Ребенку 1 год и 2 месяца боится людей
Большинство семей сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок начинает испытывать страх к окружающим людям. Многие родители сильно переживают по этому поводу, сомневаются в том, нормально ли это, не знают, как правильно действовать, чтобы и психике ребёнка не навредить, и лучше адаптировать его к жизни в обществе.
Некоторым даже знакомо чувство неудобства, ведь «в немилость» малыша могут попасть и близкие родственники, в том числе бабушки и дедушки. Давайте разберёмся в том, почему ребёнок боится чужих людей и как с этим справиться.
В каком возрасте и как проявляется страх чужих людей у малыша?
Обычно, боязнь чужих людей возникает у ребёнка в возрасте 7-10 месяцев. До этого времени большинство детей хорошо контактируют со всеми: улыбаются даже некоторым посторонним людям, идут к ним на руки, рассматривают с интересом окружающих.
- После 7 месяцев резко возрастает настороженность к посторонним: ребёнок начинает разделять людей на «чужих» и «своих». Он испытывает страх в присутствии окружающих, просится на руки к матери, может заплакать при приближении к нему незнакомого человека, отворачивается от него. Даже, когда приезжают бабушки и дедушки (или в гостях у них), малыш обычно не отходит от мамы, отказывается идти к ним на руки;
Что меняется в развитии ребенка в этом возрасте, узнайте из статьи Что должен уметь ребенок в 7 месяцев?>>>
- У детей в возрасте до 1 года страх чужих людей усиливается, они очень привязаны к матери и боятся с ней разлучаться;
- После 1,5 лет ситуация стабилизируется, страх постепенно снижается и к 2 годам обычно проходит совсем.
Бывает и так, что ребёнок боится чужих людей в 2 года и в более старшем возрасте. В таком случае страх может развиться в застенчивость и стать чертой личности или исчезнуть, но уже по прошествии нескольких лет.
Успешное и своевременное преодоление ребёнком боязни чужих людей часто связано с правильными действиями родителей, с их терпеливым отношением к такому поведению своего крохи, умением создать для него комфортные условия и помочь почувствовать доверие к окружающим.
Почему у ребёнка возникает страх чужих людей?
- Младенец привык быть с мамой, ощущать её тепло. При появлении постороннего человека у него, на подсознательном уровне, возникает страх её потерять. Ребёнку кажется, что незнакомец может причинить ему вред;
- Вероятнее всего, это выступает проявлением инстинкта самосохранения. Чем больше выражена непохожесть поведения и внешнего вида «чужого» на маму, тем сильнее обычно боязнь. По этой причине малыши чаще испытывают страх к мужчинам, чем к женщинам;
- Когда ребёнок редко видит кого-то из родственников или посторонних людей, то может сильнее их бояться. Если в первые полгода своей жизни малыш часто взаимодействует с кем-то, кроме родителей, то обычно привыкает к нему и впоследствии не испытывает страх. А может начать пугаться даже отца, если он много времени проводит в командировках и мало общается с малышом;
- На ребёнка также мог повлиять негативный прошлый опыт взаимодействия с незнакомыми людьми, если ему причинили боль или психологический дискомфорт;
- Усиливает страх и пережитое малышом длительное расставание с мамой, например, при её болезни или вынужденном отъезде.
- Существует также мнение, что страх по отношению к незнакомцам выступает проявлением реакции на новизну. Ребёнок учится узнавать людей, различать их черты (лица, голоса, поведение), исследует предметы, знакомится с миром. Сначала всё неизвестное (в том числе новые люди) пугает, потом — начинает вызывать интерес.
Поэтому нет ничего страшного в том, что ребёнок в 1 год боится чужих людей, это нормальный этап адаптации к обществу. Настораживать должен как раз тот факт, когда малыш не испытывает никакого страха перед незнакомцами и готов общаться со всеми.
Как справиться со страхом чужих людей?
Чего делать нельзя
- Ни в коем случае не заставляйте ребёнка насильно знакомиться с «чужим» или оставаться на руках у того, кого он боится. Это только усилит страх и может привести к различным психологическим проблемам. Малыш должен ощущать вашу поддержку. Поэтому всегда отвечайте на его просьбы (возьмите на руки, успокойте). Ваши тепло и забота помогут ему постепенно справиться со страхом;
- Не критикуйте ребёнка за его боязнь, не высмеивайте и не называйте «трусом». Ему необходимо ощущать, что родители всерьёз относятся к его беспокойству. И вы должны продемонстрировать это;
- Важно самим понять и принять тот факт, что такое поведение малыша является нормальным для его возраста. Тогда и до него вы сможете донести эту идею и мысль о том, что со своим страхом он в скором времени справится. А бессмысленные укоры, наоборот, могут привести к тому, что у ребёнка появится комплекс, он станет робким и неуверенным в себе.
Что делать, если ребёнок боится чужих людей?
- Самое важное правило – это терпение и умение ждать. Дайте ребенку время на то, чтобы он привык к новому человеку (пусть даже это близкий родственник), к его внешнему виду, голосу, поведению. При этом всегда будьте рядом с малышом, держите его на руках. Так он легче и быстрее освоится и перестанет бояться;
- Расскажите малышу о своих детских страхах и о том, как вам удалось с ними справиться. Успешный пример родителей всегда вдохновляет детей;
- Демонстрируйте ребёнку своим поведением, что ему бояться нечего. Но здесь стоит делать различие между человеком, к которому нужно чтобы ребенок привык (няня, бабушка, помощница по дому) или это посторонний человек, с которым ребенка ничего не связывает;
- Рассказывайте малышу о родственниках, знакомых (в их отсутствие), характеризуйте их с положительной стороны. Вместе рассматривайте фотографии, называя по именам тех, с кем хотите подружить ребёнка. Можно даже превратить этот процесс в игру на узнавание различных людей и их характеристик, это поможет сделать «чужих» «своими»;
- Чаще проигрывайте с малышом ситуации знакомства, успешного взаимодействия и дружбы (на примере игрушек). Например, как Мишка познакомился с Зайкой и они стали друзьями, или как Котёнок боялся других кошек и собак, но потом преодолел свой страх и подружился с ними;
Вариаций можно придумать много, всё зависит от вашей фантазии. Чем ярче будут разыграны ситуации, тем лучше. Обращайте внимание на положительные и отрицательные чувства персонажей, просите малыша изобразить их мимикой.
- Предупредите своих родственников и знакомых о том, что ребёнок может испугаться их и заплакать, попросите относиться к этому с пониманием. Скажите, что он сейчас почти всех, кроме мамы и папы, боится, нужно подождать, и малыш привыкнет;
- Не торопитесь отдавать ребёнка в детский сад. Важно плавно подготовить его к этому событию, чтобы адаптация прошла менее болезненно. В этом вам с успехом поможет материал семинара Я иду в детский сад. Легкая адаптация к садику!>>>
Если ребёнок в 2 года и старше боится чужих людей, то обычно это связано с недостатком взаимодействия с окружающими, в том числе, с другими детьми. Вероятно, круг его общения ограничивается семьёй: мамой, папой, бабушками, дедушками. Малышу сложно идти на контакт с посторонними, поскольку он не знает, как это правильно делать, или чересчур привязан к родителям.
Ребёнка в этом возрасте следует стимулировать к общению с другими детками. Необходимо чаще бывать на детских площадках, гулять в парках, ходить в гости к знакомым, приглашать к себе родственников и друзей, особенно тех, у кого тоже есть малыши. Посещайте культурно-массовые мероприятия, делитесь с ребёнком своими эмоциями от увиденного, учите и его выражать свои чувства.
Главные люди в жизни малыша – это родители. С ними он начинает взаимодействовать и проводит максимальное количество времени. Поэтому, чем комфортнее будет это общение и атмосфера в семье, чем больше внимания и заботы он получит в младенчестве, тем более доверительное отношение у него сложится к миру и к окружающим, и среди них не останется «чужих» людей. Всё в наших руках!
Читайте также:
- Ребенок боится темноты
- Почему ребенок не слушается
- Как развить самостоятельность у ребенка?
Источник
Ольга Королькова, Мужчина, 1 год
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! Сын ( 1 год 7 месяцев) дома со мной, папой, бабушкой и другими родственниками, которых часто видел с раннего возраста активен, общителен. Улыбается, выказывает радость от встречи, играет. Любит, когда ему читают книги, узнает героев, имитирует их действия ( дедушка играет на гармошке), любит музыку детскую. Играет с игрушками ( например, кормит кота из ложки и говорит ням-ням), умеет управлять машинкой на дист.Упр, узнает себя и родных на фото…Но когда попадает в коллектив все меняется. На контакт идет плохо. От других детей дистанцируется, если подходят и хотят забрать его игрушку — всё отдает молча ( если я не вмешаюсь в ситуацию и не скажу другому малышу, что нужно сначала спросить у сына, даст ли он свою игрушку). Если он поднимается по лесенке на горку и рядом залезает другой ребенок, будет стоять и ждать внизу, пока тот не уедет с горки или не уйдет из поля зрения. Когда другие дети даже младшего возраста подходят близко, проявляет беспокойство и хочет спрятаться за меня. Я не настаиваю на общении в таких ситуациях, т.К. Боюсь травмировать или напугать его. Мы уходим или отходим, если он говорит «пойдем» и показывает в другую сторону. Просто рядом с другими детьми на площадке или в детской игровой комнате играет со мной охотно, с ними — нет. С детьми более старшего возраста 5-6 лет и более ведет себя спокойно. Когда пришли в гости к моей подруге ( у нее дочь 2,5 лет) с порога начал кричать «пойдем», рыдать и показывать на входную дверь, не отходил от меня, когда успокаивался и пытался играть девочка отбирала у него все игрушки и он снова начинал рыдать… Мы в итоге ушли домой. Хотя, когда подруга с дочкой к нам приходили вел себя спокойно, играл рядом с девочкой, но не вместе. Я очень переживаю, ведь детский садик уже не за горами. Переживаю, что мой сын испытывает испуг или дискомфорт. Подскажите, нормально ли это и что делать. Еще добавлю, что без меня он почти никогда не находился ( не более 2-3 часов в день и то очень редко). Заранее большое спасибо!
Добрый день! Прежде всего уверяю Вас, что это совершенно нормально:). В таком возрасте ребенок еще не умеет самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми. Если при посредничестве взрослых, то да — иногда удается играть в одну игру, например, но скорее всего не ВМЕСТЕ, а рядом, как бы параллельно. Ребенок может с любопытством смотреть на других детей, а может и вовсе не интересоваться ими ПОКА. Лучше идти как бы «за» ребенком, то есть следовать ЕГО «плану» — хочет приблизиться к другому ребенку — идите вместе с ним и контролируйте «скользкие» моменты: когда другой ребенок забирает твои игрушки — ВОТ где травма может быть, тут взрослые за детей строят правильные «взаимовыгодные» отношения (меняемся игрушками, причем по обоюдному желанию детей:). Если не получается и кто-то из детей не хочет отдавать игрушку — не надо заставлять и рассказывать про жадность и прочее, лучше выйти из ситуации, отвлечь или просто отойти. На самом деле в этом возрасте детей оставлять играть одних рано, так как это неизбежно приводит к стрессу у какой-либо из сторон: младшие еще не могут защитить свои права, старшие не могут адекватно оценить возможности младших и могут нанести им вред. Когда ребенок на своей территории, он чувствует себя уверенно — значит, способен и делиться, и в перспективе, освоив правила общения и «практикуясь», общаться с товарищами по играм. Сад детям все же рекомендуется с 3, а лучше с 4 лет, когда ребенок уже и хорошо разговаривает, и обслуживает себя сам, и уже понимает значительно более сложные вещи, чем сейчас. Не торопитесь, все придет. Удачи, Светлана.
Ольга Королькова
Большое Вам спасибо! Похоже родителям, таким как я самим нужна помощь специалиста! Очень много переживаний по поводу ребенка. Хочется правильно его воспитать… а как и что правильно частенько не понимаю. Не хочу его стеснять или как-то ущемлять, заставлять что-то делать «насильно». А в итоге понимаю, что не получается правильно установить границы что ли… Он вовсю командует парадом! Бабушки говорят, что надо с детства приучать к тому, что правильно. Но в итоге, когда сидят с ним сами — все разрешают!
Родители часто предъявляют к СЕБЕ завышенные требования — быть «идеальными» , воспитать «правильно». Конечно, это только стереотипы и несбыточные мечты:). Мы все иногда ошибаемся, иногда не сразу нащупываем верные пути в отношениях с людьми, в том числе и с нашими детьми. Дайте себе возможность импровизировать: у Вас достаточно развито мышление и интуиция, чтобы понять, что и когда нужно именно ВАШЕМУ ребенку. Бабушки иногда дают неплохие подсказки, но «первую скрипку» в воспитании ребенка играют не они, а родители. ВЫ устанавливаете правила и просите бабушек их придерживаться РАДИ блага ребенка. Потому что если правила различаются, то ребенок учится манипулировать взрослыми (что иногда и пригодится в жизни), но и усваивает, что взрослые не такие уж и безоговорочные авторитеты (а это уже не очень полезно для развития и дальнейших отношений с родителями). Конечно, границы устанавливать нужно уже сейчас, но потихоньку:). Удачи, Светлана.
Источник
Каждый ребенок переживает в своей жизни определенные страхи, которые появляются у него по мере взросления. Среди естественной боязни наказания, смерти, потери мамы, не последнее место занимает страх перед незнакомыми людьми и другими детьми. Малыши в 3-4 месяца благоволят только к тем, кого хорошо знают и к кому привыкли, к 8 месяцам ребенка начинает пугать чужая обстановка. Усиливается и недоверие к чужакам. Постепенно страхи отступают, в 14-18 месяцев они социально адаптируются и спокойно воспринимают незнакомцев, прекрасно ладят с другими детьми. Почему же в определенное время ребенок боится чужих людей, в чем причины его страха?
В период младенчества страх ребенка к другим людям – нормальное явление, но, чтобы это не продолжалось длительный период, родителям необходимо помочь малышу научиться общаться
Когда проявляется боязнь чужих людей?
Первые признаки страха перед незнакомыми людьми проявляются у малышей в 6-7 месяцев. Психологи называют этот период «тревогой 7-месячных». Развитие маленького человечка достигает уровня, когда он начинает отличать «своих» от «чужих», что приводит к различным реакциям. Большинство младенцев, увидев постороннего, выказывают негативные эмоции: плачут, кричат, сопротивляются, если чужак хочет взять их на ручки.
Специалисты считают такую реакцию закономерным этапом психологического, социального и интеллектуального становления маленькой личности. Наступает момент, когда ребенок осознанно понимает, что только в присутствии близких и дорогих ему людей он чувствует себя в полной безопасности. Естественно выплескивающееся из него недовольство вторжением незнакомца в его жизнь свидетельствует о правильном развитии малыша.
Как научить ребенка не бояться чужих взрослых?
Несмотря на то, что с точки зрения психологии боязнь чужих людей у ребенка в 6 месяцев относится к нормальным реакциям, родителям необходимо приучать кроху к спокойному общению с другими людьми. Начатая с раннего возраста работа, поможет вам адаптировать малыша к посещению детского сада и школы.
Как же правильно приучить сына или дочку к встрече и общению с незнакомцами? Действовать надо так:
- Ходите с малышом в общественные места, посещайте различные выставки, зайдите с ним к себе на работу, если это можно, берите кроху с собой в магазин (отложите выход в люди в дни инфекционных эпидемий гриппа и ОРВИ).
- Если ваш малыш уже ходит, отправляйтесь с ним на детскую площадку. Игры с другими малышами помогут ему избежать страхов перед не знакомыми сверстниками.
- Ходите в гости к знакомым и друзья, у которых есть 1 или 2 ребенка похожего возраста. Приглашайте к себе в дом знакомых и родственников, у которых тоже есть ребятишки.
- При встрече со знакомыми молодыми или пожилыми людьми, которых ваш малыш не знает, проявляйте положительные эмоции, создавайте позитивную для ребенка атмосферу знакомства с новыми людьми.
- Дайте крохе время на то, чтобы он привык к незнакомцу. Пусть их общение проходит поэтапно, маленькими шажками, не разрешайте вашему знакомому сразу брать ребенка на руки, сокращайте дистанцию между ними постепенно.
- Проявляйте уважение, встречая пожилых людей или знакомых, ненавязчиво приучая к такому же поведению и ребенка.
Начинать общаться со сверстниками малышу необходимо как можно раньше
Проблемы общения с другими детьми
Одной из проблем, которая возникает у крохотного человека при первой встрече со сверстниками, становится его агрессия по отношению к ним. Относить ее к тревожным признакам было бы неправильно, поскольку таков своеобразный способ детской психики, помогающий крохе изучать окружающий его мир. Ребенок боится других детей и инстинктивно действует на примитивном уровне, заложенном в него природой.
Детская чувствительность намного острее и тоньше взрослого восприятия, крохи мгновенно улавливают отношение к себе и незамедлительно на него реагируют. Конечно, им необходима помощь и поддержка мамы, чтобы справиться с боязнью и агрессией. Ваша задача состоит в том, чтобы вовремя гасить конфликты, водить чадо на различные детские праздники, где собирается много ребятишек, учить его общению с ними.
Как помочь ребенку перестать боятся детей?
Если ребенок в 2 года боится детей, решение проблемы следует начинать с выяснения причин возникшего страха. Ваше желание видеть растущего человека активным, общительным, может не совпадать с его психологическим «я». Ведь совсем необязательно, что ваш ребенок именно боится других детей, возможно, он по своему характеру застенчив или предпочитает дружить с одним ровесником. Некоторым крохам не присуще такое поведение априори. Проведите анализ своего общения с отпрыском и ответьте на следующие вопросы:
- чувствует ли ребенок себя дома отдельной личностью;
- проявляет ли малыш свою индивидуальность или делает то, что велят ему взрослые;
- позволяете ли вы сыну или дочке высказывать собственное мнение о событии, ситуации, или только ваше мнение важно и правильно;
- сам ли малыш отвечает на вопросы, задаваемые ему на улице людьми, или вы делаете это за него;
- позволяете ли вы ребенку играть на площадке свободно, или постоянно опекаете и ограждаете его.
Постоянная опека родителей только мешает общению детей, нужно знать меру, чтобы ребенок понимал, что он под защитой мамы, но и сам мог решать, как защитить себя
Если же вы столкнулись с реальным страхом годовалого малыша, который он испытывает, встречаясь с другими крохами на чужой территории, то вам следует понаблюдать за ним и научить не боятся новых знакомств. Возьмите себе в помощники сказки, игры, где проявляются или описываются подобные ситуации, проследите за реакцией малыша. Обозначив момент, приводящий к страху, вы сможете выстроить правильную тактику борьбы с ним, и постепенно добьетесь того, чтобы ваш карапуз стал общительным.
Какие причины провоцируют страхи?
Если в 2 года ваш ребенок проявляет боязнь к другим детям, не спешите ставить ему диагноз аутизм или считать его ненормальным. Причиной страха может быть ситуация, когда его обидели сверстники, и он, запомнив неприятные ощущения, не хочет повторения печального опыта сближения с другими детьми.
Кроме того, ваше чадо может настолько сильно быть привязано к вам, что ему не хочется выходить в общество. Эксперты полагают, что большинство страхов возникает у детей по причинам неумения и незнания. Ребенок просто не понимает:
- что можно делать с другими детками;
- как с ними играть;
- как взять или попросить чужую игрушку;
- как не отдавать свою игрушку;
- как правильно и комфортно для него играть с ровесниками.
Естественно, что мама должна включиться в процесс общения карапузов и помочь своему сокровищу найти правильное решение. Например, если у вашего сына кто-то из детей отнял игрушку, дайте ему полезный совет. Скажите, что если он не хочет отдавать свою машинку, то пусть держит ее крепче, не отдает игрушку и тогда, когда ее пытаются взять без его разрешения. Кроме того, обратитесь к тому ребенку, который забрал игрушку и попросите его отдать ее, объяснив, что он взял вещь без спроса. Таким образом, вы наглядно покажите своему отпрыску, как себя следует вести в подобных ситуациях.
Как помочь ребенку преодолеть страх общения с другими детьми?
Приглашайте в гости друзей с детьми
Доктор Комаровский считает, что преодолеть страх перед посторонними людьми сложнее, чем его предупредить. Согласны с ним и детские психологи, и опытные родители. Советы Комаровского сводятся к трем важным шагам, которые способны помочь родителям убрать страхи ребенка уже в год, чтобы в 5 лет он был полноценным участником товарищеских игр. Следуя советам известного педиатра, вы можете предупредить формирование проблемы и облегчить вашему сокровищу жизнь.
Три мудрых шага:
- Воспитываем в ребенке здоровую самоуверенность. Любовь и доверие помогут вам в этом. Если ваше сокровище проявляет инициативу, совершает что-то самостоятельно, малыш чувствует себя нужным и важным. Откликнитесь на его усилия любовью, покажите ему, что вы любите его всегда, даже если у него что-то не получается. Скажите, что вы верите в него, что все у него получится. Старайтесь не выявлять явно свой страх за малыша, когда он забирается на высокую горку или пытается налить себе компот в стакан. Покажите крохе, что вы ему доверяете, не растите в нем неуверенность в собственных силах, иначе после, когда он будет общаться с другими детьми, его неуверенность проявится сильнее.
- Развиваем самостоятельность. Выстраивайте опеку над малышом в разумном количестве. Если ваш отпрыск избегает игр с другими ребятишками, поиграйте с ним немного сами, но заметив, что кроха пошел на контакт, отойдите в сторону. Решайте конфликты между детьми мудро и спокойно, подавая карапузу правильный пример. Набираясь опыта, он быстро научиться вести себя грамотно, и перестанет бояться, понимая, что у него есть два защитника: мама и он сам.
- Убираем страх перед другими детьми. Расширяйте круг общения сына или дочки. Приглашайте знакомых с детьми к себе домой, устраивайте общие праздники и игры. Запишитесь на спортивные или интеллектуальные курсы для детей и родителей, будьте сами общительны и активны. Если ребенок выделил кого-то из детей и с удовольствием с ним общается, поощряйте их дружбу. Посещайте зоопарк и детские площадки, где всегда много детей, чтобы кроха смог привыкнуть к тому, что он не один во вселенной, что есть еще детки, и они совсем не страшные, с ними можно общаться и играть.
Важные выводы
Главное, не отчаиваться, если ваше чадо не сразу идет на контакт. Наберитесь терпения, будьте рядом, объясняйте, поддерживайте, хвалите ребенка за любую, даже самую крохотную попытку сближения с другими малышами. Никогда не подталкивайте и не заставляйте вашего малыша общаться и играть с незнакомыми ему детьми, подождите немного, пусть его природное любопытство и тяга к общению возьмут верх над страхом, мудро поддерживайте ваше сокровище.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник