Ребенку 2 года убегает на улице

Ребенку 2 года убегает на улице thumbnail

Послушное поведение ребенка на улице – это не только показатель хорошего воспитания ребенка, но и залог его безопасности. Инстинкт следования за мамой есть у всех детенышей млекопитающих. Но в определенном возрасте у разных детей могут возникать проблемы с дисциплиной на улице.

Прежде всего понять от чего или к чему бежит ребенок.

Почему дети убегают?

1. Гиперопека

Когда взрослые излишне ограничивают активность взрослеющего ребенка в движении, ему начинает не хватать стимулов для развития, которые ребенок стремится восполнить с большей энергией, иногда в ущерб себе.

Как поступить:

В этом случае стоит ослабить свою “материнскую хватку”. Во время прогулок попробуйте искать альтернативы, позволяющие ребенку больше движения и свободы:

  • запрещайте только то, что представляет настоящую, а не потенциальную опасность;
  • выбирайте для прогулки безопасные места с закрытой территорией;
  • делайте упор на то, что можно: собирать камни, рвать травинки, играть с песком – все это нужно специально проговаривать для ребенка.

2. Плохое настроение мамы

Иногда дети бессознательно пытаются отстраниться от мамы, если она находится в том расположении духа, которое не предвещает для него ничего хорошего.

Как поступить: 

В этом случае маме стоит поработать со своими эмоциями, научиться контролировать себя, чтобы не выплескивать внутренний негатив на ребенка.

3. Детская любознательность

Проявление детской любознательности может стать одной из причин импульсивного поведения на улице. В психологии такое поведение называется “полевым” и считается нормальным для раннего детского возраста, до определенных пределов.

Как поступить: 

Самой стать источником детского интереса, увлекать ребенка различными играми, брать с собой игрушки, общаться с малышом, занимая его внимание. 

4. Проверка собственных границ

Для полноценного развития ребенку необходимо самостоятельно находить и видеть опасность конкретных взаимодействий с окружающим миром.

Ребенок стремится нащупать ту зону, в которой он может действовать свободно и определить границу, переход за которую чреват маминым ограничением. 

Как поступить:

Верить в силы ребенка, его любовь к себе и постепенно расширять зону свободы, давая возможность для самостоятельного принятия решений.

5. Отсутствие четких правил поведения

Дети любят правила. Правила дают детям важнейшие чувства спокойствия и стабильности.

Как поступить:

Поведение ребенка на улице лучше регулировать не “по ходу пьесы”, а заранее объяснив что можно и что нельзя. Поощрения и также могут участвовать в достижении результата.

6. Возрастной кризис

Обычно это кризис 3-х лет, тот волшебный период, когда у ребенка возникает настойчивое “Я сам!”. 

Как поступить:

Попытаться заинтересовывать ребенка безопасными играми во время прогулок и ждать когда “перерастет”.

7. Особенности темперамента

В психологии есть такое определение как “либертофильный тип личности”. Это когда инстинкт свободы у человека преобладает над остальными. В детском возрасте он проявляется бунтарством, протестом против любых ограничений свободы, неспокойным поведением.

Многим знакома ситуация, когда уже взрослый человек, с которым идешь куда-то вместе, бежит вперед без причин, вместо того чтобы насладиться совместной прогулкой.

Как поступить:

Принять таким, какой есть.

8. Отсутствие родительского авторитета у мамы

Этот вариант часто встречается в неполных семьях, где ребенка воспитывает только мама, которая в силу вынужденных обстоятельств, выматывается и не знает где взять силы на внутреннюю подпитку. Ребенок чувствует мамину неуверенность в себе, жизни и проверяет ее на прочность, в силу собственной бессознательной .

Второй вариант возникновения данной проблемы – это когда семья живет вместе с бабушкой и дедушкой, один из которых диктует свои правила поведения в доме, пытается “задавить” маму ребенка собственным авторитетом.

Как поступить:

Не создавать таких ситуаций, при которых другой взрослый человек критикует вас или ваше поведение при ребенке. Добейтесь того, что любая критика допустима только наедине.

Работать над собой – искать способы внутренней подпитки, повышения уверенности в себе.

Инстинкт самосохранения у детей

Инстинкт самосохранения – форма поведения, направленная на защиту собственной жизни и здоровья.

Пусковым механизмом внутреннего механизма защиты является чувство страха, с помощью которого осознается сложность и опасность ситуации, взвешиваются собственные силы и возможности.

В раннем возрасте чувство самосохранения и еще не развито в полной степени, в силу того, что ребенок еще не получил достаточно опыта, чтобы так же, как и взрослые, понимать, что в окружающем мире может быть не только весело, но и по-настоящему опасно.

Отсутствие развитого инстинкта самосохранения у детей должно компенсироваться родительской защитой.

С помощью передвижения в пространстве, взаимодействия с ним, ребенок формирует образ собственного тела, о котором у него еще нет представления. 

Так он тренируется понимать себя и свои границы.

Когда следует волноваться?

Волноваться и задумываться о посещение соответствующих специалистов стоит в том случае, если ребенок не просто ведет себя неосторожно, а продолжает действовать не меняя тактики, даже в момент ущерба себе, то есть причиняя себе боль. Например, случайно дотронувшись до горячей поверхности, не отдергивает руку.

Читайте также:  Горка для ребенка на дачу 2 года

Отсутствие у ребенка уберегающих рефлексов и самотравмирующее поведение являются поводом для беспокойства. В остальных случаях, поведение ребенка корректируется родителями с помощью воспитательных мер.

Что делать если ребенок убегает?

Ниже приведены общие советы для родителей убегающих детей.

Давать больше самостоятельности

Если ребенок растет очень подвижным и любопытным, следует задуматься о том, как предоставить ему побольше свободы в действиях, проявить уважение к его самостоятельности там, где это уместно.

Направляйте его действия, предлагая помочь вам. Просите его самостоятельно выбрасывать в мусорное ведро пустые упаковки, помогать вам загружать испачканные вещи в стиральную машину, самому выбирать одежду для прогулки из предложенных вами вариантов, нести свои игрушки во время прогулки и т.д.

Таким образом поле возможностей для проявления самостоятельности будет шире и ребенку не понадобится больше отстаивать свои права.

Поощрять за хорошее поведение

Очень важно хвалить за конкретные вещи, например: “Я была так довольна, когда ты пришел сразу после того, как я тебя позвала!”

Уводить домой

Действенной регулирующей мерой является и обратный метод “кнута” –  наказание ребенка за запрещенные действия во время прогулки.

Если каждый раз после проступка ребенка, связанного с его внезапным побегом, вы станете уводить его домой, ребенок рано или поздно перестроит свое поведение на более конструктивное.

Учить ходить за руку

Идти за руку на улице – это навык, которому ребенка нужно учить.

Если вы не настаиваете, то ребёнку будет не понятно, зачем держать вас за руку.

Разделите дорогу на зоны где можно идти самостоятельно и где вместе, держа маму за руку. Настаивайте на таком поведении, придерживайтесь всегда одной и той же линии поведения.

Со временем ребенок привыкнет к такому укладу, для него будет понятно, что дойдя до детской площадки за руку, вы его отпустите, так он сможет спокойно переносить временное ограничение свободы.

Следовать инструкции

Составьте свой свод нерушимых правил поведения во время прогулки для ребенка и регулярно озвучивайте ему их. У ребенка должна быть четкая инструкция того что можно и чего нельзя.

Предостерегать заранее и в игровой форме

Внимательность и осторожность можно привить и в игровой форме.

Расскажите ребенку, что на улице может быть много опасностей.

Нарисуйте их вместе и разберите подробно, какой вред может причинить каждая из них.

Выходя на прогулку, предложите ему найти все потенциально опасные объекты.

Игры на ходу

В ситуации, когда вам с ребенком предстоит определенный путь, хорошим помощником может стать . Подключить его помогут простые игры, в которые можно играть на ходу. Например:

“Слова”
Один участник называет любое слово (существительное), а другой придумывает новое слово на последнюю букву. И так по очереди.

“Угадай слово”
Один участник загадывает слово, а второй с помощью вопросов, пытается его отгадать.

“Шаги”
Попробуйте увлечь ребенка, предложив ему шагать разными шагами – “шагами великана”, “шагами мышонка”, “шагами рыси” и т.д.

“Машины”
Каждый участник выбирает себе определенный цвет и считает сколько проезжающих машин такого цвета он увидел.

“Продолжи стихотворение”
Выберите длинное и интересное стихотворение и рассказывайте его ребенку по дороге, предлагая самостоятельно продолжать знакомые фразы.

“Сочиняем сказку”
Попробуйте вместе с ребенком сочинить сказку с самыми интересными ему персонажами.

Используйте GPS браслет для ребенка
Если ребенок часто убегает и его трудно остановить, то для спокойствия мамы стоит приобрести этот гаджет. Он поможет контролировать перемещение ребенка на тот случай, если вы упустили малыша.

Источник

Самое главное – согласиться, что это очень серьезная проблема. Не делать вид, что ее не существует.

Мы часто слышим жалобы родителей о том, что ребенок убегает на улице. Убегают совсем маленькие дети, дети постарше, убегают подростки. Подростки могут убежав некоторое время бродяжничать, если у них есть деньги, могут уехать на электричке или другом транспорте довольно далеко.

Нам следует помнить, что ребенок может не только убежать, а уехать от нас на беговеле, роликах, самокате. Если при этом у нас нет с собой велосипеда или роликов, то догнать ребенка почти невозможно.

Убегание на улице и в общественных с точки зрения специалистов относится к опасному поведению, причем при выборе целей работы такое поведение имеет высший приоритет, так как может привести к гибели ребенка. Это значит, что даже если проблем очень много, начать работу следует с решения проблемы убегания.

Давайте попробуем разобраться в том, какими бывают побеги и как с таким поведением справиться.

Читайте также:  Ребенок 2 года 7 месяцев не разговаривает комаровский

Убегание может выглядеть по-разному, и разными могут быть его причины:

  • некоторые дети бегут к чему-то интересному,
  • другие убегают, чтобы просто «поиграть в догонялки»,
  • ребенок может побежать, испугавшись или оказавшись в стрессовой ситуации,
  • иногда ребенок, убегает с цельно побродить по улицам.

Любой из видов побега относится к ОПАСНОМУ поведению. Дети находятся в опасности, покидая приспособленные дворы и площадки и оставаясь без присмотра. Побеги вызывают у родителей панику, что очень понятно и обосновано.

Согласно исследованиям, среди всех причин смерти у детей с РАС смерть, наступившая в связи с побегом от родителей или уходом из безопасного места, является одной из самых распространённых.

В 2012 году было проведено исследование, в котором приняли участие 1218 детей с РАС и 1076 нормотипичных детей, исследователи получили следующие данные:

  • 49% детей с аутизмом убегали как минимум один раз;

Из них:

  • 26% детей отсутствовали достаточно долго
  • 24% попали в опасную ситуацию на воде,
  • 65% – в опасные ситуации на дороге.

Итак, становится очевидным, что поведение «убегать» является серьезной проблемой не только для семьи ребенка, но и для всего общества. Но что же можно сделать в такой ситуации?

6 шагов, которые помогут Вам начать работу с побегами:

УСЛОВИЕ УСПЕХА – ЗАПИСИ.

Ведите записи: записывайте дату, время «побега», с кем гулял ребенок, чем закончился побег. Обязательно отмечайте прогулки без побегов. Отмечайте также попытки, которые не удались. Например, если ребенок попробовал убежать, но папа успел схватить его за руку – отмечайте это как попытку. Ведение записей поможет вам вместе со специалистами разобраться в том, что происходит, если ваш случай окажется сложным.

ШАГ 1. Установите причину. Почему ваш ребенок убегает? Он идет в какое-то определенное место или исследует новую местность? Понимание причин убегания поможет вам разработать стратегию, которая может снизить риск побега.

Если ребенок убегает в конкретное место …

Научите ребенка просить. Помните, что форма просьбы должна быть максимально простой, так, чтобы ребенок предпочел попросить, а не убегать.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: ПОПРОСИТЬ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОСТО. ОЧЕНЬ ПРОСТО.

Для любителей «вызывать речь» отметим особенно: работа с поведением убегать значительно важнее вызывания звуков. Поэтому для детей с затруднениями в артикуляции запрещено работать над вызыванием звуков в момент работы с опасным для жизни ребенка поведением «убегать».

Если ребенок не говорит или говорит неразборчиво, носите с собой небольшие фотографии тех мест, которые ребенок любит и куда он может в принципе убежать. Желательно научить ребенка носить эти карточки в кармане и показывать одну из них, когда он хочет попасть в определенное место (например, на детскую площадку или в торговый центр).

Если ваш ребенок – исследователь…

Научите ребенка просить пойти с ним в ту или иную сторону. В данном случае иногда достаточно того, что ребенок научится показывать рукой в ту сторону, куда он хочет пойти.

Если это игра в догонялки…

Научите ребенка просить побегать с вами. Еще раз: не нужно «вызывать речь». Пусть ребенок покажет самый простой жест или похлопает вас по руке определенным образом.

Научите ребенка, что есть определенные места, в которых можно играть и бегать, а есть места, в которых бегать нельзя и нужно идти, держа взрослого за руку. Для этого используйте сортировку: подготовьте две большие планшетки с надписью «МОЖНО» и «НЕЛЬЗЯ» и 50 карточек с изображением опасных и безопасных мест. Расположитесь удобно, возможно за столом, назовите карточку с изображением места, например: «Детская площадка бегать…», помогите ребенку положить карточку на поле «МОЖНО» и закончите фразу.

Выходите на улицу в спортивной одежде и удобной обуви без каблука и с закрытой пяткой. Выйдя на улицу, СРАЗУ предложите ребенку побегать, повторно предложите ребенку побегать через 20-30 минут.

Если ребенок пытается убежать из неприятной ситуации…

Подумайте, можете ли вы как-то изменить эту ситуацию, сделав ее не такой тяжелой. Например, некоторые дети убегают, когда им нужно стоять в очереди и ждать. Иногда достаточно дать ребенку спиннер или небольшую музыкальную игрушку, чтобы снизить или исключить вероятность побега.

Научите ребенка просить обойти страшный предмет или животное, чтобы необходимость убегать отпала. Научите его показывать простыми жестами, что ему нужна помощь или что он хочет пойти другой дорогой.
Может помочь, если вы научите ребенка отказываться. Некоторые мамы и папы переживают, что если научить ребенка отказываться, он перестанет слушаться и они не смогут с ним справиться.
Исходя из нашего клинического опыта и многолетних наблюдений за поведением, ребенок, который отказывается от чего-то приемлемым образом (жестом, позицией тела) на самом деле гораздо послушнее ребенка, который валится на пол, кричит или убегает. Вам точно хватит авторитета, чтобы позже, после того, как ребенок перестанет убегать, научить его, что иногда нужно делать что-то, даже если не хочется.

Читайте также:  Ребенок в 2 года спит с открытым ртом причины

Также можно поработать над тем, чтобы снизить уровень страха у ребенка. Посмотрите нашу статью о стрижке ногтей – прием будет тот же, систематическая десенсибилизация. Этот метод может сработать и с другими страхами!

В любом из этих случаев помните, что вам необходимо учить ребенка таким видам поведения, которые решат существующую проблему приемлемым образом (специалисты ПАП называют такие виды поведения альтернативными или замещающими). Сначала необходимо выполнять ВСЕ просьбы ребенка, которые будут замещать поведение «убегать». И только тогда, когда побеги и даже попытки побегов полностью прекратятся, можно будет постепенно научить ребенка, что не всегда и не все его просьбы могут быть выполнены. Действуйте при этом не спеша и аккуратно: если вчера выполнялись все просьбы ребенка, то сегодня отказывайте в одной просьбе из десяти и ни в коем случае не наоборот. При проведении такого обучения планируйте прогулки и иные перемещения, оставляя запас времени на тот случай, если ребенок попросится на площадку или начнет исследовать местность.

ШАГ 2. Найдите, выявите сигналы (триггеры).

Сигнал, триггер – это какое-либо событие или изменение окружающей среды, которое «запускает» то или иное поведение. Например, вы можете заметить, что ребенок пытается убежать на определенном перекрестке или начинает бежать, когда мимо него проезжает велосипед, когда в его сторону бежит собака. Каким бы ни был этот сигнал, если вы его нашли, вам будет значительно легче контролировать ситуацию. Во-первых, при приближении сигнала вы сможете заблаговременно подсказать ребенку, что ему нужно попросить или сделать. Во-вторых, вы сможете упредить побег, вовремя взяв ребенка за руку или за капюшон куртки. В таком случае даже если ребенок попытается побежать, вы сможете оперативно предотвратить побег и не дать ребенку подвергнуть себя опасности.

Найти эти сигналы вам помогут ваши записи. Если выявить сигналы и причины не удается – обратитесь за помощью, попросите еще кого-то понаблюдать вместе с вами, обратитесь к специалистам. Вокруг вас точно есть люди, готовые вам помочь.

ШАГ 3. Наблюдение в целях безопасности.

Даже если ребенок никогда не убегал, имеет смысл озаботиться его безопасностью. В современном мире существует множество прекрасных технологичных решений, которые покажут вам, где находится ваш ребенок. Некоторые из них даже позволяют осмотреться. Для отслеживания можно использовать GPS часы или телефон.

ШАГ 4. Научите ребенка как себя вести если он все-таки потерялся.

Среди всех убегающих детей с РАС примерно 35% детей не могут назвать свое имя, домашний адрес и номер телефона.

Научите ребенка называть свое имя и фамилию, имена родителей, адрес проживания и, желательно, номер телефона.

Если ребенок не может этому научиться, положите во все карманы одежды визитки и научите ребенка давать такую карточку полицейскому, врачу или пожарному. Желательно учить ребенка сообщать информацию о себе именно государственным служащим, таким образом вы сможете снизить вероятность возникновения опасных ситуаций, связанных с общением с незнакомыми людьми. Другой совет – обращаться за помощью к женщине с коляской. Во-первых, она скорее всего живет неподалеку и знает окрестности. Во-вторых молодые мамочки и няни часто более добры и отзывчивы, чем, скажем, молодые мужчины, которые вечно куда-то спешат.
Также следует научить ребенка безопасности на дороге.

ШАГ 5. Если ребенок посещает детское учреждение.

Если ребенок посещает детский сад, школу или иные места, поговорите с сотрудниками, воспитателями, нянями. Вместе с ними проверьте безопасность учреждения, предложите свою помощь в ремонте ворот, установке видеодомофона, что-то еще. Не вставайте в позицию строгого проверяющего – понятно, что безопасность должно обеспечить учреждение. Но если вы можете помочь, почему бы не сделать этого…

ШАГ 6. Запишитесь в бассейн.

Одна из главных причин смерти детей с РАС – гибель на воде. Запишите своего ребенка в бассейн, а когда он научится плавать, научите его держаться на воде в одежде и обуви. В этом случае если ребенок окажется в воде, его шансы на спасение значительно вырастут.

И помните, что чем больше этих шагов вы проработаете, тем лучше станет ситуация с побегами.

А если после прочтения статьи вы все еще не решили, с чего начать, или задача, которая перед вами стоит, кажется вам слишком сложной, попробуйте начать с протокола «иди сюда».

Источник