Ребенка за год в 1 классе

Ребенка за год в 1 классе thumbnail

Учебный год подходит концу. Родители первоклассников, которые усердно занимались со своими детьми все восемь месяцев, вот-вот смогут передохнуть. Самое время посмотреть, что, по мнению экспертов ведущих педагогических вузов, должен знать и уметь ребенок к концу первого класса.

Вот лишь некоторые требования из нового проекта школьных стандартов:

Окружающий мир

— называть себя и членов семьи по имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес школы, название своего города/села, региона, страны;

— приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, праздников; профессий;

— различать объекты живой и неживой природы, овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

— описывать самые распространенные в родном крае растения, деревья, кустарники, травы; основные группы животных, выделять их самые существенные признаки;

— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в и.ч. за сезонными изменениями в природе), опыты под руководством учителя, вести счет времени;

— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;

— соблюдать правила безопасного поведения в природе;

— соблюдать правила безопасной работы в школе, на учебном месте школьника, безопасно использовать ресурсы Интернета и электронные ресурсы школы;

— соблюдать правила безопасного поведения пешехода, правила безопасности передвижения на самокатах, роликовых коньках.

Русский язык

— понимать прослушанный и прочитанный текст;

— устно составлять текст из 2-4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;

— вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

 — различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие звуки;

— определять в слове ударный слог;

 — делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трехсложные слова без стечения согласных);

— знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;

— различать понятия «звук» и «буква»;

— переносить слово по слогам (простые случаи: слова из слогов типа согласный+гласный);

— писать разборчиво;

— писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;

— находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;

— находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;

— различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

— составлять предложение из набора форм слов;

— правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;

— читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов;

— писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.

Математика

— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;

— пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер;

— считать двойками, пятерками; уметь разбивать четное число в пределах 20 пополам;

-находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число, сравнивать числа;

— складывать и вычитать(в пределах 20 -устно и письменно);

— знать, что такое слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность;

— знать переместительное свойство сложения (a + b = b + a);

— находить неизвестный компонент сложения;

— решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание;

— сравнивать объекты по длине: длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже), (больше/меньше на);

— знать и использовать единицы длины: сантиметр, дециметр;

— измерять длину реальных объектов с помощью линейки;

— различать, называть геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг; куб и шар;

— устанавливать соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; различать право и лево с точки зрения другого человека;

— на нелинованной бумаге изображать от руки и с помощью инструментов треугольник, многоугольник, круг; на клетчатой бумаге -чертить квадрат, копировать изображения, составленные из точек и отрезков;

— группировать объекты по заданному признаку;

— различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в ячейку таблицы, извлекать данное из таблицы;

— выполнять простейшие алгоритмы, связанные с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур.

Литературное чтение

— читать вслух в темпе не менее 20 слов в минуту (без отметочного оценивания) ;

— читать осознанно, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть);

— понимать содержание прослушанного/прочитанного текста;

— различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);

— определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую и стихотворную речь;

— отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о содержании произведения (не менее 2 предложений); подтверждать ответ примерами из текста;

— пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; сочинять небольшие тесты по предложенному началу;

— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;

— объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.

Ребенка за год в 1 классе

Первоклассник должен читать вслух не менее 20 слов в минуту. Фото: photoxpress

Комментарии

Елена Романова, психолог, эксперт Обрсоюза:

— Это общие требования «под стандартного среднестатистического ребенка 7-8 лет». Другое дело — сейчас ребенка такого «среднестатистического» еще нужно поискать. У очень многих первоклашек уже свои планшеты и мобильные телефоны — отсюда «клиповое» мышление и неспособность работать с длинными текстами (значит, проблемы на уроках чтения, окружающего мира). В связи с тем, что малыши с пеленок проводят время с компьютерами и мультиками, а не с мамой и папой и сверстниками, многие идут в первый класс с нарушениями речи. Часто можно встретить у первоклашек рассеянное внимание, неспособность его удерживать, отвлекаемость. Все это негативные факторы.

Читайте также:  Паштет для ребенка 1 год рецепт

Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

— Современная образовательная программа в школе объективно сложнее, чем была у нас. Мы приходили в первый класс и не умели ни читать, ни писать. Сегодня к школе нужно наработать приличную «базу», потратить на это минимум год.

Конкретный пример из личного опыта: в хорошей столичной школе уже при приеме в подготовительную группу, то есть за год до первого класса, моя дочь сдавала «экзамены». Нужно было пройти собеседование, на котором, например, требовалось рассказать: что объединяет автобус, трамвай и машину (правильный ответ — транспорт). К началу первого класса ребенок уже читал по слогам, писал печатные буквы, считал до 20. Половина списка была освоена. Так что с учетом современных реалий указанные нормы вполне выполнимы. Другое дело, что многое зависит от первого педагога. И я понимаю мам и пап, которые уже в первом классе хватаются за голову, сидят с ребенком до ночи за домашними заданиями в попытках объяснить то, что он не усвоил на уроке.

Наталья Колганова, замдиректора лицея № 44 г. Липецка, почетный работник общего образования РФ, эксперт Обрсоюза:

— Требования по предмету «Окружающий мир» не просто посильны для первоклассника — они посильны даже для дошкольника. Математика? Она сегодня в центре внимания: развитие математических способностей важно для общего развития ребенка. Здесь есть счет в пределах 20 — он был в первом классе всегда, начиная с советской школы. Кроме того, мы всегда учили ребят, что задачу — это условие, вопрос, решение и ответ — запомнить несложно. Так же как и то, что 10 сантиметров — это один дециметр, запомнить самые простые геометрические фигуры…

Русский язык — различать звуки и буквы, составлять предложение. Если ребенок пришел в школу логопедически незапущенным, с этим проблем не будет.

Какие изученные правила правописания первоклассник должен уметь применять? Самые простые. Например, жи-ши, ча-ща, чу-щу. Прописная буква в именах собственных и в начале предложения. Это тоже всегда учили в первом классе.

Литературное чтение — предмет, как считают родители, один из самых трудных. Ребенок должен владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на целые слова. При этом установлена минимальная норма — 20 слов в минуту. На мой взгляд, она даже несколько занижена. Умение читать — главное, чему мы должны научить первоклассника: без этого дальше никак. Что важно? Ребенок должен понимать прочитанное. Чтобы с этим не было проблем, родители должны научить малыша еще до школы внимательно слушать и слышать других — это самое главное условие для успешного обучения в первом классе. Есть хороший тест. Мама дошкольника может взять короткое легкое четверостишие и прочитать его ребенку вслух три раза подряд. Если малыш сразу сможет повторить его по памяти — значит, проблем в первом классе, скорее всего, не будет.

Источник

До начала нового учебного года остаётся чуть больше месяца. Все ли школьники отправятся в сентябре 2020 года на очные занятия или нет — по-прежнему непонятно. В каждом регионе будут принимать индивидуальное решение. Но родителей будущих первоклассников в первую очередь заботят немного другие вещи — насколько их ребёнок в принципе готов к школе, всё ли он знает и умеет для успешной адаптации в первом классе. Напомним, что должен знать ребёнок к 1 классу, какими основными умениями он должен владеть для перехода из детского сада в начальную школу.

Изображение: Дмитрий Ефремов/ТАСС/futurerussia.gov.ru

Три вида готовности ребёнка к школе

Речь о физической, психологической и предметной готовности. Для того, чтобы отправиться в первый класс обычной школы, ребёнок должен быть готов по всем трём этим группам.

Что входит в понятие физической готовности:

  • возраст от 6,5 лет;
  • отсутствие противопоказаний к школе по здоровью;
  • достаточная развитость мелкой моторики;
  • умение контролировать физиологические потребности и обслуживать себя с точки зрения элементарной гигиены.

В понятие психологической готовности входит большое количество разных факторов, вот только некоторые из них:

  • достаточная развитость внимания, памяти, мышления, воображения и речи;
  • умение вести себя соответственно обстановке;
  • умение общаться с ровесниками и взрослыми, дружить;
  • понимание, для чего нужна школа.

Эксперты рекомендуют обратить внимание на массу экпресс-тестов психологической готовности ребёнка к школе, которые легко найти в интернете. Пройдя такие тесты, вы либо убедитесь, что ребёнок полностью готов к школе психологически, либо обратите внимание на какие-то моменты, с которыми нужно поработать в оставшиеся недели.

Что касается предметной готовности, то это не столько обязательный, сколько желательный пункт. Если ребёнок хорошо готов к первому классу физически и психологически, какие-то пробелы в знаниях он быстро наверстает. Но всё-таки желательно, чтобы первоклассник уже 1 сентября умел большую часть из перечисленного:

  • умение читать — даже если по слогам;
  • умение различать звуки, слоги, слова и предложения;
  • навыки счёта и решения элементарных задач;
  • желателен хороший общий кругозор, доступный ребёнку этого возраста.

См. также: Что нужно первокласснику в школу — список необходимых покупок в 2020 году

Изображение: zspk.gov.ru

Что ребёнок должен знать и уметь к школе — основные навыки будущего ученика 1 класса

Если говорить о конкретных знаниях и умениях, то к первому классу школы ребёнок должен знать и называть по просьбе взрослого такую информацию о себе и окружающем мире:

  • фамилия, имя и отчество себя самого, а также родителей и других взрослых, с которыми он часто взаимодействует (бабушки и дедушки, воспитатели в детском саду);
  • дату своего рождения и количество полных лет;
  • домашний адрес;
  • название своего города и страны, главные примечательные места в городе;
  • полный перечень времён года, их количество и последовательность, основные отличия сезонов друг от друга;
  • количество, названия и последовательность месяцев, на которые делится календарный год;
  • количество, названия и последовательность дней недели;
  • на какие части делятся сутки (утро, день, вечер, ночь).
Читайте также:  Стишок с днем рождения ребенка 1 год

Что касается умений и навыков, которыми ребёнок должен владеть к 1 классу школы, то в их перечень входят:

  • выделение существенных признаков предметов, умение классифицировать предметы на основе этих признаков, а также определение лишнего предмета с объяснением своего выбора;
  • умение отличать друг от друга геометрические фигуры и знать их названия;
  • умение отличать и называть основные цвета;
  • владение карандашом — рисование вертикальных и горизонтальных линий, штриховка и закрашивание фигур не выходя за их контуры, копирование образцов;
  • свободное ориентирование в пространстве вокруг себя и на листе бумаги (знание верха и низа, правой и левой сторон);
  • соотношение количества с числом и цифрой в пределах десяти;
  • составление целого из частей (частей должно быть минимум пять или шесть);
  • пересказ прослушанного или прочитанного рассказа, ответы на вопросы по его содержанию;
  • составление рассказа по картинке, установление последовательности событий по 5-6 сюжетным картинам, умение придумать конец рассказа самостоятельно;
  • умение запомнить и назвать до 7-9 слов, картинок, предметов;
  • умение выслушать инструкцию, повторить её и выполнить на практике;
  • умение выполнять правила игры или задания;
  • оценка своих и чужих поступков с точки зрения элементарной морали (обманывает кто-то или говорит правду, нанёс обиду или пожалел);
  • владение элементарной вежливостью — обращение к взрослым на “вы”, привычка здороваться и прощаться, благодарить и отвечать на благодарность.

Это — основной список знаний и умений, которыми должен владеть первоклассник. На него и нужно ориентироваться, чтобы понять, насколько ребёнок готов к школе.

См. также: Какие предметы проходят в 1 классе в школах России в 2020-2021 учебном году

Оригинал статьи на нашем сайте: https://krutomama.ru/education/chto-rebyonok-dolzhen-znat-i-umet-k-1-klassu-shkoly/

Источник

Анализ воспитательной работы класса

за 2017-2018 учебный год

1 сентября 2017 года в 1 «А» класс были зачислены 19 детей, из них: 9 девочек и 10  мальчиков. Основная масса детей 2010  года рождения, 2 человека 2009 года рождения  . Большинство детей  были знакомы друг с другом, т.к.  посещали одну дошкольную  группу. Поэтому, в 1 классе было продолжено  формирование детского коллектива.

Многие дети имели отклонения от нормы по медицинским показаниям: с нарушением зрения 2 человека, патология мочеполовой системы -1 человек, патология сердечно – сосудистой системы – 6 чел., с нарушением речи – 5человек, патология органов дыхания – 1 человек, внутричерепное давление — 1 человек. Один — инвалид , 4 ученика с ОВЗ.

Данные состояния здоровья детей на 01.09.2017год.

I группа здоровья (практически здоров)

0 чел.

II группа здоровья (с патологией) (хронические заболевания)

15 чел.

III группа здоровья (инвалид)

4чел.

В 2017-2018 году были поставлены следующие задачи:

  1. Содействовать формированию детского  коллектива. Создать в классе благоприятный микроклимат, где каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и защищено.
  2. Способствовать развитию эмоциональной и волевой сферы, через самопознание. Нацеливать детей на успешность и уверенность в своих силах.
  3. Помогать раскрывать и развивать личностные качества детей, творческие, интеллектуальные и другие способности.

1. Анализ эффективности планирования воспитательного процесса в классе в 2017-2018 году

Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших школьников.

За прошедший год было проведено  9 тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы имели разные направления в воспитательной работе и носили различную тематику: «Новый дом – ШКОЛА», «Они сражались за Родину», «Что такое добро и зло» ,«День личности в классе», «Моё здоровье – моё достижение», «Бытовой и уличный травматизм» и другие.  Они были направлены  на обобщение знаний и представлений первоклассников об окружающем их мире и своём месте в нём. Мною проводились мероприятия, в которых дети получали знания и практический опыт:

  • беседы  гражданской и нравственной направленности (соблюдение правил и норм, развитие  представлений о России и народе проживающих на её территории, о добре и зле), эстетической, экологической ,творческой, спортивной и беседам по формированию здорового образа жизни.
  • конкурсы: «Природа и фантазия» (поделки из природного материала), «Осенний букет» (конкурс  рисунков), «Прекрасная пора» конкурс чтецов и др.
  • спортивные мероприятия: «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.
  • классные праздники
  • общешкольные праздники и мероприятия (согласно плану ВР)

Поставленные перед коллективом в прошлом учебном 2017-2018 году задачи, я считаю выполненными.

2. Анализ развития коллектива класса.

Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года (в период адаптации) отмечались вспышки агрессии среди малой группы учащихся, непонимание своего нового статуса ученика, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников.

Класс функционирует как единое целое. В течение года дети привлекались к КТД (коллективным творческим делам), в которых каждый ученик класса имел коллективное поручение, с которым успешно справляется.

Началось формирование актива класса, который вовлекал во внеклассную и внеурочную деятельность учеников.

Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и с взрослыми; правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум.

Читайте также:  Бесит свой ребенок 1 год

Адаптировавшись к новым условиям обучения, дети стали проявлять активность и желание координировать свои действия: дежурить по классу, проводить зарядку перед уроками, проявляли инициативу в трудовой и игровой деятельности и т.д.

Делу сплочения коллектива способствовало проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.

Считаю, что главная воспитательная задача по формированию детского коллектива за прошедший год выполнена.

3. Анализ развития учащихся класса

Учащиеся класса обладают разным интеллектуальным потенциалом, т.к.  в 1 класс поступили дети  очень разные по степени подготовки к школе (были читающие и не знающие букв и цифр), очень отличалась степень развития  кругозора. Большая часть детей, не умела рассуждать, имели  недостаточный словарный запас. У части детей были плохо сформированы важные познавательные способности: внимание, память, восприятие, мышление, умение слушать и слышать и т.д. Мелкая моторика рук  у бльшинства детей развита  плохо.  У  Мажурина    рабочая рука была левая.Бетту, Догадкина, Кудряков, Попов, Чуприна Наталья , Золотухин , Карамашев  в дошкольном возрасте (по словам мам) не проявляли интерес к изобразительному искусству (не лепили, не рисовали, не вырезали), поэтому мелкая моторика рук развита слабо. Семь человек в классе нуждаются в логопедических занятиях – Бетту, Бекназарова, Кудряков,Дрокин, Юхнович, Попов, Чуприна. У них явно выражены различного рода дефекты речи.  Не у всех детей  были развиты навыки самообслуживания (не умели завязывать шнурки, следить за внешним видом).

В  2017 – 2018 учебном году произошла адаптация учащихся 1 класса к процессу обучения в школе. Главной задачей было нацелить детей на успешность и уверенность в своих силах, формирование мотивов обучения, создание чувства комфортности и защищённости.

За текущий период  у детей активно формировались учебные навыки. Все  учащиеся справились с программой 1 класса и были переведены во второй класс. У детей  пропал страх, активно формировалась уверенность в своих силах в учебной деятельности. Однако, развитие психических процессов (память, внимание и т.д.)  остаётся главной задачей для детей с низким уровнем развития при поступлении в 1 класс и им  требуются индивидуальные или дополнительные занятия. Детям с высоким уровнем интеллекта, так же требуется дополнительное внимание.

В классе есть учащиеся из «группы риска» (Попов, Карамашев). Это учащиеся, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем велась работа с этими детьми, проводились беседы с учениками, их родителями. Установлен контроль за деятельностью этих детей.

4. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

В прошедшем учебном году учащиеся класса получали дополнительное развитие в спортивной секции ,

 танцы –4 чел., танцевальный кружок (школа) – 5 чел,(рисование) – 1 чел.

 В течение года класс участвовал в социально значимых проектах районных, школьных и классных: «Декада Добрых Дел», «Родной край – люби и знай», «Шаг навстречу», «Посеешь привычку – пожнёшь характер», «Охранять природу – значит охранять Родину» и т.д.

Были организованы экскурсии в музей  ,ЦНТ  и др.

5. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса.

За прошедший учебный год классным руководителем было проведено 4 классных родительских собрания по плану: «Адаптация первоклассников», «Формирование учебных навыков. Как помочь ребёнку»,  «Что значит современные дети», «Типы семейного воспитания. Жизнь ребёнка и его успехи в школе». Родительские собрания проходили один раз в четверть. На собраниях помимо общепедагогических  вопросов обсуждались и  частные вопросы: режим дня первоклассника, безопасность детей по дороге в школу и обратно, в каникулы, пребывание одного дома, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, как организовать помощь ребёнку, школьное питание и подвоз детей к месту обучения и обратно.

Помимо родительских собраний проводилось заочное анкетирование родителей «Достаточно ли вы контактны с детьми», «Моё мнение как родителя о классе», посредством которого классный руководитель выясняла волнующие родителей вопросы и проводились индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Кроме того, один раз в четверть проходило заседания родительского актива по вопросам организации досуга детей, помощь в учебном и воспитательном процессе.

6. Анализ организации работы с учителями – предметниками.

Классным руководителем была организована серия посещений уроков музыки, физ.культуры с целью выяснения уровня адаптации первоклассников к новым условиям обучения. Проводились беседы с учителями – предметниками (музыки и физической культуры) по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках. Данные, собранные в результате опроса анализировались, для достижения позитивной динамики развития учащихся и классного коллектива в целом.

Выводы:

Проанализировав учебно-воспитательную работу в 1 «А» классе, считаю, что поставленные задачи в целом выполнены.

С учётом возникших трудностей и изменений в учебно-воспитательном процессе в 2017-2018году  для эффективности учебно-воспитательного процесса во 2 «А» классе считаю целесообразным планирование следующих  воспитательных задач:

  1. Формировать потребности к самоопределению своих интересов, способностей, возможностей. Продолжать развивать способность самопознания и саморазвития. Формировать знания о здоровом образе жизни.
  2. Развивать эмоционально-волевую сферу у детей и классного коллектива в целом; умение сопереживать за других людей, радоваться своим и чужим успехам.
  3. Способствовать развитию детского коллектива  по принципу: каждый ученик, умеющий проявить себя, делает жизнь классного коллектива разнообразней и интересней. Формировать потребность к созидательному труду в содружестве и в сотворчестве с другими членами классного коллектива.

Источник