Ребенку 2 года 10 месяцев невыносимое поведение
Возбудимость, упрямство, истерики… Что с этим делать?
Содержание:
- Освоение речи
- Нормальные истерики: как с ними справляться?
- Рано- и поздноговорящие дети
- Любовь к традициям и важность режима
- Возбудимость — общая особенность возраста
- Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
- Негативизм и упрямство — признаки взросления
- Контакты со сверстниками
Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?
Освоение речи
Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.
И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: «что-что?»
Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.
Нормальные истерики: как с ними справляться?
В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.
Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.
Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое?
Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?
Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.
Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: «Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…» А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.
Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.
Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: «Мама устала, мама хочет полежать». Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.
Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово «я» уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как «переводчик с детского».
Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.
Рано- и поздноговорящие дети
Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.
И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.
В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.
Любовь к традициям и важность режима
Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.
А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.
И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом «зеленом» диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.
Возбудимость — общая особенность возраста
Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.
В родителях могут бороться две мысли. Первая: «Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет» — это из репертуара вседозволенности. И вторая: «Как он смеет орать, ведь я же ему сказала…» — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.
Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.
Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.
Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый «закон заражения эмоциями». То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу «успокойся», когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.
Негативизм и упрямство — признаки взросления
Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать «бодаться» с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.
Ребенка надо учить считаться с мнением мамы и слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.
Контакты со сверстниками
Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.
Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.
Подведем итоги:
Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально «выключить». Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.
Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.
Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.
Источник
Богданова Н.В.,
детский психолог, психоаналитик
Большинство малышей около двух лет проходят через возраст «нет».
Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают
больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения
в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше
уступить?
Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической
розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику — с недетским упорством
ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.
«На очередном «нет» я сломалась, мое терпение лопнуло
— рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте,
когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку».
С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет
ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и
физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает
удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше
не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность.
С помощью «нет» малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее
чувство «отдельности». Чтобы психологически отделиться от родителей
ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому
контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он
может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно
поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху
в развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти
через кризис, не препятствуя развитию личности.
Обойти препятствие
Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство
вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом
деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если
вы будете постоянно уступать, малыш может «выйти из берегов», превратившись
в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю
и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить
границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности.
Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас
завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих
маневров и лирических отступлений. Например, предложите его пальчикам игру
в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел?
Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции:
«Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?»
Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание
вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом. Примените ту же стратегию,
если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до
угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то
более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться,
похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.
Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться
ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит
не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте.
Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу
просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной
сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор
с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же.
Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение
с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления,
если он знает об этом заранее. «Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать
минут мы будем обедать». Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу
и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень
хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите
ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько
он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит,
что уже полностью одет и готов к выходу.
Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться
непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые
нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть
предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник
или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите
малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит
«нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть
никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком
и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить
и еще раз объяснить, с чем связан запрет.
Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю
и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет
или не хочет, и, принимая его «нет» Вы проявите уважение к его
потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там,
где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться
некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.
За столом: «Положить тебе цветную капусту?»
В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?»
Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?»
Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный
или голубой?»
Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»
Читайте другие статьи из раздела «Советы психолога»:
Детская агрессия
Почему малыши жадничают
Если ребенок лжет
Поделиться ссылкой в соцсетях: |
Источник
На чтение 8 мин. Просмотров 1.2k. Опубликовано 11.02.2019
Воспитание детей – вечная тема и в ней все эксперты. Все без исключения знают, как правильно поступить бабушке вон той несносной девчонки, и что именно делает не так мама этого проблемного ребенка. Вот только не всегда удается справиться с собственным разбушевавшимся чадом. Итак, невыносимый ребенок – что делать родителям?
Ребенок болен или здоров?
Сразу оговариваем – в статье не идет речь о больных детях. Если у ребенка нарушена психика, если есть основания предполагать наследственность или последствия какой-либо травмы, ищите хорошего детского невропатолога.
Если вы не можете определиться, в чем проблема – в воспитании, или все же у ребенка неврология, также обратитесь к врачу. Возможно, причина в слишком резкой реакции на нового воспитателя в детском саду, на переезд, на первые посещения детской площадки. Достаточно будет легкого успокоительного препарата, чтобы избавиться от истерик.
Но лекарство должен прописать врач, а не знакомая, у которой «ну вот точно так же с ребенком!». Не пичкайте ребенка лекарствами, даже самыми безобидными, без одобрения врача!
Если врач уверяет, что ваш ребенок здоров, значит, невыносимое поведение любимого чада спровоцировано семейной обстановкой и неверной реакцией на его истерики членов семьи.
Проблема детских истерик
В постсоветском обществе проблему детских истерик начали широко обсуждать только в последние годы, во многом благодаря родительским форумам. Если ваше дите закатывает регулярные концерты с воплями, знайте: вы не так уж одиноки.
Статистика доказывает, что до 6-7 лет регулярно истерит каждый второй ребенок, а время от времени этим занимаются 8 из 10 наших очаровательных деток.
Поэтому не надо сразу впадать в крайности и искать причину в психических отклонениях малыша или в собственной педагогической бездарности.
Нужно понаблюдать за ребенком, постараться определить причины истерик, и определиться, что делать родителям, если малыш начинает очередную психическую атаку.
Признаки истерики
Плач и истерика – не одно и то же.
Признаки истерики:
- истошный крик;
- дрожь;
- бледность;
- нарушение дыхания;
- судороги;
- катание по полу;
- стук руками и ногами, иногда – головой;
- выгибание спины.
Сильная истерика – пугающее родителей зрелище. Малыш способен описаться, биться головой о стену, падать в обморок.
Такого ребенка лучше показать врачу, чтобы исключить патологии нервной системы. Но до подобного состояния может довести себя и здоровый ребенок. Например, проблемы с дыханием могут быть вызваны тем, что при сильном плаче из легких выходит много воздуха.
Игнорировать подобные припадки нельзя, но реагировать на них следует правильно. Иначе вопящий малыш вырастет в трудного ребенка, а затем и в неуправляемого подростка, привыкшего добиваться своего любыми путями.
Для чего нужен плач
Поговорим о плаче. Именно от него нужно отучать ребенка в первую очередь. Плач оправдан в раннем возрасте, как единственное средство коммуникации и защиты. Хочется есть, что-то болит, малышу дискомфортно – младенец призывает к помощи плачем.
Но как только он научился говорить, рефлекс слез для получения желаемого поощрять не стоит.
Дети – прирожденные манипуляторы. Как только он поймет, что плачем может добиваться своего, появление «ужасного ребенка» обеспечено. Стоит ему один раз «выплакать» в магазине шоколадку, и он будет использовать этот способ снова и снова.
А при маминой попытке возразить ребенок добавит к слезам еще и крик.
Это не значит, что на детские слезы не нужно обращать внимание. Обида, боль – к сожалению, у детей бывают причины для слез, и тогда они нуждаются в утешении.
Просто ребенок должен понимать, что желание что-то получить следует выражать словами, а не воплями. И отказ в просьбе – это тоже не повод для слез.
Любопытное явление – адресный плач. Помните, у Чуковского – «Я не тебе плачу, а тете Симе!»? Присмотритесь, и вы наверняка заметите, как легко дети определяют, кому имеет смысл плакать, а на кого слезу тратить не стоит.
Истерика у детей разного возраста
Не бывает образцово-показательных детей, проблемы возникают у всех родителей, только по-разному и в разном возрасте.
Важно выработать правильную тактику, и не менее важно придерживаться ее сообща. Если мама разрешает то, что запретил папа, а бабушка разрешит буквально все, то ребенок очень быстро усвоит, как добиваться своего: стоит только поплакать.
1.5-2 года
Самое оптимальное время для отучения малыша от манипулирования. Он осваивает коммуникацию с помощью слов и жестов, у него уже нет необходимости плакать, чтобы привлечь внимание. Именно сейчас малыш должен понять, что плач не поможет ему управлять родителями.
Популярный педиатр Комаровский советует при капризном плаче малыша просто выходить из комнаты. Конечно, ребенок должен быть в безопасности – в кроватке или в манежике. При этом можно разговаривать с малышом, но не показываться.
Когда ребенок успокоится, мама вернется в комнату. Малышу понадобится 2-3 дня, чтобы понять – мама рядом, если он не капризничает.
Конечно, малыш в это время должен быть здоровым, накормленным и сухим. Маме непросто не кинуться на обиженный плач крохи, но чем старше становится ребенок, тем сложнее отучить его от «слезного шантажа». Поэтому лучше проявить твердость сейчас.
2.5 года
Ребенок учится работать на публику, ему нужен зритель, причем сочувствующий. И тратить силы и слезы на бесчувственного папу, который спокойно смотрит футбол, он не станет.
А если ребенок уже усвоил, что и мама останется равнодушна к слезам, он подождет бабушку. Или не станет устраивать истерику вообще. Если, конечно, у него нет опыта успешных манипуляций с помощью крика.
Истерика в общественных местах
Это самое тяжелое испытание для родителей. Ребенок уже достаточно большой, и его берут с собой в магазины и другие общественные места. И маленький тиран запросто может устроить истерику, не получив желаемую игрушку, конфету или что там еще ему захотелось.
Что делать
Прежде всего – не уступать. Сейчас у вас еще есть возможность противостоять требованиям. С подростком, привыкшему к успешному шантажу, вам вряд ли удастся справиться. Поэтому – никакой игрушки!
Не бить. Физическая расправа – не метод. Ребенок, бьющийся в истерике, не лучший объект для воспитания, да еще таким способом.
Не уходить, даже понарошку. Конечно, есть соблазн напугать маленького деспота тем, что вы исчезли, но реакция может быть неадекватной.
Будьте настойчивы в своем отказе. Попробуйте отвести его куда-нибудь в сторонку, чтобы лишить публики. Не кричите, сохраняйте спокойствие, как бы трудно это ни было. Дайте ребенку попить, умойте его. Когда зареванное чудовище успокоится, обнимите и поговорите с ним – спокойно и ласково.
Реакция зрителей
И отдельно – об общественном мнении. Вам наверняка неловко и неприятно, но отнеситесь к ситуации философски. Как правило, в публике находятся особо сочувствующие, которые попытаются пожалеть несчастного малыша. Или те, кого очень раздражает невыносимый ребенок.
Вежливо поблагодарите первых, извинитесь перед вторыми, и всем очень вежливо посоветуйте не вмешиваться не в свое дело. Или еще проще – проигнорируйте.
3 года
Ближе к 3 годам у большинства детей истерики выходят на максимум. Родители не могут понять, почему ребенок истерит без причины по несколько раз на дню. А у ребенка – возрастной кризис.
Психологи дали этому периоду специальный термин – «кризис 3 лет». Ребенок впервые осознает себя как личность. Появляется самостоятельность, упрямство, желание настоять на своем. А если что не по нем – истерика. Она может быть не только требованием чего-либо, но и выплеском накопившихся эмоций.
Лучший выход – предугадывать истерики и вовремя переключать малыша. Дать интересную книжку, включить любимый мультик, поиграть с ребенком.
Если же предотвратить бедствие не удалось, остается только его переждать. А когда уставшее чадо утихнет, ни в коем случае не наказывайте его. Спокойно поговорите о причине слез, помогите ребенку осознать ситуацию. И еще раз скажите, как вы его любите.
4 года
К сожалению, истерики в этом возрасте чаще всего – следствие ошибок родителей. И исправлять их очень сложно, но необходимо. Если истерики часты и серьезны, если проявляется агрессия, необходима консультация невропатолога, чтобы исключить заболевание.
Если ребенок здоров, то корректировать его поведение лучше с помощью детского психолога. Если у ребенка уже есть длительный опыт успешного применения истеричного шантажа, отучить его будет очень сложно.
6-7 лет
Причиной истерик в этом возрасте становится взросление ребенка. Начало школьного периода может быть стрессом, и ребенок в истериках выплескивает накопившееся напряжение. Будьте внимательны и терпеливы с маленьким школьником.
Если же процесс адаптации затянулся, лучше обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти и устранить причину дискомфорта.
Профилактика истерик
Для ребенка очень важна атмосфера спокойствия и любви. Общайтесь с ним, учите его проговаривать эмоции и желания, правильно выражать их.
Для здоровья нервной системы важен режим дня. Ребенок должен полноценно питаться и отдыхать, необходимы прогулки на свежем воздухе и достаточная двигательная активность.
Пересмотрите систему домашних ограничений и запретов, минимизируйте их. Дайте ребенку возможность проявлять инициативу, прислушивайтесь к его желаниям.
Но если вы что-то запрещаете, то запрет должен соблюдаться без оговорок. Ребенок должен осознавать невозможность отмены родительского «нельзя».
Заключение
Детские истерики – еще то испытание родительских нервов. Трудно уговаривать и договариваться с неуправляемым ребенком. А такой ли он неуправляемый? Поищите нужную « кнопку» — она у него обязательно есть.
Если ребенок психически здоров, он просто использует истерики для манипуляции взрослыми. Не допускайте этого, если не хотите тирана в семье.
А вам приходилось сталкиваться с неуправляемым ребенком? Как вы решали эту проблему? Пишите, ждем ваших комментариев.
Источник