Ребенку 3 года капризничает как вести себя родителям
Если вы предполагаете, что возрастной кризис начнется, когда ребенку исполнится 3 года, то заблуждаетесь. Изменения могут проявиться как раньше, так и позже. Поэтому лучше быть готовой к тому, что чудесный малыш начнет превращаться в капризного ребенка. Временные рамки отметить непросто, так как все индивидуально.
Психолог Наталия Абросимова отмечает:
Кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».
Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?
Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
© Instagram @my_little_godness
Перед тем как справиться с капризами ребенка, психолог и мама 11 детей Екатерина Бурмистрова советует понять причины смены настроения.
Психика ребенка до 5 лет не сбалансирована: процессы возбуждения доминируют над процессами торможения. Кора головного мозга еще не в полной мере контролирует подкорку. Кроме того, маленькие дети быстро устают и не обладают всеми речевыми навыками, чтобы объяснить, чего хотят и как себя чувствуют.
Если малыш начинает кричать, плакать, кататься по полу, надо понимать, что он в этот момент не контролирует свое поведение.
Маленький ребенок еще не научился манипулировать! И если у него случилась истерика, значит, он испытывает дискомфорт и не понимает, как с этим справиться. Такие моменты могут быть у любого ребенка, но более склонны к ним дети с ярко выраженным темпераментом.
Как правило, любой истерике предшествует вспышка эмоций, которых оказалось слишком много.
© Instagram @katya.burmistrova
А теперь рекомендации, что делать, если эмоции взяли верх и ребенок вышел из своего эмоционального равновесия. Психолог Екатерина Бурмистрова подчеркивает:
В ситуации с маленькими детьми универсальных рецептов не существует.
И вот какие проверенные методы приведения малыша в чувство советует мама 11 детей:
Кого-то успокоят объятия, а кого-то умывание прохладной водой. Иногда, в возрасте до 3 лет, срабатывает техника отвлечения внимания. Никогда не понятно, что именно сработает с данным конкретным ребенком, к каждому нужно подобрать ключик.
С малышами особенно важна профилактика истерики: увидеть момент, когда ребенка вот-вот захлестнут эмоции — и принять меры.
© Instagram @olga_tovpeko
Если же истерика уже случилась, не пытайтесь ее немедленно прекратить. Часто родители начинают переживать не о том, как помочь ребенку, а о том, что скажут окружающие. Им стыдно, и потому они начинают ругать ребенка. Это большая ошибка.
Надо дать ребенку время, чтобы прийти в себя. Обычно у маленьких детей такие вспышки длятся недолго.
© Instagram @bystrova_crimea
А как у вашего ребенка прошел кризис трех лет?
Читайте также:
- Совет дня: если ребенок не слушается, говорите с ним на его языке
- Совет дня: если ребенок слишком расшалился, надо его «выключить»
- Совет дня: не раздражайтесь, если ребенок канючит
Фото на анонс: Instagram @bat_semeystvo
Источник
В этот период даже обычно спокойные дети могут закатывать истерики и грубить взрослым. Советы психолога помогут преодолеть сложный этап без лишних нервов.
Светлана Смирнова
Психолог, автор курсов по возрастной психологии образовательного проекта «Магистерия».
Возраст 3 лет по праву считается одним из самых сложных в жизни родителей и детей. В этот период у ребёнка формируется ощущение себя как отдельной самостоятельной личности. Малыш начинает активно проверять, где заканчивается область его возможностей, на что он может влиять. Сталкиваясь с ограничениями своих желаний, он приходит в ярость. И уже невозможно просто отвлечь его внимание на что‑то интересное, как в более младшем возрасте: ребёнок испытывает настоящую злость из‑за того, что всё идёт не так, как он хотел.
В период кризиса 3 лет дети переживают серьёзные изменения:
- Формируются волевые качества — умение добиваться своего, настаивать на своём решении. Ребёнок учится проявлять себя в эмоциях и действиях, делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания.
- Дети исследуют свою силу и возможности в противостоянии со взрослыми. Развивает понимание «что такое хорошо и что такое плохо», изучает границы: когда взрослые непреклонны в своём решении, а когда можно настоять на своём.
Как проявляется кризис 3 лет
Советский психолог Лев Выготский выделял семь признаков кризиса.
- Негативизм. Ребёнок относится негативно к просьбе взрослого, даже если речь идёт о том, чего он сам хочет.
- Упрямство. Настаивает на своём, и ему очень важно добиться этого во что бы то ни стало.
- Строптивость. Непослушание как в мелочах, так и в серьёзных вопросах.
- Протест. Ребёнок начинает активно бунтовать против того, что ранее выполнялось им спокойно и безропотно.
- Своеволие. Стремление всё делать самостоятельно, даже если детских возможностей для этого пока недостаточно.
- Обесценивание. Ребёнок может рушить и ломать всё, что ему было дорого (даже любимые игрушки), бить и обзывать родителей.
- Деспотизм. Хочет, чтобы всё происходило именно так, как он сказал.
В реальной жизни всё это проявляется примерно так: малыш, который ещё вчера послушно одевался, ел практически всё, что дают, спокойно засыпал после обычных ритуалов, начинает спорить по любому поводу. «Шапка не такая, корми меня с ложки, я не буду спать в своей кровати!» — и никакие доводы разума не действуют.
Если взрослые настаивают на своём, в ход идёт «тяжёлая артиллерия». Ребёнок начинает в лучшем случае кричать и плакать, а в худшем — драться, кусаться и кидаться всем, что попадается под руку.
Надо сказать, часто таким образом дети действительно добиваются своего. Некоторые взрослые, не выдерживая напора или не понимая, как себя вести, сдают позиции в надежде, что чадо утихнет. И действительно, спокойствие восстанавливается, но ровно до следующего эпизода расхождения мнений.
И вот уже вся семья разбивается на два лагеря. Кто‑то считает, что «пороть таких надо», потому что «совсем на шею сели», кто‑то настаивает на гуманизме, чтобы не задавить личность. А «личность» продолжает проверять всех на стойкость и при этом ходит грустная и нервная, так как догадывается, что ведёт себя как‑то не так, но ничего с собой поделать не может.
Как помочь ребёнку легче пережить кризис
Научите правильно выражать злость
Прежде всего нужно понимать, что злость, охватывающая детей, — это не происки тёмных сил, а абсолютно нормальное чувство. Она (а также грусть, радость, страх, удивление) досталась нам от животных. Встречая отказ или сопротивление своим желаниям, ребёнок испытывает то же раздражение и ярость, что и тигр, у которого соперник пытается отобрать мясо или выгнать с территории.
Взрослые, в отличие от детей, умеют распознавать злость и сдерживать её или проявлять адекватным способом. Когда на нас повышает голос начальник, мы тоже раздражаемся, но либо сдерживаемся и дома в красках описываем близким, какой он «нехороший человек», либо отвечаем конструктивно в самом процессе диалога. У детей этих механизмов ещё нет — они как раз вырабатываются на данном возрастном этапе при помощи взрослых.
Алгоритм такой:
1. Подождать, когда ребёнок успокоится. Бесполезно что‑либо говорить, пока тот охвачен эмоциями: он вас не слышит.
2. После того как ребёнок успокоился, назвать чувство, которое он испытывает: «Я вижу, ты сильно рассердился (разозлился, расстроился)».
3. Провести причинно‑следственную связь: «Когда мама не даёт то, что хочется, это очень злит». Для нас очевидно, что ребёнок рассердился из‑за того, что ему не дали конфету, которую он хотел съесть вместо супа. Для него же часто всё выглядит так, будто какая‑то сила охватила его ни с того ни с сего, и он стал «плохим». Особенно если мы вместо объяснения причины его злости говорим что‑то вроде: «Фу, какой плохой ребёнок». Когда взрослые выстраивает причинно‑следственную связь, детям проще постепенно разобраться в себе.
4. Предложить приемлемые способы выражения злости: «Давай в следующий раз ты не будешь кидать в маму ложку, а скажешь: «Я злюсь на тебя!» Можешь ещё стукнуть кулаком по столу». Варианты проявления ярости в каждой семье свои: для кого‑то приемлемо топать ногами, для других — пойти в свою комнату и там кидаться игрушками. Также можно завести специальный «стул злости». Каждый может сесть на него и успокоиться, а потом вернуться к общению.
Очень важно сделать акцент на том, что это не наказание. Если положить в этом месте бумагу и карандаши, то ребёнок сможет выражать своё состояние в рисунке. Сами взрослые тоже могут в пылу битвы за очередное правило распорядка дня, нарушенное детьми, сесть на стул и показать пример, рисуя своё раздражение и проговаривая: «Как же я злюсь, когда ты не идёшь спать вовремя!»
Определите границы
Дети, которым постоянно потакают, начинают ощущать, что это они управляют миром, и становятся из‑за этого очень тревожными. Им всё время приходится быть в напряжении, чтобы удерживать власть. Тут не порисуешь и не поиграешь. В обществе эти домашние тираны оказываются не очень успешны, так как привыкли, что всё вертится вокруг них. Они с трудом устанавливают контакт со сверстниками и требуют постоянного внимания педагога.
Другая крайность — это жёсткое подавление любых негативных проявлений. Точка зрения родителей в этом случае проста: ребёнок должен быть всегда «хорошим» и слушаться по первому требованию. Результат такого подхода проявляется в двух вариантах. В первом случае дома ребёнок шёлковый, но в детском саду неуправляем и агрессивен. Во втором — он очень старается соответствовать высоким требованиям, периодически срываясь. В срывах он винит себя и очень часто страдает ночными страхами, энурезом, болями в животе.
Истина где‑то посередине. Если взрослый понимает, что это закономерный этап развития ребёнка, то он может сохранить относительное спокойствие и при этом настаивать на своём. Получаются твёрдые границы, поставленные мягким способом.
Сошлюсь на алгоритм, приведённый в книге Джона Грея «Дети с небес»:
1. Чётко скажите, чего хотите от ребёнка: «Я хочу, чтобы ты собрала игрушки и пошла умываться». Очень часто мы формулируем наши послания невнятно: «А может, пора спать?», «Смотри, уже темно». Таким образом мы перекладываем ответственность за решение на ребёнка, и результат предсказуем. Иногда даже простого чёткого озвучивания наших требований достаточно. Если нет, переходим к следующему пункту.
2. Проговаривайте предполагаемые чувства ребёнка и проводите причинно‑следственную связь: «Видимо, игра тебе очень нравится, и ты расстраиваешься, когда надо её заканчивать». Когда мы делаем так, ребёнок ощущает, что мы его понимаем, и иногда уже этого хватает для изменения его поведения.
3. Используйте торги: «Если ты сейчас пойдёшь в ванную, то сможешь поиграть там в пиратский корабль / я почитаю тебе подольше». Обещается то, что ребёнок любит, но не покупка игрушек или сладкое. Мы же часто поступаем наоборот и угрожаем: если не сделаешь так, как я сказал, то потеряешь. А ведь выстраивание позитивного будущего помогает детям отвлечься от процесса, в который он погружён, вспомнить, что есть и другие приятные вещи.
Если дело было только в этом, то ребёнок радостно шлёпает в ванную. Но если всё это затевалось им для того, чтобы выяснить, кто в доме хозяин, то без следующих этапов не обойтись.
4. Усильте интонацию: произнесите ваше требование более грозным тоном. Очень часто мы начинаем именно с этого, и тогда всё превращается просто в подавление. Но первые три пункта очень важны, иначе у ребёнка так и не возникнет ощущения, что его понимают. На этом же этапе можно применить один из успешнейших приёмов под названием «Считаю до трёх».
5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить, то объявите перерыв. Очень важно понимать, что это не наказание, а пауза для того, чтобы успокоиться и продолжить общаться адекватно. В то же время это обозначение границ: ребёнок имеет право на своё мнение, на эмоции, но окончательное решение за взрослым. Всё так и объясняется: «Я вижу, мы не можем договориться, так что объявляется перерыв на 3 минуты. И тебе, и мне надо успокоиться». Сколько лет ребёнку, на столько минут оптимально устраивать тайм‑аут.
В домашних условиях дети выводятся в безопасное пространство (помещение, где нет бьющихся предметов). Дверь закрывается (ещё одно обозначение границы), взрослый остаётся снаружи и спокойно обозначает, сколько времени осталось. Нужно быть морально готовым, что по ту сторону может твориться что угодно. В этот момент не нужно вступать в диалог с ребёнком, иначе всё только затянется. Но благодаря тому, что вы за дверью и спокойно отмечаете, сколько минут осталось, он понимает, что его не бросили и не наказали. Когда время перерыва заканчивается, вы открываете дверь и начинаете с первого пункта.
Чем стабильнее и понятнее ребёнку правила, по которым он живёт, тем больше у него простора для творчества и развития. Постепенно благодаря нашим усилиям ребёнок начнёт лучше понимать себя: что его злит, что радует, от чего он грустит, на что обижается. Так же он осваивает способы адекватного выражения своих переживаний. К 4 годам это может быть не только телесное выражение, но и рисунок, и озвучивание, и ролевая игра. И если общение по поводу спорных моментов протекает в режиме переговоров и принятия мнения ребёнка, то он на всю жизнь сформирует способность отстаивать свои права, добиваться поставленных целей и в то же время уважительно относиться к правам и мнению окружающих.
Источник
Ребенок в 3 года стал очень капризным – это частые случаи. Через подобное проходят каждая семья, просто у кого-то все протекает более гладко, а где-то искры летят во все стороны. Любой маме кажется, что все идет, как было раньше. Но в это время наши отношения с ребенком переходят на новый уровень. Кроха проходит через свой первый серьезный кризис 3 лет.
Малыш растет. Вот он родился, вот ему год, уже два и тут родители начинают сталкиваться с проблемой кризиса трех лет. Так называют детский переходный период, когда ребенок превращается в маленькое чудовище, которое невозможно отвлечь на что-либо забавное или новое, с ним нельзя договориться и унять непонятные слезы, капризы и истерики. Если такое случается несколько раз в неделю, то это не страшно, все дети капризничают. Но если такое происходит несколько раз в день, то это говорит о том, что у вашего малыша критический период развития. Состояние очень капризного ребенка в 3 года подталкивает нас искать решение и по новой выстраивать с ним свои отношения. Поэтому каждый родитель в итоге знает, что делать в том или ином случае.
Все дети разные и проявляются у всех истерики и капризы по-разному. У некоторых это истерика, лежа на полу, перекаты из стороны в сторону, громкие крики и слезы градом. У других это швыряние всего, что попадается под руки, игрушки вещи, продукты. Ребенок в 3 года может стать очень капризным и даже неуправляемым.
Причины
Причин у детей для таких капризов очень много. Это может быть: вдруг нахлынувшее желание выпить сока или молока поздно вечером, а дома желаемого не оказалось; захотелось идти за ручку по дороге, а у мамы именно та рука оказалась занята тяжелой сумкой. Для взрослых все эти случаи не понятны и не объяснимы. И если игнорировать и неправильно реагировать на истерики и капризы, то вы получите капризного ребенка и в 4 года тоже. При этом важно, что вы будете делать и как реагировать, чтобы этот кризис не затянулся, а ваш малыш формировался полноценной личностью. Хочется отметить, что начаться кризис может у ребенка и в 4 года. То есть, если он станет вдруг капризным, то не нужно его ругать: обнимите и попробуйте его понять!
Родители начинают думать о том, что же не так они сделали, где они допустили ошибку в воспитании и как теперь исправлять сложившуюся ситуацию. В конце концов – что делать правильно, а что нет?! Но не всегда причиной такого поведения у ребенка является его неграмотное воспитание. Малыш взрослеет с каждым днем и, несмотря, что ему всего 3 или 4 года его «я» претерпевает сильные изменения. Желание быть самостоятельным растет и крепнет вместе с ним ежедневно (!). Ему охота быть самостоятельным во многих вопросах и особенно в тех, для которых он еще очень мал. Если вы действительно хотите облегчить его положение, то примите и постарайтесь не нагнетать обстановку в доме. Главное, чтобы в это время у ребенка не возникло ощущения, что его не ущемляют, а ценят.
Как решать проблему капризного ребенка
Что же делать родителям ребенка 3 лет, у которого только капризы. Важно научиться в первую очередь контролировать свои эмоции. Нельзя показывать капризному ребенку свое раздражение, свое недовольство. Постарайтесь не кричать и не одергивать. Нужно попробовать достучаться до ребенка, не просто отвлечь, так как это будет лишь на время, а попробовать сделать, так что бы вас выслушал малыш и понял, почему и что вы от него хотите.
Например, ваш ребенок не хочет уходить с улицы домой для того, что бы пообедать. Начинается истерика на детской площадке: «Не хочу домой… хочу гулять… хочу на качели…» И так может быть до бесконечности.
Попробуйте донести до малыша вашу позицию очень спокойно, без криков, не ругаясь и не крича. Объясните ему, что вы понимаете его и понимаете то, что он хочет гулять, что он маленький и поэтому ему нравиться качаться на качелях, и играть в песок лопатками, но всем маленьким детям нужно кушать, нужно получать силу для прогулок. Только поясняйте спокойно, без раздражения. Попробуйте на примере его любимой игрушки прояснить ситуацию, возможно так ему будет более понятно, и он сможет морально уступить вам и согласиться на предложение.
Если капризы перерастают в истерику – не уступайте, не потакайте, не ублажайте ребенка, лишь бы он успокоился. Это приведет к тому, что в следующий раз все повторится. Достаточно один раз согласиться с требованием ребенка, как все ранние запреты просто рассеются, и ребенок почувствует власть над вами.
Что же можно предпринять для предотвращения у ребенка в 3 или 4 года состояний, в которых он становится нервным и капризным:
- Терпение и чуткость, проявляйте эти качества почаще ведь малышу так нужна ваша помощь. Поверьте, вы даже не успеете оглянуться, как он вырастет и будет стараться все делать самостоятельно, поэтому не бросайте на него сразу груз ответственности, а помогите (особенно на первых порах) с ним справиться;
- Соблюдайте один принцип воспитания. Не перекидывайтесь из одной стороны в другую. Такие качели для малыша станут невозможным грузом, а главное – он не поймет когда и как нужно действовать правильно;
- Как только началась истерика, проявляйте терпение. Не надо кричать, ругаться и психовать. Покажите своим видом, что вам не интересно это слушать, поэтому вы заняты другим делом, к примеру, смотрите в окно. Только не делайте раздраженных действий, не перебирайте вещи со стола или вытирайте пыль. Задача заключается в том, чтобы донести до капризного ребенка всю соль вашего отстранения от его истерики;
- Не нужно торопить, пусть все делает сам, даже если это все очень медленно происходит. Наберитесь терпения и просто подождите. Хочет сам переодеваться после секции – пусть берет свои вещи и собирается. Через два-три месяца вы и думать не будете о том, чтобы его переодеть самой. Он будет делать это сам. Так же как и следить за наполнение воды для секции и чистых вещей;
- В незначительных мелочах можно уступить, что бы показать, что и вы можете принять его выбор. К примеру, если он захочет съесть сначала второе блюдо, а потом первое, пусть ест, это не страшно. Ведь для него это эксперимент, для вас просто отступление от стандартной последовательности действий;
- Предложите своему чаду самому выбирать игрушку, которую он возьмет с собой в садик или на прогулку. Такая на первый взгляд мелочь поможет научить его выбирать главное! В дальнейшем он сможет планировать свой день правильно расставляя приоритеты.
- Чаще предлагайте свою помощь, но, не делайте какие-либо вещи вместо ребенка. Даже если очень хочется. Например, он сам переоделся, но еще не успел сложить вещи – не кидайтесь на них, как только он поймет, что оделся – сложит все сам. И будет гордиться собой, потому что сам сделал все от и до!
Полезное видео
Капризный ребенок в 3 года это нормально, доктор Комаровский в своей программе расскажет подробнее что делать:
Итоги
Кризис, как и капризы в 3 или 4 года – это один из важных периодов в жизни ребенка. Помните, что вы тоже были детьми и через это проходили ваши родители. Относитесь к данному периоду немного проще и легче. Ребенок не робот, чтобы повторять все, как вы пожелаете. Он человек, хоть и маленький, но со своими желаниями и формирующимся мнением.
Рекомендуем прочитать:
Капризный ребенок — что с ним делать?
Капризный ребенок в первый год жизни
Очень капризный ребенок 2 года: что делать?
Ребенок капризничает в 5-7 лет
Фото и видео: свободные источники Интернет
Источник