Ребенку 2 года очень активный
Многие родители к двухлетию своего малыша начинают замечать что, ребенок непоседлив, неугомонен и ему бывает трудно сосредоточиться на каком-то определенном деле. Одним словом, гиперактивный, трудный малыш. Что делать в этом случае окружающим его взрослым? Ведь именно в этом возрасте признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности, начинают проявляться наиболее ярко.
Чтобы не строить пустых предположений и не ставить клеймо гиперактивного на обычного подвижного ребенка, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам. Детский психолог поможет выяснить причину возникновения расстройства и даст наиболее эффективные рекомендации.
Почему?
Стоит обратить внимание на тот факт, что основной причиной гипервозбудимости современные доктора считают генетическую предрасположенность. Почти 30% родителей страдали тем же расстройством, что и их малыш.
Также среди частых причин появления гиперактивности называются:
- различные нарушения внутриутробного развития (гипоксия плода, вирусные заболевания и вредные привычки матери, токсикоз, высокое давление);
- слишком быстрые или наоборот затяжные, тяжелые роды;
- рождение с помощью кесарева сечения;
- слишком маленький вес новорожденного и рождение раньше срока;
Важно! Признаки неврологическо-поведенческого расстройства не остаются на всю жизнь и с взрослением ребенка постепенно исчезают, но правильный подход к воспитанию способен ускорить и облегчить процесс перерастания гиперактивности малыша.
Признаки и симптомы
Несмотря на то, что только психолог может поставить точный диагноз малышу, видимые признаки смогут многое рассказать родителям и позволят более тонко и грамотно взаимодействовать с ребенком.
- Неспособность усидеть на одном месте, бесцельная и бурная двигательная активность.
- Неадекватное поведение, например, резкое вскакивание, неожиданный громкий смех или крик.
- Неумение сосредоточится на одном занятии, малыш легко отвлекается.
- Импульсивность действий.
- Малыш очень часто ломает и теряет игрушки.
- Плохо воспринимает обращенную к нему речь, рассеянный и забывчивый.
- Плохо спит.
- Неумение ждать, например своего хода в игре или обещанного подарка.
- Необдуманность поступков и действий.
Рекомендации родителям
Среди специалистов считается, что если кроха не продемонстрировал признаков гиперактивности до трех лет, то в дальнейшем опасность появления синдрома дефицита внимания существенно снижается. Поэтому именно 2 года становятся определенной точкой, определяющей дальнейшее развитие малыша. Именно в этом возрасте гиперактивность и беспокойное поведение, неплохо поддаются коррекции, тем самым позволяя заранее приготовить ребенка к поступлению в детский сад, а затем и в школу, без лишнего стресса.
Что делать если ребенок гиперактивный в 2 года?
- Строгий распорядок дня. Четкое расписание ежедневных дел, помогает организовать деятельность гипервозбудимого малыша и застрахует от появления резких всплесков энергии.
- Чистота в детской. Необходимо следить за порядком в комнате малыша. Разбросанные игрушки провоцируют рассеянность внимания и расторможенность крохи. Причем в комнате не должно быть ярких, кричащих цветов, декора и раздражающих источников шума (телевизор, радио)
- Контроль над капризами. Не стоит потакать любым желаниям и истерикам ребенка. В этом случае, лучше ненавязчиво переключить внимание малыша на что-то другое.
- Благоприятная, любящая атмосфера в семье. Постарайтесь не ссориться на глазах крохи. Обязательно оградите его от негативных эмоций и агрессивного поведения домочадцев.
- Постарайтесь хотя бы на время свести к минимуму визиты шумных компаний и получение ярких впечатлений (посещение цирка, развлекательно-игрового центра, мест общественного гуляния). Более уместны спокойные ежедневные прогулки и семейные выезды на природу.
- Превратите отход ко сну в настоящий ритуал. С принятием успокаивающей травяной ванночки, чтением любимой книги и тихой колыбельной на ночь.
Важно! Помните, что гиперактивному ребенку двух лет нужно дать понять, что он ничем не отличается от сверстников. Кроха ничем не болен, а является индивидуальностью требующей особенного подхода.
Малыш с синдромом дефицита внимания, нуждается в постоянной поддержке и одобрении. Родительская любовь и забота поможет ребенку быстрее справиться с проблемами и пережить этот сложный период без потерь.
Полезное видео
Особенности взаимодействия с гиперактивными малышами требуют определенных знаний и навыков. А в чем заключается специфика общения с гипервозбудимым ребенком и какой путь коррекции выбрать, можно узнать в представленном видеоролике.
Вам будет интересно
Серия статей на нашем сайте про гиперактивность детей в разном возрасте, особенности, лечения медикаментозными препаратами и народными средствами, а также секреты воспитания послушного ребенка:
Секреты воспитания послушного ребенка
Если у вас гиперактивный ребенок до года: причины, симптомы и рекомендации
Что делать, если ребенок в 2 года не слушается
Гиперактивный ребенок в саду и в первом классе: особенности и адаптация
Гиперактивный ребенок 3-7 лет
Если у вас гиперактивный ребенок: лечение народными средствами и медикаментозными препаратами
Источник
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детворы проявляется с самого нежного возраста. Но установить, что видим: симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка до 2, в 2,5 года, или просто он растет чрезвычайно активным, любознательным или капризным, непросто.
Если возникает подозрение, что поведение малыша отличается от нормы для его возраста, необходимо обратиться к врачу и пройти комплексное обследование. Так как по мере взросления, признаки синдрома будут проявляться сильнее, усложняя жизнь ребенку. Ему будет проблемно учиться, выстраивать отношения со сверстниками.
Признаки гиперактивности у детей 2-3 лет
Признаки развития СДВГ у ребенка в возрасте двух (2) лет, непрофессионалу распознать сложно. Однако есть проявления, которые должны насторожить родителей.
Синдром характеризуется одновременным дефицитом внимания и гиперактивностью, с преобладанием первого или второго. Потому симптомы традиционно делят на 3 показательные группы.
Нарушение внимания
- Малыш старается избежать рутинных дел, требующих сконцентрированного внимания. Отказывается повторять слова за взрослыми, не любит рисовать, складывать мозаику, играть с конструктором. Протест выражается как истериками, так и попытками убежать, спрятаться.
- Не способен сконцентрироваться на одном занятии, действует непоследовательно. Сразу хватает несколько игрушек, быстро теряя к ним интерес. При участии в ролевых играх постоянно меняет тему, переключается с персонажа на персонажа. Не задерживает внимание ни на одном предмете.
- Цикличность отвлечения. Занимается делом не дольше 5 минут, после чего словно зависает. Создается впечатление, что в такие моменты он не слышит обращенную к нему речь.
- Сосредотачивается на одном занятии только находясь один на один с близко знакомым человеком. В помещении должны отсутствовать лишние шумы, отвлекающие объекты.
Импульсивность
- Его желания – закон. Действует по побуждению, мгновенно, не обращая внимания на реакцию взрослых, сверстников.
- Отсутствует терпение. Если после высказанной просьбы сразу же не получает желаемое, начинается истерика.
- Меняется настроение, легко переходит от веселья к слезам и обратно.
- Полное бесстрашие. Опасность не воспринимается вообще, даже после предупреждения взрослых.
- Не выполняет просьбы, простые инструкции, постоянно отвлекается. Складывается ощущение, что абсолютно не воспринимает команды от взрослого.
Подобные симптомы объясняются уязвимостью нервной системы. Она не справляется с потоком информации, поступающим из внешнего мира, поэтому ребенок концентрируется исключительно на своих желаниях и их немедленном исполнении.
Гиперактивность
- Нецелесообразные движения – главный отличительный признак СДВГ. Малыш дёргает руками, бегает, а не ходит, пытается залезть в недоступные места, ломает вещи, не может спокойно просидеть ни минуты.
- Слишком быстрые темпы развития, серьезно обгоняющие сверстников.
- Слишком громкая постоянная речь. Дети пытаются говорить постоянно, часто недоговаривая слова, перебивая взрослых. При этом сама по себе речь не развивается, не становится более сложной, словарный запас не пополняется, дикция не улучшается.
- Слишком выраженная мимика. Эмоции сменяют друг друга очень быстро, выражены сильно. Иногда кажется, что малыш кривляется специально.
Доказано, что чрезмерная подвижность в случае детей с СДВГ идет только на пользу. Пока малыш бегает, дергается, передвигается, его мозг совершенствуется. В коре возникают дополнительные нейронные связи, которые со временем помогут избавиться от большинства проявлений диагноза.
Диагностика и лечение
Диагностируется синдром в столь юном возрасте только после комплексного обследования, включающего в себя:
- сбор информации о здоровье пациента, характере беременности матери, особенностях поведения, чертах характера пациента;
- работа с психологом, прохождение тестов, рассчитанных на выявление заболевания в раннем возрасте.
Для успешной коррекции такой проблемы развития, применяется комплексное лечение, включающее в себя разнообразные методы:
- БОС (биологическая обратная связь) – терапия, позволяющая научиться концентрироваться на ощущениях своего тела, контролировать проявления болезни;
- транскраниальная магнитная стимуляция улучшает развитие мозга, способствует быстрому созданию адекватных нейронных связей.
- электромагнитное поле крайне высокой частоты (КВЧ);
- ЛФК – разработанные неврологами занятия гимнастикой с тренером;
- массаж воротниковой зоны курсами 2-4 раза в год;
- работа с психологом по корригирующим методикам;
- специальные педагогические приемы;
- здоровое питание;
- организация строгого распорядка дня.
Медикаментозная терапия гиперактивности в 2-3 года при появлении симптомов СДВГ у детей применяется редко. Врачи стараются обойтись более щадящими способами.
Прогноз развития заболевания
СДВГ относится к легким когнитивным нарушениям, чьи симптомы, проявившиеся до 2 летнего возраста можно успешно устранить в течение нескольких лет благодаря комплексной терапии. Однако нужно понимать, что без лечения, небольшие изначально нарушения будут прогрессировать. Выраженные проблемы возникают с наступлением периода обучения.
Нескорректированная к поступлению в школу гиперактивность приводит к развитию:
- дислексии.
- дисграфии.
- сложностям с математикой, счетом.
- отставанию в интеллектуальном развитии от сверстников на 1-1,5 года, которое со временем только усиливается.
Все эти отклонения взаимозависимы, побороть их можно только устранив проблему.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник
Абсолютно все дети очень активные и подвижные. Активность ребенка говорит о том, что он здоров (больной малыш не стал бы весь день скакать и прыгать), и что он имеет нормальных адекватных родителей, которые не давят на него с воспитанием и прочей ерундой, вредной для детской психики.
Когда женщина становится мамой, только тогда она понимает смысл, всем известной нам присказки: «Какой же малыш хороший, когда спит!», в отличие когда он прыгает, бегает, ломает, строит, складывает, собирает, разбрасывает, крушит, кусается, дерется, поет, кричит, танцует — и все это он может делать одновременно.
Однако, если активность — это хорошо, то почему же практически все неврологи называют ее гиперактивностью и считают что это патология, которую нужно лечить, прописывая маленькому непоседе успокоительные? Оказывается существует простая активность и навязчивая перевозбудимость, между которыми есть большие отличия.
Когда очень активный ребенок — это норма
Любого возбужденного ребенка не следует приравнивать к детям с синдромом гиперактивности. Если малыш полон энергии, бьющей через край, из-за чего он становится непослушным и упрямым — это не означает, что он гиперактивный. Если вы сидите в очереди, а ребенок не может усидеть на месте, начинает злится и хныкать — это нормально. Ведь утомление не считается чем-то ненормальным.
Если ребенок начинает «разгуливаться в постели», когда мама пытается уложить его спать, балуется в магазине или становится как заводной — это также не является признаком гиперактивности.
Итак, шумный малыш, который полон сил и энергии — это радость, а не повод для беспокойства.
Рассмотрим, что характеризует активного ребенка, поведение которого считается НОРМОЙ:
- Предпочитает подвижные игры, большую часть дня бегает и прыгает, как заводной. Если его заинтересовать, то с ним можно почитать книжку или собрать конструктор.
- Много и быстро говорит, задавая кучу вопросов.
- Он активный не везде. Например, непоседливый и беспокойный дома, а в гостях или садике ведет себя спокойно и хорошо.
- Он не агрессивный. Играя на улице может случайно ударить или дать сдачи обидчику, но сам редко провоцирует на драку.
Активность и подвижность естественна для малыша и ее не следует ограничивать. Однако как же тогда быть с чрезмерной активностью? И главное, что нужно считать чрезмерным?
Норму определить нелегко, ведь многое зависит от индивидуальности, от темперамента и характера ребенка. И все же, неврологи же называют некоторых детей гиперактивными. Давайте рассмотрим почему.
Симптомы гиперактивного ребенка
Первые проявления гиперактивности можно обнаружить у малыша на втором году жизни:
- Он слишком чувствителен к различным раздражителям (действия мамы или окружающих, звуки, свет и так далее).
- Гиперактивного ребенка очень сложно уложить спать, а если он спит, то беспокойно, постоянно просыпаясь.
- Он плохо ест и у него часто возникают кишечные расстройства.
- Он вообще не сидит на месте, постоянно находится в движении. Если он не бегает, то его руки постоянно что-то вертят, расстегивают, рот что-то жует, высовывает язык, голова тоже находится в движении, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону.
- Помимо чрезмерной двигательной активности, гиперактивность характеризуется беспокойством и посторонними движениями. Например, когда ребенок сидит, то он ерзает на стуле и не может удержать ноги и руки неподвижными.
- Находясь в постоянном движении, малыш не может себя контролировать, т. е. если он устал, то все равно продолжит двигаться, а когда его силы окончательно иссякнут, то он будет плакать и истерить.
- Также для такого ребенка характерна неловкость и навязчивость в движениях, неуклюжесть, частые смены настроения.
- Гиперактивному ребенку присуща в поведении импульсивность.
- Ему сложно концентрировать свое внимание.
- Часто такой ребенок не способен контролировать свою агрессию — кусается, дерется, толкается, кидает палки, камни и все что попадется под руку. При этом он не реагирует на ограничения и запреты и довольно часто является инициатором конфликтов
Импульсивность в поведении гиперактивного ребенка
Она проявляется как в различных повседневных ситуациях, так и при выполнении домашних и школьных заданий. Импульсивность выражается в том, что он действует, не думая. В школе ребенок перебивает других; с трудом дожидается своей очереди; отвечает на вопросы, не выслушав их до конца; может встать с места без разрешения; во время игр с другими детьми, не следует правилам игры; вмешивается в разговор.
Из-за импульсивности гиперактивный ребенок склонен к получению травм, так как не задумывается о последствии своих действий и попадает в опасные ситуации. Например, может выбежать на проезжую часть.
Сложности с концентрированием внимания у гиперактивного ребенка
Гиперактивному ребенку также сложно удерживать и концентрировать внимание, что и является главной причиной плохого выполнения домашних и школьных заданий. Он может сохранять внимание всего лишь несколько минут. Он склонен терять свои вещи и постоянно забывает то, что ему нужно сделать. Однако бывает такое, что такой ребенок может просидеть во время игры или занятий несколько часов. Это связано с тем, что он сильно увлекся, заинтересовался и от этого занятия он получает удовольствие. Хуже всего гиперактивный ребенок выполняет задание, которое ему кажется скучным, повторяющимся, трудным, без поощрения и не приносящим удовлетворения.
Наряду со сложностями концентрировать внимание, такому ребенку свойственна отвлекаемость. Он часто переключается с одного занятия на другое.
Как правило, проявление гиперактивности усиливается при поступлении ребенка в школу. Это обосновано тем, что он не в состоянии выполнить требования школьной программы. При этом многие такие дети обладают хорошим уровнем интеллектуального развития, но тем не менее в школе им очень сложно справиться с каким-либо заданием, поскольку они испытывают трудности в его организации и завершении.
Проблемы во взаимоотношениях у гиперактивного ребенка
У такого ребенка также есть проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и с окружающими, в том числе и с семьей. Во время разговора много и быстро говорит, глотает слова, не дослушивает и перебивает собеседника. Задает множество вопросов и редко выслушивает на них ответы. Он не может долго играть, устанавливать дружеские отношения и общаться. Все это приводит к ссорам, ребенок становится отвергаемым и нежеланным в коллективе. У него появляется низкая самооценка, лживость, упрямство, агрессивность, задиристость и вспыльчивость.
Согласно статистике, мальчики более подвержены гиперактивности, чем девочки. Более у половины детей этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Подросток склонен к асоциальным действиям, вредным привычкам и с большим трудом адаптируется в коллективе.
Основные причины гиперактивности у ребенка:
- неблагоприятное течение беременности (стрессы, токсикоз, гестоз, инфекции и так далее);
- принятие беременной лекарственных препаратов, снотворных, гормонов, витаминов;
- проблемные или преждевременные роды;
- ребенок,родился с помощью кесарево сечения или с маленьким весом;
- были нарушения в грудном возрасте;
- наследственность;
- дефекты воспитания (чрезмерная строгость и требовательность или излишняя опека родителей);
- в случае, когда один из родителей что-то запрещает, а другой, наоборот, разрешает, в результате, малыш не может понять, что можно, а что нельзя;
- получение ребенком психологической травмы, например, развод родителей, или конфликты с родителями или учителями;
- плохая экология и темп современной жизни.
Как бороться с гиперактивностью ребенка?
Прежде всего, необходимо создать определенные условия жизни (спокойная обстановка и избегание конфликтных ситуаций в семье, соблюдение четкого режима дня, прогулки на свежем воздухе).
Более побробно по этой теме: Синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ: диагностика, лечение и коррекция
Гиперактивность не является болезнью, это лишь небольшое отклонение он нормы. Однако делать вид, что это отклонение пройдет само собой, не стоит. В будущем ребенок будет испытывать проблемы в школе, трудно будет строить отношения со сверстниками и взрослыми.
Успокоительными данную проблему не решить. Поскольку лекарство всего лишь подавляют чрезмерную активность ребенка, а причина остается.
Воспитание гиперактивного ребенка
Ребенок не виноват в том, что он чрезмерно активен, просто у него еще не полностью созрела система самоконтроля. Поэтому ругать, ставить в угол и наказывать его бесполезно. Этим можно добиться только одного — снижение у него самооценки и чувства вины в том, что он не такой как все и то, что не может угодить родителям.
10 советов по воспитанию гиперактивного ребенка:
- Первоочередная задача родителей — научить ребенка себя контролировать. Негативные эмоции свойственны всем людям без исключения. Нужно помочь ребенку выплескивать их не на людей, животных или растения, а на неодушевленные предметы, например, палкой побить по земле, попинать или покидать камни, где нет рядом окружающих.
- Установите баланс в воспитании: минимум запретов, но чёткие правила. Нельзя предъявлять повышенных требований к ребенку и проявлять чрезмерную мягкость. Ни в коем случае нельзя допускать вседозволенности: ребенку нужно четко разъяснить правила поведения в той или иной ситуации. Однако при этом количество ограничений и запретов должно быть минимум.
- «Довёл дело до конца — молодец!» Ребенка необходимо хвалить, если начатое дело он довел до конца. Это важно, поскольку поможет укрепить в ребенке уверенность в его силах и поможет научиться концентрироваться на задании. Ребенку нужно давать одно какое-либо задание, чтобы он смог его завершить. Необходимо научить его правильно распределять силы, планировать и заканчивать до конца начатые задания.
- НЕТ умным местам и гаджетам! Нужно оберегать ребенка от переутомления, особенно, если оно связано с избыточным количеством впечатлений (компьютер, телевизор) и избегать места с повышенным скоплением людей. Рекомендуется ограничить ребенка в собеседниках и избегать беспокойных и шумных.
- ДА частым прогулкам на свежем воздухе и спорту. Недостаток физической активности может быть причиной чрезмерной возбудимости. Нельзя сдерживать ребенка в его желании пошуметь, побегать, попрыгать. Но, при этом, всего должно быть в меру. Ребенка нужно приучать и к пассивным играм (рисовать, читать книги).
- Придерживайтесь правильного питания. Гиперактивному ребенку необходимо правильное питание (витамины, микроэлементы).
- Нужно избегать слов «нельзя» и «нет», говорить сдержанно, мягко и спокойно.
- Установите чёткий распорядок дня: время приема еды, сна и выполнения домашних заданий должно быть в одно и тоже время, плюс-минут пол часа. Необходимо оберегать ребенка от утомления. Уставший малыш не может себя контролировать, что приводит к нарастанию гиперактивности.
- Развивайте у ребенка чувство ответственности за его поступки.
- Говорите «Я тебя люблю» как можно чаще! И гэто лавное, не забывайте говорить своем ребенку о том, как сильно вы его любите!
Психотерапия и обучение поможет ребенку и его семье освоить методы, которые способствуют контролировать и уменьшить симптомы гиперактивности. На сеансах ребенка научат социальным навыкам — умение ждать своей очереди, делиться игрушками, помогать родителям и окружающим. Также ребенка научат контролировать свои эмоции (гнев, злость) и правильному поведению.
Источник