Ребенку 2 года перестал говорить мама
Ситуация, когда ребенок начал говорить, но вдруг перестал, к сожалению, знакома многим родителям, она вызывает отнюдь не меньше переживаний, чем полное отсутствие речи. Подобные откаты часто носят временный характер, но сами по себе проходят не всегда, поэтому тянуть с визитом к специалисту нельзя ни в коем случае. К тому же вы можете ошибиться с предположительной причиной и потерять время.
Для грамотной помощи ребенку необходимо в первую очередь установить точную причину исчезновения речи. Рассмотрим наиболее распространенные случаи.
1. Ребенок перестал говорить в возрасте 1-1,5 года, хотя уже знает несколько лепетных слов.
Чаще всего малыш отказывается говорить из-за того, что родители требуют от него слишком многого и заставляют повторять слова снова и снова. Такие маленькие детки просто не готовы к подобным нагрузкам, поэтому из-за сильного утомления замолкают.
Решение: Оставьте малыша в покое, не давите на него. Когда он снова заговорит, не повторяйте прежних ошибок. Возвращение речи может занять и несколько дней, и месяц. Не нужно паниковать, но обязательно покажите ребенка неврологу, чтобы исключить заболевания ЦНС.
2. Адаптация
Любая смена обстановки – серьезный стресс для ребенка. Если он стал посещать детский садик, ваша семья переехала, сменила климат, появились новые члены семьи, то молчание – естественная реакция на произошедшие перемены.
Решение: Не уговаривайте ребенка прервать молчание, а дайте несколько дней освоиться в новой для него ситуации. Когда он привыкнет, то речь вернется без врачебного вмешательства.
3. Болезнь
В ряде случаев речь пропадает, если инфекция поразила органы дыхательной системы, вызвала повышение температуры тела. Особенно часто это происходит у очень маленьких детей, которые только-только начинают говорить. В более тяжелых ситуациях инфекция затрагивает речевые центры головного мозга, слуховые рецепторы.
Решение: Как правило, речь восстанавливается в прежнем объеме после выздоровления от простудных заболеваний, поэтому специальная помощь не требуется. Если же ребенок перенес тяжелую инфекцию, то следует немедленно провериться у невролога и отоларинголога. Чем раньше будет начато лечение и коррекция, тем в большем объеме к малышу вернется речь.
4. Малыш замолкает при незнакомцах
Молчание – естественная защитная реакция организма, когда ребенок сталкивается с незнакомым человеком, особенно если он показался страшным или просто каким-то непонятным. Отсутствие речи может наблюдаться несколько часов после встречи.
Решение: Если малыш замолчал непосредственно после вашей встречи с незнакомцем, то, скорее всего, он заговорит еще до отхода ко сну. Обязательно дружелюбно поговорите с ним о незнакомце, расскажите, что это хороший человек, не представляющий опасности, что родителям нравится с ним общаться. Ребенок должен почувствовать, что вы с ним находитесь в полной безопасности, и в следующий раз будет меньше волноваться.
Читайте также: Что делать, если ребенок плохо читает во 2 классе
5. Сильный стресс
Смерть любимого родственника, уход одного из родителей, авария, природный катаклизм, постоянная нервная обстановка в семье, сильный испуг – все это может привести не только к исчезновению речи, но и к тому, что ребенок может надолго замкнуться в себе.
Решение: Если молчание продолжается дольше нескольких часов, то необходимо как можно скорее обратиться к детскому психологу, поскольку высок риск развития сильного заикания. Специалист поможет ребенку справиться с сильным эмоциональным потрясением и выйти из ситуации с минимальными последствиями для его развития. Строго следуйте всем рекомендациям, и вскоре все уладится.
6. Патологии нервной системы и психики
Если ребенок внезапно замолчал без видимых внешних причин, то это серьезный повод для беспокойства. Среди возможных заболеваний – шизофрения, истерия, аутизм, энцефалит, различные поражения головного мозга, опухоли.
Решение: Как можно скорее обратитесь к неврологу и детскому психиатру (особенно если в семье уже были случаи психических заболеваний). Если ребенок получил травму головы, нужно немедленно вызвать скорую помощь.
7. Гиперопека или безразличие со стороны родителей
Если родители перегибают палку в вопросах воспитания, проявляют нетерпимость или непонимание, то ребенок инстинктивно старается избегать любого общения с ними. С посторонними взрослыми и сверстниками на площадке или в детском саду он часто продолжает вести себя как обычно.
Решение: В этом случае необходима помощь психолога, причем желательно, чтобы на сеанс пришли оба родителя и ребенок. Маме и папе следует пересмотреть свое поведение и отношение к малышу. Скорее всего, причина действительно в слишком завышенных требованиях или, наоборот, полном пренебрежении к интересам сына или дочери. Излишняя опека не дает ребенку выразить свое мнение, и здесь молчание следует рассматривать, как знак протеста.
Читайте также: Советы нейропсихолога: как стимулировать ребенка к учебе
Может ли ребенок замолчать из-за прививок?
Многие родители спрашивают, действительно, ли прививки могут привести к резкому откату в психоречевом и речевом развитии. На самом деле современной науке не известно ни одного достоверного исследования, доказывающего, что вакцины наносят развитию ребенку подобный вред. Спровоцировать исчезновение речи может несоблюдение условий вакцинации: прививать можно только здорового ребенка с сильным иммунитетом при отсутствии неврологических патологий. В группе риска находятся дети, пережившие кислородное голодание во время беременности и родов, имеющие органические пороки ЦНС и сердца, тяжелые заболевания дыхательной системы, страдающие атопическим дерматитом, а также часто болеющие простудными заболеваниями, малыши. Перед каждой вакцинацией обязательно обследуйте полностью ребенка у врача, которому вы доверяете.
В любом случае, когда ребенок внезапно замолчал, лучше перестраховаться и показать его хотя бы педиатру, чтобы исключить серьезные патологии и не упустить время. Перед визитом проанализируйте, что могло стать причиной исчезновения речи, это поможет врачу быстрее поставить правильный диагноз и оказать необходимую помощь.
Источник
Есть такая шутка — сначала родители ждут, когда же ребенок заговорит, а потом не дождутся, когда же он замолчит.
Маленьких исследователей мира называются «почемучками», им все интересно и своими вопросами и разговорами они способны «заболтать» самую терпеливую мать. Однако встречаются и молчуны. Вот уже все сверстники вовсю разговаривают, а этот малыш не говорит даже «мама». С определенного возраста такая ситуация вызывает у родителей вполне оправданное беспокойство.
Когда нужно волноваться?
Для каждого ребенка «удобен» свой темп развития. Один раньше залепетал, другой первым начал садиться или вставать на ножки, а третий пошел и заговорил раньше своих товарищей по песочнице. Если возрастные вариации укладываются на пару месяцев, волноваться не стоит.
Однако знать нормы речевого развития детей нужно всем родителям. Если отставание делается значительным (а логопеды считают вариантом нормы запаздывание того или иного навыка не более чем на 2-3 месяца), лучше обратиться за консультацией к специалисту.
Пресловутое слово «мама» дети обычно начинают говорить к году или полутора годам. А если первый день рождения уже давно отпраздновали, а долгожданного слова все еще нет? Пора бежать по врачам?
Консультация специалиста никогда не помешает. В вопросе развития речи не стоит ждать, пока все образуется «как-нибудь само». Однако, чтобы не впадать в панику раньше времени, присмотритесь к своему малышу. Вполне возможно, что он просто немного задерживается с произнесением столь ожидаемых родителями слов и ничего страшного не происходит.
Важные факторы:
- Годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь. То есть откликается на собственное имя, дает адекватную реакцию на слова родителей.
- Отсутствуют нарушения слуха и зрения.
- Младенческое «агуканье» сменила лепетная речь. Каким-то подражательными слогами ребенок уже пытается обозначать конкретные слова.
- В играх заметно стремление повторять за взрослым, выполнять заданные действия.
В раннем возрасте процесс формирования речи тесно связан с развитием психики и мышления. Родителям стоит проследить и за этими аспектами. Если какие-то подозрения все же возникли, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам.
Кого посетить:
- невролога;
- детского психолога;
- логопеда-дефектолога.
Читайте также: Слого-буквенные схемы для профилактики и коррекции дисграфии
Как научить ребенка говорить «мама»?
Итак, если ваш малыш по мнению врачей развивается в соответствии с нормой, никаких особенных проблем у него нет, но пока почему-то не разговорился, родителям по силам немного форсировать события.
Основное условие для правильного формирования речи — это общение. Самое большое заблуждение некоторых мам и пап заключается в том, что им кажется, будто ребенок их пока не понимает, а значит и разговаривать с ним не нужно. Все это совсем не так!
Чем больше вы будете общаться с малышом, тем больше слов окажутся в его пассивном словаре. А значит, со временем перейдут и в активный. Кроме того, именно слушая обращенную к нему речь, ребенок учится разговаривать!
Как общаться с маленьким ребенком:
- Используйте в своей речи правильные формы слов. Несомненно, многие малыши говорят «бо-бо» про царапину или «би-би» про все виды транспорта. Это звучит очень мило, но родителям не стоит упрощать ребенку обучение. Пусть какое-то время «длинные» слова побудут в пассивной форме, но со временем малыш заговорит так, как надо!
- Старайтесь говорить простыми, понятными ребенку словами. Повторяйте их много раз каждый день.
- Разговаривайте по возможности четко и повернувшись к малышу лицом. Именно «считывая» артикуляцию ребенок учится произносить новые слова.
- Создавайте иллюзию диалога. Задавайте вопросы и отвечайте на них сами. Но делайте небольшую паузу, дайте возможность ребенку в один прекрасный момент вставить знакомое слово.
- Говорите обо всем. Комментируйте процесс одевания, умывания, рассказывайте о том, что видите на прогулке и так далее. Ведь малыш узнает мир при помощи родителей.
- Не включайте «фоном» телевидение или радио. Такие звуки не воспринимаются маленькими детьми как речь, а значит ничему его не научат.
- Используйте соску-пустышку пореже. Как малыш заговорит, если у него все время занят рот? Кроме того, постоянное сосание может испортить прикус и привести к неправильной артикуляции.
Во что играть, чтобы научить разговаривать?
Маленькие дети требуют много нашего внимания. Используйте это время для игр, которые помогут ему развиваться:
- Всевозможные сортеры, шнуровки, игры с бусинами, крупами и прочими мелкими деталями прекрасно стимулируют мелкую моторику. Как известно, это важная составляющая в процессе формирования речи.
- Пальчиковые игры и массаж ручек тоже помогут малышу заговорить. Повторяющиеся изо дня в день приговорки про сороку-ворону или стишок «пальчик-пальчик, где ты был?» очень быстро запомнятся малышу и он сможет рассказывать его вместе с вами.
- Артикуляционная гимнастика вполне может быть освоена и годовалым крохой. Выбирайте самые простые упражнения. Пусть ребенок покажет, как он умеет улыбаться, вытянет губы, изображая хобот у слона, подразнит вас, показав язык и т. д.
- Если ребенок произносит какие-то слоги, повторяйте за ним. Например, «На-на-на». Вместе очень весело! А теперь немного измените слог: «ны-ны-ны», призывая ребенка повторять за вами. Прекрасно! Вы научили его новому звуку.
- Пойте песенки и рассказывайте знакомые детские стишки, останавливаясь перед произнесением последнего слова («Уронили мишку на пол, оторвали мишке….»). Довольно скоро малыш сам захочет помочь вам закончить предложение, ведь он хорошо запомнил слово, которое надо произнести.
- Читайте вместе книги. Если ребенку до года еще трудно долго удерживать внимание на тексте, просто рассматривайте картинки. Рассказывайте, кто там нарисован, задавайте вопросы. Дети очень любят такое времяпрепровождение.
Читайте также: Когда нужны занятия психолога с детьми 2-3 лет?
Больше позитива и хорошего настроения! Не давите на ребенка, заставляя его говорить. Постоянные окрики и принуждение могут привести к возникновению речевого негативизма, а справиться с ним будет уже не так просто.
Хотите, чтобы ребенок поскорее сказал «мама»? Играйте в прятки. Закрывайте свое лицо руками и говорите: «где мама? — вот мама!» Очень скоро ваш малыш будет и сам радостно выкрикивать долгожданное слово.
Однако хотим напомнить, что по статистике только меньше половины детей первым словом произносит «мама». Чаще это бывает «папа»,«дай», «на-на», «ам-ам»:-) Не принимайте это близко к сердцу. Первым может быть любое слово с повторяющимися слогами или то, которое проще выговорить. Вы же знаете, все равно больше всех на свете он любит вас!
Источник
Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок говорил, а потом перестал. Обычно это вызывает ещё большее беспокойство, чем задержка речи. В первую очередь необходимо выяснить, почему ребёнок перестал говорить. Причины речевого регресса бывают различными. Перестать разговаривать ребенок может в год, два или в любом другом возрасте.
Причины речевого регресса
На разных этапах развития малыш может перестать говорить звуки, слова, гулить или лепетать. Влияют на это разные факторы. Если малыш в год перестаёт говорить, то это не всегда повод для волнения. Причина может крыться в перемене обстановки. Поэтому, если ребёнок перестал говорить, то врачебное вмешательство может не потребоваться. Достаточно будет занятий с педагогом и логопедом.
Выделяется три группы причин, по которым ребёнок может перестать разговаривать:
- Психологические. Часто родители замечают такое, что ребёнок знал много слов, а потом совсем перестал разговаривать. Это может произойти из-за:
- из-за сильного стресса, например, потери одного из родителей;
- также дети говорят, а потом замолкают из-за ссор в семье, эмоциональных потрясений вследствие аварий и других негативных ситуаций;
- после испуга. Часто такое незначительное событие, как резкое торможение автомобиля или громкий звуки приводят к тому, что малыш перестаёт совсем говорить. В этих случаях требуется помощь психолога и логопеда.
- сильного давления родителей. Многие мамы и папы хотят ускорить речевое развитие малыша. Однако чрезмерные нагрузки могут возыметь обратный эффект. Развитый ребёнок может в год совсем замолчать после того, как говорил абсолютно нормально;
- смены обстановки. Если малыш перестал говорить при переходе в новый детский сад, то проблема кроется в стрессе. Её решит психолог или грамотный педагог.
- ишемического или геморрагического инсульта;
- черепно-мозговой травмы;
- воспаления головного мозга (энцефалита, абсцесса и пр.);
- заболевания ЦНС;
- опухоли головного мозга;
- психического заболевания;
- операции на мозге.
Если ребёнок перестал говорить слова без видимых причин, то необходимо исключить или подтвердить афазию. Для выбора эффективного метода коррекции следует установить тип патологии.
Типы афазии
- Амнестическая афазия. Ребёнок забывает или путает разные слова. При этом он может описать предмет. Например, дети говорят не «машина», а «на этом можно ездить». Если напомнить ребёнку слово, то он произнесёт его, но потом опять забудет.
- Моторная афазия. Ребёнок, которому год или старше, может прекрасно понимать речь. Но при этом в зависимости от стадии он отвечает невнятно или попросту молчит.
- Сенсорная афазия. У ребёнка затрудняется понимание речи. Он не реагирует на просьбы окружающих. Такие дети при этом говорить не перестают, а начинают бессмысленно произносить разные фразы.
- Тотальная афазия. Дети ничего не говорят и не понимают речи. Это самая серьёзная форма патологии.
Коррекция речевой регрессии
Если малыш перестал лепетать или говорить, то нужно сразу разобраться в причине недуга. В первую очередь следует посетить соответствующего специалиста. Если малыш перестал вдруг говорить из-за стресса, то потребуется обследование у психолога. При отсутствии видимых причин следует посетить невролога. Ребенок, который перестал разговаривать из-за афазии, в первую очередь нуждается в лечении основного заболевания.
Ребёнку могут назначить:
- медикаментозные препараты;
- хирургическую операцию;
- механотерапию и физиотерапию;
- логопедический массаж и ЛФК.
Для детей, которые не говорят, также назначаются логопедические занятия. Педагоги помогают ребёнку восстановить речь. Развиваются навыки письма и чтения (при необходимости). Если ребёнок перестал говорить, то коррекционные занятия с нейропсихологом и/или логопедом следует начинать как можно раньше. Сделать это можно в центе логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные специалисты выявят причину речевого регресса, при необходимости направят к профильным врачам или подберут эффективную корректирующую программу.
Прогноз и профилактика
Если ваш малыш говорил, а потом вдруг замолчал, то не отчаивайтесь. В большинстве случаев прогноз очень благоприятен. Своевременная коррекция позволяет искоренить патологию. Исключением являются случаи, когда малыш перестал говорить слова вследствие тяжёлого поражения центральной нервной системы или синдрома Ландау-Клеффнера.
Чтобы ребёнок не замолчал, родители должны уделять его эмоциональному состоянию особое внимание. При первых признаках стресса лучше обращаться к психологу. Ребёнка следует окружать заботой и помогать развивать ему речь. Однако профилактических мер для предупреждения афазии не создано. Единственное, что могут сделать родители для ребёнка – своевременно проходить медицинские обследования, предупреждать черепно-мозговые травмы и тяжелые нейроинфекции.
Источник
Что делать в этом случае? Как помочь ребенку заговорить? Стоит ли подождать и когда бить тревогу? На эти вопросы отвечает логопед-дефектолог I категории медицинского центра «ЛОДЭ» Наталья Курысь.
Наталья Курысь, логопед-дефектолог I категории медицинского центра «ЛОДЭ». Фото: Виктория ПОЛЯКОВА
– Чтобы проследить развитие речи у ребенка, специалисты советуют ориентироваться на нормы, хотя при этом соглашаются с тем, что эти «стандарты» определены давно, не совсем подходят современным детям и не учитывают индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Так ли это?
– Современные дети начинают говорить позже и имеют больше проблем с развитием речи, это факт. Конечно, нормы развития речи изменились, но не сильно. Основные какими были, такими и остались. Так, например, в 2-3 месяца у ребенка должно появиться гуление: это гласные звуки «о», «а», «у» в сочетании с согласной «г» (например, «агу», «гу»). Затем к 6-7 месяцам гуление переходит в лепет – неосознанное повторение слогов («бабаба», «папапа», «бум», «бам», «ам» и т. д.), но это еще не слова.
К 6 месяцам малыш должен реагировать на свое имя и тон, с которым родители к нему обращаются, эмоционально показывать, что он чувствует. В некоторых источниках пишут, что до года малыш должен иметь в активном запасе несколько слов, однако, судя по моей практике, главное, чтобы первое слово появилось до года, а до полутора лет в активном словарном запасе насчитывалось до 20 слов.
Также раньше, лет 15 назад, считалось, что словосочетания и простые предложения без предлогов и согласований («мама, дай», «мама, ам») должны появиться к полутора годам. Но сейчас эта норма отодвинулась – ребенку дается время до 1 года и 8 месяцев, чтобы он сформировал простое предложение.
Важно не только то, что произносит ребенок, но и может ли он следовать простым инструкциям, понимает ли обращенную речь, реагирует ли на свое имя. На все это нужно обращать внимание.
– Как помочь ребенку заговорить?
– Говорить с ним как можно больше. Век современных технологий привел к тому, что люди в принципе меньше общаются, в том числе и с детьми. Нужно стараться все рассказывать и показывать малышу, почаще бывать на улице, озвучивать происходящее, даже если вам кажется, что ребенок еще вас не понимает.
Родители должны стимулировать гуление и лепет, эмоционально поощрять любые попытки малыша произносить звуки. Пусть мама проследит за тем, чтобы при общении с ребенком у нее была хорошая артикуляционная подача: слова нужно произносить четко и при этом трогать губки малыша, чтобы он видел рот мамы и пытался повторять за ней.
Некоторые советуют не сюсюкать с ребенком, однако в раннем возрасте это можно делать, чтобы поддержать лепетную речь. К полутора годам излишнее сюсюканье вредит, нужно стараться говорить с ребенком на более «взрослом» языке, не искажать названия предметов.
Даже если ребенок еще не говорит, он все равно накапливает пассивный словарный запас. Советую мамам петь малышу песенки, читать стишки и потешки. Ведь «коза рогатая» и «гули-гули» пришли к нам от наших бабушек и предыдущих поколений не просто так, все это – простые, но очень важные упражнения развития речи. Читайте детям сказки, а потом задавайте вопросы (кто там был, что делал и т. д.). Если ребенок не отвечает, ответьте сами. Не сомневайтесь, он все впитывает и запоминает.
Логопед советует как можно больше общаться с ребенком: петь ему песенки, читать сказки и стишки. Фото: Виктория ПОЛЯКОВА
– Если ребенок молчит, к кому нужно обратиться? Достаточно ли помощи логопеда?
– Искать причину нужно в комплексе, так как зачастую задержка развития речи – проблема не только логопедическая. Во-первых, нужно смотреть, нет ли вопросов со стороны неврологии: вовремя ли ребенок начал сидеть, ползать, ходить. Если малыш «опаздывает», нужно обратиться к детскому неврологу и чем раньше, тем лучше. Затем посетить ЛОР-врача и сурдолога, чтобы проверить, хорошо ли ребенок слышит. К сожалению, все чаще бывает, что причина именно в этом: ребенок плохо слышит или не слышит совсем. Но если малыш в полгода не реагирует на имя, звуки и тон обращения, нужно проверить слух.
Также стоит обратить внимание на слюноотделение: если оно обильное, это может быть нехорошим знаком и предпосылкой к дизартрии (нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы). Необходимо проверить ротовую полость ребенка: мешают заговорить короткая уздечка языка, расщелины неба, аденоиды и другие патологии.
Существует и внутренний фактор задержки речевого развития – ребенок может не хотеть говорить. Нужно обратиться к детскому психологу, чтобы проверить задержку психических функций. Стоит учитывать и биологический анамнез (как проходила беременность, роды), не сбрасывать со счетов и наследственный фактор (в каком возрасте заговорили родители и другие дети в семье).
Читайте также: Педагог-дефектолог: «Мы с родителями – родня на всю жизнь»
– Допустим, родители заметили, что речь ребенка запаздывает или не развивается совсем, чем может помочь логопед на раннем этапе?
– Занятия с логопедом в раннем возрасте (до года) не очень продуктивны в силу того, что внимание ребенка еще рассеяно и не может концентрироваться надолго. Однако обратиться за консультацией однозначно стоит. Логопед посоветует, что родители могут делать дома самостоятельно. Домашние занятия могут во многом исправить ситуацию, ведь родители имеют возможность «подловить» ребенка в то время, когда у него хорошее настроение, он сыт и бодр, готов к нескольким минутам занятий.
Логопед проконсультирует вас и подскажет, как использовать наглядный материал (предметные, а затем и сюжетные картинки), как проводить артикуляционную гимнастику, логоритмику (упражнения и игры на основе сочетания музыки, движения и слова).
Нередко бывает и такое, что ребенок не хочет заниматься с мамой, не реагирует на ее попытки чему-то его обучить, так как попросту не воспринимает ее как учителя. Тогда занятия с логопедом – единственный способ простимулировать развитие речи ребенка.
– Говорят, что речь ребенка находится на кончиках пальцев. Специалисты советуют развивать общую и мелкую моторику рук. Это действительно стимулирует развитие речи?
– Действительно, определенная связь между мелкой моторикой руки и развитием речи есть. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Однако на практике мы нередко видим обратное: есть дети, которые не могут сами завязать шнурки, но прекрасно говорят, а есть такие, которые с легкостью управляются с любыми мелкими предметами, но при этом их речь малопонятна для окружающих и сильно отстает от сверстников.
Развитие моторики – это важный, но не ключевой фактор. Однако точно можно сказать: если пальчики работают хорошо, это указывает на то, что тяжелых речевых нарушений нет.
– Как должны проходить занятия с логопедом? С какой периодичностью? Можно ли надеяться на быстрый результат?
– Все зависит от логопедического заключения. Но в среднем занятия с логопедом необходимо проводить 2-3 раза в неделю и при этом заниматься с ребенком дома, чтобы отрабатывать и закреплять навыки.
Многие логопеды практикуют занятия за закрытыми дверями. Но я считаю, что это не совсем правильно. Если требуется коррекция легких нарушений, то мама может посидеть за дверью, ее присутствие необязательно. Но при тяжелых речевых нарушениях родители должны присутствовать на занятиях и тоже учиться, потому как такая коррекция требует ежедневных занятий, а с логопедом заниматься каждый день вряд ли получится. Это должна быть совместная работа и общие усилия, тогда занятия будут эффективны. Но в любом случае при тяжелых нарушениях (алалия, дизартрия, общее недоразвитие речи) на скорый результат надеяться не стоит. До первых побед на речевом фронте может пройти и полгода, и год, и больше… К этому нужно быть готовым.
– Каждый хоть раз слышал истории о том, как «сын подруги соседки тети Кати» молчал до 4 лет, а потом резко заговорил. Действительно ли бывают такие случаи? Может, родителям стоит расслабиться и оставить молчуна в покое?
– Бывают случаи, когда можно подождать. Например, четырехлетний ребенок не произносит звук «р». До пяти лет можно подождать при условии, что все остальные звуки есть. При дизартрии стертой формы и при общем недоразвитии речи заниматься нужно обязательно уже с 3-4 лет. Лучше спохватиться заранее.
Я встречала в своей практике детей, которые молчали до трех лет, а потом резко заговорили. Ребенок может накапливать пассивный словарный запас, прекрасно вас понимать, но в силу характера или по каким-то своим личным причинам, из-за внутреннего протеста, понятного только ему самому, не хотеть говорить. Вот таких детей может неожиданно «прорвать». Но, опять-таки, исходя из своей практики, я бы советовала не надеяться на чудо. Наблюдайте за ребенком – понимает ли он обращенную речь, выполняет ли простые инструкции, есть ли хотя бы какие-то слова. В возрасте 3 лет ведущую роль в развитии речи играет общение со сверстниками, поэтому, если ребенок пошел в детский сад и спустя полгода так и не заговорил, лучше не теряйте время – проконсультируйтесь с логопедом.
Читайте также: Родители часто сами способствуют задержке речи ребенка: когда нужно обращаться к логопеду?
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Источник