Ребенку 3 года не разговаривает и ничего не понимает
Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Развитие речи
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Причины молчания
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Опасный возраст
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Советы психолога
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
Советы доктора
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Прогноз
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Источник
07.11.18
Во-первых — запишитесь на ПМПК, очередь там большая, будете долго ждать, а инвалидность без их рекомендаций могут и не дать, во-вторых сходите к завотделением поликлиники с рекомендациями от Вашего невролога и встаньте в очередь на реабилитацию в центр на каландаришвили или МЦ, потом снова к Вашему неврологу, он даст список врачей, которых нужно пройти для МСЭК и да, пройдите обязательно психиатра, чтобы исключить РАС.
07.11.18
julietta1234, спасибо большое а пмпк куда записаться мы находимся в улусе
07.11.18
мамама, это Вам нужно узнавать у себя, я только по якутску могу посоветовать(
07.11.18
мамама, улуус центрыгар баара боло Мсэк бараргытыгар этиэхтэхэ,холобур биьи Мэнэ-Ханаласпыт ПМПК ааьарбытыгар 1 ыйынан тубэспиппит ол кэннэ Мсэк очерадтаан эмиэ 1 ыйынан ынырбыттара
25.11.18
мамама, Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения
Ломоносова, 35/5
тел. +7 (4112) 507-110 (приемная)
тел. +7 (4112) 507-111 (приемная)
тел. +7 (4112) 507-112
тел. +7 (4112) 507-113
тел. +7 (4112) 507-11425.11.18
только для улусов
07.11.18
в нерюнгри есть хороший реабилитационный центр. Очень хвалят
07.11.18
Не надо так за это переживать! Все будет хорошо! У меня племянница начала разговаривать в 4,5 года. Сейчас она отличница и победительница российских танцевальных конкурсов. Все будет хорошо! Делайте, что врачи говорят, сходите в церковь и продолжайте развивать ребенка. Для поднятия духа и силы пройдите Тест Воликова на сайте Мир прогнозов! Вам сейчас особенно нужен сильный характер и терпение! Все будет хорошо!
13.05.19
2018_Ася, а племянница отзывалась и понимала обращенную речь? У нас ребенок на имя не отвлекается и не понимает обращенную речь + еще гипер активен. Прошли психиатра и сурдолога( у этих врачей он здоров). ходим на занятия к дифектологу. Прошли элциефограмму. Сейчас начали ездить к остеопату. Самое страшное мы не знаем ребенок дагонит всех или нет? Чего ждать ? У кого такая же ситуация была напишите что делали и какой результат! Нам 2.6 года.
20.09.19
2018_Ася, ЭТО НЕ ПРОЙДЕТ. У НИХ ДРУГОЙ СЛУЧАЙ ИМ СРОЧНОМ ПОРЯКЕ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ
12.03.20
07031989, можно ваш вотсап. У нас точь-в-точь
25.03.20
07031989, А что вам сказали на ЭЭГ?
07.11.18
Ладно разговаривать,но речь не понимать,это же .конечно что то не так.Может аутизм.
11.11.18
Буша_, да все симптомы очень похожи
12.11.18
Пишут что от прививки АКДС,может это правда?Я вот сколько помню.таких детей раньше не было,но и была ли эта прививка в 60-70 года не знаю.
07.11.18
У моего сына точно такой диагноз.
Первым делом не спешите с инвалидностью.
Сходите к неврологу, требуйте, прямо требуйте !!! направление в реабилитационный центр. Нам сейчас 5 лет.
Говорит не хуже сверстников и даже счету уже научились! Все ваших руках. Не запускайте! Ещё есть время нагнать без последствий.
Осталась небольшая проблема с восприятием и запоминанием. Но это ничего, мы обязательно нагоним и догоним.
И вы поторопитесь.11.11.18
Маматоля, ваш сын понимал обращенную речь
11.11.18
Маматоля, почему это не спешить с инвалидностью? Вот с ней то как раз тянуть и не стоит при таких симптомах, сейчас ни в один реацентр без инвалидности не попадешь — это раз, во-вторых чтобы вытащить ребенка с ЗПР и сенсо-моторной алалией — это куча денег на специалистов, процедур, без инвалидности не попадешь по квоте через ВК в другой регион на обследование. Невролог направлений на реабилитацию не дает — это делает завотделением и то у них сколько-то талончиков в месяц (допустим 2) и в первую очередь эти талончики как раз-таки получают дети с инвалидностью. Дай Бог, инвалидность со временем снимут и воспоминания о ней останется только в старых архивах и голове родителей, понятно, что это «страшное» слово, но нужно понимать, что в нашем бюрократическом государстве даже такая минимальная помощь — уже подспорье.
20.11.18
Здравствуйте, очень похоже на нашу ситуацию. Нашему ребенку 3 года 7 месяцев уже и также словарный запас 0. Диагноз нам поставили цнс зпр. Вчера бюро МСЭК не признал нашего ребенка инвалидом, сказали занимайтесь сами нанимайте логопеда если вас не устраивает решение комиссии подавайте на обжалование либо в суд. Несмотря на все рекомендации и заключения врачей. Мы ходили в реабилитационный центр по каландарашвили и в медцентр, но к сожалению совсем без результатов. В плане мы расчитывали пройти реабилитацию в Нерюнгри но теперь даже назнаем что делать.
20.11.18
Игорь, добрый день! https://www.mseykt.ru вот сайт нашего мсэка, там в документах есть заявление на обжалование, Вы можете попросить другой состав комиссии или обжаловать в Центральный МСЭК. Почти в 4 года с Вашими показаниями отсутствия речи и понимания инвалидность должны дать. У Вас выписка от психиатра есть? Были у психолога из Котенко?
20.11.18
Игорь, вам необходимо обратиться к педагогу дефектологу для занятий с ребёнком . Основной задачей работы учителя – дефектолога является повышение уровня психического развития детей : интеллектуального, эмоционального и социального.
Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель – дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.
Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка. 8914295331423.11.18
julietta1234, Да сразу написал на обжалование. Выписка от психиатра есть, на Котенко не были.
23.11.18
Игорь, нам тоже в марте отказали нам было тогда 3г 8 полное отсуствие речи, не понимал обращенную речь( сказали что по речи с 4 лет только дают инвалидность). в нюрбу сьездили сами в реаб центр потом приехали обжаловали и в 3 г 11м( в мае) ТОЖЕ отказали сказали роп цнс онр 1 уровня эхолалия это не диагноз, и что нет заключение ВК ЯРПНД( после этого в реаб центре по каландаришвили были) . после этого мы пошли психиатру, психиатр направил ВК ЯРПНД, прошли комиссию. повторно подали на этот раз через психиатра подали заявление на мсэ. в сентябре нам одобрили
23.11.18
Игорь, через психиатра сразу идите
22.11.18
Здравствуйте, нашему сыну 3 с половиной года диагноз: Резидуально-органическое поражение ЦНС, Задержка психо-речевого развития грубая форма с аутоподобным поведением, системное недоразвитие речи 1 уровня. Проходим Мсэк, в эти дни должны вылететь Якутск и пройти. У кого нибудь есть группа в ватсапе родителей с детьми с таким или похожим диагнозом добавьте плизз 89841061486
24.11.18
Нам тоже поставили роп цнс зпрр, мы весной в медцентре обследование проходили (3 года было)и нам сразу психитар и невролог сказали до осени не заговорит оформляй инвалидность не тяните. Мы не заговорили и на реабилитацию так и не попали, с весной встали в очередь. Месяц назад я зашла к своему неврологу на прием и сказала нам что в Мц сказали оформлять инвалидность, она не хотя сказала ну давайте. За две недели прошли всех специалистов и пмпк. В мсэк тётенька тоже намекнула что типа у вас ребёнок избалованный, гиперопека, психиатр ваш ничего особенного не написала. Я ей ответила что есть выписка из мц там психиатр написала зпрр, она попросила выписку и карточку привезти. Привезли все и нас отправили к сурдологу, я быстро побежала в поликлинику нашу 3 они как всегда ждите две недели(пока это бюрократия направление И так далее)
Но я решила на прямую в мц пойти и поговорить, нас приняли сурдолог, диефтолог, психитр, логопед. Через три дня я выписку привезла и нам через день дали розовую бумажку. ( зелёный свет).
Вот сегодня даже с поликлиники позвонили и сказали что для нас место есть в реабилитационный центр в хатассах.
Дорогие мамы только от нас зависит здоровье наших детей, иногда нужно где то быть настырными и требовать. Чем раньше реабилитация тем раньше ребенок выздоровеет.25.11.18
89142336930 детский сад для детей с проблемами, очень довольны, у нас те же проблемы, роп цнс, зпрр, аутизм пока не ставят
17.09.19
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, есть ли у вас какие-то изменения?
17.09.19
мой сын тоже в 3 года не говорил,но понимал. Помогло медикаментозное лечение на мой взгляд,хотя логопед,реабилитация тоже была.
19.03.20
Кнут, уточните пожалуйста, что за лечение помогло? Куда обращаться?
17.09.19
у нас тоже так было, сейчас 5 лет. сейчас говорит без умолку. В детскую площадку пускали с детьми больше играть летом, вот лучшее лекарство от ЗПР. Побольше игр со сверстниками и все будет ок.
17.09.19
Здравствуйте. У нас такая же проблема. Скажите пожалуйста, у вас на данный момент все так же или есть сдвиги?
19.03.20
здравствуйте у меня внучка тоже не говорит , вернее пытается но не может . Жили до осени в Москве. Нам летом будет пять лет.
19.03.20
NikolayTsypandin, сколько лет? не теряйте времени.К неврологу по м/ж идите ,скажет инвалидность оформлять или нет, назначит лечение и на реабилитацию вочередь поставят на каландаришвили, Пно или в Хатассах
20.03.20
У меня у родственников мальчики двойняшки и только почти в три года врачи обнаружили что второй ребенок не слышит, потому что он повторял все поступки за своим братом, а то что когда то не реагировал на зов родителей, не обращали внимания.
20.03.20
Автору:кажется одно из наихудших:аутизм.Это ппц, говорить вряд ли будет, не слышит как будто и не сосредотачивает внимание, плюс издает ультразвуки кричит, гиперактивен, забирается на верхотуры, глаз да глаз за ним, еще не спят по 3 суток.И так всю жизнь