Ребенку 1 год 4 месяца всего боится

Предыдущая тема :: Следующая тема  
АвторСообщение
Vesta43
Студент

На сайте с 17.06.09
Сообщения: 2104
В дневниках: 2
Откуда: Никитина-ГПНТБ
Ребенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Вс Авг 08, 2010 22:39    Заголовок сообщения: ребенок всего боится
Здравствуйте. Обращаюсь к Вам со следующей проблемой. Моему ребенку 1 год. Начиная с месяцев одиннадцати он начал бояться звуков: домофона, телефона, стиральной машины. Стараюсь его ограждать от этого: на сотовый вместо звонка поставила детскую песенку, у домофона периодически снимаю трубку, стираю только когда он гуляет с папой и т.п. Но даже когда в дверь стучат — он с плачем забивается в угол. Если кто-нибудь пришел в гости — это истерика. Кроме того, он боится от меня на шаг отойти. Все время рядом. Грудь сосет, наверное, через каждый час. Но это я еще могу объяснить, т.к. совершила один раз ошибку оставив его в бассейне с тренером. Теперь видимо боиться, что я опять могу уйти. Но вот другие страхи не могу объяснить. Вспоминала, может быть кто-нибудь приходил и он напугался? Вроде бы нет. Раньше любил, когда кто-нибудь в гости приходит. Однако на улице ведет себя более спокойно. Общается со взрослыми и с детьми с большим удовольствием. Я читала, что в год у детей это переходный возраст, что взрослеет ребенок, появляются страхи. Однако не думала, что до такой степени. Подскажите, пожалуйста, как мне себя с ним вести. Оградить от всего, что он боиться или как-нибудь избавить его от этих страхов. Но как?
Вернуться к началу
          
 
АнечЬка
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21391
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Ребенку 1 год 4 месяца всего боитсяРебенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Вт Авг 10, 2010 19:38    
Добрый день!

Расскажите более подробно о ситуации с бассейном? Как давно она произошла?

Страхи ребенка на протяжении месяца как-то меняются? Становятся слабее? Интенсивнее? Их становится больше? Меньше?

У детей в этом возрасте своеобразные отношения со временем. Ребенок уже способен понять ,что мама уходит — сопоставляет уход мамы и ее отсутствие затем. Но малышу сложно представить ,что мама вернется. Поэтому лет до полутора лучше уходить, когда ребенок чем-то занят.

_________________
Анна Геннадьевна Бердникова

запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940

«Семейный консультант»- возможность получить семейную консультацию бесплатно

Вернуться к началу
          
 
Vesta43
Студент

На сайте с 17.06.09
Сообщения: 2104
В дневниках: 2
Откуда: Никитина-ГПНТБ
Ребенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Ср Авг 11, 2010 19:25    
Здравствуйте. Ситуация с бассейном была месяца 2 назад. Я отдала сына тренеру и он заплакал. Стал тянутся ко мне. Тренер сказала, что мне лучше выйти. Сын успокоился и они нормально позанимались. Но на следующее занятие он уже не успокоился совсем и через несколько минут после занятий я его забрала. Потом еще была пара попыток отдать его в бассейн — но он плакал и я его забирала. Сейчас мне кажется,что ребенок стал спокойнее. Наверное, потому что стараюсь избегать всего что его пугает. Но от меня не отходит ни на минуту. Стал абсолютно равнодушен к бабушке. Раньше с ней играл. Сейчас только мама нужна
Вернуться к началу
          
 
АнечЬка
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21391
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Ребенку 1 год 4 месяца всего боитсяРебенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Пт Авг 13, 2010 12:37    
Добрый день!

Сейчас ребенок в силу возрастных особенностей испытывает повышенное желание общаться именно с мамой. Поэтому я предлагаю не форсировать отрыв ребенка от Вас во время занятий. Пройдет несколько месяцев и ребенок будет к этому готов. Постарайтесь сейчас как можно больше времени проводить с малышом.

_________________
Анна Геннадьевна Бердникова

запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940

«Семейный консультант»- возможность получить семейную консультацию бесплатно

Вернуться к началу
          
 
Vesta43
Студент

На сайте с 17.06.09
Сообщения: 2104
В дневниках: 2
Откуда: Никитина-ГПНТБ
Ребенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Пт Авг 13, 2010 14:48    
Спасибо за совет. Мы отменили занятия. Особой необходимости в них нет, поэтому будем заниматься чем=нибудь более приятным для ребенка
Вернуться к началу
          
 
АнечЬка
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21391
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Ребенку 1 год 4 месяца всего боитсяРебенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Сб Авг 14, 2010 8:32    
Удачи Вам

_________________
Анна Геннадьевна Бердникова

запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940

«Семейный консультант»- возможность получить семейную консультацию бесплатно

Вернуться к началу
          
 
Алёно4ка
Ясельки

На сайте с 06.01.10
Сообщения: 97
Откуда: Заельцовский район, горбольница
Ребенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Вт Сен 14, 2010 13:43    
Здравствуйте! У нас схожая проблема, но другая ситуация. Сыну 1 г. Он боится некоторых звуков, например работающего блендера или стиральной машины, а фен очень любит, подползает, чтобы на него подули. Причем стиральную машину стал бояться недавно и только когда работает. Раньше его невозможно было вытащить из ванной-очень любил наблюдать, как крутится белье в барабане. Сейчас же-истерика. И еще очень боится работающего у соседей перфоратора и дрели. Ребенка всего трясет, он вцепляется в меня и не просто плачет, а кричит. И потом очень долго не может успокоиться, всхлипывает и вздрагивает. Подскажите, что делать?

Добавлено спустя 22 минуты 24 секунды:

Есть еще один страх, который меня очень беспокоит-ребенок панически боится ходить. То есть он спокойно и уверенно ходит, если рядом есть моя рука, или палец, или машинка, стена. Но когда остается без опоры, он впадает в панику, начинает шататься и теряет равновесие. И никакие заманухи не заставят его идти, только ползком или держась за стену. Начал ходить в 10 мес, но два раза упал и после этого стал бояться. Передвигается только ползком или перебежками от одного предмета(стола, стула, тумбы) к другому. Как помочь преодолеть этот страх и научить сына ходить? Заранее спасибо.

_________________

Вернуться к началу
          
 
АнечЬка
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21391
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Ребенку 1 год 4 месяца всего боитсяРебенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Ср Сен 15, 2010 11:25    
Добрый день!

По поводу ходьбы — не форсируйте события. Походите с ним, не побуждайте его к самостоятельной деятельности пока. Пусть ребенок снова обретет уверенность сначала в Вас (мама рядом, она меня поддерживает), а затем и в своих силах — я могу ходить!

Цитата:
И еще очень боится работающего у соседей перфоратора и дрели.

Берите на руки и успокаивайте всеми доступными способами. Не оставляйте ребенка один на один с этим страхом.Как только чуть успокоится и сможет слушать Вас — объясняйте происходящее. Пусть о н не все из того ,что Вы говорите сразу поймет — это не важно. Ваше спокойствие и уверенность будут на него хорошо действовать.

С машинкой то же самое.

_________________
Анна Геннадьевна Бердникова

запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940

«Семейный консультант»- возможность получить семейную консультацию бесплатно

Вернуться к началу
          
 
Алёно4ка
Ясельки

На сайте с 06.01.10
Сообщения: 97
Откуда: Заельцовский район, горбольница
Ребенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Ср Сен 15, 2010 13:03    
Спасибо большое! Значит поступаем правильно, и ходим постоянно за ручку, везде и всегда, и при сильных шумах берем на руки и успокаиваем, все объясняем. Просто хотелось узнать у специалиста. Еще раз спасибо за ответ.

_________________

Вернуться к началу
          
 
marichkapautova
Студент

На сайте с 15.03.10
Сообщения: 1752
В дневниках: 2
Откуда: г.Кемерово
Ребенку 1 год 4 месяца всего боитсяРебенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Чт Сен 16, 2010 0:08    
Здравстуйте!!!

тоже хочу к Вам обратиться.

мой сын буквально с месяц назад начал бояться посторонних звуко,например соседи ремонт делают,рев машин на улице,стук в дверь,шум холодильника…раньше ко всему этому он как то относился спокойно-подойдет возьмет меня за руку,отведет в то место где шум,я ему расскажу от чего это происходит и все,а сейчас бежит ко мне прижимается спиной и стоит.

даже не могу ни как связь уловить,почему он начал бояться.ни каких испугов не было.

посоветуйте,что делать?как быть?

_________________

Вернуться к началу
          
 
Macumi
Студент

На сайте с 23.09.09
Сообщения: 1467
В дневниках: 118
Откуда: Центральный
Карта № 004453
Ребенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Чт Сен 16, 2010 3:00    
АнечЬка

Здравствуйте. У нас схожая проблема, только доча боится абсолютно всего, чужих людей (особенно когда с ней разговаривают, начинает истерически плакать), перфоратор вообще отдельная тема (несколько раз соседи начинали сверлить когда доча спала, успокаивала потом больше часа), с осторожностью относится к другим детям, неохотно играет с детьми, больше любит отойти от всех и наблюдать со стороны. От меня не отходит ни на шаг. Началось где-то месяцев в 7 и продолжается до сих пор. Сейчас доче уже 1,8. Были у невролога, она сказала что период боязни у нас затянулся, но ничего конкретного не посоветовала.

_________________

Вернуться к началу
          
 
АнечЬка
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21391
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Ребенку 1 год 4 месяца всего боитсяРебенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Сб Сен 18, 2010 11:25    
Добрый день!

marichkapautova

Цитата:
а сейчас бежит ко мне прижимается спиной и стоит.

Ребенок ждет от Вас еще каких-то действий или требует?

Как долго сын может так стоять?

Как быстро при этом успокаивается?

Macumi

Цитата:
Началось где-то месяцев в 7 и продолжается до сих пор.

За прошедший год какие изменения произошли в образе действий ребенка в момент испуга? Или полуторагодовалый ребенок ведет себя как семимесячный?

Цитата:
Были у невролога, она сказала что период боязни у нас затянулся

Неврологически ребенок сейчас здоров?

Как Вам обычно удается успокоить ребенка? Какая последовательность действий обычно помогает?

_________________
Анна Геннадьевна Бердникова

запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940

«Семейный консультант»- возможность получить семейную консультацию бесплатно

Вернуться к началу
          
 
Macumi
Студент

На сайте с 23.09.09
Сообщения: 1467
В дневниках: 118
Откуда: Центральный
Карта № 004453
Ребенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Сб Сен 18, 2010 13:46    
АнечЬка

Особых изменений не замечаю, т.е. если неожиданно с ней заговаривают или незнакомые люди приходят — плачет, успокаивается минут через 10, иногда только с грудью (обычно выхожу из комнаты где гости, сначала просто на руках без слов, когда чуть успокаивается начинаю рассказывать про того кто пришёл в гости, когда вижу что заинтересовалась «выходим в люди») . Потом, когда адаптируется может и поиграть. Когда подготавливаешь, говоришь что сейчас придут гости, она встречает уже без плача, но с опаской. А вот с врачами ничего не помогает, и после посещения долго не может успокоиться (поэтому посещаем только при очень сильной необходимости).

Со стороны невролога претензий нет.

_________________

Вернуться к началу
          
 
АнечЬка
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21391
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Ребенку 1 год 4 месяца всего боитсяРебенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Пн Сен 20, 2010 11:19    
Добрый день!

Предлагаю не форсировать события. Готовить ребенка по возможности к каждой встрече с новым человеком. Не стыдить ребенка за опасения.

К встрече с врачом давайте тоже попробуем готовить. Например, так:

Сказка про прививку

Жили-были в лесу в маленьком домике зайчишка-сынишка, мама-зайчиха и папа-заяц. Папа-заяц много работал, поэтому не мог проводить с зайчишкой столько времени, сколько хотел, редко бывал дома. Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка часто занимались своими заячьими делами вдвоем: весело играли, читали интересные книжки, ходили в магазин и подолгу гуляли по лесу.

Однажды вечером мама-зайчиха сказала зайчишке-сынишке:

— Завтра утром нас с тобой ждет важное дело.

— Какое? — заинтересовался зайчишка.

— Нам нужно пойти к доктору, показать ему твою лапку и уколоть пальчик.

— Мама, а можно я не пойду? — шепотом спросил зайчишка. Он так испугался, что стал говорить тихо-тихо.

Мама увидела, что зайчишке очень страшно, посадила его на колени, обняла и сказала:

— Ты испугался того, что будет больно колоть пальчик?

(Здесь можно попробовать вовлечь в сказку ребенка: «Как ты думаешь, что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?»)

— Да…

— Ты знаешь, будет немного больно, но совсем недолго. Потом доктор будет доставать разные интересные трубочки и прикладывать к твоему пальчику. Тебе интересно будет посмотреть на разные трубочки? Или даже поговорить с доктором о них, она про них, наверное, много знает…

— … — зайчишка серьезно задумался.

— У меня к тебе есть предложение: давай, когда доктор будет колоть пальчик, я тебя крепко-крепко обниму и скомандую: «Глазки закрывай!» А ты после этого громко скажешь: «Ой!» И сразу откроешь глазки, чтобы смотреть на трубочки. Договорились?

(На этом этапе также можно вовлечь ребенка в Вашу сказку: «Что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?»)

-… — зайка попробовал представить, как это будет выглядеть.

А мама тогда предложила:

— Давай потренируемся!

Зайка задумчиво кивнул маме-зайчихе. Мама-зайчиха крепко-крепко обнимает своего зайчонка, командует: «Закрывай глазки!». Зайка закрывает глазки и громко говорит: «ОЙ!» (Этот момент можно сделать интерактивным — проиграть его с ребенком)

Тут и сказочки конец, а кто слушал — молодец!

После окончания сказки ее необходимо обсудить с ребенком, можно задать такие вопросы:

1. Ты помнишь, чего испугался зайка в сказке?

2. Почему он этого испугался?

3. Как ты думаешь, в конце сказки зайка стал бояться меньше?

Затем можно провести параллель между сказкой о зайке и реальным посещением врача, предстоящим ребенку завтра. Этого можно и не делать, так как для ребенка, ассоциировавшего себя с зайкой, они в любом случае будут присутствовать.

_________________
Анна Геннадьевна Бердникова

запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940

«Семейный консультант»- возможность получить семейную консультацию бесплатно

Вернуться к началу
          
 
Macumi
Студент

На сайте с 23.09.09
Сообщения: 1467
В дневниках: 118
Откуда: Центральный
Карта № 004453
Ребенку 1 год 4 месяца всего боится

Добавлено: Пн Сен 20, 2010 15:16    
АнечЬка

Спасибо, будем пробовать.

_________________

Вернуться к началу
          
 
Показать сообщения:   
Читайте также:  Перегрев на солнце ребенка 1 год

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Источник

Ребенку 1 год 4 месяца всего боится

В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего «я», понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый — ребенок — родитель».

Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и, более широко, с чувством человеческой общности.

Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.

В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии — следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.

Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.

Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.

Читайте также:  Чем кормить ребенка в 1 год после кишечной инфекции

До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его «я». В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования «я» и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.

Изменение сложившихся эмоциональных отношений происходит при рождении второго ребенка. Тогда старший, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения. Одно «срабатывает» лучше всего — стоит заболеть, чего-то испугаться, и мать опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает.

Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации эмоционального забвения.

Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, «прилипают» к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность — желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.

Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого диктатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.

Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.

Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли. Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания.

В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия. В итоге непереносимого эмоционального перенапряжения ухудшилась речь и появилось заикание.

Осознавая свое «я», отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.

Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже «неопасных опасностей», рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.

Читайте также:  Что сшить ребенку 1 год

Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, «забит» дома и агрессивен со сверстниками или дома «тиран», а вне пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.

Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, «нет» произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно.

И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все «пробовать на язык» естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

В рассматриваемом возрасте, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.

Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе «плохих» детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.

Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.

Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.

Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.

Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей. Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем — голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке прерывается от волнения, трудно начать говорить. Дополнительным источником такого заикания может быть любое внезапное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками, будь то сигнал машины или лай собаки.

Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.

Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями. В таком случае и сон будет легкий, светлый.

Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.

Представляет интерес и проведенный нами опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.

В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).

К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.

Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.

Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я».

Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся «я» ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Источник