Ребенком 5 лет окружающего
Статьи » Дети 5-ти лет. Особенности развития
Запись на приём к врачу в Сочи онлайн.
Вашему карапузу уже исполнилось 5 лет? С одной стороны он уже не совсем малыш, а с другой еще и не школьник. Возраст 5-6 лет называют базовым. 90% всех черт личности ребенка закладывается именно в этом возрасте. Уже в 5 лет можно понять, каким будет человек в будущем.
Ребенок 5 лет испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка, впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Детям 5-6 лет интересно все, что связано в окружающим миром. Поэтому чтение ребенку детской энциклопедии, где доступным языком описывается любая информация о нашем мире, — это лучший способ передать научные сведения. Ребенок получит представления о древнем мире, о животных и растениях, о космосе, о странах, о том, как устроен человек и многое другое.
Развитие ребенка 5 лет
В возрасте 5 лет ребенок начинает осознавать себя как личность. Он идентифицирует себя с окружающими. Для него становится важным, какого он пола, как он выглядит, что говорит.
Дети 5 лет не задумываются о завтрашнем днем, им важно то, что происходит здесь и сейчас. Они на все имеют свое мнение и часто его оспаривают. Взрослым кажется, что дети в этом возрасте очень упрямы и не сговорчивы, но на самом деле они ждут нашей реакции и хотят угодить родителям.
Многие дети 5 лет все еще спят днем. В 5 лет ребенок уже самостоятельно чистит зубы, только иногда взрослым нужно напоминать им делать это. В этом возрасте ребенок может самостоятельно купаться, однако родители должны периодически проверять их.
Пятилетний ребенок начинает учиться работать в коллективе. В детском саду или на площадке дети могут заниматься общим делом. В 5 лет ребенок хорошо запоминает стихи, песни, небольшие рассказы. В этом возрасте хорошо учить буквы и цифры. Некоторые дети к 5 годам уже могут читать по слогам.
В 5 лет ребенок должен знать времена года, дни недели, части тела, уметь выделять лишние предметы, сортировать объекты, знать некоторые факты о растительном и животном мире.
У детей этого возраста уже очень хорошо развито воображение. Они очень часто без всякого злого умысла что-то сочиняют. Взрослым может казаться, что ребенок их обманывает. Не заостряйте на этом внимание. Вместо того, чтобы говорить ребенку, что от лжет, лучше сказать, что он фантазирует. Однако, если вы заметили, что ваш малыш лжет, чтобы избежать наказания, объясните, что лучше говорить правду, иначе ложь может привести к плохим последствиям.
В 5-летнем возрасте нужно помогать ребенку заводить друзей, воспитывать в нем терпимость к другим малышам, контролировать проявления агрессии. Ребенок не должен бояться или стесняться подойти к группе детей, завести с ними разговор или начать игру. Уже в этом возрасте родители должны привить ребенку умение поддержать разговор, попросить и поблагодарить за что-либо.
Питание детей 5 лет
В пятилетнем возрасте ребенок предпочитает знакомые с рождения блюда. К кулинарным новшествам относится часто негативно. Дети в этом возрасте уже чувствуют себя (как им кажется) наравне со взрослыми, поэтому они любят семейные ужины, когда вся семья собирается за одним столом и разговаривает. Ребенок с удовольствием принимает участие в беседе, и, как правило, последним выходит из-за стола.
Игры и игрушки для детей 5 лет
Основное пространство, окружающее детей 5 лет, это дом и детский сад. В играх дети часто воспроизводят сцены из домашней жизни. Большое значение для развития детей имеют ролевые игры. Они позволяют примерять на себя взрослые роли. С помощью ролевых игр дети пытаются разобраться в сложных жизненных ситуациях, происходящих в мире родителей, подготовиться к будущей жизни. Дети в своих играх подражают взрослым. Поэтому по тому, как ребенок играет, какие роли на себя примеряет, можно легко определить взаимоотношения в его семье, отношение мамы и папы к другим людям, ценности в семье.
Детям в этом возрасте не обязательно покупать дорогие игрушки, их вполне еще устраивают старые любимые машинки, куклы, домики и гаражи.
Им нравится рисовать, лепить, раскрашивать, что-то вырезать, конструировать. Дети 5 лет с удовольствием играют в настольные игры, такие как домино. Любят, когда им читают сказки.
Наказания и поощрения
Как уже говорилось выше, у пятилетнего малыша очень хорошо развита фантазия. Ребенок часто выдает желаемое за действительное. Это нормальный этап в развитии. Ругать ребенка за это не стоит, просто объясните ему, что лучше говорить правду.
Если ребенок совершил нехороший поступок, наказывать нужно сразу, не перенося на потом, иначе позже он не поймет, за что его наказывают. Не ждите, что ребенок исправится после первого наказания. Дети в 5 лет плохо себя контролируют и могут забывать, что когда-то уже были наказаны за подобное деяние.
Если ребенок регулярно расстраивает вас своим поведением, проверьте, достаточно ли он спит, ест, не перегружен ли занятиями.
Не забывайте хвалить ребенка за хорошие поступки и поведение.
Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?
Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект. К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора, считая, что впереди еще достаточно времени, и заниматься с малышом рано. Активно заниматься с ребенком начинают только за год до школы, и в результате происходит упущение времени. Занятия, проходящие в быстром темпе, когда ребенку за короткий период нужно освоить большой объем новой информации, ни к чему хорошему не приводят. У малыша быстро наступает переутомление, что в дальнейшем вызывает негативное отношение к учебе.
С помощью приведенных ниже тестов, вы сможете определить уровень развития своего ребенка, выявить, в каких областях знаний он преуспевает, а какие нуждаются в дополнительном внимании. А главное, вы сможете проверить результат проделанной работы по развитию малыша и подготовить его к следующему этапу получения новых знаний.
Тесты на развитие ребенка 5 лет
Окружающий мир
- Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?
- Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.
- Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.
- Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.
- Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.
- Различать основные цвета (Какого цвета шарик? Показывайте красный, синий, желтый, зеленый).
Внимание
- Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).
- Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
- Повторять узор или движение.
Математика
- Попросите сосчитать несколько предметов, которых больше, чем десять (сосчитай, сколько здесь кубиков).
- Попросите разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
Мышление
- Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?).
- Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).
- Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
- Складывать пазлы без помощи взрослых.
- Построить из конструктора по образцу любую фигуру.
- Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)
Память
- Запоминать 7-8 картинок.
- Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).
- Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).
- Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
Мелкая моторика
- Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
- Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
- Лепить из пластилина мелкие фигурки.
- Завязывать узелки на веревке.
Развитие речи
- Составлять сложные предложения разных видов.
- Объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
- Составлять рассказы по картинкам.
- Выразительно рассказывать стихи.
- Различать гласные и согласные буквы.
Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.
DetiSochi.ru
Добавить комментарий
Виктория
2 года назад
Ребёнок никому ничего не должен! Каждый ребёнок индивидуален и развивается по своему. А эти указанные пункты лишь указания для родителей, как правильно направить ребёнка.
надежда
2 года назад
Внук левша и мне кажется,что ктгда он пишет, то не видит куда вести кмрандаш
Роман
2 года назад
Посмотрите профессора савельева. На ютубе. Там подробно о левшах
Ольга
3 года назад
Что делать если ребёнок левша?Как научить его писать?
Юлия
3 года назад
Спасибо большое авторам. Очень интересная статья и полезный тест.
Наталья Александровна Лепустина
5 лет назад
Добрый день! Как заниматься с 5летним ребенком.
Лариса
6 лет назад
Интересная статья, согласна с автором, и могу добавить, что в этом возрасте ребенок моделирует на игрушках свои отношения с окружающим миром. И наблюдая за играми детей можно увидеть те тенденции, которые формируются в Вашем ребенке и в игре их подкорректировать.
Источник
Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается подготовка к школе и самостоятельной жизни.
Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение со ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.
Пятилеткам нравятся ролевые сюжетные игры — «дочки-матери», и они уже способны сами договориться, кто кем будет в игре. Также у малышей пятилетнего возраста уже имеется собственное мнение по любому вопросу. В свои пять лет они — самостоятельные личности со своими желаниями и потребностями.
Физическое развитие пятилетнего ребёнка
- Окружность грудной клетки: 52-57 см;
- Рост: 100-120 см;
- Вес: 17-25 кг.
Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.
Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.
Пятилетний ребёнок должен уметь:
- Быстро лазать по гимнастической стенке;
- Прыгать с высоты 40-50 см;
- Бросать мяч в мишень с 2-х м;
- Прыгать на одной ноге;
- Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
- Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.
Мелкая моторика у пятилетнего ребенка
У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.
Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет
Психическое развитие детей в 5 лет
В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.
У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.
5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.
Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?
- Знать цифры от 1 до 10;
- Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
- Знать и различать основные цвета;
- Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
- Знать своё имя, фамилию и адрес;
- Знать дни недели;
- Находить различия в предметах;
- Пересказывать сюжеты картинок;
- Знать названия овощей и фруктов, различать их;
- Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.
Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?
Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.
Бытовые навыки и умения детей в 5 лет
В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.
Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.
Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.
Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.
Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.
Различия полов в 5 лет
Пятилетки уже вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи также считают, что именно с этого возраста начинается период отставания в развитии мальчиков от девочек, который длится до подросткового возраста, а затем выравнивается.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Источник
оксана лихачева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–6 лет «Введение в программу по экологии»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5-6 лет.
Тема: «Введение в образовательную программу».
Цель: развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Задачи:
1. Расширять представление о компонентах природы (живой, неживой, закрепить свойства живого организма;
2. Дать представление о предметах, созданных руками человека («не природа») ;
3. Развивать логическое мышление; навыки сотрудничества;
4. Воспитывать у детей бережное отношение к объектам природы, чувство коллективизма, взаимопомощи, желание помогать сверстнику.
Оборудование:
Слайдовая презентация по теме занятия, компьютер, мяч, набор картинок с изображением объектов живой и неживой природы, предметами рукотворного мира, письмо, камень и растение, лейка, тряпочка, удобрение, палочка, альбомные листы, клей, ленточка.
Методические приемы:
1. Проблемная ситуация «Поможем Крошу сделать подарок для Ежика».
2. Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма» (на примере опыта).
3. Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое».
4. Дидактическое упражнение «Отгадай картинки».
5. Вопросы к детям поискового характера.
6. Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу».
7. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы».
8. Подведение итогов занятия.
I. Организационный момент (1 мин.)
— Собрались все дети в круг, я — твой друг, и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
(Дети берутся за руки, друг другу улыбаются)
Педагог: А теперь улыбнитесь нашим гостям и поздоровайтесь с ними. (дети здороваются)
Педагог: И вам, ребята,я скажу:
— Здравствуйте, милые дети! Вы прекрасней всех на свете!
Меня зовут Оксана Валентиновна, и я хочу познакомить вас с живой и неживой природой.
Узнать об окружающем нас мире новое и интересное хотите?
Тогда проходите.
II. Проблемно –игровая ситуация: (1 мин.) слайд №
— Сегодня на наш адрес пришло письмо от Кроша. (показать письмо). Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, дорогие ребята. Вы знаете, у моего лучшего друга Ёжика скоро день рождение. И мне хочется подарить нужный и полезный подарок. Я собрал много картинок и хотел сделать альбом о природе, но запутался. Я не могу разобраться, какие картинки относятся к природе, а какие – нет. Помогите мне, пожалуйста». (1 мин.)
Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма».
— Вы хотите помочь Крошу приготовить подарок для Ёжика?
— Какой альбом хочет сделать Крош? (о природе)
— А что же такое природа? (ответы детей)
— А какая бывает природа? (ответы детей)
— Чем живая природа отличается от неживой? (ответы детей)
II. Объяснение нового материала. (5 мин.)
Опыт с растением и камнем.
— Помочь Крошу мы еще не можем. Давай проведем опыт. Я на занятие принесла цветок. Даша, полей его, пожалуйста. Ребята, а для чего надо поливать цветы? А сейчас я внесу удобрение, подкормлю цветок. А теперь, Юля, протрет аккуратно листья цветка тряпочкой. (для чего) А теперь, что я делаю? (рыхлю палочкой землю).
А, что случится с цветком, если его не поливать, не ухаживать за ним? (ответы детей). Значит, цветок относится к какой природе? (ответ детей).
У вас на столах лежат ракушки. Возьмите их в руки. Ракушки- это природа.
А вот у меня на столе –камень. Это природа? А надо ли его поливать, удобрять, будет ли ему больно, если его уронить (ответы).Правильно, хоть, он и тоже объект природы, но не живой.
Микровывод: природа может быть живая (цветок и показать на него) и неживая (показать на камень).
А, теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Внимание на экран.
Игра «Живое – неживое».( 1 мин.) слайд №
-Белая, пушистая, по небу летает,
– На всех садится, никого не боится.
– Снег (снежинка). Неживая природа.
– Ползун ползет, иглы везет.
– Ежик. Живая природа.
– В воде под мостиком виляет хвостиком.
– Рыба. Живая природа.
– Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут.
– Облака. Неживая природа.
Педагог: Замечательно! Мы справились!
-Дети, вы немножечко устали и, поэтому, все встали. Будем в мячик мы играть, на вопросы отвечать.
Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое» (2 мин.)
А сейчас давайте поиграем в игру «Живое – неживое». Я вам называю предметы природы, а вы мне отвечаете – живая это природа или неживая.
(Педагог называет слова – ворона, солнце, ветер, береза, ежик, воздух, камень, цветок, рыба, жук, облака, земля, трава, белка, песок, вода) .
Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу» (1 мин.)
Ребята, повторяйте за мной (звучит музыка – звуки природы, а на экране- изображение лесной поляны)
Давайте немного отдохнем: закроем глаза и представим, что мы с вами на лесной полянке. Раннее утро и на полянке еще всё спит (дети сидят на корточках, головы опущены). Начинается новый день. Восходит солнышко. (дети, поднимаясь, делают круг руками). Вдруг упала дождинка, потом еще одна, еще и еще, и начался сильный дождь. (дети плавно опускают то одну руку, то другую — сначала медленно, потом быстрее). Дождь стал утихать, а потом совсем прошел. Посмотрите, какая радуга появилась на небе, у всех отличное настроение. Смотрим на экран, глазами следим за солнышком, облаками и повторяем за мной движения.
Игра- гимнастика для глаз «Крошка Енот». (слайд шоу) (1 мин)
— Хорошо мы отдыхали, в мячик с вами поиграли,
А потом мы погуляли, за енотом наблюдали.
А, теперь, пришла пора, продолжить занятие, детвора.
Игра «Природа –неприрода». (2 мин.)слайд №
Что вы видите на этой картинке? (дети перечисляют). Все ли предметы мы отнесем к природе? (ответы) Почему мы их не относим к природе? (их сделал человек). Педагог обращает внимание детей на картинки природы.
— А деревья, животных, воду, солнце тоже делает человек? (ответы детей). (они появились без помощи человека, их создала природа) .
Микровывод:
Природа – это, то что существует без помощи человека, а «не природа» — это, то что сделано руками человека.
IV. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы» (5 мин) .
— Ребята! Сколько сегодня много мы узнали о природе. Мы вспомнили, что такое природа, что относится к живой и неживой природе, — это то, что природа создала без помощи человека. А предметы созданные руками человека, не являются природой.
— Теперь мы сможем помочь Крошу, создать альбом в подарок Ежику?
Вы будете работать в парах. Давайте рассмотрим картинки, которые прислал нам Крош и разложим их. На зеленый лист мы положим картинки с изображением живой природы, а на белый лист – картинки с изображением неживой природы.
5. Вопросы к детям поискового характера. (3 мин.)
Педагог обращает внимание детей, что на столе остались лишние картинки.
— Назовите, какие картинки у нас остались (ответы) Почему эти картинки вы не разложили? Являются они природой? Почему? (ответы детей) .
-Откуда появились эти предметы? (ответы детей). (их сделал человек) .
— А чтобы Крош понял, какие предметы не относятся к природе мы из оставшихся картинок сделаем коллаж – предметы, сделанные руками человека.
А, теперь картинки,которые вы разложили, можете приклеивать на лист.
Организуется самостоятельная работа детей, в процессе которой педагог ведет индивидуальную работу.
После завершения работы детьми, педагог предлагает детям соединить отдельные листы в единый альбом. Совместно с детьми оформляется титульный лист альбома «Мир природы».
V. Подведение итогов занятия: (1 мин.) слайд №
— Посмотрите, какой у нас получился альбом. Как вы думаете, понравится ли он Крошу и Ежику? О чем узнают,Крош и Ежик, рассматривая этот альбом? Почему оставшиеся картинки мы наклеили отдельно? (посуда, одежда, инструменты, машины). Мы об этом будем говорить в течении всего года.
— Ребята, вам сегодня было интересно? Что вам больше всего понравилось?
Ну, а впереди нас ждет увлекательное путешествие в окружающий мир.
Слайд №
Посмотри, мой милый друг,
Как прекрасно все вокруг!
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Птицы, звери и леса,
Человек и время года-
Это все вокруг (природа)
Кстати, чуть не забыла. Крош с письмом прислал для вас еще и посылочку, с благодарностью за вашу помощь! (раздаю детям сладкое угощение).
Слайд №.
До новых встреч, ребята!
Источник