Ребенка вырвало 3 года что дать
Все мамы и папы прекрасно знают, что рвота у детей — не такое уж редкое явление. Однако на практике, столкнувшись с приступом, многие попросту теряются и не знают, как оказать малышу первую помощь, что делать и куда звонить. Авторитетный детский врач Евгений Комаровский, автор многочисленных статей и книг о здоровье детей, рассказывает, почему случается рвота и что делать при этом взрослым.
О рвоте
Рвота — защитный механизм, рефлекторное извержение содержимого желудка через рот (или через нос). Во время приступа брюшной пресс сокращается, пищевод расширяется, сам желудок расслабляется и выталкивает все, что в нем есть, вверх по пищеводу. Этот довольно сложный процесс регулирует рвотный центр, который у всех людей расположен в продолговатом мозге. Чаще всего рвотные массы представляют собой смесь непереваренных остатков пищи и желудочного сока. Иногда в них могут наблюдаться примеси гноя или крови, желчи.
Самая распространенная причина детской рвоты — пищевое отравление. Рвота может наблюдаться при разных инфекционных заболеваниях: ротавирусной инфекции, скарлатине, тифе.
Реже такая проблема бывает спровоцирована накопившимися токсинами, такое состояние может возникнуть при серьезных заболеваниях почек.
Среди других причин рвотных приступов — болезни желудка и кишечника, неврологические диагнозы, травмы головы.
У детей нередко рвота может быть спровоцирована сильными эмоциональными потрясениями.
Виды
Врачи различают несколько видов детской рвоты:
- Циклическая рвота (ацетонемическая).
- Почечная.
- Гепатогенная.
- Диабетическая.
- Кардиальная.
- Психогенная.
- Церебральная.
- Кровавая.
В большинстве случаев рвота у детей начинается ночью. Малыш просыпается от сильной тошноты. В этой ситуации важно не пугаться и не растеряться. Действия родителей должны быть спокойными и уверенными.
Чем младше ребенок, тем более опасна для него рвота, поскольку может возникнуть обезвоживание организма, которое для малышей может закончиться летальным исходом.
Однократная рвота (без каких-либо дополнительных симптомов) у ребенка не должна вызывать особой тревоги у родителей, считает Евгений Комаровский. Дело в том, что именно таким образом организм «очищается» от накопившихся токсинов, пищевых элементов, которые ребенок не смог переварить. Однако родительское бездействие может быть чревато трагическими последствиями в тех случаях, если рвота многократная, а также если есть другие симптомы, указывающие на нарушения в организме.
Наиболее частая причина рвотных приступов у ребенка — пищевые отравления. Яд в организм крохи может попасть с разными продуктами: молочными, мясными, морепродуктами, овощами и фруктами.
В подавляющем большинстве случаев рвотный рефлекс вызывают нитраты и пестициды, которыми обрабатывают фрукты и овощи. Даже очень качественные продукты мясного происхождения могут стать причиной сильного отравления, если они приготовлены неправильно.
Евгений Комаровский подчеркивает, что первые симптомы пищевого отравления обычно начинают проявляться в промежутке от 4 до 48 часов после еды. Довольно часто остановить рвоту, которая спровоцирована пищей, можно самостоятельно, в домашних условиях.
Однако Евгений Комаровский напоминает, что есть такие ситуации, при которых мамы и папы не должны заниматься самостоятельным врачеванием. Врачебной помощи требуют:
- Дети от 0 до 3 лет.
- Дети, у которых рвота протекает на фоне повышенной температуры тела.
- Дети, у которых рвота, понос и боль в животе (все вместе или лишь часть симптомов) длятся уже более двух суток.
- Дети, которые не «одиноки» в своем заболевании (если аналогичные симптомы есть и у других домочадце
Есть ситуации, в которых ребенку как можно скорее нужна неотложная медицинская помощь. Вызывать «Скорую» следует при одном или нескольких следующих состояниях:
- Рвота возникла после употребления в пищу грибов.
- Рвота настолько интенсивна, что малыш не может пить воду.
- Рвота сопровождается помутнением сознания, несвязной речью, нарушением координации движений, пожелтением кожи, сухостью слизистых оболочек, появлением сыпи.
- Рвота сопровождается визуальным увеличением (опухлостью) суставов.
- На фоне многократной рвоты отсутствует мочеиспускание более 6 часов, моча имеет темный оттенок.
- В рвотных и (или) каловых массах имеются примеси крови, гноя.
В ожидании приезда врача ребенка нужно положить на бок, чтобы во время очередного рвотного приступа ребенок не захлебнулся рвотными массами. Грудного карапуза нужно держать на руках, на боку. Никаких медикаментов давать не надо.
Чтобы доктор смог скорее понять истинную причину состояния ребенка, родители должны вспомнить максимально подробно, что кроха ел за последние сутки, что пил, где был и чем занимался. Кроме того, маме с папой предстоит внимательно изучить рвотные массы, чтобы потом рассказать врачу о том, какого они цвета, консистенции, есть ли необычный запах, нет ли в них примесей крови или гноя.
Анализируем цвет
Темная рвота (цвета кофейной гущи) может свидетельствовать о серьезных проблемах с желудком, вплоть до язвенной болезни.
Если в массах есть примесь желчи и присутствует горько-сладкий запах, можно заподозрить неполадки в работе желчного пузыря и желчевыводящих путей.
Зеленый цвет рвотных масс может указывать на неврологический характер рефлекса, такой же бывает и рвота в сильной стрессовой ситуации, когда ребенок не может по-другому справиться с волнением и переживаниями.
Рекомендуется оставить образцы рвотных и каловых масс больного ребенка до приезда врача, чтобы показать их специалисту. Это будет способствовать наиболее быстрой и точной диагностике истинной причины состояния.
Рвота у грудного ребенка может быть вполне естественным процессом становления функций пищеварения, однако лучше, если это констатирует врач. Комаровский подчеркивает, что часто у детей грудного возраста рвота бывает вполне ожидаемой причиной банального переедания, если родители слишком усердствуют в желании накормить свое чадо побольше и покалорийнее.
Рвота может носить и другой характер — аллергический, травматический, а также воспалительный. Иными словами, этот рефлекс сопровождает великое множество самых разнообразных заболеваний, некоторые из которых требуют скорейшей госпитализации с последующей хирургической помощью, а потому недооценивать рвотные приступы не стоит.
Итак, родители должны приложить максимум усилий не для того, чтобы остановить рвоту любой ценой и пытаться лечить что-то народными средствами, а для того, чтобы внимательно наблюдать. Будет просто отлично, если приехавшему на вызов врачу они смогут сообщить следующие данные:
- Частота и периодичность приступов (через какие промежутки времени возникает рвота, сколько она продолжается).
- Становится ли ребенку легче после очередного приступа, уменьшается ли боль в животе.
- Каков примерный объем рвотных масс, их цвет и есть ли какие-то примеси.
- Чем болел малыш за последний год, за последние две недели.
- Что ел кроха, есть ли и у родителей подозрение на пищевое отравление.
- Изменялся ли вес ребенка за последние 2 недели.
Советы
Если у ребенка появились некоторые из вышеперечисленных симптомов, но рвоты нет, Комаровский советует вызвать рефлекс самостоятельно. Для этого малышу нужно дать выпить 2-3 стакана теплой воды или молока, а затем аккуратно ввести пальцы в ротоглотку и слегка пошевелить ими. Можно пальцами или ложкой слегка надавить на корень языка.
Кормить ребенка ничем не нужно. Однако поить — обязательно. При этом следует знать, что отпаивание ребенка при рвоте — целая наука, осуществлять его нужно строго по правилам. Во-первых, говорит Евгений Комаровский, питье должны быть дробным, но очень частым. Разовое количество — несколько глотков. Во-вторых, температура воды должна быть аналогичной температуре тела, так жидкость будет скорее всасываться, что убережет ребенка от обезвоживания. На вопрос, чем поить, доктор отвечает, что наилучшим вариантом являются растворы для пероральной регидратации или приготовленные в домашних условиях солевые растворы. При желании можно давать ребенку негазированные минеральные воды, чай, компот.
Ни в коем случае не нужно добавлять в питье сахар, варенье, мед. Если ребенок наотрез отказывается пить то, что положено, предложите ему то, что ему нравится — сок или сладкий напиток, но при этом разбавьте его водой настолько, чтобы полученное питье было максимально прозрачным.
Активированный уголь давать полезно, но лишь в строго обозначенных пропорциях — 1 грамм препарата на килограмм веса ребенка, не меньше. Если повысилась температура, можно дать малышу жаропонижающее, лучше всего подойдет «Парацетамол».
Не стоит перевозить ребенка в лечебное учреждение самостоятельно. В машине кроху может «растрясти» еще больше, и приступы усилятся. Комаровский предостерегает родителей давать при рвоте спиртовые растворы и марганцовку.
Разрешенные для детей препараты – «Смекта», «Регидрон», «Энтерофурил».
Комаровский призывает родителей быть благоразумными и не давать при рвоте детям средства, которые часто советуют «знатоки» народной медицины (например, молочно-желтковую смесь), поскольку такое «лечение» может лишь ухудшить состояние ребенка.
Кормить после рвоты следует постепенно, не перегружая желудок – небольшими порциями, избегая жирного, сладкого, соленого и кислого.
Что делать при рвоте у ребенка расскажет доктор Комаровский в видео ниже.
Источник
27 детских «не хочу»: как вести себя родителям малышей, чтобы сохранить рассудок
Рассказывает Монтессори-педагог.
Детские «не хочу» — это сопротивление в форме рева, взрыва, истерики и ослиного упрямства на ровном месте. Иногда родителей накрывает отчаяние — кажется, что этот кошмар не закончится никогда.
Конечно, ребенок вырастет, так что, держитесь. А пока мы собрали полный перечень детских «не хочу» и адекватных взрослых ответов на них. Как разговаривать с «великим Нехочухой», подсказывает Монтессори-педагог Татьяна Брыкова.
Не хочу спать!
Если этот вопрос часть других — не хочу есть, пить, спать, умываться, не хочу ничего — и возраст ребенка 1,5-4 года, скорее всего, мы наблюдаем кризис трех лет.
Важное отступление про кризис трех лет. Ребенок уже прошел кризис одного года: он научился управлять своим телом, освоил прямохождение, манипулирование предметами. К трем годам он начинает понимать, что его мир сильно ограничен взрослыми. Чем больше ребенка опекают и чем больше взрослые его обслуживают, тем сильнее у него накапливается чувство собственной неполноценности. Рано или поздно ребенок понимает, что в его власти только отказаться от того, что ему предлагает родитель. Именно ограниченная ситуация порождает яростный протест: не хочу все!
Кризис трех лет в норме разрешается тем, что ребенок начинает осваивать игру: я не могу быть водителем трамвая — но я могу играть в водителя трамвая. Ребенок сублимирует взрослую деятельность в игре — и этим разрешает свою невозможность делать взрослые дела.
Игра — это сублимация современного мира. В доисторическом обществе, когда деятельность взрослого была примитивна, ребенок просто начинал выполнять те обязанности, которые ему были посильны. Он включался в работу взрослых и чувства неполноценности не возникало: кризис-то был, но он моментально находил свое разрешение. Посмотрите на список «не хочу» в этой статье — крестьянскому ребенку 300 лет назад никто ничего подобного не предлагал.
В настоящее время кризис трех лет разрешается так: чем больше у ребенка в возрасте от 1,5 лет появляется своих дел и обязанностей, тем меньше протеста у него возникает.
Ребенок в группах Монтессори проблем негативизма не знает: не хочешь есть — не ешь. Там у ребенка почти нет «нехотения».
Что делать в случае, если проблема сиюминутная: прямо сейчас нужно укладывать ребенка спать, а он спать не хочет.
Важно: как часто такое возникает? Если не хочет спать только сейчас, ситуация одна. Если скандалы с укладыванием спать постоянные — решение будет совершенно другим.
Смотрим на причины. Если сегодня в гости приехала бабушка и ребенок не хочет спать, решение одно. Если ребенок встает вовремя и каждый вечер скандалит из-за того, что его укладывают спать в 8 часов — может быть, имеет смысл укладывать позже. Или организовывать ритуалы, потому что зачастую мама приходит и с места в карьер: пора спать, идем чистить зубы. То есть ребенку необходимо прервать игру, перестроиться и пойти спать, а он еще не умеет так собой управлять. Нужен ритуал: мама может позвать его на вечернюю сказку, пусть это будет даже мультфильм. Это может быть общение, которого ребенок ждет целый день. Ситуация укладывания спать должна быть привлекательна.
Как уложить ребенка спать без мучений. 11 советов от консультанта по сну
Если ребенок перестал хотеть спать внезапно, необходимо проверить, не появилось ли у него страхов: темноты или монстров, может, он посмотрел страшный мультик, прочитал страшную историю или кто-то что-то ему рассказал.
Не хочу одеваться!
Частные случаи: не хочу надевать много тяжелой зимней одежды. Не хочу надевать этот шарф, он колется. Не хочу надевать эту футболку, она некрасивая!
Сначала про зимнюю одежду. Основная причина того, почему ребенок не хочет одеваться, — он не умеет и ему неудобно. Этот вопрос надо продумывать, находить лайфхаки, приемы, хитрости.
Ребенок недостаточно умел, чтобы одеваться самому; важно, чтобы одежда была комфортная. Ему должно быть удобно надевать ботинки, легко натягивать штаны.
Уже с 1,5 лет нужно постепенно обучать, давать инструкции, расширять детские возможности: в 1,5 года ребенок в состоянии надеть на себя шапку или носки.
Мама параллельно одевается сама, рассказывая, что они будут делать на улице, когда оденутся, на какую машину они посмотрят, какую кису они проведают, какой сок будут в магазине покупать. Ребенок получает информацию о том, зачем ему нужно одеваться, это важно!
Если шарф колется — найдите другой шарф.
Если не нравится футболка — наденьте другую. Прививать малышу чувство стиля и ссориться с ним из-за неподходящей (по вашему мнению) одежды — это трата нервов и времени. Если ребенок хочет идти на улицу в купальнике и резиновых сапогах, а на улице при этом тепло — почему нет. Если ему кажется некрасивой зимняя одежда, без которой не обойтись, можно попробовать купить значки или термо-наклейки с изображениями героев мультфильмов. Опять же, оставьте уже ваше чувство прекрасного: да, Человек-Паук на новом пуховике, возможно, смотрится нелепо, но зато вы избавлены от утренних препирательств, а ребенок счастлив.
Не хочу есть!
Ребенок не обязан есть кашу, суп или овощи. Но ребенок также не должен диктовать маме, что готовить. Родители могут лишь прислушиваться к тому, что ребенок любит, и согласовывать этот момент.
Не проблема, если ребенок съест немного меньше, это не страшно.
Хорошо в возрасте от 3 лет ребенку давать возможность наливать и накладывать себе самому. Когда не мама накладывает еду и ставит тарелку, а у ребенка есть возможность подставить стул и с маминой помощью положить столько, сколько он хочет.
Как научить трехлетку самостоятельности без ущерба для жизни: 10 способов
Маленький ребенок накладывает обычно больше, чем может съесть, поэтому с ним нужно обсуждать, что еда – это ценность и труд, что каждый кусочек посадили, вырастили, собрали, привезли, приготовили. Поэтому выбрасывать еду не очень хорошо. Предложить детям подумать, что сделать, чтобы еда выбрасывалась поменьше — они сами приходят к мысли, что надо начинать с небольших порций, а потом, если хочется, положить добавки.
Не хочу выключать планшет!
Это вопрос правил. Есть вещи, которые не находятся в компетенции ребенка. Вполне нормально, что планшет — собственность мамы и она решает, когда и на сколько ребенок его получает.
Если эта ситуация решается с прогибами — ты сильно плачешь, ладно можно, а завтра опять нельзя, послезавтра я разговариваю по телефону, поэтому забери планшет и отстань — у ребенка нет информации, как долго можно пользоваться планшетом, нет границ, насколько он в этой ситуации хозяин, и тогда он будет скандалить больше, чаще и сильнее.
Поэтому планшет выдается по таймеру или расписанию.
Не хочу идти на улицу!
Если это не кризис трех лет, то проблема решается вопросом «зачем мы идем на улицу». Когда взрослому необходимо выйти по делам, тогда это вопрос правил: прости, пожалуйста, я не могу оставить тебя одного дома, хочешь-не хочешь, идти надо.
Можно договариваться с ребенком, какой дорогой вы пойдете или как будете смотреть ту машину с оленем на капоте или кошку в таком-то окошке.
Если дело для ребенка неинтересное (поход к врачу, в банк), на обратном пути можно предложить выбрать то, что ему интересно. Причем мы не подкупаем ребенка покупкой шоколадки — мы даем ему выбор из того, что можно.
Если ситуация дошла до истерики, ребенка нужно взять на руки (или посадить к себе на колени) и дать выплакать слезы тщетности. Я тебе сочувствую и хочу помочь, я тебя люблю, давай вместе решать, как сделать, чтобы тебе было повеселее, но все равно надо идти сегодня в ЖЭК, что поделаешь.
Но лучше до слез не доводить и предложить какое-то интересное дело. А требовать, чтобы ему было интересно ходить с мамой в Сберкассу, — нонсенс.
Не хочу уходить с улицы, из игровой, с батута
Ситуация возникает, когда мама внезапно сообщает увлеченному ребенку, что пора идти, а он ее не слышит — и возникает скандал. У маленьких детей эта проблема решается тем, что мы уходим не с прогулки, а меняем одно интересное занятие на другое интересное занятие. Погуляли на площадке — а теперь идем посмотреть на интересную машину, рисовать стрелочки на асфальте, рисовать тайные знаки на снегу, открывать магнитным ключом дверь (я тебя подниму, ты сам откроешь), проверять почту, нажимать кнопки в лифте. То есть мы идем не домой, а заниматься другими интересными вещами.
В перерывах, когда ребенок закончил свою основную деятельность, — откачался на качелях, откатался на горке и ищет, чем бы еще заняться — в этом момент мы подсказываем ему идею.
Не хочу идти дальше! (останавливается на улице и дальше не идет)
А куда хочешь? — Хочу здесь сидеть! — Ну давай посидим.
Если торопимся — иди на ручки, я тебя понесу. Хорошо, если это произносится не в директивном тоне, а в игровом: как бы мне тебя понести — за руки, за ноги или за нос? Либо можно выбирать: если идти не будем, то давай мы с тобой попрыгаем или полетим, можем пальчиками ходить по бордюру или играть в божьих коровок и перепрыгивать.
Ребенку не нравится, когда его перемещают в пространстве как мешок картошки, — конечно, он протестует.
Не хочу убирать игрушки!
Вопрос делится на 2 части: как организовано хранение игрушек и как организована игра.
Если игрушки находятся в неструктурированном хаосе в больших баулах-мешках-коробках, если ребенку дается полная воля их высыпать-рассыпать-расставлять — логично, что четырехлетка убрать этот хаос за собой не может. Это ошибка родителя, не ребенка. В такой ситуации необходимо игрушки рассортировать: от части избавляемся, часть убираем на верхнее хранение.
С 3 лет ребенка его игрушки должны быть расставлены на стеллажах и их должно быть видно. Если игрушки хранятся в контейнере, аккуратно их убрать ребенок не может, большого смысла эти игрушки не имеют.
Хорошо бы договариваться, чтобы игра происходила по правилам: сначала убрали машинки, потом достали конструктор.
Хорошо убирать игрушки в игровой форме: возвращать машинки в гараж, кукол — домой, строить башню из кубиков в ящике, убирать игрушки на скорость под быструю музыку.
Если я впервые решила заставить ребенка убирать игрушки, а он не убирает — это вполне естественно. Лучше, если это будет системой с раннего возраста: игрушек немного, они выставляются на стеллаж и ротируются родителем. То, что не используется — ставится на антресоль. Можно вместе выбирать, что мы достаем на следующей неделе — и это еще одна компетенция ребенка, в этом случае он настоящий хозяин игрушек.
Хорошо, когда место на полках ограничено и ребенок знает: чтобы что-то добавить, надо что-то убрать. В случае, если игрушки желанны и осознанны, если это не пластиковый мусор, убираются они с большим трепетом.
Если вы вспомните детские начала или середины 20 века — на этажерке стоят кукла, мячик, мишка, кубики, коробка с солдатиками. А 3 икеевских короба с Лего трудно убрать даже взрослому; как это будет убирать четырехлетний ребенок?
Не хочу выкидывать сломанную игрушку!
Значит, будем чинить. Если она так дорога и нужна – не выкидывать. Если игрушек много и это ломаный хлам — предлагаем разбирать: сам решай, какие игрушки нужны, какие выкинуть.
Не хочу умываться!
Дети умываются вместе со взрослым. Мама чистит зубы — ты чистишь зубы, мама умывается — ты умываешься. Это не желание, это правило. Маленького ребенка умывает родитель и постепенно разрешает умываться самому. Хорошо, когда не заставляют умываться, а разрешают.
Если умываться не хочет ребенок постарше, нужно проверить: может, он боится воды, у него чувствительная кожа, щиплется мыло, физические проблемы. Важно поддерживать, радоваться — не хвалить, а именно поддерживать. Хорошо работает похвала в 3 лице, когда мама рассказывает кому-то: Вася сегодня так здорово умывался.
Не хочу слушать сказку!
Нет проблемы. Почему ребенок должен хотеть слушать сказку? Не хочет — не слушает.
Не хочу веселиться на детском празднике и водить хоровод
Ребенок не должен хотеть веселиться. Не хочет — не водит. Да, конечно, вам очень хочется, чтобы он был лидером, но это уже проблема родителя, а не ребенка. Застенчивым и тревожным детям часто бывает очень трудно включиться в общее веселье, особенно, когда вокруг еще толпа незнакомых взрослых и громкая музыка. Не нужно их заставлять.
Не хочу в гости!
Гости — это удовольствие, если удовольствия нет, не надо ходить в такие гости.
Приглашение в гости к ровесникам — не хочешь, не иди. Если зовут в гости к бабушке и надо ехать — извини, не могу тебя оставить дома одного. Сходим, подарим подарок и пойдем домой.
Выясняем, почему ребенок не хочет в гости. Возможно, там его берут на руки без разрешения, заставляют есть, разговаривают с ним так, как ему не нравится. Тогда вопрос нужно решать с взрослыми, а не с ребенком.
Не хочу уходить из гостей!
Это вопрос правил: все уходят, праздник закончился. Если надо уйти раньше, когда праздник еще продолжается, — объяснять, почему.
Не хочу делиться игрушками или вкусным!
Ребенок не обязан делиться.
Не хочу отдавать чужую игрушку владельцу!
Как получилось, что чужая игрушка оказалась у ребенка? Если схватил и не отдает, это одно, если дали поиграть, это другое.
Если схватил и не отдает — искреннее удивление мамы: нет, что ты, это же Васина! Давай мы Васе отдадим, а если она тебе очень понравилась, давай предложим поменяться.
Если игрушка понравилась-хочу-сейчас дайте-ничего меня не успокаивает — обнять, пожалеть и дать выплакаться. Очень жаль, но это не наша игрушка. Может, мы такую на день рождения купим, если ты не передумаешь.
Игрушка владельцу отдается без вопросов, ребенок утешается и хвалится: ты хорошо поступил, что вовремя отдал вещь, ты хороший человек.
Не хочу обнимать бабушку или разговаривать с ней по телефону!
У ребенка нет обязанности обнимать бабушку.
Не хочет разговаривать по телефону — то же самое. Можно спросить: бабушке передать от тебя привет? И вслух: бабушка, он передает тебе привет, он сейчас конструктор собирает, не хочет разговаривать, но привет передает.
Это вопрос отношений мамы и бабушки, а не ребенка.
Не хочу пристегиваться в автокресле!
Это вопрос безопасности, его ребенок не решает. Пристегиваемся без вопросов. Мы полны сочувствия, но это правило. Даем ему в руки планшет, машинку, куклу и едем даже с криками и воплями.
Обычно протест вызывает, если мама пристегивает, бабушка не пристегивает, до магазина не пристегиваемся, туда-то пристегиваемся. Должно быть правило: пристегиваемся всегда.
Продолжение на сайте Chips Journal
Источник