Ребенку 2 года очень стеснительный
Малыш смущается при виде чужих людей и боится незнакомых мест. Он сторонится даже знакомых по детской площадке. О том, что отвести его в сад, не может быть и речи: при виде воспитательницы, окруженной детьми, он начинает рыдать. Что делать родителям?
- Не спешите бить тревогу. Дети до трех лет часто боятся разных вещей – темноты, высоты, воды, оживленного движения вокруг. Неестественно как раз полное отсутствие страха. Есть дети – участники игр, а есть дети – наблюдатели. Не вытаскивайте последних из угла, в который они забились: так вы лишите малыша чувства защищенности.
- Иногда малышу просто необходимо побыть одному, увлеченно рисовать, лепить, рассматривать картинки. Ребенок не должен всегда находиться в движении и общении со сверстниками. Если он при желании свободно говорит с посторонними, играет с другими детьми, когда хочет, у него нет причин волноваться. Ребенок развивается «скачкообразно»: застенчивый в 2 года малыш к трем может стать настоящим сорванцом, и наоборот.
- Не будьте чрезмерно строгими. Особенно эти грешат отцы, которые редко видят наследника и спешат излить на него весь комплекс воспитательных мер в выходные. Не только девочкам, но и мальчикам нужна своя порция любви, ласки, объятий и поцелуев. В противном случае однажды сынишка рискует превратиться либо в настоящего хулигана, отыгрывающегося на сверстниках, либо в забитого недотепу.
- Вы знаете, какие ситуации могут испугать малыша. Готовьтесь к ним заранее.
- Не озвучивайте страхи малыша ( «На площадке много детей, я знаю, как ты боишься, давай повернем обратно» ). Лучше предоставьте ему право выбора: «На площадке много детишек, если хочешь, ты можешь прямо сейчас повернуть обратно». Не исключено, что желание играть в песочнице пересилит, и он победит свою застенчивость.
- Не будьте чрезмерно подозрительны. Если в вашей речи, обращенной к ребенку, постоянно звучит рефрен «не обидел ли кто детку» малыш это почувствует, и в дальнейшем будет относиться к окружающим как к злоумышленникам.
- Не избегайте страхов. Многие родители, желая избавить дитя от пугающих ощущений, устраняют саму ситуацию, которая порождает страх. Это главная ошибка. Чтобы избавиться от дискомфорта, ребенок должен оказаться в пугающей ситуации и научиться преодолевать свой страх. С вашей, конечно же, помощью.
- Защищайте его, доверие ребенка – штука хрупкая. Поэтому не заставляйте малыша самостоятельно преодолевать страх и тем более не высмеивайте его, если он испугался. Даже если в угоду вам малыш и постарается «исправиться», он никогда не научится доверять окружающему миру всецело. Ребенок должен постоянно ощущать вашу поддержку и защиту.
- Не торопитесь. Детям намного легче преодолевать свой страх, если родители будут медленно и постепенно знакомить его с ситуацией, которая может вызвать панику.
- Тренируйте общительность. Рано или поздно ребенка придется отдавать «в общество»: садик, секцию или кружок. Чтобы приучить малыша к шумным компаниям, чаще бывайте на детских площадках, знакомьтесь с другими детьми. Сделайте коллективное фото «детсадовских коллег»: вечером сможете обсудить товарищей вместе с ребенком.
- Дети рождаются открытыми миру, любопытными и готовыми познавать. Застенчивость – не врожденное их свойство, а приобретенное в процессе общения с окружающими. Обычно застенчивыми бывают «домашние» детки, которых ограждают от «сложностей мира». Поговорите с родными и близкими, которые составляют круг вашего общения. Возможно, они и не подозревают о страхах вашего малыша. Ваша задача – все им объяснить и научить себя вести при столкновении с детским страхом.
- Ходите в гости. И зовите в гости к себе семьи с маленькими детьми, которые могут стать товарищами вашему пугливому «зайчишке».
В большой компании
Разрешите малышу вести себя так, как ему хочется. Реакция малыша на пугающее окружение может быть различной. Попросите тех, кто рядом, не замечать выходки ребенка. Если вы позволите малышу побыть вне толпы, понаблюдать, вскоре его природная любознательность пересилит застенчивость, и он сам выступит инициатором диалога и вольется в игру.
Источник
Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.
Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.
Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.
Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».
«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.
Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».
Поощряйте самостоятельность
Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.
Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.
Не формируйте картину мира, полную опасностей
«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.
Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.
Объясните ребенку, что ошибки — это нормально
Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.
«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.
И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция — «даже не буду пробовать, все равно не получится».
Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.
Хвалите вместо необоснованной критики
Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.
Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?
«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».
«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.
«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.
«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.
Дайте ребенку право слова
Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.
Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.
Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.
Практикуйте с ребенком социальные сценарии
Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.
Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».
«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».
«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.
Помогите ребенку расширить круг общения
У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.
Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.
«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».
«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».
Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.
Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.
Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».
Источник
Дочке 2г.5мес. и такого стеснительного ребенка я еще не встречала. Все знакомые и окружающие просто не верят, что она может безобразничать, разговаривать, кричать, бегать и тп. Дома при своих (мама, папа, бабушка) абсолютно нормальное детское поведение с танцами, криками, болтанием, пением, капризами и попытками руководить действием взрослых. Но если только кто-то приходит в гости, или на улице подходит другой ребенок, или просто замечает, что на нее обратили внимание — моментально замыкается и замолкает.
Раньше могла с плачем бросаться мне на руки, сейчас (прогресс) просто остается на месте и ждет, когда «раздражающий фактор» исчезнет с ее горизонта. При этом, может забываться и идти, например, по улице и петь какую-то свою песню во весь голос. Т.е. основная проблема в коммуникациях с другими людьми и детьми в частности. Уже в течении 9 мес. раз в неделю ходим на развивающие занятия. Она довольно умный и сообразительный ребенок, поэтому от занятий я ждала одного, что она привыкнет к детям поблизости и перестанет их бояться. Дочка ходит туда с удовольствием, ждет, подгоняет меня. Но за эти 9 мес. от нее там слова не услышали (разве что видели, как улыбается, чего тоже долго ждали). Нет ответа на элементарные вопросы: как тебя зовут? с кем пришла? и т.д. Иногда только можно по губам прочитать ответы «да/нет». От коллективных занятий, где надо кому-нибудь дать руку уклоняется, если попробовать взять может в плачь удариться. И при этом всем детям она нравится: есть девочка, которая встречает ее всегда радостным криком «Дана пришла», мальчики регулярно пытаются подлезть обнять-поцеловать. Последний пример: после занятия все детки сидят на стульях обуваются, рядом с ней мальчик, протягивает руку и щекочет Дану за ухом. Она ни разу не посмотрев на него, просто прикрыла ухо рукой и напряженный взгляд в другую сторону. После подобных случаев она вполне жизнерадостно может рассказывать или спрашивать: ко мне мальчик подходил, а зачем подходил, зачем щекотал?
Опять же из-за стеснительности она не может отстаивать свои игрушки на площадках, если подойдут и скажут «дай» — она безропотно отдаст. В последнее время только, видя что кто-то приближается в ее сторону, прижимает вещь к себе. Я при этом всегда ей говорила, что отдавать надо лишь в том случае, если хочешь поделиться, если нет — то нет.
Изначально планировали садик с сентября, по этой причине отложили до 3 лет, в надежде что что-то изменится.
Конечно, может быть корень проблемы во мне. Сама особой наглостью никогда не отличалась. Я классический интроверт, который очень бережет личное пространство. Гуляя с ребенком я не вливалась в процессии колясок, здороваюсь со многими, но подружиться смогла реально только с одной мамочкой. При этом, в детстве у меня подобных дочкиной проблем у меня не было. Хотя возможно на это повлияло наличие любящего старшего брата и обязательный садик с 1,5 лет. Так что вне детей я себя просто не помню.
Собственно в чем вопросы. Пройдет само? Или надо как-то специально корректировать? Как мне вести себя, когда к дочке подходят другие дети, а она отмалчивается и делает вид, что ее здесь нет? Буквальный пример: если подходит ребенок и говорит «как тебя зовут? давай дружить?». Надо ли мне отвечать за дочку или молча ждать, когда она наконец созреет? Сейчас я обычно отвечаю за нее, как зовут, если продолжают идти на контакт, а мой ребенок разворачивается и бредет в другую сторону, объясняю, что она стесняется.
Источник