Ребенку 2 года слабый
Нередко у детей до года встречается такая патология как слабость мышц, связана она чаще всего с нарушениями в развитии и с гипоксией, от которой страдал малыш в период беременности. Но иногда слабость мышц может быть признаком серьезного заболевания, которое требует своевременного лечения.
Обычно невролог сразу выявляет гипотонус, если он присутствует, так как младенец отстает в развитии, не может держать головку, переворачиваться и ходить. У более старших детей могу деформироваться ноги, они быстро устают при физических нагрузках. Очень важно сразу выявить патологию и начать ее лечить, чтобы избежать серьезных осложнений во взрослом возрасте.
Гипотонус
Гипотонусом называют нарушение тонуса мышц, при котором они находятся все время в слишком расслабленном состоянии. В норме мышцы и у детей, и у взрослых сокращаются постоянно, чтобы поддерживать нормальную работу организма. Благодаря тонусу мышц человек может стоять, сидеть, хотя эти позы и статичны, мышцы все равно сокращаются.
При гипотонусе мышцы ослаблены, ребенок не может нормально сидеть и стоять, так как волокна просто не могут выдержать такой нагрузки. Если это состояние не лечить, то малыш не может нормально развиваться. Кроме того, гипотонус может возникать и на фоне серьезных заболеваний.
Гипотонус у младенцев возникает обычно вследствие родовой травмы или недостатка кислорода в утробе матери. Такое состояние вполне поправимо, для лечения назначают гимнастику, массаж, иногда физиопроцедуры, реже медикаментозное лечение, если терапевтическое не дало эффекта. Важно понимать, чем раньше начать лечить гипотонус, тем быстрее он пройдет, и тем меньше последствий будет.
Причины
Мышечная слабость у младенцев
Как было сказано выше, не всегда слабые мышцы у ребенка говорят о серьезном заболевании, довольно часто это является осложнением тяжелых родов и родовых травм, которое лечится массажем. Но стоит рассмотреть и такие ситуации, когда слабость мышц является симптомом патологии:
- При миастении – тяжелом хроническом аутоиммунном заболевании наблюдается выраженная мышечная слабость;
- Дети с синдромом Дауна страдают от слабости мышц, и проблем с их выносливостью;
- Существует генная патология, называют заболевание синдром Прадера-Вилли, в этом случае в организме ребенка не хватает несколько генов, он страдает от ожирения, гипотонуса и умственных нарушений.
- При ботулизме в организме ребенка живут бактерии, которые выделяют токсичные продукты жизнедеятельности, они в свою очередь негативно сказываются на мышечных волокнах, парализуя их;
- При тяжелых формах реактивной желтухи также возможен гипотонус у младенцев;
- При заболевании, во время которого нарушается выработка коллагена, мышцы и кожа становятся дряблыми и слабыми, болезнь называют синдромом Марфана;
- В тяжелых случаях мозжечковой атаксии развивается мышечная слабость;
- Заражение крови;
- Чрезмерное употребление витамина Д;
- Дистрофия мышц у детей в старшем возрасте;
- Рахит – при этом заболевании разрушаются кости вследствие нехватки витамина Д в организме.
Симптомы
Симптоматика в целом зависит от диагноза, но во всех случаях наблюдается мышечная слабость, ребенок не выдерживает физических нагрузок. Слабость может наблюдаться по всему телу, или же встречаться только в пораженной зоне, например, когда плохо работает одна конечность.
При мышечной гипотонии ребенок не может стоять на ногах ровно, он разводит их в стороны, чтобы удержать равновесие. Также из-за слабости мышц шеи малыш не может долго держать голову в ровном положении, постоянно ее наклоняет.
Во время сна здоровые дети сгибают руки и ноги, а при мышечной гипотонии наблюдает обратный эффект – конечности расправлены вдоль тела, при этом ребенку такое положение неудобств не причиняет, хотя выглядит оно довольно необычно. Такое часто наблюдает у младенцев, ведь у новорожденных в норме присутствует гипертонус, который заставляет кулачки сжиматься, а при гипотонусе руки расправлены.
Также при мышечной слабости наблюдается такой признак, когда ребенка берут на руки, помещая ладони в подмышки, у ребенка с мышечной слабостью руки автоматически поднимаются вверх и он падает вниз, здоровый же малыш остается висеть на руках взрослого.
Диагностика
Диагностировать какое-либо заболевание может только врач. Поэтому родителям не стоит медлить с посещением невролога и ортопеда, если у ребенка наблюдается слабость мышц или мышечный спазм. В любом случае лечение проходить придется обязательно, а какое именно, зависит от основной причины.
Для подтверждения диагноза пациента направят на анализы крови, мочи, необходимо будет сдать пробы на антитела. Также может понадобиться пройти УЗИ, КТ или МРТ, а также рентгенографию.
Обычно, чтобы обнаружить гипотонию мышц, достаточно осмотра у невропатолога. Врач проверяет рефлексы, возможности ребенка. Дети с гипотонусом отстают в развитии и невролог сразу это видит.
Лечение
Лечение слабости мышц у ребенка
Лечение будет зависеть от причины развития гипотонуса. Патологию у младенцев лечат физиотерапевтическими методами, маленькому пациенту назначают курс лечебного массажа для восстановления тонуса мышц. А также гимнастику и физиопроцедуры, чтобы нормализовать кровообращение и укрепить мышцы.
Если была обнаружена серьезная патология, то лечение назначают с ее учетом. В таком случае понадобится консультация не только педиатра и невропатолога, пациента направляют к кардиологу, эндокринологу, ортопеду, логопеду и другим специалистам. Очень важно контролировать рост и развитие ребенка, чтобы не допустить в будущем нарушений опорно-двигательного аппарата.
Все препараты для лечения мышечной слабости у детей должен назначать врач, индивидуально рассчитывая дозировку. Неправильное применение лекарств может привести к тяжелым осложнениям и побочным эффектам, поэтому заниматься самолечением при подобной патологии не рекомендуется.
Профилактика
Профилактика гипотонуса мышц у младенцев заключается в первую очередь в здоровой беременности. В период планирования мать и отец должны отказаться от употребления алкоголя, от курения, начать правильно и сбалансировано питаться и пройти обследование, чтобы исключить или вылечить инфекции.
В период беременности женщине нужно достаточное время проводить на свежем воздухе, правильно питаться и наблюдаться у гинеколога в женской консультации, регулярно сдавать анализы. Если обеспечить ребенку нормальное развитие в утробе матери, то можно избежать множество серьезных патологий.
Прогноз при мышечной слабости у детей зависит от диагноза. При гипотонусе, вызванном гипоксией, обычно говорят о благоприятном прогнозе. При правильном лечении все проходит бесследно, ребенок полностью восстанавливается.
Но при таких диагнозах как миастения, синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли и других тяжелых патологиях о полном выздоровлении не говорят. Но, если ребенка лечить, заниматься им, и развивать, то он станет полноценным членом общества и будет жить нормальной жизнью. Прогноз в таком случае зависит от родителей, их стараний. Чем больше усилий они вкладывают в здоровье и развитие малыша, тем лучше будет для него.
Массаж (видео)
Поделиться:
Источник
Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.
Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности
Физическое развитие ребенка 2-х лет
Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:
- наследственность;
- питание;
- климатические условия;
- физические нагрузки;
- экология.
Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты – в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.
Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:
Пол ребенка | Рост, см | Вес, кг |
Мальчик | 84-89 | 12-13,5 |
Девочка | 83-87,5 | 11,5-13 |
Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.
Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:
- Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
- Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
- Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.
В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища
- Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
- Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.
Двигательные навыки и координация движения
Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.
В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:
- перешагивание через препятствия;
- подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
- бег на небольшие дистанции;
- невысокие прыжки;
- хождение по бревну или бордюру;
- пинание мяча ногой;
- повороты и хождение задом наперед.
Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.
Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают
Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.
Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:
- мыть руки и лицо;
- кушать жидкие блюда с помощью ложки;
- ходить на горшок;
- надевать и снимать некоторые вещи.
Психоэмоциональное и социальное развитие
Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.
С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.
В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.
К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.
Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей
Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.
Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:
Мальчики | Девочки |
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе | Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним |
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа | Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам |
Проявляют большую активность и шустрость | Являются более спокойными и уравновешенными |
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству | Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью |
Свойственна самостоятельность во всем | Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых |
Умственное и речевое развитие
В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:
- различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
- уметь группировать предметы по цветам;
- знать основные геометрические фигуры;
- различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
- знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.
На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.
Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.
Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.
Методы развития ребенка в 2 года
Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.
Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время
Упражнения для физического развития
Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:
- Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
- Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
- Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
- Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
- Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.
Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам
Упражнения на развитие мелкой моторики
Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:
- Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
- Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
- Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
- Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.
Развитие внимания и памяти
Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:
- В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.
Прятки с игрушкой – отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки
- Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
- Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
- Пазлы.
Нюансы занятий с ребенком дома
Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:
- “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
- Чередование активных и пассивных игр.
- Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
- Соответствие игр возрасту.
- Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
- “Нет” занятиям по принуждению.
- Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
- Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
- Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник