Ребенку 3 года не понимает слово нельзя
Сегодня мы поговорим о подросших детках, старше года. Их поведение меняется, родители познают вместе с ними много нового и интересного. Вместе с тем появляется и первое непонимание, и трудности в выстраивании границ поведения.
Часто вы мне пишите и спрашиваете — как объяснить ребенку слово «нельзя» и что делать, если ребенок его не слышит и упрямо продолжает делать свое. В статье как раз и расскажу, что делать, если ребенок не понимает слово «нельзя».
Особенности возраста
Поведение ребенка связано с его развитием. В каждом возрасте есть свои особенности, которые мы сейчас и разберем:
- Ребенок осознает себя отдельной личностью.
Возраст от года до трех — это новый, интересный период в жизни ребенка, когда созревают различные отделы головного мозга, расширяются физические возможности.
Это возраст, когда маленький человек осознает себя отдельной личностью. До этого он считал себя с мамой единым целым, был уверен, что они вместе навсегда и никогда не расстанутся.
В промежуток от 1 до 3 лет малыш понимает, что мама и он — отдельные личности. В этот период малыш становится маминым хвостиком, который следует за ней повсюду: в ванную комнату, в туалет, на кухню.
Читайте также интересную статью Сепарационная тревога: ребенок не отпускает маму ни на шаг>>>
Если вдруг мама ушла в другое помещение и закрыла дверь, то ребенок устроит истерику, будет кричать, громко плакать и сделает все, чтобы она поскорей вышла оттуда.
Это понимание того, что мама отдельно, она может исчезнуть, я ней уже не управляю.
Подробнее о таком поведении, как на него реагировать, как правильно уходить от ребенка, чтобы не травмировать его, смотрите в интернет-курсе Мама, не уходи! Как расставаться с ребенком без слез и истерик>>>
- Активная проверка границ ребенком
В период от 1 до 3 лет ребенок проверяет границы: что можно, а что нельзя, что будет, если сделать так, а не иначе.
Взрослым кажется, что это все очевидно, что нормы и запреты общества заложены ребенку с рождения. На самом деле, все это не так — ребенок учится понимать, что можно, а что нет, в семье и на своем опыте.
- Большой исследовательский интерес
Представьте себе маленького человека, который понял, чтобы достать какой-то интересный предмет для удовлетворения своего интереса, ему вовсе не нужен взрослый.
Ребенок просто может подойти и взять яркую игрушку в углу комнаты, залезть на стул, чтобы достать интересный предмет на полке.
Это заставляет ребенка исследовать всю квартиру, детскую площадку, заинтересованно вести себя на улице. Это норма.
Читайте также Безопасность ребенка на улице>>>
- Ребенок не способен предвидеть последствия поступков
Проблема развивающегося исследовательского интереса в том, что малыш еще не может предвидеть последствия поступков.
Взрослый это может сделать только благодаря накопленному жизненному опыту. У ребенка такой возможности нет. Когда он втыкает вилку в розетку, то, конечно же, не знает, к каким последствиям это приведет.
Читайте также полезную статью Маленький ребенок не боится опасности>>>
Почему ребенок не понимает ваши запреты?
Родители всегда должны находиться на чеку, рядом, чтобы рассказать и объяснить своему малышу как себя вести в той или иной ситуации:
- Зачастую родители на автопилоте несколько раз громким тоном повторяют слово «нельзя», или другие фразы: «Я сказала нельзя», «Ваня, отойди, я сказала нельзя!».
Это происходит большое количество раз за день. Попробуйте для эксперимента посчитать, какое количество раз за сутки говорите ребенку слово «нельзя!».
- Родители произносят слово «нельзя» автоматически — им так удобно, не нужно задействовать мозг и придумывать альтернативу.
Нет дозволенного, все нельзя, ребенок теряется, не понимает: а что же тогда можно? Программа получает блок, и ребенок находится в ступоре.
Из-за этого, не обращая внимания на родительские запреты, малыш продолжает заниматься своим делом, закатывает истерику, начинает кричать и ругаться либо проявляет агрессию. Происходит это потому, что ребенку не дали альтернативу.
Читайте также интересную статью Как мы учим детей нас не слушаться>>>
- Много запретов – мало разрешений.
В некоторых семьях бывает так, что вся квартира находится под запретом. Давайте будем честными, в условиях городской квартиры, в ограниченном пространстве для ребенка и так мало занимательного, интересного и развивающего.
При этом родители еще запрещают открывать дверцу шкафа, трогать кота, залезать на диван, брать ручку, телефон или пульт со стола. В итоге получается тотальное «нельзя».
Важно! Ребенок не понимает, как жить и развиваться, когда кругом одни запреты. Его неуемная энергия заставляет двигаться, развиваться, брать то, что нельзя.
Активный рост головного мозга, познавательный интерес движут ним. Организм малыша, его психика сигнализируют о том, что ему нужно накапливать жизненный опыт.
А родители все запрещают, мало что разрешают, блокируя этим интерес к познаниям и саморазвитию. И часто случается бунт.
Читайте также Как отучить от истерик>>>
- Непоследовательность в запретах
Такое поведение приводит к тому, что ребенок начинает игнорировать слово «нельзя».
Например, мама говорит: «нельзя», а папа приходит с работы и решает, что можно: «Вот пульт бери, почему нельзя?» Это приводит к тому, что ребенок начинает игнорировать запреты или теряется, не понимая: так, все-таки, можно или нельзя?
- Несогласованность в мнениях родителей
В некоторых принципиальных вопросах у родителей нет единого мнения. Например, давать ли конфету перед обедом, можно ли есть сахар, можно ли перед сном смотреть мультфильмы.
Важно! Если нет согласованности, единого мнения в семье, ребенок не будет точно понимать, что можно, а что нет.
Как запретить, чтобы понял?
Как запретить малышу, чтобы не прибегать к физическим наказаниям или крику? Как донести до маленького человека нужную информацию?
Слово нельзя эфемерно для ребенка. Когда мы говорим ему, что пульт брать нельзя, а он подошел и взял, то ребенок осознает, что мама сказала неправду: «Почему нельзя брать пульт? Вот я подошел и спокойно взял его».
На самом деле это возможно физически. Это очень сильно обесценивает значение слова «нельзя».
Нельзя для маленького человека — это то, что невозможно сделать физически. Например: нельзя достать луну с неба, нельзя отодвинуть шкаф, как бы ты его не толкал, даже при помощи взрослых — это невозможно.
Родителям важно расширить лексикон и заменить непонятное для ребенка слово «нельзя» другими более доступными.
На заметку! Пусть это будут слова: опасно, высоко, тяжело, остро. Применяем все эпитеты, которые могут точно обрисовать ситуацию и вероятную опасность.
Например, мама говорит: «Нельзя трогать стакан». Вместо этого лучше дать ребенку прикоснуться к нему пальчиком, почувствовать тепло и сказать: «Горячо!»
В этом случае малыш быстро поймет, что трогать горячее нельзя. Важно вводить акценты в воспитании ребенка и слово «нельзя» использовать в лексиконе как можно реже.
Читайте также Как вести себя с ребенком>>>
Действительно ли нельзя?
Когда родители запрещают что-то ребенку, иногда им нужно задуматься, а действительно ли нельзя, или все-таки можно? Вопрос рассматривают в каждой конкретной семье с ее устоями и ценностями.
Пример: практически в каждой семье стены оклеены обоями, на которых запрещено рисовать. Но ребенок не считает это запретом, так как рисовать ему под силу, и он не видит в этом ничего предосудительного.
При этом малыш спокойно проводит фломастером по стене и видит, что рисовать получается, для него это выглядит красиво и физически под силу. Значит, согласно логике малыша, делать это можно.
В этом случае родителям лучше пойти на хитрость: приклеить рядом лист белого ватмана и разрешить рисовать только на нем. Взрослые таким ходом не только сформировали запрет, но и предложили альтернативу.
Если в семье планируется ремонт в скором времени, есть смысл разрешить детям рисовать на старых обоях. В некоторых семьях такое практикуется.
Всегда лучше подумать, а действительно ли нельзя, может, в этой ситуации все-таки можно.
Слово сопровождать действием!
Если постоянно повторять: нельзя, нельзя, нельзя… родительская речь превращается в фоновое радио, которое постоянно что-то говорит.
А когда вы что-то запрещаете ребенку, но при этом подходите к нему, берете на руки, переключаете внимание на другой предмет — это в корне меняет ситуацию.
При необходимости действия повторяют несколько раз, иногда и многократно. Ребенок со временем поймет, что сюда подходить не стоит, поскольку результат всегда один и тот же.
Это часть основных рекомендаций о том, как правильно создавать работающие запреты и научить ребенка их соблюдать.
Подробнее о запретах смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>
Это курс о сохранении добрых отношений с ребенком, но при этом соблюдении вашей разумной родительской позиции и авторитета.
Счастливого материнства!
Читайте также:
- Как заставить ребенка слушаться?
- Ребенок-жадина: советы родителям
- Как научить ребенка одеваться самостоятельно?
Источник
Статья раскрывает принципы обучения ребенка слову «нельзя», содержит алгоритм действий для формирования правильного запрета, указывает возраст, в котором лучше приучать к этому слову.
Рано или поздно в жизни молодых родителей наступает период, когда их ребенок переходит в фазу активного исследования и начинает познавать окружающий мир, не пропуская ничего, что попадается на пути.
Родители, естественным образом переживающие за безопасность своей крохи, впервые произносят слово «нельзя». Как сделать это правильно, чтобы ребенок вас понял, и что предпринимать, если малыш ваши слова игнорирует?
Когда ребенок начинает понимать слово нельзя?
По-настоящему воспринимать запрет ребенок может только после года. Но потребность в ограничении его действий часто возникает задолго до этого. Например, с появлением зубов, ребенок может кусать маму за грудь, или сидя на коленях у взрослого, может дергать скатерть на столе, а когда в совершенстве освоит ползание, начнет проверять дом на прочность.
Можно пытаться говорить ему, что это делать нельзя, грозить пальчиком и делать суровое лицо, малыш почувствует, что вы сердитесь, но вряд ли до конца осознает, что это значит.
ВАЖНО: В возрасте до года самым действенным способом прекратить нежелательное поведение ребенка является переключение его внимание на более интересное занятие.
Кроме того, большинство случаев, когда у вас возникает желание сказать «нет», «нельзя» или «не делай этого» можно предотвратить, максимально обезопасив пространство, в котором находятся ребенок: поставить заглушки на розетки, спрятать хрустальные вазы, убрать опасные вещи из нижних полок, переставить горшки с цветами повыше.
Как научить ребенка понимать слово нельзя?
Установление границ − важная составляющая приучения ребенка к дисциплине. Большинство детей склонны к порядку и любят правила. Это их способ защиты от страшного непонятного большого мира.
Очень часто родители произносят слово «нельзя» по инерции, на подсознательном уровне, когда ребенок:
- подвергается опасности
- может навредить здоровью другого ребенка или взрослого
- занимается чем-то, что неудобно, не нравится, мешает взрослым
Если в первых двух случаях запреты оправданы, то в третьем родители порой пользуются своим превосходством и чрезмерно ограничивают ребенка, что может негативно сказаться на его развитии.
Подробнее об этом читайте в статье Слово нельзя детям. Нужно ли говорить ребенку слово «нельзя»?
Говорить «нет» надо правильно, обязательно прежде анализируя суть запрета. Основные принципы обучения малыша слову «нельзя»:
- Действовать сообща
В семье должна быть четкая договоренность, что если один член семьи запрещает что-то малышу, другой обязательно поддерживает его мнение при ребенке. Если имеет место несогласие, взрослые должны высказывать его наедине друг с другом. Ребенок должен понимать, что если ему сказали «нет», то это правило, которое не может быть изменено другим взрослым
- Не запрещать часто
Говорить «нельзя» нужно только по делу, в случаях, когда действия ребенка представляют реальную опасность для него или окружающих. В противном случае, если часто запрещать то, к чему ребенок проявляет интерес, малыш решит, что нельзя все, и не будет реагировать, даже когда это будет угрожать его здоровью - Быть последовательным
Если запрет прозвучал, он не подлежит изменению, на него не должны влиять ни реакция ребенка, ни реакция окружающих, ни место, ни время. Другими словами, если что-то нельзя в обычный день, то не делайте исключений и в праздник, или если нельзя дома, то нельзя и в гостях, магазине и т.д. - Выражать любовь
Ребенок должен понимать, что если что-то запрещают, не значит, что не любят - Говорить как с собой
Объяснять ребенку, почему нельзя делать то или иное, а также говорить с ним, если он не среагировал на ваши слова с первого раза нужно так, как вы бы хотели, чтобы общались с вами. Поставьте себя на место малыша и подберите нужные слова
- Проявлять твердость
Постарайтесь, чтобы ваш голос был твердым и непоколебимым. Малыш должен заметить изменение интонации голоса и всерьез воспринять то, что вы ему говорите - Объяснять
Мало просто сказать нет, нужно обязательно объяснить, почему вы запрещаете что-либо. В противном случае, ребенок подумает, что нельзя делать это в вашем присутствии, т.к. вам это не нравится или вы сердитесь, но будет пробовать повторить попытку, когда останется наедине с собой. Важно, чтобы ребенок действительно понял, почему нельзя - Предлагать альтернативу
Запрет будет восприниматься легче, если взамен малышу будет предложено другое занятие, другая игрушка или обещание дать ему то, что он хочет позже и т.д. Только обязательно выполняйте обещания. Дети запоминают такие вещи лучше взрослых. Возможно, ребенок быстро переключит внимание и не будет сопротивляться запрету, что поможет избежать ненужного конфликта - Понятность требования
Формулируйте свои правила понятным для ребенка языком, используйте простые слова. Например: «не трогай, будет горячо» или «нельзя, маме больно».
Как объяснить ребенку слово нельзя?
Если ребенок намеревается совершить нечто недозволенное, не спешите кричать издалека «нельзя». Алгоритм ваших действий должен быть следующим:
- Подойдите к ребенку
- Уберите его от опасности или заберите предмет запрета
- Посмотрите в глаза малыша и твердо, но не громко скажите «нельзя»
- Объясните причину запрета
- Предложите альтернативу
Например, ребенок тянется к горячей кружке на столе. Вам следует аккуратно убрать руку малыша от горячего предмета, взять кружку в свою руку и показать ее ребенку, объяснить, что в ней находится горячий напиток, который может принести боль.
Как вариант, вы можете приложить пальчик ребенка к кружке на пару секунд, чтобы он проверил истинность ваших слов на своем опыте. Затем предложите ему поиграть, например, с другой кружкой (пластиковой и пустой).
Что делать, если ребенок не реагирует на слово нельзя?
Проверьте, не упускаете ли вы чего-либо из перечисленных выше принципов обучения ребенку слову «нельзя».
Возможно, вы слишком рано требуете от ребенка идеального послушания. Вполне нормально, что малыш не сразу начнет проявлять реакцию, которой вы ожидаете.
Дети уже с 9 месячного возраста начинают выражать свое мнение и пытаются нащупать границы дозволенности.
Кроме того, ребенок обладает колоссальной силой волей, без которой он не смог бы достичь таких успехов за первые годы. Поэтому для того, чтобы установить правила и добиться того, чтобы ребенок следовал им, нужно набраться терпения, повторять вновь и вновь один и тот же запрет, пока ребенок его не усвоит.
При отсутствии реакции ребенка на ваши слова не следует:
- бить его по рукам
руки и ротик малыша − это важнейшие инструменты исследования, не стоит отбивать желание малыша познавать окружающий мир - кричать
ребенок лучше поймет то, что вы хотите донести до него, если ваш голос будет спокойным и уравновешенным
Что делать, если ребенок в год не понимает слово нельзя?
Несмотря на то, что большинство детей, начиная с 7-8 месяцев, интуитивно понимают, когда вы сердитесь и запрещаете им что-либо, они не могут в полной мере адекватно отреагировать на ограничение и осознать чего от них хотят.
Поэтому если годовалый ребенок не спешит выполнять ваши указания, это нормальная реакция. Период от года до трех лет – идеальное время для закладывания основ дисциплины ребенка. Используйте это время, чтобы объяснить ребенку, что можно, а что нельзя.
Что делать, если ребенок в 2 года не понимает слово нельзя?
- Скорее всего, малыш понимает, что вы имеете в виду, когда говорите «нельзя», просто он не желает следовать этому запрету, считает его необоснованным и видит, что ничего не происходит, если он его нарушит
- Причина такой реакции часто кроется в неправильном поведении родителей, которые сначала запрещают, а потом, если ребенок сильно плачет, разрешают, или мама запрещает, а бабушка украдкой позволяет. Возможно, вы слишком часто употребляете слово «нет», и малыш перестал его воспринимать
- Будьте последовательны и терпеливы, исправляйте ошибки, которые допустили, не поощряйте непозволительного поведения, и через некоторое время ребенок смирится с правилами
Как научить ребенка слову нельзя? Комаровский
Опытный педиатр Е. Комаровский выделяет три правила относительно слова «нельзя»:
- Крики ребенка не должны менять решения родителя, сказавшего «нельзя»
- Не следует допускать ситуаций, когда папа говорит «нет», а мама − «да»
- «Нет» − это всегда «нет», т.е. не должно быть сегодня нельзя, а завтра уже можно
- Кроме этого, педиатр поддерживает мнение, что для того чтобы ребенок научился слову «нельзя» и воспринимал его адекватно, запретов не должно быть много. «Нет» из уст родителей должно звучать редко, но выполняться ребенком беспрекословно. Другими словами, малыш должен видеть в этом слове реальную угрозу
- Начинать обучение ребенка слову «нельзя» доктор советует как можно раньше (когда ребенок еще ползает), в то время как большинство родителей начинают обращать серьезное внимание на непослушание ребенка только в 4-5 лет
- Таким образом, чтобы обучить ребенка слову «нельзя», добиться от него истинного понимания этого слова и выработать соответствующую реакцию, нужно уделять этому должное внимание, следовать определенным принципам и быть настойчивыми
Видео: Непослушный ребенок − Школа доктора Комаровского
Источник
Перефразируем знакомую всем фразу: «Запретить нельзя разрешить». Куда вы поставите запятую?
Правильный ответ: запрет или разрешение мы каждый раз определяем взвешенно и осознанно. Каковы же принципы этого решения? Давайте сформулируем эти «правила спокойного родительства».
Скидка на возраст
Но прежде поговорим о возрастных особенностях детей. Малыши до года не могут адекватно воспринимать указания взрослых, но они различают мимику, жесты и интонации, и отчасти понимают, что не понравилось маме. Уже в этом возрасте нужно устанавливать границы дозволенного: нельзя щипать и дергать за волосы, например, а то некоторые родители стоически терпят боль, потому что считают, что ребенок пока не понимает, что делает, и запрещать ему бессмысленно.
От года до трех ребенок активно познает мир, и запреты ему жизненно необходимы. В этот период уже имеется кое-какой негативный опыт. Однако, если вы видите, что ребёнок тянется к стакану с горячим чаем или пытается залезть на неприспособленную для этого поверхность, сразу же бегите его спасать. Не рассчитывайте на силу слова «нельзя».
Дети старше трех лет уже имеют четкие понятия о правилах поведения, и прежде чем ругать их за заведомо запрещенные действия, стоит задуматься о причинах. Возможно, малыш не ощущает достаточного внимания с вашей стороны и таким образом привлекает его.
«Правила спокойного родительства»
1. Не используйте запреты слишком часто. Если ребёнок будет слышать их каждые 5 минут по поводу и без, то перестанет воспринимать.
По-хорошему безапелляционное «нельзя» должно звучать только в тех ситуациях, когда действия ребёнка несут угрозу жизни или здоровью.
В остальных случаях, прежде чем запретить, задайте себе вопрос: «Почему я это запрещаю?”. Если ответ кроется в вашем неудобстве, но при этом ребёнок не делает ничего страшного, не мешайте ему.
2. Произносите «нельзя» серьёзно и спокойно. Эффективность сказанного будет зависеть от интонации. Если вы будете умиляться самостоятельностью своего малыша, он не воспримет запрет всерьёз.
3. Объясняйте, почему «нельзя». Используйте понятные слова и формулировки.
«Не трогай эту игрушку, мы потом не расплатимся» — сложное объяснение.
«Эту игрушку трогать нельзя, она чужая и ценная. Ты можешь её повредить». Это ребёнку понять проще.
4. Будьте последовательны. Иногда мы неосознанно путаем ребёнка. Например, сегодня есть можно только на кухне, а завтра: «иди с печеньем в свою комнату и не мешай мне говорить по телефону». Старайтесь избегать таких ситуаций.
Если у вас есть строгие правила, лучше проговорить их и с другими людьми, ухаживающими за ребёнком.
5. Предлагайте альтернативу. Будет здорово, если, запретив что-то ребёнку, вы сгладите его огорчение не менее интересным занятием. Нельзя рисовать на обоях? Зато можно на бумаге. Нельзя бить других детей? Можно постучать палкой по дереву.
6. Намного приятнее и эффективнее учить ребёнка не через наказание, а через похвалу.
Вместо того, чтобы ругать за непослушание, отмечайте правильные поступки. Ребенку будет приятно, что его хвалят, и он с большей охотой станет выполнять просьбы.
Чем старше ребёнок, тем важнее использование этих правил. Подросткам надо и объяснять причины запретов, и предлагать альтернативу, да и в целом много разговаривать.
Безынициативный ребёнок
В избыточном использовании запретов кроется серьёзная опасность. Если ребёнка постоянно ограничивают и не дают возможности иметь свое мнение, то он к этому привыкнет: станет нормальной ситуация, когда к нему не прислушиваются и не воспринимают всерьёз. Со временем он перестанет пытаться проявить себя, не будет иметь собственных желаний и целей.
Ни один родитель не захочет такого сценария жизни для своего ребёнка, поэтому не стоит перегибать палку с запретами.
Дарья Рябина
Фото с сайта womans.ws
Источник