Ребенку 2 года дислалия

Ребенку 2 года дислалия thumbnail

Автор Клинова М.Ю. На чтение 6 мин. Просмотров 3.1k. Опубликовано 02.05.2019 Обновлено 12.01.2020

Термин «дислалия» применяется для определения распространенного дефекта речи, выраженного в изменении, искажении, замене или отсутствии звуков. Выделяют функциональную и механическую формы дислалии.

Для постановки диагноза и составления схемы лечения требуется консультация логопеда. Коррекция базируется на формировании коммуникативных и произносительных навыков, включает обязательный подготовительный период. В ряде случаев для устранения дефектов речи требуется оперативное вмешательство.

Что такое дислалия у детей

Дислалия представляет собой неверное употребление звуков, нарушение их произношения. Заболевание не сопряжено с дисфункциями нервной системы, речевого аппарата, органов слуха или зрения. Патология распространена среди детей раннего школьного и дошкольного возраста.

Согласно данным статистики, современные дети часто страдают полиморфными нарушениями речевого произношения. Впоследствии подобное может привести к проблемам с письменной речью.

Особенностью дислалии называют отсутствие дефектов речевого и слухового аппарата. Ребенок хорошо разговаривает, отсутствует диагноз «задержка речевого развития».

Причины возникновения дислалии

Замена звуков при дислалии может быть следствием ряда провоцирующих факторов, распространенными среди которых называют:

  1. Анатомически неверное расположение зубов.
  2. Нарушения прикуса.
  3. Короткая уздечка языка.
  4. Низкое либо чрезмерно высокое небо.
  5. Расщелины неба или губ.
  6. Нарушение подвижности языка или губ.

В числе психологических факторов, которые могут повлечь развитие дислалии:

  1. Слабость, сниженный иммунитет, частая заболеваемость.
  2. Дефекты речи у родителей. Это влечет за собой подражание неправильным словам и звукам.
  3. Нарушения фонематического слуха.
  4. Запущенность педагогического воспитания.

В числе распространенных причин нарушения функционирования головного мозга. В подобных клинических случаях ребенок страдает не только приведенной выше патологией, но также иными формами нарушения речевой функции.

Виды дислалии

Выделяют несколько форм дислалии, для каждой из которых характерны факторы, провоцирующие развитие патологии.

К примеру, привести к нарушениям звукопроизношения могут аномалии строения речевого аппарата. Также к числу причин относят такие факторы, как применение неверных методов вербального воспитания.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механическая форма патологии развивается вследствие влияния физиологических причин, в числе которых анатомические нарушения строения речевого аппарата.

К распространенным формам ее возникновения относят такие патологии, как короткая подъязычная уздечка, затрудняющая свободные движения, языка, диспропорциональные размеры указанного органа. Кроме того, привести к развитию патологии могут нарушения зубочелюстного аппарата.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Для функциональной формы патологии называют характерными следующие варианты факторов:

  1. Педагогическая запущенность. В данном случае подразумевается, что родители в процессе воспитания не уделяют внимания тому факту, что малыш неверно воспроизводит звуки.
  2. Ограничение подвижности речевого аппарата на фоне отсутствия методов коррекции, способствующих ее устранению.
  3. В семье принято разговаривать в быту на двух и более языках. В ряде случаев ребенок может переносить способы произношения одного из языков на другой.
  4. Нарушения правил речевого воспитания. В подобной ситуации ребенок копирует звуки, неверно произносимые взрослыми.
  5. К числу провоцирующих факторов также относят различные формы умственной отсталости, когда ввиду отклонений ребенок искажает звуки.

Симптомы дислалии

Симптоматика дислалии включает нарушения произношения, замену или искажение звуков.

К числу основных признаков относят:

  1. Нарушение произношения отдельных звуков, к примеру «л», «р», «х», «к», «й».
  2. Замена твердых согласных букв мягкими или наоборот.
  3. Речевые расстройства могут носить комбинированную форму.
  4. У ребенка может проявляться как единичный вариант нарушения произношения, так и сочетание нескольких.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии включает работу с пациентом логопеда, и применение дифференциального метода.

Главная задача специалиста заключается в дифференциации дислалии от дизартрии – серьезного заболевания, которое сопровождается не только искажением звукопроизношения, но также уровнем запоминаемости, спецификой восприятия ребенка, иными проявлениями.

Также диагностика включает выявление фактора, провоцирующего развитие патологии, и форму расстройства.

Коррекция дислалии

Эффективность коррекционных мер, направленных на лечение дислалии, зависит от формы и степени патологии. В целом схема устранения подчиняется следующему алгоритму действий:

Если была диагностирована механическая форма патологии, требуется устранение физиологических аномалий, которое производится чаще путем хирургического вмешательства.

На фоне функциональной формы патологии большая часть коррекционных мероприятий направлена на развитие речевой моторики.

На протяжении второго этапа курса коррекции производится обучение ребенка первичным навыкам произношения. Как правило, осуществляется это в игровой форме путем подражания.

Завершающий этап коррекции подразумевает закрепление полученных ребенком базовых навыков.

В зависимости от тяжести патологии коррекция дислалии может проводиться на протяжении от одного месяца до полугода.

В наиболее тяжелых случаях может потребоваться не менее десяти – двенадцати месяцев.

Коррекция патологии включает не только правильную постановку звукопроизношения, но также обучение коммуникативным навыкам, развитие внимательности и памяти.

Способы коррекции дислалии

Существует стандартный подход специалистов к проведению занятий, направленных на коррекцию дислалии.

Независимо от специфики работы логопеда, каждое занятие базируется на основных принципах:

  1. Каждое занятие основывается на охвате определенной темы. Такой подход позволяет сохранить интерес ребенка, а также повысить уровень интеллектуального развития в целом.
  2. Постановка звуков не является единственной задачей. Специалист устанавливает несколько целей, достижение которых осуществляется в рамках одного или нескольких занятий.
  3. Занятия строятся согласно последовательной схеме. То есть, определенные варианты коррекции применяются только после закрепления какого-либо навыка.

Для формирования у ребенка интереса к проводимым занятиям обязательно учитывается возраст малыша. К примеру, у детей младшего возраста занятия проводятся исключительно в игровой форме.

Упражнения для устранения механической дислалии

Комплекс упражнений, направленных на устранение механической дислалии, составляется логопедом в индивидуальном порядке с учетом факторов, которые привели к развитию патологии.

Читайте также:  Вес и рост ребенка по месяцам таблица девочки 2 года

Существуют, однако, базовые элементы комплекса, в число которых входит пальчиковая, дыхательная гимнастика, формирование звукопроизношения в игровой форме.

Наиболее важным и сложным этапом коррекции называют автоматизацию фонема, что подразумевает закрепление новоприобретенных навыков.

В большинстве случаев ребенок произносит звуки неверно по привычке. Для исключения подобного также применяются различные варианты осложнений.

Артикуляционные упражнения для губ

Задачей артикуляционной гимнастики называют прививание умения и навыков задействования собственного речевого аппарата.

Существует масса различных упражнений, которые позволяют добиться требуемых результатов. Для облегчения поставленной задачи логопед нередко предлагает пациенту выполнять упражнения перед зеркалом.

Одним из популярных вариантов артикуляционной гимнастики называют комплекс упражнений для языка и губ.

Манипуляции более чем просты: в первую очередь необходимо высунуть язык, полностью расслабив его и положив на нижнюю губу. Далее требуется свернуть язык в трубочку, вытянуть максимально вперед.

Такую же манипуляцию провести с губами.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Если развитие дислалии у детей дошкольного возраста не обусловлено поражением головного мозга, прогноз носит благоприятный характер. В ряде случаев расстройство может быть устранено в зрелом возрасте. Для полноценного закрепления результатов коррекции взрослым членам семьи ребенка требуется соблюдать правила произношения звуков, отказаться от употребления уменьшительно-ласкательных форм речи.

Основными мерами профилактики дислалии называют следующие:

С целью полноценного развития и укрепления артикуляционного аппарата рекомендуется своевременно начать давать ребенку твердую пищу. Часто нарушениями страдают дети, которые длительное время употребляли только мягкую еду.

Занятия, направленные на развитие мелкой моторики.

Главной мерой профилактики дислалии у дошкольников называют правильное произношение звуков родителями.

Рассмотрим как проявляется дислалия у детей и методы ее устранения.

Важной мерой профилактики называют своевременное выявление расстройств речи. Устранить имеющиеся дефекты и звуковое оформление у детей с дислалией рекомендуется в возрасте до шести лет.

В противном случае ребенку будет сложно осваивать учебный процесс в школе. Именно внимательное отношение к проблемам речи ребенка и своевременная коррекция позволят избежать негативных последствий в будущем.

Источник

Что такое дислалия?

Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Учебник «Логопедия» под ред. Л.С. Волковой

Иными словами, при дислалии нарушается произношение определенных звуков. Ключевым моментом является то, что больше ничего не нарушено, т.е речь ребёнка развита по возрасту, он достаточно много и понятно разговаривает, имеет богатый словарный запас, может рассказать прошедшем событии или пересказать содержание сказки. Если речь идет о школьнике, то он читает и пишет без логопедических ошибок.

Что происходит со звуками при дислалии?

Они могут:

  • искажаться. Например, ребёнок произносит звук С в слове собака с языком между зубами (на английский манер, как в слове this) или вовсе вместо нужного звука говорит какой-нибудь хлюпающий, цокающий или другой «некрасивый» звук.
  • пропадать. Тогда ребёнок говорит «кока» вместо кошка.
  • один звук может заменяться другим. Пример: ребёнок всегда вместо звука Л говорит звук В: «вожка» вместо ложка. При этом замены следует отличать от смешения (когда трудный звук то заменяется разными новыми звуками, то пропускается, то переставляется из начала слова в конец и т.д. Смешения больше характерны для ФФНР и ОНР, чем для дислалии.

Почему возникает дислалия?

Причины данного недуга могут быть механическими: сюда относится короткая уздечка языка (которая не даёт языку подняться на нужную высоту), неправильный прикус (нарушает правильное положение языка во рту, мешает свободному движению языка).

Вторая группа причин —физиологические. В этом случае ребёнку ничего не мешает выговаривать звуки правильно, но он всё равно этого не делает. Здесь часто виновато подражание, когда ребёнок где-то слышит неправильную речь; билингвизм, когда ребёнок или его семья разговаривают сразу на нескольких языках, и многие другие факторы.

Что делать?

По сравнению с другими речевыми нарушениями дислалия является одной из самых лёгких, и с помощью логопеда эту проблему можно решить раз и навсегда. Коррекция состоит из нескольких этапов:

  1. после тщательной диагностики наступает первый этап — постановка звука. В этом случае логопед с помощью специальных инструментов- зондов или без них приводит речевые органы в нужное положение, тем самым «заставляя» их произнести правильный звук, например «ссссссс». Как правило, этот этап довольно короткий, особенно если причины дислалии физиологические.
  2. Следующий этап — автоматизация звука. Звук вводится в слоги, например «Сссссо», «осссс», а потом в слова, предложения, тексты и все-все формы речи. На этом этапе важно соблюдать очередность и двигаться от простого к сложному. Он может быть довольно долгим, ведь чтобы новый звук «прижился», а организм запомнил его и довел произношение до автоматизма, нужно время. Это очень важный этап и если его выполнить некачественно, то возникнет то, что логопеды называют «кабинетной речью» — когда ребёнок говорит правильно, если его попросят или если он постарается, но в обычной жизни говорит по-старому, с ошибками.
  3. Дальше следует дифференциация звуков. Мало поставить звук и автоматизировать его — также нужно, чтобы он занял свое место в речевой системе. Очень часто дети, научившись произносить трудный звук, начинают путать его с другими похожими звуками например звук Ш тише часто путаются со звуками С, Ч, Щ и Ж. Если ребёнок до этого заменял один звук на другой, то этап дифференциации становится еще более актуален. Длительность этого этапа зависит от конкретного ребенка — кому-то хватает одного занятия, а для кого-то он будет таким же долгим, как и автоматизация.
  4. Для читающих и пишущих детей есть еще один этап: отработка буквы, обозначающей «дефектный» звук. Это служит профилактикой дислексии и дисграфии и предупреждает появление специфических логопедических ошибок.
Читайте также:  Сообщающаяся водянка у ребенка в 2 года

Если возможности к логопеду ходить нет, советую прочитать вот тут о том, как можно исправить данное нарушение самостоятельною

Отдельно о механических причинах дислалии

Если выявлена какая-либо механическая причина, то, разумеется, нужно ее устранять. Уздечку можно либо растягивать специальными упражнениями (Вот тут есть видео этих упражнений) и логопедическим массажем, либо подрезать у стоматолога. Прикус корректировать у ортодонта или использовать специальные миофункциональные трейнеры. Но не стоит ждать что теперь речевое нарушение пройдет само собой! Такие случае бывают, но они очень редки. Дело в том, что ребёнок уже научился говорить в искаженных условиях, у него уже сформировался неправильный двигательный стереотип и определенный слуховой образ звука. Поэтому без помощи специалиста всё равно не обойтись.

А если ничего не делать?

Казалось бы, не выговаривает ребёнок один звук, и ладно. Какие могут быть последствия?

Во-первых, дислалия повышает риск дислексии и дисграфии. Дети с нескорректированной дислалией чаще «зарабатывают» данные нарушения в школьном возрасте

Во-вторых, если маленьких детей часто не волнует их речь, то подрастая, многие из них начинают стесняться своего произношения, боятся выходить к доске и т.д. Все это влечет за собой психологические проблемы и школьную неуспеваемость.

Ну и в-третьих, мы никогда не знаем, как сложится жизнь нашего ребенка: какую профессию он выберет, чем захочет заниматься? Вполне возможно, что это будет сфера, связанная с речью. И тут этот маленький, казалось бы, дефект речи может помешать ему добиться успеха. Конечно, исправить дислалию можно и подростку, и взрослому, но на это потребуется гораздо больше времени и сил. Кроме того, по опыту могу сказать, что 16летнему подростку время на занятия с логопедом выделить гораздо сложнее, чем дошкольнику. Ведь у него уже большая нагрузка в школе, курсы и репетиторы, а также свои интересы, хобби встречи с друзьями и т.д.

И напоследок: почему важна диагностика?

Типичный случай из практики: приводят ребёнка со словами: «Мы занимались с логопедом долго, у нас дислалия и нам не помогло совсем! Может, логопед плохой или ребёнок ленивый?» Я начинаю обследовать этого ребёнка обследовать речь и выясняется, что это никакая не дислалия, а другое речевое нарушение. И как только мы начинаем работать над тем, что ребёнку действительно нужно — сразу же появляется результат. Поэтому, даже при таком «простом» нарушении, как дислалия, лучше обращаться к логопеду.

Спасибо всем, кто дочитал до конца! Остались вопросы? Задайте их в комментариях к этой записи и я обязательно вам отвечу.

Также рекомендую прочитать: «Почему занятия с логопедом не помогают?»

Больше полезной информации о детской речи — на моем канале!

Источник

Дислалия – это дефект восприятия и произношения звуков речи.

Дислалия бывает:

  • Фонетическая – искажение произношения (Когда ребенок неправильно говорит различные звуки – Р, Л и другие).
  • Фонематическая – замена звуков (Замена букв, например С – Ш: пошёл-посол).
  • Фонетико-фонематическая – артикуляторные нарушения.

Выделяют простые и сложные дислалии. Простые подразумевает нарушения, связанные с восприятием одного звука или одной фонетической группы. Сложные – когда не воспринимаются звуки из разных фонетических групп. Фонетические группы – это соноры (Р, Рь, Л, Ль, Н, Нь, М, Мь, Й), свистящие (С, Сь, З, Зь), шипящие (Ж, Ш), африкаты (Ч, Щ).

Простые дислалии имеют формы, куда включаются различные типы нарушений:

Сигматизм

Это нарушения, связанные с произношением свистящих и шипящих звуков: С, Сь, З, Зь, Ж, Ш, Ч, Ц, Щ

Парасигматизм

Это дефекты фонетические или фонетико-фонематические. Чистый сигматизм подразделяется на межзубный, боковой и иногда призубный. Парасигматизм подразделяется на губно-зубной (ш-ф, с-в), свистящий-шипящий (ш-с, с-ш)

Особенности сигматизма

  • Дефект в речи выстраивается симметрично, то есть, если страдает твердый звук, то также искажается и мягкий.
  • Если используются только мягкие свистящие, то шипящие будут произноситься смягченно.
  • Определяют также носовой сигматизм, но его как такого не существует. Если есть носовое произношение свистящих и шипящих, то носовым окажется произношение всех звуков, а это уже ринолалия. Однако носовой сигматизм может быть у глухонемых, когда им ставят звуки.
  • Шипящие и свистящие звуки резко противопоставлены по акустическим признакам, но менее контрастны по артикуляционным.

Ротацизм

Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р». Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность. В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.

При отклонении от нормы выделяют:

  • Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
  • Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
  • Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
  • Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
  • Раскатистый – форсированное использование языка
  • Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
  • Кучерское «р» — заднеязычный звук наподобие английского «р».
Читайте также:  2 года у ребенка слезает кожа с пальцев рук

Параротацизм

Замена звуком «л», в ряде случаев произносят «ль» вместо «р» или «р» заменяют на «рь» называется параротацизмом. Несколько реже встречаются случаи замен «р» на «д» и «р» на «г». Существует до 30 дефектов произнесения звука «р».

Ламбдацизм

Звук «л» почти не подвержен дефектам и появляется как один из наиболее ранних звуков. Чаще бывают параламбдацизмы: «л» заменяют на «ль», «л» и «ль» на «й», а иногда и «л» на «в».

Йотацизм

Замена буквы «й» на «ль». Выделяют три дефекта произношения заднеязычных звуков:

  • Гамацизм – звук «г»
  • Каппацизм – звук «к»
  • Хитизм (х) – замена звуков «х» на «ф», особенно перед «в». Либо «хь» на «х». Например, хитрый – хытрый.

Гамацизм и каппацизм на практике обычно встречаются вместе. Они характеризуются:

  • Отсутствием звуков «Г» и «К».
  • Заменой «к» и «г» на «т» и «д». Например, кролик – тролик.
  • Замена «к» на «кь».

Все эти дефекты возникают в силу некоторых систем деятельности. Большинство звуков – переднеязычные и эти звуки тоже произносятся как переднеязычные.

Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости.

Часто вместо звонких произносятся глухие согласные. Это не связано с нарушением голоса, просто не усвоено фонематическое противопоставление. Этот дефект наблюдается у слабослышащих детей, у которых оглушаются не только парные звонкие, но и непарные. У тугоухих произносятся звонкие вместо глухих.

Сложные дислалии

К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:

  • Ротацизм и ламбдацизм
  • Ротацизм и сигматизм

В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.

  • Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
  • Фонетико-фонематические нарушения
  • Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
  • Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
  • Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.

Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).

Особенности сложной дислалии

Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития. В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения. Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».

Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».

У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем. Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так. Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.

Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.

При дефектах слуха часто встречаются нарушения челюстно-мышечной системы: прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой открытый прикус.

Методы устранения дислалии

  • Работа по преодолению дислалий всегда связана с формированием новых умений и навыков, то есть логопед-дефектолог перестраивает сложившуюся у ребенка произносительную систему. Подробнее о том, когда ребенку нужен логопед.
  • Занятия по преодолению дислалий имеет развивающую роль: логопедическое воздействие направлено на формирование умений и навыков. Эта работа является обучающей, а процесс обучения в отличии от процесса подражания является процессом сознательным.
  • Ориентиром в логопедической работе являются нормы произношения, принятые в русском языке. Подробнее о постановке правильного произношения звуков Р и Л.
  • Вся работа по исправлению произношения является педагогической. В случаях медицинского воздействия создается лишь благоприятный фон, однако дефекта оно не исправляет. В качестве педагогических путей используются тренировки, демонстрации (когда логопед показывает в зеркале правильную артикуляцию различных слов) и т.п.
  • На занятиях отрабатывается психофизиологический механизм, обеспечивающий нормальное произношение, а также двигательно-артикуляционная, слуховая и речедвигательная система настолько, чтобы ребенок был способен к нормальному произношению.

Источник: https://karkusha.su/dislaliya-narushenie-rechi-u-detey/

Источник