненные беременность и роды у матери. Сложности внутриутробного развития или тяжелое течение родов могут сказаться на формировании нервной системы и повлиять на разговорчивость ребенка.
- Нарушение слуха. Одна из самых частых проблем развития речевого аппарата у малыша, так как он не воспринимает речь вокруг себя.
- Несовершенство артикуляционной системы. Наличие физических проблем (короткая уздечка, неразвитость мышц языка) приводит к проблемам с формированием звуков и, соответственно, речевого аппарата.
- Патологические проблемы развития. Различные генетические заболевания (такие как синдром Дауна, аутизм) напрямую влияют на развитие речи чада. В этих случаях необходима помощь профильных специалистов для коррекции задержки в развитии его речи.
Важно. В случае с задержкой формирования речи ребенка, проверка слуха у отоларинголога необходима в первую очередь.
Ребенку 3 года, плохо разговаривает: что делать
Необходимо бить тревогу (у ребенка явная задержка в развитии речи), если к трем годам у ребенка:
- Не сформировался достаточно развитый речевой аппарат.
- Отсутствует употребление распространенных фраз.
- Отсутствует хорошее говорение (нарушено произношение шипящих, свистящих, мягких и твердых звуков), неправильно произносит близкие по произношению звуки С и Ш, З и Ж, Ч и Щ, в словах пропускаются, переставляются, заменяются слоги, бедный словарный запас, используются только односложные слова, неправильно согласуются слова по родам, падежам и числам.
- Отсутствуют навыки чтения вслух, декламации стихов и пения наизусть, и при этом отсутствуют признаки задержки умственного развития.
Основные действия родителей в этом случае следующие:
- Начинать активно разговаривать с молчуном. Необходимо озвучивать все свои действия, вовлекая ребенка в процесс общения. При этом следует слушать и понимать, реагировать на его лепет, разгадывать его интонацию. Это поощряет малыша к дальнейшему развитию своих навыков общения.
- Вовлекать в активные игры. Задача взрослого давать чаду не только физическую пищу ребенку, но и эмоциональную «пищу» для ума. Сам малыш, в силу своего возраста, еще не способен к этому. Простые игрушки (шарики, пирамидки, игры (прятки, догонялки)) необходимы ребенку в раннем возрасте для его полноценного развития, и не стоит их недооценивать. И здесь самое главное, чтобы взаимодействие проходило между взрослым и ребенком не в тишине, а с проговариванием совершаемых действий, чтобы мозг малыш создавал устойчивые связи между словами и действиями.
- Совместное чтение вслух. Сказки с интересными и простыми для понимания сюжетами, и яркими иллюстрациями, смешные песенки и стишки, прочитанные вслух или наизусть, обогащают словарный запас. Во время чтения следует проговаривать происходящее, описывать героев, иллюстрации, обращаясь к малышу, вовлекая его в общение.
- Общение со сверстниками. Возможно, что ребенку не хватает общения с другими детьми. Малыш по характеру может быть робким, пассивным. В этом случае родителям следует взять инициативу на себя, вовлекать малыша в совместные игры с другими детьми, гулять с ним на детских площадках, где он может встретить своих одногодков, организовывать у себя дома мероприятия, на которые приглашаются знакомые, соседи, родственники со своими детьми. Все это крайне необходимо, чтобы ребенок учился общаться, чтобы у него возникала необходимость выражать свои желания посредством слов.
- Развитие мелкой моторики. Участок мозга, ответственный за точные движения пальцев, находится рядом с речевым центром, поэтому развитие моторики способствует преодолению отставания. Для улучшения мелкой моторики, можно собирать пазлы, лепить из пластилина, завязывать шнурков, застегивать пуговицы.
Обратите внимание! Общение, совместные чтения вслух должно проходить в доброжелательной и дружественной атмосфере. Только в этом случае все эти действия поспособствуют достичь желаемой цели (развить у малыша речевые навыки и преодолеть отставание в развитии).
Ребенок мало говорит в 3 года: как научить разговаривать
Помимо всех вышеперечисленных действий, родителям дошкольника следует обратиться к специалистам, которые занимаются подобного рода проблемами:
- Логопед — специалист, занимающийся исправлением речевых недостатков (неумение произносить определенные звуки, заикание, картавость, шепелявость).
- Дефектолог специализируется на малышах с разнообразными отклонениями в развитии. Он занимается корректировкой отставания без глубоко вмешательства, либо компенсацией – восполнением обеденного недостатка.
В случае выявления серьезных недостатков в развитии речи, следует провести следующие исследования:
- поверка слуха;
- обследование понимания речи;
- обследование крупной и мелкой моторики;
- обследование органов артикуляции;
- оценка словарного запаса;
- оценка грамматического строя речи;
- обследование фразовой речи;
- обследование слоговой структуры слова.
К сведению! По результатам обследования специалист делает заключение по форме и степени задержки речевого развития, и составляет четкий план по коррекции или компенсации данного недостатка.
Самостоятельная учеба и занятия: учебное пособие Цейтлин С.Н. «Язык и ребенок: лингвистика детской речи»
Задержка развития речи может стать достаточно серьезной проблемой, если ее не обнаружить вовремя и запустить.
Чем раньше обнаружена болезнь, тем легче ее вылечить.
К сведению! Для самообразования родителям подойдет пособие. Оно поможет понять, как ребенок учится говорить, развивается его речь, и на что следует обращать внимание, чтобы вовремя обнаружить отклонение в развитии.
Данная книга поможет понять, что:
- Независимо от индивидуальных особенностей детей, их речевой среды и особенностей постигаемого языка, общая стратегия усвоения языковых правил для всех одинакова: сначала постигаются самые основные модели языка и основанные на них языковые правила.
- Непонятный детский лепет — это необходимый этап в развитии речевого аппарата человека. Начиная с шести месяцев до годика, младенческое гуление переходит в изначально неосознанные звуки, которых может даже не существовать в окружающей ребенка языковой среде. Потом эти звуки эволюционируют в слоги, которые малыш слышал в речи взрослых, и с помощью этих звуков и интонаций малыш пытается выражать свои желания, общаться с родителями. И чем разнообразнее детский лепет, тем более можно быть уверенным, что развитие речи у малыша проходит в нормальном режиме. Поэтому, если ребенок в возрасте трех лет говорит только первые слоги слов, то это является признаком отставания в развитии речи малыша.
- На втором году жизни жесты становятся основным средством общения маленького человечка с окружающим их миром, в дополнение к попыткам выразить свои желания звуковой речью. Язык жестов — это необходимая стадия для гармоничного развития речи ребенка, и для его усвоения, детям необходимо общение с родителями или другими окружающими их взрослыми.
- Общение мамы со своим ребенком, очень важная и необходимая стадия в развитии речи малыша. Мамы, не обладая специализированными знаниями в области лингвистики, интуитивно понимают, в каком возрасте и как общаться со своим малышом, создают необходимый положительный эмоциональный фон, мотивирующий малыша развивать речевые навыки.
- Освоение языка у каждого ребенка происходит своим путем, различия которого обуславливают группа определенных факторов: биологические (наличие патологий, мальчик, девочка, левша, правша), речевая среда (достаточность речевого окружения), наличие старших или младших братьев и/или сестер, близнеца или двойняшки. Последние факторы не всегда оказывают положительное влияние на развитие речевых навыков, потому что велика вероятность возникновения дефицита общения с родителями. Родители являются ключевыми факторами, влияющими на полноценное развитие чада.
В процессе развития речи человека не бывает мелочей. Пропущенную стадию развития невозможно наверстать в дальнейшем. Очень важно вовремя реагировать на отклонения от нормы и выявлять его причины.
И самое главное, что требуется от родителей — это проводить достаточно времени со своим ребенком, чтобы обеспечить его необходимым количеством внимания и общения (того, чем сам себя он обеспечить не в состоянии).
Источник