Ребенку 3 года он не близок с родителями

Ребенку 3 года он не близок с родителями thumbnail

Тесная связь с матерью заложена у ребенка от природы, он чувствует тепло, сердцебиение и ее безграничную любовь еще до своего рождения.  Еще длительное время малыш считает маму частью себя, гарантом собственной безопасности и комфорта. Практически каждая мама знает те ощущения, когда маленький хвостик бегает за ней повсюду, болезненно реагируя даже на походы в ванную и туалет. Бывает,  что чадо не подпускает к себе никого из близких, кроме матери. Нормально ли такое поведение и как привить ребенку самостоятельность и доверие к родственникам, разберемся далее.

ребенок-никого-не-принимает-кроме-мамы

Моя мама. А вы кто?

Ребенок до трех лет живет и развивается с помощью матери, он переживает ее эмоции, настроение.

Ребенок до года учиться доверять миру через мать, выбирая ее объектом своей любви. Для счастья малышу нужно быть не голодным, находиться в комфорте и чувствовать заботу и трепетное отношение мамы. Большая привязанность – это здоровое состояние крохи. Тревогу должны вызывать обратные чувства малыша, которые свидетельствуют о проблемах в психическом развитии.

Конечно, не просто, когда малыш не отпускает вас ни на секунду, устраивая истерики, как только вы скроетесь из виду. Запаситесь терпением, психологи уверяют, что чем сильнее ребенок в первый год жизни привязан к матери, тем самостоятельнее он будет после двух лет.

Часто тревогу родителей вызывает отвержение малышом родственников.  Еще вчера ваше чадо улыбалось бабушке, а вскоре встречает ее криком. Первые месяцы своей жизни ребенок не может предположить, что мама может дать его в руки чужому человеку. А все, кого он не видит более двух-трех дней, становятся чужаками автоматически. Малыш пока сосредоточен на маме, строит отношения с ней, а другие ему пока не нужны. Генетически заложено, что своими малыш считает только самых близких в его окружении, ведь жизнь сталкивает его с множеством незнакомцев ежедневно, даже во время прогулки. Малыш ближе к пяти месяцам уже может оставаться с теми, кто живет с ним постоянно. А к году согласиться на общение с симпатичными ему людьми, если убедится, что они не представляют угрозы. Но этого может и не произойти, так как психическое развитие каждого малыша индивидуально.

Развитие привязанности

Новорожденные малыши могут общаться с любым положительно настроенным человеком. Конечно, они тянутся к маме, но чувства опасения другие люди еще не вызывают. К полугоду привязанность ребенка к матери растет, он отличает ее из массы всех людей, ищет защиты. В этом возрасте формируется боязнь чужих людей, самозащита.

ребенок-никого-не-принимает-кроме-мамы-2

К году привязанности ребенка к близким может меняться, конечно, это не относиться к маме. Малыш может внезапно поменять отношения к папе, бабушке и другим родственникам, с которыми он недавно тесно общался.

Ребенок двух-трех лет может как проявлять самостоятельность и социальную адаптивность, так и резко перейти на гипер-привязанность. В таком возрасте можно уже говорить о причинах такого поведения и их коррекции.

Читаем также: Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)

Причины гипер-привязанности

В ситуациях, когда ребенок сильно напуган, или оставлен с незнакомой няней, отправлен в детсад, требование мамы и отрицание общения с другими объяснимы. Если же ребенок резко изменил своим привязанностям к родственникам и требует общения только с матерью, следует найти причины.

ребенок-никого-не-принимает-кроме-мамы-3

  1. Чрезмерная опека мамы, когда она ни на шаг не отпускает малыша от себя. Ребенок просто привык всегда быть рядом, в противной ситуации он чувствует себя незащищенным, видя опасность, как в окружающей жизни, так и в других людях.
  2. Потеря близкого, когда человек, который стал близок ребенку, в связи с переездом, разводом, возможными трагическими событиями выпал из жизни малыша. Ребенок подсознательно проецирует ситуацию на маму, таким образом, у него появляется страх потерять ее.
  3. Равнодушие и жестокость. Если, например, отец проявляет излишнюю жесткость в воспитании, малыш ищет защиты у мамы.
  4. Конфликты, стрессы, страхи. Если у малыша появились негативные эмоции, воспоминания, связанные с некогда близкими ему людьми, он также будет искать защиту мамы.

Преодолеваем проблему

Если форма привязанности малыша к маме становится болезненной, обратите внимание на следующие советы.

  • Спокойствие. Старайтесь избегать конфликтов и негативного настроения в семье. Ребенок, как никто, остро реагирует на поведение родителей и близких ему людей. Пусть ваш малыш осознает спокойствие и непринужденность общения с каждым членом семьи;
  • Безопасность дома. Сделайте так, чтобы окружающая обстановка не стала для малыша подобной минному полю, обезопасьте дом, уберите опасные предметы. Это позволит вашему чаду спокойно исследовать пространство вокруг и не слышать бесконечные «опасно», «не лезь». Ведь даже если любимая бабушка будет вечно твердить об опасности, ребенок решит заменить ее общение на мамино, следуя инстинкту самосохранения;
  • Постепенное отучение. Не стоит резко оставлять ребенка на родственников, если он категорически против и начинает истерику. Приучайте его постепенно, пусть мама уйдет сначала на 10-15 минут,  в потом увеличивайте время отсутствия, пока ребенок не поймет, что и с другими членами семьи безопасно и весело. Главное, чтобы остающиеся с малышом родственники принимали активное участие в играх, кормлении, купании, чтобы ребенок ощущал заботу и не заскучал;
  • Ждите. Отложите выход на работу, не отправляйте малыша в садик, не нанимайте няню на период адаптации крохи. Зависимость от мамы ослабеет, и вы сможете освободить время для себя, а пока не стоит травмировать психику ребенка;
  • Возвращение. Придя домой, мама должна проявить всю свою нежность по отношению к малышу, чтобы ребенок понял, что ничего не изменилось, и мама рядом.

Помните, что переусердствовать со вниманием и контактами с малышом не стоит. Не нужно бесконечно звонить ему, когда вы отлучились, говорить по скайпу с ребенком, будучи на работе. Осознайте собственные ощущения и мысли, может, это вы сами не хотите отпускать малыша.

Читайте также:  Игры для развитие ребенок в 3 года

Относитесь к чаду внимательно, будьте терпеливы и доброжелательны. Моменты привязанности  малыша проходят, возможно, очень скоро вы будете скучать по времени, когда кроха так нуждался в ваших объятиях и ласках. Дорожите моментами, проводимыми вместе, ведь дети так быстро растут.

Читаем также: Почему ребенок плохо ведет себя с мамой, а с другими хорошо?

Консультация соц педагога Кротер Н.А.

Как быть, когда ребёнок привязан и не отпускает родную мать от себя, не признаёт никого и не идёт на контакт с другими детьми? Некоторые рекомендации социального педагога Кротер Н.А. (источник)

ребенок-никого-не-принимает-кроме-мамы-5

[sc name=”rsa” ]

  1. Попробуйте, прежде всего, сузить круг общения, общаясь дома (на своей, привычной и безопасной территории) или на прогулке с одним или двумя детьми и их мамами. Встречайтесь с ними регулярно, чтобы ваш ребенок привык к ним. Не уговаривайте своего малыша присоединиться к ним, пусть другие дети просто играют рядом. Пусть малыш какое-то время понаблюдает за ними со стороны. Постепенно он привыкнет к ним, к их присутствию, и возможно, пожелает вступить в общение. Находитесь с ним рядом. Попробуйте принять участие в играх детей в песочнице, показывая своему ребёнку, что эти «чужие» дети и взрослые безопасны. Когда боязнь других людей пройдет, через некоторое время (неделю, месяц) можно начать постепенно расширять круг «знакомых». Практически все зависит от вашего поведения: не настаивайте на том, чтобы ребёнок играл с детьми, и тем более не уговаривайте его остаться с посторонними. Дайте ему почувствовать (не на словах, а на деле), что вы любите ее и всегда рядом. Это придаст уверенности и самостоятельности. Пусть ваш ребенок убедится, что общение с другими людьми – его собственный выбор, его воля, желание, а не ваше стремление на некоторое время «освободиться» от него и позаниматься своими делами.
  2. Обязательно помните правило: ни в коем случае не ругать и не наказывать ребёнка за то, что не хочет расставаться с мамой. Он не капризничает, а ищет защищённости. Только, когда мама будет вести себя спокойно, уверенно и последовательно малыш сможет успокоиться и начнет отпускать мать от себя, совершенно нормально реагируя на ее уход и отсутствие.
  3. Чтобы расставания и встречи с ребенком проходили легче, матери прежде всего надо решиться! Это самое главное. Принять решение о выходе на работу мама может по самым разным причинам, но чем бы ни был продиктован выбор, ни в коем случае не корите себя. Хорошо, если ваше решение будет одобрено всеми членами семьи, но даже если оно имеет под собой лишь субъективные причины, не истязайте себя сомнениями и чувством вины. Малыши чрезвычайно восприимчивы к материнскому настроению.
  4. Постепенно приучайте ребенка к кратковременному отсутствию матери. Выходя из комнаты сначала на 1-2 минуты, а затем удлиняя время отсутствия, но возвращаясь до того, как ребёнок начнёт плакать. Такие эксперименты лучше проводить, когда ребенок спокоен и занят чем-то интересным. Ребенок должен привыкнуть к тому, что мать может ненадолго уйти и обязательно к нему вернётся. Полезным будет заранее приучать своего ребёнка с малых лет к тому, что есть ещё и другие женщины (мамы, бабушки) и по мере возможности оставлять своего малыша на время своего отсутствия.
  5. Перед расставанием с ребёнком все предусмотреть. Вы полны решимости? Прекрасно! Теперь продумайте все до мельчайших бытовых деталей, чтобы ни вы, ни ребенок, ни тот человек, который будет с ним оставаться, не испытывали лишних волнений, а чувствовали спокойно и уверенно
  6. Создать ритуалы возвращения. Продумайте всей семьей ритуалы вашего возвращения домой для того, чтобы встреча не превращалась во вторую серию домашнего кошмара «мама уходит – мама приходит».
  7. Избегайте чрезмерной опеки и контроля и насильственных методов воздействия. Позволяйте ребёнку познавать что-то на собственном опыте и иногда проявлять самостоятельность и принимать решения. Радуйтесь проявлению самостоятельности, подчеркивайте её. Ребенок, чувствующий собственные силы и возможности, перестанет болезненно реагировать на отсутствие матери.
  8. Привлекайте отца или других членов семьи к уходу и играм с ребёнком, расширяя круг общения ребёнка. При этом, мама должна уделять ребёнку больше внимания, давая эмоциональный контакт (ласковый взгляд, нежные прикосновения, поглаживания, объятия), так как без этого даже постоянное присутствие мамы рядом не удовлетворяет эмоциональные потребностям ребёнка.
  9. Помните, что ежедневные прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе очень будут полезны для ребёнка и укрепят его нервную систему.
  10. Матери необходимо освободиться от чрезмерной тревожности и научиться радоваться жизни и своему малышу.
  11. И еще возьмите на заметку: выражения с частицей «не» («не заберет», «не обидит», «не съест») чаще всего имеют для детей противоположный смысл. Равно как и слова «не трогай, не делай» побуждают ребенка действовать наоборот. Лучше использовать в речи такие позитивные формулировки как «добрый», «хороший», «любит», «нравится», и подобные.

Читаем также: Ребенок не отпускает от себя маму ни на шаг: что делать?

Источник

олько родители успели порадоваться, что малыш научился достаточно хорошо разговаривать, уверенно ходит и бегает своими ножками, понимает слово «нельзя» — как он меняется до неузнаваемости и становится настоящим бесёнком. Капризничает, не слушается, кривляется, нарушает запреты, вызывающе себя ведёт и даже огрызается! Те, кто знаком с психологией, в курсе, что именно так проявляется возрастной кризис 3 лет, и избежать его не удаётся никому.

Основная причина — несоответствие социальных и бытовых обстоятельств изменившимся потребностям ребёнка. Он хочет быть взрослым, даже чувствует себя таким. Однако огромное количество ограничений, правил и требований со стороны родителей не дают ему проявлять самостоятельность в полной мере. Это вызывает внутренний протест, который выливается в эмоционально-поведенческие отклонения, так пугающие родителей.

Читайте также:  Высокая температура без признаков простуды у ребенка 3 года

Кризис трёх лет характеризуется следующими психическими новообразованиями:

  • первичная самостоятельность;
  • новый уровень самосознания;
  • установление межличностных контактов, выстраивание новых, более сложных социальных отношений;
  • волевая регуляция деятельности.

Разобраться в том, что происходит в данный период с ребёнком, помогает возрастная психология. Она позволяет понять факторы, усугубляющие или облегчающие кризис, и даёт рекомендации, как вести себя родителям, чтобы не допустить негативных последствий.

Ликбез. Подробно узнать о данном периоде можно из специальной литературы по психологии: Выготский «Кризис трёх лет», Гуськова «Особенности кризиса 3 лет в психическом развитии ребёнка», Василькина «Что делать, если у ребёнка кризис трёх лет?», Абросимова «Возраст строптивости. О кризисе трёх лет», Филичева «Малышу три года».

Причины

Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.

Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.

Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.

Авторитарный стиль воспитания

Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.

Гиперопека

Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.

Социум

Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.

Внутрисемейные отношения

Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.

А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.

Темперамент

Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.

Состояние здоровья

У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.

Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».

Негативизм — «Делаю назло!»

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

Строптивость — «Не хочу подчиняться!»

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Упрямство — «Я так решил!»

«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.

Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»

Читайте также:  На какой подушке спать ребенку 3 года

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Своеволие — «Я могу сам!»

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

Это интересно. В психологии ребёнка, переживающего кризисный период 3 лет, сравнивают с водителем-новичком. В первое время после сдачи экзаменов и получения прав новоиспечённый шофер осторожен, соблюдает все правила, не превышает скорость, советуется с опытными. Но вскоре осваивается, что притупляет чувство страха: начинает лихачить, испытывает возможности своего автомобиля, старается максимально смело проявить себя за рулём. Точно так же ведёт себя малыш. До 3 лет присматривается и привыкает. А затем пытается самореализоваться и самоутвердиться посредством протестов и нарушения всех требований и правил.

Сроки

Родители, столкнувшиеся с кризисом 3 лет, в первую очередь интересуются, сколько он длится и когда в норме должен закончиться. Однако данный вопрос слишком индивидуален, чтобы иметь однозначный ответ.

Во-первых, он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5. Психологи утверждают, что чем раньше ребёнка отдают в детский сад, тем раньше наступает кризис. Главное, чтобы это произошло до 4 лет, — тогда можно говорить о норме психического развития.

Во-вторых, он может закончиться в течение 3 месяцев, а может длиться до одного года. Это зависит от устойчивости нервной системы, темперамента ребёнка, поведения родителей и психологической помощи со стороны.

Самая главная рекомендация — уважать самостоятельность ребёнка. Позволять ему выполнять самому какие-то элементарные действия. При этом должны работать и запреты, которые нарушать категорически нельзя (совать что-либо в розетку, включать утюг, брать деньги, кусаться). К 3 годам у него уже должны быть посильные домашние обязанности. Он может убирать за собой игрушки, вытирать пыль, накрывать на стол. Да, его участие замедлит процесс, но поверьте: оно того стоит. Это позволит ему чувствовать себя самостоятельным и нужным. А значит, автоматически отпадёт необходимость доказывать свою взрослость и независимость.

Дополнительные рекомендации:

  • Сохранять спокойствие. Быть терпеливыми.
  • В момент капризов переключать внимание на что-то другое, интересное: посмотреть любимый мультик, погулять, угостить конфетой. Использовать игровые приёмы.
  • Иногда предоставлять право выбора в незначительных бытовых ситуациях: какой мультфильм посмотреть, какую сказку почитать, какой сок выпить.
  • Ругать и наказывать за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас.
  • Анализировать произошедшее. Проговаривать с малышом, что он сделал не так и почему это плохо.
  • Придерживаться единого стиля воспитания. Если мама не разрешает есть шоколад перед обедом, а папа балует дочку и позволяет ей это сделать, негативизм будет проявлять себя максимально ярко.
  • Собственным примером показывать правильное поведение. Дети в 3 года склонны к слепому копированию. Вы ничего не добьётесь, если сами будете делать то, что им запрещаете.
  • Проводите как можно больше времени вместе.

«10 нельзя»: памятка для родителей

  • Нельзя настаивать на сиюминутном выполнении требования (просьбы). Лучше дать малышу остыть и спустя какое-то время повторить попытку.
  • Нельзя поддаваться на манипулирование. Не удовлетворять любую прихоть ребёнка только потому, что он закатывает истерики — просто не обращать на них внимания.
  • Нельзя вешать «ярлыки»: жадина, зануда, вредина.
  • Нельзя физически наказывать.
  • Нельзя кричать.
  • Нельзя навязывать свою помощь.
  • Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
  • Нельзя приказывать.
  • Нельзя вступать в споры и пререкания.
  • Нельзя использовать в беседе сложные термины и категории, которые не понятны ребёнку. Например, взывать к совести или чести.

О кризисе 3 лет есть информация в работах Л. С. Выготского. Но они носят больше научный характер, содержат множество терминов и объясняют все явления сугубо с психологической точки зрения. Более доступно данный период представлен доктором Комаровским. Его тематические видео способны помочь родителям в преодолении детских протестов.

https://ponervam.ru/krizis-3-let-u-rebenka.html

Источник