Ребенку 3 года не разговаривает не реагирует на просьбы

На прошлой неделе в рассылке я задала вопрос: “Что вас беспокоит больше всего в ребенке, себе, семье?”
После этого на меня обрушилась лавина писем с ответами на этот вопрос. И они продолжают поступать :).
Чтобы ответить всем — мне понадобится время, поэтому большая просьба набраться терпения. Сейчас я структурирую ваши письма, чтобы подготовить ряд статей. У нас получится нечто в форме письменного марафона :).
И сейчас вы уже можете прочитать ответ на первый вопрос от мамы Юлианы:
“Больше всего меня сейчас беспокоит развитие моей дочки.
Ей 1,5 года. Дело в том, что она практически не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть. Мне это кажется странным, особенно когда я вижу, как отличаются в этом плане ее сверстники.
Когда ей что-то объясняешь, она вообще не смотрит в сторону говорящего, ну может в 80-90 % случаев. Но со слухом у нее все в порядке и говорит она уже несколько слов, как мама папа, кать, пить, кака, около 10 слов наверно.
И если например, сказать ей что-то, что я как понимаю, она хочет делать — пойдем смотреть мультики, например, то она быстро туда направляется… А одеваться на улицу или кушать, одевать памперс — ее приходиться тащить буквально.
На запреты реагирует, но часто выражает недовольство криком или плачем, если куда-то не пускаю ее или что то не даю делать. Рвать цветы на клумбе, например.
Это вообще нормальное поведение ребенка или стоит что-то делать по этому поводу??”
Добрый день, Юлиана!
Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации!
Для 1,5 годовалого малыша вполне нормально явление протеста во время переодевания или сопротивления предстоящим событиям (еда, сон, прогулки, лечение, путешествия и т.д.). Этот период нужно просто спокойно переждать, параллельно корректируя свой подход к ребенку.
В этом возрасте впервые начинает проявляться понимание причинно-следственных связей, т.е. ребенок видит, что на его протесты родители ведут себя странно: прежде милые и ласковые, они вдруг злятся и кричат. И малыш как бы думает: «Интересно… А что будет, если я…?» «А что потом?» «А вот это что такое?»
Здесь на первый план выступает осознание у малыша своего психологического отделения от вас, мамы (физическое отделение совершилось еще в роддоме )).
Итак, если раньше он был вашей частью, и вам было легко с ним общаться. А теперь что ни каждое действие — сразу трение: «Не-е-т!» и неизбежная ломка прежнего поведения.
Итак, вам по этому поводу волноваться не стоит. Нужно просто приглядеться к крохе и немного изменить свой стиль общения: где-то предоставить свободу больше, чем было, где-то схитрить, вовлечь в увлекательную игру, а где-то просто переключить.
Чем меньше получает кроха запретов (они должны быть продуманными) в этот активный период исследования окружающего мира — тем реже возникают ситуации «стычек» и капризов.
Чем чаще ребенок получает возможность что-то делать руками, ногами и всем телом (пересыпать, перебрать, поставить, потянуть, бросить, поднять, подползти, схватить и т.д.) — тем лучше восполняется его жажда к исследованию и легче направляется общее поведение в нужное русло.
И наоборот, малыш, получающий слишком мало сенсорных впечатлений, будет беспокойным и капризным, чаще ныть т.к. базовые потребности в связи с его возрастом — не удовлетворяются.
Очень хорошо помогает в этом плане:
- владение собой (персонально каждому родителю предписание иметь мешок терпения и колодец любви))
- преобразование окружающего пространства и его адаптация под подрастающего малыша (все опасное, нежелательное убираем, а все, что способствует физическому и психическому развитию — даем продуманно и дозировано).
- стабильный режим и предсказуемость в течение всего дня (бессистемность и хаос — частый спутник капризам).
- разбор промахов и выстраивание оптимальной стратегии (анализ помогает учитывать ошибки и достижения).
По каждому пункту можно очень много говорить, так или иначе, эта тема бездонна ????
На тренинге «Как преодолеть капризы у ребенка» мы разбираем этот период, начиная с 1-1,5 года. Анализируем себя, поведение ребенка, его соответствие общим нормам психического развития и ищем пути, чтобы смягчить и преодолеть возникающие сложности в поведении и капризы. Наши мамы выполняют домашки и получают обратную связь от меня индивидуально. Очень рекомендую этот материал для изучения.
Что касается вашего второго вопроса о дочери («не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть; не смотрит в сторону говорящего»).
Без дополнительного анализа ситуации ответить на этот вопрос невозможно. Пока навскидку что могу предположить — по какой-то причине у вашего ребенка недостаточно сформирован тесный эмоциональный контакт с близким и значимым Взрослым (мамой, папой).
Ребенок может:
- или уходить от зрительного контакта, проявлять аутистические черты характера, погружаться в предметный мир больше, чем нацеливаться на вербальное общение.
- или просто упрямиться и делать вид, что не слышит, хотя все прекрасно понимает и чувствует, и с общением все в порядке.
- или же это особенности характера и темперамента (любит игру с самим собой, малообщителен, интровертирован по отношению к окружающим).
Чтобы получить полный ответ и, тем самым, исключить все тревоги касательно общего поведения и сенсорного развития соответственно текущему возрасту, проще всего обратиться к психологу, чтобы провести несколько диагностических заданий по этим сферам и определить, где и что «проседает»:
- зрительное восприятие
- слуховое восприятие (не в плане слышит-не слышит, а в плане понимания обращенной речи и соответствующей реакции)
- тактильное восприятие, чувство равновесия, телесный контакт
- эмоционально-волевая сфера
- мелкая, крупная моторика
- речевое развитие
- уровень мышления
- характер игровой деятельности
Также следует проанализировать анамнез жизни ребенка (как прошли роды, были ли осложнения, заболевания, реакции на прививки и т.п.). И семейный срез (семейный климат, стиль воспитания, внутренние отношения между родителями и ребенком).
Вы можете самостоятельно найти хорошую литературу по диагностике, например, отличный вариант: “Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста” под ред. Н.В. Серебряковой, почитать книги по эмоциональному развитию детей, например: Баенская Е.Р. “Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст”, поиграть в эмоциональные игры (тактильные объятия, потешки, пальчиковые игры, массаж со смешными стишками) и т.д.
Если нет возможности все это находить самой — можем провести данную диагностику и, если понадобится, наметить путь к коррекции на нашей индивидуальной консультации.
Формат: общение в скайпе или по е-мейлу, на этапе диагностики я подготавливаю чек-листы и даю обратную связь по каждому пункту. Вы получите ряд заданий, чтобы в естественных условиях дома протестировали малышку и определили ее текущий уровень.
Понадобится около недели в среднем: на проведение диагностики, чтобы не перегружать ребенка.
После консультации вы увидите общую картину развития по ключевым пунктам. Вы поймете, куда нужно двигаться дальше в плане коррекции, на что сделать акцент, если выявится несоответствие, чтобы помочь ребенку развиваться правильно.
Источник
Речь — основной инструмент общения, которым каждый здоровый человек пользуется ежедневно. Неудивительно, что отсутствие активной речи у ребенка очень беспокоит родителей.
«А что, если он отстает в развитии? А вдруг он так и не научится говорить?»
Если ребенок не говорит в 3 года, уже нужно предпринимать определенные меры для решения данной проблемы. Детский возраст от года до пяти — самый пластичный для развития и коррекции речи, именно в этот период можно исправить многие логопедические нарушения
Как развивается речь
Новорожденный ребенок не умеет разговаривать, этому навыку он обучается в первые годы жизни. Именно так малыш адаптируется в окружающем мире. Он начинает различать речь взрослого, которая может побуждать или запрещать, учится выражать вербально свои желания и мысли. Известно, что дети, которые росли в изоляции от других людей, впоследствии не смогли научиться связно разговаривать, несмотря на то, что соответствующие зоны мозга были вполне сформированы.
В становлении речи можно выделить три периода:
Первоначальный этап
Начальный развития речи продолжается с рождения примерно до года. Ребенок учится понимать речь взрослых и значение различных слов, пытается подражать сначала отдельным звукам, начиная с самых простых — гласных (гуление). Затем звуки складываются в слоги (лепет), потом в слова. К году ребенок, в среднем, может произносить уже 5–10 слов. На этом этап пассивного развития речи заканчивается и начинается следующий.
Формирование активной речи
В период от 1 года до трех лет резко растет словарный запас, как активный, так и пассивный. В два года ребенок начинает пользоваться речью для общения, он уже складывает фразы из двух-трех слов. Сначала малыш многие слова произносит неправильно, но постепенно произношение становится более отчетливым. Речь ребенка в 3 года должна быть понятна незнакомому взрослому, а не только близким родственникам.
Монологическая речь
От трех до пяти лет речь постепенно становится грамматически правильной, появляются предложения, которыми ребенок уже способен связно рассказать о каком-то событии. Произношение становится еще лучше: малыш может понять, какие звуки у него не получаются и старается это исправить.
Речь — это сложный составной навык. Для его развития важна основа — правильно сформированные отделы головного мозга, от которых зависит понимание речи и умение говорить (зона Брока). Они созревают в разное время, поэтому, сначала малыш учится различать речь, а потом говорить. Первый процесс связан со становлением речевого слуха (способностью различать слова), а второй — с «тренировкой» артикуляционного аппарата
Задержка в развитии речи
Задержка в развитии речи бывает связана с отставанием созревания соответствующих зон головного мозга, недостаточным развитием артикуляционных мышц или сенсорными недостатками. Последний фактор можно заметить уже к окончанию первого месяца жизни. В этот период должно возникнуть слуховое сосредоточение — специфическая реакция на речь взрослого, особое внимание к ней. На основе этого процесса затем формируется различение речи. Отсутствие слухового сосредоточения может быть связано с глухотой или органическим поражением головного мозга.
Если логопед в 3 года поставил ребенку диагноз «задержка речевого развития», родителям не стоит сразу воспринимать данный факт как что-то страшное. Это просто констатация того, что словарный запас ребенка меньше нормы, он по какой-то причине не спешит пользоваться речью для общения
Задержка – это некоторое отставание, а не нарушение развития. У большинства детей такой диагноз просто снимается по достижению 4–5 лет, поскольку они догоняют своих сверстников.
Причины отставания в развитии речи
Все причины можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
Внутренние причины
Они связаны с мозговой дисфункцией, которая возникает из-за проблем во внутриутробном развитии (например, резус-конфликт, гипоксия плода), по причине тяжелых родов (асфиксия) или повреждений головного мозга, возникших после рождения (сотрясение, повышенное внутричерепное давление и т. д.). Также это могут быть нарушения слуха. При выявлении речевых патологий следует обязательно исключить эту причину.
Имеют значение физиологические различия между полами. Для развития речи важны нейронные связи между полушариями — у девочек они формируются быстрее: у них лучше развито мозолистое тело, связывающее правое и левое полушарие. В то же время исследования австралийских ученых показали, что высокий уровень тестостерона в крови матери приводит к замедлению развития зон мозга, отвечающих за активную речь. Именно поэтому нарушения речи у мальчиков встречаются в два-три раза чаще. Впрочем, с возрастом различия стираются.
Не последнее место в становлении речи играет наследственность. Если родители начали говорить поздно, то и ребенок может развиваться по тому же сценарию.
Внешние причины
Эта группа причин связана с особенностями воспитания и общей обстановкой в семье.
Гиперопека приводит к отсутствию у ребенка потребности говорить: зачем, если ему и так все дадут?
Другая причина отставания развития речи — педагогическая запущенность, явная или скрытая. Бывает, что с ребенком в семье просто не говорят и не побуждают к этому. Известно, что дети развиваются путем подражания и повторения за взрослым. Недостаток внимания и совместной деятельности замедляет формирование коммуникативных навыков. Если взрослые включают малыша в свой разговор, задавая вопросы и побуждая отвечать на них, проблем с речью обычно не возникает.
Еще одна проблема современности — подмена живого общения электронными устройствами. Родители, постоянно отвлекающие внимание ребенка мультфильмами или компьютерными играми, обедняют его активный опыт. А телевизор, непрерывно работающий в комнате, где находится ребенок, создает информационную перегрузку. В таком случае малыш просто перестает реагировать на человеческую речь, постоянно «забивающую» его слух.
Стрессы и перенесенные заболевания тоже могут стать причиной временной задержки развития речи в 3 года.
Пример из практики: к логопеду обратилась мама с дочкой 3 лет. Жалуется, что ребенок практически не говорит, хотя выполняет просьбы, может показать предметы, о которых ее спрашивают. В целом, девочка очень стеснительная и необщительная, играть предпочитает одна и только двумя-тремя привычными игрушками. При сборе информации выяснилось, что в возрасте двух лет девочку отправили жить к бабушке на полгода, поскольку у мамы были тяжелые роды, и она длительное время находилась в больнице со вторым ребенком, а папа работал вахтенным методом. Семья уже полгода как воссоединилась, но девочка словно «забыла» даже те слова, которые говорила в два года. Стресс от переезда вкупе с личностными особенностями характера малышки привели к тому, что ребенок просто замкнулся в себе.
Что предпринимать, если ребенок не говорит
Если ваш ребенок в 3 года плохо разговаривает или вообще молчит, первое, что нужно сделать – это пройти полное медицинское обследование. Врач-невролог выяснит, нет ли у ребенка неврологических нарушений. Лор проверит слух и обследует артикуляционный аппарат. Психолог определит, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам. Логопед проведет тесты, которые помогут оценить уровень развития речи.
Если перечисленные выше причины исключены, значит, с ребенком все в порядке, и он просто относится к категории «молчаливых» детей. Такие малыши могут долгое время использовать только невербальные методы общения, а затем начинают сразу разговаривать связными предложениями. У молчунов нет проблем с пониманием обращенной речи, они выполняют все просьбы взрослого и активно интересуются окружающим миром. Как научить такого малыша разговаривать? Его достаточно подтолкнуть в нужном направлении, призывая к диалогу с домочадцами или детьми в развивающих группах.
Нельзя недооценивать роль родителей в развитии речи ребенка, особенно это касается мамы. Начиная с первых дней жизни, малыш слышит ее голос, реагируя на обращенные к нему слова. Непосредственно-эмоциональный контакт становится базой для дальнейшего развития.
Существует две группы родителей, неправильно реагирующих на проблемы с речью у своего ребенка.
1) Мама и папа, которые слишком беспокоятся, что их малыш в речевом развитии отстает от других. Они всем задают один и тот же вопрос: «Ребенку 3 года, не разговаривает, что делать?!» Хотя «не разговаривает» чаще всего означает «не говорит то, что мне надо» или «говорит не так хорошо, как его брат в том же возрасте». Родители начинают давить на ребенка, заставляя: «Скажи!», «Повтори!», «Повтори еще раз лучше!». Этим они вызывают речевой негативизм у малыша и, как следствие, протест, выражающийся в молчании.
2) Вторая группа – родители, которые отрицают, что у их ребенка могут быть проблемы. Они говорят себе: «Но он же совершенно здоров, отлично ест и спит, а что не говорит – так вон Эйнштейн до пяти лет не говорил, а вырос и стал знаменитым».
Если вы хотите, чтобы малыш заговорил вовремя, избегайте этих двух крайностей.
Методики по развитию речи у детей
Существует методика, разработанная педагогом и психологом О. Е. Грибовой. Она написала книгу «Что делать, если ваш ребенок не говорит», в которой дает подробные рекомендации родителям. По словам О. Е Грибовой, главное правило любых занятий с ребенком заключается в том, что они должны доставлять ему удовольствие и восприниматься как игра.
Отличное пособие для родителей — книга Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», предназначенная для занятий с детьми до трех лет. В ней рассказывается о значении эмоционального взаимодействия и сотрудничества ребенка и взрослого, которое позволяет максимально заинтересовать малышей простыми упражнениями.
В пособии М. Кольцовой и М. Рузиной «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» рассказывается о механизмах развития речи. Это поможет взрослому понять суть этих процессов и руководить ими. А часть, посвященная пальчиковому игротренингу, рассказывает родителям о развитии точных движений пальцев — мелкой моторики.
Источник
Основы произношения звуков, формирование словарного запаса, знакомство с грамматикой происходит через процесс подражания разговора окружающих людей. Если ребенок не обращает внимания на обращенную к нему речь, это говорит о нарушении фонематического слуха.
Диагностика отклонения затруднена, потому что на раннем этапе развития дети еще говорят непонятно или преимущественно молчат. Само понимание речи означает, что человек улавливает связь между названием предмета и его функцией или действием. В раннем возрасте малыш не осознает этого. Его общение с окружающими людьми построено на основании подражания, примера взрослых, анализа интонации. И это является нормой. Так происходит пассивное накопление словаря, как бы про запас. В период с 1,5-2 лет малыш уже может называть предметы и в нескольких словах описывать их назначение. С 2-3 лет приходит понимание речи за счет создаваемых ситуаций, хорошо работает воображение.
Признаки отклонения
По каким критериям оценивают, что ребенок не воспринимает обращенную речь? Возраст 3 года считается пограничным, малыш уже должен разговаривать. Перед походом к логопеду и дефектологу нужно понаблюдать за ним дома. Начать можно с обследования импрессивной речи, то есть создания спонтанных ситуаций для оценки того, насколько он ее понимает. При этом используют значимый дорогой ему предмет. Необходимо произнести фразу с его названием и посмотреть на реакцию малыша. Например, спросить: «Где твоя машинка?» Реакция на фразу может выражаться в повороте головы или совершении какого-либо действия. В таком случае можно предположить, что он вас понимает. Для подтверждения этого необходимо несколько раз повторить этот вопрос в течение дня и посмотреть, что он будет делать. Таким способом можно проверить, знает ли малыш названия других вещей, имена людей и т. д.
Далее моделируют ситуацию с определенными условиями. Например, во время подвижных игр с мячом можно попросить подать вам его или принести. Соответственно, он выполнит задание, если может понять действие. Это упражнение в контексте происходящего события. Если при таких же условиях сказать, что ему нужно найти кубики или спросить, где мишка, это оценка понимания речи вне контекста. При этом нужно обращаться к ребенку с помощью фраз, нельзя использовать невербальные методы (кивать головой, показывать руками, где искать игрушку).
Первое, на что стоит обратить внимание, это неадекватная реакция на адресованную ему речь. Может создаваться впечатление, что он глухой; он слышит шепот, но не реагирует на громкие звуки; не отзывается на имя; ребенок не может дать адекватный ответ на простой вопрос.
Обратите внимание, он часто отвечает на все вопросы «да», повторяет их несколько раз и активно жестикулирует. Общение ему проще дается в знакомой обстановке, он теряется при новых обстоятельствах.
У ребенка с подобным расстройством речь состоит из отдельных элементов: это могут быть обрывки фраз, услышанных от взрослых или цитаты из мультфильмов. Он частично разбавляет ими собственные обращения. Чем тяжелее степень отклонения, тем сложнее понять ребенка. Если отсутствуют сложные нарушения артикуляционного аппарата, малыш высказывается с помощью простых предложений.
Как следствие неспособности полноценно вести диалог и общаться, он начинает избегать окружающих. Особенно это выражено при переживании негативного опыта (если поругали родители за непослушание). В благоприятной обстановке малыш присоединяется к наименее коммуникативному собеседнику, так ему комфортнее.
Подача материала в наглядной форме способствует лучшему усвоению детьми.
Выполнение бытовых просьб дается таким детям легко, так как они применяют накопленный опыт. Еще один симптом рецептивного расстройства заключается в стремлении к постоянной обстановке. Негативная реакция со стороны родителей при этом усугубляет дезадаптацию.
Уровень тревожности повышен и полностью отражает эмоциональное состояние семьи. Навязчивые повторяющиеся действия говорят о глубоком речевом расстройстве, значит ему по какой-то причине плохо. К таким относят облизывание губ, потряхивание рук, через которые больной сбрасывает лишнее напряжение. Характер детей импульсивный, они гиперактивны. Это происходит, потому что они не понимают взрослых.
Норма и патология развития
В два года отставание в развитии речи не считается критическим. Оно может быть компенсировано в будущем. К признакам патологического расстройства относятся: нежелание разговаривать, невыполнение просьб взрослых повторить слово. В то же время если он говорит, но недостаточно четко, это не считается отклонением от нормы. Помочь ему можно в игровой форме, активируя у него интерес к развитию речи. К причинам отклонений относят патологии нервной системы, нарушение функций головного мозга, сниженный тонус лицевых мышц, врожденные патологии органов артикуляционного аппарата. Кроме того, это могут быть соматические заболевания (ДЦП и умственная отсталость, аутизм или дефекты слуха).
В последнем случае ребенок погружен в свой собственный мир, поэтому часто не реагирует на речь. Он не воспринимает слова и выражения, не умеет использовать их для обмена полученной информацией, может игнорировать просьбы. Такой малыш изучает окружающие предметы визуально или тактильно. В связи с этим детям-аутистам ставят диагноз сенсорно-моторной алалии. Также аутистическое расстройство устанавливают и здоровым детям, если они не способны ответить на простые вопросы, не откликаются при звуке своего имени. У них, напротив, развита сообразительность: по выражению лица и интонации они понимают ситуацию. В отличие от аутистов они социально адаптированы, могут предугадывать намерения окружающих людей.
Симптомы отклонения:
- если ребенок начал говорить после трех лет;
- неправильное построение предложения из-за неумения склонять слова по падежам и менять их форму;
- маленький словарный запас;
- гиперактивность или малоподвижность;
- агрессивность при попытках общения.
Рецептивное расстройство речи включает в себя полностью весь процесс восприятия и понимания. Дифференциация с аутизмом необходима для составления плана реабилитации ребенка. Правильно и своевременно установленный диагноз является залогом успешного лечения.
Логопед не обладает знаниями в области психиатрии, поэтому может не сопоставить нарушения рецептивной речи с особенностями поведения ребенка. Коррекция речевых отклонений не облегчит его адаптацию в социуме.
И напротив, не стоит зацикливаться на диагнозе аутизм, если ребенок в 3 года не понимает обращенную речь. Для правильной диагностики необходимо знать признаки рецептивного расстройства.
Как помочь ребенку
Прежде всего, необходимо понимать, что рецептивное расстройство не означает, что ребенок отстает в умственном развитии. Оно имеет схожие симптомы с аутизмом и не изучено до конца. Кроме традиционного медицинского лечения, ему необходима помощь близких. От них зависит динамика терапии, родители должны подстраиваться под малыша.
Сложность диагностики состоит в том, что он может давать краткие ответы на вопросы, но при этом не понимать до конца, о чем речь. В возрасте до трех лет он больше ориентируется в общении с окружающими на изменение выражения лица, мимику, интонационный окрас предложения. Такие просьбы, как «дай», «сядь», «иди ко мне» повторяются каждый день, поэтому он их будет делать не задумываясь. Лучше ему дается общение с мамой, так как они вместе большую часть времени, ее проще узнавать. Несмотря на патологическое отклонение, он может повторять речь окружающих людей, рассказывать стихотворения. Это иллюзия отсутствия расстройства.
Необходимо наблюдать за изменениями в поведении: при появлении пугливости, капризности или молчаливости нужно проанализировать, что было накануне. Часто ребенок замыкается и молчит в новой, непривычной обстановке. Как найти подход и взаимодействовать с малышом:
- при обращении смотреть ему в лицо;
- не произносить много информации за раз, необходима конкретика;
- обсуждать с ним недавно прошедшие события;
- фразы должны быть не длинными и содержать при одинаковых обстоятельствах одинаковые формулировки;
- ваша речь должна быть четкой и сопровождаться демонстрацией предмета или действия;
- расширение словарного запаса должно происходить постепенно, никакой второстепенной информации;
- используйте картинки и рисунки для наглядности;
- не обсуждайте с ребенком абстрактные тексты, они сложны для понимания.
Ограничьте просмотр телевизора, чтобы его речь не строилась на основании полученной оттуда информации. Помните, что адаптация к новым условиям займет продолжительное время, но помогать ребенку нужно ежедневно. Еще одним важным моментом является режим дня, он тоже должен быть постоянным и правильным.
Хвалите малыша, будьте терпеливыми, нельзя его ругать, если он не понимает ваших просьб. Совместными со специалистами усилиями вы достигнете положительных результатов. Профилактикой этого состояния будет полноценное и здоровое общение с малышом на всех этапах его развития. Даже когда он еще совсем мал, вам кажется, что он ничего не понимает, проводите с ним максимум времени. Ищите индивидуальный подход к нему, увлекайте в процессе игры. Прогноз при раннем обращении в большинстве случаев хороший, до полного выздоровления. В дальнейшем ребенок ничем не отличается от своих сверстников.
Источник