Ребенку 3 года не жует твердую
Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.
По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.
В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.
Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Комаровский о проблеме
Не жует
Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других — позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно — родители!
Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.
Не ест с ложки
Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.
Евгений Комаровский категорически несогласен с такой формулировкой.
Ложка — это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.
Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку — поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.
На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.
Не хочет есть пищу кусочками
Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании, и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.
Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба — настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.
Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно — сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом — густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.
Не хочет есть, пока не включат мультики
Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.
Комаровский рекомендует не формировать такой привычки у ребенка, а заодно избавиться от своей взрослой зависимости от телевизора.
Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.
Советы
- Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
- Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
- Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
- Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, — не самое лучшее родительское решение.
- Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест — значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
- Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.
Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.
Источник
Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;
Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).
В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу. Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание. Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание. При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.
В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола. Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.
Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет? Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.
1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса. Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.
2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи. Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение. Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.
3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам». Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой. Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.
4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!
Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.
Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.
Источник
Delovaya_80 г. Москва №0 | 15.03.2020-08:49 | Добрый день. Дочери 3,4 года. До определенного момента нормально ела твердую пищу. Постепенно стала замечать, что пищу она стала жевать дольше и зачастую выплевывать обратно в тарелку. Недели две назад совсем стала отказываться от обеда и ужина, которые надо жевать. Из обследований: сделали УЗИ брюшной полости с водно-сифонной пробой. Специалист УЗИ сказал, что якобы в пищеводе есть какой-то спазм, в результате которого пища задерживается в пищеводе дольше, чем положено. Дальше пошли к гастроэнтерологу, который поставил Гастроэзофагеальный рефлюкс без эзофаита. И направил дополнительно к неврологу, так я пожаловалась также на перепады настроения у ребенка и нарушения сна. Стала долго засыпать и отказываться от дневного сна. Невролог прописал АТАРАКС. |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №1 | 15.03.2020-08:52 | Это наводит на мысль о том, что что-то произошло. Здравствуйте. Условия проведения демо-консультации Готовность активно участвовать в процессе. Свободное общение в течении 3-х дней. |
Delovaya_80 г. Москва №2 | 15.03.2020-08:59 | Здравствуйте, Наталья. Изменения в семье такие: мы сейчас занимаемся обменом квартиры. Это, конечно, сопряжено с достаточно большими переживаниями у взрослых. На днях будет сделка, потом ремонт, переезд. Так что это не закончится прямо завтра. К нам на это время приехала бабушка, которая с нами обычно не живет. |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №3 | 15.03.2020-09:02 | №2 | Delovaya_80 писал(а): здесь важна именно Ваша реакция на происходящее. что лично Вы не можете принять? как приезд бабушки восприняли? |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №4 | 15.03.2020-09:04 | Один из законов психосоматики: Ребёнок телесными проявлениями реагирует на нерешённые психо-эмоциональные конфликты родителей. |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №5 | 15.03.2020-09:05 | Пища, проблемы с ЖКТ вообще — это т.н. «кусковой конфликт». Как Вам этот обмен? Чья вообще была идея? |
Delovaya_80 г. Москва №6 | 15.03.2020-09:08 | Ооочень тяжело дается мысль, что «влезаем» в ипотеку. С бабушкой отношения хорошие, ее воспринимаю как помощника, понимаю и благодарна ей, что она согласилась помочь. Но возможно и усталость накопилась от того, что все вместе на одной маленькой жилплощади находимся (сейчас однушка у нас). |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №7 | 15.03.2020-09:09 | №6 | Delovaya_80 писал(а): отец ребёнка с вами живёт? на кого надеетесь по ипотеке? |
Delovaya_80 г. Москва №8 | 15.03.2020-09:10 | №5 | Железкова Наталья Александровна писал(а): Однушку меняем на трешку. Идея моя наверное прежде всего. Муж на поводу обычно. |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №9 | 15.03.2020-09:10 | №8 | Delovaya_80 писал(а): ага. хочу кусок побольше, но боюсь. |
Delovaya_80 г. Москва №10 | 15.03.2020-09:11 | №9 | Железкова Наталья Александровна писал(а): ой) как в точку! |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №11 | 15.03.2020-09:12 | ребёнка нужно оставить в покое, и так достаточно фиксаций на проблеме: врачи, обследования… Вам отработать свою реакцию. |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №12 | 15.03.2020-09:15 | 1. Работать хорошо бы на уровне понимания, пару вариантов про то, сможет ли кто-то помочь финансово. И про то, что можно сделать, если «не потянем». 2. Но главное — отработать на уровне тела! |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №13 | 15.03.2020-09:17 | Про первому пункту разберётесь сами. Проговаривайте с мужем, роднёй, теми, кто поддерживает Вас в этом решении, озвучивайте свои чувства. Не залипайте в них, но легализуйте. Решение принимать Вам, но важно же понимать, как окружение настроено? |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №14 | 15.03.2020-09:20 | По второму, телесной реакции — к специалисту. Если хотите быстро, то ищите тех, кто именно через телесные реакции работает. |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №15 | 15.03.2020-09:22 | И самостоятельно обязательно! Вечером, когда ребёнок заснул, первые 10-15 минут сна. Понятен смысл? |
Delovaya_80 г. Москва №16 | 15.03.2020-09:23 | №15 | Железкова Наталья Александровна писал(а): конечно! |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №17 | 15.03.2020-09:23 | №15 | Железкова Наталья Александровна писал(а): Не вваливаться в жалость! |
Delovaya_80 г. Москва №18 | 15.03.2020-09:24 | №14 | Железкова Наталья Александровна писал(а): Это должна быть обязательно очная консультация? Или можно удаленно работать? |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №19 | 15.03.2020-09:25 | На питании ребёнка НЕ фиксироваться! Лучше, если будет выбор на столе каша, например, и что-то более крупное просто стоИт как на общем блюде. |
Delovaya_80 г. Москва №20 | 15.03.2020-09:26 | №19 | Железкова Наталья Александровна писал(а): да, понятно |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №21 | 15.03.2020-09:26 | №18 | Delovaya_80 писал(а): конечно можно, сейчас вообще очных всё меньше. |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №22 | 15.03.2020-09:27 | №20 | Delovaya_80 писал(а): сейчас найду похожий пример, прикреплю… |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №24 | 15.03.2020-09:32 | там, правда, постарше ребёнок был. у вас, скорее, хватит работы только с Вами. следующий пост — отзыв. одного сеанса хватило. |
Delovaya_80 г. Москва №25 | 15.03.2020-09:39 | Наталья, поработаете со мной? |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №26 | 15.03.2020-09:41 | №0 | Delovaya_80 писал(а): И вот здесь: При всей Вашей занятости уделяйте время только для ребёнка. Не в количестве, а в качестве, помните, пожалуйста. Ваше внимание, присутствие помогло снизить тревожность. [ Сообщение изменено: 15.03.2020 — 09:42 ] |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №27 | 15.03.2020-09:41 | №25 | Delovaya_80 писал(а): пишите вотсап +7 999 656 87 50 |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №28 | 15.03.2020-09:47 | ух, даже не спросила, как Вас зовут) на б17 буду вечером, если что — пишите. |
Delovaya_80 г. Москва №29 | 15.03.2020-09:50 | №28 | Железкова Наталья Александровна писал(а): да, ничего, главное в точку сразу попали, как мне кажется) |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №30 | 15.03.2020-09:51 | Вижу, отвечаю. |
Delovaya_80 г. Москва №31 | 15.03.2020-10:14 | Большое спасибо. Помогли увидеть корень зла! |
Железкова Наталья Александровна Психолог, ИНП PSY20 г. Сочи 43 консультации №32 | 17.03.2020-09:24 | Евгения, закрываю тему. Благодарю за работу. |
Вы можете также получить консультацию у психолога, ведущего данную тему! Доступно общение в приватном или бесплатном формате.
Получить консультацию психолога
Источник